рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

"Серебряный век" русской культуры

"Серебряный век" русской культуры - раздел Литература, Основные Черты И Значение Серебрянного Века Для Культуры России. Художествен...

Основные черты и значение Серебрянного века для культуры россии. Художественная культура рубежа веков важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, всеобщей переоценки ценностей, по выражению М. В. Нестерова.Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры.

Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве. В русской художественной культуре конца Х1Х начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний.Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась уйти от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики.

Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.Понятие модернизм фр. тое1егпе современный включало многие явления литературы и искусства ХХ в рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества расширяются рамки реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализ-ма. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны.

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм.В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению антиреалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии.

Властителями душ значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в культе силы сверхчеловека, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов.

Глубокая враждебность революционным, демокра тическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева Санин 1907, который пользовался большой популярностью как самый модный роман.

Его герой издевался над теми, кто готов пожертвовать жизнью ради конституции. С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту. Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.СИМВОЛИЗМ Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны.

Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше. Художественным и публицистическим органом символистов был журнал Весы 1904 1909.Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, писал Эллис, нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума внешнему усовершенствованию форм общежития.

Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам . Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих создателей Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

Символисты всячески стремились сделать своими Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым испуганным соглядатаем жизни, Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал предчувствием символа символов Вечной Жен-ственности в. С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма.

В то время как поэты-реалисты, пишет К. Бальмонт, рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию.Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями, утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов мистическими ключами тайн, которые помогают человеку выйти к свободе.

Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия. Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов 1873 1924. Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво.Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения Я вижу новый бой во имя новой воли Ломать я буду с вами строить нет 1905 Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.

Идейные противоречия эпохи так или иначе повлияли на отдельных писателей-реалистов.

В творческой судьбе Л. Н. Андреева 1871 1919 они сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни.Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина 1870 1953. Наиболее значительные его произведения той поры повести Деревня 1910 и Суходол 1911. 1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-политической жизни России.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др. это группа старших символистов, которые явились зачинателями направления.В начале 900-х годов выделилась группа младших символистов А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов,А. Блок и др. В основе платформы младших символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности.Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства создание вселенского духовного организма, что художественное произведение это изображение предмета и явления в свете будущего мира, с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя.

В этом заключено, по разъяснению А. Белого, соединение вершин символизма как искусства с мистикой. Признание, что существуют миры иные, что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы.

Это мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность это создание художника Моя мечта и все пространства, И все чреды, Весь мир одно мое убранство, Мои следы Ф. Сологуб Разбив оковы мысли, быть скованным мечтой, призывает К. Бальмонт.

Призвание поэта связать мир реальный с миром запредельным. Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч. Иванова Средь гор глухих И думал я О гений Как сей рог, Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах Будить иную песнь.Блажен, кто слышит. .А из-за гор звучал ответный глас Природа символ, как сей рог. Она Звучит для отзвука.

И отзвук бог. Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук. Поэзия символистов это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной.Это звонко-звучная тишина у В. Брюсова, И светлых глаз темна мятежность у Вяч. Иванова, сухие пустыни по-зора у А. Белого и у него же День жемчуг матовый слеза течет с восхода до заката.

Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус Швея. На всех явлениях лежит печать. Одно с другим как будто слито. Приняв одно стараюсь угадать За ним другое, то, что скрыто . Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, лила, качала Два темно-алые стекла.Белей, лилей, алее дала Бела была ты и ала Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.

С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им грядущего хама. Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов. К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении.В недрах самого символизма, писал В. Брюсов в статье Смысл современной поэзии, возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным.

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис.Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, символизм закончил свой круг развития и теперь падает.

На смену ему пришел акмеизл от греч. акме высшая степень чего-либо, цветущая пора. Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев 1886 1921 и С. М. Городецкий 1884 1967. В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин и др. АКМЕИЗМ Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ реального земного бытия, му-жественно твердый и ясный взгляд на жизнь.Но вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии.

В эстетике акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой платформы и обрести новые идейно-художественные качества А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич.В 1912 г. сборником Гиперборей заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета. Цех поэтов, как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А. Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др. Акмеисты считали себя наследниками достойного отца символизма, который, по выражению Н. Гумилева, закончил свой круг развития и теперь падает. Утверждая звериное, первобытное начало они еще называли себя адамистами, акмеисты продолжали помнить о непознаваемом и во имя его провозглашали всякий отказ от борьбы за изменение жизни.

Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где есть смерть, пишет Н. Гумилев в работе Наследие символизма и акмеизм, так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним открытая дверь.

Это же утверждает и С. Городецкий После всех неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий.Современный человек почувствовал себя зверем, лишенным и когтей и шерсти М. Зенкевич Дикая порфира, Адамом, который огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуйя.

И в то же время у акмеистов постоянно звучат ноты обреченности и тоски.Творчество А. А. Ахматовой А. А. Горенко, 1889 1966 занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник Вечер вышел в 1912 г. Критика сразу же отметила отличительные черты ее поэзии сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм.

Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Своей любовью к человеку, верой в его духовные силы и возможности она явно отходила от акмеисти-ческой идеи первозданного Адама. Основная часть творчества А. А. Ахматовой приходится на советский период. Первые сборники А. Ахматовой Вечер 1912 и Четки 1914 принесли ей громкую известность.Замкнутый, узкий интимный мир отображается в е творчестве, окрашенном в тона грусти и печали Я не прошу ни мудрости, ни силы. О, только дайте греться у огня Мне холодно Крылатый иль бескрылый, Веселый бог не посетит меня . Тема любви, главная и единственная, напрямую связана со страданием что обусловлено фактами биографии пэтессы Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь . Характеризуя раннее творчество А. Ахматовой, Ал. Сурков говорит, что она предстает как поэт резко очерченной поэтической индивидуальности и сильного лирического таланта подчеркнуто женских интимно-лирических переживаний.

А. Ахматова понимает, что мы живем торжественно и трудно, что где-то есть простая жизнь и свет, но отказаться от этой жизни она не хочет Да, я любила их, те сборища ночные На маленьком столе стаканы ледяные, Над черным кофеем пахучий, тонкий пар, Камина красного тяжелый, зимний жар, Веселость едкую литературной шутки И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий . Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности, о чем очень зло высказался О. Мандельштам, уверяя, что русские символисты за-печатали все слова, все образы, предназначив их исключительно для литургического употребления.

Получилось крайне неудобно ни пройти, ни встать, ни сесть.

На столе нельзя обедать, потому что это не просто стол. Нелыя зажечь огня, потому что это, может, значит такое, что сам потом рад не будешь.И вместе с тем, акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по выражению С. Городецкого, они рождаются впервые как невиданные доселе, но отныне реальные явления.

Этим определяется изысканность и своеобразная манерность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости он ни предстал. Например, у Волошина Люди звери, люди гады, Как стоглазый злой паук, Заплетают в кольца взгляды.Круг этих образов сужен,чем достигается чрезвычайная красота , и что позволяет добиваться при описании его все большей изысканности Медлительнее снежный улей, Прозрачнее окна хрусталь, И бирюзовая вуаль Небрежно брошена на стуле.

Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой. И, если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь трепетание стрекоз Быстроживущих, синеглазых . О. Мандельштам Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н. С. Гумилева. В его творчестве преобладала экзотическая и историческая тематика, он был певцом сильной личности.Гумилеву принадлежит большая роль в развитии формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.

Напрасно акмеисты так резко отмежевали себя от символистов. Те же миры иные и тоску по ним мы встречаем и в их поэзии. Так, Н. Гумилев, приветствовавший империалистическую войну как святое дело, утверждавший, что серафимы, ясны и крылаты, за плечами воинов видны, через год пишет стихи о конце мира, о гибели цивилизации Чудовищ слышны ревы мирные, Вдруг хлещут бешено дожди, И все затягивают жирные Светло-зеленые хвощи.Когда-то гордый и смелый завоеватель понимает губитель- ность разрушительность вражды, охватившей человечество Не все ль равно Пусть время катится, Мы поняли тебя, земля Ты только хмурая привратница У входа в Божии поля . Этим объясняется неприятие ими Великой Октябрьской социалистической революции.

Но судьба их не была однородной.Одни из них эмигрировали Н. Гумилев якобы принял активное участие в контрреволюционном заговоре и был расстрелян. В стихотворении Рабочий он предсказал свой конец от руки пролетария, отлившего пулю, что меня с землею разлучит.

И господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и краткий век. Это сделал в блузе светло-серой Невысокий старый человек. Такие поэты, как С. Городецкий, А. Ахматова, В. Нарбут, М. Зенкевич не смогли эмигрировать. Например, А. Ахматова, которая не поняла и не приняла революцию, покинуть родину отказалась Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Не сразу вернулась она к творчеству.

Но Великая Отечественная война вновь пробудила в ней поэта, поэта-патриота, уверенного в победе своей Родины My-жество, Клятва и др А. Ахматова в своей автобиографии писала, что для нее в стихах связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. ФУТУРИЗМ Одновременно с акмеизмом в 1910 1912 гг. возник футуризм.Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других.

Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина И. В. Лотарев, 1887 1941. В группе футуристов под названием Центрифуга начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.

Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций. В своем манифесте с эпатирующим названием Пощечина общественному вкусу, опубликованном в сборнике с тем же названием в 1912 г они призывали сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности. А. Крученых отстаивал право поэта на создание заумного, не имеющего определенного значения языка.В его писаниях русская речь действительно заменялась бессмысленным набором слов. Однако В. Хлебников 1885 1922, В.В. Каменский 1884 1961 сумели в своей творческой практике осуществить интересные эксперименты в области слова, благотворно сказавшиеся на русской и советской поэзии. В среде поэтов-футуристов начался творческий путь В. В. Маяковского 1893 1930. В печати его первые стихи появились в 1912 г. С самого начала Маяковский выделялся в поэзии футуризма, привнеся в нее свою тему. Он всегда выступал не только против всяческого старья, но и за созидание нового в общественной жизни.

В годы, предшествовавшие Великому Октябрю, Маяковский был страстным революционным романтиком, обличителем царства жирных, предчувствующим революционную грозу.

Пафос отрицания всей системы капиталистических отношений, гуманистическая вера в человека с огромной силой звучали в его поэмах Облако в штанах, Флейта-позвоночник, Война и мир, Человек.Тему поэмы Облако в штанах, опубликованной в 1915 г. в урезанном цензурой виде, Маяковский впоследствии определил как четыре крика долой Долой вашу любовь, До-лой ваше искусство, Долой ваш строй, Долой вашу религию Он был первым из поэтов, кто показал в своих произведениях правду нового общества.

В русской поэзии предреволюционных лет были яркие индивидуальности, которые трудно отнести к определенному литературному течению.Таковы М. А. Волошин 1877 1932 и М. И. Цветаева 1892 1941. После 1910 г. возникает еще одно направление футуризм, резко противопоставившее себя не только литературе прошлого, но и литературе настоящего, вошедшее в мир со стремлением ниспровергать все и вся. Этот нигилизм проявлялся и во внешнем оформлении футуристических сборников, которые печатались на оберточной бумаге или обратной стороне обоев, и в названиях Молоко кобылиц, Дохлая луна и т. п. В первом сборнике Пощечина общественному вкусу 1912 была опубликована декларация, подписанная Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Хлебниковым, В. Маяковским.

В ней футуристы утверждали себя и только себя единственными выразителями своей эпохи.

Они требовали Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности, они отрицали вместе с тем парфюмерный блуд Бальмонта, твердили о грязной слизи книг, написанных бесконечными Леонидами Андреевыми, огулом сбрасывали со счетов Горького, Куприна, Блока и пр. Все отвергая, они утверждали Зарницы новой грядущей Красоты Самоценного самовитого Слова. В отличие от Маяковского они не пытались ниспровергать существующий строй, а стремились лишь обновить формы воспроизведения современной жизни.

Основа итальянского футуризма с его лозунгом вой-на единственная гигиена мира в русском варианте была ослаблена, но, как замечает В. Брюсов в статье Смысл современной поэзии, эта идеология проступала между строк, и массы читателей инстинктивно сторонились этой поэзии.Футуристы впервые подняли форму на должную высоту, утверждает В. Шершеневич, придав ей значение самоцелевого, главного элемента поэтического произведения.

Они совершенно отвергли стихи, которые пишутся для идеи. Этим объясняется возникновение огромного числа декларируемых формальных принципов, вроде Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание или Нами уничтожены знаки препинания, чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана Садок судей. Теоретик футуризма В. Хлебников провозглашает, что языком мирового грядущего будет язык заумный.Слово лишается смыслового значения, приобретая субьективную окраску Гласные мы понимаем, как время и пространство характер устремления, согласные краска, звук, запах.

В. Хлебников, стремясь расширить границы языка и его возможности, предлагает создание новых слов по корневому признаку, например корни чур и чар Мы чаруемся и чураемся. Там чаруясь, здесь чураясь, То чурахарь, то чарахарь, Здесь чуриль, там чариль. Из чурыни взор чарыни. Есть чуравель, есть чаравель. Чарари Чурари Чурель Чарель Чареса и чуреса.И чурайся и чаруйся . Подчеркнутому эстетизму поэзии символистов и особенно акмеистов футуристы противопоставляют намеренную деэстетизацию.

Так, у Д. Бурлюка поэзия истрепанная девка, душа кабак, а небо рвань,у В. Шершеневича в заплеванном сквере голая женщина хочет из грудей отвислых выжать молоко.В обзоре Год русской поэзии 1914 В. Брюсов, отмечая преднамеренную грубость стихов футуристов, справедливо замечает Весьма недостаточно поносить бранными словами все, что было, и все, что есть вне своего кружка, чтобы уже найти нечто новое.

Он указывает, что все их новшества мнимые, ибо с одними мы встречались у поэтов XVIII века, с другими у Пушкина и Вергилия, что теория звуков красок разрабатывалась Т. Готье. Любопытно, что при всех отрицаниях других направлений в искусстве футуристы ощущают свою преемственность от символизма.Любопытно, что А. Блок, заинтересованно следивший за творчеством Северянина, с беспокойством говорит У него нет темы, а В. Брюсов в статье 1915 г посвященной Северянину, указывает Отсутствие знаний и неумение мыслить принижают поэзию Игоря Северянина и крайне суживают ее горизонт.

Он упрекает поэта в безвкусице, пошлости, и особенно резко критикует его военные стихи, которые производят тягостное впечатление, срывая дешевые аплодисменты публики.А. Блок еще в 1912 г. сомневался О модернистах я боюсь, что у них нет стержня, а только талантливые завитки вокруг, пустоты Русская культура кануна Великого Октября представляла собой итог сложного и огромного пути. Отличительными чертами ее всегда оставались демократизм, высокий гуманизм и подлинная народность, несмотря на периоды жестокой правительственной реакции, когда прогрессивная мысль, передовая культура всячески подавлялись.

Богатейшее культурное наследие дореволюционного времени, веками создававшиеся культурные ценности составляют золотой фонд нашей отечественной культуры.

– Конец работы –

Используемые теги: Серебряный, век, Русской, культуры0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: "Серебряный век" русской культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Серебряный Век русской культуры
На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система… Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты… Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Серебряный век русской литературы. В. Хлебников
Культурная атмосфера семьи способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта, разносторонности его интересов иностранные языки,… Судьба определилась литература и философско-математические изыскания.… Устанавливаются дружеские отношения с молодыми художниками Хлебников был одаренным художником. Однако сближение с…

XVIII век в русской культуре
И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века , в… Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была… Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке…

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ С РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ВВЕДЕНИЕ Проблема развития… Изучение процесса формирования и развития музыкальной культуры Хакасии, ее… Самое надежное в вопросе общественной науки - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с…

Золотой век русской культуры
Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась хрестоматийным глянцем, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному… В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий узел в колесе русской истории… Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной знаковой системой самых разных…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблема адаптации "чужого" в русской культуре XVIII века Заключение Список использованной литературы. Проблема адаптации чужого в русской культуре XVIII века. Глава I. Введение. В… Рассматриваемую проблему можно сформулировать как вопрос чем же является искусство XVIII века в России -…
  • Русская культура в начале XX века Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Рассмотрению двух из них и посвящена данная работа. «СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве,…
  • Вклад русской культуры 19 в. в мировую культуру XIX век время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение. О культуре России… Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная… В 80 90-е гг. XIX в когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере…
  • Русская культура в начале XX века Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности.… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической…
  • XVIII век в русской культуре И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века , в… Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была… Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке…