рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образы помещиков в поэме "Мертвые души"

Образы помещиков в поэме "Мертвые души" - раздел Литература, Образы Помещиков И Сравнение Их С Чичиковым("по Поэме "мёртвые Души") "мёртв...

Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым("По поэме "Мёртвые души") "Мёртвые души" - одно из ярчайших пр-ий русской и мировой лит-ры, вершина худ. мастерства Гоголя.Одной из основных тем в тв-ве Гоголя явл. тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гголя явл. сатира.В образах помещиков отражается процесс постепенной дуградации помещичьего класса, выявляются все его опроки и недостатки.

Сатира Гоголя окрашена иронией и "Бьёт прямо в лоб".Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Поэма построена как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего "мертвые души". Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях.Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным.

В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества Открывает портретную галерею помещиков Манилов(Iглава).Уже в самой фамилии проявляется его характер.Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая "немногих могла заманить своим местоположением". С иронией описывает автор господский двор, с претензией на " англицкий сад с заросшим прудом" , жиденький кустиками и с бледной надписью "Храм уедимнённого размышления". Говоря,о Манилове автор восклицает: " Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова". Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы.

Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности.Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией.

Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни.О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(илиМ. живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к практическому действию) Манилов мнит себя носителем духовной культуры.

Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором "вечно что-нибудь недоставало", о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался со слишком умным министром.В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода !" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота.

Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.

Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств.Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом.

В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке.Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души При переходе к образу Ноздрева Гоголь подчеркивает контраст между ним и коробочкой.

В противоположность неподвижной помещице Ноздрев отличается удалью и "широким размахом натуры". Он подвижен, готов заняться любым делом, незадумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели.Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов:"Всё заканчивается или пустяками, или всевозможными историями". Его активность направлена на прожигание жизни.

Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут ожидать удовольствия жизни. В отличие от Коробочки, Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами.В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика даёт исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные понятия.

Оба являются источником прожигания жизни. Везде, где появляется Ноздрев, там кутерьма, скандал. В понимани Ноздрева его жизнь наполнена смыслом. В этом отношении он напоминает манилова, но отличается тем, что любит приврать, приукрасить. В разговоре с Чичиковым он хвастается абсолютно всем: жеребцом , прудом, собакой и в своей лжи просто не истощим.Ложь для самой лжи. В отношении с людьми Ноздрев свободен от каких-то норм и принципов.

Он легко сходится с людьми , но не остаётся верен своему слову, не чьему-либо другому. В стремлении Ноздрева внести разлад в чужую жизнь чувствуется желание всем напакостить. В итоге, вся многосторонность героя лишена какого-либо положительного начала.Гоголь Ноздрева назвал "историческим человеком".(" Ноздрев был в некотором отношении исторический человек")Ни на одном собрании,где он был, не обходилось без историй.В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет.

При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. " Он был похож на средней величины медведя" пишет о нем Гоголь.В Собакевиче преобладает животное начало.

Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:" Просвещение - вредная выдумка". В нем уживается поместный существователь и накопитель.В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей.В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова.

Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит.В отличие от Манилова, в его восприятии все люди - разбойники, негодяи, дураки.( в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого.

Каждая вещь как бы говорила:"И я тоже Собакевич" Последний помещик, которого посещает Чичиков Плюшкин, подобен по стремлениям К. и С но стремление к накопительству принимает у него характер всеобъемлющей страсти. Единственная цель его жизни - это накопление вещей. В итоге он не отличает важного, нужного от мелочей, полезного от несущественного. Всё, попадающееся ему под руку, представляет интерес. Плюшкин становится рабом вещей.Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений. Но сам он не испытывает никаких неприятных ощущений от этого.

В отличие от других помещиков, история его жизни приведена полностью. Она раскрывает истоки его страсти. Чем больше становится жажда накопительства, тем ничтожнее становится его жизнь. На определённом этапе деградации Плюшкин перестаёт испытывать потребность в общении с людьми.Своих детей он стал воспринимать,как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказался в полном одиночестве.

Гоголь подробно останавливается на описании положения крестьян этого богатейшего помещика.*Чичиков В «М.д.» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек выделяющийся из общей картины российской жизни - это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - персонаж, история жизни которого дается во всех деталях.Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье.

Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное беречь и копить копейку. Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Он пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство.Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия главного героя.

Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.С каждой главой мы видим всё новые возможности Чичикова: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Но обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой.

При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама ярко напоминает привычки Плюшкина.С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными.

Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и жадность Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров.Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна радость жизни.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» - все в нем неопределенно, ничто не выделяется.

Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели. Чичиков вынужден бежать из города, но на этот раз он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему безликому «счастью», и всё остальное для него теперь уже неважно.

– Конец работы –

Используемые теги: Образы, помещиков, поэме, Мертвые, души0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образы помещиков в поэме "Мертвые души"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Помещики в поэме "Мертвые души" Гоголя
Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным… Благодаря Гоголю, мы наконец увидели их без масок, без прикрас. Главы о… Читая Мертвые души, мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков дает описание…

Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"
Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши , можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее… Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее… С этим образом связано высокое лирическое движение , которымв поэме по временам заменяется комическое…

Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"
Наиболее широкона страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть мертвые души поэмы. Гоголь показывает их в порядке… Пообщавшись с нимнемного, вы воскликнете Черт знает, что такое! Его… Главная его страстишка, по словам самого писателя нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины .Собакевичсродни…

Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой… После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком… Сказал мне Пушкин: "Опиши мир человеческой души, Где повседневный реализм и жизни мелочный комизм, Трагически…

Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над… Это был сюжет «Мертвых душ». Вскоре Гоголь прочел Пушкину первые главы… Когда же чтение окончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин,…

«Эпопея «Мертвые души» – поэма о Н.В.Гоголе»
Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости, приблизился к жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь… О значении поэмы Гоголь писал А. О. Смирновой в 1845 году: “Вовсе не губерния,… Автор хотел, чтобы его поэма была полезна и для читателей, и для него самого. Изображая пошлость и убожество своих…

Изображение чиновников в комедии "Ревизор" и в поэме "Мертвые души" Гоголя
Комедия Гоголя, затронувшая всеживые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционныекруги боялись влияния комедии на… Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжетастроится на испуганной психологии чиновников.Хлестакова принимают за крупногочина потому, что он не…

Россия и русский народ в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Читая книгувпервые, я мало обращал внимания на лирические размышления автора о России и русском народе. Эти прекрасные места даже казались… Порой мне как быслышаться слова Н.А.Некрасова, обращенные к русскому народу Ты… Но сам Гоголь поясняет, что подобное явление редко попадается на Руси . Здоровяка Собакевича, способного съесть целого…

Тема Родины и народа в поэме "Мертвые души"
Это были тяжелые для Гоголя дни. Онобратился за помощью к Белинскому, тот сделал в,се возможное,чтобы, минуя цензуру,напечатать поэму.Гоголь знал,… Гениальноетворение Гоголя потрясло всю Россию. В Мертвых душах данаширокая и… Гоголь, как в зеркале,отразил всю омерзительную сущность дворянскобюрократического строя сегодикими полицейскими…

Своеобразие жанра поэмы Гоголя "Мертвые души"
Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей Неужели поэма настолько вместительна, чтобы дать…

0.025
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь М. Высшая школа,… Мертвые души - одно из величайших произведений Гоголя, оно же одно из самых… Оригинальность жанровой структуры произведения Мертвые души исключает сплав привычных жанров, эклектическую смесь по…
  • Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От… Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого… Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит…
  • Композиция поэмы Гоголя "Мертвые души" Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! ВсяРусь явится в нем писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно,… Такимспособом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей… Гоголь выдвигает на первый планморально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типическиепризнаки,…
  • Образ Родины и народа в поэме Гоголя "Мёртвые души" I. Содержание .II. Вступление III.Основная часть 1. Мертвые души - название поэмы. 2. Жанр Мертвых душ 3. Знал ли Гоголь русскую жизнь? 4. Россия в… IV. Заключение. I. Вступление. Какой огромный, какой оригинальный сюжет Вся… Величие, ширь души народа, сохраненные им в самом угнетении эта тема звучит в Мертвых душах все время, опять и опять…
  • Чичиков в поэме "Мертвые души" Гоголь зорким взглядомхудожника подметил, что в русском обществе середины XIX века деньги начинаютиграть решающую роль дельцы стараются утвердиться… По своему происхождению он дворянин, но усадьба неявляется источником его… Темно и скромно происхождение нашегогероя пишет Гоголь и дает картину его детства и учения. На всю жизньзапомнил…