рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Работа сделанна в 2009 году

Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2009 год - Тема Снов В Романе Достоевского “Преступление И Наказание” Курсовая Работа Вы...

Тема снов в романе Достоевского “Преступление и наказание” Курсовая работа Выполнена учеником 10 гуманитарного класса Провинциального колледжа Ивановым Вадимом Андреевичем Научный руководитель - учитель русского языка и литературы Лобанова Инна Александровна Ярославль, 2009 Оглавление Введение Первый сон Второй и третий сон Четвёртый сон Заключение Список литературы Введение Что такое сны? Откуда они берутся? Почему, закрыв глаза и не воспринимая ничего вокруг, не покидая не то, что дома – собственной постели, мы переживаем удивительные приключения, совершаем странствия туда, где никогда не были, говорим с теми, с кем незнакомы, выглядим так, как совсем не можем выглядеть? Почему обычный мир превращается в причудливый, волшебный и абсолютно непредсказуемый, почему дрожит его граница? Откуда берется его действие без начала и конца, но со своими особыми условиями? Древние говорили – от Бога, врачи считают – из наших мыслей, толкователи снов – из будущего.

Что они значат, эти осколки, какой – то небывалой и “не будущей” жизни, которые – то освещают день, то выбивают из колеи, то заставляют страдать? И стоят ли они того чтобы о них думать? Не удивительно, что совершенно особую роль, сновидения играют в литературных произведениях.

Сны героев зачастую определяют их жизнь.Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их. Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем.

Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И.А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф.М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова.Во всех этих книгах авторы отводят снам серьёзную идейно – художественную роль. Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, зачастую экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.

Цель: выявить идейно – художественное значение снов в романе.В этом исследование мы решали следующие задачи: 1. Проанализировать сны героя. 2. Выявить взаимосвязь сна – бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности. 3. Понять какой идейно – художественный смысл вложил автор в сны Родиона Раскольникова, посещающие его на протяжении всего романа “Преступление и наказание”.исправленная Первый сон На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред.

Поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения.

Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа. Итак, перейдем к первому сну. "Страшный сон", отрывок из детства, казалось бы, самого светлого, доброго и замечательного периода человеческой жизни.Но далеко не это мы ощущаем, читая строки об избиении лошади "Но уж бедной лошаденке плохо.

Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает". Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости. Этот сон Раскольников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после «пробы» и тяжелой встречи с Мармеладовым.Сон тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак — это-то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. В сцене сна Раскольников видит себя ребёнком. Но в тексте романа Раскольников – мальчик и Раскольников – взрослый не разделимы.  Избиение животного лишний раз напоминает ему о насилии в мире, укрепляет его убеждение в правильности его теории, которую он вынашивал, находясь в болезненном состоянии и мечтая о "роли властелина", "Наполеона". Раскольников не находит разницы между человеком и животным. В образе лошади он вновь видит униженных и оскорбленных людей.

В этом сне несколько раз упоминается слово "топор", и это не случайно.

Ведь тут топор является орудием убийства, но не только лошади ("Топором ее, чего! Покончить с ней разом"), но и старухи уже в реальном мире. Маленький Родион уже в семилетнем возрасте пытается вернуть справедливость, размахивая руками" , в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку", но уже поздно.

Лошадь мертва: "Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает". А это значит, что одних усилий Раскольникова слишком мало для того, чтобы изменить сознание людей, искоренить инстинкт самоуничтожения человечества. Обилие насилия в этом сне стало очередным толчком, заставившим Раскольникова пойти на убийство.В изображение поведения толпы в этом сне, присутствующей при трагически-символической сцене избиения лошади, чувствуется, сознательные и бессознательные, это не имеет большого значения, реминисценции из Щедрина.

В очерке “К читателю” (1862) бьют не лошадь, а человека (“но можно ведь сечь и людей”), а присутствующая при этом толпа ведёт себя в точь-в-точь, как толпа в жестоком сне Раскольникова. И у Щедрина, как позже у Достоевского, в ней находится только один сердобольный, но бессильный помочь старик: “А толпа была весела, толпа развратно и подло хохотала.Хорошень его! Хорошень его!” – неистово гудела тысячеустая. “Накладывай ему! Накладывай! Вот так! Вот так!” – вторила она мерному хлопанью кулаков.

Только один нашёлся честный старик, который не вытерпел и прошептал “Разбойники!” – но и тот, заметив, что его расслышали, стушевался.В сцене у кабака мы видим, что маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь видно, что по своей природе он вовсе не жесток: беспощадность и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над живым существом для него омерзительно, противоестественно.

Знаменательно, что после этого сна Раскольников долгое время снов не видит, если не считать видения накануне убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой; здесь используется традиционная символика цвета: голубой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от «эксперимента над собой». Второй и третий сон Второй сон посещает Раскольникова уже после убийства.

Он находится в полусознательном состоянии.Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает хозяйку " Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени". Раскольников был поражен жестокостью людей, что и отразилось в этом сне: "Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления". Скорее всего, здесь Раскольников подсознательно оправдывает себя, как бы говоря: "Не я один такой". Читатель способен здесь понять, что не только Илья Петрович изображается здесь жестоким убийцей, но и любой человек способен на преступление, если на это толкнет его судьба или обстоятельства, а может даже искаженное понимание всего того, что происходит вокруг, того, что способно толкнуть на убийство.

В следующем сне студент Раскольников вновь совершает убийство старухи, он словно возвращается туда, где однажды совершил несправедливость, последовав принципам своей теории.Но теперь он чувствует свою вину, он видит, как огромное количество людей смеётся над ним. Раскольников видит этот сон непосредственно перед приходом Свидригайлова, человека демонического и своеобразно олицетворяющего зло. Сон этот, как и первый, кошмарный: старуха процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой». Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким.

Старуха же, которую он никак не может снова убить, смеется, но почему-то старается не показать смех нашему герою. "Раскольников заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал". В душе героя творится нечто ужасное, он чувствует гнет из-за убийства процентщицы и ее несчастной сестры Лизаветы, которая оказалась не в том месте и не в то время.

Раскольников понимает, что, убив старуху, он не почувствовал себя свободней, он не стал "властелином", не доказал правильность своей теории, и смех старухи — это торжество зла над не сумевшим убить в себе человечность Раскольниковым.

И в итоге всё осталось по-прежнему, проба не дала никакого результата, никто не был спасён, ни идея, ни миссия Раскольникова не осуществилась, да и не могла осуществиться.

Раскольников думал о спасение обездоленных, но себя отдать за них не мог, себе он из спасённого человечества хотел создать пьедестал, в отличие от Сони, которая без раздумий, без страха готова была в любой момент без остатка отдать себя за других.Что бы остаться при своей идее, Раскольникову необходимо было отречься от Сони, потому что Соня не примириться с убийством во имя его гипотетического благодетельного всемогущества, и в таком случае ему придётся предать и Соню, как он предал уже Лизавету.

Четвёртый сон Самое большое значение для воплощения замысла романа “Преступление и наказание” имеет четвётрый сон Раскольникова, который имеет место уже в самом эпилоге. Здесь автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию “разумного эгоизма”. В четвёртом сне Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей "бесноватыми, сумасшедшими", при этом, заставляя их считать себя "умными и непоколебимыми в истине". Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми.

Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает.Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только "чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей". Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истиной духовности.

Избранные, по Достоевскому это люди, наделенные глубочайшей верой. Именно в четвёртом сне Достоевский говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло. Четко начинает прослеживается общение Достоевского с социалистами, в то время призывавшими к революции как к единственно правильному выходу из сложившегося кризиса; писатель пророчески описывает ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные “язвой” — гордыней, не уважая и не замечая других, начинают бороться за свои “права”, пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной.

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям.

Таким образом, происходит переосмысление героем назначенных целей, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству — то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.В этом сне Раскольникова в трансформированном виде предстало всё то, что он думал о страшном, реальном капиталистическом мире, с его распадением и разъединением, с изоляцией в нём личности от массы, с его все общей свалкой, с его конкуренцией всех против всех и каждого против каждого, с его гордыней и его несчастиями, с его социальной антропографией, с его войнами, с его многочисленными и противоречащими друг другу программами спасения, с его тщетными поисками выхода и тщетным ожиданием праведников, искупителя и вождя.

Творческому гению Достоевского свойственно было вбирать в свои искания и в свои свершения чужие литературные источники, перерабатывая, переваривая их на свой лад, для своих целей, ассимилируя их себе. Возможно, что в основании заключительного сна Раскольникова лежит одно место из евангелия, подобно тому, как в основании первого сна лежит стихотворение Некрасова.

Когда Иисус сидел на горе Елеонской, к нему приступили ученики и стали расспрашивать, “когда это будет?”, когда кончится старый век и начнётся новый и что является “признаком” пришествия Мессии.

Иисус говорил: “…услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут и глады, моры и землетрясения по местам, все же это – начало болезней… и тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся”. Главное в задевшем воображение Достоевского отрывке – сознание необходимости и в то же время близости исхода: чем хуже идут дела в мире, тем необходимей и ближе перелом, чем гибель всеобщей, тем необходимей и ближе спасение, чем шире распространялась мировая язва, чем неотвратимей казалось всеобщее уничтожение, тем ближе был свет, который должен был всех согласить и объединить.

Заключение Многие русские писатели и до, и после Достоевского использовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна. Сны в романе имеют разное содержание, настроение и художественную микрофункцию, но общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения — опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека. Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать нужные акценты в нужных местах.

Так, второй сон Раскольников видит непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического и своеобразно олицетворяющего зло. Сон этот, как и первый, кошмарный: старуха-процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. Достоевский нагнетает, сгущает краски: смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала “эксперимента над собой”. Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. "Все и всё погибало. «.» Спастись во всем мире могли только несколько человек, «.» но никто и нигде не видел этих людей, никто не слыхал их слова и голоса". Достоевский понимал, что таких людей может и не быть, поэтому в завершении сна нет той ясности, которую читатель хотел получить.

Пожалуй, Федору Михайловичу пришлось изрядно потрудиться над снами, посещавшими Раскольникова.

Каждый из них является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до нас автор.

Я считаю, что именно с помощью снов Раскольникова, мы можем сопереживать герою, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия.

Ведь только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю.Список литературы 1. Белов С.В. – Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” комментарии. 2. Кирпотин В.Я. – Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. 3. Общеобразовательный интернет ресурс – Litra.ru 4. «Преступление и наказание» – Русофил - Русская филология Образовательный ресурс.mht – Абельтин Э.А Литвинова В.И. 5. Сочинения по русской литературе – Базлова Н.Ю Зеленкова Е.В Константинова К.И Чихалова.

Ю.М.

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, снов, романе, Достоевского, Преступление, наказание0.097

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Своеобразие романа Достоевского "Преступление и наказание"
Но проблема человека есть вместе с тем, быть может, центральная проблема духовного развития и всего европейского человека за XIX и XX век. В… Нам представляется поэтому чрезвычайно поучительным - и особенно уместным ко… Ясно во всяком случае одно: от гуманистического оптимизма, от всякой идеализации человека Достоевский бесконечно…

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»
Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом, жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с… Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей принадлежности к сильным… Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем…

Система образов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Достоевский даже вводит необычный, на первый взгляд, образ большогогорода Петербург Достоевского ! с его мрачными улицами, колодцами дворов,моста… Ибезусловно, эти герои подчинены одной основной задаче всестороннему и полному… Само уничижение вот главныйпринцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни не счастья своимблизким и…

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"
В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана… Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.

Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать… Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о… Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы…

"Теория" и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
Столько злобного презрения уже накопилосьв душе молодого человека , что он менее всего совестился своих лохмотьев .Болезненноощущая унизительность… Герой рассуждает о разрешении крови по совести .Ивот Раскольников совершает… Но оказалось вс не так. Убийство Ал ны Ивановны и темболее Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея.

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского
Основной идеей этой проблемы являетсявопрос что же важнее? Что ставить на первое место? На протяжении всегорассказа, Раскольников постепенно… Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктуетпоступать так или иначе.… Люди, в романе, не могутзаработать деньги на сво существование. И сознание этого провоцирует людей ктому, что…

Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
В этом важнейшая особенность его творчества. Герои его- это люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточенывокруг… Образ Петербурга создавали в своихпроизведениях и Пушкин, и Гоголь, и… Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч сознакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не…

Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного человеколюбия. Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал крестьянин -… Гуманизм включается в более широкую систему общественно - исторических и… Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех…

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"
В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем… Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их… Так начинается роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Пленниками этой идеи стали герои анализируемо го романа Родион Раскольников и Аркадий ИвановичСвидригайлов.Родион Раскольников главный герой рома… Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на двекатегории на… Наполеон. И это, думает Раскольников,вечный и непреложный закон Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними…
  • Гениальность Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" По документам, умер от апоплексического удара по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами.Мать, Мария Фёдоровна… Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном… Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла…
  • Образы детей и их роль в романе Достоевского "Преступление и наказание" Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние… Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны. О том, что жена Мармеладова… Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Мужв картишки…
  • Выявление типов смеха в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Однако, как это не покажется странным, образ Достоевского в жизни являет собой полную противоположность образу героев его произведений. Самый… Афоризмы и шутки Достоевского, его юморески и частушки ходили в списках по… После чего были произведены массовые аресты. (По следствию проходило всего 123 человека). Как вы знаете, Федор…
  • Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Личность художника, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный строй, и жизненный опыт рождают единственность и… Одним из способов создания образов в художественном произведении является… Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении…