рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эпизод «Телемская обитель» в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Т. Мора

Работа сделанна в 2005 году

Эпизод «Телемская обитель» в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Т. Мора - раздел Литература, - 2005 год - Эпизод «Телемская Обитель» В Романе Франсуа Рабле «Гаргантюа И Пантагрюэль» ...

Эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Томаса Мора Выполнила: Преподаватель: Ванникова Н.И. Москва, 2005 Все гуманисты мечтали о счастье человеческом, все они ломали голову над тем, почему люди живут плохо, грязно, эгоистично, почему непостижимый хаос царит на земле? С. Артамонов Вступление В литературе эпохи Возрождения получил особенное развитие жанр утопии - произведений, изображающих вымышленную картину идеального устройства общества.Конечно, мифы о далеких прекрасных странах существовали с древнейших времен.

В античной литературе мы видим их у Гомера, Гесиода, Овидия. В средневековой – в ирландских сагах, рыцарских романах. Однако именно в эпоху Возрождения они выросли в отдельный литературный жанр. Это связано прежде всего с особенностями ренессансного мироощущения.В философии, в науке, в этических, политических и эстетических учениях этого периода главным объектом внимания оказывается человек, а не божество, стоящее над ним, как это было раньше.

Если для средневековья была характерна идея загробного блаженства, теперь на первый план выходят попытки моделирования более совершенных форм мироустройства, а эпоха Великих географических открытий порождает надежду, что где-то на неведомых европейцам землях жизнь людей уже достигла абсолютного совершенства.На этой почве среди других известных произведений появился знаменитый роман Томаса Мора под следующим заглавием: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Этот роман не только дал название литературному жанру (слово «утопия» возникло из слияния двух греческих слов: «u» - «не» и «topos» - «место», то есть «место, которого нет»), но и, наряду с «Городом Солнца» Томазо Кампанеллы, заложил основу для всех будущих социальных утопий.

Роман Мора вызвал неоднозначные отклики.Одним из наиболее ярких «ответов» на него литературоведы называют эпизод «Телемская обитель» в знаменитом романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Несмотря на некоторые сходные черты в изображении идеального устройства общества, этот эпизод противопоставлен принципам «Утопии». «Утопия» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Переклички романа Рабле с «Утопией» По мнению известного литературоведа Э. Ауэрбаха, Рабле «из всех современников более всего был обязан» Томасу Мору . В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» действительно много перекличек с «Утопией». Во-первых, нельзя не вспомнить, что страну великанов Рабле поначалу также называет Утопией.

Кроме того, эта неведомая страна, как и у Мора, лежит где-то далеко на Востоке.

Есть и другие сходные элементы.Так, М.М. Бахтин считает сцену военного совета Пикрохола ответом Рабле на аналогичную же сцену в «Утопии» Томаса Мора, где претензии на мировую монархию и агрессивность приписываются Франциску I. Рабле же переадресовал эти обвинения Карлу V . Утопия и Телемское аббатство Однако интереснее всего сравнить «Утопию» с изображением Телемского аббатства в первой (хронологически – второй) части романа Рабле «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэсенции», вышедшей на 16 лет позже книги Мора (1516 и 1532 г. соответственно). Большая часть романа Томаса Мора представляет собой описание общественного устройства далекого острова Утопия глазами путешественника Рафаила Гитлодея.

В этой стране все равны, не существует частной собственности, богатства принадлежат всем гражданам.

Утопийцы живут в одинаковых домах, носят одинаковую одежду, одновременно питаются в общественных столовых.Раз в десять лет их дома перераспределяются по жребию, так как даже в одинаковых жилищах есть солнечная и теневая сторона, а кроме того, человек, много лет проживший в одном доме, начинает считать его своим, что противоречит идее общественной собственности.

Все на острове равны и трудятся на благо общества, равномерно распределяя между собой все материальные блага. Политическая система Утопии отлажена идеально: во главе государства стоит небольшое число выборных правителей, не обладающих никакими привилегиями. Их главная задача – организация общественного производства. Утопийцы ведут плановое хозяйство, и их экономика не знает кризисов.Описание Телемской обители в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» также представляет собой своеобразную утопию.

Как Мор противопоставляет свой вымышленный остров современной Англии, так Рабле создает аббатство, принципиально отличающееся от привычных монастырей. Брат Жан после окончания войны получил от короля аббатство Телем. В переводе с греческого это значит «желанная». Там он так устроил жизнь людей так, что о ней поистине можно говорить как о жизни желанной.Для Телемской обители была отведена живописная область, само здание было «стократ пышнее Бониве, Шамбора и Шантильи». Сама же жизнь телемитов «была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению Их устав состоял только из одного правила: делай что хочешь » Красивые молодые мужчины и женщины, жившие там, «пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится», беспрепятственно общались друг с другом, проводили время в приятных развлечениях.

Все они были образованны, знали иностранные языки, умели играть на музыкальных инструментах.Телемиты счастливы, доброжелательны друг к другу и прекрасны как физически, так и духовно. Они живут в мире и согласии, вместе делая то, что предлагает кто-нибудь один. Каждый житель может покинуть аббатство в любой момент.

Два идеальных государства, созданные писателями одной эпохи, в корне противоположны друг другу. Жизнь утопийцев жестко регламентирована: практически все моменты их жизни, включая браки, отдых и т.д. оговорено специальными законами.Во всем проповедуется умеренность желаний, отказ от собственных удовольствий в пользу общего блага.

У Рабле же все не так просто.Многие литературоведы отмечают, что «Рабле определенно противопоставляет жесткой регламентации всего жизненного уклада, характерной для идеального государства Мора» принцип Телемского аббатства «делай что хочешь» . Однако нельзя упускать из виду строки, следующие за девизом телемитов: «ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью». Таким образом, Рабле противопоставляет жесткому укладу утопийцев вовсе не вседозволенность, а руководящую силу чести благородных людей.

Совершенно по-разному проходит жизнь жителей двух идеальных миров. У Мора все на острове трудятся на благо общества. Причем эта система также жестко регламентирована.Так, все должны работать шесть часов в день. Поскольку сельский труд тяжелее, чем работа в городах, крестьян как таковых здесь нет, зато каждый горожанин в течение двух лет отбывает своеобразную сельскохозяйственную повинность.

Вообще, отношения в между утопийцами завязаны на труде. Трудовые навыки передаются здесь из поколения в поколение, поэтому семья представляет собой не только группу людей, соединенных кровными узами, но и основную производственную единицу общества.Если человек чувствует, что питает склонность к другому ремеслу, он должен перейти в другую семью.

Что касается отдыха утопийцев, он предусмотрен писателем, однако представления о нем значительно отличаются от привычных. Так, главное телесное удовольствие - это осознание собственного здоровья. А духовное наслаждение состоит в «созерцании истины», а также «приятной памяти о хорошо прожитой жизни и несомненной надежде на будущее благо». Рабле же видел корень зла в насилии над человеком.Он понимал свободу в широком гуманистическом плане: как возможность располагать собой, не подвергаться принуждению, действовать всегда и везде только сообразно своим желаниям.

Писатель освобождает жителей своего идеального мира от экономической зависимости, дав им благосостояние, иначе говоря, свободу и в удовлетворении своих экономических нужд. Телемиты проводят время в приятных развлечениях, чтении, прогулках и т.д. В отличие от Утопии, где все равны, «рай» в Телемской обители остается «раем» для избранных.Молодым и красивым люди, живущие там, не приходится задумываться о деньгах, еде, одежде, ведь их постоянно окружает множество слуг, парикмахеров, ювелиров, портных и т.д. Телемиты уделяют большое внимание своему внешнему виду. Например, тому, как они предпочитают одеваться, Рабле отводит целую главу.

Сообща выбирая цвета и фасоны, они носят красивые платья, туфли, плащи, шляпы - все из дорогих материалов, отделанное узорами и вышивками. Любят они и украшения из золота и драгоценных камней.У Мора же одежда жителей «отличается разве только у людей разного пола да еще у одиноких или женатых, а так по всему острову оно всегда одного покроя, приглядное на вид, удобное при движениях тела, предназначенное для ношения и в холод, и в жару». Довольно необычно автор решает проблему с драгоценностями.

Из золота, к примеру, утопийцы делают ночные горшки и цепи для преступников, так золотые украшения здесь не предмет зависти, а символ позора.Драгоценные камни служат для забавы детям, и, как взрослая девушка постыдится играть в куклы, так и взрослым утопийцам неприлично украшать свою одежду алмазами или рубинами.

Необходимо отметить еще одно принципиальное различие. Рай в Телемской обители открыт для желающих. Молодые люди добровольно приходят туда и остаются, а при желании могут покинуть аббатство в любой момент. Совсем иначе обстоит дело с Утопией. Люди, родившиеся там, уже не могут выбрать себе иную судьбу.Они не только обязаны подчиняться законам острова, но и не могут никуда оттуда уехать. Чтобы посетить другой город, необходимо получить разрешение, в котором предписан день возвращения.

Если же кто-то покинет страну «по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают.Отважившийся сделать это вторично становится рабом». Заключение Итак, мы рассмотрели две знаменитые утопии эпохи Возрождения: «Утопию» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле. В обоих произведениях даются картины идеального устройства общества, но при этом изображаемые миры по сути противоположны друг другу.

Роман Мора представляет собой основу для всех будущих социальных утопий. Все в описываемой им стране равны, все сообща трудятся во имя общего блага. У утопийцев нет денег, им чужда любовь к материальным ценностям. Нет у них и такого понятия как «частная собственность», все работающие люди имеют одинаковые права на созданное их трудом. Все стороны жизни утопийцев оговорены строгими законами.Рабле создает в своем романе утопию совсем другого рода. Телемская обитель представляет собой противоположность привычным аббатствам.

Там могут жить лишь молодые красивые люди хорошего происхождения, которые проводят время самым приятным образом: в беседах, чтении, игре на музыкальных инструментах и т.д. Однако их жизнь вовсе не предполагает вседозволенности – телемитами руководят не законы, а собственная честь и порядочность.Таким образом, идеальное общественное устройство Мора предполагает всеобщее равенство и совместный труд, а также умеренность желаний и всеобщее удовлетворение существующим порядком вещей.

Рабле же создает общество людей, прекрасных физически и духовно, а главное – живущих сообразно собственному разумению, свободных как от жестких законов, так и от необходимости бороться с нуждой.Библиография 1. Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль М.: Художественная литература, 1966. 2. Ауэрбах Э. Мимесис. / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1976. 3. Бахтин М.М. Творчество Франуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. 4. Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом (Опыт «постмодернистской» интерпретации «Гаргантюа и Пантагрюэля») // Вопросы литературы М 2000, № 5. 5. Мор Т. Утопия. / Пер. с лат. Ю.М. Каган. – М.: Наука, 1978. 6. Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия». // Вступ. статья к Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978. 7. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. / Пер. с фр. Н.М. Любимова. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003. 8. Стаф И.К. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: хроника, роман, книга? // Вступ. статья к Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.

– Конец работы –

Используемые теги: эпизод, Телемская, обитель, романе, Рабле, Гаргантюа, Пантагрюэль, Утопия, Мора0.115

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эпизод «Телемская обитель» в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Т. Мора

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роль гротеска в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Писатель выражает опыт времени через гротескно-гиперболическую фантастику, которая выполняет важную эстетическую функцию она помогает воспроизвести… Целью моего исследования в данном реферате является выявление роли гротеска в… В заключении представлены выводы проведенного исследования. Глава 1. Ф.Рабле величайший французский писатель. …

Сатирические и утопические мотивы в романе Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"
Рабле получил сан священника, но служебных обязанностей не исполнял. С самого начала Франсуа Рабле больше привлекали науки, нежели духовные подвиги.… Умер Рабле в 1553г. в Париже. Однажды, во время работы в Лионе, в руки к… Сюжет французской сказки, в которой великан Гаргантюа помогает королю Артуру спастись от гогов и магогов, Рабле…

Черты гуманизма в произведении Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"
В первой книге писатель призывает читателяне делать скоропалительных выводов из потешных заглавий некоторых книг , авникнуть в суть дела, потому то… Когда землекопы нашли склеп, содержащий родословную Гаргантюа, на его крышке… Действительно, основное действие начинаетсяс большого пира, во время которого и рождается младенец, при виде которого…

Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нужно отметить, что один из них выходит издворянской семьи - это Рахметов, который ради своих принципов продаетполученное наследство и полностью… Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемовдарованное… На что нигилист отвечает А что ж коли он заслуживает презрения . Евгений считает русских людей темными, с ограниченным…

Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого "Война и Мир"
Все эпизоды служат общей связиромана, вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны, завершены.Жизнь,которую рисует Толстой, очень… Недаром его взгляд был потухший, м ртвый и даже в улыбке выражалась… Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить сво нынешнее душевное состояние.В общемплане романа этот эпизод важен не…

Судьба доктора Сартанова в романе В. Вересаева "В тупике". История создания и публикации романа
Вокруг творчества В. Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие читателями, но все они очень живучи.Среди… Почему-то при этом не казалось странным, что В. Вересаев, долгие годы делом… Чтобы понять концепцию этих книг, чтобы получить ясное представление об основных вехах исканий Вересаева, о его…

"Утопия" Томаса Мора
В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с… Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений… В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения капиталистические,…

Социальная утопия эпохи Возрождения. Т.Мор и Т.Кампанелла
Об тех самых местах, которых нет, и не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон, но создание той самой модели этого… Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители… Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы. Несмотря на невозможность…

Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому
Научная доказательность этой мысли может быть достигнута на пути познания закономерностей эволюции романа . В числе особенностей модернистского… В русском литературоведении эта “литературная революция” начинается уже с… Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его…

Гаргантюа и Пантагрюэль
Критики недовольны этим произведением, но ониотрывают его от времени, в котором он был написан, тогда все было иначе, и мыне вправе судить автора за… Чтовысокоморально? Что аморально? Людиотвечают на эти вопросы в соответствии…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам