рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения

Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения - раздел Искусство, Оглавление Введение Глава I. Музыкальные Способности Сущность, Структура. 1.1...

Оглавление Введение Глава I. Музыкальные способности сущность, структура. 1.1 Способности как психолого-педагогическая категория 1.2 Музыкальные способности и их классификация 1.3 Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей 23 Глава II. Декламационный метод обучения и его воздействие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста. 2.1 Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей 38 2.2 Декламационные материалы их разбор и обоснование к применению 2.3 Изучение и проверка эффективности использования данных материалов в работе с начинающим пианистом 60 Заключение 72 Список литературы 74 Приложение .76 Введение Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о справедливом воспитании ребенка, что справедливо считается ответственным и сложным делом.

Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкально развитие ученика.

Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания.

Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Для решения задач художественного воспитания учащегося на начальном этапе обучения используются различные средства. Это, прежде всего, рассказ, пояснение, иллюстрация. Особое впечатление на ученика производит чтение стихов для иллюстраций учебного материала, к примеру при изучении нотной грамоты.

Стихи разнообразят урок и создают особое настроение, помогая излагать учебный материал в особо доступной и интересной форме. Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкально грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика - слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения.

В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Однако в практике зачастую требуются дополнительные нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и на развитие чувства ритма, музыкальной памяти ученика. Так, в работе над ритмом обычные способы - счет вслух, отработка ритма с помощью тактирование или отстукивания не всегда дают нужный результат. В практике индивидуального обучения часто требуются какие-либо особенные средства.

В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести декламацию. Этот способ работы по развитию метроритма ученика сложился в практике работы педагога Перфильевой Ирины Дмитриевны и оказался весьма результативным. Он заключается в том, что педагог, по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, что позволяет усилить воздействие на ученика при параллельном включении слуха, речи и движения. Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства.

При особом подборе текстов, вероятно можно с помощью декламации оказывать воздействие и на развитие музыкальной памяти. Вопрос использования декламации пианистом декламационного. Итак, объектом данного исследования определен процесс начального обучения игре на фортепиано. Предмет исследования - средства развития музыкальных способностей ученика.

Цель работы произвести подбор необходимых материалов для использовании декламационного метода в работе с начинающим пианистом. Задачи 1. Изучить литературу психолого-педагогического и методического направления по проблеме исследования. 2. Сделать выборку из имеющихся декламационных материалов для начального обучения игре на фортепиано. 3. Проверить целесообразность применения этих материалов в практической работе. 4. Обобщить материал, сделать выводы. Гипотеза исследования декламационный метод обучения, вероятно, окажет положительное воздействие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста, если в процессе работы будет использован специально подобранный комплект материалов для декламации, и применение метода в работе с начинающими пианистами в специальной литературе не освещен. Основной источник информации - методическая работа преподавателя Перфильевой И.Д. Метод игры с параллельной декламацией исследования проблемы развития ритма в работе со студентами педагогического колледжа. В этой работе говориться о том, что декламационный метод помогает решать ряд пианистических задач - добиться четкой артикуляции, точного метроритма, ровности звучания - вписать мелизмы - достичь в игре обеими руками текучести, непрерывности звучания и правильной группировки мотивов - отработать скрытый голос в альбертивых басах - усилить эмоциональное впечатление благодаря созвучности музыкальных и литературных образов - поработать над выразительностью исполнения - побудить студентов к творчеству - дать дополнительный материал к практике.

То есть, декламационный метод, который заключается в игре с параллельной декламацией чтением стихов, весьма полезен в обучении игре на фортепиано.

Описания метода в специальной литературе не обнаружено. В учебнике методика обучения игре на фортепиано А.Д. Алексеева есть краткое упоминание об игре с подтекстовкой.

В учебном пособии А.Д. Артоболевской Первая встреча с музыкой рассказывается об опыте.

Однако в исследовательском плане опыт педагогов не изучен в конкретной части - в работе с начинающими пианистами. Итак, в решении проблемы развития музыкальных способностей зачастую проявляется потребность в поиске дополнительных средств воздействия на ученика. Одним из таких средств, вероятно, может быть декламация. Возникает вопрос о подборе систематизации материалов по теме, а также об изучении декламационного метода на предмет полезности в развитии чувства ритма и музыкальной памяти его будет систематичным.

В исследовании предполагается изучить литературу по вопросам способностей, в том числе музыкальных, а также по проблемам развития ритма, музыкальной памяти. Кроме того, в процессе изучения темы планируется рассмотреть вопрос использования декламации в практике самонаблюдения на предмет полезности и эффективности его применения для развития музыкальных способностей. Предполагается провести работу по подбору и систематизации имеющихся декламационных материалов для применения в практике обучения начинающих пианистов, а также проверке целесообразности их использования. средств вероятно, может быть декламация. Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы, самонаблюдение, самодиагностика, обобщение педагогического опыта, сравнение, сопоставление, графический анализ, обобщение.

По направленности данное исследование определено так практического характера с элементами экспериментальной работы.

В фортепианной литературе встречаются материалы с использование стихов, в частности при изучении нотной грамоты. Однако, нет пособия, в котором эти материалы были бы собраны воедино, их, кстати, недостаточно. Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего пианиста очевидна и продиктована практикой. На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма и музыкальной памяти учащегося. Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается достичь результата с помощью обычных средств. Проблемы с запоминанием текста также довольно остро проявляются.

Значимость темы данного исследования состоит в том, чтобы сориентировать в практике материалов декламационного характера для работы с начинающим пианистом. По завершению исследования предполагается сделать выводы о целесообразности применения декламации как средства развития музыкальных способностей.

Глава 1. Музыкальные способности человека. Их представление в общественной и специальной литературе. 1.1

Способности как психолого-педагогическая категория

Вопрос способностей рассматривается многими учеными. Дубровина, Е.Е. Человек со слабой памятью тогда, когда мы исследуем в изолированном ви... Однако же, нельзя сказать, что все индивидуальные качества гения разви... в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.

Музыкальные способности и их классификация

В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и выс... В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музы... Эту мысль сформировал Б.М. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность,... Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, ч...

Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без учас... Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-л... Зрительная память очень важна в беглом чтении листа. Охватывая взглядо... И в тоже время это самый прочный и надежный вид памяти во время сценич... В исследовании вопросов развития музыкальных способностей я познакомил...

Декламация как фактор саморазвития музыкальных способностей

Черни этюд ор 299 11 1 - освоение наизусть обычным способом 2 - освоен... Пример логических ударений во фразе Я помню чудное мгновение. В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина... Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно ... Листки падают путаница в аппликатуре Подтекстовка помогла сориентирова...

Декламационные материалы их разбор и обоснование к применению

Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лека Н. 2. Перфильева Это текст - подсказка. Чтение как средство усвоения музыки через образы и эмоциональный настр... Важнейшая сторона - побуждение к действию, стимулирующее значение дово...

Заключение

Заключение По завершению исследования сделаны выводы, которые полностью подтвердили целесообразность использования декламационного метода в работе по развитию музыкальной памяти и ритма учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Действительно, применение специально подобранного комплекта стихов для декламации и систематическое его использование на занятиях оказывают существенное влияние на развития музыкальных способностей начинающего пианиста.

Комплект материалов, в котором стихотворные тексты распределены по определенным тематическим и методическим направлениям служат весьма полезным средством для более успешного развития ученика.

Следует отметить, что это работа способствует повышению интереса занятиям, поскольку использование стихов, созвучной музыки, тематической направленности помогает лучше усвоить материал и понять художественный образ.

Младшие школьники легче и быстрее запоминают конкретные слова.

Следовательно, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты, особенно продуктивен. Помимо развития музыкальной памяти, он позволяет включить словесный, эмоциональный, наглядно- образный типы памяти, что усиливает общее воздействие на ученика.

Игра с параллельной декламацией помогает создавать ассоциации по смежности или сходству, благодаря чему процесс запоминания происходит быстрее, а память получает дополнительную тренировку.

Выразительное чтение стихов помогает в деле развития интонационной к примеру, аппликатурной дают возможность ученику легче, быстрее освоить материал.

Процесс освоения нот на нотной строке происходит очень быстро, благодаря умело составленному четверостишью.

Для изучения нотной грамоты очень полезно использовать специально подобранные по тематике стихи.

Развитие музыкальной памяти способствует и проговаривание с названием звуков. Итак, декламация на уроках фортепиано является весьма полезным средством развития музыкальной памяти начинающего пианиста. Еще более результативной и полезной помощницей становится декламация в работе по развитию чувства ритма начинающего пианиста.

В процессе игры с параллельным чтением стихов вырабатывается четкость, ровность в исполнении, а при умелом подборе стихотворного текста в соответствии с музыкальным размером можно быстро решить и проблему метроритмической устойчивости. В процессе исследования все эти способы работы дали значительный результат. Значит, декламационный метод обучения на начальном этапе игры на фортепиано является эффективным, результативным. Об этом подробно и доказательно рассказано во второй, практической части исследования.

Помимо основного, в исследовании проявились и дополнительные эффекты. Оказалось, что, благодаря использованию декламации, на занятиях у начинающих пианистов появилась особая комфортность и уверенность в игре. Никакой скованности и волнения, которая зачастую проявляется у ученика на начальном этапе обучения игре на фортепиано, не наблюдалось. Итак, полезность декламации в обучении юных пианистов полностью подтверждена. Начальный этап обучения игре на фортепиано требует особого внимания со стороны педагога и умелого планирования.

Для этого весьма желательным и необходимым моментом является подбор наглядности и других материалов. По сравнению с иллюстрациями, схемами, карточками, стихотворных текстов недостаточно. Кроме того, они рассеяны в разных пособиях, что не очень удобно, так как не всегда есть возможность сделать выборку, да и некоторые популярные пособия трудно приобрести, так как они пользуются спросом, но издаются недостаточным тиражом. Итак, подбор декламационных материалов из разных имеющихся источников и распределение их по методической направленности в обучении начинающего пианиста, оказался весьма полезным.

Особенно эти материалы ценны для начинающих педагогов, как впрочем, полезны и для преподавателей со стажем, так как всегда полезно дополнить свою педагогическую копилку. В изучении вопроса целесообразности использования декламационных материалов на уроках с начинающими пианистами практически и экспериментальным путем удалось полностью подтвердить и результативность данного направления работы.

Действительно, при систематическом применении с помощью декламации можно существенно положительно влиять на развитие чувства ритма и музыкальной памяти учащегося - пианиста. Итак, в процессе исследования гипотеза получила полное подтверждение, работа по комплектации педагогической копилки педагога дополнительным материалом проведена успешно. Кроме того, это работа настолько интересна, а тема неисчерпаема, что хотелось ее продолжать в будущем по мере появления новых методически полезных декламационных материалов.

Список литературы

Список литературы 1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано - М 1978. 2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства - М 1988. 3. Андреева М. От примы до октавы М 1983 4. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой - М 1989. 5. Богословский В.В. Общая психология - М 1978. 6. Бочкарев Психология музыкальной деятельности - М 1978. 7. Варга Б Димень Ю Лопариц Э. Язык, музыка математика - М 1981. 8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М 1978. 9. Дубровина И Данилова Е.Е Прихожан А.М. Психология - М 1998 10. Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже.

Ч. II СПб - Иркутск 1998. 11. Калачева С.В. Стих и ритм - М 1978. 12. Кузин В.С. Психология - М 1978. 13. Кончаловская Н. Нотная азбука - М 1997. 14. Лившиц И. Ритмика - М 1999. 15. Ляховицкая С. задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре - Л 1970. 16. Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 - М 1973. 17. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста - К 1997 18. Москаленко Л.А. Донотный период обучения юного пианиста - 19. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры - М 1982 20. Литература.

Учебная хрестоматия для 6 класса. Автор - сост. В.П. Полужина - М 1992. 21. Печковская М.П. Букварь музыкальной грамоты - М 1996. 22. Перфильева И.Д. Книжку новую прочтите и legato поучите - рукопись. 23. Перфильева И.Д. Метод игры с параллельной декламацией - рукопись. 24. Перфильева И.Д. Словарь музыкальной грамоты - рукопись. 25. Рогова Е.И. Общая психология - М 1998. 26. Ребенок за роялем под ред. Ян Достал - М 1981. 27. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М 1978. 28. Холопова В.Н. Музыкальный ритм - М 1980.

– Конец работы –

Используемые теги: Музыкальные, Способности, развитие, путем, менения, декламационного, метода, обучения0.113

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Применение интерактивных методов в обучении английскому языку
Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий… XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в… Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,…

Статистические показатели себестоимости продукции: Метод группировок. Метод средних и относительных величин. Графический метод
Укрупненно можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции: - предметов труда (сырья, материалов и т.д.); - средств труда… Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов… Такие показатели рассчитываются по данным сметы затрат на производство. Например, себестоимость выпущенной продукции,…

Цифровая схемотехника 4-й и 5-й семестры обучения. Организация ЭВМ и систем 5 семестр обучения 3. Микропроцессорные системы 6-й семестр обучения
Отладочный модуль используется для выполнения лабораторных работ по курсам... Цифровая схемотехника й и й семестры обучения... Организация ЭВМ и систем семестр обучения...

Сравнение эффективности методов сортировки массивов: Метод прямого выбора и метод сортировки с помощью дерева
При прямом включении на каждом шаге рассматриваются только один очередной элемент исходной последовательности и все элементы готовой… Полностью алгоритм прямого выбора приводится в прогр. 3. Таблица 2. Пример… Можно сказать, что в этом смысле поведение этого метода менее естественно, чем поведение прямого включения.Для С имеем…

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике
Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее… Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной…

Развитие музыкального мышления у учащихся младших классов в условиях музыкальной школы
Новая функция образования, обусловленная культурой, призвана способствовать развитию творческой личности (Абульханова-Славская, В.С.Библер, Н.Е.… Работы Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой и др. заложили основы для… Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В.В. Медушевский,…

Метод беседы. Развитие коммуникативных способностей у индивида.
Он ответил, что ему это не составляет никакого труда, т.к. он человек общительный и может разговаривать на любую тему. На вопрос можешь ли ты начать… У меня появился дополнительный вопрос о том, удатся ли ему брать инициативу и… Он ответил, что случается так, что он бывает причиной их возникновения, но конфликт часто бывает, несерьзен и он…

Развитие музыкальных способностей
В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Умение донести до детей музыкальное… Музыкальный руководитель призван приобщать детей к му¬зыке, воздействуя на них… Это- второе условие усп¬ешной реализации воспитательных задач. Программа воспитания в детском саду построена с учетом…

Методы обучения и умственное развитие детей дошкольного возраста
Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, то есть содержанием образования. Все… Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями,… Умениями и навыками; • Развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований; • Выработка научного…

Методы решения жестких краевых задач, включая новые методы и программы на С++ для реализации приведенных методов
Стр. 8. Второй алгоритм для начала счета методом прогонки С.К.Годунова.Стр. 9. Замена метода численного интегрирования Рунге-Кутта в методе прогонки… Стр. 10. Метод половины констант. Стр. 11. Применяемые формулы… Стр. 62. 18. Вычисление вектора частного решения неоднородной системы дифференциальных уравнений. Стр. 19. Авторство.…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам