рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фортепианные сочинения К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки

Фортепианные сочинения К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки - раздел Искусство, Фортепианные Сочинения К. Дебюсси И М. Равеля На Уроках Музыки Содержание Вв...

Фортепианные сочинения К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки СОДЕРЖАНИЕ Введение. Глава I. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке. 1. Импрессионизм и теория музыкального стиля. 2. Импрессионизм. Суть понятия. 3. Сравнительная характеристика стилей К. Дебюсси и М. Равеля.Глава II. Детская фортепианная музыка импрессионистов в практике музыкального образования. 1. Обзор учебных программ. 2. Анализ детских фортепианных циклов К. Дебюсси и М. Равеля.

Глава III. Некоторые результаты самостоятельной опытной работы. 1. Занятие, посвященное знакомству с детскими фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля. 2. Уроки, формирующие общее представление о художественном направлении импрессионизм. Заключение. Литература. Нотные примеры. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с импрессионизмом почти не осуществляется.

Между тем, сочинения композиторов импрессионистического направления с их яркой, красочной звуковой палитрой и живописно-зримыми, запоминающимися образами могли бы быть более активно задействованы в школьном обучении. Они способны не только привлечь внимание учащихся к одному из интереснейших историко-художественных течений в искусстве, но и всячески стимулировать детскую творческую фантазию. Безусловно, импрессионизм - понятие достаточно сложное, и детальное полное раскрытие его школьниками не является обязательным.

Но абсолютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, поскольку останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, ведущий к постижения современного искусства. Поэтому соприкосновение с музыкальным импрессионизмом, хотя бы в плане формирования общего представления о нем, нам видится необходимым. Нельзя сказать, что сочинения импрессионистов совершенно не представлены в известных на сегодня программах для общеобразовательных школ. Так, в программе Ю. Б. Алиева знакомство с ними осуществляется в контексте изучения стилей и художественных направлений.

Но, во-первых, на изучение импрессионизма отводится сравнительно небольшое количество времени во-вторых, круг предложенных произведений, на наш взгляд, сложен для детского восприятия. Сочинения композиторов импрессионистов включены и в Программу Д. Б. Кабалевского. Он привлекает их в качестве материала для слушания в средних классах.

Темы, в аспекте которых рассматриваются произведения К. Дебюсси и М. Равеля не выстраиваются в единую систему. Безусловно всего три образа не смогут сформировать у школьников чувства стиля, что является одной из задач авторской Программы. Обращает на себя внимание и Программа музыкально-эстетического воспитания Н. А. Терентьевой. Автор уже во втором классе знакомит учеников с музыкой импрессионистов, привлекая на помощь другие виды искусства.

Ни в одной из названных программ нет обращения к произведениям, адресованных детской аудитории, а ведь именно они в первую очередь могли бы быть использованы - причем не только для характеристики импрессионистического стиля в рамках цикла занятий, посвященных одной обобщающей теме, вполне возможно их органичное включение в самые разнообразные темы школьной программы. Учебно-методических разработок, которые бы непосредственно касались освещения музыки импрессионистов в практике преподавания в школе практически нет. Нам удалось познакомиться только с одной работой подобного рода - методическим пособием Е. Е. Абрагиной Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками 1 . Описанной ситуацией объясняется выбор темы нашей дипломной работы Детская фортепианная музыка К. Дебюсси и М. Равеля в практике музыкального образования. Цель настоящей дипломной работы состоит в том, чтобы используя музыку К. Дебюсси и М. Равеля в опытной работе по музыкальному воспитанию детей, показать целесообразность ее введения в школьную программу в большом объеме. Объект исследования - ученики 6-7 классов школы N 7 г. Перми с углубленным изучением иностранных языков. Предмет исследования - музыка К. Дебюсси и М. Равеля в особенности их детские фортепианные произведения. Задачи исследования 1. Характеристика местоположения импрессионизма в системе музыкальных историко-художественных стилей. 2. Выявление сущности течения импрессионизм и особенностей воплощения его эстетики в музыке на примере творчества К. Дебюсси и М. Равеля . 3. Рассмотрение детских фортепианных циклов К. Дебюсси Детский уголок и М. Равеля Моя матушка гусыня . 4. Анализ и обобщение известных на сегодня программ по музыке для общеобразовательной школы и методической литературы, посвященной знакомству школьников с сочинениями импрессионистов. 5. Проверка путем опытной работы своих теоретических предположений о необходимости расширения круга произведений К. Дебюсси и М. Равеля, изучаемых в условиях программ по музыке для общеобразовательных школ. Методы исследования поиск, анализ и обобщение литературы по данному вопросу музыкально-теоретический анализ произведений композиторов-импрессионистов, опытная работа, включающая в себя анкетирование, музыкальную викторину.

Творчество К. Дебюсси и М. Равеля, в частности детские фортепианные произведения, обделены вниманием в школьных программах по музыке.

Варианты знакомства с сочинениями импрессионистов в каждой из 3-х программ, по которым работают школьные учителя музыки Н. А. Терентьевой, Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, на наш взгляд, могли бы быть более углубленными и результативными.

Поэтому новизна нашей работы заключается 1 в попытке пополнить небольшой на сегодня опыт преподавания импрессионизма в музыке, 2 в показе возможных вариантов включения этого материала в школьную программу.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что выводы и результаты, которые мы надеемся получить, будут способствовать более активному обращению к музыке К. Дебюсси и М. Равеля в условиях работы в общеобразовательной школе.

Те материалы и выводы, к которым мы приходим могут оказаться полезными для школьной практике преподавания.

Гипотеза. Представление о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется лишь в процессе постепенного приобщения учеников к этому искусству.

Первая ступень в его постижении - знакомство с фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля для детей. Оно составляет некую основу для подключения в дальнейшей работе более сложных оркестровых произведений этих композиторов. Глава 1. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке. 1.

Импрессионизм и теория музыкального стиля

Таким образом Гёте подметил, что понятию стиля свойственны разнообразн... Энди и т.д Понятие стиля характеризует также особенности творчества ко... В этом случае оно классифицируется как национальный стиль например, ру... Прокофьев, И. Он выстраивает внутри понятия стиля такую иерархию от творческого поче...

Импрессионизм. Суть понятия

Дебюсси, который утверждал, что именно красота природы способна возбуд... В дальнейшем деятельность Дебюсси и Равеля развивалась в течение двух ... Однако, будучи представителями одного направления французской музыки, ... 35 . Оно порождает совершенные отточенные контуры.

Обзор учебных программ

Равеля, Восход солнца. Дебюсси и Игру воды М. Она лишена украшении и изложена в прозрачной фактуре. Музыка выдержана... Иногда он не хотел каким-либо образом конкретизировать содержание свои... Моне Впечатление. Восход солнца по-французски impression - впечатление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1. Рассмотрев понятие стиля в разных видах искусств, более подробно мы остановились на его трактовке в музыке.

Проанализировав толкование музыкального стиля у разных музыковедов, мы убедились в сложности и неоднозначности этого термина.

Наиболее обещающим характером обладает подход к стилю, как к историческому явлению. С этих позиции принято говорить о так называемых историко-художественных стилях, один из которых - импрессионизм. 2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности а использование композиторами гармонии как звуковой краски. б уход гармонии на второй план в прихотливость ритмики. Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К. Дебюсси и М. Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки а соприкосновение образного содержания б тяготение к программности, живописности в преобладание колористической трактовки большинства музыкально-выразительных средств. 3. Анализ детских фортепианных циклов К. Дебюсси Детский уголок и М. Равеля Моя матушка-гусыня показал что именно с этих сочинении желательно начинать знакомство школьников с музыкой импрессионистов, поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по своему музыкальному языку.

Некоторые моменты музыкально-теоретического разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки. 4. Проанализировав программы с точки зрения использования в них музыки импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить а расширить круг произведении К. Дебюсси и М. Равеля, изучаемых в школе, так как на наш взгляд, учащимся необходимо дать более четкое представление о таком важном явлении в искусстве как импрессионизм. б начать знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фортепианной музыки К. Дебюсси и М. Равеля. в систематически обращаться к сочинениям этих авторов с целью формирования целостного представления о стиле. 5. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка К. Дебюсси и М. Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна детям. Сложный музыкальный язык этих композиторов не стал барьером для них, т.к. круг образов детских фортепианных произведении тесно соприкасается с внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

В ходе опытной работы были показаны следующие результаты из общего количества учащихся 100 , 65 детей определили на слух авторов и названия прозвучавших произведении, остальные ученики выполнили задание не полностью, отрицательный результат отсутствует. Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессионизма у школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.

ЛИТЕРАТУРА. 1. Абрагина Е. Е. Музыка К. Дебюсси в художественном постижении мира школьниками.

Повышение педагогического мастерства по предмету музыка. Учебно-методические материалы, 1992. 2. Андреев Л. Г. Импрессионизм.

М. Изд-во МГУ, 1980. 3. Алыиванг А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М. Музыка, 1963.4. Астафьев Б. В. О музыке XX века. М. Музыка, 1982. 5. Браудо Е. М. Всеобщая история музыки. М. Прометей, 1927. 6. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства.

Музыка в школе, 1987 N 4. 7. Дебюсси и музыка XX века. Сб. ст. Л. Музыка, 1983. 8. Импрессионисты, их современники и соратники живопись. Графика. Литература. Музыка. Под ред. А. Д. Чегодаева. М. Искусство, 1976. 9. История зарубежной музыки. Под ред. И. Нестыва. М. Музыка, 1988, В 5. 10. Кабалевскии Д. Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М. Просвещение, 1983. 11. Кабалевскии Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М. Просвещение, 1989. 12. Кабалевскии Д. Б. Про трех китов и многое другое.

Пермь Кн. изд-во, 1975. 13. Кабалевскии Д. Б. Ровесники. М. Музыка, 1987, В. 1. 14. Книга по эстетике для музыкантов Под ред. И. А. Константинова. М. Музыка, 1983. 15. Копчевскии Н. Детскии уголок К. Дебюсси М. Музыка, 1976. 16. Краткии словарь по эстетике. Под ред. М. Ф. Овсянникова. М. Политиздат, 1963. 17. Кремлев Ю. Избранные статьи. Л. Музыка, 1976. 18. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр история и современность. М. Сов. композитор, 1990. 19. Малларме С. Собрание стихотворении.

М. Худ. литература, 1990. 20. Мартынов И. И. Клод Дебюсси. М. Музыка, 1964. 21. Мартынов И. И. Морис Равель. М. Музыка, 1979. 22. Маслова Л. Как мы слышим живопись? Музыка в школе. 1.1987 N4. 23. Михайлов М. К. Стиль в музыке. Л. Музыка, 1981. 24. Музыка XX века. Под ред. Д. В. Житомирского. М. Музыка, 1977. 25. Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Б. Левика. М. Музыка, 1980. 26. Музыкальная энциклопедия. Под ред. Ю. В. Келдыша.

М. Сов. энциклопедия, 1981, т. 5. 27. Программа Музыка 1 - 8 классы. Под ред. Ю. Алиева. М. Просвещение, 1993. 28. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М. Музгиз, 1963. 29. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М. Музыка, 1973. 30. Сохор А. Н. Стиль, метод, направление. Вопросы теории и эстетики музыки. М. Музыка, 1965. В. 4. 31. Ступель А. М. Морис Равель. Очерк жизни и творчества. Л. Музыка, 1975. 32. Терентьева Н. А. Музыка музыкально-эстетическое воспитание 1 - 4 классы.

М. Просвещение, 1994. 33. Цыпин Г. М. Морис Равель. М. Музгиз, 1953. 34. Яроциньскии С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М. Прогресс, 1978.

– Конец работы –

Используемые теги: Фортепианные, Сочинения, Дебюсси, Равеля, уроках, музыки0.094

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фортепианные сочинения К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Возможности использования детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки
Литература. Нотные примеры.ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. в современной практике преподавания музыки в общеобразовательных школах, знакомство детей с… Между тем, сочинения композиторов импрессионистического направления с их… Но обсалютно проходить мимо него в процессе обучения было бы неверно, поскольку останется неосвещенным значительный…

Разработка урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной "Музыка"
Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать… Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое… Чувства и пе­реживания, которые вызывают произведения музы­кального и изобразительного искусства, отношение к ним…

Роковая музыка Музыка души
Приятного чтения... Терри Пратчетт...

Разработка урока "Развитие проблематики в сочинениях А.П.Чехова"
Постоянным посетителем Таганрогского театра он становится с 13 лет Период Годы Произведения «Многописание» 1879-1888 Сборник «Шалость»; «Тоска»,… Это период «многописания». В сумме они дают поразительную по многообразию… В рассказах 1885—1887 гг. окончательно определился тип чеховского героя и основной объект изображения: это «средний…

Смертельный урок музыки
Смертельный урок музыки... Ужастики Смертельный... Роберт Лоуренс Стайн Смертельный урок музыки На самом деле я...

Использование музыки на уроках литературы
Важная особенность художественной литературы, отличаю¬щая ее от других видов искусств,—возможность превращать в словесные образы содержание, смысл,… Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных… Проза тоже может звучать музыкально.

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка народная потребность Людвиг ван Бетховен. Восприятие музыки - это познание самого себя Ф.Лист. Введение. Современное образование рассматривается как сложный…

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с… Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях…

Ранняя американская фортепианная музыка
Лишь в последней четверти XIX века в США сложилась первая сколько-нибудь авторитетная композиторская школа – так называемая «школа новой Англии»,… Ничто из её продукции не имело резонанса в американской среде. Американская… Как пианист-виртуоз он заслужил похвалу Шопена. Многое в искусстве Готтшалка роднит его с представителями…

Содержание уроков религиоведения 2 –го курса АДУ: (составлено не для всех уроков
Религиоведение курс... Тема ХРИСТАНСТВО УЧЕНИЕ СОЗДАННОЕ САУЛОМ АПОСТОЛОМ ПАВЛОМ...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам