рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Работа сделанна в 2003 году

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки - Дипломная Работа, раздел Искусство, - 2003 год - Министерство Образования Ставропольского Краяставропольский Государственный П...

Министерство образования Ставропольского краяСтавропольский государственный педагогический институт Факультет искусств Кафедра общей и дошкольной педагогики ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки студента 5 курса И 5- М группы очного отделения Блужиной Юлии Вячеславовны Научный руководитель старший преподаватель, кандидат педагогических наук Сорокопуд Юнна Валерьевна Рецензент доцент, кандидат исторических наук Косов Геннадий Владимирович Работа допущена к защите Дата защиты 2003г. 2003 г. зав. каф. Оценка Ставрополь 2003 Содержание Введение . 3 Глава 1. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников 1.Теоретический анализ становления музыки в истории человечества 6 1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса 3. Своеобразие музыкальных стилей и направлений 1.История возникновения техно музыки 2. Краткий курс музыки House 3. История рок музыки .36 1.3.4. РЭП музыка 45 1.3.5. Хип хоп и брэйк данс как различные направления музыки.6. Развитие джаза и северо американская негритянская музыка 58 Глава 2. Экспериментальное исследование развития музыкального вкуса учащихся 1.Констатирующий эксперимент и его итоги .2.Формирующий эксперимент 3.Контрольный эксперимент . 87 Заключение . 89 Литература . 92 Приложение 94 Введение Музыка откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка народная потребность Людвиг Ван Бетховен.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного.

Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно формирование вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги. Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др. В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной. Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса. Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала аудио кассеты, диски, видео записи. Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки.

Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Воспитание детского музыкального вкуса вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку.

Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает интонационный словарь разных эпох. Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную.

Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания. Тема нашей дипломной работы Развитие музыкального вкуса у младших школьников Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой. Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников.

Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьников. Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.

В работе поставлены и решены следующие задачи 1. изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов 2. путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся 4 классов общеобразовательной школы 3. провести работу по формированию интереса и вкуса школьников 4. доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы. В работе использовались основные принципы дидактики 5. сознательности и активности 6. доступности 7. наглядности.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов o теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования o тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса o протоколирование высказываний и пояснений детей o экспериментальная работа констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. База исследования ГОУ СОШ 39 г. Ставрополя, 20 учащихся 4 класса А , учителя школы.

Теоретическая значимость исследования Практическая значимость Структура работы общий объём работы составляет 95 страниц работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Литература насчитывает 41 источник. Глава 1.

Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников

Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников 8.

Теоретический анализ становления музыки в истории человечества

Музыка по-гречески - искусство муз. Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. Вопрос лишь в том, чтобы учесть все их разнообразие и найти наилучшие ... Поэтому часто она вынуждена потесниться и уступить место массовой попу... Как часто он надеется достигнуть этого с помощью вещей! А между тем са...

Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса

В дальнейшем музыкальные переживания, слуховые представления о живом и... Та музыка, которой раньше не было доступа в школу. Дети должны узнать самое музыку, чистое, ясно и открыто говорящее чело... Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее, их собственн... И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоцион...

Своеобразие музыкальных стилей и направлений

Своеобразие музыкальных стилей и направлений 1.3.1.

История возникновения техно музыки

Вскоре им стали подражать десятки немецких групп, а британская музыкал... Среди основоположников этого стиля Kraftwerk стояли дальше всего от ро... Участники группы очень много экспериментировали шумами и звуками искус... Разветвление стилей Техно, изобретённое Kraftwerk, явилось мощной базо... Наиболее распространённым и наиболее коммерческим стилем стал вездесущ...

Краткий курс музыки House

Впрочем, стиль так и не оформился, и характеристика Progressive теперь... А Африка Бамбаатаа заканчивает работу над Looking for the Perfect Beat... Сен-Санса. Нарядные дамы и кавалеры кружились в вальсе. Он любил путешествовать, побывал в разных странах еще в детстве у него...

Заключение

Заключение Работа над выбранной нами темой Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста показала, что многие ученые занимались этой проблемой, но все же, в настоящее время, она продолжает оставаться актуальной. Благодаря музыкальному вкусу ребенок может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить ребенка к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное произведение.

Д.Д. Шостакович писал, что любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно. Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути. Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством радио, пластинок, а затем телевидения и магнитофонных записей, стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели.

Музыка участвует в воспитании людей и преобразовании общества, формируя интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждая и стимулируя в нем творческие силы и способности, содействуя социализации личности т.е. ее включению в общество, помогая в политической агитации, организуя и сплачивая людей на борьбу за высокие общественные идеалы.

Музыка по-своему формирует ценностные ориентации общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. Это ее эстетическая функция. Чтобы сделать достоянием школьников высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта. Это и прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач, и общественный концерт, и музыка в фильмах, спектаклях, и домашнее музицирование, и, музыка, звучащая в детском саду, школе и многое другое.

Балтасар Грисиан писал Музыкальных вкусов столько же, сколько человеческих лиц, но хороший вкус украшает человека в любой стране во все года, всю его жизнь. После результатам констатирующего эксперимента, которые показали недостаточное развитие у учащихся музыкального вкуса, поставили перед собой цель построить свою деятельность на формирующем этапе эксперимента таким образом, чтобы познакомить ребят с развитием музыки и наиболее известными именами, которые способствовали ее становлению.

Думаем, в некоторой степени нам это удалось. После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня развития музыкального вкуса, а именно, ребята стали больше интересоваться музыкой, захотели открыть для себя не известных им, до сей поры, композиторов.

Это говорит о том, что, проводя систематически работу, можно добиться больших успехов в музыкальном развитии детей, главное, суметь их заинтересовать умело подобранным материалом. Учителя музыки должны обратить внимание на исследования по данной теме и использовать это в своей работе. Литература12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М. Просвещение 1983 - 222 с. 13. Аристотель. Поэтика. М. 1957. 56 с. 14. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки Вз-е искусств в пед. процессе Межвуз.

Сб. науч. тр. Л. ЛГПИ, 1989 - 156 с. 15. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М. Музыка , 1923 125 с. 16. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. Воспр. Психол. 1988 4. с.155-160. 17. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М. Просвещение, 1981. 280 с. 18. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л. Издательство ЛГУ, 1964 - 194 с. 19. Вендрова Т.Е Писарева И.В. Воспитание музыкой.

М. 1991, 50 с. 20. Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. псих. Наук. Л. 1983. 21. Восприятие музыки Сб. статей Под ред. В.Н. Максимова. М. Музыка, 1980 - 256 с. 22. Гофман Э. Т.А. Мысли о высоком значении музыки. Иск-во в школе. 1992. 2. с. 51-54. 23. Дмитриева Л. В Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М. Просвещение, 1989 - 206 с. 24. Знаменская И.А. Музыкально-языковой словарь и его роль в формировании слушательской культуры школьников.

Ростов Н Д Изд-во обл. ИУУ, 1990 - 19 с. 25. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н. Просвещение. 1984 204 с. 26. Кадцин Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М. Высш. Шк 1990 303 с. 27. Книга о музыке. Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М. Сов. композитор , 1975. 340 с. 28. Коган М. Музыка в мире искусств Сов. музыка, 1987 3. С. 66-70. 29. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки Сов. музыка, 1956 5 с. 53-55. 30. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.

Л. Детская литература , 1969. 150 с 31. Мазель А.А. Вопросы анализа музыки. М. Сов. композитор, 1991 376 с. 32. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств Муз. воспит. В школе. 1984 1, с. 31-35. 33. Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки. Музыкальная академия. 1992. 3. с. 54-57. 34. Мой мир в диалоге искусств Ставрополь ИРО, 1996 208 с. 35. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания Сост. Л. Михеева. Л Музыка, 1970 340 с. 36. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования.

Сб. ст. Сост. А.Г. Костюк. Киев Музична Украина, 1986 126 с. 37. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М. Музыка, 1988 254 с. 38. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М. Музыка, 1972 383 с. 39. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев Музична Украина, 1975 286 с. 40. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника Воспр. Психол. 1986. 1, с. 102-104. 41. Полунина В. Н. Искусство и дети М. Просвещение, 1982 191 с. 42. Полунина Е. Катарсис в музыке.

Сов. Музыка. 1991. 11. с. 95-98. 43. Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990 158 с. 44. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции 2-е изд. М. Музыка, 1972. 168 с. 45. Рыцарева М.Г. Музыка и я Популярная энциклопедия для детей. М. Музыка, 1994 367 с. 46. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома психотехнические упражнения и коррекционная программа. М. Новая школа, 1995 144 с. 47. Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки Психол. журн. 1994 т. 15. 6 с. 130-132. 48. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми Автореф дис. канд. пед. наук. М. 1995 17 с. 49. Уколов В.С Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени.

М. 1988. 370 с. 50. Чернов А.А. Как слушать музыку. М Л. 1964, 60 с. 51. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошк. восп. 1992. 9-10. 39-42 с. 52. Юсфин А.Г. Живой организм музыки. О воспитании музыкальной культуры. Семья и школа. 1991. 8. с. 42-44. Приложение.

– Конец работы –

Используемые теги: развитие, музыкального, вкуса, детей, младш, школьного, возраста, уроках, музыки0.118

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

азвитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность Людвиг Ван Бетховен. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение…

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста
Решение этой задачи необходимо начинать в детстве.Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права… Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью… Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия,…

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка народная потребность Людвиг ван Бетховен. Восприятие музыки - это познание самого себя Ф.Лист. Введение. Современное образование рассматривается как сложный…

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность Людвиг ван Бетховен. Восприятие музыки - это познание самого себя Ф.Лист. Введение. Современное образование рассматривается как сложный…

Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста
В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат… Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему… Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рациональной…

Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых,… Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою… Поэтому в мл. школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение…

Разработка технологической части проекта предприятия по выпуску учебников для детей младшего школьного и среднего школьного возраста
Н = 20, Т = 150 тыс. экз пер. 7Б, (3000 т); 4. Учебники для среднего школьного возраста, 70Ч100/16, V = 18 ф.п.л К= 4+4, Н= 50, + 2 накидки Vн=… При традиционном способе офсетной печати с увлажнением, и изготовление форм … Основное назначение биметаллических офсетных пластин - печатание высоких тиражей, использование биметаллических…

Развитие мышления детей младшего школьного возраста в игровой деятельности
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического… Однако исследования показывают, что даже во 2 - м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами…

Учёба и труд, их место в психическом развитии младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста
Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием… Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно,…

Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных… Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах.

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам