рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанровое своеобразие произведения А.С.Свирского "Ростовские трущобы"

Жанровое своеобразие произведения А.С.Свирского "Ростовские трущобы" - Курсовая Работа, раздел Журналистика и СМИ, Курсовая Работа По Дисциплине «Журналистика» По Теме: «Жанровое Своеобразие П...

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Журналистика» по теме: «Жанровое своеобразие произведения А.С. Свирского «Ростовские трущобы» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СВИРСКИЙ И ДОНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА 2. ОПИСАНИЕ СВИРСКИМ РОСТОВСКИХ ТРУЩОБ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Социальная журналистика в Донском крае существует уже более ста лет. Несмотря на тяжесть цензуры того времени, такие журналисты, как А. Карасев, Е. Жигмановский, Е. Сизякин, А. Тараховский, И. Струков, обличали в печати конкретные проявления социального зла, в то же время, не видя реального пути его уничтожения.

В 1892 году в «Ростовских-на-Дону известиях» была опубликована серия очерков А.И. Свирского «Ростовские трущобы». В 1893 году очерки были напечатаны отдельной книгой. Хотя временной промежуток между газетным и книжным изданиями очерков был невелик, Свирский успел частично их переработать, внести некоторые дополнения, сокращения, изменения в рубрикации и пр. Данное произведение Свирского выделяется среди других произведений, описывающих «униженных и оскорбленных». Его отличают хороший слог, яркость его главных героев, точность и достоверность описываемых событий - ведь автор не понаслышке знал то, о чем писал.

В последние годы появилось много исследований, посвященных журналистике Юга России конца прошлого века. Однако творчество Свирского и ряд его известных произведений, в том числе и «Ростовские трущобы» незаслуженно обойдены стороной. Это и определяет актуальность данной работы.

Цель моей работы - раскрыть жанровое своеобразие произведения А.С. Свирского «Ростовские трущобы». На основании цели поставлены следующие задачи: · описать такой важный жизненный период Свирского, как его работа на поприще донской журналистики; · проанализировать основные сюжетные линии «Ростовских трущоб»; · сделать выводы о наличии в данном произведении главных героев; · рассмотреть композицию очерков; · изучить выводы автора относительно путей решения проблем, поднимаемым им в своих публикациях.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. 1.

СВИРСКИЙ И ДОНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

«Приазовский край» стал печататься впервые форматом в большой лист еже... Существенное отличие в том, что он не романтизирует своих героев - оби... С.Х. В июне правление командировало С.Х. На итальянском языке в вертепе Гишпанка поет хриплым, пропитым голосом...

заключение, что раз у подобного человека являются проблески сознания, то его можно и спасти, значит, не знать этих людей вовсе, а трущобной жизни в особенности. Нашего инженера также можно было спасти, когда он еще только находился на рубеже падения; но теперь, я убежден, никакие силы земные спасти его уже не в состоянии: он уснул и не проснется больше. У него давно уже нет своей воли, своих желаний; все, все, что украшает и облагораживает человека, у этого глубоко униженного и обиженного за восьмилетнее пребывание его в трущобах исчезло и не вернется.

В заключение прибавлю, что не одну ночь я провел в обществе анженера и гишпанки а также многих других героев и героинь ростовских трущоб и немало потратил пред ними слов на то, чтобы уговорить их бросить позорный образ жизни. При этом я даже обещал, что общество наше не откажется помочь моим случайным знакомцам, если они согласятся вести снова честную трудовую жизнь. Но, увы, я услышал от них один ответ: нам и здесь хорошо». В автобиографической повести «История моей жизни» А.И. Свирский проясняет историю написания очерков, свое отношение к действующим лицам.

Он испытывает жалость к инженеру-алкоголику, рассказывая о его судьбе: «Вот таким типом, бывшим инженером, полны сейчас все мои писательские помыслы. Хочу нарисовать этого человека таким, каким я его знаю. Он живым стоит перед моими глазами, и мне хочется вылепить его так, чтобы его увидели и мои читатели». Особенно горькие чувства охватывают автора, а вместе с ним и читателя, при знакомстве с «детьми трущоб». Маленький оборвыш, похожий на сорокалетнего карлика Этот преждевременно состарившийся десятилетний ребенок, с хриплым от пьянства голосом, нахальным выражением лица изрыгает грубые ругательства, а потом, жестоко избитый взрослыми, плачет в уголке, закрыв глаза ручонками.

Чаще всего плод незаконного брака, брошенный родителями, «дитя трущоб» занимается нищенством и воровством. Автор считает, что виноват в страшном падении не сам ребенок, а равнодушное общество, допускающее это варварство.

Можно предположить, что описывая судьбы персонажей, представленных в очерках как реальные лица, автор использовал эпизоды из жизни обитателей трущоб, собственные впечатления бывшего беспризорника, литературные ассоциации. Остросюжетная насыщенность эссе не порождает сомнений в их документальности. В значительной степени этому способствуют язык и стиль повествования. Обитатели трущоб, взрослые и дети, своем языке.

Калека-нищий, например, обращается например, к трущобной мегере, с огромным синяком под глазом и растрепанной головой: «Эй ты, красавица, полюби меня, я тебе пондравлюсь». При этом он ударяет свою даму по затылку костылем. «Такая сволочь, как ты, никогда мне не нравилась и не будет нравиться отвечает ему прелестница». Языковая ткань повествования живо передает не только характеры персонажей, но и сам дух трущобного мира. Автор заявляет, что держался только истины и не вдавался в область фантазии, так как самая яркая фантазия должна побледнеть перед той правдой, которая послужила материалом для очерков.

При этом он пытается повлиять на действительность, составляет разного рода благотворительные проекты. Выражает благодарность полиции за то, что она заставляет с наступлением вечера прекращать торговлю спиртным в одном из притонов (эта фраза, имевшаяся в газетной публикации, была исключена им из книги). В заключительной части очерков Свирский предлагает открыть дешевые столовые и бесплатные ночлежные приюты для лиц дворянского происхождения с высшим и средним образованием, которые, за поисками мест, постепенно лишаются всяких материальных средств и даже одежды.

Эти рецепты не являются главным итогом журналистского расследования. Внимание читателя поражает и захватывает другое - картины ростовских трущоб, судьбы их несчастных обитателей, язык и стиль повествования. «Ростовские трущобы» Свирского в чем то перекликаются с произведением «Москва и москвичи» Гиляровского.

Общее у этих произведений - фотографическая точность описаний и, в первую очередь, описаний социального дна. Однако есть и различия. Гиляровский всего лишь, пусть даже четко и точно, рисовал картину большого города, рассказывал о его истории и современной жизни. Свирский же не только описывал то, что видел, но и пытался разобраться в увиденном. Странствие по трущобам дает возможность Свирскому исследовать социальные и нравственные проблемы жизни современного общества.

Автор встречается со своими героями в тот момент, когда они оказались изолированными от привычного уклада. Причиной их падения на дно жизни стали внешние обстоятельства, механизм воздействия которых тщательно изучается журналистом - потеря работы, болезнь, неудачное замужество, утрата кормильцев разрушают хрупкий мир личного благополучия и неумолимо подталкивают пострадавшего к горестному финалу. Рассматривая «путь вниз» отдельной строкой Свирский выделяет - «тайные притоны» и тем, кто «помогает» опускающимся людям на их скорбном пути. «Со своей стороны, такие многолюдные города кишмя кишат темным людом, который расставляет искусно сети перед этими обездоленными скитальцами и самым безжалостным образом высасывает из них последние соки. Даже когда они окончательно теряют под собой почву и безвозвратно падают и тогда для них открываются двери грязных трущоб, где они являются желанными гостями.

И если содержатели трущоб богатеют и туго набивают свои карманы, эксплуатируя ничего не имеющих посетителей, то можно легко себе представить, какие выгодные дела делают содержатели тех тайных притонов, которых так много у нас, в Ростове.

Сюда попадают люди не совсем еще погибшие, а потому все еще что-нибудь имеющие, и ловкие дельцы умеют их обирать дочиста. Что подобные притоны существуют у нас, в том, конечно, не может быть ни малейшего сомнения; но, к сожалению, прекратить существование их гораздо труднее, чем прекратить существование таких вертепов как Прохоровка, Полтавцевка и Гаврюшка, где открыто, при блеске солнечных лучей, при сиянии светлого дня, снимают с несчастного оборванца последнюю рубаху и заветный крестик с шеи». «Многие из этих мастерских и гостиниц являются теми именно страшными рассадниками нищеты и разврата, из которых прямая дорога для мужчин в открытые трущобы, а для женщин - в публичные дома». Немаловажную роль играют нравственные качества личности, способность противостоять жизненным невзгодам.

Сломленный морально, человек не в состоянии бороться за свое будущее, погружается в пучину пьянства и разврата. «Приступая к описанию трущоб, я в своем маленьком вступлении сравнил их со сказочными чудовищами, которые выхватывают из толпы обездоленных людей и, притягивая их в свои грязные объятия, навсегда преграждают им путь к той жизни, к тому обществу, к которому они, эти люди, некогда принадлежали.

И говоря это, я не преувеличивал. Стоит только человеку, все равно, к какому бы он классу ни принадлежал, попасть в трущобы, чтобы через год, через два уже было поздно его спасать.

Такой человек постепенно погружается в засосавшую его тину пьянства и разврата, где окончательно парализуются его воля, его добрые побуждения. Что же касается его честности, в элементарном значении слова, то она, допускаю, остается у него, как и у тех многочисленных бродяг, которых чуть не принимают за беглых каторжников, или как у пьющих запоем, которые, при всей своей честности, не могут, однако, быть терпимы ни в одном порядочном обществе.

Позволю себе сделать такое сравнение. Вообразите себе человека, находящегося в открытой степи, зимою, во время метели. Резкий ветер пронизывает его до костей, густые хлопья снега застилают ему глаза, а сильный январский мороз, словно острыми иглами, щиплет ему лицо. И вот начинается борьба человека с рассвирепевшей стихией. Бедняга делает всевозможные телодвижения, бегает, прыгает, стараясь хоть этим отогреть себя. Сначала он еще бодр, в нем является смелость отчаяния и неестественная, колоссальная энергия.

Но проходит время, метель не унимается, мороз с большею силою крепнет - и одинокий, беспомощный борец за жизнь утрачивает энергию сопротивления и из борца превращается в пассивного, безвольного зрителя картины собственного несчастья. Минутами к несчастному возвращается сознание, и он, может быть даже чувствуя, что стоит ему еще немного напрячь свои силы, стоит сделать один отчаянный прыжок - и придет спасение. Но, увы, повторяю, несчастный устал, разбит душевно и телесно, и мелькнувший в его душе огонек так же быстро потухает, как неожиданно и внезапно он появился. Если в этот роковой момент подоспеет помощь извне, еще, может быть, дыхание жизни вернется к этому живому мертвецу, но раз помощь опоздала, то одним человеком меньше на свете». Прослеживая шаг за шагом путь нравственной и физической гибели людей дна, Свирский видит возможность спасения и духовного возрождения личности в чутком и доброжелательном внимании окружающих, моральной и материальной поддержке терпящих бедствие. Протянуть руку тем, кто стоит на краю пропасти, в состоянии каждый.

Человек гибнет, если рядом с ним оказались равнодушные, обеспокоенные лишь собственным благополучием люди. «Стоит только хорошенько вдуматься и вникнуть в историю какого-нибудь падшего человека, чтобы понять те бесконечные страдания, муки, унижения, жгучие слезы и физические боли, которые он перетерпел раньше, чем расстаться со своим положением в обществе. А между тем, сколько мимо нас ежедневно, ежечасно проходит и молодых, и старых кандидатов в трущобные завсегдатаи, и мы их даже не замечаем! И впрямь, какое кому дело до этого хотя бы худощавого молодого человека в истрепанном пальто, который по целым дням и без всякой цели бродит по главной улице города или по городскому саду? Какое кому дело до того, что у этого юноши такое бледное, исхудалое лицо, такое страдальческое выражение глаз? Ведь он никого ни о чем не просит, он не протягивает руки за милостыней - так зачем же обращать на него внимание? А что этот молодой человек стыдится просить Христа ради; что он юноша благовоспитанный, с самолюбием, с сознанием своего человеческого достоинства так до того, опять-таки, никому дела нет. И бродит несчастный скиталец день-другой, голод истощает последние его силы, нравственные муки убивают в нем энергию; и он все больше и больше начинает падать духом.

Между тем кругом, как будто на зло ему, слышится веселый смех довольной и сытой толпы, мчатся тысячные рысаки, снуют роскошно одетые дамы и мужчины, сверкают при солнечных лучах золото и бриллианты на окнах магазинов и только он один не принимает участия в общем празднике жизни одетый в лохмотья, голодный и бесприютный, жмется вдоль стен богатых каменных домов, давая дорогу более счастливым». Эта мысль пронизывает весь цикл очерков, посвященных судьбам обитателей трущоб.

В ней заключается трагический и вместе с тем оптимистический настрой эссе. Пороки трущобного мира - порождение низменных качеств человеческой натуры и бороться с ними нужно, опираясь на светлые нравственные задатки, имеющиеся в душе каждого.

Путь нравственного возрождения общества проходит через сердце каждого человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Очерки «Ростовские трущобы» А.С. Свирского представляли собой одно из первых журналистских расследований в истории донской и, пожалуй, отечественной журналистики. Для получения информации о своих героях автор избрал самый точный и верный способ: он надел лохмотья и стал вести жизнь героев своего произведения. «Ростовские трущобы» также содержат элементы интервью.

Автор подробно расспрашивает будущих главных персонажей своего эссе об их жизненном пути, о том, как они дошли до такой жизни, о том, чем они живут сейчас.

Свирский не романтизирует своих героев, и не идеализирует их. Он показывает их такими, какие они есть. Но именно от реалистичности героев, от отсутствия какой-либо наигранности, увеличивается пафос его замечательного произведения.

При этом «Ростовские трущобы» Свирского, это не только описание быта ростовского «дна», и не просто «страшилки» для в основной своей массе обеспеченных читателей; автор ставит проблемы, предлагает пути их решения и призывает читающую публику не просто читать, ужасаться и сострадать, а думать о помощи несчастным и обездоленным вместе с ним. Думаю, что современным журналистам при проведении журналистских расследований не лишним будет перечитать блестящее произведение А.С. Свирского «Ростовские трущобы». ЛИТЕРАТУРА 1. Бульба В.А. Свирский - скиталец, журналист, писатель.// Приазовский край 2000 год 12 окт. 2. Гонтмахер М.И. Евреи на донской земле.

Ростов-на-Дону, Ростиздат, 1999. 3. Свирский А.С. Ростовские трущобы. М.: 1994. 4. Станько А.И. Российская дореволюционная журналистика Юга России. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1987. 5. Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 1997.

– Конец работы –

Используемые теги: Жанровое, своеобразие, произведения, Свирского, amp, quot, Ростовские, трущобы, amp, quot0.13

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанровое своеобразие произведения А.С.Свирского "Ростовские трущобы"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ результатов деятел
Donc on peu considйrer cette sociйtй comme performante du point de vue d’efficacitй. Les performances dйpendent aussi du contrфle de l’activitй des… La mesure des performances peut s’effectuer а partir des indicateurs, qui sont… De plus la profitabilitй (rйsultat/CA) de la nouvelle entreprise est plus йlevйe que de Montpellieret accroоt au cours…

Жизнь и творчество Harri Jõgisal
Suur¬vee ajal uputas, suvel aga oli vett nii vдhe, et kalad - lut¬sud ja haugid - jдid kuivale. Karjamaa oli kхrge poliste mдn¬dide alune, kust… Esimesest suurest sojast oli tema isa Vladimir koju tulnud invaliidina. Ta… Tццkдtest tuli puudus, vхlad дhvardasid ta¬lu. Kхik kokku viis selleni, et Rььsmaa anti Harri isa хe, s.o. tema tдdi…

"Этика" Спинозы: "О человеческом рабстве" и "О могуществе разума или о человеческой свободе"
Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта,… Первоначальное образование он получил в семиклассном еврейском училище, где… Практически все свои идеи ему приходилось распространять путем переписки и личного общения. Под его именем и при его…

Оценка состояния конкурентной среды рынка (на примере ТЦ "Магнит", ТЦ "SPAR" и ТЦ "Патэрсон")
Поэтому очень важно проводить исследования и оценивать состояние конкурентной среды рынка в той или иной сфере. В своей работе я проводила исследование состояния конкурентной среды рынка на… Вообще конкурентами считаются субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков,…

"Чёрный", "белый" и "розовый" пиар, их характеристики
Шепель В. М. Коммуникационный менеджмент. М.: «Гардарики», 2004 г. PR в Россию проник вместе с демократией. Нормальный, так называемый "белый". Но… Существует: - желтый пиар, который использует, с целью привлечения внимания,… В ходе изучения материала, я выделила 2 значения «черного PR». Одно из них доказывает, что «черный PR» - это…

Создание имиджа олигарха в электронных СМИ ("Эксперт", "Русский Newsweek", "Forbes") на примере Р. Абрамовича
В России с ее вековыми традициями нелюбви к богатым на смену образу «нового русского» пришел имидж олигархов. Тем не менее, успешная социальная… Итак, актуальность темы настоящего исследования «Создание имиджа олигарха в… Цель работы: выявить причины успеха имиджа Романа Аркадьевича Абрамовича.

Донелайтис
Sunki ekonominл valstieиiш padлtis, юiauri socialinл ir nacionalinл priespauda nuo pat vaikystлs stipriai paveikл bыsimo poeto sаmonж ir skaudino jo… Pastarаjа jis lankл 5 metus, gerai joje бsisavino lotynш kalbа, pramoko taip… Studijш metais K. Donelaitis daug dлmesio skyrл muzikai. Jis ir vлliau mielai pats grodavo, dainuodavo, komponuodavo,…

Функция жанра "письмо". "Открытое письмо" в журналах И.А. Крылова
Слова героя фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро не будет ничего: ни книг, ни театра - одно сплошное телевидение…» к счастью, не оказались… Люди по-прежнему читают. И не только «глянец», зачастую низкопробный, а… Вне всяких сомнений, художественные книги оказали огромное влияние на журналы и газеты. Особенно в XVIII - XIX вв…

О содержании понятий "бытие" и "сущее"
Невозбужденный атом, например, не излучает энергию и, если на него не воздействовать, такой атом останется ненаблюдаемым для оснащенного… Иначе мы совершим ошибку, свойственную антропоцентристской модели мира, и… Какое знание может быть о таком не-определенном, не-ставшем "объекте"? Да и является ли это знанием? 3. Несколько выше…

"Запад" и "Восток" в институциональном подходе к цивилизации
В XIX в. представления такого рода стали, бесспорно, господствующими. В XX в. дихотомия "Восток — Запад", переосмысленная в категориях… Она по-прежнему присутствует в дискурсе современной социологии применительно к цивилизационным аспектам изучения…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам