Жанры фотоочерка и фоторепортажа в журналистике 1950-1980-х годов.
Жанры фотоочерка и фоторепортажа в журналистике 1950-1980-х годов. - раздел Журналистика и СМИ, Дисциплина: Фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста Активизация Современной Творческой Фотографии Относится К Послевоенному Перио...
Активизация современной творческой фотографии относится к послевоенному периоду, когда в среде фотожурналистов возникла потребность в организации выставок, в которых фотография не только выступала бы как средство информации, но и имела бы художественную ценность. В этот период активизировалось и фотолюбительское движение. На первых выставках художеств, фотографии в основном были представлены работы фотожурналистов, в первую очередь ветеранов-фронтовиков. К ним примкнуло молодое поколение фотографов: в 1960- 70-е гг. начали работать в фотографии Н. Амельченко, В. Барановский, Г. Белицкий, В. Витченко, В. Гончаренко, В. Драчёв, В. Жданович, Ю. Иванов, A.Клещук, Е. Козюля, В. Крук, Г. Лихтарович, В. Межевич, Е. Песецкий, B.Федоренко, Н. Шарай, В. Шуба, фотолюбители Ю. Васильев, А.Глинский, Е.Жукович, В.Жилин, А. Криштапович, В. Лобко, Г. Меншиков и др.
Фотолюбительство вместе с творчеством профессиональных мастеров удовлетворяло потребность общества в снимках, приближённых к человеку, его эстетическим и нравственным запросам. Стали создаваться первые фотолюбительские объединения. В 1960 г. в Минске организован фотоклуб "Минск".
В 1960-х гг. на страницах периодических изданий, особенно республиканских, появляются следующие жанры фотожурналистики: фотозаметка, фотокорреспонденция. Постоянное место в белорусских масс-медиа заняли в те годы фотоочерк и фоторепортаж. Материалы этих жанров оптимистичны, насыщены авторскими отступлениями. Однако фоторепортеры, в основном постановочные, «рисуют» не образ и характер человека. А его готовность совершать трудовые подвиги, самоотверженные поступки. Выпускаемая в эти годы отечественная фототехническая продукция по качеству значительно отставала от западноевропейской и азиатской. Фотожурналисты республиканских изданий приобретали высококачественную импортную, в основном немецкую и японскую, фототехнику. Новое полиграфическое оборудование также повысила качество газетных фотографий и текста до журнального уровня. И результат не заставил себя ждать: количество перешло в качество.
1970-е гг., получившие название «застойных», таковыми для белорусской фотожурналистики не являлись. Если первые полосы газет, особенно республиканских, отдавая дань сложившейся традиции, размещали портреты партийных и госдеятелей, то материалы, публикуемые на внутренних полосах, рассказывали о буднях промышленных предприятий, о достижениях ученых Беларуси.
1980-ее, особенно вторая половина, полные несбывшихся надежд на социально-экономические и культурные перемены, отразились на состоянии жанров фотожурналистики. Жанры, безусловно, никуда не исчезли, но фотография становилась более динамичной, репортажность превалировала над постановочностью. Фотожурналисты стремились первыми осветить то или иное событие, а присущие снимкам документальность и правдивость передавали дух и противоречие эпохи. Фотоочерки, довольно редко встречающиеся в 1960-70-х гг, всё чаще появляются на страницах, например, «Советской Белоруссии».
С 1950-х гг. развивается цветная фотография, которая наиболее распространилась после создания издательств "Беларусь" и "Полымя", выпускающих книги по фотографии (А. С. Дитлова, Г. Н. Куновского, Б. В. Пальчевского и др.), фотоальбомы, календари, открытки и т. п. На базе издательства "Беларусь" была создана редакция книжной иллюстрации и художественной фотографии, позже реорганизованная в Центр, фотостудию.
Пожалуй, уникальным можно назвать фото Якуба Колоса, сделанное в 1952 году А.Дитловым. Классик стоит а трибуне в зеленом пиджаке, салатовой рубашке и черно-зеленовом галстуке, вдумчиво читает какой-то текст. За спиной песняра виден лозунг, прочесть который, однако, невозможно – камера направлена на фигуру писателя, фон фотографии расплывается. По словам Александра Дитлова, бывшего фотографа БелТА, что Колоса, оказывается, снять удалось не сразу: классик очень не любил позировать, подловить нужный ракурс мог только настоящий мастер. То, что цветная пленка успела в Минск до 1956 года, когда народного поэта не стало, - большая удача. Якуб Колас – первый из знаменитых белорусов, чье фото в цвете сегодня известно исследователям.
Мы не знаем, кто и при каких обстоятельствах снимал на цвет в 1951 году самосвал на МАЗе. Но все остальные кадры сделаны в основном корреспондентами БелТА или ТАСС.
С 1-й половины 20 в. в белорусском фотоискусстве используется фотомонтаж (открытки-фотомонтажи, некоторые газетные и книжные иллюстрации и др.). В 1970-80-е гг. фотомонтаж встречается в работах фотохудожников (Г. Белицкий, В. Гончаренко, В. Драчёв, В. Жданович, П. Захаренко и др.), плакатистов (В. Круковский, Л. Липень и др.), иллюстраторов книг.
В 1980-е гг. в республике появилась экранная фотография. Создаются слайд-фильмы с богатыми возможностями фотомонтажа, укрупнения деталей и одновременного показа на нескольких экранах. Фотографы создают слайд-очерки о путешествиях, лирические слайд-композиции и т. п.
Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста.
Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотожурналист постоянно тренирует глаз, свое фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устой
Авторское право в фотожурналистике.
В качестве объекта правовой охраны закон «Об авторском праве и смежных правах» называет фотографические произведения. В ст. 993 Гражданского кодекса Республики Бела
Новаторские приемы в фотожурналистике 1920-30-г годов.
У истоков фотожурналистики стояли талантливые люди: инженеры и фотомастера. Фотография – чудо 19 в. – появилась на газетных полосах. Без этого события не могла возникнуть фотожурналистика. Следующи
Фотожурналистика в годы Великой Отечественной войны.
Первая половина 1940-х гг. — военное время. Мирная жизнь белорусских журналистов, как и всех советских людей, закончилась. Фотожурналисты находили себе работу во фронтовой печати, сражались в па
Должностные обязанности
1. По заданию руководства редакции выезжает на места для освещения событий в стране и за рубежом.
2. Выполняет все виды съемки на цифровые носители.
3. Доставляет с максимальной о
Ответственность
Фотокорреспондент несет ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, устано
Медицинские противопоказания
значительные дефекты зрения и слуха;
дальтонизм;
нарушение опорно-двигательного аппарата;
сердечно-сосудистые заболевания;
нервные и психические расстройства.
Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование
Позиция, которую занимает журналист, называется социальной и опирается на этические принципы. Она дает возможность максимально объективно оценить ту или иную ситуацию, а затем представить ее с по
Информационно-публицистические жанры фотожурналистики.
По классификации В.М.Березина, жанры фотожурналистики разделяются на информационно-публицистические и художественно-публицистические. Также стоит выделить аналитические жанры, к которым в первую оч
Жанр фотоинформации в фотожурналистике.
В основе фотоинформации (фотозаметки) лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация (
Жанр фотоиллюстрации в фотожурналистике.
Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербальног
Фотомонтаж и фотоколлаж на страницах изданий.
При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете неск
Жанр фотоочерка (фотоистории) в фотожурналистике.
Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем.
Фотоочерк может быть
Документальность репортажной фотографии
Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность, невмешательство в течение событий. Но фотографируя действительность, репортёр не может гарантировать, что снятый им материал будет п
Фоторепортаж как композиционное единство графических элементов
Графическое оформление газетных полос включает: изображение и размер шрифта, формат фотографий и их место на полосе. Дизайн газеты - это лицо издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство ч
Изобразительное решение репортажного снимка.
Репортажные съемки нужны и лаконичность рисунка, и акцент на смысловом центре, и четкое освещение, и перспективное построение кадра. Более того, серьезность и важность тем, над которыми работает ре
О пользе стандартов.
В учреждении штампом называют специальные печати, их необходимость очевидна. Журнал, который у вас в руках, как и вся остальная печатная продукция, отпечатан со штампов — типографских матриц. А реч
О вреде штампа.
Расхожая мысль, что плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто, принципиально неточна. И у хорошего автора приемов может быть немного, сут
Есть мотив традиционный.
В творчестве утверждение какого-либо правила существует рядом с его отрицанием. Поэтому не будет противоречия, если мы скажем, что в творческой фотографии возможен и традиционный мотив, однако в эт
Имена в белорусской фотожурналистике.
Беларусь всегда славилась талантливыми, творческими людьми. На поприще фотожурналистики трудились и трудятся фотокорреспонденты, чьи имена знают далеко за пределами нашей страны.
Можно всп
Место и функции бильд-редактора в издании.
Проблема выбора фотографий для опубликования в очередном номере газеты не нова. Для одной редакции — это головная боль выпускающих редакторов, порожденная дефицитом иллюстраций, даже без оценки и
Жанровые особенности фотоиллюстрирования в современных СМИ.
Фотожурналистика не стоит на месте. Об этом свидетельствует возрастающий с каждым годом уровень иллюстрированности газет и журналов. Жанровая палитра на газетной полосе становится все ярче и разно
Новости и инфо для студентов