рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Федот Васильевич Сычков

Федот Васильевич Сычков - Лекция, раздел История, Содержание: 1. Введение 2. Первые Шаги На Тернистом Пути К Художнику 3. От Ху...

Содержание: 1. Введение 2. Первые шаги на тернистом пути к художнику 3. От художника-самоучки к профессионалу 4. Учёба в Высшем художественном училище при Академии художеств 5. Две основные линии в творчестве Ф. В. Сычкова в 1900-е годы 6. Детские портреты 7. Поездка за границу в 1908г. 8. 1910-1920-е гг время создания повторений своих ранних работ 9. 1930-е гг творческий подъём художника 10. Произведения 1940-1950-х годов - результат настоящего подвижничества мастера 11. Последние годы жизни художника 12. Литература Федот Васильевич Сычков 1870-1. Одной из крупных и уникальных частей музейного собрания является коллекция произведений (около 600 картин, этюдов, эскизов) народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств РСФСР и МАССР Федота Васильевича Сычкова (1870-1958), талантливого, самобытного, художника-бытописателя деревни, стоявшего у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства.

Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения художника, героями которых были его земляки своеобразная летопись жизни родного края. Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.

В противоречивую эпоху социальных потрясений и сложных идейно-эстетических исканий Ф.В. Сычков оставался верным продолжателем лучших традиций русской реалистической школы живописи ХIХ века. Художественному мировоззрению мастера оказались чужды авангардистские тенденции, стремление к конструктивистским формам, не имевшим отношения к реальному миру, а затем и ложная патетика искусства сталинской эпохи.

Тональностью своего мировосприятия как художника радости бытия ближе к эстетике второго поколения «Мира искусства» с их культом красоты, торжествовавшим над социальным реализмом передвижников. 2. Федот Васильевич Сычков родился в 1870 году в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в бедной крестьянской семье.

Рано осиротел. Общее образование получил в трехклассной земской школе, где учитель П.Е. Дюмаев первым обратил внимание на художественно одаренного крестьянского мальчика.

Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки кисть и вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан. Среди ранних произведений - картина «Закладка станции Арапово» (1892), которая была выполнена по заказу петербургского генерала И.А.Арапова, имение которого находилось неподалеку от Кочелаева.

Создание картины стало своеобразным экзаменом, проверкой способностей, которые Сычков достойно выдержал. Картину генерал показал директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е.А.Сабанееву. Отметив талант Сычкова, тот посоветовал привезти юношу в Петербург. В 1892 году Сычков переступил порог Рисовальной школы, где учился у К.В.Лебедева, И. В. Творожникова, Я.Ф.Ционглинского. 3.Эволюция Сычкова от художника-самоучки до профессионала проходила стремительно. В стенах школы он получил начальные знания в области рисунка и живописи, и уже через год занятий его мастерство становится уверенней, свободней, рисунок бо¬лее точным.

К числу наиболее удачных ранних произведений можно отнести «Портрет младшей сестры художника Екатерины Васильевны Сычковой» (1893). В том, как живописными средствами передана фактура ткани, как согласованы цвета, видна колоссальная работа, которую проделал Сычков за год учебы.

В это же время он начал писать заказные портреты. Это было связано с трудностью его материального положения, но перед ним был и блестящий пример работы в заказном портрете ведущих мастеров того времени. Постоянная работа в этом жанре оттачивала мастерство молодого художника. 4. В 1895 году в качестве вольнослушателя он поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Учился по классу батальной живописи у Н.Д. Кузнецова и П.О. Ковалевского, придерживавшихся в своей педагогической практике демократических принципов передвижничества. Ко времени учебы в АХ относится "Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника" (1898), созданный в лучших традициях художников-демократов.

В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме. В годы учебы Сычков написал несколько автопортретов. Ранний среди них 1893 года относится ко времени учебы в школе Общества поощрения художеств.

Художник внимательно изучает собственное лицо, психологически точно и тонко выражая через внешний облик свое внутренне состояние - страстное желание постичь окружающий мир, найти свое место в художественной среде. Совсем иной, более светский, репрезентативный характер, имеет "Автопортрет", написанный за год до окончания АХ. Крупная голова с темными коротко стрижеными волосами моделирована четко, уверенно. Высокий, чистых линий лоб, спокойный взгляд глубоко посаженных глаз, в которых читается уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Как многие молодые живописцы того времени, Сычков мечтал учиться в мастерской Репина, с которым был знаком через генерала Арапова еще с той поры, когда только приехал в Петербург и поступил в Школу Общества поощрения художеств. Генерал показывал Репину работы своего талантливого протеже, которого называл не иначе как «мой Рафаэль». Во время вступительных экзаменов в АХ Репин узнал Сычкова, сделал несколько полезных замечаний.

Еще не раз обращался он к Репину за советами, в частности, при создании выпускной работы «Вести с войны» (1900). Несмотря на то, что во время обучения в АХ Сычков изучал батальную живопись, после окончания учебы он нашел свое призвание как портретист и жанрист. Окончание АХ Сычковым в 1900 году пришлось на рубеж веков, с его фейерверком художественных течений и направлений, целой плеядой гениальнейших в своих дерзновенных авангардистских поисках творцов.

В контексте сложной эпохи рубежа веков творчество Сычкова кажется традиционным. Он не испытал душевного смятения и растерянности перед наступлением нового. Его отличала четкая жизненная позиция, твердая уверенность в избранном раз и навсегда пути художника-бытописателя русской деревни. В своих художественных исканиях он близок к группе таких живописцев как С.А.Коровин, Ф.А.Малявин, А.Е.Архипов. Картины того времени, а Сычков был активным участником многих всероссийских и зарубежных выставок, привлекали внимание зрителей жизненностью сюжетов, той мерой реалистичности, что удачно сочеталась с лирическим звучанием народных образов.

Это достигалось не просто глубоким знанием крестьянской жизни, а именно постоянным существованием в этой среде - привычной, понятной, любимой. После окончания учебы в Петербурге Сычков возвратился на родину, ставшую для него живительным источником творческого вдохновения. Влюбленный в красочную стихию полнокровного народного бытия, он умел самые обыденные стороны крестьянской жизни отобразить поэтично, не тяготея к чрезмерной литературности в сюжетах.

Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей («С гор»(1910), «Катание на масленице» (1914) и др.) атмосферу непринужденного веселья, жизнелюбия. Однако было бы ошибочно сводить все творчество Сычкова к «вечному» празднику. Собственные впечатления детства и юности, сопряженные со временем нищеты, унижений, определили демократизм Сычкова, умение сопереживать, тонко понимать суть жизненного уклада русского крестьянства. 1900 - 1910-е годы – время творческой зрелости Сычкова.

Тогда им были созданы полотна - «Возвращение с ярмарки», «Деревенская свадьба», «Водосвятие», «Христославы», «Трудный переход» и ряд других, где мастер стремился рассказать о разных сторонах деревенского бытия, выступая внимательным наблюдательным рассказчиком, не приукрашивая реалии, но и не делая акцента на социальных противоречиях деревенской общины.

Бытовые полотна Сычкова слагаются в целостный образ народа-труженика, живущего на земле по своим законам мирного бытия. Они написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста. В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам. Размеренный трудовой ритм жизни деревни просто и правдиво он показал в картинах «Мяльщицы льна»(1905), «Возвращение с сенокоса» (1911). Художник не драматизирует, не строит сложной сюжетной завязки, кажется, ему не стоило особого труда и усилий перенести сцены труда на холст.

Но в этой непринужденности и естественности построения композиции, предстающей живой реальной действительностью, его самобытность и сила дарования. Способность Сычкова показать каждодневное будничное явление в художественной опоэтизированной форме - свидетельство большого знания, любви и понимания деревенской жизни. 5. Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом.

Сычков был в это время необычайно популярным портретистом в Петербурге. Заказчиков, вероятно, привлекало его умение писать быстро и точно, схватывая особенности внешнего облика портретируемых.

Среди его «моделей» - банкиры, чиновники, светские дамы. Прекрасным образцом парадного портрета является "Портрет в черном" (1904), где сам интерес к модели – это жена художника Лидия Васильевна - позволил смягчить салонную красивость и в репрезентативную по своему характеру композицию внести ноты определенного психологизма и декоративной утонченности. Л.В. Сычкова открыто позирует, художник берет точку зрения снизу, придав ей величественность, что типично для парадного портрета, но данный мотив не умаляет естественного, что передано в живой и правдивой трактовке лица. В портрете раскрыто богатство внутреннего мира человека: мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника.

Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была значительна и неоценима. В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца жизни все радости и печали.

Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова. Ее миловидное лицо с прозрачными голубыми глазами можно узнать на многих картинах мастера. В «Женском портрете» (1903), она изображена прогуливающейся по аллее с кружевным зонтиком в руках. Поразительно смело сочетание ярко-красного платья с цветущей зеленью. Часто Лидия Васильевна позировала художнику в одеждах русской крестьянки и выглядела в этой роли столь же естественно, как и в роли светской дамы. Она предстает в облике крестьянской девушки в работе «Лето» (1909). 6. Интересной страницей в творчестве живописца стали

Детские портреты

В них смягчен социальный акцент, нет слащавости и сентиментализма. Жизнь Сычкова не была богата внешними событиями. "Приятели" (1911), "Подружки. Детские портреты. К ним он впервые обратился в 90-е годы, если не счит... Одним из самых ярких его жизненных впечатлений стала.

Поездка за границу в

Поездка за границу в. Фрукты», созданный в 1908 году во время поездки по Италии, до более ха... Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется з... Чепцову: «Известно теперь и мне, чтобы писать картины о прошлом и наст... Но изображал свои модели традиционно в русских сарафанах, ярких платка...

Литература Костина Е. М. Федот Васильевич Сычков.

Старейший русский живописец.— Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1954.—79 с. Сокольников М. П. Федот Васильевич Сычков.— М.: Советский художник, 1954.—87 с. Сокольников М. П. В родном краю // Советская культура.—1956.—15 нояб. Костина Е. М. Изобразительное искусство Советской Мордовии. Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1958.—С. 5—6, 18—21. Хмара В. Певец Мордовии: О Ф. В. Сычкове // Советская Россия. —1958.—5 авг. Сокольников М. П. Певец народной жизни. Очерк о жизни и творчестве художника Ф. В. Сычкова.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1962.—47 с ил. Костина Е. М. Художественное наследие Ф. В. Сычкова // Искусство. —1970.— № 2. Художники Мордовии: Библиографический справочник / Составитель Горина Г. С.— Са¬ранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.— С. 64—73. Червонная С. М. Живопись автономных республик РСФСР.— М.: Искусство, 1978.— С. 5—6. Изобразительное искусство Мордовии: Альбом / Составители Шибаков Н. И Косинец А. А.—Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.— С. 5—6. Простые лики красоты.

Образ мордовской женщины в изобразительном искусстве: Альбом /Составители Шибаков Н. И Федосеенко Л. Б.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.—С. 14—15. Федот Васильевич Сычков: Альбом / Автор вступительной статьи Сурина М. И. Сост.: Су-рина М. И Букина Л. А.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.—136 с ил. Лариса Бабиенко. Трудный переход: Воспоминания о Сычкове / / Восхождение.

Лит ху-дож. сб./ Сост.: В. С. Ионова, Н. М. Мирская.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.—С. 221—262. Федот Васильевич Сычков. Воспоминания.

Переписка: Альбом / Автор вступительной статьи Сурина М. И. Сост.: Сурина М. И Букина Л. А.— Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.—136 с ил. Сычковские чтения: сб. материалов науч практ. конф Саранск. Изд-во Мордовского университета. 2005 73 с ил.

– Конец работы –

Используемые теги: Федот, Васильевич, Сычков0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Федот Васильевич Сычков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Федотов
Федотов ходил в музеи, посещал вечерние классы Академии художеств. В 1844 году двадцативосмилетний Федотов решил выйти в отставку, чтобы заниматься… Эти годы Федотов проводит в непрерывном труде художника. Он не расстается с… Впервые в русской жанровой живописи появились картины, в которых художник не просто копировал натуру, но дал критику…

Сергей Васильевич Рахманинов
В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»). Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий … Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого… В 1885 году Рахманинова прослушал в то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат Сергея…

Свиридов Георгий Васильевич
Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов… Комиссии он понравился, и в школу его приняли. В музыкальной школе Свиридов… Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого педагога, М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов…

ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ с рисунками
Они отравили Елену, а после ее смерти бросили в темницу Телепнева-Овчину-Оболенского и умо¬рили голодом. Власть перешла к трем самым знатным… Другой чуть не убил на глазах у Иоанна его лю¬бимца — боярина Воронцова. Иоанн… Бояре с тех пор стали бояться Иоанна, но власть по-прежнему оставалась в их руках. Чтобы ослабить боярство, Иоанн…

Сергей Васильевич Рахманинов
Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей.… Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинения музыки,… Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим…

КУЗНЕЦОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
Однако в первые годы своей деятельности он выстроил и отделал не-сколько уникальных особняков для богатой купеческой семьи Морозовых.Дома Евсения… Особенно четко эта ориентация проявлена в глуховских домах… Однако и облик и построение также в своей основе вос-ходили к английским загородным домам.Европейская…

Свиридов Георгий Васильевич
Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов… Комиссии он понравился, и в школу его приняли. В музыкальной школе Свиридов… Окончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого педагога, М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов…

Гоголь, Николай Васильевич - один из величайших писателей русской литературы
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, умер, когда сыну было 15 лет но полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого… Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке… Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и…

Николай Васильевич Гоголь Тарас Бульба (редакция 1842 года)
Все книги автора... Эта же книга в других форматах...

Сергей Васильевич Гиппиус. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств
СПб Изд во Речь с... http nkozlov ru library psychology s Предисловие...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Юрий Васильевич Емельянов. Хрущев. Смутьян в Кремле Хрущев Смутьян в Кремле... Хрущев...
  • Федотов П.А. Начав службу в лейб-гвардии в Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к… Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки… Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине…
  • Суворов Александр Васильевич Однако сын с самых юных лет отдавал предпочтение военной службе и готовился к ней – закаливал организм, старательно учился всему, что может… Карьера его, однако, поднималась медленно. В 18 лет – капрал, в 22 – сержант и… Однажды в окружении он буквально прорубил со своими конниками дорогу через боевые вражеские порядки. После войны…
  • Иван Васильевич Грозный Боярская дума ограничивала власть великого князя. Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики князь решал вместе с ней. В правительственных… В 16 веке Московское правительство вело напряженную борьбу с сепаратизмом… Претендентами выступили братья Василия 3-го - удельные князья Юрий из Дмитрова и Андрей из Старицы. Но Глинские…
  • Михаил Васильевич Ломоносов В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где… Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к… В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта.…