рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Феофан Грек

Феофан Грек - раздел История, Живое Наследие Иконопись Появилась На Руси В 10 В После Того Как В 988 Годур...

Живое наследие Иконопись появилась на Руси в 10 в после того как в 988 годуРусь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому врмени в самой Византиииконопись окончательно превратилась в сторого узаконенную, признанную каноническойсистему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христиансского вероученияи богослужения.Т.о Русь получила икону как одно из оснований новой религии. Н Символика храмов 4 стены храма, объединенные одной главой- 4 стораны света под властью единой вселенской церкви алтарь во всех церквахпомещался на востоке по Библии, на востоке располагалась райская земля - Эдем по Евангелию, на востоке произошло вознесение Христа.

И т.д т.о в целом системаросписей христианского храма представляла собой строго продуманное целое. Крайним выражением свободомыслияна Руси в 14 в. стала в Новгороде и Пскове ересь стригольников стр. учили, чторелигия есть внутренее дело каждого и каждый чел-к имеет право быть учителем веры они отрицали церковь, дух-во, церковные обряды и таинства, призывали народ не исповедоватьсяу папов, а каяться в грехах матери сырой земле . Искусство Новгорода и Пскова в14 века в целом ярко отражает рстущее свободомыслие. Худ-ки стремятся к образамболее живым и динмичным, чем прежде.

Возникает интерес к драматическим сюжетам,пробуждается интерес к внутреннему миру человека.Художественные искания мастеров14 века объясняют, почему Новгород мог стать местом деятельности одного из самыхмятежных художников средневековья - византийца Феофана Грека. Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этогоон работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу, откуда, вероятно и был приглашенв Новгород.

В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде - расписалфресками церковь Спаса-Преображения.Достаточно сравнить старцаМельхиседека из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, чтобы понять, скольошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Фаофана на его русскихсовремнников.

Персонажи у Ф-на не только внешне не похожи друг на друга они живут,проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Ф-на - незабываемый человеческий образ.Через движения, позу, жест художник умеет сделать зримым внутреннего человека .Седобородый Мельхиседек величественным движением, достойным потомка эллинов, придерживаетсвиток с пророчество. В его позе нет христианской покорности и благочестия.Феофан мыслит фигуру трехмерно,пластически.Он отчетливо представляет себе, как располагается тело в пространестве,поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством,живущими в нем. Большое значение Ф-н придавал передаче в живописи объема.

Его способмоделировки эффектен, хотя на первых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основнойтон лица и одежды Ф-н кладет широкими, свободными мазками.Поверх основного тонав отдельных местах - над бровями, на переносице, под глазами - резкими, меткимиударами кисти он наносит светлые блики и пробела.

С помощью бликов художник не толькоточно передае объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чео не достигалимастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофанаприобретают очобую трепетность, подвижность. В искусстве Ф-на всегда незримо присутствует чудо. ПлащМельхиседека так стремительно охватываетфигуру, как если бы обладал энергией или был наэлектризован.Донаших дней почти не дошли иконы работы Ф-на. Кроме икон из иконостаса Благовещенскогособора в Московском Кремле, мы не знаем достоверно ни одной его станковой работы.Однако с большой долей вероятности Феофану можно приписать замечательное Успение ,написанное на оборотной стороне иконы Донская богоматерь . В Успении изображено то, что обычно изображается в иконах на этот сюжет.

У погребальноголожа Марии стоят апостолы. Уходит вверх сияющая золотом фигура Христа с белоснежныммладенцем - душой богоматери в руках.Христа окружает иссиня-темная мандорла.

Посторонам от нее стоят два высоких здания, отдаленно напоминающие двухэтажные башнис плакальщицами в асковской иконе Успение . АпостолыФеофана не похожи на строгих греческих мужей. Они сгрудились у ложа без всякогопорядка. Не совместная просветленная скорбь,а личное чувство каждого - смятение, удивление, отчаяние, горестное размышлеие осмерти - читается на их простых лицах.Многие слово бы не в сосоянии смотреть намертвую Марию. Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любую минутуопустить голову.

Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следит за происходящим.Иоанн Богослов почти спрятался за высоким ложем, в отчаянии и ужасе взирая из-занего. Надодром Марии, над фигурпми апостолов и святителй высится сияющий золотом Христосс душой богоматери в руках. Апостолы не видят Христа, его мандорла - это уже сферачудесного, недоступного человеческому взгляду. Апостолы видят лишь мертвое телоМарии, и это зрелище преисполняе их ужасом перед смертью.Им, земным людям , недано узнать тайну вечной жизни Марии. Единственный, кому известна эта тайна Христос, ибо он принадлежит сразу двум мирам божественному и человеческому.

Христосполон решимости и силы, апостолы - скорбии внутренего смятения. Резкое звучание красок Успения как бы раскрывает крайнююстепень душевного напряжения, в котором пребывает апостолы.Не отвлеченное, догматическоепредставление о загробном блаженстве и не языческая боязнь земного, физическогоуничтожения, а напряженое размышлеие о смерти, умное чувство , как называли подобноесостояние в Х1У веке таково содержание замечательной иконы Феофана. В Успении Феофана есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящейсцены. Эта свеча, горящая у ложа богоматери.

Ее не было ни в Десятинном успении ,ни в Пароменском . В Десятинном успении на подставке у ложа изображены красныетуфли Марии, а в Пароменском - драгоценный сосуд - наивные и трогательные детали,связывающе Марию с земным миром.

Помещенная в самом центре, на одной оси с фигуройХриста и херувимом, свеча в иконе Феофана кажется исполненной особого смысла. Поапокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, как узнала от ангела о своейсмерти. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у Феофана это больше,чем отвлеченый символ.Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания,ощутть холодность, недвижность мертвого тела Марии. Мертвое тело - как сгорвший,остывший воск, из которого навсегда улетучился огонь - душа человек. Свеча догорает,это значит, что кончается время земного прощания с Марией.

Через несколько мгновенийисчезнет сияющий Христос, его мандорла, скрепленная, как замковым камнем, огненнымхерувимом. В мировм искусстве н много произведений, которые с такой силой давалибы ощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оно отсчитывает,неумолимо ведущего все к концу.Андрей Рублев О жизнипрославленного художника Москвы Андрея Рублева известно немного.

Летописи указываютгорода, в которых он работал, и церкви, которые он украшал иконами и фресками. Онисообщают, что Рублев скончался в старости велице в московском Андрониковом монастыре,монахом которого бл. Этим немногим, по существу, исчерпываются сведения о жизнивеликого художника.Источники свидетельствуют, что искусство Рублева ещ при егожизни пользовалось известностью и признанием. Современники называли его преизряднымживописцем , мужем в добродетели съвръшенным . В памяти народа Рублев остался какидеальный русский художник.

Не случайно Стоглавый собор 1551 года повелел иконописцам писать иконы с древних и образцов, как греческие живописцы писали и как писал АндрейРублев . Вопросо принадлежности того или иного произведенияРублеву служит ныне предметом оживленных научных дискуссий. Единственное дотоверное прозведение художника - икона Троица .Все остальные работы с бльшей или меьшей степенью вероятности приписываютсяпрославленному мастеру.Высокое мастерство икон Звенигородского чина , их стилистическаяблизость Троице позволяют признать в нихеще одну подлинную работу художника.

Документально известно, что иконы в Кремлевском Благовещенском и Загорском Троицком соборах, атакже иконы и фрески в Успеском соблре во Влаимире исполнены Рублевым в содружествес другими мастерами. Рублевпродолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства.Сильноевоздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека. Под руководствомФеофана Рублев в 1405 году расписывал Благовещенский собор Московского Кремля .Быть может, Рублев был знаком и с новгородскими росписями Феофана и его учеников.Он наследует не только высокое техническое мастерство - для него, так же как дляФеофана, иконопись - это умное делание . И Феофан и Рублев стремятся выразить вискусстве мудрость жизни . Однаков творчестве московского художника живописная концепция 14 века подверглась коренной переработке. Феофановское индивидуалистическое начало - свободный, широкий мазок, эскизность исполнния- несвойственно живописи Рублева.

Наивысшеетворческое достижение Рублева - икона Троица ,созданная им незадолго до смерти между 1411-1422 гг Похристианскому вероучению, бог, будучи единым по сущесту, троичен в лицах.

Первоелицо Троицы есть бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое и невидимое. Второеее лицо - бог-сын, Иисус Христос, принявший образ человеческий и сошедший с небесна землю ради спасения людей.Третье лцо - бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему.Человеческому разуму непосижимо, как единое существует в трех лицах, поэтому учениео Троице входит в число основных догматов христианских религии и в качесте такогоявляется объектов веры, а не предметом осмысления.

Божество,будучи единством трех лиц, пребывает везде и не имеет определенного облика.Истинныйвид божества неизвестен человеку - бога же н виде никто Иоанн,1,18 . Однако,иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям,принимая для этого доступныйчеловеку облик.

Первым, кто увидел бога, был праведный старец Авраам. Бог явилск нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, что под видом трех странников отпринимает три лица Троицы. Исполнившись радости, он усадил их под сенью Мамврийскогодуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшей муки пресные хлебы, а отроку слуге- заколоть нежного тельца. Именноэтот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы.Она изображается в видетрех ангелов со странническими посохами в руках.

Ангелы торжественно восседают застолом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама и легендарный Мамврийскийдуб. Благочестивые Аврам и Сарра подносят крылатым странникам угощение. Так изображенаТроица на фреске Феофана Грека в церкви Спаса-Преображения и на многих московских,новгородских, псковских иконах Х1У-ХУ веков. В иконеРублева поражает необыкновенная простота, немногословность , с какой воспроизведенобиблейское событие.Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которыедают представление, где и как происходило действие гора символ пустыни , палатыАвраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасноискать в более ранних иконах.

Древнерусская живопись,прежде без рассуждений следовавшаяза священным текстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуютБиблия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания и попыталасьраскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратиласьв искусство познающее.

Трикрылатых ангела сидят вокруг стола нтре которогостои чаша с головй жертвенного тельца. Смертная чаша есть композиционный и смысловойцентр иконы Рублева в зависимости от того, что подразумевать под жертвой изображениеполучает разный смысл. Первое значение жертвы - телец, которым Авраам угостил божественныхстранников. В этом случае икона изобраает пир у Авраама, и действие ее проиходитна земле.Однако для земного пира изображение слишком скорбно и угощение скудно.Икона, без сомнения, имеет более глубокий смысл.

Смертная чаша с головой тльца издавнавоспринималась как символ искупительной миссии Христа, принесшего себя в жертвуради спасения людей.В таком истолковании трапеза трех ангелов приобретает символическоезначение. Она означает нисполслание богом-отцом сына на свершение им подвига воимя людей, готовность сына принести себя в жертву и благословение этой жертвы духом-утешителем.В этом случае Троица представляет действие не земное, а небесное. праздничныйстол - прообраз жертвенного алтаря.

Жесты ангелов исполнены особого символическогосмысла. Дуб, палаты и гора превращаются в эмблемы, обозначающие вечность бого-отца,вдохновение бога-сына, возвышенную самоотверженность духа-утешителя. ГениальностьРублева-художника проявилась в том, что сложное глубокое философское содержание Троицы органически раскрыто средствами живописи - языком пластики, ритма, цвета.НаРуси 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем едину силу6 единувласть, едино господство , стало религиозным символом политического единения страны.Не случайно девизом Москвы на рубеже веков было Троицей живем, движемся и есмы . Этой же идеей проникнута и Троица Рублева, ставшая как бы нравственным символомновой Руси.

– Конец работы –

Используемые теги: Феофан, Грек0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феофан Грек

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Феофан Грек
Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской … В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная…

Феофан Грек
Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и… Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые… Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице…

РУССКАЯ ИКОНА XIV – XV ВВ. ФЕОФАН ГРЕК
Русское искусство XIV века... XIV век золотой век новгородской монументальной живописи Ее развитие... Феофан Грек уже будучи знаменитым стенописцем расписавшим более церквей в различных странах через Кифу Феодосию...

Феофан Грек
И т.д т.о в целом система росписей христианского храма представляла собой строго продуманное целое. • Крайним выражением свободомыслия на Руси в 14… Возникает интерес к драматическим сюжетам, пробуждается интерес к внутреннему… В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде - расписал фресками церковь Спаса-Преображения. •…

Сравнительный анализ иконы “Богоматерь Донская” Феофана Грека и картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”
Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановления величия Рима. Период между классической античностью, на который они… Религиозный спиритуализации, аскетичные идеалы и догматичная условность… Однако искусство Ренессанса, на мой взгляд, нельзя назвать во всем и полностью противоположным искусству…

Особенности преломления идей исихазма в творчестве Феофана Грека, преп. Андрея Рублева и Дионисия
Философия исихазма в творчестве Феофана Грека ««Философ зело хитрый», Феофан Грек по своему духовному складу был типичный представитель… Драматическая напряженность живописи Феофана, «страстность и полный драматизма… Огонь – это меч, пронзающий плоть мира (Евр 4:12). Отсюда живописный язык Феофана – он сводит всю палитру к…

Сравнительный анализ иконы "Богоматерь Донская" Феофана Грека и картины Рафаэля "Сикстинская мадонна"
Когда современники Джотто хотели одобрить художника или поэта, они говорили, что тот не хуже древних. “Неудивительно, что такие представления обрели… Итальянцы помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в Риме была… Религиозный спиритуализации, аскетичные идеалы и догматичная условность произведений искусства сменились стремлением к…

Политические представления древних греков
Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация). 3. Классический период греческой истории (V-IV вв. до… Именно третий период всегда представлял интерес для исследования историков,… Изучая, все три вопроса темы политических представлений древних греков автор данного реферата преднамеренно не изучал…

Личная религия греков
Андре Жан Фестюжьер... Личная религия греков... Санкт Петербург Издательство АЛЕТЕЙЯ...

Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
На сайте allrefs.net читайте: "Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться"...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Путь "из варяг в греки" как политическая и экономическая ось Древней Руси Ведь именно благодаря ему произошли значительные изменения в жизни всех людей, проживавших на территории, по которой этот путь проходил. Элементы… С севера на юг везли оружие, лес, меха, мёд, воск, янтарь, а в обратном… Многие из них после многочисленных исследований, высказали мнение о том, что либо «путь из варяг в греки» – это…
  • Древние греки Но каковопроисхождение этой неожиданной власти государства, цель которой лежит так далековне рассудка и эгоизма единичной личности? Как произошел… Сила даетпервое право, и нет права, которое в своей основе не являлось бы… Греков же, ввиду единственной солнечной высоты их искусства, мы уже apriori представляем себе как политическихлюдей в…
  • Философия Феофана Прокоповича Даже краткий обзор его жизни, ознакомление с отдельными сторонами мировоззрения убеждают в сказанном.Выходец из купеческой семьи, Елисей родился в… Протектор академии В. Ясинский и профессор философии Г. Одорский, обратив… С радостью вернулся он на родину 1704, где вскоре принял монашество, получив при пострижении имя дяди- Феофан…
  • Философия Феофана Прокоповича Даже краткий обзор его жизни, ознакомление с отдельными сторонами мировоззрения убеждают в сказанном.Выходец из купеческой семьи, Елисей родился в… Протектор академии В. Ясинский и профессор философии Г. Одорский, обратив… С радостью вернулся он на родину 1704, где вскоре принял монашество, получив при пострижении имя дяди- Феофан…