Реферат Курсовая Конспект
Новая Хронология Египта – I - раздел История, Анатолий Тимофеевич Фоменко, Глеб Владимирович Носовски...
|
Анатолий Тимофеевич Фоменко, Глеб Владимирович Носовский
Новая Хронология Египта – I
Новая Хронология Египта – 1
«Новая Хронология Египта»: Вече; Москва; 2003
Аннотация
В книге Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко впервые получена полная расшифровка знаменитых египетских зодиаков и записанных на них дат. Расшифровать египетские зодиаки пытались многие исследователи XIX‑XX веков. Однако предложенные ими расшифровки были частичными и недостаточными для окончательного выяснения дат, записанных на зодиаках. Теперь, с появлением полной расшифровки впервые открылась возможность надежно установить ряд точных вех древней египетской истории. Оказалось, что все даты на египетских зодиаках – средневековые.
Во втором, существенно дополненном и исправленном издании книги Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко отражены самые последние исследования 2002‑2003 годов в области хронологии Египта, которые привели к расшифровке нескольких новых видов египетских зодиаков. Ранее расшифровке не поддававшихся. Это значительно увеличило количество датированных египетских зодиаков и еще более прояснило общую картину хронологии Древнего Египта. Полученные в книге датировки зодиаков имеют важное значение для новой хронологии и реконструкции всеобщей истории в целом.
Во втором издании настоящей книги использованы материалы, собранные авторами во время экспедиции в Египет летом 2002 года, любезно организованной А. В. Мартыновым (телепередача «Неизвестная планета»).
Книга содержит исчерпывающее описание астрономического языка египетских зодиаков и их датировок.
В заключительных главах история Древнего Египта рассматривается с точки зрения новой хронологии. В частности, обсуждается способ строительства пирамид и других грандиозных сооружений Древнего Египта, вопрос о подлинности гробницы Тутанхамона и пр.
Часть 1. Главы I‑VI
Новая Хронология Египта
Астрономическое датирование памятников Древнего Египта.
Часть 1
Исследования 2000‑2003 годов
2‑е издание, исправленное и дополненное
Предисловие
Эта книга посвящена расшифровке дат, записанных на зодиаках древнего Египта. Мы устанавливаем здесь ряд точных хронологических вех египетской истории. Это удалось сделать с помощью разработанного нами метода полной расшифровки египетских зодиаков .
В своем исследовании египетских зодиаков мы использовали многие важные идеи наших предшественников – Н.А.Морозова [4], том 6, Н.С.Келлина, Д.В.Денисенко [15], Т.Н.Фоменко [1]. В целом, наше исследование можно в полной мере считать продолжением и развитием их работ. Многие бесспорные и фундаментальные факты, установленные этими авторами относительно астрономической символики египетских зодиаков, были нами удержаны и получили дополнительное подтверждение. Вместе с тем, мы обнаружили, что на египетских зодиаках присутствует еще один пласт астрономических символов, смысл которых ранее не был понят. В результате этого, довольно неожиданного для нас самих открытия, появились принципиально новые возможности в проблеме датирования египетских зодиаков.
Благодаря этим впервые открывшимся возможностям и в результате предпринятых нами обширных компьютерных астрономических расчетов, удалось однозначно установить около десятка дат, записанных на древних египетских зодиаках с помощью старинного «астрального календаря». Все эти даты легли в одну и ту же эпоху – после XI века н.э.
Предыдущие расшифровки египетских зодиаков, – в первую очередь Н.А.Морозова, Н.С.Келлина – Д.В.Денисенко и Т.Н.Фоменко были частичными. Этим авторам удавалось астрономически отождествить многие, но не все изображения на зодиаках. Трудность вполне понятная – требовалось перебрать гигантское число вариантов дешифровок, что невозможно было сделать вручную. Полученная нами в 2001 году расшифровка впервые является полной, то есть с исчерпывающим компьютерным перебором всех неоднозначно трактуемых символов. При этом, была обнаружена единственная полная расшифровка, во‑первых, учитывающая все изображения на каждом зодиаке, а во‑вторых, как неожиданно оказалось, допускающая астрономическое решение во всех случаях. Этот факт очень важен. Существование такой полной, причем всегда датируемой расшифровки заранее совершенно не очевидно. Кроме того, обнаруженные нами астрономические решения для подавляющего большинства египетских зодиаков оказались единственными. В этом смысле наш анализ является окончательным.
Оказалось далее, что найденная нами полная расшифровка основных гороскопов на египетских зодиаках, в основном включила в себя предложенные ранее частичные расшифровки Н.А.Морозова и Т.Н.Фоменко, однако в деталях несколько отличается от них. Эти отличия носят характер уточнений в тех сложных ситуациях, когда возникал выбор между многочисленными возможными вариантами. Например, это касается прочтения легко путающихся обозначений для Солнца и Луны. Названные выше предыдущие исследователи в таких ситуациях аргументировали свой выбор, содержательно анализируя египетскую символику. Они не использовали компьютерный перебор всех возможных вариантов расшифровки, как это делаем мы. Не во всех случаях предложенное ими прочтение оказалось окончательным, а следовательно, найденные ими даты не были идеально строгими. Этим объясняется тот факт, что полученные нами окончательные датировки отличаются от предыдущих датировок Н.А.Морозова, Н.С.Келлина – Д.В.Денисенко и Т.Н.Фоменко. Хотя (что важно) все точные даты остались по‑прежнему средневековыми. Оказалось, что ни одно окончательное астрономическое решение для зодиаков Египта не опустилось ранее XII века нашей эры .
Отметим также, что вычисленные нами окончательные даты для дендерских зодиаков, оказалось, ранее уже фигурировали в работе Т.Н.Фоменко. А именно, для Длинного дендерского зодиака на этапе предварительного анализа ею уже рассматривалась дата 22...27 апреля 1168 года, совпадающая с найденной нами датой. Эта дата была отброшена Т.Н.Фоменко из‑за различий в отождествлении Солнца в выбранной ею расшифровке и в той расшифровке, которая оказалась окончательной согласно нашему методу [1], с.721. Для Круглого дендерского зодиака в той же работе Т.Н.Фоменко [1] в качестве одного из возможных решений, фигурировавших на предварительном этапе анализа, выступала дата 30...31 марта 1185 года, всего лишь на 10 дней отличающаяся от найденной нами даты полного решения Круглого зодиака. Эта дата также была отброшена Т.Н.Фоменко лишь по причине небольших различий между расшифровкой, на которой она остановилась, и той расшифровкой Круглого зодиака, которая привела к полному решению нашим методом. Как и в случае Длинного дендерского зодиака, эти различия касались, по сути дела, только легко путающихся символов Солнца и Луны.
Подчеркнем еще раз, что после завершения компьютерных вычислений обнаружилось, что предыдущие частичные дешифровки в основном подтвердились. Они оказались в фундаменте окончательного прочтения египетских зодиаков. Это обстоятельство говорит о том, что предыдущие исследования были в целом правильными. При этом надо отметить, что все перечисленные выше авторы, исследовавшие египетские зодиаки, сами постоянно подчеркивали, что их датировки основаны не на полном переборе всех допустимых вариантов дешифровки зодиаков, а лишь на том единственном варианте для каждого зодиака, который они обосновали и сочли наиболее вероятным.
Перечислим теперь наши датировки старинных египетских зодиаков, основанные на полной расшифровке:
1) Круглый дендерский зодиак : утро 20 марта 1185 года н.э.
2) Длинный дендерский зодиак : 22...26 апреля 1168 года н.э.
3) Зодиак из большого храма Эсны : 31 марта...3 апреля 1394 года н.э.
4) Зодиак из малого храма Эсны : 6...8 мая 1404 года н.э.
5) Атрибские зодиаки Флиндерса Петри:
Верхний атрибский зодиак : 15...16 мая 1230 года н.э.
Нижний атрибский зодиак : 9...10 февраля 1268 года н.э.
6) Фивский зодиак Генри Бругша , как оказалось, содержит сразу три гороскопа, каждый из которых дает свою собственную дату:
6а) Гороскоп демотических приписок – 18 ноября 1861 года н.э.
6б) Гороскоп «без посохов» – 6...7 октября 1841 года н.э.
6в) Гороскоп «в лодках» – 15 февраля 1853 года н.э.
Таким образом, «древне»‑египетский деревянный гроб, на крышке которого был нарисован этот замечательный зодиак, оказался изготовленным в середине XIX века нашей эры.
7) Зодиак Рамзеса VII : 5...8 сентября 1182 года н.э.
8) Зодиаки Петосириса :
Первое возможное решение: 5 августа 1227 года н.э. для зодиака из внешней комнаты, 24...25 марта 1240 н.э. для зодиака из внутренней комнаты.
Второе возможное решение (не вполне строгое): 10 августа 1430 года н.э. для зодиака из внешней комнаты, 17 апреля 1477 года н.э. для зодиака из внутренней комнаты.
Третье возможное решение: 2 августа 1667 года для для зодиака из внешней комнаты, 2 апреля 1714 года для зодиака из внутренней комнаты.
Таким образом, все возможные даты для зодиаков из гробницы Петосириса оказываются поздне‑средневековыми .
9) Зодиак из гробницы фараона Сети I :
Первое решение: 14...16 августа 969 года н.э.
Второе решение: 5...7 августа 1206 года н.э.
10) Зодиак из «тайной» гробницы Сененмута : 14...16 июня 1007 года н.э.
11) Зодиак из гробницы фараона Рамзеса VI :
Первое решение, более вероятное: 4...5 февраля 1289 года н.э.
Второе решение: 20...21 февраля (ст.ст.) 1586 года н.э.
12) Зодиак из гробницы Фараона Рамзеса IV :
Первое решение: 15...16 апреля 1146 года н.э.
Второе решение, наиболее вероятное: 16 апреля 1325 года н.э.
13) Зодиак на стеле Меттерниха : 14...16 августа 1007 г.н.э.
14) Зодиак «Лев Коммагены» (Могильник «Антиоха I», юго‑восточная Турция): утро 14 сентября 1221 года н.э.
15) Древне‑римский зодиак , изображенный на так назыаемой «гемме Марка Аврелия»: 8...9 декабря ст.ст. 1664 г.н.э.
16) Античный» римский зодиак из Лувра, опубликованный в книге Рене Менара «Мифология в древнем и современном искусстве» [123] – 12...17 июня ст.ст. 1638 года н.э.
17) Египетский погребальный зодиак «с одетой Нут», опубликованный в [124]: либо 31 января...1 февраля 1285 года н.э., либо 29…31 января 1345 года н.э.
На основе полученных дат мы можем с полной уверенностью утверждать, что «древнейшая» история Египта времен фараонов разворачивалась отнюдь не за тысячи лет до нашей эры, как это обычно считается, а в эпоху XI‑XV веков нашей эры . То есть – «всего» 400‑1000 лет назад. Причем, что касается грандиозных храмов древнего Египта, то даты зодиаков в этих храмах указывают на эпоху конца XII – начала XV веков нашей эры .
Очень интересны даты на египетских деревянных гробах‑саркофагах. Эти раскрашенные разными красками и покрытые иероглифами деревянные гробы можно увидеть в многих альбомах по Древнему Египту. Они считаются «очень древними». Но оказывается, что их подлинную древность в некоторых случаях можно точно установить. Дело в том, что на крышках этих гробов бывают нарисованы зодиаки с зашифрованными в них датами. Расшифровка одного из них – зодиака Бругша, – дала середину XIX века! Другими словами, «древние» египтяне (они же, вероятно, мамелюки) всего еще 150 лет назад делали такие гробы и хоронили в них. А сегодня их показывают во многих музеях мира как якобы памятники «древнейшей» истории человечества.
При этом, кстати, почему‑то не дается абсолютно никаких объяснений – как в отсутствии железных орудий изготавливались гладко оструганные и аккуратно распиленные доски, из которых сделаны эти египетские гробы? А также – лодки фараонов, которые тоже собирались из оструганых досок. Значит, у «древнейших» египтян были рубанки. Однако, как нас пытаются убедить, в Древнем Египте знали только медь и не знали железа. Но из меди рубанка не сделаешь. Итак, что же получается? Очередная «загадка Древнего Египта»? Таких загадок в египетской истории много. Теперь они исчезают. Становится все более ясно, что Древний Египет, как, впрочем, и другие древние цивилизации, отстоят от нас не так уж далеко – всего лишь на сотни лет. Поэтому в этой книге мы часто берем слово «древний» в кавычки.
Как мы показали в предыдущих наших книгах на эту тему (см. список литературы по новой хронологии), общепринятая версия хронологии Древнего Египта, скорее всего, неверна. Но тогда возникает естественный вопрос: когда впервые появилась эта ошибочная версия? И основанная на ней ошибочная версия египетской истории в целом?
Оказывается, ее корни уходят совсем недалеко, в эпоху конца XVIII века. Тогда европейцы впервые, после нескольких сотен лет изоляции, получили возможность попасть Египет. В 1799 году армия Наполеона высадилась в Египте с моря. Затем последовал разгром мамелюков в знаменитой битве у пирамид. Лишь после этого и началось первое знакомство европейцев с египетскими древностями. И в умах европейских ученых стала впервые складываться более или менее подробная картина древней египетской истории.
Вскоре после этого во Франции был издан «наполеоновский» альбом с зарисовками египетских памятников [2]. Туда, в частности, вошли подробные рисунки нескольких египетских зодиаков. По этому альбому в Европе впервые достоверно узнали о том, какие именно древности находятся в Египте. До этого Египет и египетскую историю европейцы представляли себе весьма смутно. Чтобы наглядно показать читателю – насколько ничтожными были знания европейцев об истории Египта даже в XVII веке – мы полностью приводим раздел об истории Египта из объемистого, фундаментального по охвату материала, хронографа конца XVII века. Весь этот раздел целиком уместился всего лишь на двух страницах! Ничего похожего на современную нам версию истории Египта там еще нет. Эта версия возникла позже. См. главу 9.
Начиная со школьной скамьи нам рассказывают красочную историю о том, как Шампольон, приехавший в Египет с войсками Наполеона, расшифровал наконец‑то загадочные и якобы уже сотни лет никому не понятные египетские иероглифы. Оказалось, что «последней ступенью в развитии египетского языка является коптский язык христианизированного населения Египта … около 17 века он был вытеснен арабским языком» [16], том 15, с.464. Другими словами, последняя стадия «древнейшего» египетского языка была – ни много ни мало, – разговорным языком христианского населения Египта вплоть до XVII века нашей эры! Становится понятно почему Шампольон, чтобы разобраться в иероглифах, специально изучал коптский язык [16], том 47, с.510.
Считается, что благодаря трудам Шампольона и его современников – основателей египтологии, – европейцам удалось заглянуть в самые глубины египетской истории фараонов. То есть – как они заранее были уверены, – «очень древней» истории.
Хотя глубочайшая древность фараонского Египта считалась очевидной, конкретные даты известны не были. Существовали очень разные мнения о том, как именно следует датировать те или иные события египетской истории. Так, например, среди египтологов были сторонники как «длинной», так и «короткой» версии египетской хронологии. Различие между этими версиями достигало нескольких тысяч лет [МЕТ1]. Даты, предлагаемые специалистами для того или иного египетского памятника, могли претерпевать изменения на тысячи и даже десятки тысяч лет. Так, например, «египтологическая» датировка знаменитых дендерских зодиаков, о которых пойдет речь в этой книге, изменилась на целых 15 000 лет [4], том 6, с. 651.
Египтологи с самого начала заявляли и до сих пор заявляют о том, что египетская история является «безусловно очень древней». Но никаких реальных доказательств в поддержку этой, якобы «самоочевидной», древности так и не было приведено. Предложенные ими «обоснования» древне‑египетских дат не выдерживают серьезной критики, см. [МЕТ1]. Все они базируются на полной уверенности, что история фараонов разворачивалась много тысяч лет тому назад и кончилась еще до нашей эры.
В настоящей книге мы не повторяем критику общепринятой хронологии Египта и, в частности, критику радиоуглеродных датировок египетских образцов. Об этом подробно говорится в книгах А.Т.Фоменко [МЕТ1], [МЕТ2]. См. также нашу книгу «Империя» [ИМП] в которой мы рассказываем, в частности, о целенаправленном уничтожении многих египетских надписей и памятников в эпоху «зарождения египтологии».
В первых восьми главах настоящей книги идет речь о том, что представляют из себя египетские зодиаки и как можно вычислить записанные на них даты. Отметим, что глава 5 носит справочный характер, поэтому при отсутствии интереса к техническим деталям ее можно пропустить. К ней можно обращаться лишь по мере необходимости.
Прочитав главы 1‑8, читатель сможет самостоятельно «поломать голову» над датировкой какого‑нибудь египетского зодиака. Возможно, ему попадутся и такие зодиаки, о которых мы не знали. Все необходимые компьютерные программы описаны в Приложениях. Там, в частности, рассказано, как с ними работать. Сами эти программы мы поместили в Интернет, где они находятся в свободном пользовании.
Кроме того, желательно иметь какую‑нибудь астрономическую программу, дающую на экране компьютера изображение звездного неба в прошлом для любой наперед заданной точки наблюдения на Земле. Точные вычисления производятся программой Horos , а для приблизительных картинок мы пользовались астрономической программой Turbo‑Sky , составленной московским астрономом А.Волынкиным. Существуют и другие программы примерно такого же назначения. Можно пользоваться любой из них.
В заключительных главах мы рассматриваем историю Древнего Египта с точки зрения новой хронологии. При этом, мы касаемся лишь отдельных моментов нашей гипотезы о том, какова была подлинная история Древнего Египта. Подробное изложение читатель может найти в наших книгах [РЕК], [ИМП], а также в готовящемся к печати 5‑м томе семитомника «Хронология», обобщающего наши исследования по новой хронологии. Упрощенное изложение новой хронологии Древнего Египта содержится в 3‑м томе популярного издания «Русь и Рим».
Вкратце, речь идет о следующей нашей гипотезе .
По нашему мнению, Древний Египет времен фараонов – это было царское кладбище Великой империи средних веков. В эпоху XIV‑XV веков н.э. Империя охватила всю Евразию и значительную часть Африки. Египет был лишь малой частью этой Империи, хотя, возможно, именно он был родиной ее царской династии. В Египте размещался родовой царский некрополь. Населению Египта была отведена роль работников и хранителей этого кладбища. Сами цари‑фараоны не жили в Египте. Их привозили сюда после смерти. Именно этим, по нашему мнению, и объясняется тот поразительный факт, что почти все древне‑египетские надписи почему‑то описывают исключительно погребальные обряды.
Итак, согласно нашей гипотезе, Древний Египет был местом погребения царей Великой средневековой Империи. Его жители должны были охранять покой усопших владык. Которые при своей жизни правили не только Египтом, но и всей огромной Империей. Египтяне строили и украшали царские гробницы, погребальные храмы и другие погребальные сооружения. Это была их основная работа. Естественно, все это делалось не только за счет местных египетских возможностей, но в основном за счет ресурсов всей гигантской Империи.
В этой книге мы вкратце касаемся также вопроса о строительстве пирамид. Египтологи рисуют нам может быть и красивые, но совершенно фантастические картины, как, якобы, происходило это строительство. Речь идет, кстати, не только о пирамидах, но и о других колоссальных каменных сооружениях Древнего Египта. См. главу 10. Нам рассказывают о гигантских скопищах «древне‑египетских рабов», которые якобы вырезали в горах каменные блоки весом в 200...500 тонн. Причем делали они это будто бы медными пилами (?!). Затем эти чудовищные блоки якобы перетаскивались волоком по песку и каким‑то загадочным образом переправлялись через Нил. И в конце концов из них, как из кубиков, якобы складывались пирамиды.
Скорее всего, ничего подобного на самом деле не было. Строительство пирамид происходило намного реальнее и намного интереснее этой, прямо скажем, странноватой картины.
Согласно новому взгляду, в Древнем Египте, по‑видимому, применялись весьма сложные строительные технологии XIV‑XVI веков. Многие из которых, как, например, геополимерный бетон, были утеряны в XVII веке во время развала Империи, см. [РЕК]:2. Секрет геополимерного бетона был вновь открыт лишь несколько десятилетий тому назад французским химиком Иосифом Давидовичем. Сегодня он вновь широко применяется в строительстве, см. [42]...[50].
В заключение отметим, что не следует думать, будто египетская история в свете новой хронологии перестает быть «древней». Новая хронология смещает вперед не только историю Египта, но и истории других стран. В итоге, история Египта, как и прежде, оказывается одной из самых древних. Просто в новой хронологии понятие «древность» получает иной смысл. Оказывается, что из‑за ошибочной хронологии Скалигера люди привыкли неправильно понимать слово «древность».
Согласно новой хронологии, наиболее древними событиями, от которых до нас дошли отголоски в письменных источниках, оказываются события X‑XIII веков новой эры . Последующие события XIV‑XV веков н.э. – это тоже древние события. Сведения о них довольно смутны.
Древняя эпоха кончается принятием христианства в XV веке. Которое, согласно нашей реконструкции, было не принятием христианства в прямом смысле этого слова, как это представлено в исторической версии Скалигера, а крупной реформой уже существующей христианской церкви. Однако реформа эта была настолько крупной, что последующее христианство считалось уже новой верой.
Затем следует эпоха османского завоевания XV‑XVI веков. В эту эпоху была, в частности, колонизирована Америка. После этого, в начале XVII века Великая Империя разваливается. Начинается новая история. Подробнее об этом см. в нашей книге [РЕК]:1.
Повторим, что в этой хронологической канве история Древнего Египта X‑XVI веков по‑прежнему занимает место одной из самых древних. Но только теперь уже нет ничего удивительного в том, что некоторые «древнейшие» египетские обычаи просуществовали до середины XIX века.
Мы выражаем глубокую благодарность профессору В.Кравцевичу (университет Альберты, Канада) и профессору Я.В.Татаринову (Московский государственный университет) за помощь в поиске материалов.
Мы благодарим профессора В.Кравцевича за полезные обсуждения.
А.Т.Фоменко Г.В.Носовский
Глава 1. Египетские зодиаки
Глава 2. Прежние астрономические датировки египетских зодиаков
Глава 3. Новый подход к расшифровке зодиаков Египта
Новый подход к расшифровке египетских зодиаков.
В отличие от предыдущих исследователей, которые останавливались только на одном, лучшем по их мнению, варианте расшифровки, мы рассматриваем все допустимые варианты
Обнаруженные нами символы частных гороскопов на египетских зодиаках в корне меняют обстановку с их астрономическим датированием. Теперь количество критериев датирования становится достаточным не только для того, чтобы однозначно указать дату зодиака в данной расшифровке, но и для для того, чтобы обосновать правильность самой этой расшифровки. Теперь в итоге самих расчетов мы узнаем – была ли использованная расшифровка зодиака действительно правильной. Это стало возможным благодаря тому, что содержащейся в основном в частных гороскопах астрономической информации, как правило, уже вполне достаточно, чтобы исключить возможность случайного решения. Другими словами, случайное возникновение на небе расположения планет, удовлетворяющего сразу всей этой информации, теперь становится слишком маловероятным. Даже если мы будем искать такие расположения на отрезке времени в несколько тысяч лет. Поэтому, если были допущены ошибки в расшифровке, то решений в историческом интервале, не будет найдено вовсе. По крайней мере – для зодиаков с достаточно богатым астрономическим содержанием.
Надо отметить, что при этом совсем не обязательно, чтобы все четыре частных гороскопа того или иного египетского зодиака были по настоящему содержательны. Кстати, обычно это не так. Даже на больших храмовых зодиаках «древнего» Египта, которые обычно отличаются большой подробностью и содержат много различных фигур и знаков, некоторые из частных гороскопов оказываются слишком условными и ничего существенного не дают. Например, они могут оказаться бесполезными из‑за того, что возле Солнца в этот день оказалось слишком мало планет.
Но даже одного‑двух, более или менее «насыщенных» частных гороскопов уже достаточно, чтобы исключить лишние астрономические решения. Даже если мы будем искать эти решения сразу для всех возможных расшифровок основного гороскопа . Неправильные расшифровки при этом будут отсеяны сами собой. Для них просто не удастся найти ни одного решения, удовлетворяющего полному набору астрономических критериев зодиака. То есть, как уже было сказано, теперь ошибки в расшифровке отпадают в результате расчетов.
Как именно это делается – мы подробно расскажем ниже на примерах всех известных нам египетских зодиаков. Здесь лишь подчеркнем, что теперь у нас наконец появляется возможность использовать для астрономической датировки сразу все возможные расшифровки зодиака. В том числе – и неправильные. Поскольку сам расчет указывает нам – какая именно из использованных расшифровок была правильной. И была ли среди них правильная вообще. Если ее не было, то точные решения вообще не появятся. И тогда перед нами – две возможности. Первая: правильная расшифровка не была найдена и ее надо продолжать искать. Вторая: данный зодиак является фантастическим.
Сразу скажем, что фантастических с точки зрения астрономии мы не нашли ни одного среди всех известных нам старинных египетских зодиаков. Все они оказались вполне реальными астрономическими текстами. Причем, достаточно сложными. Создать которые с помощью фантазирования – все равно, что написать роман, случайно тыкая в клавиши пишущей машинки.
Итак, «астрономических иероглифов» на большинстве египетских зодиаков оказалось вполне достаточно, чтобы получить для них единственное астрономическое решение. И, более того, – проверить правильность расшифровки этих «иероглифов» с помощью расчетов, а не рассуждений, порой спорных.
Как мы уже говорили выше, исследователи, ранее занимавшиеся расшифровкой и датированием египетских зодиаков, не обратили внимания ни на частные гороскопы, ни на присутствие символики равноденствий и солнцестояний. Соответствующие символы обсуждались, но их подлинный смысл не был понят. Обычно вся эта символика рассматривалась как нечто далекое от астрономии.
Как теперь становится понятно, именно поэтому предложенные ранее датировки египетских зодиаков часто отличались друг от друга. Причина этого – недостаточно полная расшифровка астрономического содержания египетских зодиаков. Именно из‑за неполноты расшифровки терялась возможность отделить истинную дату, правильное астрономическое решение, от побочных дат. То есть от случайных, лишних решений, которые неизбежно возникают в расчетах, когда данных для однозначного ответа просто недостаточно.
Отметим, что датировки древне‑египетских зодиаков, полученные ранее, как правило, были изменены в результате проведенных нами расчетов. Все полученные нами датировки оказались поздне‑средневековыми. Прежние даты, в том числе и средневековые, пришлось исправить, так как они не удовлетворяли всему тому набору астрономических критериев, который несет в себе древне‑египетский зодиак. Некоторые из них были исправлены в сторону омоложения, некоторые – в сторону удревления, но в целом все окончательные даты не вышли за пределы эпохи после XI века н.э.
Глава 4. Символика египетских зодиаков. Новая, более полная расшифровка
Символы планет основного гороскопа
Волк на косе на дендерских зодиаках
рис.4.77
На обоих дендерских зодиаках присутствует довольно странный символ волка (или собаки), стоящего на косе. На Длинном зодиаке он помещен между Стрельцом и Скорпионом. На Круглом – в центре зодиакального круга, там, где должен быть полюс мира. Смысл этого символа неясен.
Допустимые и недопустимые варианты расшифровки зодиаков
В своем исследовании мы для каждого египетского зодиака просчитывали все возможные (допустимые) варианты расшифровки его основного гороскопа. При этом допустимыми считались такие варианты сопоставления фигур зодиака реальным планетам, которые учитывали наиболее надежные и бесспорные выводы предыдущих исследователей египетских зодиаков относительно астрономического смысла тех или иных символов и фигур. Особенно много в этом направлении было сделано в работах Н.А.Морозова [4], том 6. Новые важные моменты были отмечены в работе Т.Н.Фоменко [1].
Мы очень тщательно отбирали эти условия, стараясь заведомо избавиться от всего лишнего или даже слегка сомнительного. Дело в том, что лишние ограничения могут привести к отбрасыванию правильных астрономических решений. То есть, в конечном счете, – к неудаче в попытке астрономического датирования египетских зодиаков. К счастью, при нашем подходе, ошибочные ограничения, как правило, не порождают ложных решений. Решений не получается вовсе. Дело в том, что благодаря частным гороскопам, ошибки в расшифровке зодиака, как правило, не дают возможности получить для него ни одного идеального астрономического решения.
С другой стороны, если некоторые справедливые требования к расшифровке египетских зодиаков и были нами упущены, то это не так страшно, поскольку использованного нами набора условий уже достаточно, чтобы практически во всех случаях получалась единственная астрономическая дата для того или иного зодиака. Кстати, само наличие такого ответа, подчеркнем, – единственного, – говорит о том, что использованные нами условия действительно не содержат в себе ничего лишнего.
Конечно, можно было бы и дальше ослаблять требования к расшифровке, ограничиваясь лишь самым минимальным набором условий. Однако это приводит к значительному увеличению участвующих в расчетах сомнительных или заведомо неправильных вариантов. Что, в свою очередь, во много раз увеличивает объем астрономических вычислений. При этом, никаких новых решений обычно не получается. Нами были проведены проверочные расчеты, которые показали, что это действительно так. Необоснованные, произвольно взятые, варианты расшифровки египетских зодиаков новых удовлетворительных решений не дают.
Естественно, при этом требуется, чтобы тот или иной вариант расшифровки применялся единообразно ко всем египетским зодиакам. Расшифровку одного, отдельно взятого зодиака, конечно, можно изменить так, чтобы получилось другое удовлетворительное решение этого зодиака. То есть – другая дата. Но одновременно для всех египетских зодиаков это сделать не удается.
Итак, перечислим требования, которые мы предъявляли к расшифровке египетских зодиаков. Обоснования всех этих условий уже были даны выше и мы их здесь не повторяем.
1) Требование Первое. Астрономическое значение любой фигуры или символа на зодиаке не должно противоречить смыслу таких же фигур или символов на других египетских зодиаках. Другими словами, в нашем исследовании мы предполагали, что основы астрономической символики у всех старинных египетских зодиаков – одни и те же. Следовательно, если один и то же символ присутствует на нескольких разных египетских зодиаках, то он должен иметь во всех случаях один и тот же, или, по крайней мере, не противоречащий один другому смысл.
Конечно, заранее мы не можем утверждать, что для египетских зодиаков это обязательно было так. Однако, если бы это было неверно, то следуя получившемуся неправильному подходу к расшифровке египетских зодиаков, мы, скорее всего, не смогли бы получить идеальных астрономических решений для всех них. В самом деле, количество астрономической информации на египетских зодиаках, как мы видели, достаточно велико. Поэтому исключена возможность случайного возникновения в неправильной расшифровке идеальных астрономических решений сразу для всех египетских зодиаков.
Но поскольку идеальные решения для всех зодиаков были действительно нами получены, то принцип единообразного подхода к расшифровке всех египетских зодиаков можно считать оправданным.
2) Требование Второе. Если на зодиаке рядом с планетной фигурой есть надпись, то она по возможности должна быть учтена в расшифровке. Другими словами, мы требуем, чтобы астрономическая расшифровка фигуры зодиака не противоречила бы имеющейся рядом ней надписи. Естественно, это учитывалось лишь в тех случаях, когда имелся перевод надписи. Надо отметить, что переводы египетских иероглифических надписей чаще всего не однозначны и расплывчаты. Поэтому абсолютно четких астрономических указаний из этих надписей, к сожалению, извлечь, как правило, не удается. Тем не менее, какую‑то помощь в расшифровке они оказывают. Некоторые такие надписи перевел известный египтолог XIX века Г.Бругш, который занимался, в частности, и вопросами расшифровки астрономического содержания египетских зодиаков. Его переводами широко пользовался Н.А.Морозов [4], том.6. Мы также пользовались переводами Г.Бругша в своем исследовании.
3) Требование Третье. Венера как «женская» планета должна изображаться именно женской, а не мужской фигурой. На это обратил внимание еще Н.А.Морозов, который исправил ошибку Бругша, отождествившего Венеру на Круглом зодиаке с мужской планетной фигурой, см. выше.
На некоторых египетских зодиаках каждая планета изображена не одной, а сразу несколькими фигурами путников, то есть целым шествием. См., например, зодиак «EM». В таких случаях требовалось, чтобы в шествии Венеры находилась хотя бы одна женская фигура.
Наоборот, с помощью женских фигур на египетских зодиаках никогда не обозначались Сатурн, Юпитер, и Меркурий. Они считались чисто «мужскими» планетами.
Солнце также считалось чисто мужской планетой, как в европейской так и в египетской астральной символике [26], с.145; [9], с.14...15. Но в случае Солнца запрета на женские фигуры при расшифровке зодиаков мы не накладывали. Вообще, это не так уж важно, поскольку в основном гороскопе Солнце, как правило, изображалось в виде кружка, а не человеческой фигуры. Поэтому вопросов с полом планетной фигуры тут обычно не возникает. Однако в частных гороскопах человеческие фигуры для Солнца встречаются на египетских зодиаках довольно часто. В итоге наших расчетов выяснилось, что эти фигуры – всегда мужские. См., например, частные гороскопы на зодиаке «DR».
Что касается Марса, то согласно мифологии он – мужчина, но его могут сопровождать женские фигуры. Так, например, в римской мифологии Марсу сопутствовал женский образ «доблести Марса»: «Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально „Доблесть Марса“ [26], с.349. В греческой мифологии, где Марс назывался Аресом, „спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио“ [26], с.58. То есть, у Марса были женщины‑спутницы. Нельзя исключать, что их иногда изображали на зодиаках. Кроме того, в греческой мифологии есть „парная“ Марсу женская богиня войны Афина.
Поэтому для Марса мы считали допустимыми как пары, состоящие из мужской и женской фигур, так и шествия фигур разного пола. Или даже – только женскую планетную фигуру, если это не противоречило правильному отождествлению Венеры. Однако, как выяснилось, при изучении окончательных решений, на египетских зодиаках Марс изображался всегда мужской фигурой.
Кстати, о том, как различить мужские и женские фигуры на египетских зодиаках, мы уже говорили выше. Напомним, что это легче всего делается на основе величины шага фигуры. На «древне»‑египетских рисунках шаг женских фигур всегда значительно меньше, чем у мужских.
4) Требование Четвертое . Если на египетском зодиаке присутствует двуликая мужская фигура с планетным посохом в руках, то это – планета Меркурий. См. по этому поводу выше раздел о символах Меркурия в основном гороскопе. По поводу ошибки Г.Бругша, отождествлявшего двуликую мужскую фигуру на дендерских зодиаках с Венерой, см. раздел о символах Венеры в основном гороскопе. К сожалению, эта ошибка Бругша до сих пор повторяется в работах некоторых египтологов [11].
Двуликий путник не всегда присутствует на египетском зодиаке. На таких зодиаках Меркурий изображен по‑другому, см. выше. Однако, ни для каких других планет, кроме Меркурия, символ двуликого путника на египетских зодиаках не использовался.
5) Требование Пятое . Если на египетском зодиаке присутствует путник‑мужчина с полумесяцем на голове (или с рогами в виде полумесяца), то это – Сатурн. Напомним, что этот вывод был сделан Н.А.Морозовым при изучении Круглого дендерского зодиака. Морозов обратил внимание, что на этом зодиаке планетный путник с полумесяцем на голове снабжен (в одном из случаев) также и косой смерти – хорошо известным атрибутом Сатурна. Именно так изображался Сатурн в старинной астральной символике, см. выше.
6) Требование Шестое . Кружок на египетском зодиаке обозначает либо Солнце, либо Луну.
При этом, отчерченный на кружке полумесяц еще не означает, что это – обязательно Луна. Такой кружок вполне может оказаться знаком Солнца. Возможно, египетский художник захотел этим подчеркнуть, что молодой месяц рождается всегда недалеко от Солнца. И наоборот, если полумесяц по краю кружка не отчерчен, то это еще не значит, что перед нами – символ Солнца. Это с тем же успехом может быть и символом Луны. Ведь в дни полнолуния Луна имеет вид полного круга, а не полумесяца.
Но если полумесяц изображен самостоятельно, а не как отчерченная часть круга, то такой символ должен обозначать Луну.
Ввиду такого сходства символов Солнца и Луны на египетских зодиаках, вопрос о том, какой из кружков на зодиаке обозначает Солнце, а какой – Луну, решался, как правило, просто перебором всех возможных вариантов. При этом, все варианты отождествления кружков на зодиаке с Солнцем и Луной считались равноправными.
В заключение перечислим некоторые особенности египетской планетной символики на зодиаках, которые не были нам известны заранее. Они никак не учитывались в расшифровке. Эти особенности проявились сами собой в итоге наших астрономических расчетов и сравнения получившихся окончательных решений.
Голова сокола – Марс. Если на зодиаке присутствует планетная фигура с головой сокола и без других отличительных признаков, то это – Марс. Вообще, на египетских зодиаках Марс изображался с соколиной головой чаще, чем все другие планеты.
Голова Ибиса – Сатурн или Меркурий. Голова ибиса у планетной фигуры на египетском зодиаке означает Сатурна или Меркурия. См. выше.
Голова шакала – Сатурн или Меркурий . Голова шакала у планетной фигуры также означает Сатурна или Меркурия. См. выше.
Бык или голова быка – Сатурн . Значок или иероглиф в виде быка обозначает планету Сатурн. На некоторых египетских зодиаках – например, на дендерских, – Сатурн, по всей видимости, имеет голову быка.
Гусь – Марс . Гусь – символ Марса на египетских зодиаках. Изображался либо у головы, либо под ногами планетной фигуры. В последнем случае гусь служил обозначением Марса в частных гороскопах, одновременно являясь знаком вынесения. См. выше.
Львица – Венера . Львица – символ Венеры на египетских зодиаках. См. выше.
Крокодил – Венера (в отдельных случаях) . Крокодил на некоторых зодиаках, по‑видимому, также обозначал Венеру. См. выше.
4.11. Место наблюдения: Каир или Луксор (Ибрим)
От места наблюдения в отдельных случаях может зависеть видимость планет. Напомним, что видимость некоторых планет указана на египетских зодиаках и поэтому ее приходится проверять при анализе астрономических решений. Иногда на эту проверку может повлиять место наблюдения, для которого проводились эти расчеты.
Мы брали в качестве расчетного места наблюдения Каир в Египте. Кроме того, в сомнительных случаях видимость планет проверялась также и для египетского Луксора («Луки царей» на Ниле), который находится примерно на 500 километров южнее Каира. Луксор был выбран нами как возможное место наблюдения в связи с тем, что именно в этом месте по течению Нила расположены дендерские и эснские храмы, в которых и были найдены большие потолочные зодиаки. Кроме того, в окрестностях Луксора, в нильской «луке царей» расположен царский некрополь. Царские гробницы высечены в невысоких горах, расположенных в этой луке. На потолках некоторых гробниц также находятся зодиаки.
рис.4.78
Как уже говорилось, египтологи считают, что египетский Луксор – это древние Фивы, описанные Геродотом. Отметим, что на некоторых старых русских картах на месте Луксора (или Фив) показан город Ибрим [3], рис.4.78. Название «Ибрим » очень напоминает «Абрам » (Авраам). Таким образом, Луксор, или какой‑то город рядом с Луксором, назывался когда‑то «городом Авраама». Возможно, это было связано с тем, что библейский Авраам считался прародителем царской династии Империи. Как бы то ни было, мы видим, что царское кладбище находилось рядом с городом, который раньше носил имя Авраама (Ибрим), рис.4.79. Отметим, что на современных картах Египта названия «Ибрим» здесь уже нет.
рис.4.79
Глава 5. Метод астрономического определения дат, зашифрованных на египетских зодиаках
Шаг первый. Определение планет основного гороскопа. Рассматриваются все возможные варианты
Шаг 1.
С помощью построенных нами выше сводных таблиц египетских астрономических символов, см. раздел 4.4, выявлялись все возможные варианты отождествления планет основного гороскопа данного египетского зодиака. То есть – варианты расшифровки основного гороскопа этого зодиака.
При этом, как правило, получалось несколько возможных вариантов расшифровки. Например, довольно часто Солнце и Луна изображены на египетских зодиаках очень похожими символами. Тогда приходилось перебирать все их возможные отождествления. Иногда проблемы возникали и с другими планетами, изображения которых на данном зодиаке не могли быть однозначно распознаны на этапе предварительного анализа.
Шаг второй. Вычисление дат для всех вариантов расшифровки основного гороскопа
Шаг 2.
Для каждого полученного на предыдущем шаге варианта расшифровки основного гороскопа вычислялись все даты, когда расположение планет на реальном небе соответствовало их расположению на зодиаке (согласно этому варианту расшифровки). Это делалось с помощью компьютерной программы Horos , см. раздел 5.6.
При этом учитывался порядок планет, указанный на зодиаке. Кстати, часто этот порядок был определен не полностью. В некоторых местах он не был ясен. Например, на зодиаке круглого типа некая пара планет была расположена так, что любой взаимный порядок планет в этой паре не противоречит рисунку зодиака. Или же часть зодиака была сбита – тогда взаимный порядок планет в сбитой части, понятное дело, не был определен. Поэтому мы написали программу Horos так, чтобы она могла учитывать все подобные случаи.
Расчеты производились на интервале от 500 года до н.э. для тех зодиаков, которые египологи датируют эпохой начала н.э., и от 3000 года до н.э. для зодиаков «фивского» типа, которые датируются обычно вторым тысячелетием до н.э. Таким образом, нижняя граница расчетов всегда бралась со значительным запасом. Верхняя граница также выбиралась с запасом – до 1900 или до 2000 года н.э.
Поясним, что зодиаки, на которых присутствуют привычные нам изображения всех 12‑ти зодиакальных созвездий – как, например, дендерские и эснские, – по мнению египтологов создавались в Египте не ранее первого века до н.э. Их называют зодиаками «греко‑вавилонского» типа [32], с.40. Но есть и другие зодиаки, которые мы назвали зодиаками «фивского» типа. Египтологи считают их намного более ранними [32], с.38. «На основании исторических соображений» их датируют вторым тысячелетием до н.э. [113]. Для этих зодиаков мы брали нижнюю границу расчетов в 3000 году до н.э. См. разделы в конце главы 7.
Все даты из расчетного интервала 500 г. до н.э. – 1900 г. н.э., в которые на небе появлялся подходящий под описание зодиака гороскоп – с учетом порядка планет, – вносились в список возможных (предварительных) дат для соответствующего варианта расшифровки.
В результате возникала таблица, каждый столбец которой соответствовал некоторому определенному варианту расшифровки основного гороскопа данного зодиака. В столбцах располагались вычисленные программой Horos возможные (предварительные) даты. Общее количество таких дат колебалось от 4‑5 до нескольких десятков для разных зодиаков.
Любопытно, что при этом для многих зодиаков полностью отсутствовали возможные даты в первых веках до и после начала нашей эры. То есть – в том интервале времени, когда, по мнению египтологов, создавались египетские зодиаки. Это полностью подтверждает вывод Н.А.Морозова о том, что в нужную египтологам эпоху, – около начала н.э., – для египетских зодиаков не существует ни одного сколько‑нибудь удовлетворительного астрономического решения. Все предложенные разными авторами решения, попадающие в эту эпоху, грешат такими чудовищными натяжками, что их, строго говоря, решениями назвать нельзя [4], том 6.
Шаг третий. Проверка полученных дат по положению планет, признакам видимости и по частным гороскопам. отбраковка неполных решений
Шаг 3.
Для каждой из возможных (предварительных) дат, полученных на предыдущем шаге, с помощью астрономической программы А.Волынкина Turbo‑Sky проверялось:
А) Точное соответствие основному гороскопу. На этом шаге проверялось точное согласование между реальным (расчетным) расположением планет по созвездиям Зодиака и исходными данными – основным гороскопом египетского зодиака в выбранной расшифровке.
Необходимость такой проверки вызвана тем, что при расчете предварительных дат мы сознательно ослабляли требования к интервалам возможного расположения планет на эклиптике. Напомним, что это делалось, чтобы исключить влияние неизбежных условностей и неточностей в определении границ созвездий.
Б) Соответствие признакам видимости Венеры и Меркурия , а также других близких к Солнцу планет. О признаках видимости планет на египетских зодиаках см. раздел 4.7.
Видимость планет в расчетных решениях проверялась для двух мест наблюдения: египетская Александрия и египетский Луксор (на 500 километров южнее Александрии). См. раздел 4.11 о возможных местах наблюдения гороскопов, представленных на египетских зодиаках. В сомнительных случаях проверялись также и более северные места наблюдения.
Планеты и звезды можно видеть на небе лишь тогда, когда оно достаточно темное, то есть Солнце находится достаточно низко под местным горизонтом. Однако для звезд и планет разной яркости необходимое для их видимости погружение Солнца – разное .
Напомним вкратце, как измеряется яркость звезд и планет. Нам это понадобится ниже, при обсуждении решений египетских зодиаков.
Яркость звезд и планет измеряется в астрономии по фотометрической шкале звездных яркостей. Величина звездной яркости обозначается буквой «М». Чем ярче звезда, тем меньше величина ее фотометрической яркости. Для наиболее ярких звезд яркость является отрицательной. Однако таких звезд на небе очень мало – буквально единицы. Это – ярчайшие звезды, а также те планеты, которые в данный момент оказались достаточно близко к Солнцу (при их наблюдении с Земли). Поясним, что яркость планет, в отличие от яркости звезд, зависит от их расположения относительно Солнца и Земли. Поскольку планеты светят не своим собственным светом, как звезды, а светом, отраженным от Солнца.
Самая яркая звезда неба – это Сириус или альфа Большого Пса. Его звездная величина равна М=‑1,46 по шкале звездных величин [95], [96]. Сравнимую с ним яркость имеют только две‑три других звезды неба.
Самая яркая планета – Венера. Ее яркость может доходить иногда почти до минус пяти (M=‑5) и чаще всего не меньше, чем минус три (M=‑3). Приближаясь к Солнцу, Венера может стать очень яркой, но затем она вдруг вообще пропадает с неба, поскольку исчезает в солнечных лучах. Потом снова появляется, уже с другой стороны от Солнца. Так Венера меняет видимость с утренней на вечернюю и наоборот.
Остальные планеты, подходя к Солнцу (при их наблюдении с Земли) приобретают яркость порядка ноль – минус два. Отметим, что ноль по фотометрической шкале – это очень высокая яркость. Тусклые звезды имеют яркость плюс 5 – плюс 6. При величине яркости порядка плюс 6 – плюс 7 звезда становится уже невидимой невооруженным глазом [95].
Звезды, яркость которых сравнима с Сирусом, а также планеты, сильно приблизившиеся к Солнцу, но еще не пропавшие в его лучах – это ярчайшие звезды неба . Наиболее яркая среди них – Венера. Такие планеты и звезды начинают виднеться на небе при погружении Солнца под местный горизонт на 7 градусов дуги [27], с.16. При меньшем погружении солнца никакие планеты, а тем более, звезды, не видны [27], с.16. Исключением бывает только Луна, которую можно увидеть и в ясный день.
Яркие звезды неба – это такие звезды и планеты, значение фотометрической яркости которых имеет порядок плюс один. Таких звезд на небе совсем немного – около двух десятков. Таковы же планеты средней яркости. Они становятся видны при погружении солнца на 9 – 10 градусов дуги .
Планеты и звезды, пятой и шестой величины – то есть яркость которых составляет плюс пять – плюс шесть по фотометрической шкале, становятся видны лишь при наступлении полной темноты. Это происходит при погружении солнца на 18 градусов под местный горизонт , когда кончаются так называемые астрономические сумерки и начинается абсолютная ночь [27], с.16. Тогда становятся видны даже самые тусклые планеты .
Поэтому при проверке видимости планет учитывалась их текущая яркость. Для расчета яркостей планет использовалась программа А.Волынкика Turbo‑Sky. Если планеты имела яркость по крайней мере М=‑1, то она считалась видимой, когда Солнце погружено под местный горизонт на 7 градусов или более. При яркости М=+2 планета считалась видимой при погружении Солнца на 10 градусов. Сомнительные или пограничные случаи всегда трактовались в пользу решения. Другими словами, хотя мы и требовали точного соответствия между решением и исходными данным, но в тех случаях, когда такое соответствие представлялось лишь возможным, но не обязательным, решение не отбрасывалось.
Например, иногда удавалось установить точное соответствие между видимостью планет на реальном небе и признаками видимости на египетском зодиаке не для любого времени наблюдения, а только лишь для утреннего или, наоборот, – только лишь для вечернего . Такое решение по признакам видимости не отбрасывалось .
Погружение Солнца, естественно, всегда рассчитывалось в направлении, перпендикулярном местному горизонту.
Отметим, что погружение Солнца может оказаться существенно меньше, чем расстояние между Солнцем и планетой в тот момент, когда планета пересекает местный горизонт (то есть – в момент восхода или захода планеты). В самом деле, кратчайшая дуга, соединяющая Солнце и планету, обычно не перпендикулярна местному горизонту. Поэтому использование для определения видимости планеты ее расстояния от Солнца может привести к ошибке. То же можно сказать и о времени между восходами (заходами) Солнца и планеты. Его тоже опасно использовать для определения видимости, поскольку при одном и том же погружении под горизонт, путь Солнца до горизонта может занять разное время. Оно будет существенно зависеть от угла наклона эклиптики к местному горизонту. Но этот угол в разных местах Земли разный. Он сильно зависит от широты места наблюдения.
В) Соответствие частным гороскопам .
Требовалось, чтобы символическое описание каждого из частных гороскопов, присутствующих на египетском зодиаке, полностью соответствовало реальной картине звездного неба в окрестности соответствующей точки равноденствия или солнцестояния в год рассматриваемого решения.
На практике это очень сильное требование, которому случайное решение, как правило, удовлетворить не может. Обычно достаточно уже одного‑двух нетривиальных частных гороскопа, чтобы отбросить все лишние решения. (Поясним, что некоторые частные гороскопы на египетских зодиаках являются тривиальными – то есть автоматически удовлетворяются любым решением.)
Вообще говоря, при проверке решения по частным гороскопам может иметь существенное значение то начало года, которое было использовано на данном зодиаке. Скажем, если в некотором решении мы получили весеннюю дату для основного гороскопа и хотим проверить ее по частному гороскопу зимнего солнцестояния, то в зависимости от начала года придется поступить по‑разному. Скажем, при начале года в сентябре мы должны будем исследовать зимнее солнцестояние в минувшем декабре. (Минувшем – по отношению к нашей весенней дате основного гороскопа). А при начале года в январе или в марте – наоборот, в следующем декабре.
Выше мы уже говорили о том, что на египетских зодиаках, судя по всему, подразумевалось сентябрьское начало года. Но нельзя исключать и такой возможности, что на некотором зодиаке начало года окажется, скажем, в марте или январе. Поэтому при проверке частных гороскопов мы учитывали возможность различных начал года. Это делалось следующим образом. Сначала мы считали начало года сентябрьским. Потом, если решение не проходило по частным гороскопам, рассматривались и другие возможности для начала года. Однако в окончательных решениях года почти всегда оказываются сентябрьскими.
Точки примерного расположения планет на египетском зодиаке («лучшие точки») и учет порядка планет
Кроме границ по долготе, для каждой планеты мы будем каждый раз определять также примерное положение этой планеты на небе . То есть – то положение на реальном небе, которое наилучшим образом отвечало бы расположению планетной фигуры на египетском зодиаке. Соответствующую точку на эклиптике J2000 мы будем называть «лучшей точкой» или точкой примерного расположения данной планеты .
Естественно, выбор таких точек может быть в значительной мере субъективным. Поэтому точное расположение «лучших точек» не участвует в отбраковке решений.
Однако, на отбраковку решений существенно влияет взаимный порядок лучших точек. Этот порядок должен в точности соответствовать порядку планетных фигур на египетском зодиаке в рассматриваемой расшифровке основного гороскопа. Для каждого расчетного решения порядок планет на эклиптике сравнивается программой Horos с порядком их «лучших точек». Те решения, для которых полного соответствия нет, отбрасываются .
Если взаимный порядок двух или более планетных фигур на египетском зодиаке не определен, то при расчетах необходимо всей этой совокупности планет присваивать одну и ту же «лучшую точку ». Тогда программа Horos любой их взаимный порядок будет считать правильным. Однако, порядок этой совокупности планет по отношению к другим планетам будет по‑прежнему проверяться в соответствии с заданными «лучшими точками» этой совокупности и остальных планет.
Отметим, что неопределенность взаимного порядка некоторых планетных фигур действительно встречается на египетских зодиаках. Особенно – на зодиаках круглого типа, где фигуры не вытянуты в одну четкую цепочку, а разбросаны по всему полю рисунка.
Бывает, что мы вообще ничего не можем сказать о месте некоторой планеты на эклиптике. Например, если так и не удалось уверенно отождествить ее ни с одной из фигур рассматриваемого египетского зодиака. В этом случае границы расположения данной планеты в «шкале созвездий» должны быть от 0 до 12. А «лучшая точка» для нее полагается равной любому числу, большему 100 . Для программы Horos это будет означать, что данная планета «свободна» – то есть ее положение ничем не ограничено.
Если точка примерного расположения не задана, то программа Horos выдает соответствующее сообщение.
Пример входных данных для программы Horos
Приведем в качестве примера один из вариантов входных данных input.txt для программы Horos . Эти данные были получены в одном из вариантов расшифровки основного гороскопа, считанного с Длинного дендерского зодиака. Границы расположения планет и «лучшие точки» для них заданы в «шкале созвездий».
Чтобы составить эти данные не потребовалось никаких, даже самых простых расчетов – они непосредсвенно считывались с египетского зодиака. Все необходимые пересчеты, связанные с переводом данных из «шкалы созвездий» в градусы эклиптикальной долготы, выполняются самой программой Horos .
Пример файла input.txt
Входные данные для программы «Horos» расчета дат гороскопов
Солнце
Луна
Сатурн
Юпитер
Марс
Венера
Меркурий
от:
11.0
6.0
9.0
11.0
10.0
.0
.0
до:
1.0
8.0
11.0
1.0
12.0
2.0
2.0
Лучшие точки:
11.5
7.5
9.5
12.0
11.0
.5
1.0
В файл input.txt можно добавлять любые пояснения. Однако нельзя изменять в нем служебные строки «#…#», стоящие непосредственно перед каждой строкой данных и нельзя добавлять другие строки, начинающиеся с символа «#». Кроме того, нельзя менять порядка строк данных.
Глава 6. Даты, записанные на монументальных храмовых зодиаках Дендеры и Эсны
Даты, записанные на монументальных храмовых зодиаках Дендеры и Эсны
6.1. Дендерские и эснские зодиаки как часть грандиозного царского некрополя в нильской «Луке Царей»
В среднем течении Нила, рядом с египетским городом Луксор, в эпоху «фараонского Египта» было устроено огромное царское кладбище, тщательно скрытое от посторонних глаз. Эта местность представляет собой обширное пространство, покрытое невысокими горами из очень мягкого камня.
рис.6.1
Здесь в труднодоступных ущельях находится множество вырубленных в горах старинных погребальных склепов, в том числе и царских.
рис.6.2
Обширные царские склепы были вырублены в склонах почти недоступной горной долины, называемой «долиной царей», рис.6.1, рис.6.2, рис.6.3.
рис.6.3
В этой долине, в частности, расположено и знаменитое захоронение Тутанхамона, рис.6.4.
рис.6.4
Вся эта гористая местность охвачена огромным изгибом Нила, образующим в этом месте гигантскую речную луку на западном берегу Нила, рис.6.5. Эта лука, вероятно, называлась когда‑то «Лукой царей», поскольку именно здесь находится царский некрополь Древнего Египта.
рис.6.5
На противоположном, восточном берегу Нила расположен современный египетский город Луксор. В египтологии считается, что Луксор и был когда‑то знаменитыми «древними Фивами» [28]. Возможно. Отметим, что название Лук‑Сор является, вероятно, славянским по происхождению и означало когда‑то Луку Царей (лук = лука, а сор = царь, сир).
рис.6.6
рис.6.7
В Луксоре и в расположенном недалеко от него другом египетском городе – Карнаке, находятся два огромных «древне»‑египетских храма – Карнакский и Луксорский, рис.6.6, рис.6.7. Оба эти храма‑крепости стоят на восточном берегу Нила. А на западном берегу Нила, со стороны некрополя, были поставлены два циклопических каменных изваяния сидящих фараонов. Это – знаменитые «древнейшие» колоссы Мемнона, рис.6.8. Они как бы охраняют дорогу, ведущую от Луксора к царским захоронениям, рис.6.9. Все эти постройки были, по‑видимому, когда‑то были частью единого грандиозного погребального комплекса царского некрополя.
рис.6.8
рис.6.9
К этому же комплексу, скорее всего, относились и еще несколько древних храмов, находящихся в этих местах. В том числе – дендерский храм, расположенный в египетском городе Дендера [7], рис.6.10. рис.6.11 мы приводим современную фотографию некоторых старинных построек в Дендере. Сравнительно недалеко отсюда, ниже по течению Нила, находится современный египетский город Эсна, который считается египтологами за «древний Латополис». Здесь расположено несколько храмов с зодиаками [7]. (Город Эсна на российских картах иногда обозначается как Исна).
рис.6.10
рис.6.11
Город Дендера расположен в самой «Луке Царей», а Эсна – совсем недалеко от нее, рис.6.5
Именно в Дендере и в Эсне, то есть в непосредственной близости от царского некрополя «Луки царей», и были обнаружены огромные каменные зодиаки, о которых пойдет речь в этой главе. Их нашли на потолках дендерских и эснских храмов. Этих зодиаков – четыре (возможно, есть и другие, но они нам не известны). На каждом из них записана некая дата, очевидно относящаяся к тем священным событиям, которым были посвящены эти храмы. Близость городов Дендера и Эсна к царскому некрополю дает основание предположить, что все эти зодиаки являются погребальными. Если так, то было бы очень интересно выяснить – кому именно были посвящены столь огромные погребальные зодиаки? А, следовательно, – и сами храмы, в которых эти зодиаки расположены. Отметим, что дендерские и эснские зодиаки по своим размерам намного превосходят те египетские зодиаки, которые были найдены в погребальных склепах «долины царей». Кроме того, они и по своему типу сильно отличаются от зодиаков из склепов.
Зодиаки из склепов «Луки царей», как правило, относятся к «фивскому» типу. Напомним, что Луксор считается «древними Фивами», см. выше.
Зодиаки «фивского» типа мы уже приводили на рис.1.1, рис.1.3 и рис.4.25 выше. Они представляют из себя обычные фрески, нарисованные красками по штукатурке. Расшифровка зодиаков «фивского» типа довольно сложна, поскольку на них, как правило, не изображались фигуры созвездий, см. выше. В отличие от них, дендерские и эснские зодиаки содержат легко узнаваемые фигуры созвездий, поэтому в их символике разобраться проще.
Как мы уже говорили, для того, чтобы зашифровать некую дату с помощью «астрального календаря» и изобразить ее на зодиаке, древним египтянам достаточно было знать лишь самые начала астрономии. Если же эта дата была для них современной, то они могли ничего не вычислять, а просто в нужный день посмотреть на расположение планет на ночном небе. Однако решить обратную задачу – то есть расшифровать даты на зодиаках, – оказалось совсем не просто. Тем не менее, сегодня мы в состоянии это сделать.
В последующих разделах этой главы мы расскажем, как были вычислены даты всех четырех дендерских и эснских зодиаков. Выше уже отмечалось, что все эти даты оказались средневековыми. Это значит, что по мнению древне‑египетских строителей, те священные события, которым были посвящены дендерские и эснские храмы, произошли в средние века. В случае дендерских храмов – это конец XII века н.э. В случае эснских – конец XIV – начало XV веков. Сами эти храмы, следовательно, могли быть построены только после этих дат.
Конечно, в привычной сегодня скалигеровской хронологии воспринять этот результат невозможно. Тем не менее, он таков, какой он есть.
С другой стороны, полученные даты идеально ложатся в канву новой хронологии. Напомним, что «новой хронологией» мы называем ту хронологию, которая была восстановлена нами с помощью эмпирико‑статистических и астрономических методов на основе всей совокупности дошедшей до нас письменной исторической информации [МЕТ1], [МЕТ2], [МЕТ3].
Авторы
Литература
1. Фоменко Т.Н.
The Zodiac Ceilings of Petosiris and Petubastis.
Denkma"ler der Oase Dachla. Aus dem Nachlass von Ahmed Fakhry. Bearbeitet von J.Osing, M.Moursi, Do.Arnold, O.Neugebauer, R.A.Parker, D.Pingree und M.A.Nur‑el‑Din. Archa"ologische Vero"ffentlichungen 28. Deutsches Archa"ologisches Insitut. Abteilung Kairo. Verlag Philipp von Zabern.
Mainz am Rhein, 1982.
6. Аббас Шалаби.
Весь Египет. От Каира до Абу‑Симбела и Синай».
Второе дополненное русское издание. Casa Editrice Bonechi, Firence, Italy, 1996.
7. Аббас Шалаби.
Весь Египет. От Каира до Абу‑Симбела и Синай».
Русское издание. 2‑е издание, дополненное. Casa Editrice Bonechi, Флоренция, Италия. Напечатано в Италии Centro Stampa Editoriale Bonechi, 1999.
8. Альберто Карло Карпичечи.
Искусство и история Египта. 5000 лет цивилизации .
Русское издание. Casa Editrice Bonechi, Firence, Italy, 1997.
9. Альберто Карло Карпичечи.
Искусство и история Египта. 5000 лет цивилизации.
Русское издание. Casa Editrice Bonechi, Firenze, Italia. Напечатано в Италии Centro Stampa Editoriale Bonechi, 1999.
10. Cauville S.
Le Zodiaque d'Osiris.
Peeters, Uitgeverij Peeters, Bondgenotenlaan 153, B‑3000 Leuven.
11. Cauville S. Dendara.
Les chapelles osiriennes (5 volumes).
Institut francais d'archeologie orientale du Caire, 1977.
12. Harley J.B. and Woodward David.
The History of Cartography.
Volume 1. Cartography in Prehistoric, Ancient and Medieval Europe and the Mediterranean.
The University of Chicago Press. Chicago & London, 1987.
13. Desroches‑Noblecourt Christiane.
Life and Death of a Pharaoh Tutankhamen.
London, Penguin Books, 1963.
14. Brugsch H.
Recueil de Monuments Egyptiens, dessines sur lieux.
Leipzig, 1862‑1865.
15. Денисенко Д.В., Келлин Н.С.
Когда были созданы знаменитые дендерские зодиаки?
В книге А.Т.Фоменко «Методы статистического анализа исторических текстов. Приложения к хронологии», том 1. Москва, изд‑во «Крафт+Леан», 1999, с.315...329.
16. Большая Советская Энциклопедия.
Тома 1‑51. 2‑е издание.
М.: Изд‑во Советская Энциклопедия, 1949‑1957.
17. Christine El Mahdy.
Mummies, Myths and Magic in Ancient Egypt.
Thames and Hudson, 1989.
18. British Museum.
A Guide to the First, Second and Third Egyptian Rooms.
Predynastic Human Remains, Mummies, Wooden Sarcophagi, Coffins and Cartonnage Mummy Cases, Chests and Coffers, and other Objects connected with the Funerary Rites of the Ancient Egyptians.
Third Edition, Revised and Enlarged. With 3 colored and 32 half‑tone plates. Printed by Order of the Trustees. British Museum, 1924.
19. British Museum.
A Guide to the Fourth, Fifth and Sixth Egyptian Rooms and the Coptic Room.
A series of Collections of Small Egyptian Antiquities, which illustrate the Manners and Customs, the Arts and Crafts, the Religion and Literature, and the Funeral Rites and Ceremonies of the Ancient Egyptians and their Descendants, the Copts, from about B.C. 4500 to A.D. 1000.
With 7 plates and 157 illustrations in the text. Printed by Order of the Trustees. British Museum, 1922.
20. British Museum.
A Guide to the Egyptian Collections in the British Museum.
With 53 plates and 180 illustrations in the text. Printed by Order of the Trustees. British Museum, 1909.
21. Бронштэн В.А.
Клавдий Птолемей.
М., Наука, 1988.
22. Птолемей Клавдий.
Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах.
Перевод И.Н.Веселовского.
Москва, Наука, Физматлит, 1998.
23. Херрман Д.
Открыватели неба.
Перевод с немецкого К.Б.Шингаревой и А.А.Конопихина. Москва, изд‑во МИР, 1981.
Немецкое издание:
Dr Dieter B.Herrmann.
Entdecker des Himmels.
Urania‑Verlag. Leipzig‑Jena‑Berlin, 1979.
24. Petrie, Flinders W.M.
Athribi – Mem. of British School of Archaeology in Egypt. Vol 14, 1902.
25. Малала Иоанн.
История.
Опубликовано О.В.Твороговым по «Софийскому Хронографу» в «Трудах отдела древнерусской литературы», том 37, с.192...221. Изд‑во Наука, Москва.
26.Под редакцией Е.М.Мелетинского.
Мифологический Словарь.
Москва, изд‑во «Советская Энциклопедия», 1991.
27. Климишин И.А.
Календарь и хронология.
Москва, Наука, 1985.
28. Маджи Джованна.
Луксор. Долины царей – цариц – знати – ремесленников. Колоссы Мемнона – Дейр‑эль‑Бахари – Мединет‑Абу – Рамессеум».
Casa Editrice Bonechi via Cairoli. Firenze, Italia, 1999.
29. Борисовская Н.
Старинные гравированные карты и планы XV‑XVIII веков. Космографии, карты земные и небесные, планы, ведуты, баталии. Из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина».
Москва, изд‑во Галактика, 1992.
30. «Христианство. Энциклопедический Словарь». Тома 1‑3.
Москва, Научное изд‑во «Большая Российская энциклопедия», 1993.
31. Открытка изображением египетского зодиака
«THE CREATION SCENE»,
El‑Faraana Advertising&Printing, Egypt, 2000.
32. Edited by Christopher Walker.
Astronomy before the Telescope.
The Trustes of the British Museum, British Museum Press, 1996.
33. Leupoldus de Austria,
Compilatio de Astrorum Scientia, cuts. 1489.
Книгохранилище Пулковской обсерватории, Санкт‑Петербург.
34. Матвеенко В.А., Щеголева Л.И.
История Бриттов. Жизнь Мерлина».
Москва, Наука, 1984.
40. S.Pelloutier.
Historie des Celtes»,
Quillan, Paris, 1771.
41. Хронограф 1680 года
Лютеранский хронограф»).
Частное собрание.
42. Davidovits Joseph.
«Alchemy and Pyramids. The Book of Stone». Vol.1.
Geopolymer Institute, France, USA, 1983, ISBN 2‑902933‑09‑6.
43. Davidovits Joseph.
Que le dieu Khnoum prote'ge Khe'ops constructeur de pyramide: histoire de la civilisation E'gyptienne de 3500 e' 1500 ans avant J.‑C.».
Saint‑Quentin (16, rue Galile'e, 02100), J.Davidvits, 1978.
46. Davidovits Joseph.
«Le calcaire des pierres des Grandes Pyramides d'E'gypte serait un be'ton ge'opolyme're vieux de 4.600 ans.»
Re'sume' des cours‑confe'rences tenus en 1983 et 1984. – Revue des Questions Scientifiques, 1986, vol.156(2), pp.199‑225.
47. Davidovits Joseph.
No more than 1,400 workers to build the Pyramid of Cheops with man‑made stone».
3rd Int. Congress of Egyptologists. Toronto, Canada, paper AA‑126, publie' dans Appendix 3 de Davidovits, 1983.
48. Davidovits Joseph and Morris Margie.
Иллюстрированная история религий».
М., 1899.
55. Бругш Генри.
История фараонов».
В переводе Г.К.Властова.
СПб, Типография И.И.Глазунова, 1880. В серии: Летописи и памятники древних народов. Египет.
56. Лауэр Жан‑Филипп.
Загадки египетских пирамид».
М., Наука, 1966.
57. Ливрага Хорхе А.
Фивы».
Москва, изд‑во «Новый Акрополь», 1995.
58. Геродот.
История».
Ленинград, Наука, 1972.
59. Голубцов А.П.
Из чтений по церковной археологии и литургике».
Спб.: Статисъ, 1995.
60. Альбом.
Государственная Оружейная Палата».
Москва, «Советский художник», 1988.
Переиздание: Москва, изд‑во «Галарт», 1990.
61. Липинская Я., Марциняк М.
Мифология Древнего Египта».
Москва, изд‑во Искусство, 1983.
62. Reeves Nicholas.
The Complete Tutankhamun. The King. The Tomb. The Royal Treasure».
New York, Thames and Hudson, 1990, 1995.
63. Картер Г.
Гробница Тутанхамона».
М.: изд‑во Вост. лит., 1959.
64. «The Concise Columbia Encyclopedia».
AVON, 1983, USA, Columbia University Press.
65. Элебрахт Петер.
Трагедия пирамид. 5000 лет разграбления египетских усыпальниц».
Москва, изд‑во Прогресс, 1984.
66. Сборник работ под редакцией И.С.Кацнельсона.
Ж.Ф.Шампольон и дешифровка египетских иероглифов».
Москва, Наука, 1979.
67. Керам К.
Боги, гробницы, ученые».
Спб., Нижегородская ярмарка, «КЭМ», 1994.
68. Бемон Ш., Моно Г.
История Европы в средние века».
Пг., 1915.
69. Бикерман Э.
Хронология древнего мира».
Москва, Наука, 1975. Перевод с английского издания:
Bickerman E.J.
Chronology of the Ancient World.
London, 1969.
70. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю.
Золотая Орда и ее падение».
М., Л: изд‑во АН СССР, 1950.
71. Даль В.
Толковый словарь живого великорусского языка».
Спб – Москва, издание т‑ва М.О.Вольф, 1912.
72. Карамзин Н.М.
История государства Российского».
СПб., 1842. Репринтное воспроизведение издания пятого, выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П.М.Строева. Книги I,II,III,IV. – Москва, изд‑во «Книга», 1988, 1989.
73. «Мифы народов мира. Энциклопедия». Тома 1,2.
Москва, изд‑во «Советская Энциклопедия», 1980 (том 1), 1982 (том 2).
74. Сборник.
Средневековое лицевое шитье. Византия, Балканы, Русь».
XVIII Международный конгресс византинистов. Москва, 8‑15 августа 1991 г.
Москва. Министерство культуры СССР. Государственные музеи Московского Кремля. 1991.
78. Холлингсворт Мэри.
Искусство в истории человека».
Москва, изд‑во «Искусство», 1989. Русский перевод издания: Mary Hollinngsworth. L'Arte Nella Storia Dell'Uomo. Saggio introduttivo di Giulio Carlo Argan. 1989 by Giunti Gruppo Editoriale, Firenze.
79. Риштерер Петер Р., Ламбелет Розвита.
Египетский Музей в Каире».
Ленари и Ландрок. Lehnert & Landrock. Orient Art Publishers, Nubar Printing House, Каир, Египет, 1980. Русское издание: 1996.
80. Ilhan Aksit.
The Museum of Chora. Mosaics and Frescoes».
Istanbul: Aksit Kultur Turism Sanat Ajans Ltd. Sti., 1995.
81. C.L.Gasline.
Рим и Ватикан. Сикстинская капелла. Тиволи. Кастель Гандольфо.
(Новое издание). Casa Editrice Plurigraf, Narni‑Terni, Italia, 2001 (Издание на русском языке).
82. Bustos Gerardo.
Yucatan and its Archaeological Sites».
Monclem Ediciones, Mexico. Casa Editrice Bonechi, Florence, Italy, 1992.
83. Bourbon Fabio.
Lithographien von Frederick Catherwood. Die Mayas. Auf den Spuren einer versunkenen Kultur».
White Star S.r.1., Via Candido Sassone, 22/24 13100, Vercelli, Italien, 1999. Der deutschensprachigen Aufgabe: Karl Mu"kker Verlag, Danziger Strasse 6, 91052 Erlangen.
84. Priese Karl‑Heinz.
The Gold of Meroe».
The Metropolitan Museum of Art, New York. Verlag Philipp von Zabern, Mainz, 1993.
85. Reeves Nicholas.
The Complete Tutankhamun. The King. The Tomb. The Royal Treasure».
New York, Thames and Hudson, 1990, 1995.
86. Mercedes de la Garza.
The Mayas. 3000 years of civilization».
Monclem Ediciones, Mexico. Casa Editrice Bonechi, Florence, Italy, 1994.
87. Stierlin Henri.
The Pharaohs Master‑Builders».
Paris, Finest S.A./ E'editions Pierre Terrail, 1992.
88. Turhan Can.
Istanbul, Gate to the Orient».
Istanbul: Orient Publishing, 1995.
89. Thorndike Linn. Ph.D., L.H.D.
A History of Magic and Experimental Science. (During the first thirteen centuries of our era)».
Vols.1,2. N.‑Y., 1923. Columbia University Press, New York. 1943, 1947, 1958.
90. The first authentic presentation of the complete papyrus of Ani.
The Egyptian Book of the Dead. The Book of Going Forth by Day».
Featuring integrated text and full color images. Translation by Dr. Raymond Faulkner. Chronicle Books. San Francisco, USA, 1994.
91. «Большой энциклопедический словарь».
Москва, научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1998.
92. Джелал Эссад.
Константинополь (От Византии до Стамбула)».
Издание М. и С.Сабашниковых. М., 1919.
93. Джуа Микеле.
История химии».
Перевод с итальянского. Michele Giua. Storia della Chimica. Union Tipografiko‑Editrice Torinese, 1962. Москва, Мир, 1975.
94. Opracowal Kazimierz Michalowski.
Sztuka Egipska. Luksor».
Mala Encyklopedia Sztuki. 25.
Warszawa: Arkady, 1976.
95. Hofflit D.
The Bright Star Catalogue».
Yale Univ. Obs. New Haven Connecticut, USA, 1982.
96. Fricke W., Koff A.
FK4».
Vero"f. Astr. Inst. Heidelberg, 1963, No.10.
97. Дубошин Г.Н.
Справочное пособие по небесной механике и астродинамике».
Москва, Наука, 1976.
98. Kinoshita H.
Природа и цивилизация».
Москва, изд‑во Мысль, 1988.
103. The Vatican Library and Renaissance Culture. Edited by Anthony Grafton.
Rome Reborn».
Library of Congress, Washington, Yale University Press, New Haven, London, Biblioteca Apostolica Vaticana, Vatican City, 1993.
104. Пуассон А., Морозов Н.А., Шварц Ф., Элиаде М., Юнг К.Г.
Теория и символы Алхимии. Великое Делание».
Киев, изд‑во «Новый Акрополь», ООО «Бронт‑ЛТД», 1995.
105 Johnson, Paul.
The civilization of Ancient Egypt.
Seven Dials, Cassel & Co., London, UK, 2000.
106 Rose‑Marie, Rainer Hagen. Egypt. People, Gods, Pharaohs.
Benedikt Taschen Verlag GmbH, Ko"ln, 1999.
107. Petrie, Flinders.
Wisdom of the Egyptians
British School of Archaeology in Egypt and Bernard Quaritch Ltd., Vol.63, London, 1940.
108. M.Brodrick, A.A.Morton.
A Concise Dictionary of Egyptian Archaeology.
A handbook for students and travellers. London, 1902. 2 edition – 1923, 3 edition ‑1924,
reprint: Aries Publishers, Chicago, Illinois, USA, 1980.
109. Encyclopaedia Britannica.
On‑line version, 2001.
110. General Editor David P. Silverman.
Ancient Egypt.
New York, Oxford University Press, 1977.
111. Герберштейн Сигизмунд.
Записки о Московии».
Москва, изд‑во МГУ, 1988.
112. Филип Стил.
Мумии.
Москва, изд‑во «Махаон», 1999. Перевод английского издания, выпущенного King Fisher Publishers, NY, 1998.
113. Alberto Siliotti.
Guide to the Valley of the Kings and to the Theban Necropolises and Temples.
A.A.Gaddis&Sons Publishers, 1996.
114. John Baines, Jaromir Malek.
Ancient Egypt.
In the series «The Cultural Atlas of the World». An Equinox Book. Eqiunox (Oxford), 1984.
115. Древний Египет. Искусство и археология.
Издание на русском языке. White Star Publishers, Italy, 2001.
116. А.Андреева, В.Куклев, А.Ровнер.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем.
«Локид»‑«Миф», Москва, 1999.
117. The Treasures of the Valley of the Kings. Tombs and Temples of the Theban West Bank in Luxor.
The American University in Cairo Press, Cairo, Egypt, 2001.
118. Белова Г.А., Шеркова Т.А.
Русские в стране пирамид. Путешественники, ученые, коллекционеры.
Москва, «Алетейя», 2003.
119. Егер (Иегер) Оскар.
Всемирная история в четырех томах. Том 1 «Древний Мир».
Москва, из‑во АСТ, 1999 (репринтное воспроизведение издания А.Ф.Маркса, Спб., 1904)
120. Маджи Дж., Вальдес Дж.
Вся Турция.
Casa Editrice Bonechi, Флоренция, Италия, 1995.
121. Кюмон Ф.
Мистерии Митры.
Евразия, Спб. 2000.
122. Липинская Я., Марциняк М.
Мифология Древнего Египта.
Москва, «Искусство», 1983 (Перевод польской книги: Jadwiga Lipinska, Marek Marciniak. «Mitologia Starozytnego Egiptu», Warzawa, 1977)
123. Менар Рене.
Мифология в древнем и современном искусстве».
Минск, Москва, ХАРВЕСТ АСТ, 2000.
124. Андреева В., Куклев В., Ровнер А.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем».
Москва, изд‑во «Локид», изд‑во «Миф», «AD MARGINEM», 1999.
Интернет‑сайты, посвященные новой хронологии
http://chronologia.org
http://www.univer.omsk.su/foreign/fom/fomr.htm
http://newchrono.ru
http://lib.ru/fomenkoat/
http://imperia.lirik.ru
– Конец работы –
Используемые теги: Новая, Хронология, Египта0.072
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новая Хронология Египта – I
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов