СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА 1-Я Неделя
Л-1. Общая Характеристика Современного Литературного Проц...
1-я неделя
Л-1. Общая характеристика современного литературного процесса, "возвращенной" и "задержанной" литературы, постмодернизма. /2/, с.7...23; /5/, с.5...7.
Пз-1. Человек и история в «Двучастных рассказах» А. Солженицына. /2/, с.30-35; /6/, с.68-80.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (0,5 час); изучение УМ по учебной литературе /2/, с.7...23 (2 час.); /5/, с.5...7 (0,5 час).
2-я неделя
Л-2. А.И. Солженицын – писатель адогматического мышлениия.
/2/, с.30-35; /6/, с.5...27.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (1 час); изучение УМ по учебной литературе /2/, с.30-35; /6/, с.5...27 (2,5 час.).
3-я неделя
Л-3. Общая характеристика «тихой лирики» и «деревенской прозы». Народный характер в повести В.И. Белова «Привычное дело» /1/, с. 43…49; /2/, с.10…12.
Пз-2. Своеобразие сюжета и конфликта в повести В.Г. Распутина «Живи и помни».
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (1 час); изучение УМ по учебной литературе /1/, с. 43…49; /2/, с.10…12; /4/, с.173...176 (1,5 час).
4-я неделя
Л-4. Философско-нравственная проблематика и образы героев прозы В.Г. Распутина. Язык произведений писателя, их связь с фольклором. /2/, с.24...27; /4/, с.165...183.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (2 час.); изучение УМ по учебной литературе /2/, с.24...27 (1 час); /4/, с.165...183 (1 час).
5-я неделя
Л-5. Проблемы человек и природа, человек и общество в прозе В.П. Астафьева. /1/, с. 73...76; /2/, с.27...29.
Пз-3. Типы народных героев в рассказах В.П. Астафьева «Людочка» и «Пролетный гусь».
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (1 час); изучение УМ по учебной литературе /1/, с. 73...76 (0,5 час.); /2/, с.27...29 (2,5 час.).
6-я неделя
Л-6. Идейно-художественное многообразие прозы Ч.Айтматова и ее место в многонациональной советской литературе 60-90-х гг. Булгаковская традиция в романе "Плаха". /2/, с.30; /9/, с.20-28.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (2 час.); изучение УМ по учебной литературе /2/, с.30 (1 час); /9/, с.20-28 (1 час).
7-я неделя
Л-7. «Лагерная проза» и рассказ А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"./1/, с.179...185, 216...228.
Пз-4. Традиции народной и литературной сказки в сказочной прозе Л. Петрушевской /2/, с.36-48.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (1 час.); изучение УМ по учебной литературе " /1/, с.179...185, 216...228.
(1,5 час.); /2/, с.36-48 (1,5 час.).
8-я неделя
Л-8. История и современность в "городской" прозе 1970-1980-х гг. Жанрово-стилевые искания Ю.Трифонова, А.Битова. /1/, кн.2, с.146…175.
СРС (4 часа). Отработка УМ по конспекту лекций (1,5 час.); изучение УМ по учебной литературе /1/, кн.2, с.146…175 (2,5 час.).
9-я неделя.
Л-9. Художественные поиски в прозе 1980-2000-х гг. (В.Маканин, Л.Петрушевская, Т.Толстая). /1/, кн. 3, с.42...45, 112-132.
Пз-5. Философские мотивы лирики И. Бродского. /1/, кн. 3, с.132…150.
СРС (4 час.). Отработка УМ по конспекту лекций (0,5 час.); изучение УМ по учебной литературе /1/, кн. 3, с.42...45, 112-132 (2 час.); /1/, кн. 3, с.132…150 (1,5 час.).
10-я неделя
Л-10. Поэзия И.Бродского и творчество писателей-эмигрантов "третьей волны" (В.Аксенов, Г.Владимов, В.Войнович, Ю.Кублановский и др.). /1/, кн. 3, с.132…150. . Конспект лекции.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (2 час.); изучение УМ по учебной литературе /1/, кн. 3, с.132…150 (2 час.).
11-я неделя.
Л-11. Основные тенденции развития поэзии 1960-70-х гг. (А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский и др.). /1/, кн.1, с.79...90.
Пз-6. Лирическая героиня Б. Ахмадулиной.
/1/, кн.2, с.213...217.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (1 час); изучение УМ по учебной литературе /1/, кн.1, с.79...90 (2час.); 1/, кн.2, с.213...217 (1 час).
12-я неделя
Л-12. Общая характеристика литературы постмодернизма (Вен.Ерофеев, М.Харитонов, В.Нарбикова и др.) /1/, кн.3, с.11...73; /2/, с.65-72.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (0,5 час.); /1/, кн.3, с.11...73; /2/, с.65-72 (3,5 час.).
13-я неделя.
Л-13. Творчество концептуалистов. СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (4 час.). /5/, с.192…196.
Пз-7. Эстетика и мотивы поэзии конкретистов (И. Холин, Вс. Некрасов. Л. Рубинштейн). /5/, с.197-209.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (0,5 час.); изучение УМ по учебной литературе /5/, с.192…196. (1,5 час.); /5/, с.197-209.
14-я неделя
Л-14. Проблема насилия в сборнике В. Сорокина «Пир». Интертекстуальность романа «Голубое сало» /1/, кн.3, с.54…61.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (1 час); изучение УМ по учебной литературе /1/, кн.3, с.54…61 (2,5 час).
15-я неделя
Л-15. Философская проблематика и ойнерическая сфера в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота». /2/, с. 86…97; /5/, с.433…440.
Пз-8. Традиция сентиментализма в поэзии Т. Кибирова. /5/, с.357…369.
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (2 час.). /2/, с. 86…97; /5/, с.433…440 (1 час), /5/, с.357…369 (0,5 час).
16-я неделя
Л-16. Д. Липскеров и П. Крусанов как «преодолевшие постмодернизм».
СРС (4 час.) Отработка УМ по конспекту лекций (3, 5 час.); 17-я неделя.
Л-17. Жанрово-стилевые искания драматургии 1990-2000-х гг. /1/, кн.3, с.67...74, с.112…116.
Пз-9. Персонажи и конфликты в лирической драматургии Н. Коляды /1/, кн.3, с.86…95.
Все темы данного раздела:
Художественные тексты
1. Основная литература
Айтматов Ч. Белый пароход.
Аксенов В. Москва ква-ква.
Акунин Б. Азазель.
Астафьев В. Веселый солдат. Пролетный гусь.
Ахмадулина Б
А.Т. Твардовский
(8/21. VI.1910, деревня Загорье Смоленской губернии — 18.ХП.1971, Красная Пахра Московской области; похоронен в Москве)..
С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовск
Современная беллетристика
Беллетристика – термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня. В. Белинский понимал под беллетристикой «легкое чтение», противоп
Идейно-художественное своеобразие неореалистического литературного течения
Неореализм («синтетизм») - литературное течение, существовавшее в России в 1900-1930-е гг. и в странах, где творили русские писатели-эмигранты, с 1917 по 1930-е гг.
К
В неореализме существовали этапы: 1900-1910-е гг.; 1920-е гг.; 1930-е гг.
Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале «Заветы» (ее возглавлял близкий символистам писатель-эксперимент
Биография Е.И Замятина
Замятин Евгений Иванович (1884, Лебедянь – 1937, Париж ) – прозаик, драматург, сценарист, критик, публицист. Замятин признавался в письме от 20.VI.1926 г. сибирскому поэту И.Е.Ерошину: «Мне всегда
Биография М.М. Пришвина
Пришвин Михаил Михайлович (1873 г., имение Хрущево близ г. Ельца Орловской губернии -- 1954, Москва) – прозаик, публицист.
В середине 1890 -- начале 1900-х гг., учась в Рижском политехнику
Биография И.С. Шмелева[47].
Шмелев Иван Сергеевич (1873, Москва -- 1950, Бюсси-ан-От, Франция) – прозаик, публицист. Семья Шмелевых (его отец был богатым подрядчиком) отличалась патриархальностью, патриотизмом, религиозностью
Идеология, тематика, проблематика, типы героев неореализма
На переломе конца XIX - начала ХХ вв. в русском искусстве слова велся напряженный поиск новой картины мира и концепции человека. Пришвин и Чапыгин испытали влияние со стороны и писа
В.В. Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский (7/19.VII. 1893, с. Багдади, Гру|зия — 14.IV. 1930, Москва) — выдающийся поэт русского художе-енного авангарда, новатор, создатель оригинальной стих
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
Вот так я сделался собакой
Ну, это уже совершенно невыносимо. Весь, как есть, искусан злобой.
Метафора
Злюсь не так, как могли бы вы: как собака, лицо луны гололо
Из диссертации П.Е.Спиваковского «Формы отражения жизненной реальности в эпопее А.И.Солженицына «Красное Колесо»» (М., 2000).
«Н.А.Струве, говоря об изображении Солженицыным Самсоновской катастрофы 1914 года, подчеркивал: «Может быть, нигде “Август”[136] не вызвал такого безоговорочного одобрения, как в военных кругах рус
Выстрелил! дважды!! в корпус» — 63.
Глава 65о Петре Аркадьевиче Столыпине, который был саратовским губернатором и затем возвысился до министра иностранных дел и премьер-министра, доверенного лица императора. Размышлени
В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?
3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой».
4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм?
Вне протяжения жило Лицо.
<1908 - 1909>
3.Многое из задуманного символистами и футуристами оказалось утопией (мечта о Вечной женственности). Но модернисты потеснили реализм. Модернизм жив и
Периодизация творчества, общая характеристика основных этапов, сборников, циклов.
Обобщая свой творческий путь, Блок выделял в нем периоды мистической «тезы» (1900-1903, центральный образ Прекрасной Дамы), скептической «антитезы» (1904-07, Снежная Маска, Незнакомка, «красавиц
Поэт не выносит равнодушия со стороны общества, его общественная поэзия должна иметь какой-нибудь отклик).
Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
1911 - 6 февраля 1914 (с.595).
В последн
В степи грустят стога.
В первой строфе показано настоящее в жизни России. С помощью ассонанса на «а», самого широкого гласного звука, нарисован образ бескрайних просторов России. Река и стога сена — таково блоковское
Лекция на тему: "Петербург" А.Белого как неомифологический роман
Данная страница удалена по требованию автора
Проза второй половины 20-х гг.
Данная страница удалена по требованию автора
Художественный мир романа
Произведение -- жанровый уникум, как "Фауст", "Мастер и Маргарита". Это - лиро-эпический роман, план которого содержится в "Стихотворениях Юрия Живаго", в которых зву
Поэтика модернистского романа
Это роман-миф, выражающий исторический опыт России в универсальных категориях. Особый вариант книги Бытия, произведение о вечных проблемах. В романе соединены два принципа — эпический, выраженный в
Понимание истории и особенности конкретного художественного времени
Понимание истории как процесса органического, близкого природе, у Пастернака оригинально, а в трактовке роли личности в истории он близок автору "Войны и мира".
В романе переданы
Образы главных героев
Пастернак писал об образе главного героя: «Герой — Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки» (в журнальной публикации стихотворений Юрия Живаго
Мировоззрение героя
Вначале он — сторонник революции и социализма. Революция 1917 г. связывается Живаго, служащим в военном госпитале в Мелюзеево, со стихией свободы. Она для него — сотворение нового мира. «Сошлись
Художественные тексты
Основная литература
Айтматов Ч. Плаха.
Акунин Б. Азазель.
Астафьев В. Веселый солдат. Людочка. Пролетный гусь.
Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты. Стихи.
Л-10, 11. Социально-нравственные искания писателей-деревенщиков 60-80-х гг.
Валентин Распутин обогатил нашу литературу оригинальным взглядом на жизнь, своеобразной "моделью" человека и мира. Он пришел в литературу вместе с В.
Проза В.П. Астафьева
Важнейшая особенность творчества В.П.Астафьева -- слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, л
Творчество Ч.Айтматова
Чингиз Айтматов (род. в Киргизии в 1928 г.) -- представитель старшего поколения современных литераторов, билингв, одинаково хорошо пишущий на двух языках — родном, киргизском, и рус
Творчество Ю.В.Трифонова
“Юрий Трифонов — наш главный и неистовый воитель против всех видов приспособленчества. Если в исторической прозе он сосредотачивается на художественном исследовании корней и разнообразных типов пол
Л-15 Поэзия И.Бродского
В “Большой элегии Джону Донну” (1963) И. Бродский воссоздает не образ поэта, а образ его поэзии. Отсюда возникает центральный образ сна, охватившего вселенную: со смертью поэта-метафизика останавли
Л 18 Постмодернизм как литературное направление
Постмодернизм - многозначный комплекс философских, эпистемологических (гносеологических), научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Это и характеристика опреде
Интертекстуальность у В.Сорокина
««Тургенев, Бабаевский, Набоков и Ерофеев предстают перед нами как братья по дискурсу, как персонажи истории единой и неразрывной русской литературы. Это ценный нравственный опыт, очувствованные, в
В.Сорокин изгоняет беса символа и метафоры
С достигает асемантизации и асимволизации прозы:
Строит сюжет как последовательность очень внятных событий с совершенно невнятными мотивами, применяет деконструкцию. В «Г с» не ясны
В.Курицын о Т.Кибирове
«Одним из исследователей высказано мнение /25,218/, что именно эта интонация иpоничного восхищения опpеделила поэтику Тимуpа Кибиpова, самого, очевидно, популяpного поэта сеpедины девяностых /начин
Новости и инфо для студентов