рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория познания и учение о методе в философии Ф. Бэкона

Теория познания и учение о методе в философии Ф. Бэкона - раздел Биология, «Теория Познания И Учение О Методе В Философии Ф. Бэкона» Оглавление: 1. Науч...

«Теория познания и учение о методе в философии Ф. Бэкона» Оглавление: 1. Научная революция 17 века и связанные с этим изменения проблематики философских исканий. 1.Новый облик Вселенной. 2.Европейская сенсация. 3.Философия в науке. 2. «Великое восстановление наук», задуманное Ф. Бэконом, классификация научного занния. 2.1.«Великое восстановление». 2.Раздедение наук. 3.Критика наук. 3. Обоснование эмпирического метода и анализ фактов, затрудняющих чувственное познание. 1.Идолы 2.Новый метод. 3.Спор между эмпириками и рационалистами. 4.Усовершенствование Бэконом индивидуального метода. 1.Разработка индуктивного метода. В 16 - 17 вв. европейская наука зашла на новые рубежи.

Передовые мыслители, исследовав Вселенную; помощью научных приборов, нарисовали совершенно новую картину мироздания и места человечества в нем.

Научная революция

Научная революция. стала возможной благодаря динамичному развитию общества, уже достигшег... В частности, новые теории вошли в противоречие с религиозными догмами ... А ученый, курировавший издание книги, был настолько напуган возможными... 1.

Новый облик Вселенной

На самом же деле, Коперник предложил революционно новую модель мирозда... Период обращения нашей планеты вокруг Солнца равен году, кроме того, о... Новая теория в основном была правильной, но в ней имелись и слабые мес... В результате масштабных и систематических наблюдений исследователь опр... 1.2.

Европейская сенсация

По понятиям того времени, наказание было достаточно мягким: в течение ... открыл три закона движения планет. Другими словами, сотрудничество и публикация результатов исследований ... Попытки Церкви запретить теорию Коперника потерпели неудачу, поскольку... 1.3 .

Философия в науке

в предисловии к труду «Новый Органон, или Истинные указания для истолк... (Впрочем, такие тексты, как Historia densi et ran{3}, Historia sulphur... В области прикладной натурфилософии им соответствуют «механика» и «маг... Включение конечных причин в сферу ведения метафизики выглядит довольно... Не являясь ни в коей мере некритичным последователем атомизма, Бэкон п...

Критика наук

К их числу относятся склонность отдавать предпочтение бросающимся в гл... Говоря вкратце, он представляет собой методический, и по идее механиче... Индукция — это метод выведения общих умозаключений, имеющих форму «все... Во-вторых, данный метод справедливо считается предвосхищением тезиса, ... Как правило, Бэкону приписывают непонимание важности математики для ес...

Спор между эмпириками и рационалистами

Спор между эмпириками и рационалистами. В Новое Время в отличие от ант... Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наук... Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности... Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание и... Основные произведения: "Новый органон наук", "Новая Атлантида".

выводы. Индукция - логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция - наоборот - от общих положений к частному. Пример индукции: три обезьяны белые - следовательно, все обезьяны белые. Пример дедукции: обезьяны разноцветные - следовательно, есть обезьяны белые, черные, красные и др. Средства индукции, по Бекону, предназначаются для выявления "форм и простых свойств" или "природ", на которые разлагаются все физические тела. Нужно исследовать не золото, воздух, воду, а их плотность, тяжесть, температуру.

Индукция должна следовать строго определенным правилам, по алгоритму. Бекон недооценил роль гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода в науке.

Так как опыт, которому не предшествует какая-либо теоретическая идея - не существует. Истина по Бэкону - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности. Истину искажают "идолы" (ложные представления, предрассудки): Рене Декарт (1596 - 1650 гг.) - французский философ, математик, физик, физиолог. Родоначальник рационализма - рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. "Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания". Знаменитое высказывание Рене Декарта "Я мыслю - значит, я существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

В своем основном труде - "Рассуждения о методе" он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей.

Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму. Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. "Истинное знание свой источник находит в разуме". Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность.

Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом. 4.1. Разработка индуктивного метода Для того чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человеку, необходимо, в корне изменить научные методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, по мнению Бэкона, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля.

С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит "наведение") была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон. Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Так, может быть сделан индуктивный вывод о том, что в этом саду вся сирень белая.

Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений.

Классический пример такого вывода - суждение "все лебеди белы"; такое суждение кажется достоверным только до тех пор, пока нам не попадается черный лебедь. Стало быть, в основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать "истинную индукцию", Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения.

Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то такой признак можно считать "формой", или "природой" данного явления.

С помощью своего метода Бэкон, например, нашел, что "формой" теплоты является движение мельчайших частиц тела. Творчество Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировалась наука и философия XVII века, особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественно-научного общества, куда вошли творцы новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и другие.

Однако нельзя не отметить, что английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего - математики. Поэтому развитие естествознания в XVII веке пошло не совсем по тому пути, который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же в конечном счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука.

И хотя призыв Бэкона обратиться к опыту был услышан и поддержан - прежде всего его соотечественниками, однако экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы. Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики - отрасли математики, ставшей ведущей областью нового естествознания. Античная и средневековая физика, основы которой заложил Аристотель, не была математической наукой: она опиралась, с одной стороны, на метафизику, а с другой - на логику.

Одной из причин того, почему при изучении природных явлений ученые не опирались на математику, было убеждение, что математика не может изучать движение, составляющее главную характеристику природных процессов. В XVII веке усилиями И. Кеплера, Г. Галилея и его учеников - Б. Кавальери и Э. Торричелли - развивается новый математический метод бесконечно малых, получивший впоследствии название дифференциального исчисления.

Этот метод вводит принцип движения в саму математику, благодаря чему она оказывается подходящим средством для изучения физических процессов. Как мы уже знаем, одной из философских предпосылок создания метода бесконечно малых было учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей, которое оказало влияние на Галилея и его учеников. Оставалась, однако, еще одна проблема, которую предстояло решить для того, чтобы стала возможной механика.

Согласно античному и средневековому представлению, математика имеет дело с идеальными объектами, какие в чистом виде в природе не встречаются; напротив, физика изучает сами реальные, природные объекты, а потому строго количественные методы математики в физике неприемлемы. Одним из тех, кто взялся за решение этой проблемы, был опять-таки Галилей. Итальянский ученый пришел к мысли, что реальные физические объекты можно изучать при помощи математики, если удастся на основе эксперимента сконструировать идеальные модели этих физических объектов.

Так, изучая закон падения тел, Галилей строит эксперимент, вводя понятия абсолютно гладкой (то есть идеальной) плоскости, абсолютно круглого (идеального) тела, а также движения без сопротивления (движения в пустоте) и. т. д. Изучение идеальных образований можно осуществить с помощью новой математики. Таким путем происходит сближение физического объекта с математическим, составляющее предпосылку классической механики. Совершенно очевидно, что эксперимент имеет мало общего с непосредственным наблюдением, к которому по преимуществу обращалось естествознание предшествующего периода.

Неудивительно, что проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента, стала одной из центральных также и в философии XVII века. Эта проблема составила предмет исследований представителей рационалистического направления, прежде всего французского философа Рене Декарта (или в латинизированном написании - Картезия) (1596-1650). Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще.

В отличие от Бэкона, он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Если к Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, то Декарт стоит у истоков рационалистической традиции Нового времени. Есть, однако, характерная особенность, одинаково присущая как эмпиризму, так и рационализму.

Ее можно обозначить как онтологизм, роднящий философию XVII века - при всей ее специфике - с предшествующей мыслью. Хотя в центре внимания новой философии стоят проблемы теории познания, однако большинство мыслителей полагают, что человеческий разум в состоянии познать бытие, что наука и соответственно философия, поскольку она является научной, раскрывает действительное строение мира, закономерности природы. Правда, достигнуть такого истинного, объективного знания человеку, по мнению философов XVII века, не так-то легко: человек подвержен заблуждениям, источником которых являются особенности самого познающего субъекта.

Отсюда необходимо найти средство для устранения этих субъективных помех, которые Бэкон называл "идолами" или "призраками" и освобождение от которых составляет предмет критической работы философа и ученого. Идолы - это различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека.

Существуют, по Бэкону, идолы пещеры, идолы театра, идолы площади и, наконец, идолы рода. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д. В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира. Однако от этих идолов сравнительно нетрудно освободиться. Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.

По убеждению Бэкона, развитию естественных наук особенно мешает догматическая приверженность Аристотелю, высшему научному авторитету средних веков. Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.

Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается. Примером такой "изогнутости" Бэкон считает стремление человека истолковать природу по аналогии с самим собой, откуда рождается самое скверное из заблуждений - телеологическое понимание вещей.

Телеология (от греч. слова "telos" - цель) представляет собой объяснение через цель, когда вместо вопроса "почему?" ставится вопрос "для чего?". Телеологическое рассмотрение природы было в XVII веке препятствием на пути нового естествознания, а потому и оказывалось предметом наиболее острой критики со стороны ведущих мыслителей этой эпохи. Наука должна открывать механическую причинность природы, а потому следует ставить природе не вопрос "для чего?", а вопрос "почему?". В XVII веке происходит процесс, в известном смысле аналогичный тому, какой мы наблюдали в период становления античной философии.

Как в VI и V веках до н.э. философы подвергали критике мифологические представления, называя их "мнением" в противоположность "знанию", так и теперь идет критика средневекового, а нередко и возрожденческого сознания, и потому вновь так остро стоит проблема предрассудков и заблуждений. Критическая функция философии снова выходит на первый план. Не случайно поэтому не только Бэкон, но и Декарт начинает свое философское построение именно с критики, которая носит у него форму универсального сомнения - сомнения не только в истинности наших знаний, но и вообще в реальном существовании самого мира. Список используемой литературы: 1. «Филисофия для ВУЗов.» – Москва – 2000 2. «Вопросы философии». – Москва - 2009 3. «Как мы познаем.

Исследование процесса научного познания.» 4. «Бэкон Ф. Сочинения в двух томах.» – Москва – 2009 5. www.kosilova.textdriven.com 6. www.typelogic.ru 7. gos.ucoz.ru.

– Конец работы –

Используемые теги: Теория, познания, Учение, методе, философии, Бэкона0.095

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория познания и учение о методе в философии Ф. Бэкона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Контрольная работа По дисциплине: Философия На тему: Теория познания и учение о методе в философии Ф. Бэкона
По дисциплине Философия... На тему... Теория познания и учение о методе в философии Ф Бэкона Оглавление Научная революция века и связанные с этим изменения проблематики философских исканий...

Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Развитие методов познания
За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и… В своей работе я буду рассматривать понятие и классификацию методов научного… Это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.…

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

ДОКЛАД по дисциплине Теория игр и исследование операций На тему: Теория игр, графический метод в теории игр
МИНОБРНАУКИ РОССИИ... ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙИ УПРАВЛЕНИЯ...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Декарт и Бэкон о методах познания
Существуют различные уровни познания чувственное познание мышление эмпирическое познание теоретическое познание. Выделяют также различные формы… Различают также такие типы познания как обыденное художественное научное… Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв истинно только то, что укладывается в определенную логическую…

ГНОСЕОЛОГИЯ, и, ж. В философии: теория познания.
На сайте allrefs.net читайте: ГНОСЕОЛОГИЯ, и, ж. В философии: теория познания....

Метод познания в философии Ф. Бекона
И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания -… Эти два направления 17 веке предстают как эмпиризм и рационализм. 2. Фрэнсис… Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. С Бэконом в истории Запада возникает новая…

«Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека.
Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он   знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не   знает и… И этой своей исключительностью, гениальностью,  избранностью Сократ и… В его сбивающих с толку   речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека,   который хотя и…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Бэкон и Декарт о методах познания Существуют различные уровни познания чувственноепознание мышление эмпирическоепознание теоретическоепознание. Выделяют такжеразличные формы познания познание,направленное на получение… Различают также такиетипы познания как обыденное художественное научноеестественно-научное общественно-научноеДекарт…
  • Методы решения жестких краевых задач, включая новые методы и программы на С++ для реализации приведенных методов Стр. 8. Второй алгоритм для начала счета методом прогонки С.К.Годунова.Стр. 9. Замена метода численного интегрирования Рунге-Кутта в методе прогонки… Стр. 10. Метод половины констант. Стр. 11. Применяемые формулы… Стр. 62. 18. Вычисление вектора частного решения неоднородной системы дифференциальных уравнений. Стр. 19. Авторство.…
  • Декарт и Бэкон о методах познания Существуют различные уровни познания чувственное познание мышление эмпирическое познание теоретическое познание. Выделяют также различные формы… Различают также такие типы познания как обыденное художественное научное… Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв истинно только то, что укладывается в определенную логическую…
  • "Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека Тогда взбешенный собеседник спрашивалСократа, а сам то он знает ответ на этотвопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно… Сократпри этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская… В егосбивающих с толку речах все время чувствуетсянекая уверенность и основательность человека, который хотя и не…
  • Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии. Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...