рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сорокин П.А. – крупный социолог XX века

Работа сделанна в 2001 году

Сорокин П.А. – крупный социолог XX века - Реферат, раздел Социология, - 2001 год - Российский Химико Технологический Университет Им. Д.и. Менделеева Реферат Тем...

Российский Химико Технологический Университет им. Д.И. Менделеева Реферат Тема П.А. Сорокин крупный социолог XX века Выполнила студентка группы ЭкЛ-61 Кынтикова Е.А. Москва, 2001г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Возникновение социологии. 2. Жизнь и творчество П. Сорокина в России 2.1 Юность 2.2 Революционная деятельность, студенческие годы 2.3 Научная и преподавательская деятельность, Система социологии 3. Последние годы жизни в России 4. Жизнь П. Сорокина в Америке 5. Социология культуры П. Сорокина по книге Кризис нашего времени. 5.1 Типологизация культур 5.2 Теория волнообразной социодинамики культур 6. Заключение 7. Литература Cорокин П Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный.

Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития. Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм 1858 -1917 - французский социолог и философ, создатель так называемой французской социологической школы С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук. Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. О социалистической академии общественных наук, где специальным пунктом было записано одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах.

В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт.

В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным. В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина Теория исторического материализма Популярный учебник марксистской социологии М. 1923 в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии.

А после выхода в свет краткого курса История ВКПб И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены.

Само слово социология оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы. Питирим Александрович Сорокин 1889-1968 - крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода русский с начала 10-х по 1922г. и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов мира. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об интегральной социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры.

Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделенную системой ценностей - норм - символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них суперсистемы базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности - мировоззрениях.

Из суперсистем Сорокин выделял чувственную суперсистему реальность воспринимается чувствами, умозрительную реальность познается при помощи интуиции, идеалистическую комбинация двух первых. В разные периоды истории эти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня язык, этика, религия, искусство, наука. Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии.

Отец был ремесленником, мать - крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне.

В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал Я познакомился с кучей народа крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы большевики и меньшевики, монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях.

Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. зайцем проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии.

С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как Вестник Знания, Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором. За вс это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян.

В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За вс это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга Преступление и кара, подвиг и награда, обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как Анатомия национальностей и единство государства, Формы правления, Проблемы социального равенства, Основы будущего мира и др. В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию.

После сдачи экзаменов в конце 1915г с начала 1917г. он становится приват-доцентом. Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства.

После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих соблазнительных иллюзий.

Именно тогда, вероятно, им было написано его отречение - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров. После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина Ценные признания Питирима Сорокина. По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден.

На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина Система социологии, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В Системе социологии П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию.

Он разработал структуру социологии, главные е направления и основные задачи каждого из них. Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности. Социология изучает общество с трех главных точек зрения 1 его строения и состава 2 данных в нем процессов или его жизнедеятельности 3 происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии П.А. Сорокин писал Наша потребность в социологических познаниях огромна.

В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями Только знание здесь может указать как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на 1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений. 2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. 3. социальную генетику Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.

Задачи практической социологии ясны из самого названия - писал Сорокин. Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям. В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде. Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента индивиды, их акты, действия, проводники световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д Главными формами взаимодействия социальных групп являются 1 взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих 2 взаимодействие сходных и несходных лиц 3 взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное Вс человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой.

Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - вс это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими.

Вс бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых.

Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия. Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.

Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом.

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы 1. космические или физико-химические 2. биологические 3. социально-психические Далее Сорокин указывает два основных способа сознательный и бессознательный установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств.

Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами. Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена е другой вовсе ещ не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения.

Он подчеркивает, что население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения а по семейной принадлежности б по государственной в по расовой д по профессиональной е по имущественной ж по религиозной з по объемно-правовой и по партийной Из сочетаний простых расслоений группировок образуются сложные группы.

Сложные группы бывают а типичные и не типичные для данного населения. Из типичных важны класс и национальность. б внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов.

Для объяснения исторических процессов приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп. Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам 1. разряду космических физико-химических сил 2. разряду сил биологических 3. разряду сил социально-психических К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи. К главным биологическим силам раздражителям Сорокин относит следующие 1. потребность питания 2. потребность половая 3. потребность индивидуальной самозащиты 4. потребность групповой самозащиты 5. бессознательное подражание 6. потребность движения 7. другие физиологические потребности сна, покоя, игры и т.п. Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные.

К простым он относит 1. идеи 2. чувства-эмоции 1. волнения людей К сложным относятся 1. материальная культура, окружающая человека 2. духовная атмосфера социальной среды 3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д. В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь.

Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что абсолютной свободы воли нет Зависимость от внешних космических и биологических условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как свобода воли и поведения Рост влияния социально-психических факторов на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему я. Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий свободной воли. Единственный смысл, который может иметь свободная воля, означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша свобода. Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие свободы воли. Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная.

Что выйдет из нее, гений или невежда это определяется совокупностью воздействий социальной среды.

Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность. 22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии.

Он был первым в истории русской науки доктором социологии.

К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию, напечатанную в 1922г. в первом номере журнала Экономист.

В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин искажает правду в угоду реакции и буржуазии. В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала Экономист Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В 3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу.

Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в Экономисте есть и фамилия П.А. Сорокина. В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что вера отцов оказалась банкротством. Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине.

Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта отцов и ошибочности их патентованных спасительных рецептов. Советуя молодежи обрести новую веру, Сорокин прежде всего рекомендует ей взять с собой в дорогу знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду. В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным наукам.

В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены оставить Россию. Что бы не случилось со мной в будущем написано в его дневнике я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить е в служение долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой.

В этом я тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь путь самоотверженной творческой любви, которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии.

После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса, прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в Соединенные Штаты Америки. В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина русский и американский. Для американского социолога Сорокина русский период творчества является своего рода инкубационным, годами учения, очень интересными и по - своему продуктивными.

Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анализа.

П. Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его первая печатная книга Листки из русского дневника, описывающая и анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его Социология революции, В 1927г. Социальная мобильность. Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую.

Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях 1. Вертикальном движения вверх и вниз 2. 2.горизонтальном движения на одном и том же социальном уровне В 1928г. Вышла в свет книга Современные социологические теории, в 1929г. основания городской и сельской социологии. В 1930г. Всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П. Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук, в 1956г. вышла работа Современные социологические теории.

В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации. 11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки.

На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

Социология культуры П. Сорокина по книге Кризис нашего времени

Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстат европейс... 2 Питиримом Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной... Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через ... Например, живопись и скульптура средневековой Европы идеациональный ти... высшей этической ценностью признатся сверхчувственный мир Бога или Абс...

Заключение

Заключение контракта или выплата долга, расписываются до мельчайших деталей через декларирование определенных священных формул, священных действий, не оставляющих какой-либо возможности изменить что-либо, пусть даже одну единственную букву или деталь в этой сакральной процедуре.

Точно также, как не допускается никакое изменение в каком-либо важном религиозном ритуале, никакое изменение не допускается и в юридической процедуре в интересах вовлеченных в нее сторон или кого-либо еще. В чувственной культуре правовая система создатся человеком и направлена большей частью на подчинение одной группы людей другой.

В законы постоянно могут вносится некоторые изменения, если это в интересах правящей верхушки. Целью правовой санкции становится перевоспитание преступника, безопасность общества или возмездие. Все отношения в чувственной культуре складываются либо на основе договора, соглашения сторон, либо являются общеобязательными, так как навязываются властными структурами. Правительство, которое проводит подобный кодекс не теократическое, а светское, основанное либо на военной или физической силе, на богатстве или способностях, либо на доверии избирателей.

Так как для легальности авторитета права не требуется никакой божественной или сверхчувственной санкции, то нет и возможности для возвышения влиятельной теократической власти. Таким образом, социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания.

Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы архитектура, скульптура, живопись музыка, литература, театр, искусствоведение религия, философия, наука естественно-научные и технико-технологические изобретения мораль и право политика экономика политические конфликты религиозная деятельность семейно-брачные отношения исторический тип личности мировоззрение формы свободы государственное управление.

Причм, в динамике каждой из этих сфер прослеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания. На первой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные предметные, лингвистические, познавательные, технологические, нормативные формы, позволяющие создавать организационные структуры.

На второй стадии эти формы фиксируются в качестве культурных норм, накладывающих определенные ограничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве, формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных норм становятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своих действий.

Характерно, что каждой из выше охарактеризованных стадий соответствует свой тип личности. Особо следует отметить, что концепция П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессов культуры. Эта модель, несмотря на огромный эмпирический материал, приведенный для ее подтверждения, тем не менее выступает некоей идеализацией, идеальной моделью, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П. Сорокин.

Таким образом, П. Сорокин оригинально и своеобразно трактует процесс развития, становления и функционирование культуры как социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П. Сорокин вносит огромный вклад в развитие мировой социологии, его идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус американского социолога, Россия может по праву гордится им. Сорокин считал, что общество есть система систем.

Оно возникает не как результат механической эволюции природно-биологических отношений. Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте человеческого взаимодействия нового момента в виде ценностей, норм, символов. Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные типы групп, определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы управления, механизм стратификации.

Общая социальная структура определялась Сорокиным в следующем виде I. Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп 1.внешние организованные группы например, подписчики газет и т.д. 2.толпа, группы незнакомых людей 3.человечество в целом. II. Важнейшие односторонние группы, построенные на одном ряде ценностей А Биосоциальные группы расовые, половые, возрастные.

Б Социокультурные группы 1род, 2территориальная общность, 3этническая общность, 4профессиональный союз, 5экономическая группа, 6религиозная, 7политическая, 8элиты. III. Важнейшие многосторонние группы 1семья, 2община, 3племя, 4нация, 5каста, 6сословие, 7социальный класс. Все эти группы существуют, отличаясь свойствами, вступая в сложные взаимодействия друг с другом, образуют в целом общество. Но в основе взаимодействия а следовательно и общества лежат ценности и нормы т.е. интегративная культурная база. Исходя из социокультурного видения общества Сорокин предложил свое понимание развития общества, его социокультурной динамики.

Так, доминирующие суперсистемы социокультурных феноменов в ходе истории исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативным мировоззрением. Этот переход суперсистем сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение интегративной культурной базы и возникновение нового культурного базиса сопровождается кризисами, войнами, бедствиями.

В соответствие с социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. С этих позиций Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г. Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои составляющие его определяются рядом позиций имущественным неравенством, образовательным неравенством.

В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей теории конвергенции сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20 в. в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными. Сорокин ввел понятие социальное пространство и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое.

В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он поднялся. Под социальным пространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство.

Он писал 1. социальное пространство - это народонаселение Земли 2. социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами 3. положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей 4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно сократить число параметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства - вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонтали социальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным инструментом для анализа и описания социальных явлений, например - социальной мобильности.

Соц. мобильность - это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы лифты, с помощью которых люди меняют свое положение - главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном.

Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой вертикальные и горизонтальные мобильности горизонтальные - перемещение без изменения статуса, вертикальные - с изменением статуса индивидуальная и групповая мобильность групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков восходящая и нисходящая динамика.

Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая - снижают после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая - для рабочих и крестьян. Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

Американские социологи считали аксиомой, что самая оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может стать миллионером. ЛИТЕРАТУРА 1. П.А. Сорокин, Общедоступный учебник социологии, Москва, Наука, 1994г. 2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, Западная социология, Санкт-Петербург, 1997г. 3. С. Новикова, История развития социологии в России, Москва-Воронеж, 1996г. 4. Г. В. Осипов и др. Социология ММысль,1990. 5. Сорокин П. Кризис нашего времени.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество - с.498.

– Конец работы –

Используемые теги: Сорокин, Крупный, социолог, XX, века0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сорокин П.А. – крупный социолог XX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

П.А. Сорокин - крупный социолог XX века
К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой “десятке” ведущих… Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в… Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных…

П. А. Сорокин - крупный социолог XX века
К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов… Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в… Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных…

ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века)
классический университетский учебник... Серия основана в году по инициативе ректора... МГУ им М В Ломоносова академика РАН В А Садовничего...

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Проблемы правосудия глазами психологов, социологов и философов XX века
Являясь, по общему признанию, одним из самых блестящих умов в науке XX в Фрейд совершил дерзкий прорыв в сферу таких проблем, которые традиционно… Каждый психологический сюжет разворачивается синхронно в двух вариантах —… На уровне создания из этих импульсов способны рождаться определенные структуры - об разы, слова, мысли.Фрейд…

Внешняя политика России в последнее десятилетие XX века
Но меня заинтересовало то, что было дальше, после окончания того противостояния. 90-е годы XX столетия были крайне насыщены событиями в частности во… Именно это и повлияло на мой выбор темы Внешнеполитический курс России… Практически всю информацию об этих относительно недавних событиях и черпал из статей различных периодических, в том…

Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства в конце XIX начале XX века
Большинство европейских государств, а так же Япония перешли к производству машин с помощью машин. Значительный рост производительности труда в промышленности был обусловлен… Ковочные молоты заменялись более производительными прессами. Стал использоваться конвейер. Произошла замена основного…

Культура Владимирского края в начале XX века
В 1914г. образовательная сеть Владимирской губернии включала учебные заведения, находившиеся в ведении Министерства просвещения, а также школы… Их содержали земства, фабриканты и казна, но находились они под единым… Однако до полного охвата детей школой было ещё далеко. В 1910/1911 учебном году вне школы оставалось около 66%…

Образование в России в конце XIX- начале XX века
Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства… В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно… Министерство же выделяло на содержание этих училищ всего около одной трети общей суммы затрат, однако они подчинялись…

Семейное право хакасов в XIX-начале XX века
На основании утвержденного в 1822 г. «Устава об управлении инородцев в Восточной Сибири» в Хакасии были созданы степные думы, с тем, чтобы населения… У хакасов существовали определенные экзогамные нормы. Счет родства велся… Однако по материнской линии брак разрешался в более близкой степени родства. У хакасов существовало два вида кузенных…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История развития конфликтологии в конце XIX-начале XX веков Это обусловлено следующими факторами: - К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта.Она содержалась во… Среди этих наук марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс… Объектом изучения являются социологические и психологические теории конфликта.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ В КОНЦЕ…
  • Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова) Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров один… И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный… Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя …
  • Художественные средства и их использование в творчестве живописцев авангарда начала XX века Не удовлетворяясь созданием изысканных очагов красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую… Постоянно влекли авангард странные миры новой науки и техники из них он брал… Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту. Преобразования охватили все виды творчества, но…
  • Отношения Соединенных Штатов Америки и Палестинской автономии с начала 90-х годов XX века по настоящее время Этот период характеризуется целым рядом разнонаправленных тенденций во взаимоотношениях между двумя субъектами мировой политики.США, считаются… В целом США - это неотъемлемый фактор для жизни Палестинской автономии. … Цель настоящей курсовой работы - изучить отношения США и Палестинской автономии с начала 90-х годов XX века, по…
  • Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" в "Горе от ума" Проблема взаимопонимания века нынешнего и века минувшего была актуальна для времени создания Грибоедовымкомедии Горе от ума , актуальна она и в наши… Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московскогодворянина,… Это убежденныйкрепостник, яростный противник просвещения. Собрать все книги бы дасжечь восклицает он. Чацкий же,…