рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сверхчеловек и порядок рангов

Сверхчеловек и порядок рангов - раздел Социология, Сверхчеловек И Порядок Рангов Ницше Объясняет Мировой Порядок В Терминах Соп...

Сверхчеловек и порядок рангов Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния.Он выделяет два основных типа власти, или инстинкта: тот, который выражает восходящее движение жизни, и противоположный ему, воплощающий нисходящую жизнь. "Стадный инстинкт, завоевавший теперь верховодство пишет Ницше, направляя огонь своей критики против демократических и социалистических движений, выражающих интересы людей, так сказать, низшего типа представляет нечто в корне отличное от инстинкта аристократического общества: от ценности единиц зависит то или другое значение суммы Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей где каждый нуль имеет "одинаковые права", где считается добродетелью быть нулем". Говоря о социально-политическом аспекте современной ему западной культуры, Ницше резко критикует такой институт, как национальное государство для него это - "самое холодное из всех холодных чудовищ", превращающее себя в объект для поклонения и стремящееся "усреднить" всех своих граждан.

И хотя немецкий философ желает изменения современного ему национально-государственного устройства как препятствующего формированию выдающихся личностей, он тем не менее не считает, что безликой массе придет конец, если высший тип человека станет хозяином на земле.

Ибо это не дело высшей касты направлять движение масс, подобно тому, как пастух ведет свое стадо.

Наоборот, масса должна не покладая рук работать для создания условий появления "господ земли", способных творить новые ценности. Но прежде чем все это может случиться, возвещает Ницше, должны прийти новые варвары, которые разрушат нынешнее господство масс и создадут возможности для свободного произрастания выдающихся личностей.Для демонстрации цели, к которой нужно стремиться в своем развитии человечеству, Ницше приводит миф о сверхчеловеке.

Прежде всего он считает, что "человек есть нечто, что должно преодолеть". Но это не произойдет автоматически, так сказать, в ходе естественного отбора. К этому необходимо волевое усилие и чувство направления. Однако, по Ницше, движение к сверхчеловеку - это не конкретная естественноисторическая перспектива, а явление высшего культурного порядка: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком канат над пропастью.Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка". Подобные предупреждения философ делает с фанатичной настойчивостью.

Сверхчеловек не сможет появиться до тех пор, пока высшие индивиды не осмелятся на переоценку всех ценностей, не разобьют старые скрижали, особенно идеалы христианства, и не создадут новых ценностей не из страха перед опасностью, а от преизбытка своей жизненной силы. Несмотря на крайнюю расплывчатость указанного образа-понятия, сверхчеловек олицетворяет для немецкого философа высшую степень развития и концентрации интеллектуальной мощи, силы характера и волеизъявления. независимости, целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной физической конституции. Сверхчеловеком, по-видимому, стал бы тот, кто соединил бы в себе качества Гёте и Наполеона, Христа и Цезаря.

Теория вечного возвращения В уста своего известного персонажа Заратустры Ницше вкладывает не только проповедь о пришествии сверхчеловека, но и другие важные для его зрелой философии идеи. Например, идею о вечном возвращении как "высшей форме утверждения, которая вообще может быть достигнута" . Хотя Ницше согласен, что в известной еще со времен античности мысли о вечном повторении того же самого есть нечто удручающее, он использует ее как тест на выносливость и стойкость духа, на способность сказать "да" такой жизни, какова она есть. И как бы он сам не настаивал на "внезапности", с какой эта мысль пришла к нему, она, безусловно, есть реминисценция его увлечения древнегреческой мифологией в ранний период.

Так или иначе, эта идея была сформулирована в афоризме 341 " Веселой науки", где рассказывалось, как некий демон является мыслителю в его уединение и предлагает прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет повторяться бесчисленное число раз. Ницше спрашивает, как же поступит мыслитель: будет ли он шокирован этой идеей и проклянет вестника, или он с благоговением воспримет сообщение и внутренне преобразится.

Ответ на это искушение пока что остается открытым. В другой книге Ницше говорит о жизнерадостном человеке, который желает "повторения всего этого так, как оно было и есть, во веки веков". Здесь уже явственно звучит сочувствие философа данной идее, ибо она противопоставляется "полухристианской, полунемецкой узости и наивности", которая воплощена, по его мнению, в пессимистической философии Шопенгауэра.

В философско-поэтической книге "Так говорил Заратустра" Ницше передает чувство отчаяния при мысли, что худшие люди должны будут вернуться.

Но не только они - и сам учитель вечного возвращения будет "вечно возвращаться к той же самой жизни, в большом и малом". А это обнадеживает.Тем более, что сам Заратустра благославляет данный возврат: "О, как не стремиться мне страстно к Вечности и брачному кольцу колец - к кольцу колец - к кольцу возвращения! ". Наконец, в своих поздних заметках, частично опубликованных под названием "Воля к власти", философ несколько раз упоминает одновременно удручающую и несущую освобождение идею вечного возвращения, подчеркивая се дисциплинирующее воздействие.

В этих же заметках данная идея предстает и в качестве своеобразной эмпирической гипотезы, утверждающей, что "закон сохранения энергии требует вечного возвращения". Если рассматривать мир, рассуждает Ницше, как определенное и ограниченное количество энергии, распределенной между фиксированным количеством ее носителей, то хотя число положений, комбинаций и изменений в распределении силы, или энергии, велико, оно все же конечно.

А поскольку время бесконечно, то "все возможные развития должны были уже осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением". Скорее всего подобные рассуждения немецкого философа конца 19 века, с точки зрения научной обоснованности, покажутся наивными ученым двадцатого столетия. Однако вспомним о том историко-философском контексте, в котором они существовали.Возможно, главной причиной, по которой Ницше настаивает на идее вечного возвращения, является та, что данная идея заполняет некоторые существенные пробелы его философии.

С ее помощью поток становления приобретает характер устойчивого бытия, и это достигается без метафизического допущения некоей трансцендентной чувственно-воспринимаемому миру реальности. Далее. Поскольку эта идея возвращения не предполагает никакого запредельного миру божества, то Ницше удается избежать и пантеизма.Исключает она также и личное бессмертие как вечное пребывание "по ту сторону" жизни.

Вместе с тем предполагается возможность заменить утешающую многих перспективу христианского вероискупления тем, что человек сможет прожить свою собственную жизнь бесчисленное число раз. Ницшеанский миф о вечном возвращении венчает его дело: эта философия утверждает принципиальную посюсторонность человеческого бытия.В этом смысле правильно рассматривать ее как рубеж, разделяющий эпоху философской классики, эпоху формирования и кризиса крупных метафизических систем, и демонстрирующую небывалое многообразие и разнообразие концептуальных подходов. а также ярко выраженный интерес к различным аспектам человеческого существования философии 20 века. Эстетика силы в философии Ницше Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в "Рождении трагедии", "Философии в трагическую эпоху Греции" и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше. Между тем, если не связывать понятия воли к власти, преодоления нигилизма и другие со своеобразно понятой эстетикой, это вызовет в лучшем случае непонимание позднего творчества Ницше, в худшем - неверное понимание.

Поэтому было бы небесполезным очертить хотя бы контур той эстетики, которую можно найти и к которой приходит Ницше в работах "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти" и других.

Если выразить одним понятием все позднее творчество Ницше, то им будет понятие преодоления нигилизма.Из этого понятия вытекает и своеобразное понимание эстетики.

Разбор понятия преодоления нигилизма связан прежде всего с темой нигилизма, затрагиваемой Ницше. Нигилизм понимается как "то, что высшие ценности теряют свою ценность.Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?". Утрачивается понятие ценности - или, что то же самое, смысла (ибо смысл - это то, что задает ценность чего-либо); нигилизм - это такое отношение к жизни, когда обесцениваются все ценности жизни, в том числе и ценность самой жизни: "жизнь понимается как нечто, не имеющее ценности". В свою очередь, затруднительность преодоления нигилизма состоит, по Ницше, в том, что преодоление предполагает ценность, смысл этого преодоления - тот смысл, который нигилизм как раз и отрицает.

И, тем не менее, преодоление нигилизма не только возможно, но и необходимо благодаря самому же нигилизму.А именно, нигилизм предполагает отрицание всякого смысла и ценности, но само это отрицание, в свою очередь, тоже является ценностью, обладает смыслом. Другими словами, Ницше подчеркивает, что отрицание ценности чего-либо само, в свою очередь, является очередной ценностью - нигилизм выражает собою смысл отрицания всякого смысла.

Вводимое Ницше с этой целью понятие интеллектуальной честности предполагает не только выделение смыла (или отсутствия смысла) чего-либо, но и полноту, последовательность и законченность этого выделения.Именно поэтому Ницше назвал себя "самым последовательным нигилистом", тем, кто уже пережил "в себе до конца этот самый нигилизм имеющий этот нигилизм за собой, под собой, вне себя", и честность того же нигилизма состоит, по Ницше, в том, что необходимо лишить смысла и само отрицание любого смысла, обесценить и само обесценивание жизни.

Такое преодоление нигилизма видится Ницше в отрицании самого отрицания смыла, что, в свою очередь, приводит к утверждению ценностей, смысла, но такому утверждению, которое принципиально отличается от того утверждения, которое отрицает нигилизм, тем, что эти ценности творятся тем, кто преодолевает нигилизм.

Из этого Ницше заключает, что "нигилизм представляет собой промежуточное патологическое состояние". Двойственность нигилизма - в том, что, во-первых,"нигилизм может быть показателем силы: мощь духа может так возрасти, что ныне существующие цели перестанут соответствовать ей" другими словами, сила нигилизма - в его отрицании существующих ценностей; во-вторых, нигилизм - это "показатель недостатка силы, способности вновь творчески поставить себе некую цель, некое "зачем" новую веру". Поэтому критика нигилизма Ницше сводится к указанию на эту двойственность, а также к призыву довести нигилизм до конца, т.е. преодолеть нигилизм.

Таким образом, для Ницше становится очевидным, что необходимо для всякого живущего человека найти в себе силы дойти до нигилизма, а, дойдя до него, найти силы на преодоление его. Отсюда видно, что понятие преодоления нигилизма связывается у Ницше с понятием силы или, как выражает то же самое Ницше: "Я учу говорить нет всему, что ослабляет - что истощает.

Я учу говорить да всему, что усиливает, что накопляет силы, что оправдывает чувство силы". При этом сила понимается как преодоление невозможного, под которым, в случае с нигилизмом, понимается преодоление отрицания ценностей жизни как сотворение новых ценностей, создание новых смыслов. Именно поэтому ценным объявляется у Ницше то, что является продуктом силы, все слабое оказывается не имеющим никакой ценности.Связав с нигилизмом метафизику, Ницше пытается выйти в другую сферу, которая оказалась бы противостоящей метафизике, но к тому же указывала бы на возможность творения новых ценностей.

Эта сфера видится Ницше в эстетике.Именно чувство - точнее, инстинкт - обладает преимуществом по отношению к разуму, поскольку преодоление (в том числе и преодоление нигилизма) происходит не через разум, который останавливается на достигнутом, а через инстинкт, сущность которого и состоит в преодолении, в силе. Таким образом, сила оказывается принадлежащей не столько разуму, сколько чувству, и тем движущим началом, которое позволяет преодолевать нигилизм, является не разум (разум, для Ницше, наоборот, останавливается на нигилизме), а инстинкт.

В связи с этим Ницше не случайно говорит не только о силе, но и о "чувстве силы". Тем самым, итог того преодоления нигилизма, к которому призывает Ницше это, во-первых, творение ценностей жизни, причем такое, которое свободно от существовавших доселе ценностей ("предрассудков", "лжи"), и, во-вторых, возникновение понятия эстетики, благодаря которому и возникает это преодоление.

Поэтому и возможна, а также и необходима та фраза, которую Ницше высказал в работе "Казус Вагнер": "Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами" - вот первое положение моей эстетики".

– Конец работы –

Используемые теги: сверхчеловек, порядок, рангов0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сверхчеловек и порядок рангов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе
Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная… Если вдруг окажется, что все частицы движутся в одном и том же направлении с… Можно представить себе, что частицы системы движутся не упорядоченно, а хаотически: полная энергия системы может быть…

Хаос и порядок. Порядок и беспорядок в природе (КСЕ)
Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная… Система ведет себя в этом случае аналогично одной массивной частице, и к ней… Можно представить себе, что частицы системы движутся не упорядоченно, а хаотически полная энергия системы может быть…

Гражданство РФ : определение, порядок приобретения, порядок выхода из гражданства, прераготивы презедента
До 1917 года в России понятия гражданства не существова- ло. Все жители Российской империи считались подданными. Дек- рет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 (10) ноября… Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются од-…

Порядок записи элементов множества не является существенным в отличие от записи элементов векторов, где порядок важен
Множество это совокупность определ нных различаемых объектов прич м таких что для каждого можно установить принадлежит этот объект данному... Множества обычно обозначаются заглавными латинскими буквами а элементы... Например...

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Следовательно, индивидуальные трудовые споры отличаются от иных споров сторонами (сторонами спора являются, с одной стороны, лицо, работающее по… Выплата заработной платы в соответствующем размере – обязанность работодателя… Процесс рассмотрения индивидуальных трудовых споров определяется характером и порядком работы того органа, которому…

Трудовые отпуска и порядок их применения
Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 272-З "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" (далее - Закон № 272-З)… Согласно ст. 150 ТК отпуска подразделяются на два вида: трудовые и социальные.… Продолжительность отпуска исчисляется в календарных днях. В число календарных дней трудового отпуска не включаются и…

Недействительные сделки. Порядок и последствия признания сделок недействительными
Немаловажное место должна занимать правовая просвещенность граждан по поводу совершения сделок. Тема моей контрольной работы «недействительность… Сделки являются основной правовой формой, в которой опосредуется обмен между… В новых хозяйственных условиях зачастую возникают ранее неизвестные составы недействительных сделок. Они выявляются…

Порядок исполнения уголовных наказаний
Оно преследует две цели: 1) исправление осужденного и 2) предупреждение совершения новых преступлений. Ст.44 УК РФ содержит перчень видов наказаний, применяющихся судами. Это: а)… Положение устанавливает четкие правилаисполнения таких наказаний, как штраф; лишение права занимать определенные…

Совет Федерации: порядок формирования и полномочия
Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам… В ч. 2 ст. 96 Конституции РФ указывается, что порядок формирования… В Совет Федерации избирались по два депутата от каждого субъекта РФ на основе мажоритарной системы по двухмандатным…

Сроки содержания под стражей и порядок их продления
Важнейшими условиями законного и обоснованного применения мер пресечения являются следующие: меры пресечения применяются лишь к лицам, в отношении… В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с… Меры пресечения вправе применять лицо, производящее дознание, орган дознания, следователь по делу, находящемуся в их…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Меры пресечения и порядок их применения В настоящее время, государству и обществу противостоит мощная криминальная сила, одолеть которую можно лишь решительными законными мерами. Важное… По действующему примерно с 60-х годов порядку, если суд в ходе разбирательства… Любое хулиганство они норовят квалифицировать как злостное, которое предусматривает наказание до 7 лет лишения…
  • порядок заключения трудовых договоров Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения!… Таким образом, целью нашей работы является исследование систематизации… Глава 1. История вопроса Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в…
  • Новый порядок продления сроков прекращения обязательств по внешнеторговым операциям Бизнес - занятие непростое, и при его ведении возможны всякие неожиданности, не позволяющие даже вполне сознательным участникам внешнеэкономической… К счастью, это понимают и наши законодатели, поэтому они и предусмотрели в… Исходя из п. 2.8 Указа № 7 продление установленных сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ,…
  • Порядок хранения документов на предприятии Руководители предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия и должны быть знакомы с Основами законодательства… Таким образом, знание вопросов современного документирования управленческой… Классификация документов и составление номенклатуры дел на предприятии (в организации). Документооборот-это движение…
  • Порядок получения лицензии. Требования к пакету документов, необходимых для получения лицензии Само понятие туристская деятельность подразумевает под собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации… Соискателями туристской лицензии могут быть российские юридические лица или… Лицензирование туристской деятельности осуществляется Федеральным агентством по туризму, которое в течение 45 дней с…