рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество “Взаимоотношения” Социологии С Феноменом Свободы Не Просты. До Сих Пор Нет Ед...

“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу нельзя постичь научными средствами, исходят из того, что “все, что становится объектом научного изучения, предполагает наличие предшествующей причины. Объект (или событие), который сам есть своя собственная причина, лежит вне досягаемости научного познания. Свобода же обладает именно этим свойством, и потому никакие научные исследования никогда не раскроют феномен, наделяемый качеством “свободный”. Все, в чем субъективное сознание индивида видит свободу, в научной схеме будет лишь одним из звеньев причинной цепи.

Свобода и причинность не составляют логического противоречия… Индивид, осознающий свою собственную свободу, не исключается из мира причинности, а скорее воспринимает свою собственную волю как очень специфическую категорию причины, отличную от других причин, с которыми он должен считаться. Но это отличие нельзя доказать научно” [Бергер П.Л.,С.114-115].

Научный подход к обществу исходит из представления о человеческом мире как причинно закрытой системе (“мыслить иначе - значит выйти за пределы научного метода”). Свобода как особый вид причины исключается из системы априори. Не сумев объяснить причину какого-либо социального феномена с помощью социологических категорий, исследователь будет пытаться привлечь на помощь категории экономические, политические, психологические, биологические или какие-нибудь еще. В результате он будет открывать все новые и новые цепи причин, но все равно не обнаружит свободы. “Не существует методов фиксации свободы ни в себе, ни в другом человеке, есть лишь внутренняя субъективная убежденность, которая моментально растворится, как только к ней применят инструмент научного анализа” [Там же, С.115-116].

Поэтому те исследователи, которые хотят ввести свободу в свою социологическую модель, просто постулируют ее реальность (тем более, что в социальной жизни всегда можно отыскать примеры, опровергающие жесткий детерминизм), а потом начинают исследовать свою модель с точки зрения этого постулата [Бергер П.Л., С.116]. Точно так же, как мы видели, поступают и многие психологи, наделяющие человека некой врожденной способностью и стремлением к свободе и делающие это положение отправной точкой своего исследования свободы.

С невозможностью зафиксировать свободу социологическими или какими-либо иными научными средствами можно согласиться в тех случаях, когда она ассоциируется со свободой воли, и следовательно, предполагает решение вопроса о конечных причинах наших хотений. Что касается более поверхностных уровней свободы - свободы действия и свободы выбора, - то они вполне доступны познанию эмпирическим путем, в том числе и с помощью социологической модели. Тем более, что социологическая модель, если говорить строго, исследует не феномен свободы, а феномен НЕсвободы, реальность которого очевидна и не нуждается в постулатах.

Кроме того, предлагаемая здесь социологическая модель связана не с поиском абсолюта или конечного смысла, а с выявлением степени свободы (точнее, НЕсвободы) и тенденций ее изменения на разных уровнях социальной реальности в пространстве и во времени. Она направлена не на доказательство наличия-отсутствия конечных причин наших желаний, а на определение факторов и барьеров изменения уровня и образов индивидуальной свободы в ходе преобразований свободы социетальной. В этом смысле в социологическом предметном поле свобода “имеет причинность”, но тем не менее не утрачивает своей сущности. И именно в этом смысле проблема свободы в социологии решается не в терминах “да” или “нет”, а в терминах “больше-меньше”, “лучше-хуже”, в терминах изменения “степени НЕсвободы”.

Какое же знание накоплено социологией для изучения разных уровней свободы - индивидуального (группового) и социетального, а также, что в нашем случае особенно важно, взаимосвязи между ними? Какое новое слово может сказать социологическое исследование свободы в осмыслении одной из главных проблем всех общественных наук - взаимосвязи между целостным макро-обществом с его социальными институтами, с одной стороны, и действующими на микроуровне индивидуальными субъектами, имеющими ту или иную свободу выбора, с другой?

Надо сказать, что проблема взаимосвязи между разными уровнями социальной реальности в разных социологических традициях решается по-разному. Так, представители объективистского направления в социологии (его еще называют “структуралистским направлением”, “общественной перспективой” или “парадигмой социальных фактов”) проблему индивидуальной свободы вообще исключают из анализа. Со времен Э. Дюркгейма общество рассматривается ими как объективная (самосоздаваемая) структура, как реальность в себе самой, которая не может быть объяснена действиями отдельных индивидов и вообще не зависит от них, от их воли. (Напротив, поступки индивидов объясняются влиянием общества, социальными институтами, нормами и правилами поведения). Эта реальность подчиняется своим собственным законам, которые и должна обнаружить социология с тем, чтобы использовать их для объяснения общества [П. Монсон, С. 34, 41, 56, 76; К. Бруннер, С.58]. “…Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis (в своем роде, лат.) наделенную своими особыми свойствами” [Э.Дюркгейм, С. 493]. Отсюда - пренебрежительное отношение к каким-либо преднамеренным действиям индивидов, мотивам, свойствам сознания при изучении различных явлений.

Характер отношений между индивидами и обществом с позиции методологического холизма удачно передает метафорическое сравнение с деревом и листьями, к которому прибегнул проф. Ни В. (Корнельский университет, США): “Листья вырастают и опадают в соответствии со временами года, в то время, как именно дерево и его ветви на протяжении долгого времени определяют их форму и расположение. Согласно такому взгляду на вещи индивидуальные действия сравнимы с дрожанием листьев на ветру” [В. НИ, С.4]. Пер Монсон характеризует общество, по Дюркгейму, в виде парка с “разрешенными” аллеями и “запрещенными” газонами; участь индивидов не завидна - они стремятся лишь приспособиться к существующим парковым дорожкам, не имея возможности ни изменить их, ни проложить новые [П. Монсон, С.35, 63]. Основные характеристики таких индивидов легко укладываются в акроним SRSM социологической модели человека (С. Линденберг): “социализированный человек; человек, исполняющий роль, и человек, который может быть подвергнут санкциям (socialized, role-playing, sanctioned man)” [К.Бруннер, С.59].

Строго говоря, объективистская социологическая модель не лишает индивидов какой бы то ни было свободы выбора, но эта свобода целиком задается социетальным уровнем, так что воздействие индивидуальной свободы на свободу социетальную полностью отрицается. Связь между разными уровнями свободы - преимущественно односторонняя: “сверху - вниз”. Индивиды пассивно адаптируются к той социетальной свободе, которая имеется или предлагается.

Это, разумеется, автоматически не означает, что индивид и общество непременно противостоят друг другу. Что общество, как внешняя реальность, осуществляет влияние и насилие над индивидами, а индивиды - безоговорочно повинуются, потому что боятся наказания. Образ общества как гигантской тюрьмы, а индивидов как заключенных нуждается в уточнении. Большинству из нас, - как заметил П.Л.Бергер, - ярмо общества не слишком трет шею, ибо в большинстве случаев мы сами желаем того, что общество ждет от нас. Мы сами хотим подчиняться правилам, которые диктует нам общество (прибегая к метафоре: “группы заключенных сами озабочены тем, чтобы тюремные стены оставались неповрежденными”). И это наше желание вовсе не свидетельствует о том, что власть общества меньше, чем до сих пор утверждалось. Напротив, она еще больше, ибо в действительности общество детерминирует не только то, что мы делаем, но и то, что мы есть [П.Л. Бергер, С.89, 113].

Разные области социологического знания, в которых исследуются эти аспекты связи индивида с обществом, - будь то: теория ролей, социология знания или теория референтных групп, - накопили большой научный задел для социологического осмысления феномена индивидуальной свободы, его границ, степени детерминированности свободой социетальной. Но в большинстве случаев, если исследователи работают в данной социологической перспективе, они все же игнорируют обратное влияние индивидуальной свободы на социетальную, так что социальные механизмы общественных изменений и нововведений по существу так и остаются невыявленными и необъяснимыми.

Другое, экзистенциалистское, направление в социологии (его еще называют “субъективистской социологией, “индивидуальной перспективой” или “парадигмой социальных определений”) представляет общество не в виде объективной структуры, а в виде результата действий множества людей, обладающих свободой выбора, “результата, который может быть осмыслен только через понимание чего-то специфически человеческого”, т.е. сквозь взгляд на объект изнутри. Общество здесь воспринимается как непрерывный созидательный процесс, в котором социальная действительность конструируется человеческим мышлением, поступками и представлениями. Следовательно, в этой модели интерес к “социальным фактам” сдвигается от “объективно объясняемого” к “субъективно понимаемому”: “Познание общества должно происходить через человека, а не познание человека через общество” [П.Монсон, С.19, 66, 68, 76, 86].

Эта социологическая традиция восходит к М. Веберу, который определял социологию как науку, стремящуюся понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие [М.Вебер, С.602]. При этом существование социальных институтов не отрицается, но в этой традиции они понимаются как выражение (проявление) человеческих действий: все институционализированные образования, такие, как “государство”, “рынок” и др., в конечном счете, должны сводиться к объяснимым действиям индивидов. Короче, главное здесь именно действия и поступки людей, которыми они непрерывно создают и изменяют картину общества [П.Монсон, С.35, 42].

В этой социологической модели, как и вообще в социологии, свобода, разумеется, относительна: за видимой свободой скрываются влиятельные социальные силы и социальные институты, воздействующие на индивидов. Иными словами, человек здесь (как человек социологический) вовсе не индивидуализируется. Но и социальные структуры (в отличие от объективистского направления) не овеществляются, т.е. не рассматриваются как вещи-скалы, на которые, по образному сравнению П.Л.Бергера, можно налететь, но которые нельзя ни убрать, ни преобразовать по прихоти воображения. “Вещь - это то, обо что можно тщетно биться, то, что находится в определенном месте вопреки нашим желаниям и надеждам, то, что, в конце концов, может свалиться нам на голову и убить. Именно в таком смысле общество является совокупностью “вещей”. Правовые институты, пожалуй, лучше, чем любые другие социальные институты, иллюстрируют данное качество общества” [П.Л.Бергер, С.87-88].

Однако в индивидуалистической социологической перспективе силы и институты, воздействующие на людей, “являются все-таки только социальными силами и институтам, т.е. они созданы людьми, продолжают существовать благодаря людям и отмирают, когда люди перестают ими пользоваться… правила существуют лишь постольку, поскольку люди им следуют. Слишком частое нарушение правил приводит к тому, что они быстро прекращают свое существование” [П.Монсон, С.25, 71]. И именно потому, что индивиды в определенной степени свободны от общества с его институтами, их социальные действия и мотивы этих действий должны стать предметом социологии. Так или иначе, но в этой модели движущие силы общественных изменений больше не выносятся за рамки возможностей индивидов (как это было в объективистской модели), а непосредственно связываются с деятельностью индивидов. Для этой социологической модели больше подходит экономическая модель человека, обозначаемая акронимом REMM (“resouceful, evaluative, maximizing man”), который был предложен Меклингом и Бруннером, т.е. “изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек”. Только максимизацию следовало бы заменить “ограниченной рациональностью” (Г.Саймон) и, кроме того, включить в модель выбора социальные нормы и правила [К.Бруннер, С.55, 71].

Согласно теории зарождения человеческого сознания Дж.Г.Мида, мышление каждого человека социально создано, но не социально детерминировано. Оно не только пассивно отражает чужие мысли, но и активно действует по отношению к окружающему миру. “Мышление по своей природе имеет направленный характер, оно выявляет самое себя, но при этом есть также способ связи с предметами и явлениями окружающего мира. Поступки каждого человека проистекают из этой направленности, и своей активностью он создает собственную неповторимую индивидуальность в отношениях с другими людьми. Социальность и индивидуальность - две стороны этого процесса…” [П.Монсон, С.72].

Важным направлением этой традиции является феноменологическая социология, ибо если ставится задача понять людей и их действия, то нужно знать их собственные определения ситуации, выявить, как они сами воспринимают окружающую их действительность и свое место в ней. Как сформулировал У.А. Томас: “Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям” [Merton R.K. (c), Р.475]. В частности, то, что думают люди о нынешних реформах, принципиально важно для того, чтобы подвигнуть их к активным действиям по пользованию новыми правами и свободами, или, напротив, отказаться от обращения к новым правам.

Таким образом, если применить экзистенциалистскую (субъективистскую) социологическую модель к изучению связи между социетальной и индивидуальной свободами, то исходно эта связь будет мыслиться не односторонней (“сверху-вниз”), как это было в структуралистской (объективистской) модели, а двусторонней: индивидуальная свобода, испытывая на себе воздействие социетальной свободы, тоже, в свою очередь, может активно воздействовать на нее. Это придает данной модели б`ольшую динамичность, изменчивость и делает ее более соответствующей требованиям нашего проблемного поля.

Важность исследования двустороннего характера связи между социетальной и индивидуальной свободой особенно велика в связи с тем, что среди критериев общественного прогресса называется не только негативная свобода (т.е. свобода от ограничений и барьеров, дающая возможность индивидам сохранять свою независимость от довлеющих обстоятельств внешней среды), но и позитивная свобода (свобода для, т.е. свобода делать что-нибудь), которая позволяет влиять на собственное общество и его формирование, преодолевать трудности, обеспечивает определенную степень власти и контроля над обстоятельствами [П.Штомпка, С.52, 65]. Конечно, эта индивидуальная “свобода для” с точки зрения развития общества может быть не только прогрессивной, но и регрессивной. Но это обстоятельство лишь еще более подчеркивает актуальность изучения двусторонней связи между индивидуальной и социетальной свободами. Поэтому социологическая перспектива исследования феномена свободы в меняющемся обществе, на наш взгляд, должна непременно включать теоретико-методологические достижения прежде всего (хотя и не только) субъективистской, экзистенциалистской модели.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология свободы: Трансформирующееся общество

На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси

Философия свободы
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то

Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и

Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они

Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове

Глава 2. Взаимосвязь между индивидуальной и социетальной свободами в современых научных концепциях
Многообразие научных подходов привело к появлению огромного числа разнообразных концепций свободы - философских, психологических, экономических, правовых, а также междисциплинарных. Поскольку предм

Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует

Социально-психологическая концепция свободы (“бегства от свободы”) Э.Фромма
Эта концепция показывает, что современный экономический либерализм и политическая демократия не решают проблему индивидуальной свободы. По Э. Фромму, даже при их наличии, развиваются социально-псих

Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то

Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль

Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи

Синтез макро- и микро- подходов как основа социологического видения свободы
В последнее время, важно отметить, растет интерес к теориям, базирующимся одновременно на двух социологических моделях, на теориях, которые пытаются вовлечь в поле зрения и структуру, и д

Теория социального становления П.Штомпки
Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых ка

Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.

Индивидуальная свобода в контексте социологии: вклад смежных направлений
Конкретные социологические исследования индивидуальной свободы в современном российском обществе носят пока единичный и фрагментарный характер. В последние годы в ряде опросов общественного мнения

Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в

Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет

Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы
Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разуме

Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм

Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви

Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на

Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на

Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин

Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч

Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь

Динамика социальной стратификации в контексте свободы: современные особенности
За годы реформ динамика социальной стратификации в контексте свободы складывалась неблагоприятно как в городе, так и в селе. Самая многочисленная группа лиц трудоспособного возраста (47% - в крупно

Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру

Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,

Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н

Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода
Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных обще

Глава 8. Экономико-социологическая концепция взаимосвязи индивидуальной свободы с независимостью и самостоятельностью
Итак, институционализация новых прав предполагает наличие у индивидов стремления к самостоятельным и независимым действиям и состояниям. Это необходимое (хотя и недостаточное) условие становления н

Независимость и свобода: теоретическое представление
Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего

Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави

Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам

Глава 9. Ограничители свободы в меняющемся обществе: основные виды, динамика и метаморфозы
Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространст

Основные виды современных ограничителей индивидуальной свободы
1. Ограничители старые (унаследованные от прошлой системы: технико-производственные, инфраструктурные, культурные и др.) и новые (возникшие в ходе рефор

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы
Какие же выводы можно сделать исходя из всего сказанного выше о трансформации ограничителей индивидуальной свободы при переходе от одной общественной системы к другой или при кардинальных изменения

Глава 10. "Неправовая свобода" в современном трансформационном процессе
1. Два вида “неправовой свободы” Процесс, исследуемый в этой главе, состоит в широком распространении и постепенной институционализации неправовой свободы. Специфик

Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр

Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни

Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не

Институционализация “неправовой свободы”: перспективы и последствия
Мало сказать, что “неправовая свобода” широко распространена в современном трансформационном процессе в России, важно что она активно институционализируется. Под институционализацией неправовой

Глава 11. Социальная адаптация в контексте свободы и проблемы институционализции новых прав
Поиск равновесия (компромисса) между новой социетальной свободой (правовой и неправовой) и новыми ограничителями индивидуальной свободы идет через разного рода адаптации социальных субъектов

Социальная адаптация и индивидуальная свобода: теоретическое представление о механизмах и результатах взаимосвязи
Прежде чем приступить к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо определиться в главном - как соотносятся добровольные и вынужденные адаптации с индивидуальной свободой. Всегда ли добровольны

Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде

Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн

Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо

Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией

Современные особенности адаптационного процесса в контексте свободы-несвободы
Эмпирический анализ закономерностей современных социальных адаптаций в контексте свободы-несвободы свидетельствует о том, что в механизмах адаптационного процесса пока с большим перевесом преоблада

Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,

Перспективы трансформационного процесса в контексте свободы-несвободы
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в том, что а) провозглашенное движение к западной институционально-правовой свободе и б) продвижение российского обществ

Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо

Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги