рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество Названному Требованию Наиболее Отвечало Бы Понимание Свободы Как Возможности ...

Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разумеется, не соответствуют никакие конкретные данности, оно отражает лишь идеальное состояние. В действительности “... ни один член общества не является полностью свободным по отношению ко всем другим (за исключением, согласно идеальной гипотезе, абсолютного тирана), и никогда индивид не лишен полностью свободы, т.е. не может делать что бы то ни было, ибо ему препятствуют другие или угрожают санкциями” [Р. Арон, С.133]. Иными словами, на практике речь может идти о переходе либо от одной степени социальной несвободы к другой (количественный аспект), либо/и от одного смыслового образа несвободы к другому (качественный аспект), то есть о процессе освобождения или закрепощения.

Под “освобождением” будем понимать процесс и результат взаимодействия индивидов (групп) с социальной средой, в ходе которого либо вследствие изменения среды (системы социальных зависимостей: социальных институтов, социальных неравенств и др.), либо благодаря собственным усилиям индивидов (групп), либо тому и другому одновременно они обретают больше возможностей для выбора и реализации жизненно важных целей и ценностей. Под “закрепощением” будем понимать обратный освобождению процесс, в ходе которого вследствие изменения социальной среды и несмотря на противодействие индивидов (групп) либо из-за отсутствия по тем или иным причинам такого противодействия происходит сужение возможностей для самостоятельного выбора и реализации важных целей и ценностей.

Говоря о жизненных целях в определении свободы, я, конечно, не имею в виду, что индивид непрерывно ставит перед собой какие-то важные цели и выбирает средства их достижения. Тем более не имеется в виду и наличие у индивида какой-то долговременной жизненной программы. В данном случае за термином “жизненные цели” скрываются намерения, потребности, желания, для удовлетворения которых индивид готов действовать.

Чтобы не усложнять определение, я не стала отделять в нем желания и намерения от целей, хотя, разумеется, вслед за В. Виндельбандом признаю различие между ними. “Чем запутаннее взаимоотношения различных желаний, которые должны быть взвешены нашим выбирающим сознанием, тем больше наше обсуждение распадается на различные фазы. Наряду с вопросом, что делать, возникает вопрос, какделать; исследование целей требует непременно исследования средств, и обе линии нашего обсуждения часто скрещиваются в различных направлениях. Результатом нашего выбора может быть нерешительность, которая может иметь место и при выборе целей, и при выборе средств, и при выборе того и другого. Но результатом может быть также какое-нибудь более или менее твердое и определенное решение. Такие воления, которые остаются в нашей душе, хотя мы при обсуждении их и не могли решиться на какое-нибудь действие для их удовлетворения, - такие воления превращаются в простые, слабые желания (здесь и далее курсив мой - М.Ш.). Наоборот, те воления, которые мы решили удовлетворить определенными действиями, превращаются в цели. Цель остается простым намерением, если для ее достижения надо ждать наступления определенных внешних условий, причем этого наступления определенных условий можно ждать просто как результата простого хода вещей, или ему можно содействовать при посредстве собственных подготовительных действий” [В.Виндельбанд, С. 519-520].

Другим важным понятием в данном определении свободы-несвободы (освобождения-закрепощения) является “возможность”, то естьналичие благоприятных условий для осуществления чего-либо. В их числе не только внешние по отношения к индивиду условия, но и наличие у индивида определенных способностей, необходимых для совершения того или иного социального действия (навыков, знаний, умений и других индивидуальных особенностей, включая физические возможности человеческого организма). Кроме того, здесь имеются в виду самые разнообразные возможности: реализованные и нереализованные; актуальные в данный момент времени и невостребованные; осознанные и неосознанные. То есть именно благодаря “возможностям” “свобода” обретает статус такой универсалии, которая предполагает два различных измерения единого переживаемого мира (т.е. потенциальность и актуальность) и “охватывает в одной идее возможности, реализованные и в то же самое время замороженные (arrested) в действительности” [Г.Маркузе, С.276].

Границы возможностей задаются ограничителями свободы. В социологическом исследовании свободы это едва ли не самое важное понятие. Ибо социальный мир полон ограничений, и попытки найти

рецепт жизни в обществе и одновременной свободы от него, как известно, заранее обречены на провал. “Чтобы представить себе мир, лишенный своих обычных ограничений [разнообразия], - пишет Росс Эшби, - нам пришлось бы обратиться к волшебным сказкам или к “сумасшедшему” фильму, а ведь даже в них отсутствует лишь некоторая часть всех ограничений. Мир без ограничений [разнообразия] был бы полностью хаотическим” [Росс Эшби, С.187]. В стабильных условиях некоторые из этих ограничений мы даже не замечаем, а если и замечаем, то считаем само собой разумеющимися. Однако в периоды кардинальных общественных изменений ситуация меняется: неосознаваемые раньше ограничения становятся явными, и напротив, часть из осознаваемых ранее ограничений в новых условиях уходит на второй план, начинает восприниматься преимуществом, а не недостатком прежней жизни; в изменившихся условиях одни ограничения отмирают сами собой, другие - преодолеваются с большей легкостью, чем прежде, третьи же, напротив, предстают новыми непреодолимыми преградами и т.д. Динамика и метаморфоза ограничений свободы в значительной степени определяют динамику свободы (социетальной и индивидуальной) и закономерности адаптационного процесса к новым условиям. Именно поэтому в теориях меняющегося общества понятие “ограничение” (“ограничитель”) представляется одним из центральных.

В самых общих чертах ограничитель свободы - это то, что уменьшает уровень свободы социального субъекта относительно некоторого состояния. То есть некоторое обстоятельство “N” будем называть ограничителем свободы, если оно отражает (представляет собой) такое взаимодействие социального субъекта с окружающей средой, которое сужает пространство его актуальных возможностей абсолютно и/или относительно (во времени и/или по сравнению с другими социальными субъектами), а также вызывает рост его усилий (затрат) на достижение прежнего набора значимых целей.

Последнее обстоятельство указывает на то, что под воздействием того или иного ограничителя спектр актуальных для индивида возможностей может и не измениться, однако, чтобы этого не произошло, индивид вынужден будет затрачивать усилий больше, чем прежде. Это, в свою очередь, может привести к сокращению иных важных жизненных возможностей, а может непосредственно не сказаться на них. Характер возросших усилий здесь (пока) не имеет принципиального значения. Ограничусь замечанием о том, что это могут быть как физические усилия (овеществленные и неовеществленные), так и усилия социально-психологические, связанные, в частности, с необходимостью использовать такие способы социальных действий, которые в большей мере, чем прежние, расходятся с ценностными ориентациями индивидов (в меньшей степени интернализованы ими). В дальнейшем для простоты буду считать это обстоятельство частным случаем сужения пространства актуальных возможностей.

Не всякий социальный ограничитель выступает ограничителем свободы того или иного социального субъекта (индивида, группы). Таковым он становится, если: 1) в “отсекаемое” данным социальным ограничителем пространство выбора попадают значимые (актуальные) для субъекта возможности; 2) утрата значимых возможностей (или повышенные усилия (затраты) на их сохранение) не компенсируется появлением таких новых возможностей, которым наш субъект придает еще более высокую значимость, чем утраченным.

Один и тот же ограничитель, сужая возможности субъекта в одном отношении, в то же время может способствовать их расширению (сохранению) в другом. Например, факт проживания в сельской местности существенно ограничивает возможности индивида во многих сферах жизнедеятельности (свобода выбора места жительства и профессии, занятость, образование, досуг и др.), но в то же дает ему и некоторые преимущества, каких нет у жителей городов (свежий воздух, природа, тишина, неформальные отношения и др.). Становление рыночных институтов снижает возможности гарантированной занятости, но в то же время расширяет свободу потребительского поведения. Каждый субъект одновременно может испытывать на себе оба воздействия рынка (и “ущемпляющее”, и “компенсирующее”). Не исключено, что по мере адаптации к изменившимся условиям “компенсаторные” свойства того или иного ограничителя начинают превосходить “ущемляющие”. В этом случае ограничитель отрицает сам себя и переходит из группы ограничивающих воздействий в группу благоприятствующих факторов (факторов-возможностей).

После того, как обозначены основные определения, можно перейти к характеристике того теоретико-методологического подхода, который, на мой взгляд, в большей мере отвечает требованиям нашего проблемного и предметного полей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология свободы: Трансформирующееся общество

На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси

Философия свободы
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то

Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и

Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они

Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове

Глава 2. Взаимосвязь между индивидуальной и социетальной свободами в современых научных концепциях
Многообразие научных подходов привело к появлению огромного числа разнообразных концепций свободы - философских, психологических, экономических, правовых, а также междисциплинарных. Поскольку предм

Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует

Социально-психологическая концепция свободы (“бегства от свободы”) Э.Фромма
Эта концепция показывает, что современный экономический либерализм и политическая демократия не решают проблему индивидуальной свободы. По Э. Фромму, даже при их наличии, развиваются социально-псих

Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то

Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль

Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания
“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу

Синтез макро- и микро- подходов как основа социологического видения свободы
В последнее время, важно отметить, растет интерес к теориям, базирующимся одновременно на двух социологических моделях, на теориях, которые пытаются вовлечь в поле зрения и структуру, и д

Теория социального становления П.Штомпки
Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых ка

Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.

Индивидуальная свобода в контексте социологии: вклад смежных направлений
Конкретные социологические исследования индивидуальной свободы в современном российском обществе носят пока единичный и фрагментарный характер. В последние годы в ряде опросов общественного мнения

Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в

Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет

Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно

Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм

Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви

Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на

Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на

Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин

Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч

Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь

Динамика социальной стратификации в контексте свободы: современные особенности
За годы реформ динамика социальной стратификации в контексте свободы складывалась неблагоприятно как в городе, так и в селе. Самая многочисленная группа лиц трудоспособного возраста (47% - в крупно

Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру

Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,

Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н

Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода
Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных обще

Глава 8. Экономико-социологическая концепция взаимосвязи индивидуальной свободы с независимостью и самостоятельностью
Итак, институционализация новых прав предполагает наличие у индивидов стремления к самостоятельным и независимым действиям и состояниям. Это необходимое (хотя и недостаточное) условие становления н

Независимость и свобода: теоретическое представление
Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего

Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави

Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам

Глава 9. Ограничители свободы в меняющемся обществе: основные виды, динамика и метаморфозы
Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространст

Основные виды современных ограничителей индивидуальной свободы
1. Ограничители старые (унаследованные от прошлой системы: технико-производственные, инфраструктурные, культурные и др.) и новые (возникшие в ходе рефор

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы
Какие же выводы можно сделать исходя из всего сказанного выше о трансформации ограничителей индивидуальной свободы при переходе от одной общественной системы к другой или при кардинальных изменения

Глава 10. "Неправовая свобода" в современном трансформационном процессе
1. Два вида “неправовой свободы” Процесс, исследуемый в этой главе, состоит в широком распространении и постепенной институционализации неправовой свободы. Специфик

Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр

Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни

Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не

Институционализация “неправовой свободы”: перспективы и последствия
Мало сказать, что “неправовая свобода” широко распространена в современном трансформационном процессе в России, важно что она активно институционализируется. Под институционализацией неправовой

Глава 11. Социальная адаптация в контексте свободы и проблемы институционализции новых прав
Поиск равновесия (компромисса) между новой социетальной свободой (правовой и неправовой) и новыми ограничителями индивидуальной свободы идет через разного рода адаптации социальных субъектов

Социальная адаптация и индивидуальная свобода: теоретическое представление о механизмах и результатах взаимосвязи
Прежде чем приступить к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо определиться в главном - как соотносятся добровольные и вынужденные адаптации с индивидуальной свободой. Всегда ли добровольны

Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде

Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн

Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо

Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией

Современные особенности адаптационного процесса в контексте свободы-несвободы
Эмпирический анализ закономерностей современных социальных адаптаций в контексте свободы-несвободы свидетельствует о том, что в механизмах адаптационного процесса пока с большим перевесом преоблада

Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,

Перспективы трансформационного процесса в контексте свободы-несвободы
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в том, что а) провозглашенное движение к западной институционально-правовой свободе и б) продвижение российского обществ

Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо

Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги