рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория социального становления П.Штомпки

Теория социального становления П.Штомпки - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество Исходным Пунктом Теоретических Построений П.штомпки Является Выделение Двух У...

Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых как структуры (это - социальные системы, общества, культуры, цивилизации и др.) и уровня индивидуальностей, агентов, или субъектов (это - отдельные люди и члены коллективов). Последние предстают не пассивными объектами, но и не полностью автономными субъектами, они имеют определенную свободу, но в то же время ограничены в своей деятельности.

Кроме того, П.Штомпка выделяет два способа существования каждого из двух уровней социальной реальности - в качестве потенциальной возможности (это - внутренние тенденции, семена или зародыши будущего, способности, “силы” и т.д.) и в действительности (это - процессы, трансформации, развитие, поведение, деятельность и т.д.). Структуры рассматриваются как потенциальные возможности, раскрывающиеся в функционировании (оперировании), а деятели (агенты, субъекты) - как потенциальные возможности, реализующиеся в действии.

Социологическая модель социального становления П.Штомпки строится на соединении именно этих двух уровней и двух способов существования социальной реальности. В ней “структура” (и “оперирование”), “агент” (и “действие”) взаимосвязаны и автономны одновременно: нет бесструктурных агентов, как нет и безагентных структур; но в то же время структуры не растворяются в агентах, и агенты не поглощаются структурами [П.Штомпка, С. 268 - 272].

Как структура (оперирование), так и субъекты (действия) обладают “своими особыми свойствами”, “своей логикой следования”, “своей собственной регулярностью”. Независимая динамика структур проявляется в трех формах: “принцип инерции” (обычно предпочтительнее, чтобы функционирование продолжалось в том же режиме, без радикальных поворотов), “принцип момента, или континуальности” (за определенной стадией чаще всего наступает следующая, т.е. процесс не останавливается и не поворачивается вспять), “принцип последовательности” (следующие одна за другой фазы зачастую не могут быть пропущены). Поэтому структуры рассматриваются как эмерджентные (неожиданно возникающие) по отношению к субъектам, даже если они и включают последних. Соответственно, оперирование - это также динамические эмерджентности по отношению к действиям, пусть даже если без действий не было бы операций. Но и субъекты также обладают определенной свободой выбора, автономией, независимостью от их структурного местоположения, а их действия - также в определенной степени независимы от динамики социального контекста (в который они сами входят как его составляющая): они могут осуществляться против течения, быть анахроничными или нацеленными на будущее [П.Штомпка, С. 269 - 270].

Загадка социального становления, по П.Штомпке, состоит в соединении и осмыслении связи между уровнем структур в их оперировании и уровнем субъектов (агентов) в их действиях. С этой целью постулируется третий, промежуточный уровень, который отражает “подлинную сущность социальной реальности”. Ибо в конкретной действительности общество “строится” не из индивидуальных действий, и не из “социальных фактов”, а из их тесного, конкретного слияния, из текущих социальных событий, которые обозначаются в данной модели как практика. “В практике сливаются оперирующие структуры и действующие агенты…, практика обусловлена “сверху”, т.е. фазой функционирования, достигнутой обществом в широком смысле; и “снизу”, т.е. поведением индивидов и групп. Но она не сводима ни к тому, ни к другому…, это - новое, возникающее качество” [П.Штомпка, С. 273-274].

Если потенциальной возможностью для оперирования (функционирования) является структура, для действия - субъект (агент), то для практики - деятельность. Это синтетический продукт, слияние структурных обстоятельств, с одной стороны, и способностей деятелей, с другой; так что оно не сводимо ни к тому, ни к другому и по отношению к обоим уровням социальной реальности составляет новое, возникающее качество [Там же, С. 274].

Дальнейшее развитие теоретической модели было связано с наделением ее динамикой самопреобразования, особым механизмом самодвижения, благодаря которому общество постоянно изменяется. Это потребовало ввода обратных связей в анализ всех уровней социальной реальности. И структуры, и агенты (субъекты, деятели) склонны к самоизменениям, к преобразованиям либо в процессе собственного оперирования (структуры), либо в ходе собственных действий (агенты, субъекты). Аналогично деятельность также в значительной степени преобразуется практикой. Анализ механизмов обратных связей потребовал введения в модель временн`ого измерения: “взаимосвязь тотальностей и индивидуальностей можно обосновать только в историческом контексте”. Так, происходящие в данный момент времени социальные события, “соединяющие в себе деятельность структур и действие субъекта (или просто практику)…, воздействуют как на структуры (модифицируя или создавая новые сети отношений), так и на субъектов (модифицируя или формируя их внутренние способности) в следующий момент времени. В результате возникает модифицированный или новый вид деятельности. Социальные условия для осуществления практических действий меняются. Если в результате деятельности происходят какие-то события, то она находит выражение в новой практике, которая, в свою очередь, соединяет деятельность новых структур и действия новых субъектов. Затем новая практика начинает аналогичный цикл, который, изменяя структуры и субъектов, модифицирует деятельность и способы ее реализации, что приводит к появлению следующего, модифицированного вида практики. Эта последовательность продолжается бесконечно, воспроизводя постоянно накапливающиеся изменения общества. Это и есть то, что мы подразумеваем под человеческой историей в противоположность внутреннему функционированию общества” [П.Штомпка, С. 282, 284, 290].

Погружение этой социологической модели в среду двух видов - природу и сознание (мир идей - собственных и своих современников и предшественников) позволил еще более углубить представления о механизмах исторического процесса. Ибо природная среда может выступать как негативным ограничителем (барьеры, ограничения), так и позитивным поощрителем. Аналогичным образом особенности сознания в значительной степени определяют возможные и невозможные виды практики, доступные и недоступные средства, достижимые или недостижимые цели: “Потенциальные возможности агентов в значительной степени зависят от того, чтó люди в данном обществе действительно думают и во что верят (на уровне индивидуального и коллективного сознания), и от того, чтó их заставляют думать и во что верить идеологические структуры (идеологии, предписания, традиции, “встроенные” в социальное сознание)” [П.Штомпка, С. 278, 279].

В результате П.Штомпка выделяет четыре типа причинных узлов, которые можно обнаружить в процессе исторического развития: 1) через структурные воздействия; 2) через способности субъектов; 3) через “очеловеченную природу” и 4) через видоизменяющееся сознание. Во всех этих случаях существующая в данный момент времени практика порождает воздействия, которые могут существовать достаточно долго и активно влиять на последующую практику, создавая поле возможностей (для субъекта, структуры, среды), в которых она будет развертываться. Это поле, хотя и ограничено, но никогда не лишено возможностей выбора, всегда существует возможность предпочесть альтернативный путь. В этом смысле исторический процесс непрерывен, ничем не предопределен и не необходим [П.Штомпка, С. 288-289].

Заключительным моментом теории П.Штомпки является наделение его модели социального становления неким высшим механизмом (метамеханизмом), благодаря которому историческим изменениям подвергаются сами принципы ее функционирования и преобразования. Постепенное подчинение природы потребностям общества, рост защиты от неблагоприятных воздействий с ее стороны означают рост контроля над природной средой. Что касается сознания, то рост знаний человека способствует развенчанию “ложного сознания”, мифов, иллюзий, осознанию закономерностей социального функционирования и изменения. Все это позволяет точнее предвидеть и целенаправленно изменять социальную жизнь, делать социальное становление более успешным.

Однако эти тенденции оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на функционирование и изменение общества (экологические бедствия, человеческое порабощение из-за чрезмерной веры в разум и планирование социальной жизни и др.). Поэтому историческая тенденция эволюционирует к управлению более высокого уровня, которое состоит в осознании необходимости его ограничения: “постепенно возникают новые способы социального становления, которые дают человеческому обществу больше самостоятельности, а также наделяют его более развитым самосознанием, обеспечивают его критический и реалистический контроль над собственной судьбой. Путь исторического освобождения - это путь от полностью объективированного, безысходного существования примитивных людей через наивное преувеличение человеческой мощи и разума к всецело творческому обществу будущего, - обществу, находящемуся в гармонии с природой и не абсолютизирующему возможности человеческого разума” [П.Штомпка, С.291-292].

* * *

Что означает эта теория для осмысления (пусть пока и на гипотетическом уровне) характера взаимосвязи между социетальной и индивидуальной свободами в меняющемся обществе?

1. Тот уровень свободы, который имеется у субъектов в данном обществе, и тот тип социетальной свободы, который реально сложился в нем в данный момент времени, есть результат (1) определенной автономности и свободы выбора социальных субъектов, их самоизменения в ходе социальной адаптации к новым условиям; (2) определенной независимости характера и скорости изменения социетальной свободы от действий субъектов, наличии у нее своих собственных механизмов; (3) характера взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуальным и социетальным (включая все разновидности социетальной свободы, а именно: декларированную, действительно возможную, желаемую, востребованную и реализуемую).

2. В периоды крупных общественных изменений реально складывающаяся социетальная свобода и ее взаимосвязь со свободой индивидуальной - неизвестные со многими переменными. Можно высказывать предположения об их характеристиках, но обнаружить их можно только эмпирическим путем. Априори можно утверждать, что реально складывающаяся социетальная свобода будет неизбежно отличаться от провозглашенной институционально-правовой свободы. Не более.

3. В каждом обществе (как и в одном и том же обществе на разных этапах его развития) сила и характер взаимосвязи и автономности двух уровней свободы имеют свои особенности.

В общей сложности всё сказанное указывает на то, что у теории трансформации свободы в меняющемся обществе, действительно, должен быть “эмпирический статус”. Таким образом, теория социального становления П.Штомпки, позволяя выдвинуть полезные гипотезы и подтверждая актуальность научного поиска в намеченном нами направлении, несомненно, способствует осмыслению закономерностей трансформации свободы в меняющемся обществе.

Однако в контексте нашего проблемного поля только этой социологической модели явно недостаточно. Прежде всего, потому, что в ней субъекты выступают неким однородным уровнем социальной реальности. Между тем, в действительности социальные субъекты значительно различаются по уровню имеющейся (достигнутой) автономии, динамике своей свободы, свободе выбора и затратам (потерям, усилиям) на достижение значимых целей. Они существенно различаются и своим отношением к провозглашенной в ходе реформ институционально-правовой свободе, а также степенью доступа к ней. “Вклад” разных субъектов в трансформацию социетальной свободы в заданном направлении неодинаков и вообще может иметь разный знак. Реально формирующаяся социетальная свобода неравномерно “распределяется” между разными группами субъектов, отражая соотношение их сил и интересов. Так что ее взаимосвязь с индивидуальными свободами неоднозначна и многообразна. Вот почему при исследовании феномена свободы в меняющемся обществе представляется таким важным “оснастить” социологическую модель многосубъектной проекцией, введя в анализ группы субъектов, различающихся своим положением на осях социетальной и индивидуальной свободы. В этом смысле наиболее адекватными целям нашего исследования будут социологические модели, которые содержат социоструктурные аспекты и социальные механизмы социальной трансформации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология свободы: Трансформирующееся общество

На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория социального становления П.Штомпки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси

Философия свободы
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то

Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и

Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они

Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове

Глава 2. Взаимосвязь между индивидуальной и социетальной свободами в современых научных концепциях
Многообразие научных подходов привело к появлению огромного числа разнообразных концепций свободы - философских, психологических, экономических, правовых, а также междисциплинарных. Поскольку предм

Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует

Социально-психологическая концепция свободы (“бегства от свободы”) Э.Фромма
Эта концепция показывает, что современный экономический либерализм и политическая демократия не решают проблему индивидуальной свободы. По Э. Фромму, даже при их наличии, развиваются социально-псих

Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то

Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль

Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания
“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу

Синтез макро- и микро- подходов как основа социологического видения свободы
В последнее время, важно отметить, растет интерес к теориям, базирующимся одновременно на двух социологических моделях, на теориях, которые пытаются вовлечь в поле зрения и структуру, и д

Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.

Индивидуальная свобода в контексте социологии: вклад смежных направлений
Конкретные социологические исследования индивидуальной свободы в современном российском обществе носят пока единичный и фрагментарный характер. В последние годы в ряде опросов общественного мнения

Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в

Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет

Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы
Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разуме

Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм

Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви

Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на

Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на

Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин

Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч

Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь

Динамика социальной стратификации в контексте свободы: современные особенности
За годы реформ динамика социальной стратификации в контексте свободы складывалась неблагоприятно как в городе, так и в селе. Самая многочисленная группа лиц трудоспособного возраста (47% - в крупно

Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру

Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,

Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н

Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода
Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных обще

Глава 8. Экономико-социологическая концепция взаимосвязи индивидуальной свободы с независимостью и самостоятельностью
Итак, институционализация новых прав предполагает наличие у индивидов стремления к самостоятельным и независимым действиям и состояниям. Это необходимое (хотя и недостаточное) условие становления н

Независимость и свобода: теоретическое представление
Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего

Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави

Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам

Глава 9. Ограничители свободы в меняющемся обществе: основные виды, динамика и метаморфозы
Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространст

Основные виды современных ограничителей индивидуальной свободы
1. Ограничители старые (унаследованные от прошлой системы: технико-производственные, инфраструктурные, культурные и др.) и новые (возникшие в ходе рефор

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы
Какие же выводы можно сделать исходя из всего сказанного выше о трансформации ограничителей индивидуальной свободы при переходе от одной общественной системы к другой или при кардинальных изменения

Глава 10. "Неправовая свобода" в современном трансформационном процессе
1. Два вида “неправовой свободы” Процесс, исследуемый в этой главе, состоит в широком распространении и постепенной институционализации неправовой свободы. Специфик

Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр

Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни

Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не

Институционализация “неправовой свободы”: перспективы и последствия
Мало сказать, что “неправовая свобода” широко распространена в современном трансформационном процессе в России, важно что она активно институционализируется. Под институционализацией неправовой

Глава 11. Социальная адаптация в контексте свободы и проблемы институционализции новых прав
Поиск равновесия (компромисса) между новой социетальной свободой (правовой и неправовой) и новыми ограничителями индивидуальной свободы идет через разного рода адаптации социальных субъектов

Социальная адаптация и индивидуальная свобода: теоретическое представление о механизмах и результатах взаимосвязи
Прежде чем приступить к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо определиться в главном - как соотносятся добровольные и вынужденные адаптации с индивидуальной свободой. Всегда ли добровольны

Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде

Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн

Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо

Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией

Современные особенности адаптационного процесса в контексте свободы-несвободы
Эмпирический анализ закономерностей современных социальных адаптаций в контексте свободы-несвободы свидетельствует о том, что в механизмах адаптационного процесса пока с большим перевесом преоблада

Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,

Перспективы трансформационного процесса в контексте свободы-несвободы
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в том, что а) провозглашенное движение к западной институционально-правовой свободе и б) продвижение российского обществ

Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо

Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги