рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Независимость и свобода: теоретическое представление

Независимость и свобода: теоретическое представление - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество Прежде Всего Заметим, Что В Социологическом Предметном Поле Важным Эле...

Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего называет определение социальной зависимости, данное Чеславом Знамеровским: “Б зависит от А, когда А имеет возможность совершить какой-то поступок, который создает положение вещей, затрагивающее Б, причем какое-то положение вещей, касающееся одного Б, состояние ли это тела или души этого Б. Иначе говоря, Б зависим от А с точки зрения некоторого предмета или ценности, которые важны для Б, но зависят от А” [Я.Щепаньский, С.103].

Здесь имеются в виду как структурно-функциональные зависимости (появляющиеся в результате того, что А и Б действуют в рамках одной и той же структуры, так что А в своих начинаниях должен считаться с существованием Б, его правами и обязанностями), так и преднамеренные зависимости (когда один субъект может непосредственно навязать другому определенный способ поведения). Кроме того, здесь не определяется, контактируют ли А и Б непосредственно, осознают ли они эту зависимость или нет [Я.Щепаньский, С.102-103].

Поскольку каждый индивид в каждый момент времени включен в сложную сеть социальных зависимостей, последние присутствуют и в так называемых “независимых состояниях”, равно как и в “самостоятельных действиях”. Поэтому в дальнейшем, говоря о независимости (росте независимости), в действительности я буду иметь в виду ослабление социальной зависимости, т.е. переход от более зависимых состояний в том или ином конкретном отношении к менее зависимым или/и переход от менее предпочтительной социальной зависимости к более предпочтительной (той, которая помогает индивидам с меньшими препятствиями, усилиями, потерями достигать действительно важные цели и ценности). Самостоятельные социальные действия также несут в себе груз прошлых социальных зависимостей и, кроме того, предполагают активное включение социальных субъектов в нынешние социальные зависимости.

Как следует из исходных концептуальных положений и реализуемого подхода, связи независимости и самостоятельности с индивидуальной (групповой) свободой могут быть более многообразными, чем допускает западная общественная и научная традиция. На Западе возможность “не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека” (Локк) - важная либеральная ценность. Поскольку одним из базисных социальных отношений и внутренним ограничителем возможностей административно-командной системы как раз и были отношения господства-подчинения (или властвования), то в российских реформах по западному образу и подобию важное место должен был занять рост независимости от регламентирующих предписаний и произвола государственных чиновников в разных сферах жизнедеятельности социальных субъектов. Однако в действительности для социального субъекта, стремящегося более полно реализовать свои жизненные цели и ценности, рост подобной независимости не всегда является необходимым условием (или элементом) освобождения, а рост (сохранение) зависимости - препятствием на пути к свободе и ее отрицанием.

Независимость (как состояние субъекта, не связанного в чем-либо значимом для себя чужой волей, обстоятельствами; отсутствие регламентаций, запретов, принуждений со стороны властей и других социальных субъектов, их невмешательство в значимое жизненное пространство субъекта) может быть связана со свободой трояким образом.

1) Связь между частью целого и целым. Здесь независимость, являясь самостоятельной и важной жизненной ценностью или целью социальных субъектов, выступает необходимым элементом их свободы (нет независимости - нет и свободы). В предельных случаях она не просто составляет элемент свободы, но и покрывает, исчерпывает ее, отодвигает на второй план все остальные проявления свободы. Связь “часть целого-целое” имеет место в тех случаях, когда независимость от кого-либо или чего-либо (например, от произвола властей, политического или экономического гнета и др.) является самостоятельной жизненной ценностью или целью индивида (группы). У него есть и другие жизненные цели и ценности, но независимость непременно входит в число самых важных из них. Индивид страдает из-за того, что приходится находиться в чьей-либо власти, подчинении; испытывает неудобство от тех или иных стеснений, ограничений, от зависимости своих действий и мыслей от чужой воли; хочет избавиться от этой зависимости и в предельном случае - стремится сделать это во что бы то ни стало. [“Но главное - независимость! Делать, что хочу, жить, как хочу, никого не спрашиваясь”, Чернышевский, “Что делать?”].

2) Связь - “содействие”. Независимость есть предпосылка свободы, необходимое условие ее увеличения (сохранения) в данных конкретных условиях и обстоятельствах. В этом случае независимость важна не столько сама по себе, сколько как более эффективное (по сравнению с зависимостью) средство достижения других более важных жизненных целей и ценностей. Иными словами, если важные для социальных субъектов цели легче достигаются в условиях зависимости, то они могут отказаться от независимости без особого внутреннего сопротивления и напряжения, которое сопутствовало бы этому отказу в случае самоценности независимости как таковой (связь 1). Как и в первом случае, здесь имеет место положительная связь между независимостью и свободой: расширение независимости ведет к расширению свободы. Отличие в том, что здесь независимость либо не входит в число самых главных жизненных ценностей индивида, либо вообще не является для него самостоятельной ценностью. Последнее означает, что априори индивид особо не стремится к независимости, хотя впоследствии по мере приобщения к ней, он может начать рассматривать ее как важную жизненную ценность.

3) Связь - “ограничитель”. Независимость есть препятствие, ограничитель свободы. Констатация этой связи, на первый взгляд, может показаться парадоксальной. Поэтому поясню, что речь идет о случаях, когда по разного рода причинам индивид способен преодолевать имеющиеся препятствия и успешнее достигать действительно важные для него в данный момент цели (а следовательно, и быть более свободным), вступая в отношения, предполагающие более высокий уровень зависимости, а не рост независимости от кого-либо. В таких случаях зависимость не тяготит, а даже освобождает от беспокойства, тревог, части усилий и потерь. А если и тяготит, то в меньшей степени, чем невозможность достичь каких-то иных более важных жизненных целей. Иными словами, в данных жизненных обстоятельствах независимость индивиду не нужна или нужна меньше, чем возможность реализовать другие цели. Порой он достигает своих целей более успешно как раз в тех условиях, которые другим кажутся неблагоприятными, препятствующими реализации заложенных в человеке способностей, невыносимыми или даже унизительными.

Рискну привести здесь ироничное высказывание Вильгельма Швёбеля, которое может вызвать возмущение у некоторых “радикальных поборников свободы”, но которое, на мой взгляд, очень точно характеризует этот вид взаимосвязи между свободой и независимостью: “ Заботиться о том, чтобы не только люди, но и все звери были свободными, - это гуманно и по-человечески. И когда радикальный поборник свободы открывает клетки в зоопарке, он, на свой взгляд, поступает совершенно правильно. Будут ли ему за это благодарны люди и освобожденные животные, об этом поборник свободы перед своей акцией никогда не задумывается” [В.Швёбель, С.169].

Таким образом, будем считать, что феномены свободы и независимости могут как предполагать, так и исключать друг друга; они могут находиться и в соотношении “часть целого-целое”. В действительности в каждый момент времени могут иметь место все три связи: для одних социальных субъектов независимость - самостоятельная ценность и составная часть их свободы; для других - независимость - лишь предпосылка их свободы в данных конкретных обстоятельствах, а для третьих - ограничитель свободы.

Со временем при определенных условиях эти связи могут перетекать одна в другую. Так, индивид, стремившийся избавиться от той или иной зависимости (связь 1) и добившийся этого, вдруг осознает, что в новых условиях не может действовать в достижении жизненно важных целей столь же успешно, как прежде. Приобретения оказываются меньше потерь; обретенная независимость перестает казаться благом и превращается в ограничитель свободы (связь 3). И напротив, индивид, которому независимость первоначально казалась лишь предпосылкой свободы (связь 2) или даже ее ограничителем (связь 3), включившись в новые отношения и осознав их преимущества, может начать рассматривать ее как самостоятельную ценность и необходимую часть своей свободы (связь 1).

К тому же сама по себе независимость многоаспектна, и различные ее виды для разных индивидов и групп обладают неодинаковой значимостью, а следовательно, по-разному влияют на динамику их свободы. Для одних, как мы видели в главе 4, более важна независимость от регламентирующих предписаний властей, для других - независимость от материальной нужды и лишений, для третьих - от еще чего-либо (кого-либо) и др. Причем между разными видами независимости может существовать как прямая, так и обратная связь: одни группы достигают роста материальной независимости при усилении своей независимости от регламентирующих предписаний властей, а другие, напротив, - при ее сохранении или даже усилении. Независимость, которая в системе жизненных целей и ценностей индивидов в данный момент занимает более высокое место (как самостоятельная ценность или как средство достижения более важных жизненных целей), может достигаться ценой согласия на менее важную зависимость, особенно, если последняя содействует реализации первой.

Таким образом, в нашем понимании термин “свобода” имеет лишь положительный смысл, а термины “независимость” и “зависимость” - и положительный, и отрицательный. Так что у “положительной” для индивида зависимости те же шансы стать элементом (условием, предпосылкой) свободы, как и у “положительной” независимости. Тезисно соотношение между этими феноменами в нашем понимании таково:

1) свобода не ограничивается независимостью, а может включать в себя и зависимость, если субъект придает ей положительное значение, то есть если данному субъекту в данных условиях зависимость позволяет лучше реализовать важные цели и ценности;

2) свобода не вбирает в себя целиком и полностью феномен независимости, а включает в себя только ту его часть, которая имеет для субъекта положительное значение, играет конструктивную, а не разрушительную роль.

Аналогичным образом феномен НЕсвободы включает в себя не все зависимости, а только те из них, которые в данных условиях данный субъект воспринимает как нежелательные для реализации своих целей и ценностей. Кроме того, в феномен несвободы входит не только воспринимаемая со знаком “минус” зависимость, но и рассматриваемая с этим же знаком НЕзависимость.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология свободы: Трансформирующееся общество

На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Независимость и свобода: теоретическое представление

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси

Философия свободы
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то

Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и

Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они

Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове

Глава 2. Взаимосвязь между индивидуальной и социетальной свободами в современых научных концепциях
Многообразие научных подходов привело к появлению огромного числа разнообразных концепций свободы - философских, психологических, экономических, правовых, а также междисциплинарных. Поскольку предм

Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует

Социально-психологическая концепция свободы (“бегства от свободы”) Э.Фромма
Эта концепция показывает, что современный экономический либерализм и политическая демократия не решают проблему индивидуальной свободы. По Э. Фромму, даже при их наличии, развиваются социально-псих

Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то

Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль

Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания
“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу

Синтез макро- и микро- подходов как основа социологического видения свободы
В последнее время, важно отметить, растет интерес к теориям, базирующимся одновременно на двух социологических моделях, на теориях, которые пытаются вовлечь в поле зрения и структуру, и д

Теория социального становления П.Штомпки
Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых ка

Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.

Индивидуальная свобода в контексте социологии: вклад смежных направлений
Конкретные социологические исследования индивидуальной свободы в современном российском обществе носят пока единичный и фрагментарный характер. В последние годы в ряде опросов общественного мнения

Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в

Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет

Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы
Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разуме

Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм

Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви

Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на

Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на

Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин

Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч

Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь

Динамика социальной стратификации в контексте свободы: современные особенности
За годы реформ динамика социальной стратификации в контексте свободы складывалась неблагоприятно как в городе, так и в селе. Самая многочисленная группа лиц трудоспособного возраста (47% - в крупно

Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру

Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,

Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н

Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода
Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных обще

Глава 8. Экономико-социологическая концепция взаимосвязи индивидуальной свободы с независимостью и самостоятельностью
Итак, институционализация новых прав предполагает наличие у индивидов стремления к самостоятельным и независимым действиям и состояниям. Это необходимое (хотя и недостаточное) условие становления н

Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави

Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам

Глава 9. Ограничители свободы в меняющемся обществе: основные виды, динамика и метаморфозы
Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространст

Основные виды современных ограничителей индивидуальной свободы
1. Ограничители старые (унаследованные от прошлой системы: технико-производственные, инфраструктурные, культурные и др.) и новые (возникшие в ходе рефор

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы
Какие же выводы можно сделать исходя из всего сказанного выше о трансформации ограничителей индивидуальной свободы при переходе от одной общественной системы к другой или при кардинальных изменения

Глава 10. "Неправовая свобода" в современном трансформационном процессе
1. Два вида “неправовой свободы” Процесс, исследуемый в этой главе, состоит в широком распространении и постепенной институционализации неправовой свободы. Специфик

Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр

Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни

Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не

Институционализация “неправовой свободы”: перспективы и последствия
Мало сказать, что “неправовая свобода” широко распространена в современном трансформационном процессе в России, важно что она активно институционализируется. Под институционализацией неправовой

Глава 11. Социальная адаптация в контексте свободы и проблемы институционализции новых прав
Поиск равновесия (компромисса) между новой социетальной свободой (правовой и неправовой) и новыми ограничителями индивидуальной свободы идет через разного рода адаптации социальных субъектов

Социальная адаптация и индивидуальная свобода: теоретическое представление о механизмах и результатах взаимосвязи
Прежде чем приступить к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо определиться в главном - как соотносятся добровольные и вынужденные адаптации с индивидуальной свободой. Всегда ли добровольны

Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде

Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн

Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо

Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией

Современные особенности адаптационного процесса в контексте свободы-несвободы
Эмпирический анализ закономерностей современных социальных адаптаций в контексте свободы-несвободы свидетельствует о том, что в механизмах адаптационного процесса пока с большим перевесом преоблада

Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,

Перспективы трансформационного процесса в контексте свободы-несвободы
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в том, что а) провозглашенное движение к западной институционально-правовой свободе и б) продвижение российского обществ

Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо

Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги