рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество Какие Же Выводы Можно Сделать Исходя Из Всего Сказанного Выше О Трансформации...

Какие же выводы можно сделать исходя из всего сказанного выше о трансформации ограничителей индивидуальной свободы при переходе от одной общественной системы к другой или при кардинальных изменениях в рамках одной и то же общественной системы? Назову пять основных закономерностей этого процесса.

1. Расширяется спектр ограничителей свободы. В периоды смены типа экономической и социальной системы в течение какого-то времени всегда соседствуют ограничители новые и старые, постоянные и временные, естественные и искусственные, реальные и мнимые (ложные) и др. Так, мы видели, что новые ограничения (например, невыплата заработной платы, сильно возросшие цены на товары первой необходимости, безработица, нестабильность и низкая безопасность жизни, открытые национальные конфликты, и др.) сочетаются с ограничениями, унаследованными от прошлого (например, жилищными и миграционными), которые, воспроизводясь преимущественно на экономической основе, для большинства населения стали менее преодолимыми, чем при административно-командной системе (по крайней мере, пока).

Временные препоны переходного периода (структурная перестройка и разрушительные тенденции в экономике, отсутствие навыков действия в новых условиях, как у руководителей разного уровня, так и у рядовых, слабость институциональных механизмов защиты интересов как “сильных”, так и “слабых” групп, и др.) часто воспринимаются населением как ограничители, присущие новой системе как таковой. В переходные периоды неизбежно увеличивается и число мнимых ограничителей, меняются моральные, интенсифицируется “обмен” между неосознаваемыми и осознаваемыми ограничителями. Переплетаясь, разные виды ограничителей свободы в переходных и нестабильных обществах гораздо чаще усиливают друг друга, чем ослабляют.

2. Изменяется качественный состав ограничителей свободы, что связано как с объективными причинами (например, с курсом на формирование рынка как базового экономического института, что сопряжено с ростом безработицы, социального расслоения и др.), так и с субъективными (трансформацией в восприятии старых и новых ограничителей свободы). Причем сравнение силы ограничителей далеко не всегда складывается в пользу нового.

Так, почти 40% сельских жителей, когда их просили вспомнить внешние, не зависящие от них обстоятельства, которые в дореформенный период не давали им жить так, как им хотелось бы, ответили, что тогда вообще не ощущали особых ограничений: жили, мол, как хотели, не то, что сейчас. “Нормально все было, выходили из положения”, “ограничений не чувствовал”, “никакого ущемления свободы я не ощущала и вспоминаю те времена, как сон”, “до реформ я считал себя относительно свободным человеком, а что я не смог себе позволить раньше, сейчас тем более не смогу себе позволить”, - вот наиболее типичные ответы респондентов из этой группы.

Даже такой повсеместный феномен, как дефицит товаров, “пустые прилавки” и бесконечные очереди в магазинах, сегодня называют ограничителем прежней жизни лишь 29% сельских жителей. Некогда проблемную узость выбора профессий и мест работы на селе сегодня признают таковой лишь 4% респондентов; а ставшая в свое время одним из основных аргументов необходимости перестройки несправедливость распределения дефицитных благ, неоправданные привилегии власть имущих и их окружения, сегодня считают ограничителем своей жизни при административно-командной системе лишь 24% респондентов.

Эта метаморфоза в восприятии ограничителей “административно-командной” свободы связана не только (и не столько) со свойственной людям идеализацией прошлого или идеологическими привязанностями. Она в значительной степени вызвана реальным сужением значимых жизненных возможностей за годы реформ в связи с тем, что для больших групп российского общества новые ограничители свободы оказались более сильными, чем прежние, “административно-командные”. Как заключил один из респондентов: “По сравнению с тем, как мы сейчас живем, все затмилось, что было там плохого”. Сегодня многим сельским жителям (68%) недоступна даже прежняя ограниченная свобода потребительского поведения; ценностью стала не привлекательная, а просто оплачиваемая работа (66%); различия между власть имущими и рядовыми гражданами в возможностях жить лучше, по мнению 71% респондентов, еще более увеличились, а “социальная немота” сменилась “социальной глухотой”: можно говорить что угодно, можно критиковать кого угодно, но никто к этому не прислушивается (29%).

Значимые возможности жителей крупного города снизились в меньшей степени, чем в селе. Современные трудности и лишения не были здесь столь сильными, чтобы затмить недостатки прежней жизни, поэтому горожане дают более взвешенные оценки старым ограничителям свободы по сравнению с новыми. В частности, на “пустые прилавки”, дефицит продовольственных и промышленных товаров, очереди как ограничитель дореформенной свободы указывают 53% респондентов, на невозможность работать в двух местах без особого разрешения - 16%, а на социальную несправедливость в распределении дефицитных благ, неоправданные привилегии власть имущих - 40%. И только 16% горожан с позиции сегодняшнего дня утверждают, что в дореформенный период не ощущали особых ограничений и жили, как хотели.

3. Меняется относительная значимость, иерархия ограничителей свободы: ведущую роль (с большим отрывом) сегодня играют ограничители материальные (на них указали 70-78% респондентов) и трудовые (55-61%). Обнищание больших групп населения значительно сузило доступное пространство значимых жизненных возможностей (потребительских, образовательных, миграционных и пр.), а усиление препон в сфере занятости еще более “цементирует” ситуацию. В таких условиях происходящее в ходе реформ ослабление ограничений политической или гражданско-правовой свободы в большинстве случаев менее значимо (или незначимо совсем), а потому остается незамеченным или невостребованным.

4. Возрастают усилия большинства индивидов, предпринимаемые с целью преодоления ограничителей их свободы. Многие стали больше трудиться на основной или дополнительной работе, а также в личном подсобном хозяйстве, на садово-огородном участке (глава 6). Большинство респондентов пытаются самостоятельно решать свои проблемы (доступными им формальными и неформальными способами), перестав рассчитывать на участие властей даже тогда, когда решение проблемы - в компетенции последних. Так или иначе, для абсолютного большинства сельских респондентов (74%) и весьма многочисленной части городских (35%) преодолевать современные ограничители индивидуальной свободы стало труднее, чем дореформенные. Еще 7% в селе и 27% в городе находят и те, и другие ограничители одинаково трудно преодолимыми. Более легкими современные ограничители свободы считают 14% селян и 19% горожан трудоспособного возраста.

5. Разные социальные группы сталкиваются в значимом социальном пространстве с разными ограничителями свободы, имеют разный доступ к тем или иным способам их преодоления, а также разные возможности конструктивной адаптации к тем ограничениям, которые преодолеть невозможно. Эти различия становятся дополнительным фактором социальных неравенств в меняющемся обществе (между городом и селом, руководителями и рядовыми и др.)

В целом 84% трудоспособных жителей сел и малых городов и 60% трудоспособных жителей крупного города указали, что за годы реформ жизненных препятствий, которые преодолеть (пока) не под силу, стало больше. Тем более, что большие группы индивидов столкнулись с новой системой ограничителей свободы в условиях, когда их материальное положение было существенно подорвано самими же властями (утрата сбережений на входе в реформы, задержки с выплатой заработной платы от полугода до 2-3 лет, невыполнение государством своих обязательств за сданную продукцию, трудности получения кредитов и пр.).

* * *

Анализ структуры современных ограничителей свободы показывает, что расширение их спектра в условиях смены типа общественной системы, в принципе, неизбежно: оно произошло бы при любой политике глубинного реформирования. Однако при современных реформах многие ограничители свободы были усилены искусственно. Их могло бы не быть или они были бы не столь сильными при реализации иной тактики социально-экономических преобразований, иной стратегии расширения свободы и социальной защиты как слабых, так и сильных общественных групп в условиях реформ, более активной роли государства.

Речь идет как о приоритетах государства в структурной, инвестиционной и правовой политике, так и о его роли в области убеждения-разъяснения. Ведь преодолевать сложный клубок прежних, новых и “переходных” ограничителей свободы или как-то адаптироваться к ним приходится индивидам, знающим об обществе “рынка и демократии” лишь понаслышке или вообще не знающим о нем ничего; индивидам, социализировавшимся в прежних условиях, когда востребовались другие личные качества, усваивались иные способы решения проблем.

В наших условиях большие группы людей, оказавшихся не по своей воле в незнакомом жизненном пространстве, почувствовали бы себя более спокойно и уверенно, если бы им постоянно разъяснялись “новые правила игры” (как лучше себя вести в той или иной ситуации, что нужно делать в тех или иных условиях), постоянно демонстрировался положительный опыт тех, кто уже попробовал себя в новых условиях. Как справедливо заметил Людвиг фон Мизес: “ Тот, кто хочет, изменить своих соотечественников, должен прибегнуть к убеждению. Это единственный демократический способ добиться изменений...” [Л. фон Мизес, С.27].

В определенных условиях механизм убеждения-разъяснения может играть огромную роль: не случайно психологическому аспекту придавал такое значение Людвиг Эрхард при реализации своей программы перехода от принудительно направляемого хозяйства к рыночному в послевоенной Германии. “Психологический поход”, получивший в Германии название “душевного массажа”, Эрхард рассматривал как необходимый метод экономической политики. По собственному признанию, иногда он “посвящал многие месяцы тому, чтобы добиться правильного понимания населением экономического положения и целей экономической политики” [Л. Эрхард, С. 254]; постоянно разъяснял населению на конкретных жизненных примерах внутренние законы рыночного хозяйства, будь то антикартельная политика или взаимосвязи между ростом цен и заработной платы или что-то еще (“Я буквально изъездил всю страну, чтобы разъяснить эти элементарные истины даже самым простодушным людям”). И, разумеется, он постоянно следил за реакцией населения на различные явления хозяйственной жизни, учитывая эту реакцию в своей политико-экономической деятельности.

Конечно, при любых условиях все равно останется много людей, которые будут противиться новому. Да и наивно было бы думать, что убеждение или разъяснение - панацея от всех бед переходного периода. Хотелось лишь подчеркнуть, что, коль скоро ставится задача перехода к более свободному обществу, механизм убеждения-разъяснения обладает безусловным преимуществом перед механизмом принуждения. Его использование могло бы позволить части населения встретиться с меньшим числом ограничителей свободы и более успешно адаптироваться к новым условиям.

Но одного только убеждения-разъяснения, разумеется, не достаточно: “Мало смысла обращаться к людям с призывами, если они склонны думать, что от них требуются жертвы лишь в угоду данному министру или правительству...Нужно апеллировать к представлению о выгоде и к личному интересу хозяйствующего человека” [Л. Эрхард, С.224]. Одно дело, когда люди “знают, за что они терпят все эти невзгоды и лишения” и постепенно начинают ощущать на себе положительное воздействие выздоравливающей экономики. Другое дело, когда они не знают, ради чего страдают, когда отечественная экономика продолжает разрушаться и становиться все более примитивной, а ее воздействие на жизнь людей - все менее благоприятным.

Так или иначе, одна из причин расширения самостоятельности, с одной стороны, и уменьшения уровня свободы, с другой, состоит в расширении круга ограничителей свободы, которые индивиды, включающиеся в самостоятельные социальные действия, не могут преодолеть или преодолевают с б`ольшими усилиями и потерями, чем прежде. В той степени, в какой нарастание числа ограничителей свободы в современных условиях закономерно (или рукотворно), закономерен (или устраним) и разрыв между динамикой самостоятельности и динамикой свободы, вплоть до их разнонаправленного движения.

В сложившихся условиях однонаправленность динамики самостоятельности и свободы проявляется чаще всего тогда, когда первая представляет собой важнейшую жизненную ценность и цель социальных субъектов, а не способ достижения других более значимых целей; когда ради обретения большей самостоятельности люди готовы на определенные потери, на новые ограничители и новые усилия по их преодолению. Такое мнение можно слышать от представителей творческих профессий: “Я стал независим от ряда социальных гарантий, от спокойного сна, иными словами, от уверенности в будущем. В обмен я получил свободу, или зависимость от самого себя. И я не променяю ее ни на что”. Но таких людей меньшинство.

На данном этапе общественного реформирования рост самостоятельных действий у многочисленных групп происходил не благодаря ослаблению административно-командных ограничителей их свободы, а из-за исчезновения прежних жизненных опор, т.е. был преимущественно вынужденным, а не добровольным (57 против 25%). Эта “самодеятельная повседневность” в более ограниченном жизненном пространстве лишь формально совпадает с самостоятельностью (как действиями по собственной инициативе и на основе собственных сил). По существу это не самостоятельность, ибо она не способствует раскрытию индивидуальности, обретению статуса “хозяина своей судьбы”, а напротив, часто сопряжена с потерей этого статуса, ощущением брошенности на произвол судьбы в ставшем внезапно таким чуждым мире, где каждый сам за себя и где каждый выживает как может.

В принципе не исключено, что даже эта - пусть первоначально вынужденная и “искаженная” - самостоятельность со временем в конце концов приведет к подлинному росту индивидуальной свободы. Но произойдет ли при этом интернализация западной социетальной свободы или установится какой-то иной тип институционально-правовой (или неправовой) свободы, будет зависеть от того, какие типы социальных взаимодействий институционализируются “под шапкой” современных ограничителей индивидуальной свободы, а значит, какие типы социальных отношений будут в дальнейшем доминировать. Ибо тот или иной ограничитель индивидуальной свободы в каждый момент времени, чаще всего, отражает соотношение сил между более сильными и более слабыми в данном отношении группами, как правило, характеризует непреодоленные и нежелательные для индивидов социальные зависимости. Постоянное воспроизводство того или иного ограничителя свободы само по себе указывает на то, что определяющие его социальные взаимодействия становятся устойчивым элементом новой системы социальных отношений.

В этой связи бросаются в глаза две характерные особенности современной системы ограничителей индивидуальной свободы: во-первых, доминирование вертикальной составляющей, основанной (прямо или косвенно) на отношениях господства-подчинения, и, во-вторых, доминирование неправового социального пространства, где реализуются и еще более усиливаются ограничители свободы всех видов, включая и вертикальные. Об усилении вертикальных ограничителей свободы, отражающем рост зависимости “рядовых” индивидов от разного рода властей, уже говорилось достаточно подробно. Новые аспекты этих взаимодействий вскрывает феномен неправовой свободы, анализируемый в следующей главе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология свободы: Трансформирующееся общество

На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси

Философия свободы
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то

Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и

Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они

Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове

Глава 2. Взаимосвязь между индивидуальной и социетальной свободами в современых научных концепциях
Многообразие научных подходов привело к появлению огромного числа разнообразных концепций свободы - философских, психологических, экономических, правовых, а также междисциплинарных. Поскольку предм

Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует

Социально-психологическая концепция свободы (“бегства от свободы”) Э.Фромма
Эта концепция показывает, что современный экономический либерализм и политическая демократия не решают проблему индивидуальной свободы. По Э. Фромму, даже при их наличии, развиваются социально-псих

Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то

Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль

Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания
“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу

Синтез макро- и микро- подходов как основа социологического видения свободы
В последнее время, важно отметить, растет интерес к теориям, базирующимся одновременно на двух социологических моделях, на теориях, которые пытаются вовлечь в поле зрения и структуру, и д

Теория социального становления П.Штомпки
Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых ка

Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.

Индивидуальная свобода в контексте социологии: вклад смежных направлений
Конкретные социологические исследования индивидуальной свободы в современном российском обществе носят пока единичный и фрагментарный характер. В последние годы в ряде опросов общественного мнения

Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в

Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет

Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы
Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разуме

Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм

Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви

Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на

Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на

Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин

Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч

Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь

Динамика социальной стратификации в контексте свободы: современные особенности
За годы реформ динамика социальной стратификации в контексте свободы складывалась неблагоприятно как в городе, так и в селе. Самая многочисленная группа лиц трудоспособного возраста (47% - в крупно

Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру

Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,

Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н

Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода
Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных обще

Глава 8. Экономико-социологическая концепция взаимосвязи индивидуальной свободы с независимостью и самостоятельностью
Итак, институционализация новых прав предполагает наличие у индивидов стремления к самостоятельным и независимым действиям и состояниям. Это необходимое (хотя и недостаточное) условие становления н

Независимость и свобода: теоретическое представление
Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего

Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави

Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам

Глава 9. Ограничители свободы в меняющемся обществе: основные виды, динамика и метаморфозы
Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространст

Основные виды современных ограничителей индивидуальной свободы
1. Ограничители старые (унаследованные от прошлой системы: технико-производственные, инфраструктурные, культурные и др.) и новые (возникшие в ходе рефор

Глава 10. "Неправовая свобода" в современном трансформационном процессе
1. Два вида “неправовой свободы” Процесс, исследуемый в этой главе, состоит в широком распространении и постепенной институционализации неправовой свободы. Специфик

Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр

Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни

Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не

Институционализация “неправовой свободы”: перспективы и последствия
Мало сказать, что “неправовая свобода” широко распространена в современном трансформационном процессе в России, важно что она активно институционализируется. Под институционализацией неправовой

Глава 11. Социальная адаптация в контексте свободы и проблемы институционализции новых прав
Поиск равновесия (компромисса) между новой социетальной свободой (правовой и неправовой) и новыми ограничителями индивидуальной свободы идет через разного рода адаптации социальных субъектов

Социальная адаптация и индивидуальная свобода: теоретическое представление о механизмах и результатах взаимосвязи
Прежде чем приступить к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо определиться в главном - как соотносятся добровольные и вынужденные адаптации с индивидуальной свободой. Всегда ли добровольны

Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде

Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн

Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо

Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией

Современные особенности адаптационного процесса в контексте свободы-несвободы
Эмпирический анализ закономерностей современных социальных адаптаций в контексте свободы-несвободы свидетельствует о том, что в механизмах адаптационного процесса пока с большим перевесом преоблада

Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,

Перспективы трансформационного процесса в контексте свободы-несвободы
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в том, что а) провозглашенное движение к западной институционально-правовой свободе и б) продвижение российского обществ

Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо

Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги