рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество Возможная Правовая Свобода Отражает Совокупность Тех Дек...

Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных общественных условиях доступны социальному субъекту с определенным социальным статусом и качественными характеристиками, независимо от того реализует он эти возможности или нет, осознает он свои права или нет.

Иными словами, здесь акцент делается на двух основных моментах, которые в совокупности определяют пространство реально имеющихся институционально-правовых возможностей: (1) государство не только декларирует новые права, но и надежно защищает их, создает механизмы их реализации; (2) для разных социальных субъектов гарантируемые государством правовые возможности в действительности обладают разной доступностью (социоструктурной, субъективной и др.).

В современных условиях многие из провозглашенных (и актуальных) прав слабо защищаются государством. Возникающий вследствие этого большой отрыв декларированной институционально-правовой свободы от возможной отчасти компенсируется развитием “институционально-НЕправовой” свободы: для отстаивания законных прав и свобод используются противозаконные механизмы, которые постоянно воспроизводятся, институционализируются и интернализируются, становясь стереотипами поведения больших групп. В результате возможная (и реализуемая) на практике социетальная свобода нередко превосходит возможную институционально-правовую [Подробнее об этом - в главе 10].

Только 9% (как в городе, так и в селе) из числа тех, кто нашел те или иные провозглашенные в ходе реформ права и свободы важными, всеми ими уже и воспользовались. Еще часть респондентов (19% - в городе и 7% - в селе) отметили, что для осуществления значимых для них новых прав сегодня нет особых препятствий, и они не воспользовались ими только потому, что еще не успели. Примерно одинакова доля лиц, не способных реализовать важные для них права из-за возраста, состояния здоровья, семейных обстоятельств (8-9%) и из-за недостатка знаний, опыта, внутренней неготовности (13-16%).

В то же время в барьерах и ограничениях на пути к новым правам между городом и селом существуют большие различия. Сельские жители, социальное пространство которых за годы реформ стало менее “беспрепятственным”, чаще упоминают препоны, лежащие на стороне среды. Так, почти половина (45%) из их числа не воспользовалась важными правами потому, что они существуют лишь “на бумаге”, в действительности же пока нет условий для их реализации (в городе таких - 25%); 42% не могут реализовать новые права и свободы потому, что пока нет надежных механизмов защиты их интересов со стороны государства (для сравнения: в городе таких - 26%) и др. Городские же жители на первое место ставят факторы, лежащие на стороне индивида (хотя эти факторы в значительной степени и определяются предшествующим и настоящим влиянием среды). Так, 46% городских респондентов не воспользовались новыми (важными для них) правами потому, что у них самих нет возможностей сделать это: нет связей в деловом мире, достаточных денежных накоплений, возможностей взять кредит и др. (в сельской местности на это обстоятельство указало 30% респондентов).

Итак, на примере города и села видно, какими существенными могут быть различия не только в образах желаемой свободы, но и свободы возможной. А проиллюстрированные (приложение 1) социально-территориальные различия в контексте свободы на входе и в процессе реформ в значительной степени объясняют эту неравномерность в социальном распределении новых прав.

Реализуемая правовая свобода состоит из тех прав, к которым социальный субъект обращается в реальной жизни. По существу, именно она указывает на характер и глубину изменений в типе институционально-правовой свободы в том или ином обществе. По своему составу она неоднородна, ибо может быть как добровольной, так и вынужденной. Следовательно, она может по-разному сказываться на уровне индивидуальной свободы социальных субъектов. Добровольно реализуемая правовая свобода - это те востребованные социальным субъектом правовые возможности, которые способствуют более полному достижению его жизненных целей и ценностей. Она состоит только из тех прав, которые социальный субъект находит значимыми и которые ему удается реализовать на практике.

Вообще говоря, добровольно реализуемая правовая свобода может существенно отставать от реализуемой правовой свободы как таковой, особенно в переходном обществе. Факты реализации новых прав, сигнализирующие о трансформации социетальной свободы, сами по себе, могут мало что говорить о динамике индивидуальной свободы. Например, многие работники стали акционерами в силу простого (зачастую формального, по крайней мере, лично для них) переименования государственного предприятия в акционерное общество. Некоторые из них могли этого и не хотеть, но с момента переименования формально реализуют новое право и новую роль акционера. Некоторые воспользовались правом на платную медицинскую помощь не потому, что она лучше, а потому, что в условиях разрушения страховой медицины у них не было выбора; они вынуждены были это сделать.

Кроме того, в изменившихся условиях область доступного выбора у многих групп не увеличилась, а сузилась. В этих условиях для достижения жизненно важных целей они вынуждены прибегать к таким способам социальных действий (правам), которые, хотя и разрешены законом, но вызывают у них психологическое сопротивление или напряжение - и будь выбор, - они предпочли бы отказаться от них (напр., занятие мелкой уличной торговлей и перепродажами). Отметим также и то, что добровольная составляющая реализуемой правовой свободы со временем может стать вынужденной. В переходном обществе некоторые индивиды воспользовались новыми правами только потому, что не смогли распознать всех последующих трудностей и ограничений от обращения к этим правам (утрата помощи в ремонте приватизированного жилья, которая была весьма значима в сельской местности; невозможность его продать в удаленных от городов поселениях и др.).

В реальной жизни к новым правам обратилась пока относительно небольшая часть социальных субъектов. “Пик” приходится на приватизацию (30% в городе, 36% - в селе) или покупку жилья (10% - в городе, 3% - в селе). На мало зависящую от их выбора работу на предприятии, которое само определяет объемы производства, указали 31% респондентов. В частное лечебное учреждение или к частному врачу обращались 21% респондентов. Столько же считают, что получают более полную информацию о состоянии дел в стране, в своем поселении (в селе таких 10%). Еще 16% городских жителей свободно, не опасаясь наказания, выражают и отстаивают свои убеждения (в селе их в два раза меньше - 8%); 13% работают (работали) в нескольких местах без разрешения с места основной работы (в селе - 2%). Использование остальных новых прав, как правило, не превосходило 10%-ного барьера. Примечательно, что доля участвовавших в забастовках (3%) и подписывавших воззвания против тех или иных решений властей (4%) в городе и селе примерно одинакова. Однако в городе гораздо шире распространены иные формы протестных действий: митинги, акции протеста (7%). Вступление в добровольные объединения, движения, партии наблюдалось в единичных случаях в городе и совсем не обнаружилось в селе. Одинакова доля городских и сельских жителей, которые имеют (или имели) собственное дело - 5%.

Таким образом, в современных условиях по существу все права реализуются в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать исходя из заявленной их значимости. Противоположных исключений два: работа на предприятии, которое само определяет объемы производства, цены, зарплату; а в селе - возможность приватизировать жилье. Эти два права реализует гораздо большее число лиц по сравнению с тем, кто находит эти права важными, что сопряжено с уменьшением уровня их индивидуальной свободы. Ибо для наемных работников право руководителей предприятий самостоятельно регулировать размеры зарплаты сегодня оборачивается полным бесправием по отношению к начальству. А приватизация жилья в селе в большом числе случаев была вынужденной: селян заставили приватизировать квартиры в совхозных домах, эти квартиры (дома) сняли с обслуживания, возникшая же при этом “собственность” не ликвидна: уезжая, ее не продашь.

“Правовое принуждение” несовместимо с индивидуальной свободой: по существу это та же самая “осознанная необходимость” (“деваться некуда!”, “а что я могу сделать?!”). Вот почему для выявления воздействия реализуемой правовой свободы на индивидуальную свободу необходимо рассмотреть степень востребованности именно тех прав, которые индивиды сами находят актуальными сегодня.

Так, возможность работать на предприятии, которое само определяет объемы производства, цены, зарплату, реализовали 43% городских жителей трудоспособного возраста из числа тех, кто находит это право важным. Работают (работали) в нескольких местах без разрешения с места основной работы 24% из числа тех, кто указал на это право как на значимое; 13% - имеют (имели) собственное дело (в селе - 21%). Приобрели в частную собственность земельный участок 20% из числа назвавших это право значимым. Относительно многочисленна и доля тех, кто приватизировал квартиру - 39% из числа тех, кто находит это право важным. Ровно столько же обращалось к тем или иным формам протестных действий (забастовки, митинги, акции протеста, подписи воззваний). Не опасаясь наказания, свободно выражают значимое для них право на свои убеждения 31% респондентов. Получают более полную и достоверную информацию о состоянии дел в стране, в своем поселении 25% из числа тех, кто указал на это право как на важное. Обратились к частному врачу 32% из числа тех, кто отнес к значимым право на хорошую платную медицинскую помощь. Учатся сами или учат детей в платном учебном заведении, на контрактной основе 23% респондентов, для которых это право важно.

Таким образом, так или иначе новая правовая свобода уже расширила значимые возможности многих социальных субъектов. Тем не менее сегодня ситуация такова, что в большом числе случаев имеется расхождение между официально возможной правовой свободой, с одной стороны, и реализуемой, с другой. Даже такими из прав, которые, на первый взгляд, легче всего “пустить в ход”, воспользовались относительно небольшие группы. Так, свободой выражать свои взгляды пользуются или уже воспользовались только 20% селян и 31% горожан из числа тех, кто находит это право важным. Это право хотя и в принципе возможно, но зачастую не защищено. В большом числе случаев, особенно на селе, обращаться к нему очень опасно. Это понимают и те, для кого оно в принципе важно, и потому предпочитают пока им не пользоваться. Правом на достоверную информацию о состоянии дел в стране воспользовались 23% селян и 25% горожан из числа тех, кто находит это право важным. Остальные в большинстве своем просто не доверяют “свободным” СМИ, препятствующим реализации права на достоверную информацию. Со стороны больших групп новая институционально-правовая свобода продолжает оставаться невостребованной в тех социальных действиях, которые они избирают по адаптации к новым условиям.

* * *

Анализ становления новой институционально-правовой свободы в контексте свободы индивидуальной позволяет сделать ряд выводов.

1. В настоящее время большая часть членов российского общества находит значимыми те или иные новые права, в то время как другая (также весьма многочисленная) находит их неважными и ненужными. Первых больше в городе, вторых - в селе. Это свидетельствует о том, что в случае повсеместного внедрения новых прав в жизнь, они оказали бы неодинаковое воздействие на динамику индивидуальных свобод разных социальных субъектов.

2. На примере города и села, мы убедились, что, наряду с различиями в образах желаемой правовой свободы, существенны различия и в социоструктурной доступности новых прав, что становится новым фактором социальных неравенств в меняющемся обществе.

3. В образах желаемой правовой свободы у многих индивидов сегодня соседствуют не всегда совместимые элементы: они хотят обрести новые права, но не потерять старых (прав-гарантий). Они не готовы отказаться от тех или иных новых прав ради возвращения старых, но и старых прав терять не хотят, что, разумеется, не всегда возможно. Поэтому, в полном соответствии с теорией Джека Брема, психологическое реактивное сопротивление населения будет возникать как в случае отката от новых прав, так и в случае невозвращения ликвидированных прав-гарантий. И это негативно будет сказываться на субъективных оценках индивидами и группами динамики своей свободы в условиях реформ. Не случайно из теории Д.Брема следует, в частности, что опаснее предоставлять народу свободы на некоторое время, чем не предоставлять их вообще, или (добавлю от себя) провозглашать новые права, не создав условий и механизмов их реализации.

4. Поскольку, как было обнаружено ранее (главы 4, 6), пространство индивидуальной свободы сегодня в основном социально-экономическое, наибольшее число сторонников обрели именно социально-экономические новые права.

5. Взаимосвязь между социетальной (в данном случае - институционально-правовой) свободой, с одной стороны, и индивидуально-групповыми свободами, с другой, - оказалась более сложной, чем вначале предполагалось. Если уровень индивидуальной свободы за годы реформ снижался, в большинстве случаев это, тем не менее, не являлось основанием для отрицательного отношения к новым правам как таковым, по крайней мере, в крупных городах. Отчасти, как уже отмечалось, это связано с отставанием возможной правовой свободы от декларированной (и желаемой), вследствие чего многие индивиды пока не сумели воспользоваться новыми (и значимыми) для них правами, но надеются сделать это в будущем. Добавлю здесь еще три немаловажных обстоятельства.

Во-первых, отрицательная динамика индивидуальной свободы вполне может соседствовать с востребованностью новых прав соответствующими социальными субъектами. Но преимущества от обладания этими правами перевешиваются другими значимыми потерями, в том числе из-за расширения неправового социального пространства.

Во-вторых, отрицательная динамика индивидуальной свободы нередко связывается не с провозглашением новых прав, а с другими обстоятельствам общественной жизни. Эти обстоятельства могут существенным образом сдерживать институционализацию и интернализацию новых прав, даже в тех случаях, когда демонстрируется лояльное к ним отношение. В этом случае новые права, хотя и находятся важными, но в актуальном пространстве индивидуальной свободы занимают периферийное место; спрос на них носит отложенный характер.

Наконец, в-третьих, как справедливо отмечал Э.Фромм, “часто случается, что некоторая социальная группа на уровне сознания принимает какие-то идеи, но эти идеи на самом деле не затрагивают всей натуры членов этой группы в силу особенностей их социального характера; такие идеи остаются лишь набором осознанных принципов, но в критический момент люди оказываются неспособны действовать в соответствии со своими принципами” [Э.Фромм, С.232-233]. В нашем случае у части индивидов нет сил отказаться от новых прав, но не хватает и решительности, чтобы ими воспользоваться.

Все эти обстоятельства, каждое по-своему, в существенной мере определяют характер, механизмы, издержки и успешность институционализации новых прав. Поэтому в дальнейшем будем стараться не упускать их из виду с тем, чтобы более точно оценить возможные перспективы движения России к западной институционально-правовой свободе.

* * *

В заключение необходимо вернуться к главному вопросу, с какого мы начали: если принять во внимание все выявленные выше несоответствия между декларированным, желаемым, возможным и реализуемым уровнями институционально-правовой свободы, то можно ли сказать что она - пусть трудно, противоречиво и маленькими шагами, - но все же, действительно, меняется в сторону западных образцов? Ведь, так или иначе, многие из провозглашенных прав значимы для больших групп индивидов, а некоторые их уже реализуют, пусть и не в полной степени.

Если судить по степени внедрения новых прав в реальную жизнь, то возникает впечатление, что первые шаги по переходу к западной социетальной свободе сделаны. Но действительно ли это “западная свобода”? То, что традиционная для советского общества “административно-командная” свобода в новых условиях обрела существенно новые черты, вряд ли, вызывает сомнение. Но действительно ли она качественно переродилась и во что именно? И если общество на самом деле движется к западной институционально-правовой свободе, то как складывается динамика индивидуальных свобод?

Ближайшее рассмотрение новых прав, которые, как было мы видели, уже стали фактами, свидетельствует о том, что задаваемое ими направление движения таково: зародившись за пределами инициативы и решений большинства членов российского общества, изменения социетального уровня призваны были повысить уровень индивидуальной свободы через один очевидный, с точки зрения западной общественной традиции, механизм - дать индивидам возможность стать более независимыми и самостоятельными, разумеется, при условии соблюдения правовых норм.

Однако прежде чем делать выводы о характере и однонаправленности процессов, протекающих на социетальном и индивидуально-групповом уровнях, необходимо ответить, по крайней мере, еще на два вопроса.

Первый: насколько верно для современного российского общества следовать западной общественной традиции, рассматривающей свободу и самостоятельность практически как синонимы, а независимость и право - как непременные условия индивидуальной свободы? Иными словами, в какой мере независимость, самостоятельность и право сегодня действительно присутствуют в индивидуальной (групповой) свободе россиян и определяют ее динамику? Ответив на этот вопрос, мы сможем более надежно оценивать возможные перспективы становления в России западной институционально-правовой свободы.

Второй вопрос: действительно ли за новыми ролями (правами) сегодня скрываются те отношения, которые предполагает западная общественная традиция? Не являются ли новые роли (а вместе с ними и формирующаяся в России социетальная свобода) “западными” больше по форме, чем по содержанию? Как разные общественные группы адаптируются к отношениям, скрывающимся за новыми ролями, и как сказывается эта адаптация на уровне их свободы?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология свободы: Трансформирующееся общество

На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси

Философия свободы
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то

Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и

Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они

Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове

Глава 2. Взаимосвязь между индивидуальной и социетальной свободами в современых научных концепциях
Многообразие научных подходов привело к появлению огромного числа разнообразных концепций свободы - философских, психологических, экономических, правовых, а также междисциплинарных. Поскольку предм

Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует

Социально-психологическая концепция свободы (“бегства от свободы”) Э.Фромма
Эта концепция показывает, что современный экономический либерализм и политическая демократия не решают проблему индивидуальной свободы. По Э. Фромму, даже при их наличии, развиваются социально-псих

Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то

Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль

Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания
“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу

Синтез макро- и микро- подходов как основа социологического видения свободы
В последнее время, важно отметить, растет интерес к теориям, базирующимся одновременно на двух социологических моделях, на теориях, которые пытаются вовлечь в поле зрения и структуру, и д

Теория социального становления П.Штомпки
Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых ка

Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.

Индивидуальная свобода в контексте социологии: вклад смежных направлений
Конкретные социологические исследования индивидуальной свободы в современном российском обществе носят пока единичный и фрагментарный характер. В последние годы в ряде опросов общественного мнения

Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в

Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет

Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы
Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разуме

Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм

Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви

Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на

Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на

Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин

Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч

Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь

Динамика социальной стратификации в контексте свободы: современные особенности
За годы реформ динамика социальной стратификации в контексте свободы складывалась неблагоприятно как в городе, так и в селе. Самая многочисленная группа лиц трудоспособного возраста (47% - в крупно

Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру

Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,

Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н

Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б

Глава 8. Экономико-социологическая концепция взаимосвязи индивидуальной свободы с независимостью и самостоятельностью
Итак, институционализация новых прав предполагает наличие у индивидов стремления к самостоятельным и независимым действиям и состояниям. Это необходимое (хотя и недостаточное) условие становления н

Независимость и свобода: теоретическое представление
Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего

Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави

Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам

Глава 9. Ограничители свободы в меняющемся обществе: основные виды, динамика и метаморфозы
Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространст

Основные виды современных ограничителей индивидуальной свободы
1. Ограничители старые (унаследованные от прошлой системы: технико-производственные, инфраструктурные, культурные и др.) и новые (возникшие в ходе рефор

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы
Какие же выводы можно сделать исходя из всего сказанного выше о трансформации ограничителей индивидуальной свободы при переходе от одной общественной системы к другой или при кардинальных изменения

Глава 10. "Неправовая свобода" в современном трансформационном процессе
1. Два вида “неправовой свободы” Процесс, исследуемый в этой главе, состоит в широком распространении и постепенной институционализации неправовой свободы. Специфик

Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр

Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни

Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не

Институционализация “неправовой свободы”: перспективы и последствия
Мало сказать, что “неправовая свобода” широко распространена в современном трансформационном процессе в России, важно что она активно институционализируется. Под институционализацией неправовой

Глава 11. Социальная адаптация в контексте свободы и проблемы институционализции новых прав
Поиск равновесия (компромисса) между новой социетальной свободой (правовой и неправовой) и новыми ограничителями индивидуальной свободы идет через разного рода адаптации социальных субъектов

Социальная адаптация и индивидуальная свобода: теоретическое представление о механизмах и результатах взаимосвязи
Прежде чем приступить к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо определиться в главном - как соотносятся добровольные и вынужденные адаптации с индивидуальной свободой. Всегда ли добровольны

Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде

Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн

Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо

Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией

Современные особенности адаптационного процесса в контексте свободы-несвободы
Эмпирический анализ закономерностей современных социальных адаптаций в контексте свободы-несвободы свидетельствует о том, что в механизмах адаптационного процесса пока с большим перевесом преоблада

Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,

Перспективы трансформационного процесса в контексте свободы-несвободы
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в том, что а) провозглашенное движение к западной институционально-правовой свободе и б) продвижение российского обществ

Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо

Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги