Философия свободы - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество В Философии Вопрос О Свободе Очень Древний, Споры О Ней Во Все Времена, По Пр...
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то, что смотрят они на этот вопрос исходя из специфики общефилософского средства мышления - предельного описания. “Философские проблемы становятся таковыми, если они ставятся под луч одной проблемы - конечного смысла”. Философ строит понятия, посредством которых ситуации можно представить в предельно возможном виде и затем мыслить на этом пределе, в виде предельно осуществляемой идеи. При этом философ вовсе не утверждает, что эти предельные описания являются изображением каких-то реальных предметов в мире. Для него предельное описание есть лишь средство мышления [М.К.Мамардашвили, С.57-61].
В философском предметном поле проблема свободы, как правило, разделяется на три части: проблему свободы действия, проблему свободы выбора и проблему самого хотения, или свободы воли. Причем акцент делается на изучении проблемы свободы воли, т. е. на изучении последних оснований наших поступков и мотивов. [С.А. Левицкий, с.8; В.Виндельбанд, С. 520].
Проблему свободы действия философы именуют первым, внешним слоем проблемы, который не затрагивает ее существа. Чаще всего свободу действия относят к проблеме “практической”, “технической”. И хотя философы признают, что подлинная свобода должна охватить и свободу действия, в их предметном пространстве проблема свободы не может быть решена и даже правильно поставлена, если исходить из проблемы свободы действия: “Мы вообще не писали бы о ней, если бы в умах некоторых проблема эта не смешивалась с собственно проблемой свободы” [С.А. Левицкий, С.8, 10].
В самом деле, свобода действия заключается в беспрепятственном переходе какого-нибудь уже имеющегося у человека желания в движение его тела, которое соответствовало бы цели этого желания. Иными словами, она состоит в том, что человек может делать то, что хочет, если этому не мешает его собственный организм. Являясь внешней и внутренней предпосылкой для какой бы то ни было серьезной жизненной деятельности, эта свобода издавна считалась одним из основных прав человека [В.Виндельбанд, С.522, 527, 580]. Однако она далеко не исчерпывает проблемы социальной свободы человека в контексте философии.
В частности, откуда берется у человека то желание, которое он (пусть и беспрепятственно) реализует? Не является ли оно навязанным ему извне чуждыми его “Я” силами, о действии которых он и не догадывается? В известном примере с “падающим камнем” Б. Спиноза говорит о том, что этот камень может “думать, что он в высшей степени свободен и продолжает движение не по какой иной причине, кроме той, что он этого желает. Такова же та человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не знают причин, коими они детерминируются” [Спиноза Б., С.592]. Так что наличие свободы действия еще не означает наличия свободы воли. В то же время и относительная утрата свободы действия так же не указывает на утрату свободы воли: заточенный в тюрьму или попавший в плен человек, несмотря на резкое ограничение свободы действия, может оставаться полным хозяином в мире своего сознания.
Кроме того, в социальной жизни внешнее принуждение (прямое ограничение свободы действия) нередко тесно переплетается с внутренним (ограничением свободы выбора из-за психического принуждения, угрозы одного человека другому, заставляющего последнего покориться воле первого), а часто и скрывается под оболочкой этого внутреннего, психического принуждения. Так, человек, заключенный в тюрьму может делать в своей камере все, что ему угодно: кричать, шуметь, отказываться от пищи, не подчиняться приказаниям. Но чаще всего он этого не делает. Раб или крепостной человек может перестать повиноваться своему господину, сбежать от него, но он тоже этого не делает. Почему же они отказываются от оставшейся у них свободы действия? Потому что как тот, так и другой знают, что нарушение воли тех людей, в руках которых находится физическая власть над ними, еще более ухудшит их положение и отнимет у них последние остатки свободы действия. Здесь непосредственно ограничена не свобода действия, а свобода выбора. Находясь под психическим давлением, человек из боязни решает подчиниться чужой воле [В.Виндельбанд, С.528].
С ростом зрелости общества физическое принуждение все больше заменяется психическим, “внутренний процесс выбирающей воли человека ставится в такие крепкие рамки, что приходится только в исключительных случаях прибегать к ограничению свободы действования”; все большее число ограничений накладывается не на свободу действия, а на свободу выбора [В.Виндельбанд, С.529]. Что же происходит внутри нас, когда мы выбираем?
Проблема свободы выбора в философии не без основания считается более сложной, чем проблема свободы действия. Центральный вопрос здесь - вопрос о внутренних границах самого хотения: “Способна ли человеческая воля выбирать между мотивами, или она (воля) является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив?”. По этому вопросу среди философов нет (и не было никогда) такого единства, какое имеется во взглядах на свободу действия. Одни - детерминисты - полагают, что волевая жизнь человека сводится к борьбе мотивов, в которой автоматически побеждает мотив сильнейший, а воля является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив. Какой из мотивов при этом окажется наиболее сильным, мы можем узнать лишь из практики, по собственному опыту, когда приходится делать выбор между ними [С.А. Левицкий, С.12; В.Виндельбанд, С.533].
Другие, напротив, считают, что человеческая воля сама способна выбирать между разными мотивами. Причем, ситуация выбора возникает лишь в случае приблизительного равенства силы разных мотивов, ибо в случае явного неравенства сил выбор совершается автоматически - по существу, его вообще тогда нет, а есть прямое следование мотиву. Получается, что при этом “победа достигается через прибавление нового, третьего, мотива, так как наше “я” не может оставаться пассивным зрителем мотивов и должно вмешаться в грозящую “ничью” мотивов или отказаться временно от решения” [С.А. Левицкий, С.11-12]. Однако проблема свободы в контексте философии не может быть решена и на этом, более глубинном, уровне анализа. Ибо “я ничем не гарантирован от того, что то, что представляется мне свободным актом выбора-решения, на самом деле предопределено моим характером, воспитанием, средой, не говоря уже об обстоятельствах и факторах более грубого характера. То есть мой, субъективно говоря, “свободный” акт выбора может оказаться на самом деле не выбором, а тем же автоматическим следованием “сильнейшему” мотиву, но о силе которого я в данный момент не имею истинного представления… Пример Спинозы с падающим камнем весьма поучителен: мы можем быть субъективно убеждены в нашей свободе и все-таки быть на самом деле рабами” [Там же, С.12, 14].
Кроме того, психологически неверно, что выбор сопровождается ощущением свободы, нередко “свободный выбор” оборачивается “муками выбора”, а чувство облегчения (освобождения) от сделанного выбора в действительности означает ограничение свободы. Поэтому психологическое ощущение свободы или несвободы отнюдь не является доказательством свободы или несвободы, а значит, вопрос о свободе неразрешим на уровне субъективных ощущений свободы-несвободы, которые сопровождают волевой выбор [С.А. Левицкий, С.12-13; В.Виндельбанд, С.534-535, 544].
Таким образом, в философском предметном поле вопрос о свободе не разрешим не только на уровне свободы действия, но и на уровне свободы выбора. И хотя, по мнению самих же философов, истинное решение вопроса должно охватить все три уровня (свободу действия, свободу выбора и свободу воли), именно в проблеме свободы воли заключается собственное ядро вопроса о свободе.
Проблема свободы воли - центральная в философии. Здесь встает последний и самый трудный вопрос: существует ли свобода хотения, определяющего выбор? “….Находится ли во власти человека это самое первичное его воление, следствием которого являются выбор и действие? Мы говорим: человек может выбирать и делать то, что он хочет. Теперь спрашивается: может ли он хотеть то, чего хочет” [В.Виндельбанд, С.581]. “Участвовала ли моя воля в творчестве моей судьбы, моего характера, моей личности или я всю жизнь был лишь полем игры внешних и чуждых моему “я” сил?…Традиционно этот вопрос ставится так: или моя воля есть одно из звеньев в сложной цепи мировой причинности - и тогда воля моя несвободна. Или же моя воля обладает чудесной способностью к самопроизвольным актам - способна нарушать цепь причинности, внося в нее прерывность и принципиальную непредвиденность” [С.А. Левицкий, С.7, 14-15].
Сказать о том, что по этому вопросу у философов нет единой точки зрения, - значит, почти ничего не сказать, ибо таких точек зрения (со своими нюансами и комбинациями нюансов) огромное множество. Однако все они (независимо от ориентации на материалистические, психические, теологические или какие-то другие “чистые модели” детерминизма и индетерминизма [С.А. Левицкий, С.13-51]) основываются на метафизических (сверхопытных) утверждениях и построениях, а потому заведомо далеки от требований нашего проблемного поля.
Очевидно, что, несмотря на широту философского предметного поля, собственно философского научного арсенала явно недостаточно для исследования закономерностей трансформации свободы (социетальной, групповой, индивидуальной) в том или ином конкретном обществе при тех или иных конкретных обстоятельствах. Думается, что в условиях крупных общественных перемен актуализируется проблемность в первую очередь свободы действия и свободы выбора, которые не являются центральными для философов. Выявление реальных закономерностей изменения свободы в ходе реформ предполагает разработку концепций и теорий, которые, опираясь на теоретико-методологические достижения философии, вместе с тем основываются на более эмпирическом и детальном научном анализе, акцентируют иные аспекты проблемы свободы.
На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Философия свободы
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси
Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и
Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они
Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове
Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует
Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то
Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль
Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи
Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания
“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу
Теория социального становления П.Штомпки
Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых ка
Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.
Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в
Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет
Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно
Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы
Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разуме
Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред
Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм
Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви
Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на
Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на
Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин
Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая
обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч
Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь
Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру
Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,
Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н
Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б
Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода
Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных обще
Независимость и свобода: теоретическое представление
Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего
Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави
Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам
Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр
Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни
Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не
Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде
Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн
Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо
Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией
Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,
Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо
Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов