рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция - раздел Социология, Социология свободы: Трансформирующееся общество В Социологическом Исследовании Феномена Свободы В Принципе Можно Выделить Две...

В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспективам анализа. В основе рассогласований между ними лежит, прежде всего, разный уровень осознания социальными субъектами характера и степени воздействия на них системы социальных связей, через посредство которых они включены в общественную жизнь и взаимодействуют с другими социальными субъектами, организациями и институтами. Не менее важную роль играет доступ к информации об окружающем мире и изменениях в нем, ошибки в восприятии и осознании перемен и другие факторы.

В рамках внутренней проекции в центре нашего внимания - социальный субъект, который сам оценивает уровень и динамику своей свободы в том или ином отношении, исходя из тех жизненных целей (ценностей) и представлений о возможностях их достижения, которые уже сложились у него в данный момент. Именно эти представления подразделяют все изменения в социальном пространстве на актуальные и неактуальные для него. Стадия осознания (восприятия, осмысления, переживания) социальным субъектом происходящих перемен и своего места в новой социальной реальности неизбежно становится центральной. Даже если по тем или иным причинам его представления о динамике возможностей слабо отражают реальное состояние дел, эта “оторванность от реальности” сама выступает как реальность.

Как видно, определяемая таким образом “внутренняя проекция свободы” не тождественна “внутренней свободе” как таковой - понятию, традиционно обозначающему личное пространство индивида, где он может оставаться самим собой. Меня в первую очередь интересует восприятие и переживание индивидом внешних (социальных) перемен, которые в данном случае предстают пропущенными через систему личных координат разных индивидов (групп). Иными словами, говоря о внутренней проекции свободы, будем исходить из того, что у каждого субъекта в каждый момент времени имеется своя “линейка” и своя точка отсчета происходящих изменений в социальной реальности и своего места в ней, свои субъективные способности познавать изменяющуюся действительность. И все эти “внутренние” обстоятельства (которые, на самом деле, не совсем внутренние, ибо в значительной степени представляют собой продукт прошлых воздействий на индивида внешней среды) играют решающую роль в оценке индивидом динамики и ограничителей своей свободы за годы реформ, в выборе тех или иных действий по ее сохранению или повышению.

В рамках внешней проекции на первый план выдвигаются действительные изменения во взаимоотношениях социального субъекта с социальной средой (другими группами, государством и др.), независимо от того, осознает он их или нет, актуальны они для него в данный момент или нет. В этом случае будем абстрагироваться от опыта, вынесенного субъектами из своей жизни и жизни других, от социальной памяти, от неполноты информации об окружающем мире и изменениях в нем, от степени осознания перемен в социальной среде, ошибок в восприятии и др. Как отмечал В.Виндельбанд, “на вопрос о том, насколько он [человек] может быть назван свободным существом, надо ответить не только основываясь на опыте, вынесенном из его индивидуальной жизни, но и разобравшись в тех отношениях высшего порядка, которыми он связан с различными организациями” [В.Виндельбанд, С. 514]. В рамках внешней проекции, по существу, делается акцент на оценке динамики свободы социальных субъектов исходя из изменений во внешней среде, в частности, на том, какую область потенциальной свободы, в принципе, дают социальные системы разных типов или социальная система одного типа на разных этапах ее развития, насколько прочно эта свобода гарантируется, какими социальными институтами подкрепляется, какие ограничения та или иная система накладывает на индивида (независимо от того, осознает он их или нет), какова динамика шансов на преодоление этих ограничений при тех или иных изменениях социальной системы и проч.

Иными словами, в рамках внешней проекции будем исходить из того, что разные общества, в принципе, могут значительно различаться своим “способствующим потенциалом” - теми возможностями, которые в них имеются для формирования и проявления индивидуальностей, для самоактуализации членов данных обществ. Как справедливо заметил Э.Фромм, “различия между индивидами в каждом обществе кажутся значительными, но в любом обществе существует определенный предел индивидуализации, за который нормальный индивид выйти не может” [Э.Фромм, C.34]. Кроме того, важно и “социальное распределение свободы” внутри разных обществ. Правовые и культурные нормы одних обществ подавляют индивидуальность тех или иных групп в большей мере, чем это делается в других обществах, хотя “идеальных” обществ по этому основанию, разумеется, нет.

Как видно, каждая из проекций имеет свои достоинства и свои недостатки. Остаться в рамках какой-нибудь одной из них - значит заведомо обречь себя на неоправданно усеченные решения проблемы свободы в контексте социологии. Поэтому, отделяя эти проекции друг от друга, следует постоянно помнить о наличии разного рода взаимосвязей между ними и постоянно возвращаться к этим взаимосвязям. И, может быть, циркулируя от обособления проекций к их интеграции и затем к новому обособлению и новой интеграции (и т.д.), мы сможем глубже понять эти взаимосвязи.

В самом деле, если внешняя проекция свободы меняется таким образом, что область возможного выбора расширяется, то даже если этот выбор становится доступным всем членам общества, поначалу им воспользуются немногие. Однако, если этот более широкий выбор со временем превратится в устойчивый элемент новой общественной системы, станет неотъемлемым атрибутом ее социальных институтов, то постепенно все большее и большее число людей, адаптируясь к новым условиям и/или социализируясь в них, будет обращаться к новым возможностям, предлагаемым этим выбором. Здесь уместно вспомнить слова Джона Стюарта Милля, написанные во второй половине XIX века, но актуальные для осмысления взаимосвязи между изменениями во внешних и внутренних аспектах свободы в любые времена. “Способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов - все эти способности упражняются только тогда, когда человек делает выбор (курсив мой - М.Ш)… Ему [человеку] нужна способность наблюдать для того, чтобы видеть, - способность размышлять и судить для того, чтоб предусматривать, - способность к деятельности для того, чтобы собирать материалы для суждения, - способность различать, что хорошо и что дурно, для того, чтобы произнесть суждение, и когда он произнесет свое суждение, когда решит, что ему делать, ему нужны твердость характера и способность к наблюдению за самим собой для того, чтобы выполнить, принятое решение…”[Д.С. Милль, С.338-339].

Те немногие, кто пускаются в плавание первыми, на своем опыте показывают другим преимущества и недостатки новых моделей социальных действий, тем самым способствуя или “препятствуя” расширению числа добровольных сторонников нового в следующий момент времени: “Как полезно при теперешнем несовершенном состоянии человечества, чтобы существовали различные мнения, так полезно чтобы существовали и различные образы жизни, чтобы предоставлен был полный простор всем разнообразным характерам, под условием только не вредить другим, и чтобы достоинство всех разнообразных образов жизни было испытываемо на практике, когда оказываются люди, желающие их испытать…[…] Свобода есть единственный верный и неизменный источник всякого улучшения: там, где существует свобода, там может быть столько же независимых центров улучшения, сколько индивидуумов” [Д.С.Милль, С. 336, 350].

Так что изучая изменения во внешней проекции новой свободы (в дальнейшем я называю ее социетальной свободой, точнее, возможной социетальной свободой - востребованной и невостребованной) во взаимосвязи с внутренней проекцией, можно не только определить действительные (а не провозглашенные) изменения в ее типе, но и выявить основные препятствия на пути изменения социетальной свободы в заявленном направлении, а также оценить возможные перспективы институционализации и интернализации тех или иных изменений. Но если отделить одну проекцию от другой не составляет особого труда, то каким образом можно интегрировать их друг с другом?

Для выявления закономерностей трансформации свободы в меняющемся обществе представляется важной интеграция внешних и внутренних аспектов свободы, как минимум, на трех основах: институционально-правовой, ценностно-деятельностной и стратификационной.

Институционально-правовая ось “задает” новые правила игры - закрепленные в новых правах внешние рамки индивидуальной свободы и допускаемые способы ее увеличения (сохранения).

Ценностно-деятельностная ось “отфильтровывает” из этих изменений в социетальной свободе только актуальные для индивида (те изменения, которые в данный момент значимым образом сказываются на уровне индивидуальной свободы) и “сигнализирует” о готовности индивида действовать в этом направлении.

Наконец, стратификационная ось объединяет индивидов в группы, различающиеся реализуемыми возможностями повысить (сохранить) индивидуальную свободу (как они сами ее понимают) при данных изменениях в социетальной свободе.

Какие же исходные концептуальные положения мы должны будем принять, обособляя и объединяя таким образом внутреннюю и внешнюю проекции свободы?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология свободы: Трансформирующееся общество

На сайте allrefs.net читайте: "Социология свободы: Трансформирующееся общество"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Выражения благодарности
Замысел данной работы не был бы реализован (по крайней мере, в таком объеме и в такие сроки) без поддержки Московского общественного научного фонда. В течение пяти лет в рамках его программы “Росси

Философия свободы
В философии вопрос о свободе очень древний, споры о ней во все времена, по признанию самих же философов, уступали в остроте, пожалуй, лишь спорам о Боге. Объединяет же разные философские системы то

Экономическая теория и свобода
Требованиям нашего проблемного поля, возможно, в большей мере отвечает экономическая теория, поскольку феномен свободы, в интересующей нас постановке, предполагает выбор жизненных целей и средств и

Психология свободы
Пытаясь познать человеческую природу, психология также не могла обойти вопроса о свободе: прямо или косвенно он присутствует в большинстве психологических концепций. За редким исключением, все они

Право и свобода
Вопрос о свободе в меняющемся обществе, разумеется, не может быть решен без исследования ее взаимосвязи с правом и законом, а последних - друг с другом. Иными словами, - вне разработанной в правове

Глава 2. Взаимосвязь между индивидуальной и социетальной свободами в современых научных концепциях
Многообразие научных подходов привело к появлению огромного числа разнообразных концепций свободы - философских, психологических, экономических, правовых, а также междисциплинарных. Поскольку предм

Либеральные концепции свободы
Привсем многообразии их отличает одна общая черта: при оценке тех или иных социальных систем (институтов) либералы на первое место ставят свободу индивида. При этом ценности, которыми руководствует

Социально-психологическая концепция свободы (“бегства от свободы”) Э.Фромма
Эта концепция показывает, что современный экономический либерализм и политическая демократия не решают проблему индивидуальной свободы. По Э. Фромму, даже при их наличии, развиваются социально-псих

Критическая теория “одномерного человека” Г.Маркузе
Как и у Э.Фромма, в центре внимания Г.Маркузе - современное состояние западной цивилизации,развитоеиндустриальноеобщество.Ноесли концепция Э.Фромма - социально-психологическая и оптимистическая, то

Концепция промежуточного государства Я. Корнаи
Изучая динамику индивидуальной экономической свободы в условиях реформирования социалистической экономики, Янош Корнаи уделяет особое внимание взаимосвязи между двумя уровнями свободы - индивидуаль

Особенности социологического видения свободы
Одна из особенностей социологии состоит в “природной междисциплинарности”, связанной с тем, что многие ее ветви родились “на стыке” с другими науками: социология личности, социология права, экономи

Социология и свобода: точки притяжения и отталкивания
“Взаимоотношения” социологии с феноменом свободы не просты. До сих пор нет единого мнения даже о том, может или не может свобода быть предметом научного знания. Те, кто полагают, что свободу

Синтез макро- и микро- подходов как основа социологического видения свободы
В последнее время, важно отметить, растет интерес к теориям, базирующимся одновременно на двух социологических моделях, на теориях, которые пытаются вовлечь в поле зрения и структуру, и д

Теория социального становления П.Штомпки
Исходным пунктом теоретических построений П.Штомпки является выделение двух уровней социальной реальности: уровня общностей, или социальных целостностей надындивидуального типа, интерпретируемых ка

Теория трансформационного процесса Т.И.Заславской
Наилучшую вписанность многосубъектного процесса трансформации свободы в общий трансформационный процесс, на мой взгляд, обеспечивает теория трансформационного процесса Т.И. Заславской.

Индивидуальная свобода в контексте социологии: вклад смежных направлений
Конкретные социологические исследования индивидуальной свободы в современном российском обществе носят пока единичный и фрагментарный характер. В последние годы в ряде опросов общественного мнения

Глава 4. Социологическое определение свободы
Прежде всего, договоримся о терминах. Ибо феномен свободы по природе своей весьма многогранен, а термин “свобода” от частого и разнообразного использования давно уже стал размытым и неясным. Еще в

Многообразие смысловых образов свободы в российской повседневности
Свобода, как справедливость, красота, долг и многое другое, относится к числу таких универсальных понятий, о которых, пожалуй, все люди имеют то или иное представление, но которые каждый определяет

Научные определения
Число различных определений свободы в науке еще больше, чем их число в повседневной жизни. По существу, все определения, данные нашими респондентами, присутствуют в научном знании, отражая особенно

Социологическое определение свободы. Понятие ограничителя свободы
Названному требованию наиболее отвечало бы понимание свободы как возможности субъекта самому выбирать и беспрепятственно реализовывать жизненно важные цели и ценности. Но такому определению, разуме

Глава 5. Особенности теоретико-методологического подхода
Истинность (точнее, убедительность) последующих концептуальных построений и доказательств зависит, прежде всего, от особенностей теоретико-методологического подхода, который я хотела бы пред

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Внешняя и внутренняя проекции свободы: обособление и интеграция
В социологическом исследовании феномена свободы в принципе можно выделить две проекции: внутреннюю и внешнюю, - каждая из которых может приводить к весьма различным решениям и перспек

Исходные концептуальные положения социологической теории трансформации свободы
Дальнейший анализ будет базироваться на ряде исходных концептуальных положений и предпосылок. Некоторые из них уже обозначены при характеристике собственно социологической перспективы изучения фено

Постановка проблемы
Итак, поскольку современное российское общество, судя по первоначальным заявлениям реформаторов, должно было трансформироваться в более свободное и процветающее, то и происходящие в ходе реформ изм

Традиционный”подход
Оценка стратификационной динамики в контексте свободы базируется здесь на традиционных для собственно стратификационных исследований “объективных” критериях (доходе, образовании, власти и пр.). Дви

Свобода как критерий отбора стратификационных шкал
Этот подход предполагает учет не всех мыслимых стратификационных оснований, а только тех, которые в данный момент времени и в данных жизненных условиях представляются разным социальным субъектам на

Свобода как измеритель стратификационной динамики
В соответствии с этим подходом свобода выступает не только как критерий отбора значимых стратификационных осей, но и как самостоятельный их измеритель. Иными словами, динамика позиций индивидов на

Свобода как переменная социальной стратификации
В данном случае свобода выступает не только внешним измерителем движения индивидов на отдельных, значимых для них, осях, но и внутренней переменной социальной стратификации, причем не простой, а ин

Место свободы среди переменных социальной стратификации
Свобода выступает такой стратификационной переменной, которая обладает для индивидов (групп) наиболее сильной субъективной значимостью в данный момент времени; позволяет уч

Изменения в пространстве стратификационных осей
Свобода становится не просто еще одной осью стратификации, дополняющей старые оси - простые и комплексные. Войдя в стратификационное пространство, она одним своим присутствием изменяет его. Посколь

Динамика социальной стратификации в контексте свободы: современные особенности
За годы реформ динамика социальной стратификации в контексте свободы складывалась неблагоприятно как в городе, так и в селе. Самая многочисленная группа лиц трудоспособного возраста (47% - в крупно

Динамика стратификации в контексте свободы: Город
Как показало обследование, в городе восходящая мобильность наблюдалась в 2,6 раза реже, чем нисходящая (18 против 47%); еще 14% сохранили прежние позиции (остальные - в основном - молодежь, - затру

Динамика стратификации в контексте свободы: Село
До сих пор говорилось о динамике позиций на интегральной и частных осях свободы городских жителей. Прежде чем перейти к изложению собственно социологической концепции трансформации свободы,

Декларированная свобода и изменение “ролевой карты” общества
Переход к новой общественной системе осуществляется через изменение базовых социальных институтов (экономических, политических, культурных и др.) и на практике сопряжен со становлением в обществе н

Желаемая институционально-правовая свобода
В реальной жизни новая свобода не является простой суммой свободы старой (“административно-командной”) и некоторого дополнения (“прироста”) к ней, отвечающего чаяниям тех, кому в прежних условиях б

Возможная и реализуемая институционально-правовая свобода
Возможная правовая свобода отражает совокупность тех декларированных возможностей, которые действительно гарантируются (обеспечиваются, защищаются) государством и в данных обще

Глава 8. Экономико-социологическая концепция взаимосвязи индивидуальной свободы с независимостью и самостоятельностью
Итак, институционализация новых прав предполагает наличие у индивидов стремления к самостоятельным и независимым действиям и состояниям. Это необходимое (хотя и недостаточное) условие становления н

Независимость и свобода: теоретическое представление
Прежде всего заметим, что в социологическом предметном поле важным элементом социальных отношений является не независимость, а социальная зависимость. Ян Щепаньский в качестве лучшего

Самостоятельность и свобода: теоретическое представление
Подобного рода связи с феноменом свободы характерны и для феномена самостоятельности. Вообще говоря, термин “самостоятельность” неоднозначный. Чаще всего им обозначается способность к незави

Свобода-независимость-самостоятельность современные взаимосвязи
Как показали эмпирические исследования, сегодня необходимым элементом свободы (связь 1) или ее условием (связь 2) в большинстве случаев выступает независимость материальная (по разным типам

Глава 9. Ограничители свободы в меняющемся обществе: основные виды, динамика и метаморфозы
Укаждой общественной системы не только свои свободы, но и свои ограничители свободы. Новые права, призванные ослабить (отменить) базовые административно-командные ограничители, расширить пространст

Основные виды современных ограничителей индивидуальной свободы
1. Ограничители старые (унаследованные от прошлой системы: технико-производственные, инфраструктурные, культурные и др.) и новые (возникшие в ходе рефор

Основные закономерности трансформации ограничителей свободы в меняющемся обществе. Феномен метаморфозы дореформенных ограничителей свободы
Какие же выводы можно сделать исходя из всего сказанного выше о трансформации ограничителей индивидуальной свободы при переходе от одной общественной системы к другой или при кардинальных изменения

Глава 10. "Неправовая свобода" в современном трансформационном процессе
1. Два вида “неправовой свободы” Процесс, исследуемый в этой главе, состоит в широком распространении и постепенной институционализации неправовой свободы. Специфик

Неправовая” свобода в системе первичных социальных взаимодействий
Феномен “неправовой” свободы отражает определенное соотношение сил между разными социальными субъектами в правовом и неправовом социальном пространстве: с одной стороны, он является результатом опр

Неправовые социальные взаимодействия: субъекты и платформы
Поскольку вступление в те или иные действия по защите законных прав, равно как и избираемые модели этих действий, в значительной степени зависят от субъектов, которые нарушили права, то с ни

Самозащитное поведение: модели и результаты
В самом деле, вопреки расхожему мнению о правовой пассивности российских граждан, 66% из их числа все же предпринимали какие-либо действия по восстановлению своих законных прав (против 33% даже не

Институционализация “неправовой свободы”: перспективы и последствия
Мало сказать, что “неправовая свобода” широко распространена в современном трансформационном процессе в России, важно что она активно институционализируется. Под институционализацией неправовой

Глава 11. Социальная адаптация в контексте свободы и проблемы институционализции новых прав
Поиск равновесия (компромисса) между новой социетальной свободой (правовой и неправовой) и новыми ограничителями индивидуальной свободы идет через разного рода адаптации социальных субъектов

Социальная адаптация и индивидуальная свобода: теоретическое представление о механизмах и результатах взаимосвязи
Прежде чем приступить к рассмотрению поставленных вопросов, необходимо определиться в главном - как соотносятся добровольные и вынужденные адаптации с индивидуальной свободой. Всегда ли добровольны

Добровольность и свобода: противоречия и несоответствия
В самом деле, в феномене добровольности акцентируется отсутствие принуждения к совершению (несовершению) того или иного действия: “Добровольным является то, что делается с намерением и без принужде

Добровольная адаптация и индивидуальная свобода
Добровольные действия могут быть адаптационными, а могут иметь неадаптивный (или даже дезадаптивный) характер. Добровольное неадаптивное поведение имеет место в тех случаях, когда добровольн

Вынужденная адаптация и индивидуальная свобода
Вынужденная адаптация имеет место в тех случаях, когда направления преобразований, новые ценности и способы социального действия противоречат ценностным ориентациям и/или возмо

Прогрессивные и регрессивные адаптации
Адаптация к новым условиям может способствовать сохранению прежних параметров воспроизводства социального субъекта (назовем ее стабилизирующей, или “сохраняющей статус-кво” адаптацией

Современные особенности адаптационного процесса в контексте свободы-несвободы
Эмпирический анализ закономерностей современных социальных адаптаций в контексте свободы-несвободы свидетельствует о том, что в механизмах адаптационного процесса пока с большим перевесом преоблада

Проблемы институционализации новых прав
Как мы убедились, разные типы адаптантов придают разную значимость вновь провозглашенным правам. Однако в современных адаптациях степень использования этих прав, хоть и различается у разных типов,

Перспективы трансформационного процесса в контексте свободы-несвободы
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, состоит в том, что а) провозглашенное движение к западной институционально-правовой свободе и б) продвижение российского обществ

Основные теоретические положения: резюме
В заключение соберу воедино каркас той теоретической концепции, которая была положена в основу социологического анализа закономерностей и перспектив трансформации свободы в меняющемся обществе. Ибо

Послесловие
Описанное исследование трансформации свободы в меняющемся обществе, думается, дает основание для вывода о правомерности и продуктивности дальнейшего развития социологической перспективы изуч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги