рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая идеология и её основные типы

Политическая идеология и её основные типы - раздел Социология, Политическая Идеология И Её Основные Типы ...

Политическая идеология и её основные типы

Сущность политической идеологии

Возникновение, содержание и назначение.

Политическая идеология представля­ет собой одну из наиболее влиятель­ных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений.

Идеологии стали зарождаться в XIV веке, в период Возро­ждения, когда возник первый общественный кризис. Этот пе­риод отмечен началом процесса секуляризации, т. е. освобожде­ния общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Существовавшее прежде религиозное мировоззрение обосновывало обществен­ную жизнь, политический порядок в терминах трансцендент­ных, т. е. потусторонних и не доступных человеческому позна­нию абсолютных значимостей («Бог», «душа», «бессмертие», «судьба»). Смысл человеческой деятельности задавался рели­гиозными ценностями, которые претендовали на тотальную значимость. Регулируя общественные взаимосвязи и повсе­дневные взаимодействия индивидов, они выступали в качестве мощной охранительной и сдерживающей силы, лежащей в основе традиционного общества. Также их роль и значение оказывались возможными в условиях полной зависимости ин­дивида от сил природы и общественных связей (общины, рода, племени). Следовательно, интеграция общества и его социаль­ная ориентация происходили на основе иррациональных, факто­ров (верований, чувств, традиций, обычаев).

Развитие общественного разделения труда и связанный с ним процесс становления автономной личности породили не­преложную тенденцию эмансипации - высвобождения полити­ческой и культурной систем из зависимости от религиозной картины мира. Процесс обмирщения (от слов «мир» - «земля», «мирской» - «земной») культурной сферы привел к тому, что политика перестала быть прерогативой церковной власти, пе­рейдя в разряд светских дел.

Первым шагом на пути эмансипации общества от сохра­нявшего еще свое влияние религиозного мировоззрения было провозглашение религиозного плюрализма, ставшего одним из результатов Реформации. Реформация привела к переоценке ценностей и утверждению идеи о том, что выживание челове­ка и умножение земных благ выше потусторонних ценностей. (Культ обеспеченной жизни обосновывался протестантизмом). Это было значительным шагом вперед в рационализации об­щественных отношений, создании новой социально-полити­ческой реальности, формирующейся на принципах целесооб­разности, здравого смысла, пользы. Теперь уже признавалось, что политический порядок не задается нормами религиозной морали, а основывается на согласии всех граждан, которые для защиты своих прав и свобод создают государство. Смена ре­лигиозной картины мира рациональным объяснением реаль­ности породила состояние социальной аномии, для выхода из которого потребовалось создание новых идеалов и смыслов. Такие новые смыслы, призванные обосновать способность человека к разумной организации общественного порядка, и начали выдвигать политические идеологии. Они предлагали новые, земные идеалы, способные интегрировать и ориенти­ровать индивидов. В числе первых появилась идея о приорите­те ценностей свободы, собственности и права индивида на жизнь, выдвинутая либеральными мыслителями. Когда эта идея «завладела умами» широких слоев населения, она стала основой массового идейно-политического движения.

Как средство идейного обеспечения групповых интересов поли­тическая идеология является по преимуществу инструментом элитар­ных слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объе­динения граждан, обеспечивают связь с низами, выстраивают опре­деленную последовательность действий в политическом пространстве. Именно от тактики и компетентности элит зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов.

Выступая средством идейного воплощения интересов группы, иде­ология схематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способом образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации полити­ческого сознания граждан, манипулирования и даже обмана населе­ния. Но в целом позитивная направленность такой схематизации со­стоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности, создать нормативную модель восприятия мира политики, сделать сложную ситуацию политической динамики простой и понятной для обычного человека. Поэтому с помощью идеологий политические цели группы символизируются и получа­ют индивидуальные значения, а политические действия приобре­тают конкретную направленность. В результате снижается стихий­ность восприятия политики и хаотичность политического взаимо­действия в группе. Не случайно К. Дейч называл идеологию «картой действительности».

Таким образом, через идеологию канализируются массовые эмо­ции, чувства протеста или солидарности, негодования или поддерж­ки. Сопровождая процесс агрегирования и артикуляции, идеология концептуализирует представления людей о политической ситуации, встраивает эти оценки в их общую картину мира, стремится сделать понятными политические изменения. Посредством идеологии люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегрупповыми пред­ставлениями о «родине», «чувстве долга», других коллективных веро­ваниях.

1.2. Трактовки термина «идеология».

Со времени появления термина «идеология» (его ввел француз­ский философ эпохи позднего Просвещения Антуан Дестют де Трасси в конце XVIII века) в науке сложились различные взгляды на его содержание и то духовное явление, которое оно отражает в политической сфере об­щества. Так, В. Парето рассматривал общественные (политические) идеологии как интеллектуальные системы, которые являются «язы­ками чувств» и лишь оформляют побудительные мотивы человечес­кого поведения. В этом смысле идеология суть лишь ловкий словес­ный покров, оболочка, которая придает теоретическую форму чело­веческим эмоциям. Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную проти­воречиями общественного бытия, и в первую очередь производствен­ных отношений. Современник Маркса немецкий философ К. Мангейм понимал идеологию как систему «добровольной мистифика­ции», в шкале представлений которой содержатся приемы «от сознательной лжи до полуинстинктивного сокрытия истины, от об­мана до самообмана». Однако большее внимание он уделял ее функ­циональным характеристикам и, в частности, способности к сплоче­нию людей, аккумуляции их политической энергии. В противополож­ность таким идеям Д. Истон, А. Конноли и некоторые другие ученые делали упор не на ее эмоциональном, а на ценностном содержании. По-разному оценивалась и оценивается роль политической идео­логии в обществе, причем оценки располагаются в весьма широком диапазоне: от ее характеристики как замкнутой на себя «служанки власти», не имеющей связи с реальностью и потому не обладающей сколько-нибудь серьезным весом в политике, до признания ее от­крытой к изменениям, гибко адаптирующейся идейной системы, про­низывающей все политическое пространство. Так, если П. Рикерт вслед за Р. Моской, Р. Михельсом и другими неомакиавеллистами гиперболизирует значение политической идеологии, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфи­ческие формы ее проявления, отрицая таким образом явления, не опосредованные ею, то У. Матц считает, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов. А Ю. Хабермас даже полагает, что, в силу невозможности вычленения в настоящее время специфических «классовых миров», место идеологии занимает «массовая культура».

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вы­рабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотече­ственник Ф. Уоткинс утверждал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим зна­чительный преобразующий потенциал. Более дифференцированное представление об идеологии предложил Г. Лассуэлл, рассматривав­ший ее как разновидность коммуникации, направленной на поддер­жание политического сообщества, как такового. В этом смысле она, по его мнению, включает в себя следующие элементы, направлен­ные на общественное сознание: политические доктрины, полити­ческую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).

И все же, синтезируя основные подходы, можно сказать, что политическая идеология представляет собой прежде всего опреде­ленную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Иными словами, политическая идеология — это разновидность кор­поративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества и потому отличаю­щаяся определенной предвзятостью оценок и склонностью к духов­ному экспансионизму.

Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исто­рических условий, ситуации в стране, соотношения сил. Так, в 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плю­рализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества («недифференцированного множества» людей), нарастанием иерархической бюрократизации и некоторых других по­казателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеоло­гии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятиле­тие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния и т.д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации».

Уровни и функции политической идеологии.

теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или… программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы… актуализированный, который характеризует степень освоения граж­данами целей и принципов данной идеологии, меру их…

Основные идеологические течения в современном мире

Либерализм и неолиберализм.

В соответствии с этими приоритетами ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа… С момента своего возникновения либерализм отстаивал кри­тическое отношение к… Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в ли­берализме многочисленных внутренних течений, в которых…

Консерватизм и неоконсерватизм.

Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали попытки либералов радикально переустроить общество после Вели­кой Французской революции… Консерваторы исходили из полного приоритета общества над че­ловеком: «люди… В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, основывающийся на…

Коммунистическая идеология.

Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кам-панеллой, а в конце XVIII… Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию, акцентировавшую… Знание законов позволяет безошибочно определить пути преобразования общества. Схема исторического прогресса была…

Социал-демократия.

Э. Бернштейн от­верг выводы классического марксизма о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революции как способе устранения… Вместо них он выдвинул положения о реформе как единст­венно возможном и… Теоретические новации Э. Бернштейна впоследствии соста­вили содержание политической доктрины международной…

Фашизм.

Сегодня в политологии сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности по­литических идеологий,… Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А.… Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств…

Анархизм.

Сложившийся как политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в… В основу теории идивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной… Идея обмена на базе "свободного договора", развивавшаяся в работах представителей индивидуалистического…

Литература

Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М., 1993.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

Ойзерман Т. Принципиальные основы самокритики марксизма // Свободная мысль 1993. №7. 1994. №11.

Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

Рормозер Г. Кризис либерализма. Пер. с нем. – М., 1996.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.

Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

Современный консерватизм. – М., 1992.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Политическая, Идеология, основные, типы0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая идеология и её основные типы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Политическая идеология и её основные типы
На сайте allrefs.net читайте: "Политическая идеология и её основные типы "

Политическая идеология и её основные типы
На сайте allrefs.net читайте: "Политическая идеология и её основные типы "

Раздел 1 Политические идеи России X-XVII вв. Тема1 Политическая мысль в России : специфика и основные этапы развития.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ... ХАНТЫ МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА...

Историю политических учений , изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи
Как любая наука политология имеет свой объект и предмет исследования Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности подлежащих... Согласно второй позиции политология это общая теория политики не пытается... Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку хотя и внутренне...

Основные типы политических систем современности
Применительно к политике это означает, что все ее сосюбдлщш98тавляющие внутренне связаны между собой и взаимодействуют в рамках определенного общего… Выделим несколько таких типов, которые я рассмотрю подробнее: • Классический… Общество выступает в качестве первичного «базиса», складывающегося независимо от государства и задающего ему…

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
update АНОНС КНИГИ...

Политический режим и его типы
В какой-то мере содержательные характеристики политического режима использовались при классификации политических систем.Когда говорят о политическом… В связи с этим в данной работе ниже и будет рассмотрены основные формы… Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер…

Курс лекций по Деловой информатике В каждом офисе при всем многообразии видов деятельности можно выделить два основных типа задач
Екатеринбург... В каждом офисе при всем многообразии видов деятельности можно выделить два основных типа задач...

Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти
Введение... Сущность содержание и формы политической власти...

Государство - основной структурный элемент политической системы общества
Системность обществу придают различные виды взаимодействий людей. Так же общество состоит из подсистем, каждая из которых имеет свое… Модель политической системы впервые разработал Девид Истон в 50-е годы XX в.… Основной задачей создания и функционирования компонентов политической системы общества является достижение ими…

0.043
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам