рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В ПОИСКАХ ПОТОКА

В ПОИСКАХ ПОТОКА - раздел Электроника, Михай Чиксентмихайи От Авт...

МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ

От автора книг «Поток» и «Творчество»

 

В ПОИСКАХ ПОТОКА

  Психология увлеченности повседневной жизнью  

ПЕРВАЯ ГЛАВА

Структура повседневной жизни

Если же мы жить не хотим, нам лучше начать умирать. – У.Х. Оден  

Таблица №1

На что мы тратим свое время?

Производственная деятельностьВсего: 24–60% Работа или учеба 20–45% Общение, еда и мечтание на работе 4–15%

ВТОРАЯ ГЛАВА

Содержание опыта

Как мы поняли, на работу, хозяйственную деятельность и досуг уходит большая часть нашего времени. Но одному человеку нравится его работа, а другой ее ненавидит; кто-то наслаждается свободным временем, а кто-то скучает, когда ему нечего делать. Соответственно, то, что мы делаем изо дня в день, в основном определяется нашим образом жизни. Однако более важным является то, что мы при этом испытываем.

Эмоции в какой-то степени являются самым субъективным элементом нашего сознания, поскольку лишь сам человек может сказать, действительно ли он испытывает чувства любви, стыда, благодарности или счастья. В то же время эмоции – самый объективный элемент нашего сознания, ибо то, что мы чувствуем «нутром», когда мы влюблены, или счастливы, когда нам страшно или стыдно, для нас более реально, чем все, что нас окружает, или то, о чем нам говорит наука или логика. Таким образом, мы часто оказываемся в парадоксальной ситуации. С одной стороны, мы словно психологи, изучающие поведение, смотрим на других людей, доверяя только тому, что они делают, а не тому, что они говорят. С другой же стороны, когда мы смотрим на себя, мы поступаем как феноменологи, относясь к своим внутренним чувствам гораздо серьезнее, чем к внешним событиям и действиям.

Психологи установили, что существует девять основных эмоций, которые можно с достоверностью различить по выражению лиц у людей, живущих в удаленных друг от друга культурах; следовательно, раз все люди могут видеть и говорить, они также испытывают одинаковый набор эмоциональных состояний. Попросту говоря, все эмоции делятся на две основные группы: они либо положительные и привлекательные, либо отрицательные и отталкивающие. Именно благодаря этому простому различию эмоции помогают нам определить, что для нас хорошо. Маленького ребенка привлекает человеческое лицо, и он счастлив, когда видит свою мать, поскольку эти эмоции связывают его с тем, кто о нем заботится. Мы испытываем удовольствие от еды и от лиц противоположного пола, поскольку жизнь прекратилась бы, если бы мы не ели и не занимались сексом. Мы чувствуем инстинктивное отвращение при виде змей, насекомых, ощущая неприятный запах, или в темноте – это те вещи, которые в ходе эволюции в прошлом могли представлять серьезную угрозу для жизни.

Кроме этих простых эмоций, присущих нам на генетическом уровне, человечество приобрело и другие, более утонченные и нежные, но также и более фальшивые. В результате эволюции рефлексирующего сознания люди научились «играть» чувствами, подделывать их и манипулировать ими так, как не умеет делать ни одно животное. Песни, танцы и маски наших предков рождали чувства страха и благоговения, радости и упоения. Сейчас такие чувства вызываются фильмами ужасов, наркотиками и музыкой. Изначально эмоции служили сигналом о внешнем мире; теперь же они часто отделены от реального объекта, и мы испытываем их ради них самих.

Счастье является прототипом положительных эмоций. Как сказал Аристотель, всё, что мы делаем, направлено на то, чтобы достичь счастья. На самом деле нам не нужны богатство, здоровье или слава сами по себе. Они нужны нам лишь потому, что мы надеемся, что они сделают нас счастливыми. Однако к счастью мы стремимся не потому, что оно нам что-то даст, а ради него самого. Если счастье действительно является целью нашей жизни, то что мы о нем знаем?

До середины ХХ века психологи неохотно изучали вопрос счастья, поскольку в социальных науках господствовало учение бихевиоризма, утверждавшее, что субъективные эмоции – слишком ненадежный предмет для научного исследования. Но в последние десятилетия академический эмпиризм, развивающийся в западных штатах США, оправдал значимость субъективных переживаний, и изучение вопроса счастья было возобновлено с удвоенной энергией.

Результаты исследований подтвердили уже известные факты и открыли неожиданные аспекты данного вопроса. Неожиданным явилось, например, то, что, несмотря на проблемы и трагедии в жизни, люди по всему миру склонны считать себя скорее счастливыми, чем несчастными. В Америке одна треть респондентов из сделанной выборки считают себя «очень счастливыми» и только один человек из десяти говорит, что он «не очень счастлив». Большинство останавливаются на серединной отметке, считая себя «довольно счастливыми». Похожие результаты были получены и во многих других странах мира. Как это может быть, когда философы на протяжении веков, размышляя о краткости и тягостности нашей жизни, утверждали, что мир – это юдоль слез, и нам не суждено быть счастливыми? Возможно, причина разногласия заключается в том, что пророки и мыслители были перфекционистами и не могли смириться с несовершенством жизни, в то время как остальное человечество довольно своей жизнью, несмотря на все ее несовершенства.

Конечно, существует и более пессимистическое объяснение, а именно то, что когда люди говорят, что они «довольно счастливы», они либо обманывают исследователя, который производит опрос, либо, что более вероятно, они говорят так, чтобы приободрить себя. Более того, как мы привыкли думать благодаря Карлу Марксу, заводской рабочий может чувствовать себя совершенно счастливым, однако его субъективное счастье есть самообман, который ничего не значит, поскольку объективно рабочий подчиняется системе, эксплуатирующий его труд. Жан-Поль Сартр утверждал, что большинство людей живет с «ложным сознанием», уверяя себя, что они живут в лучшем из возможных миров. Позднее Мишель Фуко и постмодернисты выяснили, что то, что говорят люди, не отражает реальных событий, а отражает стиль изложения фактов или манеру говорить. Хотя эта критика самоощущений человека выявила важные аспекты, которые необходимо признать, она также страдает от высокомерия ученых, считающих, что их интерпретация действительности имеет превосходство над реальным опытом большинства людей. Несмотря на глубокомысленные сомнения Маркса, Сартра и Фуко, я все же считаю, что если человек говорит, что он «довольно счастлив», мы не имеем права не признавать его заявления или интерпретировать его, как обратное утверждение.

Другие известные, но в какой-то мере неожиданные факты были обнаружены в соотношении материального благополучия и счастья. Как мы и предполагали, люди, живущие в странах с более высоким уровнем материальной обеспеченности и более стабильной политической ситуацией, считают себя счастливее (например, швейцарцы и норвежцы говорят, что они счастливее, чем греки и португальцы). Однако это не всегда так (например, беднейший ирландец утверждает, что он счастливее, чем богатый японец). В рамках же одной страны соотношение между финансами и удовлетворенностью в жизни является минимальным; в Америке миллиардеры счастливее людей со средним уровнем дохода на бесконечно малую величину измерения. И хотя личный доход американцев в долларах более чем удвоился между 1960 и 1990-ми годами, число людей, считающих себя очень счастливыми, остался, как и прежде, равным 30 процентам населения. Похоже, что выводы исследования подтверждают одно заключение: перейдя порог бедности, дополнительные материальные ресурсы существенно не влияют на возможность чувствовать себя счастливым.

Обладание определенными личностными качествами может повлиять на то, насколько счастливым считает себя человек. Например, здоровый экстраверт с высокой самооценкой, прочным браком и религиозной верой скорее скажет, что он счастлив, чем хронически больной, разведенный и неверующий интроверт с низкой самооценкой. На фоне такой картины скептицизм постмодернистов может иметь смысл. Вполне вероятно, что здоровый и верующий человек построит «более счастливое» повествование о своей жизни, чем больной и неверующий человек, вне зависимости от настоящего качества их опыта. Однако мы всегда имеем дело с «сырой» информацией об опыте человека, полученной через фильтр интерпретации. Поэтому то, что люди рассказывают о своих ощущениях, является наиболее важной составляющей наших эмоций. Женщина, которая заявляет, что она счастлива, работая на двух работах, чтобы содержать своих детей, возможно, действительно, более счастлива, чем женщина, которая не видит смысла работать хотя бы на одной работе.

Однако счастье это не единственная эмоция, которую стоит принимать во внимание. На самом деле, если человек хочет улучшить качество своей жизни, возможно, ему не следует начинать делать это со счастья. Во-первых, заявления людей о счастье не так отличаются друг от друга, как другие чувства; неважно, какой пустой может быть жизнь человека, однако большинство людей не любят признавать, что они несчастны. Во-вторых, это чувство является скорее личностной, чем ситуативной характеристикой. Другие наши чувства более подвержены влиянию того, что мы делаем, с кем мы находимся или где мы находимся. Эти настроения более поддаются прямому изменению. А поскольку они связаны с тем, насколько счастливыми мы себя ощущаем, то в долгосрочной перспективе они могут поднять наш уровень счастья.

Например, наши ощущения активности, силы и бодрости во многом зависят от того, что мы делаем. Эти чувства усиливаются, когда мы заняты сложной работой, и уменьшаются, когда у нас не получается что-то сделать или когда мы не пытаемся что-то сделать. Таким образом, на эти чувства прямым образом влияет выбранное нами действие. Когда мы ощущаем себя активными и сильными, мы с большей вероятностью чувствуем себя счастливыми. Таким образом, сделанный нами выбор определенного действия влияет на наше ощущение счастья. Точно также многие люди чувствуют, что они более веселые и общительные, когда они находятся с другими людьми, а не одни. Опять же веселость и общительность – качества, присущие счастью. Возможно, это объясняет, почему в среднем экстраверты более счастливы, чем интроверты.

Качество нашей жизни зависит не только от счастья. Оно также зависит от того, что человек делает, чтобы быть счастливым. Если человеку не удается достичь целей, которые приносят смысл в его жизнь, если он не использует свой разум в полной мере, тогда хорошие чувства занимают лишь небольшую часть данного ему потенциала. О человеке, который достиг удовлетворения, уйдя из мира, чтобы «выращивать свой сад», подобно Кандиду Вольтера, нельзя сказать, что он ведет прекрасную жизнь. Не мечтая и не рискуя, человек может достичь только жалкого подобия жизни.

 

Эмоции влияют на внутреннее состояние нашего сознания. Отрицательные эмоции, такие как грусть, страх, беспокойство или скука, создают в нашем сознании «психическую энтропию». Это состояние, в котором мы не можем эффективно использовать внимание, чтобы справляться с внешними задачами, поскольку оно необходимо нам, чтобы восстановить свой внутренний субъективный порядок. Положительные эмоции, такие как счастье, сила или бодрость, характеризуют состояние “психической негэнтропии”, когда наше внимание не направлено на то, чтобы чувствовать и смаковать жалость к себе. В этом состоянии психическая энергия свободно направляется на осуществление любой мысли или дела, которые мы выберем.

Когда мы решаем направить свое внимание на осуществление какой-либо задачи, мы говорим, что у нас есть намерение или цели, которые мы поставили перед собой. Как долго и как упорно мы добиваемся цели, зависит от нашей мотивации. Следовательно, намерения, цели и мотивация – это также проявления психической негэнтропии. С их помощью мы концентрируем психическую энергию, устанавливаем приоритеты и таким образом упорядочиваем свое сознание. Без них наши мысли становятся хаотичными, а настроение быстро ухудшается.

Цели обычно составляют иерархию, начиная с самых банальных, например, купить в магазине мороженое, и кончая целью пожертвовать жизнью за родину. В течение обычного среднего дня около трети людей говорят, что они делают то, что они хотят делать, еще одна треть делает то, что нужно делать, и последняя треть делает что-то, потому что не знает, чем другим еще можно заняться. Эти пропорции могут варьироваться в зависимости от возраста, пола и активности человека. Дети чувствуют, что у них больше выбора, чем у их родителей; мужчины думают, что у них больше выбора, чем у их жен; все, что человек делает дома, он оценивает как более добровольное занятие, чем работа.

Установлено, что хотя люди ощущают себя наилучшим образом, когда они делают что-то добровольно, однако они не чувствуют себя наихудшим образом, когда они делают что-то обязательное. Напротив, физическая энтропия достигает наивысшего уровня, когда люди чувствуют, что делают что-то по тому, что им нечего больше делать. Таким образом, как внутренняя мотивация (желание делать что-то), так и внешняя мотивация (необходимость делать что-то) предпочтительнее, чем состояние, когда человек действует без всякой цели, на которой сконцентрировано его внимание. Многие люди очень часто испытывают это состояние немотивированности в своей жизни, и эта часть их жизни требует совершенствования.

Наши намерения фокусируют психическую энергию на короткое время, тогда как цели обычно бывают более долгосрочными. И, в конце концов, именно цели, которые мы преследуем, формируют нашу жизнь и определяют, кем мы станем в жизни. Что отличает мать Терезу от певицы Мадонны? Их отличают те цели, которым они посвящали свое внимание в течение жизни. Без ясных и определенных целей очень трудно сформировать определенную личность. Только с помощью упорядоченных нашими целями инвестиций психической энергии мы можем упорядочить наш опыт. Этот порядок, выражающий себя в предсказуемых действиях, эмоциях и выборе, со временем формирует более или менее уникальную личность.

Наши цели также определяют нашу самооценку. Как установил Уильям Джеймс почти век назад, наша самооценка зависит от наших ожиданий успеха. У человека может быть низкая самооценка либо потому, что он ставит перед собой не слишком сложные цели, либо потому, что он не очень успешен. Поэтому не всегда успешный человек имеет более высокую самооценку. Возможно, это неожиданный факт, однако азиатские студенты, учащиеся в Америке и имеющие великолепные оценки, обычно имеют более низкую самооценку, чем другие студенты, чьи оценки намного хуже. Дело в том, что они ставят перед собой более высокие цели, которые непропорциональны их успехам. Матери, работающие полный рабочий день, имеют более низкую самооценку, чем неработающие матери, потому что, несмотря на то, что они делают больше, их ожидания превосходят их достижения. Из этого следует, что в противовес популярному мнению, формирование у ребенка высокой самооценки - это не всегда хорошая идея, особенно если делать это за счет снижения его ожиданий.

Существуют и другие неправильные представления о намерениях и целях. Например, многие указывают на то, что в некоторых восточных религиях, таких как различные формы индуизма и буддизма, отсутствие целей считается необходимым условием достижения счастья. Они утверждают, что только путем отказа от своих желаний, достигнув бесцельного существования, мы можем надеяться обрести счастье. Эта мысль повлияла на многих молодых людей в Европе и Америке, которые отказывались от всех целей, веря, что только совершенно спонтанное и случайное поведение приведет их к счастливой жизни.

Я считаю, что такое прочтение идей восточных религий слишком поверхностно. В конце концов, попытка подавить свои желания сама по себе является чрезвычайно сложной и амбициозной задачей. В большинство людей настолько глубоко заложены генетические и культурные желания, что для того чтобы их приглушить, потребуется усилие нечеловеческой воли. Те люди, которые думают, что, ведя спонтанный образ жизни, они избегают каких-либо целей, часто слепо выполняют цели, поставленные перед нами нашими инстинктами или воспитанием. В результате многие из них превращаются в низких, развращенных людей с множеством предрассудков, что приводит в ужас буддистских монахов.

Истинный смысл идей восточных религий, как мне кажется, не заключается в отказе от всех целей. Восточные религии учат нас, что большинство наших намерений возникают спонтанно, и мы не должны им доверять. Для того чтобы выжить в опасном мире с ограниченными ресурсами, наши гены побуждают нас быть жадными, добиваться власти и господствовать над другими людьми. По той же самой причине, социальная группа, в которой мы родились, учит нас доверять только тем, кто говорит на одном языке с нами и исповедует ту же религию. Повинуясь силе инерции прошлого, наши цели формируются под влиянием нашего генетического и культурного наследия. Это именно те цели, которые мы должны научиться сдерживать, по мнению буддистов. Но для достижения этой цели человеку требуется очень сильная мотивация. Удивительно, но выполнение цели отказа от заложенных в нас целей может потребовать от нас всей нашей психической энергии. Йог или буддистский монах концентрирует все свое внимание на том, чтобы его глубинные желания не проникли в его сознание. Поэтому у него остается очень мало психической энергии, чтобы делать что-то еще. Таким образом, практика восточных религий фактически противоположна тому, как она интерпретируется на Западе.

Научится управлять своими целями – это важный шаг на пути улучшения качества своей повседневной жизни. Но для этого совсем необязательно ударяться в крайности спонтанности, с одной стороны, или полного контроля, с другой стороны. Наилучшее решение заключается, возможно, в том, чтобы понять истоки мотивации, признать необъективность наших желаний и ставить перед собой скромные цели, которые создают порядок в нашем сознании, не привнося большого беспорядка в наше социальное и материальное окружение. Пытаться достигнуть меньшего, чем это, значит, упустить возможность развить свой потенциал, а пытаться достигнуть большего, чем это, значит, обрекать себя на поражение.

 

Третья составляющая нашего сознания – это познавательные мыслительные процессы. Мышление – это на столько сложный вопрос, что мы не можем углубиться в него в рамках этой книги. Однако мы упростим этот вопрос с тем, чтобы говорить о нем в отношении к нашей повседневной жизни. То, что мы называем мышлением, также является процессом, который упорядочивает нашу психическую энергию. Эмоции концентрируют наше внимание, мобилизуя нашу психическую энергию на притяжение к чему-либо или на отталкивание от чего-либо. Цели делают это в результате воображения результатов наших желаний. Мысли упорядочивают нашу энергию, производя последовательность образов, которые соотносятся друг с другом с каким-то смыслом.

Например, одной из основных мыслительных операций является соединение причины и следствия. Как мы впервые с ней сталкиваемся можно рассмотреть на примере младенца, который впервые открывает, что, протянув ручку, он звонит в колокольчик, висящий над его кроваткой. Это простая связь – образец того, как впоследствии формируется мышление. Со временем связь между причиной и следствием становится все более абстрактной и оторванной от конкретной реальности. Электрик, композитор или биржевой брокер прокручивают в голове одновременно сотни возможных связей между символами, которыми они оперируют – ватты и омы, ноты и ритмы, цены покупки и продажи акций.

В настоящее время известно, что эмоции, намерения и мысли не проходят через сознание как отдельные элементы нашего опыта. Они непрерывно связаны между собой и изменяют друг друга. Молодой человек влюбляется в девушку и испытывает все эмоции, связанные с любовью. Он намеревается завоевать ее сердце и думает, как ему достигнуть этой цели. Он воображает, что, купив новую шикарную машину, он привлечет ее внимание. Таким образом, в рамках цели завоевания сердца девушки появляется цель заработать деньги. Однако необходимость больше работать может помешать планам сходить на рыбалку и привести к отрицательным эмоциям, что в свою очередь может привести к изменению целей в соответствии с эмоциями… Поток нашего опыта несет в себе одновременно многие подобные единицы информации.

Чтобы осуществлять более или менее глубокие мыслительные операции, каждый человек должен научиться концентрировать свое внимание. Если мы не концентрируем внимание, наше сознание находится в состоянии хаоса. Нормальное состояние сознания представляет собой картину информационного беспорядка: случайные мысли следуют одна за другой, вместо того чтобы выстраиваться в логическую причинно-следственную цепочку. Пока человек не научится концентрировать свое внимание и не будет прикладывать к этому усилий, его мысли будут разбегаться, не приводя ни к какому заключению. Даже мечтание наяву, что есть соединение приятных образов с тем, чтобы получить определенную подвижную картинку в уме, невозможно без способности концентрировать внимание. На самом деле многие дети никогда не приобретают способности концентрировать внимание в достаточной степени, чтобы мечтать наяву.

Концентрация внимания требует намного больше усилий, когда ей противостоят наши эмоции и мотивация. Студенту, который ненавидит математику, намного сложней сконцентрировать свое внимание на учебнике и ему потребуется больше времени, чтобы запомнить содержащуюся в нем информацию. Соответственно, для этого ему потребуется сильная мотивация (например, он хочет сдать экзамены за этот курс). Обычно чем более сложной является задача, тем труднее на ней сконцентрироваться. Однако когда человеку нравиться то, что он делает, и у него есть мотивация, то ему легко сконцентрировать свое внимание, даже если объективные трудности велики.

Часто когда говорится о мышлении, люди считают, что речь идет об интеллекте. Их интересуют индивидуальные особенности мышления, такие как: «Каков мой IQ[1]?» или «Он гений в математике». Интеллект относится к разнообразным мыслительным процессам; например, как легко человек может представлять цифры и манипулировать ими в уме, или насколько хорошо он воспринимает информацию, выраженную в словах. Однако как показал Ховард Гарднер, концепцию интеллекта можно расширить, включив в нее способность различать и использовать разные виды информации, например, ощущения мышц, звуки, чувства и визуальные образы. Некоторые дети рождаются с повышенной восприимчивостью к звукам. Они могут различать тона и высоту звуков лучше, чем другие дети. По мере взросления им легче, чем их сверстникам, научится нотной грамоте и игре на музыкальном инструменте. Подобно этому небольшое превосходство в чем-то при рождении может впоследствии привести к большим различиям в визуальных, спортивных или математических способностях людей.

Однако врожденные таланты не могут развиться в зрелый интеллект, если человек не научится концентрировать свое внимание. Только благодаря приложению своей психической энергии музыкально одаренный ребенок может стать музыкантом, а ребенок с математическими способностями может стать инженером или физиком. Чтобы приобрести знания и мастерство взрослого профессионала, необходимо приложить много усилий. Моцарт был вундеркиндом и гением, однако если бы его отец не заставлял его заниматься практически с самого рождения, вряд ли бы его талант расцвел с такой силой. Учась концентрировать свое внимание, человек приобретает контроль над своей психической энергией – основным топливом, от которого зависит наше мышление.

В повседневной жизни редко удается добиться синхронизации различных составляющих нашего опыта. На работе мое внимание может быть сконцентрировано, потому что начальник дал мне задание, над которым надо хорошо подумать. Однако это конкретное задание не то, что мне обычно нравится делать, поэтому моя внутренняя мотивация не очень сильна. В то же самое время, меня отвлекают беспокойные мысли о сумасбродном поведении моего сына-подростка. Соответственно, хотя часть моего сознания сконцентрирована на выполнении задания, я не вовлечен в свое дело полностью. Это не значит, что в моем сознании царит хаос, однако в нем присутствует значительная доля энтропии – мысли, эмоции и намерения то возникают, то исчезают, производя противоположные импульсы и рассредоточивая мое внимание в разных направлениях. Или другой пример: я чувствую радость, оттого что зашел с друзьями выпить после работы, однако я ощущаю чувство вины, оттого что я не иду домой к семье, и чувство раздражения к самому себе за то, что я трачу впустую свои время и деньги.

Ни одна из этих ситуаций не является особенной редкостью. В нашей повседневной жизни много таких ситуаций: очень редко мы переживаем безмятежное состояние, когда наши сердце, воля и мысли не противоречат друг другу. Обычно в нашем сознании сталкиваются противоположные желания, намерения и мысли, и мы не способны их примирить.

А теперь давайте рассмотрим некоторые альтернативы. Представьте себе, что вы съезжаете на лыжах по склону горы. Ваше внимание полностью сконцентрировано на движениях вашего тела, на положении ваших лыж, на ветре, который дует вам в лицо, и на покрытых снегом деревьях, мимо которых вы проноситесь. В вашем сознании нет места для конфликтов или противоречий; вы знаете, что если какая-нибудь мысль или эмоция отвлечет вас, вы со всего размаху упадете лицом в снег. И разве вы хотите, чтобы вас что-то отвлекало? Вы настолько наслаждаетесь спуском, что все, что вам хочется, это чтобы он длился вечно, чтобы полностью погрузиться в переживание этого опыта.

Если вы не увлекаетесь горными лыжами, замените этот пример на любое любимое вами занятие. Это может быть пение в хоре, программирование компьютера, танцы, игра в бридж, чтение хорошей книги. Или если вы, как многие люди, любите свою работу, это может происходить, когда вы заняты сложной хирургической операцией или деловой сделкой. Или такое полное погружение в свое дело может произойти, когда вы общаетесь с хорошими друзьями, или когда мать играет со своим ребенком. Общим для всех этих ситуаций является то, что в такие моменты сознание заполнено различными переживаниями, и эти переживания находятся в гармонии друг с другом. В противоположность тому, что мы часто испытываем в повседневной жизни, в такие моменты наши чувства, наши желания и наши мысли гармонируют друг с другом.

Я назвал эти исключительные моменты состоянием потока[2]. Люди часто используют метафору потока, течения, чтобы описать ощущение легкости, с которой они выполняли какое-то дело. И эти моменты они считают лучшими в своей жизни. Спортсмены описывают эти моменты как «второе дыхание», религиозные мистики как «экстаз», а художники и музыканты как моменты эстетического восторга. Спортсмены, мистики и художники занимаются разными вещами, когда переживают поток, однако описание их переживаний удивительно схоже.

Как правило, поток приходит, когда перед человеком стоят ясные цели, требующие определенной реакции. Легко испытать состояние потока, играя в такие игры как шахматы, теннис или покер, потому что в этих играх есть цели и правила, благодаря которым игрок действует, не задаваясь вопросом, что ему надо делать и как. На протяжении игры игрок находится в замкнутом пространстве игры, где все белое и черное. Та же самая ясность целей присутствует, когда вы участвуете в религиозном ритуале, играете музыкальную пьесу, плетете коврик, пишете компьютерную программу, забираетесь на скалу или делаете хирургическую операцию. Те виды деятельности, которые вызывают поток, можно назвать «потоковыми», поскольку, занимаясь ими, велика вероятность испытать поток. В отличие от повседневной жизни, потоковые виды деятельности позволяют человеку сконцентрироваться на ясных и достижимых целях.

Другой характеристикой вдохновляющих видов деятельности является немедленный результат, который они приносят. Занимаясь ими, вы сразу видите, насколько хорошо вы выполняете свою работу. После каждого хода игры, вы видите, улучшили ли вы свое положение или нет. С каждым шагом альпинист знает, что он поднялся выше. С каждым тактом певец чувствует, соответствуют ли ноты, которые он поет, музыкальной партитуре. Ткачиха видит, соответствует ли последний ряд стежков рисунку ковра. Хирург видит, что ему удалось не повредить артерии или он вызвал внезапное кровотечение. На работе или дома мы проводим долгое время, не зная, как оценить наше положение, в то время как в состоянии потока мы обычно это знаем.

Поток обычно посещает нас, когда человеку требуется все его мастерство, чтобы справиться с поставленной задачей. Оптимальное состояние обычно достигается путем баланса между способностями человека действовать или предоставленными возможностями для реализации действия (см. график №1). Если задача слишком сложна, человек разочаровывается, начинает беспокоиться и постепенно в нем зарождается тревога. Если задача слишком проста, человек расслабляется, а затем ему становится скучно. Если задача несложна, а способности человека невелики, то человек чувствует апатию. Но когда совпадают сложность задачи и высокое мастерство, происходит глубокое погружение, которое часто рождает состояние потока в повседневной жизни. Альпинист чувствует это, когда сложный рельеф горы требует от него приложения всей его силы. Певец чувствует это, когда песня требует от него использования всех его вокальных данных. Ткачиха чувствует это, когда рисунок ковра сложнее всех, что ей доводилось исполнять ранее. А хирург чувствует это, когда в ходе операции происходят непредвиденные ситуации и неожиданные отклонения. В течение обычного дня мы чувствуем беспокойство и скуку. И только состояния потока являются вспышками интенсивной жизни на фоне скучного существования.

 

 

График №1

Качество опыта как функция зависимости между поставленной задачей и мастерством человека. Оптимальное состояние, или поток, возникает, когда обе переменные находятся на высоком уровне.

 

 

________________________________________________________________

Источники: Массимини&Карли 1988; Чиксентмихайи 1990

Именно полная отдача потоку, а не счастье, делают нашу жизнь замечательной. Когда мы находимся в состоянии потока, мы не чувствуем себя счастливыми,… График №1 также показывает, почему поток ведет к личностному росту.… Таким образом, состояние потока действует как магнит, побуждающий нас учиться – то есть, выходить на новые уровни…

ТРЕТЬЯ ГЛАВА

Как мы себя чувствуем, занимаясь разными делами

Качество нашей жизни зависит от того, что мы делаем в течение приблизительно 70 лет, нам отпущенных, и от того, что происходит в нашем сознании за… Психологическое воздействие разных видов занятий на человека не является…  

Таблица №2

Что мы ощущаем, занимаясь разными делами

Таблица основана на данных о разных видах повседневных занятий, предоставленных взрослыми и подростками США за последнее время.

Ощущения отмечены следующими обозначениями:

Отрицательные; -- крайне отрицательные; 0 средние или нейтральные; + положительные; ++ очень положительные

  Конечно, «работа» - это такое широкое понятие, что невозможно сделать какое-то… Другая проблема, связанная с обобщением понятия работы, состоит в том, что работа складывается из разных аспектов,…

ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА

Парадокс работы

На работу обычно уходит треть нашего времени, в которое мы бодрствуем. Мы испытываем к работе странные чувства: она дарит нам моменты насыщенной… Поскольку работа занимает такое большое количество нашего времени и оказывает…  

ПЯТАЯ ГЛАВА

Опасности и возможности досуга

По различным причинам, обсуждавшимся ранее, мы пришли к выводу, что свободное время является для нас одной из самых желанных целей. Тогда как работа… Еще на рубеже ХХ столетия психоаналитик Шандор Ференци заметил, что его… Все эти факты свидетельствуют о том, что среднестатистический человек плохо подготовлен к свободному…

График № 2

Распределение потоковых видов деятельности у трех поколений семьи из 46 человек, проживающих в деревне Понт Трентаз в Италии

  Work - Работа Leisure - Досуг

ШЕСТАЯ ГЛАВА

Взаимоотношения с людьми и качество жизни

Например, Сара, одна из женщин, жизнь которых мы изучали с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, в субботу в 9:10 утра сидела на кухне одна,…   В большинстве обществ человек зависит от социального окружения еще в значительно большей степени, чем на…

График №3

Как себя чувствуют подростки в разных социальных окружениях

Нарру – Ощущение счастья Strong – Ощущение силы, уверенности в себе Concentration – Концентрация внимания

СЕДЬМАЯ ГЛАВА

Изменяем образ жизни

Несколько лет назад один восьмидесятитрехлетний мужчина написал мне одно из самых трогательных писем, которые я когда-либо получал от своих… Замечательно, что человек на восьмом десятке лет осознал, что не нужно… Конечно, во многих случаях понятно, почему человек редко испытывает поток или не испытывает его никогда. Трудное…

ВОСЬМАЯ ГЛАВА

Аутотелическая личность

  Это меня интересует. Стремление к тому, что для человека является важным,…  

График 4.1

Процентное соотношение времени, которое посвящают разным занятиям аутотелические подростки

Источник: Адаптировано из Адлай-Гэйл 1994г.

График 4.2

Процентное соотношение времени, которое посвящают разным занятиям не аутотелические подростки

Источник: Адаптировано из Адлай-Гэйл 1994г.   Studing - Учеба

График 5.1

Качество опыта, измеряемое в течение недели с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, 202 аутотелических и 202 не аутотелических подростков во время занятия производственными видами деятельности

Источник: Адаптировано из Хектнера 1996г.

 

График 5.2

Качество опыта, измеряемое в течение недели с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, 202 аутотелических и 202 не аутотелических подростков во время занятия активным отдыхом

Источник: Адаптировано из Хектнера (1996) и Бидвелла (1997), пресса.

 

Autotelic – Аутотелические подростки

Non-autotelic – Не аутотелические подростки

Concentration - Концентрация

Enjoyment - Удовольствие

Happiness - Счастье

Self-esteem – Самооценка

Importance to future – Важность для будущего

 

бессмысленными вещами. Люди так созданы, что стараются не унывать и, по-видимому, мы способны избегать чувства грусти даже тогда, когда все условия нас к этому принуждают. Когда мы не можем сказать, что хоть чуть-чуть счастливы, какой смысл продолжать жить дальше? Аутотелические личности не обязательно счастливее, однако они занимаются более сложной деятельностью и в результате чувствуют себя лучше. Чтобы иметь замечательную жизнь, недостаточно быть счастливым. Важно быть счастливым, когда занимаешься вещами, которые развивают наши способности, способствуют нашему росту и реализуют наш потенциал. Это особенно важно в начале жизни: подросток, который ощущает себя счастливым, когда ничего не делает, вряд ли, вырастет в счастливого взрослого человека.

Другой интересный факт заключается в том, что аутотелические подростки проводят значительно больше времени, общаясь со своей семьей – порядка четырех часов в неделю – по сравнению с другими подростками. Это объясняет, почему они получают большее удовольствие от того, что они делают. По-видимому, семья является защитной средой, в которой ребенок может исследовать мир в относительной безопасности. В ней у него нет необходимости стесняться, и тревожится о том, чтобы обороняться от кого-либо или соперничать с кем-либо. Одной из основных целей в воспитании американского ребенка является его ранняя независимость: предполагается, что чем раньше подростки оставят своих родителей, как в эмоциональном, так и в физическом плане, тем быстрее они повзрослеют. Однако раннее взросление это не такая уж хорошая вещь. Подростки, которым слишком рано приходится заботиться о себе, могут легко стать неуверенными в себе и занять оборонительную позицию в жизни. Это может быть оспорено, но на самом деле, чем сложнее мир взрослых, в который придется вступить подростку, тем более долгий период зависимости ему необходим, чтобы подготовиться к этому. Конечно, такая «социальная незрелость» эффективна, только если семья является относительно сложной единицей, которая как стимулирует, так и поддерживает ребенка; ребенку не принесет пользы зависимость от неправильно функционирующей семьи.

 

Если и существует одно качество, которое отличает аутотелических личностей, так это то, что их физическая энергия кажется неисчерпаемой. Даже притом, что они обладают теми же самыми способностями обращать внимание на вещи, как и другие люди, они обращают больше внимания на то, что происходит вокруг них, они больше замечают, и они охотно уделяют больше внимания вещам ради них самих, не ожидая немедленной отдачи. Большинство из нас накапливают внимание очень осторожно. Мы скупо тратим его только на серьезные вещи, которые имеют для нас значение; мы заинтересованы только в тех вещах, которые способствуют нашему благополучию. Объектами, которые наиболее всего достойны нашей психической энергии, являемся мы сами, а также те люди и вещи, которые дают нам какое-то материальное или эмоциональное преимущество. В результате у нас практически не остается внимания, чтобы участвовать в жизни мироздания на его собственных условиях, удивляться, узнавать что-то новое, сочувствовать, преодолевать границы, очерченные нашим эгоцентризмом.

Аутотелические люди меньше озабочены самими собой, и поэтому у них больше свободной психической энергии, чтобы познавать жизнь. Келли, одна из девушек из нашего исследования, которая часто свидетельствует в своих анкетах о том, что находится в ситуации сложных задач и высокого мастерства, отличается от своих одноклассников тем, что не думает все время о мальчиках, покупках и хороших отметках. Вместо этого она увлечена мифологией и называет себя «кельтской ученицей». Три дня в неделю после обеда она работает в музее, где помогает хранить и классифицировать экспонаты. Ей нравятся даже самые рутинные аспекты ее работы, например, «раскладывать все на места и тому подобное», а также обращать внимание на все, что происходит вокруг и приобретать опыт из этого. В то же самое время ей нравится проводить время с друзьями, с которыми она ведет долгие споры о религии и жизни после занятий в школе. Это не означает, что она альтруист или скромный человек. Ее интересы являются выражением ее уникальной индивидуальности, но, по-видимому, она искренне интересуется тем, что делает, в какой-то степени ради самого этого дела.

Творческие люди также обычно бывают аутотелическими личностями, и часто делают свои открытия благодаря тому, что у них есть дополнительная физическая энергия, которую они вкладывают, на первый взгляд, в обычные вещи. Нейропсихолог Бренда Милнер описывает свое отношение к работе, которое разделяют многие другие ученые и художники в своих областях: «Я бы сказала, что я беспристрастна к тому, что является важным или великим, потому что каждый новый маленький факт, даже самый незначительный, вызывает радость в момент его открытия». Историк Натали Дэвис объясняет, как она выбирает проблемы, над которыми работает: «Ну, какая-нибудь проблема начинает вызывать у меня настоящее любопытство. Она меня глубоко задевает… В это время она кажется мне ужасно интересной… Не знаю, вкладываю ли я в выбор темы что-то, помимо моего любопытства и удовольствия».

Изобретатель Франк Оффнер, который после усовершенствования реактивных двигателей и аппаратов ЭЭГ (электроэнцефалограммы), в возрасте 81 года заинтересовался изучением физиологии клеток волос, представляет собой прекрасный пример скромности аутотелических личностей, которые исследуют тайны жизни, даже, на первый взгляд, самые незначительные из них:

 

О, я люблю решать проблемы. Будь это проблема, почему не работает наша посудомоечная машина, или почему не работает автомобиль, или как устроены нервы, или что-то еще – не важно. Сейчас мы с Питером работаем над тем, как устроены клетки волос, и … это так интересно… Мне не важно, какая проблема стоит передо мной. Если я могу решить ее, это доставляет мне удовольствие. Это так здорово решать проблемы, не так ли? Не это ли самое интересное в жизни?

 

Последняя цитата также дает нам предположение, что интерес аутотелической личности не является полностью пассивным и созерцательным. Он также включает в себя попытку понять или, в случае с изобретателем, решить проблему. Важным является то, что этот интерес бескорыстен; другими словами, он не служит полностью личным интересам человека. Только тогда, когда наше внимание до определенной степени свободно от личных целей и амбиций, у нас есть возможность понять реальность в ее собственной сути.

Некоторые люди, похоже, обладают этой дополнительной свободной энергией с самого детства и используют ее, чтобы узнать все, что попадает в их поле зрения. Изобретатель Яков Рабинов увидел первый в своей жизни автомобиль, когда ему было семь лет, и он жил в маленьком китайском городке. Он помнит, что сразу же залез под машину, чтобы посмотреть, как мотор вращает колеса, а когда он пришел домой, то вырезал из дерева коробку передач и центральную шестерню. Лайнус Полинг описывает свое детство типично для большинства творческих людей:

 

Когда мне было 11 лет, больше всего мне нравилось читать книги. И я прочитал много книг…когда мне только исполнилось 9 лет….я уже прочитал Библию и «Происхождение видов» Дарвина. А…когда мне было 12 лет и мы проходили древнюю историю в школе – первый год – мне так нравилось читать этот учебник, что я полностью прочитал его за несколько первых недель года и искал другие книги по истории древнего мира. Когда мне было 11 лет, я начал собирать насекомых и читать книги по энтомологии. Когда мне было 12 лет, я начал собирать минералы. Я нашел несколько агатов - это было практически все, что я смог найти и узнать в Долине Вилламетт - но я читал книги по минералогии и переписывал из книг таблицы с данными о свойствах, твердости, цвете, прожилках и других свойствах минералов. А затем, когда мне исполнилось 13 лет, я заинтересовался химией. Я был очень взволнован, когда узнал, что химики могут превратить некоторые вещества в другие вещества с совершенно иными свойствами…Водород и кислород образуют воду. Или натрий и хлор образуют хлорид натрия. Совершенно различные вещества, элементы которых при комбинации образуют различные смеси. С тех пор я проводил много времени, пытаясь лучше понять химию. А это на самом деле значит, понять мир, природу Вселенной.

 

Важно отметить, что Полинг не был вундеркиндом, который поражал старших своим блестящими интеллектуальными способностями. Он самостоятельно следовал своим интересам без какого-либо признания или большой поддержки со стороны других людей. Толчком к длинной и продуктивной жизни послужила его решимость принимать как можно более полное участие во всем, что его окружало. Хейзел Хендерсон, посвятившая свою жизнь созданию организаций по защите окружающей среды, как, например, «Горожане За Чистый Воздух», живо описывает, с какой радостью и интересом подобные люди относятся к окружающему миру:

 

Когда мне было пять лет – вы знаете, это как открыть глаза, оглянуться и сказать: «Здорово! Что за удивительное путешествие! Что, скажите, здесь происходит? Зачем я здесь и что я должна делать?» Этот вопрос сидит во мне всю мою жизнь. И я люблю его! Благодаря ему каждый день кажется таким новым… Каждое утро ты просыпаешься и чувствуешь, будто это первый день от сотворения мира.

 

Однако не всем так повезло, как Полингу и Хендерсон, обладающим таким большим запасом свободной психической энергии. Большинство из нас научилось экономить свое внимание, чтобы направлять его на сиюминутные нужды существования, и у нас остается мало энергии для того, чтобы интересоваться природой Вселенной, нашим местом в космосе или чем-то еще, что не принесет нам выгоды в достижении наших сиюминутных целей. Но без бескорыстного интереса жизнь неинтересна. В ней нет места для чуда, открытий, удивления и преодоления границ, обусловленных нашими страхами и предрассудками. Если вы не развили в себе любопытство и заинтересованность в раннем детстве, вам стоит приобрести их сейчас до того, как станет слишком поздно улучшать качество вашей жизни.

Теоретически это сделать очень легко, практически – труднее. Тем не менее, это стоит того, чтобы попробовать. Первый шаг состоит в том, чтобы делать все, что вам необходимо делать, концентрируя на этом внимание, делая это с мастерством, а не по инерции. Даже такая рутинная работа, как та, которую вы делаете, когда моете посуду, одеваетесь или косите лужайку, может приносить вам больше удовлетворения, если вы будете делать ее с тем же вниманием, как если бы вы создавали произведение искусства. Следующий шаг заключается в том, чтобы каждый день переносить часть психической энергии, которую вы тратите на то, что вам не нравится делать, или на пассивный отдых, на те дела, которыми вы не занимались раньше или на то, что вам нравится, но что вы редко делаете, поскольку это требует определенных усилий. Мир буквально заполнен миллионами потенциально интересных вещей, которые можно увидеть, узнать и которыми можно заняться. Однако они не станут действительно интересными, пока мы не посвятим им свое внимание.

Многие люди скажут, что этот совет для них бесполезен, поскольку они уже так заняты, что абсолютно не могут себе позволить заниматься чем-то новым и интересным. Нехватка времени стала одной из наиболее популярных жалоб сегодняшнего дня. Однако чаще всего это оправдание, которое люди используют, чтобы не контролировать свою жизнь. Как много из того, что мы делаем, действительно необходимо? Как много дел мы могли бы сократить, если бы затратили немного энергии на то, чтобы организовать и рационализировать наши дела, выделить приоритеты среди тех рутинных дел, которые рассредоточивают наше внимание по мелочам? Действительно, если мы позволим, чтобы наше время уходило сквозь пальцы, то вскоре у нас его не останется. Мы должны научиться управлять им очень аккуратно, не для того чтобы достичь богатства и безопасности в каком-то отдаленном будущем, а для того чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

 

Время – это то, что мы должны найти, чтобы развить в себе заинтересованность и любопытство, необходимые для того, чтобы наслаждаться жизнью самой по себе. Другой равный по значению ресурс – это способность контролировать психическую энергию. Вместо того чтобы ждать внешнего стимула или чего-то, что обратит на себя наше внимание, мы должны научиться концентрировать его в большей или меньшей степени по своей воле. Способность контролировать свое внимание и заинтересованность соотносятся между собой, взаимно пробуждая и усиливая друг друга. Если вы заинтересованы в чем-то, вы будете концентрировать на этом свое внимание, а если вы будете концентрировать на чем-то свое внимание, то очень возможно, что вы заинтересуетесь этим.

Многие вещи, которые кажутся нам интересными, не являются таковыми по своей природе, пока мы не постараемся обратить на них внимания. Насекомые и минералы не кажутся нам очень привлекательными, пока мы не начнем их коллекционировать. Большинство людей тоже не кажутся нам интересными, пока мы не узнаем, как они живут и о чем они думают. Марафоны и скалолазание, игра в бридж и драмы Расина довольно скучны, но только не для тех, кто приложил достаточно много внимания, чтобы понять всю их сложность. Как только мы сконцентрируем свое внимание на каком-то сегменте реальности, перед нами открываются бесконечные возможности для действия – физического, интеллектуального или эмоционального – и применения наших способностей. У нас никогда не будет достаточно веского оправдания своей скуке.

Контролировать свое внимание - это значит контролировать свой опыт, а, следовательно, качество своей жизни. Информация проникает в наше сознание только тогда, когда мы обращаем на нее свое внимание. Внимание действует как фильтр между внешними событиями нашей жизни и тем, как мы их воспринимаем (нашим опытом). Как много стресса мы испытываем, зависит в большей степени от того, как мы контролируем свое внимание, чем от того, что с нами произошло. Как на нас подействует физическая боль, или пропажа денег, или пренебрежительное отношение в обществе, зависит от того, сколько внимания мы уделяем этому событию, сколько места отводим для этих переживаний в своем сознании. Чем больше психической энергии мы вкладываем в болезненное для нас событие, тем реальнее оно становится, и тем больше энтропии входит в наше сознание. Но мы также не решим проблему, если откажемся от этого переживания, постараемся подавить его или интерпретировать по-другому, поскольку эта информация затаится в глубине нашего сознания, лишая нас психической энергии и препятствуя ее распространению. Будет лучше, если мы посмотрим своему страданию прямо в глаза, признаем его и почтем его присутствие, а затем как можно быстрее сконцентрируем свое внимание на тех вещах, которые мы сами для этого выбрали.

Профессор Фаусто Массимини и его команда провели исследование людей, которые получили серьезные физические увечья в результате болезни или несчастного случая – ослепли или оказались частично парализованными – и выяснили, что некоторые из этих людей достаточно хорошо адаптировались к трагедии и заявляют, что их жизнь стала лучше, после того как они получили свое увечье. Эти люди выделяются тем, что они решили преодолеть свой физический недостаток путем беспримерной дисциплины своей психической энергии. Они научились испытывать поток, выполняя простейшие действия, например, когда они одеваются, ходят вокруг дома или водят машину. Те, кто приложил больше усилий, смогли пойти дальше, чем просто возвратиться к основным действиям в жизни. Один из них стал инструктором по плаванию, другие стали бухгалтерами, некоторые начали путешествовать, чтобы участвовать в международных шахматных турнирах и соревнованиях по плаванию, а некоторые стали чемпионами по стрельбе из лука, стреляя из инвалидной коляски.

Подобной способностью трансформировать трагическую ситуацию в, по крайней мере, терпимую, обладают жертвы террористов, которые вынуждены находиться в одиночном заточении, или узники концентрационных лагерей. В таких условиях внешний мир, «реальное» окружение столь бессодержательно и бесчеловечно, что способно привести в отчаяние большинство людей. Те, кто выживает в таких условиях, способны выборочно игнорировать внешние обстоятельства и направлять свое внимание на внутреннюю жизнь, которая для них является единственной реальностью. Это легче сделать, если человек знает поэзию, математику или какую-нибудь другую систему символов, которая позволяет концентрироваться и производить работу в уме без видимых, материальных усилий.

Эти примеры наводят на мысль, что человеку необходимо учиться контролировать свою энергию. В принципе подойдет любое умение или наука, которыми человек может заниматься самостоятельно: это может быть медитация или молитва, если вы к этому склонны; физические упражнения, аэробика, боевые искусства для тех, кто предпочитает концентрироваться на физических занятиях. Подойдет любая специализация или любые знания, которые приносят вам удовольствие, и с помощью которых вы можете научиться лучше контролировать свое время. Однако очень важным является то, как вы относитесь к этим занятиям. Если человек молится, чтобы быть праведным, или занимается физическими упражнениями, чтобы укрепить мышцы груди, или учится, чтобы стать умным, тогда он теряет большую часть пользы от этих занятий. Важно получать удовольствие от самого занятия и знать, что значение имеет не результат, а контроль над своим вниманием, который в результате вы приобретаете.

Как правило, наше внимание управляется нашими генами, общественными условностями и привычками, приобретенными нами в детстве. И, следовательно, не мы решаем, на что нам обращать внимание, и какая информация поступит в наше сознание. В результате по большому счету наша жизнь нам не принадлежит; большая часть того, что мы испытываем, запрограммировано за нас. Мы узнаём, на что стоит смотреть, а на что нет; что следует помнить, а что забыть; что нужно чувствовать, когда мы видим летучую мышь, флаг или человека, поклоняющегося Богу посредством разных ритуалов; мы узнаем, ради чего, как полагают люди, стоит жить, а за что умереть. В течение лет наш опыт выполняет сценарий, написанный для нас биологией и культурой. Единственный способ стать хозяином своей жизни, состоит в том, чтобы научиться направлять свою физическую энергию в соответствии со своими намерениями.

ДЕВЯТАЯ ГЛАВА

Любовь к судьбе

Хотим мы этого или нет, но наша жизнь оставляет след во Вселенной. Рождение каждого человека затрагивает социальное окружение: оно влияет на жизнь… Никто не может вести великолепную жизнь, не чувствуя, что он принадлежит к… Знаменательно, что доктор Бенджамин Спок, чьи советы по воспитанию детей, оказали сильное влияние, по крайней мере, на…

– Конец работы –

Используемые теги: поисках, потока0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В ПОИСКАХ ПОТОКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Понятие потока вектоpа Е связано с понятием повеpхности. Потоком вектоpа Е называется число силовых линий поля, пеpесекающих данную повеpхность
Электростатика раздел учения об электричестве изучающий взаимодействие неподвижных электрических зарядов и свойства постоянного электрического... Электpическое поле создаваемое неподвижными заpядами называется...

Поиск философского камня - поиск своего я
Взято с http spagyria ru и родственных сайтах by Semistrel... Спагирия это искусство Искусство получения медицинских препаратов с помощью... quot Поиск философского камня поиск своего я quot...

Андеграунд вечен - как вечны новации и поиск
Начнём вот с чего. – Представляется, что «читающая публика» – область до сих пор довольно аморфная, и её можно при желании формировать, можно… Это было понято ещё литературными стратегами прошлого века. Белинский,… По счастью, в ХIХ веке общественное сознание ещё не было (и не могло быть) организовано достаточно жёстко для того, …

В поисках идентичности
Процесс становления социологии как учебной дисциплины, отвечающей современным требованиям, сложен и противоречив. Так, открывшийся доступ к… Переживаемый Россией тотальный и затяжной кризис, состояние аномии понуждают… Степень эффективности преподавания социологии, в конечном счете, определяется именно тем, насколько успешно решается…

Логистика и информационный поток
Один из подходов к изучению логистики на предприятии состоит в разделении ее на три сферы. На типовом предприятии эти три сферы будут, конечно, перекрываться, однако… При цельном подходе к логистике в расчет принимается управление материалами, полуфабрикатами и готовой продукцией на…

Маркетинговая концепция в деятельности фирмы. Поиск цеелвого сегмента или ниши. Комплекс маркетинга и его реализация
География клиентов Великобритания, Средний Восток, Китай. Компьютеры и другое чувствительное оборудование требуют бесперебойного и стабильного … Управляющий директор фирмы, по образованию инженер-электронщик, пройдя курс… Философию своей компании он сформулировал так: «Высочайшее качество товара плюс превосходный инжиниринг и техническая…

Духовная культура древней Руси в поисках святости
Решить ее, по общему мнению, образованию удастся лишь в той мере, в какой оно сумеет укоренить души-"бесприданницы" нынешних детей в почве… Что можно противопоставить этому "грязевому селю", вытравляющему все… По мнению диакона Андрея Кураева, “растущий человек должен и имеет право знать духовную историю и духовную карту…

В поисках жанра (новые книги об авторской песне)
В этом динамичном развитии можно выделить несколько направлений. 1 Суть одного из них проще всего пояснить заголовком нашего обзора, подсказанным… Пройдет время, и, наверное, «придумается что-то», говоря словами … Впрочем, кое-что уже «придумывается», и об этом, в частности, идет речь в исследовании, открывающем наш обзор.…

денежные потоки
Кроме того, информационная база оценки денежных потоков и ее методологическая основа в настоящие время не позволяют решать теоретические и… Это ведет не только к снижению управляемости денежными потоками, контроля за… Кроме того, это также препятствует достижению информационной прозрачности, необходимой как для внутренних, так и для…

Антропология и психология будущего: проблемы, поиски и решения.
Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более… Об этом можно судить по трем важным особенностям развития современной науки,… Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Контекстная реклама или лучший способ попасть на первую страницу поиска Контекстная реклама - это платное размещение рекламных текстовых сообщений, которые появляются в зависимости от выбранных владельцем сайта ключевых… Главный минус - посещаемость сайта не закрепляется. Эффективность кратковременна и заканчивается с окончанием кампании. Поэтому тут важно вспомнить о таком аспекте, как…
  • Материальные потоки в логистике Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее… Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое… Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина…
  • Материальные потоки и логистические операции Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального… Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть… По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение,…
  • Магнитный поток На сайте allrefs.net читайте: "ГЛАВА I - Магнитный поток"
  • Духовная психология: в поисках изначального. На сайте allrefs.net читайте: "Духовная психология: в поисках изначального."