рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена

Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена - раздел Право, Содержание Введение Образование Афинского Государства Реформы Солона Реформы ...

Содержание Введение Образование Афинского государства Реформы Солона Реформы Клисфена Заключение Литература Введение Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира. Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах Средиземноморья, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с другими землями.

Подобно тому, как древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями. Античные государства почти с самого начала своего образования стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их народов.Развитие государственных форм здесь проходило на фоне колонизаций - поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной - других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный фактор деятельности властей.

В результате крупнейшие античные государства развились в значительные империи - в период своего исторического заката поистине мирового масштаба империя Александра Македонского, Римская империя.Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления в масштабе континентов.

Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное государство составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным политическим строем.Создание гос-ва в Афинах Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами.

Осевшие в прибрежной Аттике ионийцы делились на 4 племени Гелеонты, Аргадеи, Айгикореи и Гоплеты каждое со своими культом и некоторыми особенностями в той роли, какую они играли в общем ионическом союзе племен их и называли блестящими, земледельцами, козопасами и вооруженными соответственно.Сложившееся в XI-X вв. до н.э. первоначальное объединение племен носило характер общинной конфедерации, в которую вливались сначала три, потом четыре, пять и т.д. племен.

Поселения-центры четырех племен постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии, ставшего затем Афинами по утвердившемуся культу богини. Единство нового полиса обеспечивалось в основном единой военной организацией племен. В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов.Семьи в произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся Аттика соответственно делилась на 4 филы. Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и советом пританов в числе четырех видимо, глав племен.

Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявлять военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и кланов они были вправе взимать свою долю податей, начальствовать в своем клане, даже приглашать царя на свое собрание.

В опоре на такие родоплеменные привилегии, элита стала формироваться в столь важный для Древних Афин социальный слой земельной аристократии.В начале VIII в. до н.э. новому социальному членению общества был даже придан уголовно-правовой статус, восходящий к прежним особенностям племен первый класс назывался эвпатридами обладателями больших земельных наделов с большим урожаем, второй - всадниками, третий - зевгитами разночинцами.

Во второй половине VIII в. до н.э. давление на крестьянство со стороны аристократии начало возрастать, ранее свободные земледельцы попадают под кабалу разного вида к знати.Появляется категория земледельцев-пелатов и шестидольников отдающих 56 урожая, затем зависимые крестьяне превращаются в рабов, если не выплачивают долг наконец, к исходу VII в. до н.э. растет число продаваемых за Аттику рабов.

Знать превращается в социально господствующий слой, и это вызывает ускоренную эволюцию надобщинной администрации прежней эпохи в раннюю государственную структуру, подчиненную интересам этой знати. Примерно с середины VIII в. до н.э. под давлением эвпатридов потеряла свое прежнее значение власть басилевса его сделали выборным и полномочия его свели к религиозной сфере.В 752 году до н.э. вместо царя был избран эвпатридами особый правитель - притан сроком на 10 лет, затем появилась должность архонта с начала VII в. до н.э. архонтов стали избирать на год, и их стало девять с 682 года до н.э Функции постоянного властного органа стал обретать прежний совет родовой знати - ареопаг заседавший на холме святилища бога войны Ареса. К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах приобрело вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.

Первым по значению был архонт-эпоним называвшийся так потому, что его имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский реестр в год его службы.

Он устанавливал правила жизни полиса, считался стражем семьи, контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей, выступал как защитник слабых в связи с этим ему принадлежали значительные судебные полномочия.На второе место был отодвинут басилевс-архонт он выполнял религиозные жреческие обязанности на празднествах, был также председателем особого суда из глав 4 фил пританий по делам об убийствах, о неповиновении главам полиса.

Третьим архонтом был полемарх - военачальник, ответственный за безопасность полиса вместе с главным советом для этого он наделялся полицейской властью и правом карать незначительные проступки граждан и, особенно, неграждан города. Остальные архонты 6 фесмофетов выполняли в основном судебные функции.Наиболее существенным признаком ранней государственной организации было, как видно, сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц. Рядом с ареопагом стоял Совет - булэ. В него пожизненно входили отбывшие их должности архонты, иногда - другие представители знати.

Совет осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного строя он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел право присуждать к изгнанию.Военная организация опиралась на систему навкрарий, особых группировок населения.

Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий всего 48 во главе с одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли 4 притана по одному от филы, они и были высшим военным руководством ополчения полиса. Каждая навкрария должна была выстроить и оснастить военный корабль для флота с экипажем, выделить двух всадников и солдат пехоты для этого внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды.Во второй половине VII в. до н.э. в Афинах, как и в других греческих полисах, социально-политические противоречия знати и земледельческого населения, стремление воссоздать прежний романтизированный социальный уклад привели к учреждению тирании. С правлением тиранов, особенно наиболее известного Драконта около 621 года до н.э связывается появление в полисе писаного законодательства, направленного на стабилизацию общественного уклада.

Реформы Солона, их значение Выходец из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт Солон 640-560 гг. до н.э. был приглашен на должность архонта в 594 году, с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить общественное согласие на основе нового уклада.

Солон отказался от тирании, но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей интересам большинства народа.В качестве предварительного условия преобразований Солон провел так называемую сейсахтею букв. стряхивание бремени отмену всех долговых обязательств в полисе должники были прощены, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены.

Впредь запрещалось давать в долг под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское общество, поскольку не был осуществлен полный передел земли как надеялись бедные, а богатые утеряли значительную долю имуществ.Впрочем, кризис был настолько велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия Солону и впредь.

Сохранив за аристократией исключительное право на занятие высших государственных должностей, Солон придал аристократии имущественный характер.Старым четырем категориям населения Афин эвпатридам, всадникам, зевгитам и фетам был придан новый смысл в них зачислялись граждане соответственно своим доходам не менее 500, 300, 200 мер зерна в год. Помимо того, что категория граждан отныне могла меняться и зависела от исчисления ценза, для других, невысших, слоев были предусмотрены свои возможности решать политические вопросы.

Все слои населения отныне допускались к участию в народном собрании и могли быть судьями полномочия собрания были невелики, и все дела предварительно решались в других советах. Рядом с ареопагом был поставлен новый совет булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой филы или Совет 400 именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие вынесению на народное собрание. За ареопагом были оставлены надзор за всем и охрана законов.Солон отменил большинство изданных до него законов, в частности законодательство Драконта кроме уголовного, и издал целую серию правил, касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной сферы и т.д которые создали совершенно новый правовой порядок.

Отныне все граждане могли обращаться в суд сами, выступать в защиту потерпевшего и преследовать преступника это устраняло патриархальные права эвпатридов.Граждане Афин обязаны были во время междоусобия занимать твердую политическую позицию под угрозой отнятия прав. Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе.

Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона. Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад.Родовая знать стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными институтами.

Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в Сравнительных описаниях пишет Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым обеспечение долговых обязательств. Реформы Клисфена, из значение Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата.Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

В Афинах была создана новая территориальная организация, положенная в основу государственного строя. Все полноправное население вне прежних фил и фратрий было расписано на 100 демов условных слобод.Каждый гражданин должен был приписан к такому дему собственно с занесения в список и начиналось право гражданства.

Дем обладал самоуправлением на собрании избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были объединены в 10 фил новых каждая фила имела свой храм и своих выборных лидеров, пользовалась правами самоуправления собрание филы, исполнительная комиссия, представители в общеполисном управлении. Помимо этого, вся Аттика была поделена на 3 тритии Город, Берег, Внутренняя земля.Филы и демы были приписаны к тритиям произвольно, иногда даже из разных концов полиса.

Тритии не имели существенного значения и влияли только на организацию пританов. Старые роды оказались разобщены на разные филы и демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного населения был положен конец. Произошло упрочение выборной власти.Совет полиса булэ был увеличен до 500 членов, по 50 от каждой новой филы установлен и возраст для избрания в него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом он делился на 10 секций, каждая из который занималась срочными решениями в положенную ей десятую часть выборного года. В 501 году до н.э. булэ впервые принес присягу в том, что будет придерживаться в своей деятельности законов.

Роль булэ несколько ограничивалась народным собранием, которое отныне должно собираться раз в десятую часть года для избрания магистратов, решения вопроса обороны, лишения прав гражданства. Однако все вопросы выносились на собрание лишь с одобрения Совета полиса.К этому же времени относится появлении коллегии 10 стратегов по одному от филы, которым вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.

Сформировался новый политический статус гражданина.Права афинского гражданина стали неразрывны с особыми правилами на получение земли в 506 году до н.э. упрочена была система клерухий первая клерухия устроена в 570-560 гг. до н.э когда по решению народного собрания семьям выделяли землю в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане получили право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет оценена опасной для блага полиса в 506 году до н.э. введена практика остракизма, особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение большинства.

С 501 года до н.э. утвердился новый порядок обязательной военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.Заключение история государства и права Древней Греции , как одна из составляющих дисциплины История государства и права зарубежных стран, представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм. Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства.

Энгельс пишет Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти как место подлинного вооруженного народа, защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная публичная власть, которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше чем в Древних Афинах.

После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом архонтом-эпонимом.Своей задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов.

Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия стряхивание бремени. Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство за границу , государство выкупило за свой счет запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство. Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно.Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа 1 город Афины и его пригороды 2 внутренняя центральная полоса 3 береговая полоса. Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой демократии. После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне.Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику.

Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы. Литература 1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. М, 1999. 624 с. 2. Всеобщая история государства и права Учебник в 2 т. Издание второе.Под ред. Омельченко О.А Т.1 М, 1999. 528 с. 3. Всеобщая история государства и права Учебник Под ред. проф. К.И. Батыра.

М, 1999. 456 с. 4. История Древней Греции Учеб. Под ред. В.И. Кузищина. 2-ое изд. М, 1996 399с. 5. Историки античности. В 2 т.Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М, 1989 6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3. 7. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993 8. История политических и правовых учений.Древний мир. Под ред. В.С. Нерсесянца.

М, 1985.

– Конец работы –

Используемые теги: Образование, Афинского, государства, реформы, Солона, Клисфена0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Предмет, метод и периодизация истории государства зарубежных стран ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Санкт Петербургский университет Государственной противопожарной службы...

Экономическое возвышение Москвы и борьба за объединение русских земель. Образование общерусского государства и его роль в развитие экономики в конце XV в.
II период (2 пол. XIV-50 гг. XV вв.) Первый этап завершается тем, что Московское княжество стало сильнейшим. На базе этого оно в 60-70 гг. XIV в. разгромило своих основных противников:… Присоединение княжеств означало потерю ими государственного суверенитета. Москва встаёт во главе борьбы против…

Денежная реформа и становление денежного рынка Украины (Грошова реформа та становлення грошового ринку України)
Вс готвков виплати та безготвков платеж були проведен банками в новй валют без помтних незручностей чи додаткових витрат з боку хнх клнтв. Особливо… Виршальне слово належало кервництв НБУ у досить вдалому вибор термну випуску… Проте чим довше ми живемо з гривнею, тим ширшою реалстичншою ста база для бльш грунтовних оцнок того заходу, який був…

Образование правового государства
По словам известного древнеримского юриста Ульпиана изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово право оно получило свое… Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном … ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. Что же такое право ? Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи…

Реформы Петра 1 в области образования
К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз¬витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от… Обострение классовой борьбы, общест¬венно-политическое движение XVII — начала… Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал ре¬шительно, применяя жестокие административные меры, «не…

Образование Древнерусского государства. Общественный и государственный строй Киевскойруси 9 - 11 вв
Процесс исторического развития или движение истории представляет собой безграничный объект исторических исследований Объектом собственно... Термином историография обозначают историю исторической науки в целом а... История как наука опирается на факты В переводе с латинского языка слово факт обозначает то что произошло...

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
МОДУЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА... ТЕМА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК... МОДУЛЬ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ...

ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ РИМСКОГО ПРАВА Лекция 1. РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО ПРАВА Образование Римского государства
Лекция РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО... Образование Римского государства...

Особые экономические зоны: опыт, проблемы, механизм образования, роль государства
Главная цель создания таких зон – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых,… По своему замыслу ОЭЗ должны были способствовать решению таких задач, как:… Достижение этих целей предполагало последовательное формирование в регионе рыночной, социально-ориентированной…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам