рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественные системы и партии

Работа сделанна в 2004 году

Общественные системы и партии - Реферат, раздел Политика, - 2004 год - Реферат На Тему Общественная Культура И Партийные Системы Омск 2004 Содержан...

Реферат На Тему Общественная культура И Партийные системы Омск 2004 Содержание 1. Культура в общественной системе. Культура как объект социального познан 2. Основные элементы культуры. Понятия и виды субкультур. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры. 1. Политические партии и партийные системы. 2. природа партий и их типология.Партия как разновидность политических сил Отличительные признаки партии Причины возникновения партий и их природа Типология партий.

Фукции партий. 3. Партийные системы. Критерии типологии партийных систем. Типология партий и партийных систем по количественному критерию. Типология партий и партийных систем по качественному критерию. 4. Партийная система в России. Особенности партийной системы природа и функции. Тенденции развития партийной системы России. Литература I Культура в общественной системе 1 Культура как объект социального познания. Термин культура латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, е обрабатывание.

Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово культура получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстат как сотворенная человеком вторая природа, надстроенная над первой естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определнных структур деятельности и общения.

В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что культура это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы.

В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развитие культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество цивилизация, государство, народность и т.д. создат на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передатся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встат проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

Американский социолог и этнограф Джорж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности. Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной.

Такая позиция называется этноцентризмом. Энтноцентризм весьма широко распространнное явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покорнным народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать американский образ жизни в Европе, или или советский образ жизни в других странах мира. Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры.

В соответствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в е собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в е целостности. Вывод о том, что не одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется не верным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельностью людей. 2 Основные элементы культуры. Понятия и виды субкультур.

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные орудия труда, здания, сооружения и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но вс же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре.

Каковы же эти элементы 1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определнных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык-это система знаков и символов, наделнных определнным значением.

Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей заместителей других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определнное значение. Люди устраивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного. 2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого а акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности 1 смысложизненные представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни 2 универсальные а витальные жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д. б общественного признания трудолюбие, социальное положение и т.д. в межличностного общения честность, бескорыстие, доброжелательность г демократические свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д. 3 партикулярные а привязанность к малой родине, семье б фетишизмы вера в Бога, стремление к абсолюту.

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.

Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанное с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определнному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т.д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации обучения, воспитания и т.д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют и стимулируют его деятельность.

Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности. Мотив это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в свом поведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Она выражает осознание, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектов результатов своей деятельности, которая протекает во времени, поскольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполагания.

На основе более или менее точного определения времени правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т.д. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда и всей жизни.

Для выделения из многообразия целей конечных употребляется понятие идеал. Идеал принадлежит к формам опережающего отражение действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то создать, вырабатывают в свом сознании модель будущего объекта, определнную цель, достижение которой подчиняют всю свою деятельность.

С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определнных социальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив. Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное существование в виде социальной нормы. В определнном смысле социальную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки.

Нормы являются тем средством, определнной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные нормы- это исторически обусловленные общественным бытим требование к деятельности и отношением индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определнным образом.

Одна из важных особенностей воздействие социальных норм на деятельность и общественное отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечиваются различными формами принуждения, начиная от общественного и кончая государственным. Синтетической формой культуры являются образцы поведения обряды, обычаи, традиции. Обряд это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определнные коллективные чувства.

Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношение людей, которая воспроизводится в определнном обществе или социальной группе и является причиной для его членов.

Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники производственные навыки и т.д. Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения и сохраняющиеся в определнном сообществе, социальной группе в течении длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества.

Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Мы рассмотрели общую характеристику культуры и е основные элементы, без относительно к тому, как они функционируют в различных государственно-национальных образованиях, социальных группах и т.д. Можно сказать, что эти характеристики относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре.

Однако культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определнных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу. Каждое сообщество создат свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в тоже время она имеет свои специфические отличия.

Эти отличия связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Термин национальная культура применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое общество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лигвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура.

Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры нацианальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Для социалогии важно определить, смешиваются ли эти субкультуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты.

Часто культурные меньшинства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культуры большинства населения, которые которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их. От Правильной культурной политики зависят состояние экономики, социально-политический климат и вс благосостояние государства. Другой важнейшей формой является кофессиональная субкультура.

Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры Например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональноя субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют е представители. На не оказывают влияние профессиональное образование подготовка. Взаимодействие культуры и экономики. Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодеиствие культу3ры и экономики.

В понимании этого взаимоотношения выделяются две противоположные позиции. Первую позицию наиболее ярко представляет марксизм. Как отмечалось ранее, с точки зрения марксизма, определяющую роль в жизни общества играет материальное производство. Знаменитый тезис К.Маркса, выражающий сущность материалистического понимания истории, гласит люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т.п должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д то есть они должны производить материальные блага.

Культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над ней, обслуживает эту деятельность. Но марксизм не исключает обратного влияния культуры на экономику, а, наоборот, подчркивает наличие обратной связи. Но все же при этом он настаивает на первенстве, определяющем влияние экономике. Противоположную позицию занимают Э.Дюркгейм, М.Вебер и другие видные социологи. Они считают, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего на экономику. Эта позиция проходит красной нитью через все труды немарксистской социологии.

Обоснованию решающего влияния культурного фактора на экономическое развитие посвещены многие работы М.Вебера прежде всего его знаменитая книга Протестантская этика и дух капитолизма. В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что определнная суб культура реформаторское истолкование протестантизма создали такие мотивации поведения, которые стимулировали представителей этой субкультуры к усиленному ведению своих дел на рыночных капиталистических началах и, тем самым, способствовали формированию капиталистических производственных отношений. Вместе с тем, М.Вебер так же не отвергает обратного влияния экономики на культуру.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций. Социальные функции культуры 1 Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов.ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется е социализированностью приобщением к культурному наследию, а так же степенью развития индивидуальных способностей.

Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искуства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Вс это достигается в процессе воспитания и образования. Интегративная и дезинтегративная функция культуры.

На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создат у людей членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности.

Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующиую функцию. Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы, и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют е поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может действовать человек.

Культура реагирует на поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определнные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. II 1

Политические партии и партийные системы

Лапаломбара и М. Типология партий и партий и партийных систем по качественному критерию... 2 Природа партий и их типология. М. Однако действительная, а не мнимая двухпартийная или многопартийная си...

Литература 1. А.А. Радугина К.А. Радугин Социология курс лекций М.1995 г. 2. В.С. Харчва Основы социологии М.1998 г. 3. Р.Т. Мухаев Основы политологии. 4. А.А. Радугина Политология курс лекций.

– Конец работы –

Используемые теги: общественные, системы, партии0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественные системы и партии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Тема: Операционная система. Определение. Уровни операционной системы. Функции операционных систем. 1. Понятие операционной системы
Понятие операционной системы... Причиной появления операционных систем была необходимость создания удобных в... Операционная система ОС это программное обеспечение которое реализует связь между прикладными программами и...

Экспертные системы. Классификация экспертных систем. Разработка простейшей экспертной системы
Глава 2. Структура систем, основанных на знаниях. 1. Категории пользователей экспертных систем. 2.2. Подсистема приобретения знаний. 3. База… ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.

Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личнсть и место социальных систем
В центре данного исследования стоит разработка теоретической схемы. Систематическое рассмотрение ее эмпирического использования будет предпринято… Основные положения системы координат действия подробно излагались ранее, и… При помощи ее анализируются структура и процессы систем, состоящих из отношений таких элементов к их ситуациям,…

Микропроцессорные системы: система ДЦ-МПК, система "Юг"
Использован практический опыт внедрения линейных пунктов управления (ЛПУ) на 60 станциях в увязке с ЭЦ-4, ЭЦ-9, МРЦ-12, МРЦ-13. Выполнен переход на… В состав аппаратуры центрального пункта управления (ПУ) входят IBM-совместные… Круглосуточный режим работы аппаратных средств ПУ обеспечивается источниками бесперебойного питания, а также системой…

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. СИГНАЛЫ И КАНАЛЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ. СИСТЕМЫ СВЯЗИ С ЧАСТОТНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ КАНАЛОВ. ЦИФРОВЫЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ
Лабораторные работы часа... Практические занятия часа... Всего аудиторных занятий часов...

Непротиворечивая система аксиом называется независимой, если никакая из аксиом этой системы не является следствием других аксиом этой системы
При аксиоматическом построении теории по существу все утверж дения выводятся путем доказательства из аксиом Поэтому к системе аксиом предъявляются... Система аксиом называется непротиворечивой если из нее нельзя логически... Если система аксиом не обладает этим свойством она не может быть пригодной для обоснования научной теории...

Система ценообразования и политика цен в системе маркетинга
В условияхрынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействиюмногих факторов и, конечно, базируется не только на… Новыбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на… От цен во многом зависят достигнутые коммерческиерезультаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает…

Нервова система (Нервная система)
У ц лому функц нервово системи полягають в нтеграц ц л сного орган зму включаючикоординац ю та регуляц ю функц й ус х його орган в та доц льн й… До складу входять нерви, нервов вузли та сплет ння,головний та спиннний мозок,… З п двищенням р вня орган зац у ф логенез тварин в дбувалася концентрац я нейрон в у певних частинах т ла, звичайно б…

Заболевания дыхательной системы. Заболевания сердечно-сосудистой системы
Кашлю предшествует глубокий вдох, а вслед за ним и толчкообразный выдох, обусловленный сокращением брюшных и бронхиальных мышц. После глубокого… Сухой кашель наблюдается при плевритах, бронхитах, в начале воспалительного… Учащение количества дыхания с ощущением недостатка воздуха называется одышкой оно вызывается раздражением дыхательного…

0.041
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам