Реферат Курсовая Конспект
Германский гуманизм в идеях Эразма Роттердамского - раздел Философия, Введение 1. Философия Гуманизма 1.1 Специфические Черты Немецкого Гуманизма 2...
|
Введение 1. Философия гуманизма 1.1 Специфические черты немецкого гуманизма 2. Философия Эразма Роттердамского 2.1 Критика католической церкви в трудах Эразма Роттердамского 2.2 Критика феодального общества в трудах Эразма Роттердамского 3. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского Заключение Список литературы Примечания Введение Изучение истории культуры эпохи Возрождения на современном этапе развития человеческого общества актуально и отвечает духу времени.
Проявляется эта актуальность в установлении связующей преемственности эпох, в более многогранном исследовании наследия Возрождения, как прямого преемника античности и предшественника нашей эпохи, когда социально- политические, философские, педагогические, культурные и иные аспекты развития человеческого общества напрямую связываются с идейными истоками духовной эволюции эпохи Возрождения и Реформации. Период XV-XVI веков относился к переходному периоду в истории Западной Европы.
На этой стадии европейского развития происходили значительные изменения как в экономической так и в культурной и духовной сферах европейского общества. Крупнейшим событием европейской истории, всей европейской культуры XVI века стала Реформация. Словом "реформация" обозначают крупное явление европейской и всемирной истории, связанное с формированием в XVI в. новых христианских вероучений, отходом на этой основе от католицизма больших масс верующих, расколом римско-католической церкви, образованием новых христианских церквей и множества нецерковных религиозных общностей.
Все это сплеталось в сложнейший комплекс с политическими, социальными, культурными, хозяйственными и другими крупными переменами в европейской жизни начала нового времени. Германия, с ее могущественными имперскими князьями, разорившимися рыцарями, неравномерным экономическим развитием, находилась в процессе распада феодальной империи, в ней хозяйничали сытые католические епископы и аббаты, имевшие широкие земельные угодья, и вызывавшие ненависть, как у мелкого дворянства, так и у всего народа.
Достаточно было одной искры, чтобы разгорелось пламя Реформации и крестьянской войны. Одной из этих искр стали творения Эразма Роттердамского. Германский гуманизм имел свои характерные особенности, главным образом обусловленные процессами распада феодального способа производства и формирования нового капиталистического мировоззрения, которые происходили на фоне присущих только Германии признаков.
Каковы эти особенности и насколько они повлияли на формирование немецкого гуманизма, в частности, философии Эразма Роттердамского, мы рассмотрим в первой части данной работы. Эразм Роттердамский - великий гуманист и, как его еще называют, "предтеча Реформации" был виднейшим представителем немецкой философии. Его основными трудами считалась "Похвала глупости", "Разговоры запросто". Особое значение имело его издание перевода Нового Завета, где параллельно шли очищенный от искажений греческий текст и его новый латинский перевод. Ключевыми линиями, которые прослеживаются в его творчестве, были критика католической церкви и критика самого строя, приходящего к упадку феодального общества.
Насколько острыми и злободневными были строки из его произведений; чьи интересы и чаяния выражал Эразм из Роттердама, когда писал "Похвалу глупости" или "Разговоры запросто"; затрагивал ли он церковную догматику или обличал лишь внешнюю религиозность, и, наконец, что сам Эразм хотел вложить, что хотел сказать, чего ожидал от читателя - все это предстоит выяснить в настоящей работе во второй и третьей ее частях.
И в заключении мы постараемся выявить влияние, которое имела философия Эразма Роттердамского на умы его современников и потомков и насколько большую роль она сыграла в развитии реформационного движения в Германии и во всей Европе. 1.
Философия гуманизма. Для более полного выявления исторической значимости Эразма Роттердамск... Эта новая картина мира означала прежде всего крушение иерархии и десак... Вне иерархии мыслится в философии Возрождения и человек. Обожествление человека означает не только его возвышение, но и слом ие...
Мелкое дворянство беднело и разорялось. Характерной тенденцией Нюрнбергского кружка гуманистов было распростра... Заложив последующее развитие культуры, гуманизм, как особая, самостоят... Философия Эразма Роттердамского В начале XVI века немецкие гуманисты з... Он был незаконнорожденным ребенком.
2.2 . Он не только изучил рукописи богатых итальянских книгохранилищ, но и у... Критика католической церкви в трудах Эразма Роттердамского. Во второй части Глупость забывает свою роль, и вместо того чтобы восхв... Гуманисту Эразму приходилось то и дело менять свое местопребывание, сп...
В главе LVI (Короли и вельможи) Эразм показывает, в какой обратной сор... Да и те обязаны разрубать туши, обнажив голову, преклонив колена, дейс... Только зрелище будничной прозы, совсем не вызывало восхищения в авторе... Грубую агрессию отказывался он рассматривать как торжество законности ... "Ибо чем иным является философия Христа, которую он сам зовет Возрожде...
Заключение Гуманизм Возрождения, уже закрепившийся и давший обильные плоды в Италии, дошел Германии на волне пересмотра отношения к общим установкам католической религии. Можно сказать, что некоторые принципиальные устои католицизма и в целом средневекового мироощущения оказались между двух фронтов, направляющих на них свои снаряды. Одним фронтом являлся гуманизм, стоящий на просвещенческих установках, не принимающий тотального подавления человека, необходимости его отречения от полноты жизни, критически относящийся к таким извращенным проявлениям католицизма, как, например, практика индульгенций или развращение высшего духовенства.
Другим, более поздно возникшим, являлся фронт религиозного реформаторства под руководством Лютера, стремящийся победить противника на его же поле - на поле истинности христианского учения. Между этими двумя фронтами находился и Эразм Роттердамский. На закате своей жизни Эразм оказался одним из философов-наблюдателей, которые были осмеяны им самим в первой части речи Мори, бесстрастным мудрецом-стоиком, высокомерным по отношению ко всяким живым интересам.
Главной целью Эразма была гуманистическая реформа образования и культуры, на основе которой он надеялся мирными средствами просветительства добиться совершенствования общества, государства, церкви. Отсюда свойственная Эразму высокая оценка разума, знания, неутомимой трудовой активности человека. Его отличал неизменный интерес к задачам нравственного воспитания человека и общества - к "науке добродетели". Для социально-политической мысли Эразма были характерны противоречия, типичные и для многих других гуманистов. Он возлагал чрезмерные надежды на благую волю просвещенных монархов, на способность высшего клира пойти навстречу идеям радикальной внутрицерковной реформы.
Он первым обосновал гуманистической аргументацией призыв к миру, обращенный ко всем людям доброй воли. В мире он видел норму гражданской жизни, главное условие развития наук и расцвета всех форм трудовой деятельности человека.
Эразм, сохраняя независимость личной позиции, отвергал фанатизм любой "секты" и прокладывал путь еще редким в XVI столетии сторонникам веротерпимости. Эразм многократно объявлял себя сам гражданином мира, общим другом всех стран. Он считал, что к людям и вещам нужно относится так, словно этот наш мир - общее для всех отечество, и если бы люди это усвоили, ставя превыше всего закон христианской любви, то, исчезла бы война, ненависть, коварство.
Независимо от личных позиций Эразма, его идеи исторически делали свое дело. " Эразмизм", как ересь "арианская" и "пелагианская", подвергается преследованию в эпоху контрреформации, но его влияние обнаруживается и в скептицизме "Опытов" Монтеня и в творчестве Шекспира, Бен-Джонсона и Сервантеса. Его внимательно читают французские вольнодумцы XVII века вплоть до П. Бейля (прожившего последний период своей жизни в родном городе Эразма Роттердаме), автора статьи об Эразме и его последователя в рационалистическом подходе к богословским текстам.
Эта эразмовская традиция приводит к французским и английским просветителям XVIII века. Одни развивают критическое начало его теологии, другие - его педагогические идеи, его социальную сатиру или этику. Просветители XVIII века с новой, невиданной до того силой используют основное орудие Эразма - печатное слово. Лишь в XVIII веке семена эразмизма дают богатые всходы, и его сомнение, направленное против догматики и косности, его защита "природы" и "разума" расцветают в жизнерадостном свободомыслии Просвещения.
Смысл гуманистического учения Эразма Роттердамского и гуманистов эпохи Возрождения, просматривается в первую очередь в осознании ими необходимости изменения духовного облика человека, воспитания человека высоконравственного, что является залогом преодоления всех противоречий человеческого бытия. И в настоящее время это по-прежнему остается актуальным. Чтобы остановить глобальные проблемы человечества, нужны радикальные изменения в сознании, в правовых и нравственных ценностях людей.
Список литературы 1. История средних веков. В 2т. Т.2: Раннее новое время: Учебник/ Под ред. С.П.Карпова М.: Изд-во Моск. Ун-та: Наука, 2005 2. Энгельс Фридрих. Диалектика природы М.: Политиздат, 1987 3. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто М.: Гос. Издательство художественной литературы, 1969 4. Эразм Роттердамский. Похвала глупости М.: Гос. Издательство художественной литературы, 1960 5. Б. Пуришев.
Очерки немецкой литературы XV- XVII вв М.: Гослитиздат, 1955 6. Энгельс Фридрих. Крестьянская война в Германии, М. 1952 Примечания Шванк - обычно шутливый стихотворный или прозаический рассказ, зачастую нравоучительного или сатирического характера, в основе которого лежит какая-нибудь занимательная проделка; Фастнахтшпиль (масленичное представление) - веселый народный фарс. Схоластика - философия, занимавшая господствующее положение в идеологии феодального общества Реализм - идеалистическое направление философии, признающее лежащую вне сознания реальность.
Средневековый реализм утверждал, что общие понятия существуют реально и не зависимо от сознания Панегирик - ораторская речь хвалебного содержания Мория - с греч. "глупость".
– Конец работы –
Используемые теги: Германский, Гуманизм, идеях, Эразма, Роттердамского0.082
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Германский гуманизм в идеях Эразма Роттердамского
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов