рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Национальный и националистический - добро и зло в национальном вопросе

Национальный и националистический - добро и зло в национальном вопросе - Доклад, раздел Философия, Национальный И Националистический - Добро И Зло В Национальном Вопросе Абдул...

Национальный и националистический - добро и зло в национальном вопросе Абдулатипов Р.Г. Сказано давно, что благополучными могут быть только консервативные народы. Никогда не может быть благополучен народ, который устраивает революции через каждые десять - пятнадцать лет. Самое главное сказано в выступлении предыдущих докладчиков.Но мне представляется главной старая сократовская истина - "познай самого себя". И это относится не только к человеку, это относится к народу, это относится к стране, к государству.

И сегодня мы все перед таким вопросом. Во все эти годы мы произнесли очень много слов, и в наших выступлениях, начиная с меня, остается мало философии, практических дел. Если в XVIII - XIX веке почти каждый известный ученый непременно был философом, мы в конце ХХ века фактически не имеем философов. Я это говорю как философ. В XXI веке, как подчеркивал известный наш гуманист Лихачев, может произойти глубокая дегуманизация человеческого общества.Человек занимается всем, только не самим собой.

И все это может повернуться против человека. И развал Советского Союза показал не только кризис политической системы, он привел к тому глубокому духовному кризису, в котором мы оказались. Фактически разрушено единое культурное, духовное пространство. Как бы мы это ни называли, как бы нам это нравилось или не нравилось, но привычные ценности и ориентации разрушены.Если они для академика были недостаточно хорошими, то для обыкновенного человека они были привычными, они обеспечивали ему каждодневную жизнедеятельность - плохо это или хорошо.

И сегодня вновь Россия уже не единожды в ХХ веке оказывается как витязь на распутье. Недавно я прочитал такой анекдот, когда витязь к перекрестку на своем коне подъезжает и видит надпись на камне: направо пойдешь - по морде получишь, налево пойдешь - по морде получишь. Он стоит, а сверху голос: мужик, чего стоишь, по морде хочешь? Поэтому в таком состоянии страна не может находиться.Мы очень долго говорим о том, что правительство, еще кто-то приняли программу.

Я пытался спрашивать у членов правительства, что это за программа. Внятного ответа не получил. А мы хотим мобилизовать народ на выполнение этой программы, на перевыполнение и на реализацию программ реформирования нашего общества.У нас была плохая система, но если было принято постановление ЦК КПСС, то на следующий день во всех первичных партийных организациях все заседали и всем объясняли, что делать и куда идти. Сказано давно: не может быть попутного ветра для тех, кто не знает, куда плывет. И речь идет о мобилизации воли народа, а без такой мобилизации невозможны никакие реформы.

Сегодня Россия, каждый народ фактически находится в поисках своей идентичности. Мы обвиняем многие национальности в том, что они увлеклись национализмом и т. д. А что мы даем взамен сегодня? Взрыв этничности не от хорошей жизни.Оказавшись без ценностных ориентаций, люди возвращаются обратно, в свои родовые начала. Мы раскрепостили за эти годы национальную энергию.

Но о том, как управлять этой энергией, куда направлять эту энергию, мало кто подумал за эти годы. Мы получаем сегодня две крайности. Первая крайность - это забыть о нациях вообще, и упоминание о нациях считается признаком отсталости и консервативности, и в ответ на это получаем этнократическое мышление, когда классовый фанатизм подменяется националистическим фанатизмом. Что лучше, что хуже - трудно сказать.Последние годы пошла такая мода, когда мы бесконечно подчеркиваем, что, оказывается, есть национализм и хороший, и плохой.

Национальный и националистический - это добро и зло в национальном вопросе. Не может быть хорошей холеры. Национализм, как сказано давным-давно, это ненависть к другим народам, если патриотизм - это любовь к своему народу. Они коренным образом отличаются друг от друга. Мы фактически превратили нашу страну в страну массового нарушения прав человека по национальному признаку.При этом мы говорим об успехах нашего образования, говорим об успехах работы средств массовой информации, говорим о свободе.

Свобода - это самая тяжелая ноша, под которой сгибаются целые народы и государства. И со свободой тяжелее справиться, чем даже с тоталитаризмом. Наш пример тому свидетельство. Недавно читаю книгу одного профессора А. И. Касянова из Ростовского университета. В книге семьсот восемьдесят страниц. И вся книга посвящена тому, чтобы сказать, что все национальности кроме русских в нашей стране - мафиозные национальности.Евреи, казахи, татары, башкиры - все мафиозные национальности.

И самое главное, что, оказывается, это еще первый том. (Смех в зале.) Читаем вторую книгу, Хомякова, где автор проводит противопоставления - мы и они - как основополагающую ориентацию в общениях между национальностями. Ненависть, разжигание этой ненависти. Я готовлю статью под названием "От обезьяны до Хомякова". Потому что далеко никто не ушел в этом плане, как только начинает рассуждать о национальном вопросе.Мой друг Владимир Александрович Тишков, директор института этнологии, пишет в "Независимой газете", что главное достижение демократической национальной политики последних лет это то, что мы в паспорте не написали национальность.

Вы понимаете? Если в паспорте не написали - значит, все нормально. То есть мы постоянно в национальном вопросе действуем по принципу отложенного конфликта.Нам кажется, что отсутствие национальности у человека является прекрасным качеством, которое открывает простор для него, но человек, который не знает своего рода, не знает своего народа, не знает своей культуры, еще Аристотель сказал, что он всегда готов к войне, а не к созидательной деятельности.

Или другой пример, ваххабит из Дагестана Тагаев пишет, что самой плохой нацией в мире является русская нация и, пока мы не очистим Кавказ от русских, у нас ничего не будет. Его друг баркашовец из Омска, пишет, что надо очистить Россию от кавказской заразы.А интеллигенция, власть за всем этим наблюдает и, видимо, ждет, когда мы во главе с отрядами мести встретимся у Ростова.

С одной стороны главнокомандующим будет Тагаев, а с другой стороны будет какой-нибудь баркашовец. И мы будем воинами, потому что редко кому удавалось за эти годы, в межнациональном конфликте особенно, сказать хоть одно слово в адрес своего народа.Единственный, кто сказал, философ Мамардашвили: если мой народ голосует за Гамсахурдиа, я не могу биться со своим народом. И умер в аэропорту, не понятый своим народом в конце ХХ века. На этом фоне мы почти не имеем действующей национальной политики, хотя концепция есть, программа есть. Ассамблея народов России утверждает: мы знаем, что делать и как делать, но давайте же сделаем так, чтобы были рычаги государственности, средств массовой информации и т. д. и т. п. Виктор Антонович здесь говорил об успехах образования. Я не ставлю его слова под сомнение, хотя у меня совершенно другое мнение - происходит дискредитация высшего образования.

Когда в городе Дербенте открываются двадцать семь институтов, и вы представляете: вас оперирует выпускник дербентского медицинского института Коммерциализация может уничтожить то, что было действительно привлекательно.

Я буквально недавно взял все учебники истории России, которые продаются по Москве. Десятки учебников. Только первая глава, относящаяся к "Повести временных лет", упоминает, что мы живем в многонациональной стране.Мы что хотим воспитать, мы кого хотим воспитать? Вообще философии в общественных науках очень тяжело, потому что за эти дни тоже будет очень много слов, но нет ясных формул, а формулами, которые есть, мы пренебрегаем.

Я считаю, что открытия, которые сделал Соловьев, в ХХ веке не менее значимы для человечества, чем открытия, которые сделал Менделеев в своей таблице. Соловьев, будучи великим философом, сказал: если воспроизводится самовосхваление нации, самообожание, такая нация приходит к самоуничтожению.Тысячи примеров только в ХХ веке. Поэтому мы должны, мне представляется, с одной стороны, что, соглашаясь с самоидентификацией представителей народов, религий, разных культур, одновременно воспитывать то, что все мы являемся гражданами единого Отечества.

Одного без другого не бывает. Даже в уста президента Бориса Николаевича Ельцина вложили тезис: мы согражданство. И поэтому мы являемся одним из немногих народов в конце ХХ века, который так и не стал ни нацией как этносом, ни нацией как государством.Мы издеваемся над тем, что мы писали: "новая историческая общность людей - советский народ" . По этому поводу я написал лет пять тому назад статью "Старая историческая общность людей - российский народ". Если мы живем в одном государстве, нас объединяют многие ценностные ориентации.

Мало написать в Конституции в первой строке (еле удалось это записать с помощью Сергея Александровича Филатова): "Мы - многонациональный народ Российской Федерации". Но, записав, мы должны подумать, что такое мы? Что такое мы - многонациональный, что такое народ Российской Федерации? Поэтому я думаю, что в эти дни мы должны уделить огромное внимание именно философскому пониманию многих проблем культуры, образования и религии.

Философски, чтобы их довести до человека, до человеческого сознания. Мы говорим, что молодежь - это потерянное поколение. Потерянное поколение - мы. А какая будет молодежь, будет зависеть от того, насколько мы будем не потерянным поколением.Ассамблея народов России провела молодежный форум народов России в Ижевске с участием представителей ста одиннадцати национальностей из шестидесяти пяти регионов страны - восемьсот двадцать три человека.

Это прекрасная молодежь. У молодежи совесть чище, чем у нас с вами. У молодежи будущее, надежды более светлые, чем у нас с вами. Поэтому нам предстоит огромная работа - и государству, и обществу.Когда я, как-то будучи в Москве, спросил у Мустая Карима, чем объясняются межнациональные конфликты, с которыми мы сталкиваемся все эти годы, он очень объемно сказал: мы все эти годы занимаемся возбуждением злой памяти. А доброй памяти взаимоотношений между народами, между нами как людьми одного Отечества в тысячи и тысячи раз больше.

Поэтому дело интеллигенции и власти - это возбуждение доброй памяти. И обеспечение солидарности и взаимопонимания в этом обществе. В чем себе и вам желаем успехов.

– Конец работы –

Используемые теги: национальный, националистический, Добро, зло, национальном, вопросе0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Национальный и националистический - добро и зло в национальном вопросе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Добро и Зло как проблема социальной работы
Сократу захотелось его образумить.Он спросил его: - «Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?» - «Конечно, знаю, не хуже всякого… Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это… Каждый день человек сталкивается со злом и добром, каждый день решает, что «правильно», а что «неправильно». Каждый…

Дисциплина Генетика Вопрос 1. Предмет и методы генетики Вопрос 2. Определение пола. Виды половых признаков
Факультет энергомашиностроения... Кафедра Водные биоресурсы и аквакультура... Дисциплина Генетика...

Вопрос 1. Предмет,задачи и методы генетики. Вопрос 2 . Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого, их диалектическое единство
Генетика наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими В ее основу легли закономерности наследственности... Задачи генетики вытекают из установленных общих закономерностей... Генетика является также основой для решения ряда важнейших практических задач К ним относятся выбор наиболее...

Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении человека и мира
Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении человека и мира... Наука исследующая первые начала и причины была названа... Обоснованием независимости науки от философии занимается позитивизм Наиболее ранней формой...

Вопрос как форма мысли. Виды вопроса
Природа позаботилась о том, чтобы все это происходило как бы само собой, в порядке естественного хода жизни. Интерес к вопросу как новому и непонятному явлению возник тогда, когда человек… Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было; она носит стимулирующий…

Добро и зло в преломлении
Нет общества, которое в самых общих чертах не предписывало бы людям взглядов на добро и зло, не призывало бы их творить добро и искоренять зло.… Одна из наиболее общих и сложных проблем теории морали всегда состояла в том,… Такими наиболее характерными направлениями в этике были гедонизм (представители его связывали понятия о добре и зле с…

Добро и зло
Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им… Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла,… Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания…

Вопрос 1. Значение дисциплины "Строительное материаловедение" в подготовке инженера-строителя, Вопрос 2.Классификация строительных материалов и изделий.
Значение курса Строительные материаловедение в подготовке инженеров строителей трудно переоценить поскольку ни одно здание или сооружение нельзя... Вопрос Классификация строительных материалов и изделий...

Статистика национального богатства: основные понятия и категории. Состав и структура национального богатства
Национальное богатство в СНС совокупность накопленных в стране нефинансовых и чисто финансовых активов на определенный момент времени В... По источникам происхождения в составе национального богатства выделяют две... Природные ресурсы природные богатства составляют первую важнейшую группу ресурсов куда включаются учтенные и...

Добро и зло в преломлении
Нет общества, которое в самых общих чертах не предписывало бы людям взглядов на добро и зло, не призывало бы их творить добро и искоренять зло.… Одна из наиболее общих и сложных проблем теории морали всегда состояла в том,… Такими наиболее характерными направлениями в этике были гедонизм (представители его связывали понятия о добре и зле с…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ВОПРОС 1. Предмет, основной вопрос и соц.функции философии ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИэто вопрос об отношении материального и идеального В разные эпохи в различных философских учениях О В Ф приобретал... Существуют следующие ответы на вопрос о первичности сущности мира и... Материализм материя первична сознание вторично производно от нее т е мир в своей основе материален...
  • Методология измерения объема национального продукта, национального дохода Если все эти промежуточные операции учитывались несколько раз, то совокупный общественный продукт включил бы в себя завышенную оценку валового… ВНП может быть рассчитан двумя способами, как трактует экономическая теория… Для более доходчивого восприятия указанных подходов в оценке валового национального продукта следует помнить, что…
  • Онтологические определения понятий культура и цивилизация, добро и зло, свобода и воля Противоречивое и неоднозначное их употребление ведет не только к непониманию между людьми, но и к столкновению между ними. Причем к столкновениям,… Первое. Единственным исходным основанием аритмологии является Бытие до всякого… Структурная актуализация отношения Быть являет и порождает бесконечную иерархию структурных уровней Бытия. Структурная…
  • Национальный вопрос в современном мире Специфика исследований национальных проблем в нашей стране заключалась в том, что ими занимались в основном ученые из союзных республик, и часто… Так проросли всходы махрового национализма, проявилось стремление обеспечить… Для анализа социально-этнических отношений следует уточнить некоторые понятия. Прежде всего стоит обозначить понятие…
  • Национальные отношения и национальная политика – составная часть обновления общества Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для… Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их… Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи…