рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Инобытие в культуре

Инобытие в культуре - раздел Философия, Антропология мифа Итак, Первая Фундаментальная Функция Мифа В Культуре За­ключается В Том, Чтоб...

Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, которые находятся принципиально за предела­ми его видовой программы. Миф - это и есть та мощная сверх­биологическая мотивация, которая заставляет человека интересо­ваться всем, что находится за пределами его видовых интересов и потребностей. Миф - это искушение человека на то, что любой биологический вид оставляет глубоко равнодушным.

Миф воистину открывает человеку мир, находящийся за пре­делами его видовых биологических интересов, приковывает че­ловеческое внимание к этому миру, инициирует в нем исследова­тельский и предметно-преобразующий пафос, становится причи­ной, источником того, что у человека - в отличие от всех прочих видов - наряду с живым, биологическим, органическим телом воз­никает феномен того, что, кажется, Марксом впервые было названо

"неорганическим телом" - телом культуры. Миф, таким образом, есть подлинное начало культуры, подлинный ее фундамент. Миф - это такая особая, базовая структура человеческой культуры и человеческого сознания, которая инициирует и стимулирует ин­терес человека к всепредметному миру. А вся культура челове­ческая есть не что иное, как манифестация и реализация этого всепредметного интереса.

Таким образом, миф - подлинный инициатор культуры. Куль­тура возникает как бы по инициативе мифа и является результа­том, воплощением мифологической энергии. Любая культура -всемирная, локальная, индивидуальная - вполне может быть рас­смотрена как результат своего рода мифологического влечения к предмету. Как результат такого влечения к тому или иному пред­мету, которое является совершенно бессмысленным с точки зре­ния логики живого.

Животное влекомо к тем или иным предметам исключительно своими естественными потребностями, как-то: чувством голода, чувством опасности, инстинктом размножения. Однако никаким чувством голода невозможно объяснить, почему представители каких-то культур, прежде чем принять пищу, солят ее и перчат, жарят и варят, и, вообще, совершают над нею массу колдовских, мистических операций, которые выглядят совершенно абсурдно и странно для представителей других культур. Разве можно объ­яснить необходимостью утоления чувства голода специфику той или иной культурно-исторической кухни? Ведь уже у первобыт­ного человека акт приготовления и приема пищи превращается в настоящее священнодействие, сопровождаемое сложными ритуа­лами и церемониями, обрядовыми танцами, торжественными за­клинаниями. Приготовление некоторых блюд у аборигенов зани­мает нередко долгие часы, а то и дни, а, порою, требует участия всех членов племени - как, например, в том случае, когда огром­ное совместное варево создается на основе предварительно пере­жеванной и выплюнутой в общий котел пищи. Естественно, что мотивируются столь странные кулинарные технологии отнюдь не естественными биологическими потребностями, а чем-то прямо противоположным - культурными мифами.

Не случайно у всех "примитивных" народов очаг, место при­готовления пищи есть место священное, а кухонная утварь несет в себе божественные смыслы. Это противоречит распространен­ному мнению, согласно которому первобытный человек менее куль­турен, нежели современный, и что многие его потребности - в частности, потребность удовлетворения чувства голода - носят еще глубоко животный характер. Мол, на ранних ступенях раз­вития общества человеку не до кулинарных изысков. Ему бы, мол, побыстрее насытиться, удовлетворить ближайшую физио­логическую потребность, - а уже потом заниматься всем осталь­ным. Еще каких-нибудь сто лет назад такое представление о сущ­ности образа жизни первобытного человека было всеобщим. Мол, в чем-чем, а в удовлетворении физиологических инстинктов пер-

вобытный человек максимально близок своим животным пред­кам. Якобы, сначала человек должен есть, пить, размножаться, т.е. заниматься всем тем, чем занимается любое животное, и уж только потом заниматься всякими культурными изысками.

Однако практика реальных примитивных сообществ свиде­тельствует о прямо противоположном. Во всех этих сообществах культура наиболее мощным образом заявляет о себе как раз на оселке самых элементарных физиологических потребностей, кото­рые, благодаря культуре, утрачивают эту свою элементарность. В частности, это относится к потребности в размножении и к по­требности в удовлетворении чувства голода. Именно эти потреб­ности центрируют культурное инобытие человека, именно в этих, "наиболее животных" потребностях культура первобытного об­щества манифестирует себя наиболее мощным и радикальным образом.

Еще О.М.Фрейденберг отмечала, что обыденная еда в ежедневном быту античного грека представляла собой "обряд, аналогичный богослужению" ь, и в этом не было никакого пре­увеличения. Причем, подчеркивает Фрейденберг, античный про­цесс поглощения пищи являлся всего лишь отголоском более древ­них, более первобытных обрядовых ритуалов, связанных с тра­пезой. И речь при этом идет не о каких-то исключительных спо­собах приема пищи, а о самом что ни на есть повседневном уто­лении голода.

Во всех без исключения древних цивилизациях приготовле­ние и прием пищи возведены в ранг своеобразного священнодей­ствия, в ранг высокого искусства, подчеркивающего непрагма­тичность этого акта.

В одном из древнейших китайских письменных памятников "Люйши чуньцю" можно встретить такие образцы кулинарной философии: "Если говорить о корне всякого вкуса, то начало всему - вода. Пять видов вкуса и три вида продуктов, девять способов варки и девять способов приправы достигаются работой огня. (...) Превращения, совершающиеся в тагане-котле - нечто чудесно-непостижимое, что невозможно выразить словом, что нечему уподобить при всем желании. Это столь же тонкое искус­ство, как стрельба из лука и управление колесницей, как игра инь-ян, как смена четырех сезонов, - чтобы долго варилось и не разваривалось, было прожаренным, но не пережаренным, чтобы

- сладкое не становилось приторным, кислое - вяжущим, соленое -пересоленым, острое - пряным, пресное - безвкусным, сочное -жирным" .

Но приведенный фрагмент - отнюдь не банальное руководст­во по кулинарии, как может показаться непосвященному. Исследователи подчеркивают, что у древних китайцев "само кулинарное искусство-дао есть гармонизирующее, "космогоническое" по .; своему характеру воздействие на изначально хаотическое, необработанное сырье..." ". При этом повар является фигурой подлинно демиургической, он - своеобразный центр мира, по-

скольку "к нему стекаются вещи-продукты со всех сторон света, что и дает ему возможность образовать из них некий изысканный вкусоряд по аналогии с пятиступенным звукорядом, ноты кото­рого также ориентированы по странам света" ".

Впрочем, то же самое относится не только к эпохе цивилиза­ции, но и к любой первобытной культуре.

Можно привести многие сотни и тысячи этнографических сви­детельств того, что в любых первобытных сообществах приготов­ление и прием пищи оказываются возведены в ранг сложнейшего культурного священнодействия.

"Очаг - центр и святыня айнского дома. (...) Очаг - не просто святыня. Здесь обитает божество, с которым связаны дорогие вос­поминания и сокровенные надежды. (...) Над огнем висит крюк, на который цепляется котел для варки пищи. Как это ни удиви­тельно, но и котел, и крюк, и даже ложка, которой помешивают варево, - тоже в своем роде божества или божественные предме­ты" - так описывают этнографы место для приготовления пищи у одного из самых древних народов Дальнего Востока.

Это место воистину священно и является подлинным культур­ным центром, где каждый предмет имеет глубоко непрагматичес­кий характер, нагружен сложнейшей мифологической семанти­кой. Это ни в коем случае не центр насыщения желудков, но... центр возвышения духа. И не удивительно, что единственное окно рядом с очагом - это "священное окно" или "окно божества". "Считалось, что через него в дом заглядывают "наружные" боже­ства, которые пристально следят, чтобы здесь были благополу­чие, порядок, взаимоуважение и праведность. Это прямоугольное отверстие в задней стене..., глядеть в него считалось серьезным прегрешением"20.

Аналогичную, глубоко духовную семантику очага и процесса приготовления пищи можно обнаружить у всех без исключения древних народов. Так, в тюркских языках понятие очага, отмеча­ют исследователи, несет в себе широчайший спектр семантичес­ких оттенков и подразумевает "жилище", "семью", "род", "пле­мя" и т.д. 21. Вертикальные камни очага, а впоследствии сменив­ший их железный треножник обозначали здесь "территорию бо­жества". При этом 'огонь очага, соединяющий землю, небо и че­ловека, является одним из аналогов центра мира, наделенного созидательными функциями. Овеществленным, мультиплициро­ванным символом этого мифологического объекта был, вероятно, каждый из камней очага, сопоставимый с космической пупови­ной - источником жизни. Их устойчивость воплощала незыбле­мую вечность космического и социального устройства" 22.

Что же касается собственно котла для приготовления пищи, утверждаемого на треножнике в центре очага, то весьма харак­терна семантика этого слова. Как подчеркивают исследователи, в большинстве тюркских языков одно и то же слово, обозначаю­щее котел ("баш"), несет в себе множество семантических от­тенков, и его семантическое поле включает в себя такие значе-

ння, как: "голова", "вершина", "начало", "исток", "главный", "первый", "старший" и т.д. При этом процесс варки пищи в котле отождествляется... с процессом сотворения бытия, и именно так интерпретируется функция Матери-кори, творительницы су­щего, обращение к которой начинается словами "Много раз ва­рившая, Много раз творившая!..". Абсолютно необходимым ус­ловием творения в мифологии этих народов оказывался именно котел 24. И он же ассоциирует у многих народов семантику вто­рого рождения ребенка: так, у калмыков новорожденного ре­бенка "завертывали в пеленку и опускали в стоящий на тагане котел, под которым разводили огонь" 2>, и только такая проце­дура ДУХОВНОГО рождения, рождения ребенка из котла, сто­ящего на огне, делало этого ребенка полноценным представите­лем данного рода. Таким образом, котел подчеркнуто рассмат­ривался не как источник плотского, а как источник духовного.

Отождествление котла с материнской утробой культуры про­являлось и во множестве других ритуальных обрядов у различ­ных тюркских народов. Так, у кумандинцев ключевая песня осен­него праздника плодородия звучала так: "Котел мой, поставлен­ный на огонь, бурля закипал. У девушек влагалище (вульва) спермой закипало" 26.

Естественно, что любая семантическая ассоциация имеет не только прямой, но и обратный характер. Если сперма, изливаю­щаяся во влагалище девушки, ассоциировалась для кумандинцев с кипящим котлом, то вполне естественно, что кипящий на огне котел ассоциировался для них со спермой, попавшей во влагали­ще девушки. И не случайно у множества тюркских народов сама еда рассматривалась как акт оплодотворения. И это - еще один культурно-семантический оттенок "котла" у тюркских народов. "Образ кипящего котла - потенциального носителя рождающего начала - являлся, вероятно, одной из семиотических доминант традиционной культуры южно-сибирских тюрков" 21, - замечают цитируемые авторы.

При этом сам процесс приготовления пищи у всех первобыт­ных народов крайне сложен, изощрен и обычно вплетен в слож­нейшие ритуально-обрядовые церемонии. Первобытный человек никогда не употребляет пищу просто так, ради утоления голода; приготовление и употребление пищи для него - это сложнейший КУЛЬТУРНЫЙ АКТ.

Вот как, к примеру, описывает приготовление священного на­питка янггоны у фиджийцев М.Стингл.

Корень янггоны разжевывается молодыми жрецами и выпле­вывается в общую чашу. Затем размолотый таким образом ко­рень заливается водой и тщательно перемешивается. При этом процесс приготовления и употребления напитка превращается в сложнейшую многочасовую церемонию.

"Двенадцать избранных девушек, выстроенных попарно перед входом в пещеру, вставали на колени. В руках у первых четырех пар были зажженные факелы, остальные несли "священный" ко-

рень. Факельщицы расступались, и, когда в святилище станови­лось достаточно светло, к деревянной миске... таноа, где напиток должен был размешиваться, медленно приближались на коленях четыре самые красивые девушки племени. Передав корень муж­чинам, они также на коленях двигались назад, не сводя глаз с вождя племени, пока не покидали пещеру. Как только девушки удалялись, избранные мужчины брали в руки тонкие палочки и начинали готовить напиток. (...) "Размешивающий янггону", "под­носящий чашу" и "доливающий воду" исполняют главные роли во время обряда... За ними находится хор девушек, которые позднее будут сопровождать обряд гимнами... Сама миска как бы наделена сверхъестественной силой. Не так давно немедленной смерти предавался каждый, кто нечаянно переступал невидимую, мысленную черту, связывающую вождя с таноа. (...) До сих пор островитяне считают человека в момент совершения обряда иным существом. По их мнению, "священный" корень меняет свойства не только миски, в которой его готовят, но и того, кто смеет до него дотрагиваться. (...) Обряд продолжается до тех пор, пока все не напьются. Церемониймейстер подает мбило (сосуд, напол­ненный свежеприготовленным напитком -А.Л.) , очередной участ­ник обряда выпивает грязноватую жидкость, произносит МАКА, присутствующие хлопают, и все повторяется сначала. За этим занятием проходит не менее часа..." 28.

Но, может быть, в данном случае речь идет о некотором кули­нарном исключении? Может быть, бытовой прием пищи у абори­генов не является столь церемониально сложным?

Ничего подобного! В том-то и состоит парадокс, что предста­вители самых примитивных обществ, обществ, совершенно не зна­комых с цивилизацией, вообще не знают феномена бытового при­ема пищи. Прием пищи для них всегда встроен в сложнейший культурно-мифологический контекст и имеет сложную семанти­ческую подкладку. Всегда и при всех обстоятельствах прием пищи для них - настоящее искусство (в одних случаях - более сложное и изощренное, в других - менее, но - всегда!), а не банальное удовлетворение чувства голода.

И еще более удивительна во всех человеческих сообществах подчеркнутая непрагматичность сексуальных взаимоотношений. Казалось бы: инстинкт продолжения рода - это самый мощный инстинкт из всех, существующих в животном мире. Однако и здесь человек демонстрирует совершенно фантастическую способ­ность его окультуривания, в результате чего сама сексуальность становится изощренным искусством, со своей индивидуальной мифологической семантикой в каждом конкретном культурном сообществе. Впрочем, об этом подробная речь еще впереди.

Взаимоотношения человеческой культуры с такими базовыми биологическими потребностями человеческого» организма, как по-

требность в пище и потребность в продолжении рода, чрезвычай­но точно демонстрируют саму специфику того, чем является куль­тура. Культура есть такой особый мир, который не является есте­ственным, и культурная потребность человека в том или ином предмете есть не естественная, а неестественная потребность. Человек, пронизанный мифологическими токами культуры, влеком к тому или иному предмету не своей биологической орга­никой, не своими естественными потребностями, а мифологией этого предмета.

У каждого предмета, поставленного в контекст той или иной культуры, есть своя мифологическая подкладка, свой незримый культурный шифр, своя мифология. Причем, сколько культур -столько и подкладок, столько и шифров, столько и мифологий. Скажем, моя культурная мифология позволяет мне расшифровать находящийся в моих руках предмет как "ручку" или как "лож­ку" и не позволяет то же самое сделать аборигену, который не знаком с культурной семантикой этих предметов. Поэтому, попади столь обычные для человека современной цивилизации предметы в руки первобытного человека, он навяжет им какие-то совер­шенно иные мифологические смыслы и будет использовать их в совершенно иных качествах - например, в качестве амулетов от колдовства, в полном соответствии с мифологией и культурными традициями своего сообщества. И наоборот: совершенно обыч­ные для первобытного человека предметы, относящиеся к его повседневным ритуалам, обрядам и церемониям, обречены оста­ваться неразгаданной загадкой для человека современного. Скажем, священный смысл мистический упомянутой выше чаши таноа, ее глубинную культурно-мифологическую семантику прин­ципиально невозможно расшифровать, опираясь исключительно на естественнонаучные методы наблюдения и исследования самой •этой чаши. Вне конкретного мифологического контекста она -просто чаша, и, попади она в руки археолога, никакие техноло­гические ухищрения не позволят расшифровать ее мифологичес­кую тайнопись, не позволят расшифровать те ее тайные смыслы, которые доподлинно известны каждому посвященному в миф фиджийцу... Тайные мифологические шифры любого культур­ного предмета можно' разгадать только при одном условии: если у исследователя есть возможность длительное время наблюдать, как эти предметы функционируют в конкретном культурном со­обществе и погружаться в сложный мифологический контекст функционирования этих предметов.

Итак, то, что у предметов есть мифы, означает, что у предме­тов есть некое тайное, неявное смысловое содержание, дешифро­вываемое в пространстве той или иной культуры и закрытое для представителей других культур. И именно это тайное, неявное, мифологическое содержание предметов является основой того ин­тереса, который питает по отношению к этим предметам человек.

Таким образом, прорисовывается некая важная функция, важ­ная роль, возможно - сущностная роль мифа. И заключается она

в том, что миф создает у человека интерес к предметам и явлени­ям, находящимся за пределами видовых потребностей человека. Миф вбрасывает человека во всепредметный мир, заинтересовы­вает его бесконечным разнообразием скрытых возможностей это­го мира, стимулирует его на те или иные формы культурного деяния. Миф - это то, что обеспечивает саму возможность куль­туры. Обеспечивает саму возможность культурного возделыва­ния природы. Обеспечивает саму возможность формирования человеком своего бесконечного "неорганического тела".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Инобытие в культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги