рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тайна ритуала

Тайна ритуала - раздел Философия, Антропология мифа Как Тайна Языка - Символизация, А Не Коммуникация, Так И Тайна Ритуала, Котор...

Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исходных формах - это чистая некоммуницирующая эзотерика, то ритуал, существующий по поводу языка - это все же определенное коммуникативное пространство, призванное помочь проникнуть в тайну слова.

Представление о том, что сама суть ритуала - это символиза­ция окружающего человека мира, достаточно убедительно пред­ставлено, в частности, в работах В.Тэрнера, согласно которым все ритуалы "состоят из символов", и ритуальный символ есть по своей сути "структура семантическая" .

Так, анализируя ритуалы африканского племени ндембу, Тэрнер указывает, что здесь "каждая использованная вещь, каждый сделанный жест, каждая песня или молитва, каждый отрезок пространства и времени конвенционально олицетворяют нечто иное, чем они есть сами по себе. Это нечто большее, чем может показаться, и часто значительно большее" .

Сами ндембу называют любой элемент, любую единицу риту­ала словом, обозначающим "веху", "отметину", "зарубку на де­реве", которую делает охотник "прокладывая новый путь", а так же "маяк", заметную особенность ландшафта, на которую можно ориентироваться при движении по местности 21. И эта семанти­ческая нюансировка позволяет многое понять как в структуре и сущности ритуала, так и в самом феномене языка. Ведь когда охотник видит свою зарубку, оставленную им метку, он видит вместе с тем чрезвычайно много: он видит не просто отметину, но некий СМЫСЛ, который эта отметина для него несет. И понят­но, что этот смысл существует только для того, кто эту зарубку оставил. Или для того, для кого этот охотник раскрыл тайну своей зарубки, т.е. каким-то образом пояснил смысл того, зачем он ее вообще сделал.

Другими словами, в самой по себе зарубке никакого смысла нет. Смысл этой зарубки есть в сознании охотника, который эту зарубку оставил. И здесь находится ключ к пониманию того, как функционирует ритуал и каждый его отдельный элемент. Это именно зарубки, с помощью которых первобытный человек хра­нит некую особую (мифологическую) семантику предметов и яв­лений окружающего его мира. Эта-то мифологическая семантика окружающего человека мира, будучи передаваема из поколения в поколение с помощью ритуальных зарубок, и приобретает посте­пенно статус священной. Каждое (странное для внешнего наблю­дателя) пластическое движения в исполняемом коллективном ритуальном танце, каждый звук, каждый жест имеет для участ­ника ритуального действа некое глубинное семантическое изме­рение; таким образом в процессе исполнения ритуала воспроиз­водится тайная семантика мифа. Только для внешнего наблюда­теля тот или иной ритуал - это всего лишь бессмысленное кол-

лективное топтание на месте, сопровождаемое странными тело­движениями и заунывным пропеванием совершенно непонятных слов. Наоборот, для самого участника ритуального действа каж­дая деталь этого действа ЗНАЧИМА, т.е. создает какое-то достаточно обширное семантическое пространство.

Таким образом, у всякого ритуала есть две несовпадающие стороны: сторона, в которой он обращен к внешнему наблюдате­лю (та сторона, с которой он выглядит как абсолютная загадка), и сторона, которой он обращен к своим непосредственным участ­никам, своим исполнителям (сторона, в которой ритуал абсо­лютно прозрачен и космически объемен). Коллективные дейст­вия с использованием каких-то достаточно странных и нелепых с точки зрения цивилизованного человека предметов ("предме­тов мифа" 22, как их назвал М.К.Мамардашвили), странные жесты, топтания на месте, выкрики и пропевания отдельных слов

- это ведь только внешняя оболочка ритуала, и все эти ритуаль­ные действия загадочны для внешнего наблюдателя ровно на­столько, насколько загадочна зарубка, которую оставил перво­бытный охотник в лесу. За совокупностью же этих внешних за­рубок скрывается огромное семантическое пространство, море смыслов, которые эзотерически воспроизводятся в сознании каждого участника ритуала.

И здесь, между прочим, ключ к пониманию корней любой культурной эзотерики: то, что традиционно рассматривается как тайное учение, спрятанное от других по сознательному умыслу, является в своих основаниях просто-напросто семантикой зарубок, и эта семантика оказывается объективно эзотеричной для внеш­него наблюдателя. Это примерно то же самое, что узелок на память: тому, кто его сделал, смысл этого узелка абсолютно ясен и прозрачен, тогда как для внешнего наблюдателя он - сплошная эзотерика. Но эта тайная семантика оказывается спрятана от внеш­него наблюдателя вовсе не потому, что ее хотят спрятать, а просто потому, что о ней пока еще не умеют говорить. Скажем, для охот­ника абсолютно ясна семантика оставленной им зарубки, и как только он снова появится на этом месте и увидит этот знак, в нем тотчас актуализуется тот образ, в связи с которым был этот знак оставлен. Но тот же самый охотник едва ли сможет эту семантику сколько-нибудь внятно изложить своим соплеменникам, используя язык повествования, поскольку язык повествования - это неизмеримо более сложный язык, нежели язык поименования.

И точно так же миф: он спрятан в ритуале, он живет внутри ритуала, - но как многообразие тайных семантических полей, которые держатся на тех своеобразных зарубках, каковыми яв­ляются жесты, ритмы, возгласы, а так же специальные ритуаль­ные объекты. Отличие от зарубок, оставляемых охотником, только в одном: ритуальные метки мифологических смыслов не являют­ся сознательными метками, т.е. создаются не по сознательному умыслу, а в значительной степени стихийно и бессознательно (как об этом подробная речь в третьей части).

И как охотник может не уметь повествовательно передать тай­ный смысл своей зарубки (при всей очевидности этого смысла для него самого),так и участники ритуала не умеют словесным образом пояснять тайную семантику ритуала новопосвящаемым. Искусство передавать семантику с помощью слов - это слишком сложное искусство, чтобы рассчитывать на его возникновение на столь ранней стадии. Скорее, пояснительной процедурой может быть жест, указание, звук, интонация; и уже на основе такого рода сигнальных подпорок новопосвященный сам догадывается и сам реконструирует семантическое пространство мифа, поддер­живаемое тем или иным ритуалом.

В сущности говоря, то же самое происходит и с маленьким ребенком в современной культуре. Я уже писал выше, что он вступает в мир, наполненный абсолютно загадочными для него словами. Он не может априорно, уже в момент рождения пони­мать смысл хотя бы одного из них, а раз они сами представляют из себя загадку, то ребенок никак не может использовать их в качестве толкователей. Прежде, чем начать пользоваться слова­ми как инструментами понимания, он должен совершить работу по предварительному разгадыванию семантики слов. И решить эту задачу ребенок может только одним-единственным образом: через догадку. Он постепенно догадывается, каково значение того или иного слова, опираясь на ритуально воспроизводимые струк­туры повседневного быта, опираясь на сигналы и интонации, получаемые им из мира взрослых, на характер функционирова­ния тех или иных предметов в пространстве этих ритуально-бы­товых структур, и только эти развернутые (тоже ритуальные!) структуры повседневного быта, а вовсе не развернутые словесные пояснения могут помочь ребенку в решении этой фантастически сложной задачи. Семантику любого слова он вынужден расшиф­ровывать САМ. Весь мир слов-имен, которые обрушиваются на него буквально с момента рождения, он должен расшифровать на свой страх и риск, с опорой на сам обозначаемый предмет и на ту ритуальную процедуру, которая изо дня в день воспроизво­дится взрослыми в отношении этого предмета. Именно так ребе­нок постигает тайну слова "ложка", "тарелка", "игрушка" и ты­сяч других слов, овладевая практически неисчерпаемым богатст­вом родной речи. И только с достижением известного возраста у него постепенно формируется интерес к собственно повествова­тельным объяснениям смысла тех или иных слов, он становится ориентирован на словесные комментарии и пояснения. Впрочем, и об этом подробная речь в последующих главах.

Так или иначе, но первобытный ритуал - это действие, до от­каза набитое семантикой; это воистину дословесная, действенно-вещная форма бытия мифа. Любой элемент ритуала принципи­ально символичен, а не пантомимичен: он свидетельствует, а не изображает. Он указывает на факт существования некоего смыс­ла; однако смысл при этом существует как некая виртуальная реальность, о которой нужно догадываться, которую нужно иметь

в виду, но которая не прочитывается прямым и наглядным обра­зом из совокупности тех действий, которые составляют внешнюю оболочку ритуала. Иначе говоря, это не пиктографическое, а сим­волическое письмо.

В.Тэрнер так определяет признаки ритуального символа: "(I) ... действия или объекты, воспринимаемые в ритуальных кон­текстах (т.е. в символической форме), имеют много значений; (II) ... различные по существу значения взаимосвязываются по­средством аналогии или ассоциации в действительности или в воображении; (III) ... множество идей, отношений между веща­ми, действий, взаимодействий и сделок представляются одновре­менно символическими средствами (ритуальное использование этих средств сокращает то, что в словесном выражении было бы длинным рассказом или высказыванием); (IV) ... референты, предназначенные обычаем для основного ритуального символа, часто стремятся сгруппироваться на противоположных семанти­ческих полюсах" н.

Семантическая многоуровневость тех или иных ритуальных символов, согласно Тэрнеру, просто фантастически велика. Так, "дерево мудьи, или молочное дерево - центральный символ риту­ала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Северо-Западной Замбии - на своем нормативном полюсе представляет женственность, материнство, связь матери с ребенком, девочку-неофита, проходящую посвящение в зрелую женственность, спе­цифический матрилинидж, принцип матрилинейности, процесс изучения "женской мудрости", единство и прочность общества ндембу, а также все ценности и достоинства, присущие различ­ным отношениям - семейным, правовым и политическим, - кон­тролируемым матрилинейными родственниками. Каждый из этих аспектов его нормативного значения становится главенствующим в специфическом эпизоде ритуала совершеннолетия; все вместе они создают конденсированное выражение структурной и общи­ной важности в культуре ндембу. На его сенсорном полюсе тот же символ представляет грудное молоко..., материнскую грудь, а так же гибкость тела и ума неофита... Дерево, расположенное на небольшом расстоянии от деревни посвящаемых, становится цент­ром в последовательности ритуальных эпизодов, изобилующих символами. (...) Существуют и правила исключения, связанные с мудьи в этом ритуальном контексте, - всё, что не имеет отноше­ния к вскармливающему, воспроизводящему и эстетическому ас­пектам человеческой-женственности, а также к их сфере культур­ного контроля и структурирования, - исключается из семантичес­кого поля символики мудьи" м. И подобной семантической много­значностью обладает любой ритуальный символ.

При этом ритуальные символы неравнозначны: если верна наша базовая гипотеза относительно того, что сама суть мифа -это упорядочение отношений первобытного человека с окружаю­щим его предметным (всевозможностным) миром, то миф, навя­зывая окружающему миру избыточные семантические поля,

должен ставить эти предметы окружающего мира в глубоко не­равнозначные взаимоотношения между собой. Символизация (а, скорее будет сказать, мифологизация), которую первобытный человек осуществляет в отношении предметов окружающего мира, призвана принципиально иерархизировать окружающий челове­ка предметный мир. И это безусловно отражается на том, как работает ритуал: есть предметы и явления, которым ритуал отда­ет выраженное символическое предпочтение.

В.Тэрнер подробно анализирует феномен так называемых "до­минантных символов", которые центрируют мифологическую Вселенную первобытного человека. "В каждой целостной сово­купности или системе существует ядро доминантных символов, которые характеризуются чрезвычайной многозначностью (имеют много смыслов) и центральным положением в каждом ритуаль­ном исполнении. С этим ядром связано значительно большее число энклитических (зависимых) символов. (...) Доминантные сим­волы создают фиксированные точки всей системы и повторяются во многих из составляющих систему ритуалов. (...) Каждый из этих символов имеет, стало быть, множество референтов. Про­цесс "избирательности" состоит в создании вокруг доминантного символа контекста символических объектов, действий, жестов, вербального поведения и социальных отношений между испол­нителями ритуальных ролей (молитвы, заклинания, песни, речи­тативы, сказания, священные повествования и т.п.), что одновре­менно группирует и подчеркивает те из референтов, которые по­лагаются существенными в данной ситуации. Таким образом, лишь часть семантического богатства доминантного символа реализу­ется в одном виде ритуала или в одном из его эпизодов. (...) Доминантные символы представляют набор фундаментальных тем. Символ появляется во многих ритуалах, а его значения высвечи­ваются порознь во многих эпизодах. Поскольку обстоятельства, при которых темы представлены ритуально, могут быть различ­ными и поскольку темы составляют различные комбинации в каждой из ситуаций, представители культуры, вовлеченные в полный ритуальный цикл, постепенно узнают посредством по­вторения, вариации и контраста символов и тем, каковы ценнос­ти, законы, образцы поведения и познавательные постулаты их культуры" ь.

В сущности говоря, здесь описан процесс, в котором предме­ты получают сверхсложную семантическую интерпретацию за счет присутствия во множестве различных мифов. Скажем, в описан­ной выше мифологии маорийцев картофель кумара оказывается именно таким доминантным символом: будучи включен во мно­жество разных мифов, он неизбежно несет на себе множество соответствующих семантических оттенков. И потому, как уже отмечалось выше, когда маориец ест свою кумару, он ест не про­сто картофель, а, если угодно ест... доминантный символ своей культуры, т.е. поглощает кумару во всем многообразии его мифосемантических оттенков.

А за этим скрывается переворачивание самой пирамиды био­логических потребностей. Уже не потребность в пище, не чувство голода' определяет потребность маорийца в кумаре, а нечто гораз­до более существенное: культурная семантика кумары. И именно по этой причине маориец подчеркнуто игнорирует изобилие дру­гих видов пищи и сосредоточивает свое внимание на кумаре, ко­торая есть для него нечто неизмеримо более существенное, нежели средство утоления голода.

Совершенно аналогичные вещи можно наблюдать и у других народностей. Скажем, в практике народности абелам, согласно источникам, основная пищевая культура - картофель ямс, кото­рый, однако, является не просто пищей, а выраженным доми­нантным культурным символом.

То, что ямс - это особая пища, несущая в себе культурно-священную семантику, проявляется в том, что абелам выражение предпочитают ямс всем остальным источникам пищи, "хотя он такой же источник углеводов в рационе питания, как и таро, ба­наны, саго и пр. Абелам варят ямс, пекут, приготовляют в виде похлебки с овощами и тертым кокосовым орехом, едят сырым, нарезанным ломтиками и переложенным кокосовыми орехами; наконец, ямс мелких сортов они начиняют тертым кокосовым орехом" 23.

Воистину следовало бы определить культуру абелам как куль­туру ямса. И дело не только в том, что "абелам знают до 100 видов ямса". Ямс - это безусловный доминантный символ этой культуры, пользуясь терминологией В.Тэрнера. У ямса множест­во мифологических контекстов, ямс является подлинным семан­тическим центром культурной вселенной абелам, и именно по этой причине абелам отдают абсолютное предпочтение ямсу по сравнению со всеми прочими продуктами питания, которые, ка­залось бы, так же в изобилии произрастают вокруг. Даже лун­ные месяцы обозначаются у абелам с использованием образа ямса. Названия этих месяцев в буквальном переводе звучат так: "луна поднимется и садится - мы сажаем ямс", "луна поднимается и садится - ямс начинает пускать ростки", "луна поднимается и садится - мы рубим подпорки для лозы и моем саго", "луна под­нимается и садится - мы делаем колдовство для ямса" и т.д.

Феномен доминантных символов наблюдается во всех без ис­ключения архаических мифологических культурах. Культурная нагрузка этих символов в том и состоит, чтобы центрировать ми­ровосприятие первобытного человека, и этот центр оказывается неизмеримо более семантически богат, нежели периферия. "Об­ращаясь к тюркским культурам Южной Сибири, мы видим, как немногочисленные доминантные символы "обрастают" богатыми мифо-ритуальными биографиями и становятся поистине неисчер­паемыми" .

Но то же самое можно сказать и о любой другой архаической культуре: феномен доминантных символов - ярчайшее свидетельство того, что спрятанный в ритуале миф является способом иерар-

хизации окружающего человека мира. Мифологические "биогра­фии" доминантных символов - это те искусственные и иллюзор­ные оси координат, введение которых позволяет упорядочить вза­имоотношения первобытного человека со всевозможностным пред­метным миром. Причем совершенно несущественно, ЧТО именно начинает исполнять функцию такого рода доминантного символа - дерево ли мудьи, картофель ли кумара или ямс... Все, что угод­но может стать доминантным символом. Но, став таковым, соот­ветствующий предмет превращается в подлинный центр мифо­логической Вселенной, а, стало быть, в точку отсчета во взаи­моотношениях человека с окружающим его всевозможностным миром.

Такова подлинная тайна ритуала, который оказывается прак­тической, доповествовательной формой бытия мифа, формой се­мантического упорядочения взаимоотношений первобытного че­ловека с окружающим его предметным миром. И что особенно важно: эта доповествовательная, дословесная форма бытия мифа оказывается тождественна по своему семантическому содержанию феномену слова.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тайна ритуала

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Явление языка в обряде
  Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги