рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Явление языка в обряде

Явление языка в обряде - раздел Философия, Антропология мифа   Начнем С Того, Что Эмоционально-Субъективное Переживание, Ока...

 

Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, спо­собно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немоты или муку невозможности объяснить и транслировать это содержание кому-то другому. Ведь насколько очевидна тайная эмоциональная семантика того или иного скола тому, чье пере­живание этим сколом зафиксировано (достаточно бросить один взгляд на скол, чтобы соответствующее эмоциональное пережи­вание снова возникло!), настолько эта тайная эмоциональная се­мантика невидима для любого другого существа.

Именно по этой причине уже на достаточно ранних ступенях культуры должна была возникнуть деятельность, смысл которой заключался в том, чтобы обеспечить возможность коммуникации

по поводу тайной мифосемантики первичных культурных пред­метов, каковыми являются меточные камни.

И этой особой коммуникационной деятельностью по поводу тайной мифосемантики сколотых галек явилась, по-видимому, обрядово-ритуальная деятельность, суть которой как раз и состо­ит в трансляции мифосемантической тайны от одного человека другому. Наступает момент, когда меточный камень и соответст­вующее ему слово-имя вынужденно становятся объектом обрядово-ритуальной коммуникации. Не средством коммуникации, а именно объектом: именно этим социальная коммуникация чело­века радикально отличается от коммуникации животных. У куль­турной коммуникации, осуществляемой человеком, принципиаль­но иной предмет, нежели у той коммуникации, которая характер­на для животных. Ведь если коммуникация животных - это ком­муникация по поводу их биологических потребностей, то собст­венно человеческая, культурная коммуникация - это коммуника­ция, которая совершается по поводу мифа и по поводу знаков, в которых зашифрована некая мифосемантика; одним словом, по поводу слов, которые и являются не чем иным, как знаками, в которых зашифрованы семантические мифы.

Итак, в знаке-для-себя состоит первичное бытие мифосеман­тики, но этот знак-для-себя составляет подлинный исток челове­ческой культуры лишь в той мере, в какой по поводу него возни­кает первичная социальная коммуникация, возникает собственно человеческое общение и сам феномен социального.

В расшифровке тайной мифосемантики каменных меток, ка­менных знаков и соответствующих им слов-имен и состоит суть того, что я называю социальной коммуникацией в ее изначаль­ной неутилитарности. Социальной коммуникацией является не обмен сигналами по поводу каких-то объективно происходящих событий - как раз такая коммуникация в изобилии представлена у животных, - а коммуникация по поводу сверхутилитарных ве­щей. Предметом и содержанием собственно социальной комму­никации с самого начала является МИФ, или, точнее, скрытая мифосемантика особых предметов, которые я назвал меточными или знаковыми камнями.

А обрядово-ритуальное действо - это и есть начальная форма социальной коммуникации, коль скоро посредством этого дейст­ва осуществляется расшифровка тайны того или иного меточного камня, а, стало быть, и тайна того или иного слова-имени. Про­цесс социальной коммуникации - это именно тот процесс, кото­рый позволяет взгляду ДРУГОГО проникнуть в тайну метки, и, шире, - в тайну слова. Процесс проникновения в мифосемантическую тайну знака - это и есть то, что можно назвать структурой элементарной социальности. И сутью первичной языковой ком­муникацией по поводу тайной мифосемантики каменных меток является обрядово-ритуальная деятельность.

От языка-тайны, от некоммуникативного языка асоциальных каменных меток происходит переход к языку-коммуникации, и

первоначальной формой этого коммуницирующего языка стано­вится обряд, ритуал. И в этом переходе, по-видимому, состоит глубинная причина возникновения самого феномена обрядово-ритуальной деятельности: ее первоначальная культурная функ­ция состоит именно в том, чтобы каким-то образом транслиро­вать тайную мифосемантику того или иного предмета с помощью звуков и жестов; причем жест, действие, пантомимическое или символическое изображение играет в обряде или ритуале безус­ловно ведущую роль, тогда как звук остается на первых порах вспомогательным средством обрядово-ритуального акта.

Разумеется, на первых порах пояснительные обрядово-ритуальные структуры предельно примитивны. Это попытки расшиф­ровать, актуализовать, сделать значимой для других тайну того или иного каменного знака с помощью жестов и звуков. Ком­плекс из жестов и звуков, поясняющих тайное мифосемантическое содержание того или иного знакового камня - это и есть эле­ментарный ритуал, который транслируется из поколения в поколение вместе с самим знаковым камнем.

Но это и есть не что иное, как наиболее элементарная клеточ­ка культуры, и одновременно - самый элементарный культ, культ камня-слова, несущего такое мифосемантическое содержание, которое не явлено, но о котором приходится только догадывать­ся с опорой на обрядово-ритуальные структуры.

Итак, проблема прочтения знака, проблема расшифровки мифосемантической тайны "каменных слов" и соответствующих им звуковых, ИМЕННЫХ коррелятов (т.е. ИМЕН в качестве коррелятов) - это та проблема, которая вызывает к жизни фор­мирование элементарных обрядово-ритуальных структур. Обрядово-ритуальная деятельность древнейших антропоидов - это и есть не что иное, как деятельность по трансляции ключей к мифосемантике "каменного языка" и соответствующих этому "ка­менному языку" имен. Обрядово-ритуальные структуры - это то, что обеспечивает бытие мифосемантического содержания ДЛЯ ДРУГОГО. Благодаря обрядово-ритуальной деятельности куль­тура, первоначально заявленная как асоциальная и неисторичес­кая реальность, обретает социальную жизнь и социальную исто­рию. Благодаря обрядово-ритуальной деятельности возникает феномен культурной традиции, феномен трансляции мифосеман­тического содержания из поколения в поколение.

И это понятно: если знак галечного скола является не более чем условным обозначением некоего лично-индивидуального ми­фосемантического содержания, это значит что он принципиально мертв, безгласен для любого внешнего наблюдателя. А, значит, мифосемантика этого знака обречена на бесследное исчезновение вслед за исчезновением того существа, которым этот знак-метка был некогда оставлен. Поэтому должна была возникнуть какая-то особая деятельность, способная обеспечить культурное выжи­вание этого знака как носителя персональной мифосемантики. В этом и состояла, похоже, суть первичной обрядово-ритуальной

деятельности как деятельности по превращению персонального мифосемантического содержания сколотых галек в факт КОЛЛЕКТИВНОГО МИФА, постоянно транслирующего языки индивидуальной мифосемантики на язык социума и завершаю­щего тем самым оформление феномена мифологического. Обрядово-ритуальный комплекс - это тот самый механизм, посредст­вом которого потенциально мертвые знаки персональной мифо­семантики обретают КОЛЛЕКТИВНУЮ мифосемантическую жизнь, т.е. наполняются мифосемантическим содержанием не только для того, кто являлся носителем первичного переживания, но и для каждого человеческого существа, принимающего учас­тие в данном обрядово-ритуальном действе. А это значит, что культура, обретшая в случайном сколе-метке свое авторское ми­фосемантическое начало, свой первый энергетический полюс, находит свое закономерное завершение в возникновением особо­го рода деятельности, суть которой - в формировании коллектив­ной, социальной мифосемантики - мифа в собственном смысле этого слова. И только с возникновением этой формы деятельнос­ти предкультура становится культурой в собственном смысле этого слова - культурой как коллективно-социальной деятельностью. Однако в основании этой культуры по-прежнему находится фе­номен персональной мифосемантической метки, - которая, прав­да, обретает отныне очертания легенды.

Таков, по-видимому, первичный облик СТАВШЕЙ культуры. До сих пор мифосемантические гальки можно было охарактери­зовать как пракультурные феномены, поскольку это были галь­ки, обреченные на немоту, обреченные на безгласность. Теперь же каждая из этих галек обретает свою ЛЕГЕНДУ, свой социаль­но-культурный контекст, свою коллективную мифосемантику (оче­видно и неизбежно весьма и весьма отличающуюся от первичной индивидуальной мифосемантики этих галек), - и лишь постоль­ку они становятся подлинно культурными явлениями. А основ­ным содержанием культурного процесса отныне становится транс­ляция из поколения в поколение сколотых камней в контексте сопровождающих их обрядово-ритуальных действ.

При этом каждый конкретный мифосемантический камень со знаковым сколом имеет свой обрядово-ритуальный контекст, по­средством которого и вызывается к жизни тайная мифосеманти­ка данного камня, вызываются к жизни скрытые в камне образы легендарных переживаний. Это еще дословесная форма бытия культуры, или, точнее, предсловесная. А, еще точнее, тот или иной камень в контексте соответствующего ему обряда - это и есть самая первая форма бытия слова как коммуникативно-некоммуникативного феномена.

Так или иначе, но только с возникновением языковой комму­никации по поводу меточных камней возникает принципиально новое качество, которое можно было бы назвать качеством пер­вичной СОЦИАЛЬНОЙ организации, предполагающей постоян­ное развитие обрядово-ритуальной деятельности и создание но-

вых, незнакомых животному миру форм совместной жизни. А сама суть этой первичной социальной организации заключается, по-видимому, в том, что она обеспечивает возможность культур­ной трансляции знаковых камней-текстов из поколения в поколение.

Итак, принципиальная загадочность мифосемантического знака рождает, в конце концов, совершенно особую коммуника­тивную потребность, как потребность понять другого. Очевидно, что это не просто коммуникативная потребность, свойственная миру животных, а КУЛЬТУРНО-коммуникативная потребность.

И эта культурнокоммуникативная потребность реализуется в фе­номене обрядово-ритуальной деятельности как исторически пер­вой формы коммуникации по поводу эзотерического предъязыка, существующего в форме субъективной мифосемантики каменных меток.

Обряд, ритуал - это уже более совершенная форма языка, это язык, поднявшийся до способности быть коммуникационным сред­ством; однако это еще не привычный нам язык, обретший форму мобильной звуковой оболочки. И, вместе с тем, поскольку в фор­ме обряда и ритуала язык каменных меток обретает-таки ком­муникативное измерение, здесь остается всего полшага до обрете­ния языком своей звуковой оболочки.

В звуковой оболочке завершается генезис слова. И звуковая оболочка, разумеется, существенно расширяет пространство язы­ка и его возможности. Однако уже на обрядово-ритуальном уровне, когда таинственная мифосемантика каменных сколов впервые обнаруживает способность к коммуникационной трансляции, мы уже имеем дело с полноценным человеческим языком, двумя сто­ронами которого является мифосемантическая тайна и попытка ее коммуникационного разрешения.

Звуковая форма бытия слова - это всего лишь сгущение в одну точку того феномена, который оказывается вполне представлен уже в первичной обрядово-ритуальной деятельности, и который, как двуликий Янус, несет в себе две стороны: предельную субъ­ективность, персональную мифосемантическую тайну, которая никогда не может быть постигнута до конца, и стремление ком­муникационно объективировать эту тайну. В этой принципиаль­ной двоякости и состоит суть феномена слова как такового. В этой коммуникации по поводу мифосемантической тайны и со­стоит первичная реальность языка. Язык человеческого общения тем и отличается принципиально от языка животных, что он воз­никает не как средство сигнальной коммуникации, а как средст­во трансляции мифа. И оттого любая языковая коммуникация носит двойственный и даже несколько обманный характер. Чело­веческий язык - это всегда стремление к коммуникации, и одно­временно - невозможность коммуникации; это бесконечное стрем-

ление выразить себя и понять другого - и одновременно бесконеч­ная невозможность адекватно выразить себя и понять другого.

И, в частности, это является безусловным свидетельством того, что человеческий язык вовсе не является развитием сигнальных систем, свойственных миру животных, но имеет совершенно иное, некоммуникативное происхождение. А многочисленные попытки вывести человеческий язык из тех коммуникационно-сигнальных систем, которые свойственны животному миру, потому и терпели неудачу, что подлинный корень человеческого языка не в комму­никации; коммуникация - это лишь оболочка по отношению к глубинному, сущностному, мифосемантическому уровню языка.

Культура как культ

 

Итак, на самом раннем этапе культуры каменные метки возни­кают как метки-для-себя, но не как метки-для-другого. Они пред­ставляют собой принципиально эзотерическую реальность, откры­тую только тому человеку, который их оставил. Они есть некий праязык, на котором "автор" метки общается... сам с собой.

Естественно, что на этом этапе не может идти речи ни о какой трансляции первичной мифосемантической культуры из поколе­ния в поколение. Мифосемантическое содержание меточных камней умирает вместе с теми, кто оставлял на этих камнях свои случайные следы.

Возникновение феномена обрядово-ритуальной коммуникации существенным образом меняет ситуацию. Знаковый камень, по­мещенный в обрядово-ритуальный контекст, - это камень, кото­рый способен открыть свое тайное Мифосемантическое содержа­ние любому существу, посвященному в язык обряда. А это значит, что с возникновением обрядово-ритуальной коммуникации пер­вичные меточные камни начинают приобретать характер СВЯЩЕННЫХ, и именно в этой точке возникает первая форма культурного наследования: знаковые меточные камни начинают передаваться из поколения в поколение вместе с сопровождаю­щим их обрядово-ритуальным контекстом, который служит свое­го рода культурным ключом к пониманию мифосемантической тайны соответствующего знаково-меточного камня.

Но, таким образом, меточный камень и несомое им Мифосе­мантическое содержание становится исторически первой формой культурной связи между поколениями. Меточный камень стано­вится носителем транслируемой из поколения в поколение мифосемантики, и именно потому он становится исторически первым культурным (=культовым) артефактом.

Только на этом этапе может возникнуть принципиальная по­требность в культурной трансляции как таковой. Причем на пер­вых порах это будет трансляция самого камня, некоей каменной , персоналии, поставленной в контекст какой-то обрядово-ритуаль­ной деятельности, а вовсе не трансляция технологий изготовле­ния искусственных сколов. Знаково-меточные камни, становя-

щиеся предметом натуральной культурной трансляции, становятся, таким образом, своего рода священными знаками некоей мифосемантики, которая становится отныне социально значимой.

В сущности говоря, речь идет о КУЛЬТОВОЙ трансляции меточных камней и связанного с ними мифосемантического со­держания. Культ - это не что иное, как исторически первая фор­ма культурной трансляции. Культ - это первый способ социаль­ного бытия асоциальной по своим истокам культуры, а, стало быть, первый способ бытия культуры во времени.

Вообще с высокой степенью точности самые ранние искусст­венно обработанные гальки, становящиеся предметом культур­ной трансляции, можно было бы охарактеризовать как КУЛЬТОВЫЕ предметы, если понимать под культом то, что оп­ределяет саму сущность феномена культуры.

В самом деле, за внешней орфоэпической близостью понятий "культурное" и "культовое" скрывается глубокое содержание. Ведь в основе любого культа и любой культуры в равной степени ле­жит феномен знака. Любая культура и любой культ в равной степени являются знаковыми реальностями. И без особой натяж­ки можно было бы сказать, что феномен культуры рождается в форме культа - культа тех особых, мифосемантически значимых, знаковых предметов, которые несут в себе некое небиологичес­кое, или даже над биологическое содержание.

Культ - это ведь и есть не что иное, как странная потребность человека в каком-то надбиологическом содержании. Культ - это тот механизм, который делает сверхзначимым, сверхпритягатель­ным, сверхценным какой-то предмет или какое-то явление, нахо­дящееся за границами биологических потребностей организма. Благодаря феномену культа у человека появляется иррациональ­но сильное влечение к некоему предмету или явлению, причем это влечение невозможно объяснить никакими естественными потребностями. Культ - это потребность, которая возникает за пределами каких бы то ни было естественных, биологических потребностей.

А культура - это и есть мир, построенный на потребностях, которые не являются биологическими, и, следовательно, являют­ся в каком-то смысле культовыми потребностями. Поэтому куль­товая потребность составляет фундамент культуры как таковой. И ЛЮБАЯ так называемая "культурная потребность" - это по­требность, в основании которой лежит технология культа, если иметь в виду тот "механизм", который лежит в основе той фан­тастической притягательности, которой обладают для верующего человека культовые образы. Именно за счет этих технологий куль­та культурные потребности становятся поистине сверхзначимы­ми для человека и многократно превышают силу его биологичес­ких потребностей.

В этом состоит удивительная особенность любого, даже самого элементарного культа: он манифестирует потребность, которая не имеет ровным счетом никакого отношения к базовым биологичес-

ким потребностям человека, но при том обладает абсолютной силой. А ведь это потребность, которую можно было бы назвать потребностью в знаке. Точнее, не в самом знаке, а в том неявном мифосемантическом содержании, которое скрывается за матери­ей знака, и которое приходится реконструировать на свой страх и риск.

Именно в этом смысле я смею утверждать, что базисом любой культуры являются культовые потребности. А галечные псевдо­орудия - это и есть не что иное, как элементарные культово-куль­турные предметы, имеющие знаковую природу и составляющие базис человеческой культуры как таковой. С возникновения этих культово-культурных предметов (т.е. искусственных, культурных предметов, имеющих социально-культовое измерение) начинает­ся бытие культуры как таковой. Каждый из этих культурно-куль­товых предметов предполагает некое особое к себе отношение, находящееся за границами непосредственных биологических по­требностей. Они являются принципиально сверхбиологическими предметами, и культовое в них совпадает с культурным.

Вообще говоря, галечные псевдоорудия еще на докоммуникативной стадии их существования можно было бы интерпретиро­вать как элементарные культовые предметы. Будучи носителями некоей значимой мифосемантики, сколотые камни становятся предметом совершенно особой потребности, не знакомой ни одному животному: потребности в самом камне. Камень становится инте­ресен сам по себе, а не как средство - скажем, средство защиты от врагов или средство разбивания кокосового ореха. Камень, явля­ющийся знаком, камень, аккумулирующий в себе некую мифосемантическую память - это камень, который становится самоцен­ным и самоцельным, а, значит, это камень, который становится предметом культа или предметом культуры, что принципиально одно и то же в данном контексте. А потребность в некоей мифо­логической информации, скрывающейся за материей знака, это та потребность, которую можно было бы охарактеризовать как первичную культурную или первичную культовую потребность.

Однако на самой ранней ступени эта пракультовая потреб­ность имеет пока еще асоциальный характер. И лишь с возникновением обрядово-ритуальной' деятельности культовое отношение к камню приобретает завершенный характер: камень, несущий в себе какое-то мифосемантическое содержание, стано­вится предметом особой культово-социальной коммуникации меж­ду становящимися людьми. Первичная социальная структура -это и есть структура, которая возникает по поводу культа знакового камня и его обрядово-ритуальной трансляции из поколения в поколение. Именно сам знаковый мифосемантический камень в его натуральном бытии становится предметом культурной транс­ляции на этом этапе: из поколения в поколение передается кон­кретный каменный обломок, и происходит эта трансляция в об­рамлении некоего обрядово-ритуального действа, призванного донести священную мифосемантику камня будущим поколениям.

На этом этапе сам камень является абсолютным воплощением культуры, а механизм культурной трансляции состоит в переда­че натурального каменного обломка.

В такой обрядово-ритуальной передаче знаково-меточного кам­ня, удерживающего какую-то мифосемантическую информацию, состоит исторически первая форма трансляции культуры. Если наиболее ранняя создаваемая хабилисом культура - это культу­ра, принципиально не транслируемая, то с возникновением фе­номена обрядово-ритуальной коммуникации впервые возникает феномен культурной трансляции, когда некоторые каменные метки приобретают статус социально значимых и становятся предметом натуральной трансляции из поколения в поколение в контексте каких-то устойчивых обрядово-ритуальных структур.

На еще более поздних этапах, в иные исторические эпохи бу­дут передаваться технологии производства. Сейчас же, на пер­вых порах передаются сами меточные камни, и за счет этой нату­ральной передачи в контексте некоей обрядово-ритуальной дея­тельности обеспечивается культурная связь времен. Этой, наиболее древней форме трансляции культуры пока еще не известна идея образца, который бы мог становиться предметом трансляции че­рез механизм технологического воспроизводства. Это культура, которая пока еще не умеет и не стремится копировать. А это, между прочим, означает, что ею пока еще не осознана самоцен­ность утилитарного. Это культура, которая пока еще тождествен­на культу: каждый меточный камень для нее самозначим, свяще­нен, и не подлежит копированию. Во всяком случае, полтора миллиона лет существования галечной культуры демонстрируют полное отсутствие практики воспроизведения деятельности по образцу и полную неспособность к изготовлению предметов по образцу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология мифа

Антропология мифа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Явление языка в обряде

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!" (В.И.Ленин. Фольклор)   Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав

Парадокс мифа
  Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыс­лах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и

Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же об­стоит дело с сознан

Тайный язык мифа
  Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется стран­ным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля

Культура как знак другого
  Итак, первобытный человек весьма странным образом настаи­вает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, от­личающая его от представителей других культурно-племенных общн

Табу на совокупление культур
  Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культу­рами настолько же существенно и фундаментально, насколько существенным и фундаментальным является различие между

Непереводимость культуры
  Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в

Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации челове­ка в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для челове­ка более значим, нежел

Проблема жизни
  Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу соб­ственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во

Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключа­ется, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окру­жает еще н

Испытание выбором
  Таким образом, пространство культуры оказывается простран­ством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове

Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетичес­кая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят

Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с фено­меном индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира. Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологи­ческий вид, а, зна

Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре за­ключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноме­нов и предметов, ко

Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывает­ся перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весь­ма нелегкое испы

Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце кон­цов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че

Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздуш­ном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, кото­рая явлена человеку как природная данность. Культура осущест­вляет свой де

Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Как пишет Выготский, человек овладевает буридано

Миф вкуса
  Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть фено­мена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуаль­н

Миф эстетических предпочтений
  Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важ­ными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв

Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как ос­нова априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич

Мифологические координаты рассудка
  Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек соз­дает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ни­чуть не в меньшей степени является размерностью мифологичес­кой.

Иерархия смыслов
  Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально вол­нует че

Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который не­зримо присутств

Плата за свободу
  Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным. Быть свобод

Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, кото­рый, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологи­ческий рамку несвободы, порабощает себя мифологической ил­люзорностью, которая

Человек, возделанный мифом
  Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой сво­боды, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь

Миф как имя сущего
  Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоз­зренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного челове­ка

Пространство человеческой субъективности
  Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара

Как мыслит ребенок?
  В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности дет­ского мышления в период, когда еще не сформировались поня­тийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах

Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называ­емых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э

Детский взрослый миф
  Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только дога­дываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ре­бен

Человек рождающийся
  Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на ве­роятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур

Один на один с семантикой культуры
  Ребенок рождается в мир уже существующего языка и сущест­вующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсо­лютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с

Потребность в языке
  Та потребность в языке, которая возникает у маленького ре­бенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у живот­ных в

Логика имени
  О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузаль­но; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа

Проблема диалога
  Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантичес­ких о

Искусство семантики
  А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии. "Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была

Некоммуникативная природа языка
  Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре. Существует широко распространенное (и кажущееся более ч

Ритуал и обряд как способ существования мифа
  Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагру­жает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без вся­кой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х

Структуры ритуала
  Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосред­ственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредст­вом которой происходит навязывание избыточных семантических

Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по по­воду языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход

Феномен слова
  Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бы­тования в виде мифологического повествования. Архаический челов

Мир поименованный
  Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существо­вания первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысло­вых ас

Фаллические мотивы культуры
  Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот

Загадка обожествленной сексуальности
  Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи

Сила фаллоса
  Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присут­ствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает доста­точно п

Парадоксы человеческой сексуальности
  Возможно, что одна из самых загадочных особенностей чело­века как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к пред­ста

По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом че­ловека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик

Рождение культуры
  Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной кон­ституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену раз­личных

Фаллическая карта культуры
  В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая

Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а

Посвящение в культуру
  А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую

Обряды, воистину безумные
  По своему внешнему рисунку система инициационных обря­дов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болез­ненным

Фаллические игры на грани фола
  Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по от­ношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде все­го - по

Укрощение фаллоса
  Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих об­рядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах об­ре

Культура возделанной сексуальности
  Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному кои­тусу и э

Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реаль­ной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответ­ствии, кото

По ту сторону фаллоса
  В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос стано­вился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н

Женщина как миф
  Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эсте­тического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная сек­с

Мифологическая память культуры
  Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естест­венного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с

Фаллос как стержень мифологического познания
  Драма инициации, драма обрезания и других сопровождаю­щих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимо­отношений

Педагогика в гениталъных тонах
  Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей до­биваться пор

Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выжива­ния первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен

Магические инструменты познания
  Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нани­зываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.

Сотворение знания
  Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, ка­сающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складиро­вать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, тре­бует

Сила мифа
  Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с ми­фом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то

У истоков творчества
  Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как ос­новной п

Мускулатура мифа
  То, что господствующая в первобытном мифе анархия воз­можностей являет собой прямое отражение открывающихся взо­ру человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяс­нено на

Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминаю­щим пространство сна.

Двойной отщеп
  Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан

Загадка древнейшего производства
  Почему первобытный человек производит так называемые "ору­дия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно

Парадокс хабилиса
  Согласно современным археологическим данным, самые древ­ние предметы, несущие на себе несомненные следы искусствен­ной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу

Проблема орудийности
  Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искус­ственной обработки - состоит в том, что они являлись элементар­н

Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предме­тов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок про­ходит весьма и весьма

Границы мозга
  Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей прин­ципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро

Опоры выбора
  Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкрепле­ний, не удается сформировать способность к изготовлению про­сте

Странный мир
  Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразова­ние как культура изобретается существами, чья морфофизиолог

Культура каменных меток
  Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий пос­ледующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внеш­нему вид

Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происхо­дит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внут­ренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо пози­тивным, либо нега

Рождение утилитарности
  Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ

Знание на фундаменте мифа
  Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен

Магия орудийности
  Итак, концепция знакового происхождения каменной инду­стрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенно­го куль

В начале было слово
  Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточ­на

В преддверии языка
  Итак, феномен культуры начинается с того, что некий слу­чайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологи­ческой эт

Восхождение к образцу
  Идея культурного образца, мультиплицируемого во множест­ве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспро­изведения в деятельности различных производителей - это чрез­вы

Прыжок питекантропа
  Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культу­ры, знающей только одну форму культурной трансляции - куль­товую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточ­ных камне

Фактор отбора
  Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно ути­литарного измерения каменной индустрии. Главным содержани­ем ашел

Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключает­ся в том, что он вырывается за границы свойственного питекан­тропам производственного культа, вырывается за границы жест­ких обрядовых предпи

Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны

От истории культуры к истории детства
  Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхож­дении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на

Миф метки
  Начну с фактов общепринятых и общеизвестных. Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового воз­раста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад

Собственно человеческое
  Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис куль­турной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но во­п

Педагогика ритуала
  Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к

Мир категорий
  Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до

Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот ста­тус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятель­ность в соотве

Тайна поэзии
  Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см

Миф в зеркале слова
  Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобыт­ног

Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала вы­глядит семантически очевидным. Природой мифологических об­разов вовсе не предпол

Космос эпоса
  Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описыва­емой мировоззренческой революции состоит в осознании факто­ра времени как некоей стратегической основы принципиально нового

Тайна жречества
  Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв

Восстановление целого
  Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при­

Тайна школы
  Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная ин­те

Проблема производства
  Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить при­чины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С

Производство из мифа
  Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео- логического производства является то, что это производств

Земледелие: детерминация целью
  Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным обра­зом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не

Феномен труда
  Итак, мировоззренческие последствия возникновения земле­делия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв

Творение времени
  Впрочем, радикальная новизна земледельческого производст­ва состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производи­т

Загадка земледелия
  Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать до­статочно однозначный вывод, что распространенное представле­ние о тяжелом повседневном труде как условии выживания пер­вобытн

Злаковые оттенки земледелия
  Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-

Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, ми­ровоззренческое значение злаковых. Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, кото­рый, прежде чем стать приемлемым для ч

Глиняные маски истории
  Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исто­рические вехи, картина получится следующая. Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи

История, выплавленная в тигле
  Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком же­лезным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М

Жизнь внутри времени
  Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неиз­бежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семан­тических акце

Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар

Ритуал: между педагогикой и космологией
  Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий се­мантическое пространство культуры, и специфически-религиоз­ный ри

Фактор времени: культура и ребенок
  Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет 586 осуществлять синхроническое упорядо

История, сочиняемая ребенком
  Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьни­ка историческое сознание, измерение своей прошлой жизни мер­кой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч

Теогенез истории
  Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифоло­гическое деяние было раньше, а какое - позже. Разумеетс

Мифосемантика древних богов
  Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисун­ку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр

Пастбище для небесной коровы
  Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п

Боги разных земель
  Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не предста­вительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ- ные стихии или силы), а представительствуют что-то

Иллюзии космогенеза
  Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современ­ном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тоталь­ной ко

Вкус философии
  То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую мо­дель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др

Между небом, и землей
  Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "кос­могоническую акцию" по "установлению космического простран­ства", которую он обнаруживает практически во

Порядок богов
  Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космого­ническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяю­щий определенным образом выстроить последовательность богов.

Загадка хаоса
  Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - во­прос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт

Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов. Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое

Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь без­условным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене

Дороги смирения
  Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образо­в

Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования. Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар

Миф на тропе войны
  По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошколь­н

Бес во Христе
  Разумеется, речь не только о древнем греке. Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о

Время еретичества
  Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим сми­риться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м

Платформа природы
  Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой

Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования ока­зались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо- сылк

Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь воз­можность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно

Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выжива­ния культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически

ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10 Парадокс мифа ........................................... 11 Миф, тождественный истине .......................

ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА Фаллические мотивы культуры ................... 196 Загадка обожествленной сексуальности ....... 202 Сила фаллоса ...............................

ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА Загадка древнейшего производства .............. 320 Парадокс "хабилиса" .................................. 326 Проблема

ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ Тайна поэзии .............................................. 483 Пространство прозы .................................... 487 Миф в зеркале слова...

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги