Культура каменных меток - раздел Философия, Антропология мифа
Хорошо Известно, Что Внешний Вид Галечного Псевдоорудия Принц...
Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий последующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внешнему виду разделено на две принципиально различные в визуальном отношении зоны: гладкая, собственно галечная часть и часть, на которой отчетливо виден каждый скол. Случайно ли это, или за визуальным своеобразием галечного псевдоорудия скрывается нечто принципиальное и существенное для понимания самой его природы?
Обращу в этой связи внимание на еще одну удивительную особенность галечных псевдоорудий, на которую неоднократно указывали археологи как на загадочную и необъяснимую. Эта особенность заключается в том, что создатели древнейшей каменной индустрии при подборе материала для своих изделий, похоже, учитывали такой фактор, как... цвет камня.
Вот как пишет об этом феномене первооткрыватель алтайской галечной культуры академик А.П.Окладников. "Первые обитатели Улалинки пользовались... исключительно желтовато-белым кварцитом. Лишь изредка подбирали гальки черной кремнистой породы" ". Причем, подчеркивает исследователь, "какое-то особое пристрастие к кварциту" создатели древнейшей каменной индустрии демонстрировали повсеместно. "При анализе древнейших памятников палеолита Европы и Азии обнаружено, что кварцит и там служил основным материалом для орудий труда" 3.
Между прочим, комбинация цвета и расколотой галечной формы - это та комбинация, которая дает исключительный зримый эффект: каждая галька обретает как бы индивидуальный рисунок в виде рельефных сколов, резко выделявшихся по отношению к гладкой и блестящей галечной поверхности. Скажем, в случае образования так называемых "галечных лепешек", когда
галька раскалывалась по оси на две плоскоовальные половины, фактура получившегося изделия выглядела так: "наружная, выпуклая сторона гладкая и блестящая, покрытая характерным жирным блеском - глянцем. Противоположная же сторона более или менее плоская, шероховатая по структуре".
Выраженный зримый эффект, наблюдаемый на поверхности искусственно обработанной гальки, - это эффект, хорошо знакомый каждому археологу. Это эффект, который позволяет безошибочно определить искусственное происхождение скола на гальке и безошибочно, с одного взгляда отличить искусственный скол от естественного.
Вот как описывает А.П.Окладников открытие знаменитого холма в районе реки Улалинки, предоставившего археологам целый арсенал нижнепалеолитических искусственных изделий из гальки. "В его осыпях, среди желтой глинистой толщи рыхлых отложений, выступали скатанные водой булыжники светло-желтого кварцита, торчали остроугольные глыбы темно-серого известняка... Один из булыжников привлек особое внимание. Он поражал бесспорными признаками искусственной обработки, и прежде всего характерным раковистым изломом. Именно так выглядит поверхность камня, намеренно расколотого рукой человека, человека каменного века. Поверхность раскола резко отличалась от необработанной части, гладко отшлифованной водой и песком..." '.
Так может быть именно в этой зримой фактуре расколотой гальки, а вовсе не в ее утилитарном потенциале и состоит первичная культурная сущность галечного феномена?
Напомню в этой связи, что выше мною была была изложена концепция мифосемантической сущности культуры и, в частности, предложена идея знаковой мифосемантической метки как первоэлемента культуры.
В каком случае случайно расколотый и утилитарно бесполезный камень может оказаться значимым и даже сверхзначимым для расколовшего его существа? В том случае, например, когда на оселке каменного обломка "зацепилось" некое эмоционально сильное переживание, которое не имеет никакого отношения к материи камня, но которое оказывается как бы помечено случайным каменным расколом, и этот случайный каменный раскол становится с этого момента своего рода пусковым механизмом, запускающим элементарную ассоциативную цепь, ведущую к воспроизведению этого эмоционально окрашенного воспоминания в памяти того существа, для которого было существенно данное воспоминание. Вот этот-то пусковой механизм эмоционально окрашенного воспоминания и может быть назван элементарной мифосемантической меткой, которая является не чем иным, как прообразом культуры как таковой.
В своем первоначальном виде идея мифосемантической метки, мифосемантической зарубки была сформулирована мною в главе, посвященной анализу языков мифа. Знаковая метка, знаковая зарубка - это наиболее элементарная и одновременно
наиболее фундаментальная форма бытия культуры, своеобразный культурный первоэлемент, который выступает прообразом культуры как таковой, истоком любых, в том числе наиболее развитых форм культуры и может быть рассмотрена как подлинная праформа культуры как таковой.
Однако если сознательная зарубка на память уже предполагает определенный уровень культурного целеполагания и потому появляется, скорее всего, на каких-то поздних ступенях антропогенеза, то меточная деятельность как таковая - и я уже писал об этом на предшествующих страницах - вовсе не является чем-то необычным в живом мире. Огромное количество живых существ оставляет в окружающем мире метки-сигналы. Эти метки осуществляются совершенно бессознательным образом,, мо биологический смысл этих меток достаточно очевиден: он состоит в том, чтобы определенным образом обозначить ареал обитания данной особи. Собака, метящая пространство своего обитания мочой, вовсе не ставит перед собой какой бы то ни было цели по разметке окружающего ее пространства; однако объективно такого рода разметка происходит. И те пометки, которые она сделала в окружающем ее пространстве, оказываются для нее значимыми, когда она вновь бежит по старому маршруту, и с особой тщательностью обнюхивает собственные отметины вчерашнего или позавчерашнего дня. Аналогичным образом, с помощью естественных выделений размечают пространство своего обитания и высшие приматы.
Специфика прачеловека заключается в том, что, во-первых, у него принципиальным образом изменяется инструмент меточной активности (фаллос заменяется рукой, при том что фаллические метки, конечно же, продолжают играть свою роль), а, во-вторых, принципиально меняется характер меток: ароматические метки-сигналы, оставляемые посредством естественных систем выделения, уступают свое место меткам принципиально нового рода, основанным на зримой форме и визуальном восприятии этой формы. И это, по-видимому, становится предпосылкой постепенного возникновения и развития принципиально нового меточного феномена - феномена меток-символов, каковые и становятся тем, что можно было бы назвать элементарной клеточкой культуры.
Понятно, что первичная меточная активность (это даже еще не деятельность в собственном смысле этого слова, поскольку она не является на первых порах сознательной) хабилиса ничуть не более символична, нежели "деятельность" обегающего окрестности пса. Вся разница в том, что пес метит с помощью запаха, с помощью мочи, тогда как хабилис - с помощью руки и каменных галек. При этом рука играет у него роль суррогата фаллоса, а камень выступают в роли носителя визуального образа случайно оставленного скола и сопровождающего этот скол эмоционального образа прошлого. Но при этом в меточной активности хабилиса нет ровным счетом ничего особо сложного - точно так же, как нет ничего сложного в меточной активности пса. Поэтому любые возражения, будто меточная активность является чем-то неверо-
ятно сложным для существа с уровнем развития хабилиса, не выдерживают никакой критики.
Вообще под метками я подразумеваю нечто чрезвычайно простое, фантастически простое. В сущности говоря, меткой является любой след, оставляемый человеческим или иным живым существом невзначай, - но только в том случае, если этот след спустя какое-то время становится значимым следом, т.е. следом, способным вызвать в оставившем его живом существе какие-то значимые воспоминания. И, следовательно, ключевая проблема заключается не в том, каким образом существа с уровнем развития хабилиса оказываются способны "наследить" с помощью произвольных галечных сколов, а каким образом такого рода следы начинают выполнять функцию носителей особой, мифосемантической информации; однако как раз эта проблема и разрешается на протяжении всей эпохи существования хабилисов и в эволюционном скачке от хабилиса к питекантропу, в результате чего только и формируется феномен сознательной деятельности как таковой. Впрочем, об этом подробная речь пойдет в других главах.
Итак, то, что археологи и палеоантропологи называют по привычке "галечными орудиями", имея в виду их утилитарное предназначение, на самом деле является чем-то принципиально иным, неизмеримо более существенным с точки зрения того, что представляет собой феномен человеческой культуры. Это праформы тех зарубок, с помощью которых древнейший предок человека удерживает систему формирующихся избыточных семантических полей - ту первичную семантическую "мифологию" (еще бесконечно далекую от своих позднейших повествовательных форм), которая вносит в природный мир идею искусственного (мифологического) порядка. Это те метки, которые вначале еще не являются сознательными зарубками, но которые оставляют на камне мифосемантический след, и становятся в конце концов (но только в конце концов, а вовсе не в результате сознательного целеполагания) ЗНАКОМ, связывающим настоящее с неким условно-мифологическим переживанием прошлого. Эта система простейших семантических меток представляет собой наиболее элементарную форму бытия культуры, наиболее элементарную форму бытия мифа. Я бы сказал "пракультуры" и "прамифа".
Исходный и фундаментальный смысл галечных псевдоорудий состоит не в том, чтобы с их помощью решать какие-то практические задачи - не в том, чтобы, скажем, разделывать туши убитых животных или обрабатывать их шкуры, - а в чем-то неизмеримо более существенном для понимания феномена человека и его происхождения. Каменная индустрия олдувайского человека - это не что иное, как культура мифосемантических меток, а вовсе не культура примитивных орудий труда. Галечные псевдоорудия - это вовсе не орудия, а меточные камни, т.е. камни, несущие в себе некую значимую (=знаковую) информацию.
Между прочим, гальки - это, пожалуй, единственный природный материал, на поверхности которого отчетливо виден след
искусственной обработки, как бы эта обработка ни была груба и примитивна. Искусственно сделанный обломок кости практически ничем не отличается от сотен других обломков, образующихся естественным путем, на месте трапезы какого-нибудь хищника. Искусственно надломленная ветка ничем не отличается от ветки, надломленной естественным образом. Что касается метки, оставленной на коре дерева с помощью зубов, то это так же далеко не лучший вариант с точки зрения ее последующей визуальной идентификации. А вот искусственно оббитая галька не имеет визуальных аналогов в природе, и потому она сразу бросается в глаза, являясь идеальным материалом для меточной активности существ со сформированной визуальной культурой. Любой, самый грубый, самый неумелый скол, сделанный на галечном камне, - это ОЧЕВИДНАЯ метка, и это делает гальку воистину бесценным материалом для существ, у которых возникает потребность в такого рода визуальной меточной деятельности.
А кроме того ни с чем не сравнимое достоинство камня в качестве основы для меток состоит в исключительной долговечности оставляемых следов. Метки, сделанные зубами на ветке - это метки, которые чрезвычайно быстро стираются, приходят в негодность, покрываются новыми слоями отметин, и оттого не могут выступать в роли долговременных хранителей эмоциональной памяти. Что же касается каменных сколов, то, сделанные однажды, они сохраняют свою значимость спустя многие и многие годы, а, значит, способны выступать в роли хранилищ долговременной эмоциональной памяти. Могут пройти долгие годы, но сделанный некогда скол будет снова и снова реабилитировать то внутреннее эмоциональное состояние, которое было пережито автором этого скола когда-то давным-давно, в той ситуации, когда этот скол был сделан. Но, таким образом, объективный смысл первичной деятельности по обработке каменных галек может быть интерпретирован процесс формирования самой долговременной эмоциональной памяти.
Разумеется, на данном этапе анализа можно говорить лишь о весьма условной и приблизительной реконструкции палеоантропологического прошлого на основе предложенной гипотезы, а предлагаемая интерпретационная модель - не более чем вариант размышления. Но с достаточной степенью уверенности можно сказать, что культура меточных камней - это культура, которая могла складываться только стихийным, нецелевым образом. На первых порах это метки, которые производятся ничуть не более сознательным образом, нежели метки мочой, метки спермой или метки с помощью других естественных выделений. И само собой разумеется, что на первых порах никакого избыточного мифосемантического, т.е. собственно культурного содержания эти каменные метки на себе не несут.
Но как и зачем может возникнуть меточная деятельность с помощью камней? Что помечают меточные камни, и зачем эти увековеченные в камне метки оказываются нужны вчерашнему
австралопитеку? Как возникает культура меточных камней? Что составляет совокупность условий и факторов, которые создают мотивационную основу для того, чтобы некое существо, обладающее прямохождением и нестандартной для приматов кистью руки, начало создавать такого рода меточные камни? Почему вообще могла возникнуть необходимость создания неких искусственных меток, способных к долговременному существованию и трансляции из поколения в поколение?
Напомню: странной эволюционной особенностью австралопитековых - а именно от них ведет свою ближайшую родословную Homo habilis как первый представитель рода Homo - являлось прямохождение и связанное с ним освобождение необычно развитой кисти руки. Вместе с тем, анализ, предложенный в предшествующей части, позволил высказать предположение, что главным эволюционным фактором, который мог послужить основой для возникновения этих и ряда других нестандартных морфологических особенностей ранних антропоидов (пониженный уровень волосяного покрова, повышенный уровень тактильной чувствительности, особо развитое визуальное восприятие, ориентированное на восприятие формы как сексуального раздражителя), являлся фактор особой сексуальности, и, в частности, фактор несовпадения сексуального темперамента, сексуальных потребностей и сексуальных возможностей мужских и женских особей неких прегоминид, что и привело в конечном итоге к появлению совершенно особых сексуальных стратегий, связанных со все большим использованием руки как инструмента тактильно-сексуального возбуждения и как фактического суррогата фаллоса.
Само собой разумеется, что процесс становления такого рода тактильно-сексуальной чувствительности и способности к визуально-сексуальному восприятию осуществляется на протяжении всего процесса антропогенеза, и лишь на этапе человека кроманьонского типа, этапе появления сапиенсов этот процесс завершается тактильно-визуальной чувствительностью современного человека. Таким образом, важнейшим фактором становления и развития этой тактильно-визуальной чувствительности следует признать фактор культуры, фактор каменной индустрии, фактор орудийного производства. Однако самое начало этого трудного и долгого процесса культурного возделывания человеческой руки и человеческого глаза по необходимости скрывается в докультурных слоях эволюционного развития. А это значит, что тот базовый биологический парадокс, который становится энергетической пружиной для раскручивания самого процесса антропогенеза, должен быть обнаружен еще на австралопитековой ступени эволюции.
Итак, то, что было определено выше как сексуальный парадокс человека (биологическая аномалия, состоящая в несовпадении сексуальных потребностей и возможностей мужских и женских особей одного биологического вида) должно было впервые появиться в неких своих праформах еще на уровне австралопите-
ковых, и тогда феномен хабилиса можно было бы определить как феномен существа, "нащупавшего" генеральную стратегию разрешения данного сексуального парадокса через возделывание руки и сознания с помощью элементарной культурно-предметной деятельности.
Ничто не мешает выдвинуть допущение, что первоначальные искусственные сколы на камнях образуются по чисто биологической логике - скажем, как своего рода канализация отрицательной агрессивной энергии фрустрирующей самки австралопитека, не получающей сексуального удовлетворения от контакта с самцом или самца, терпящего фиаско при осуществлении той сексуальной стратегии, которая заложена в нем на уровне генотипа.
В самом деле, феномен биологического несовпадения сексуальных потребностей мужских и женских особей у представителей рода Homo - это феномен, не имеющий аналогов в живой природе. И биологическая аномалия такого рода не может не вызывать крайних эмоциональных напряжений у высших обезьян, каковыми и являлись австралопитековые.
Вообще говоря, различные действенные выходы отрицательной или положительной энергии являются весьма распространенными у высших приматов, чей психический уровень вполне достаточен для такого рода действенных выходов. Так, у шимпанзе ситуация эмоционального срыва или эмоционального подъема вполне может разрешаться в сверхинтенсивных манипуляциях с предметами. Разозленное шимпанзе способно крушить все, что попадается ему на пути, т.е. срывать злобу на тех или иных предметах. Поэтому предположение, что некоторые представители австралопитековых могли снимать свою агрессию или иную форму эмоционального напряжения путем раскалывания камней, вовсе не представляется чем-то невероятным. Тем более, если вспомнить знаменитую концепцию Конрада Лоренца, согласно которой человеческое существо является безусловно выдающимся существом в мире животных по параметру агрессивности. В этом случае первичное раскалывание камней выглядит как элементарный способ укрощения избыточной агрессивности - в частности, той, которая накапливается в связи с устойчивым сексуальным напряжением женских и мужских особей, демонстрирующих феномен несовпадения взаимных сексуальных стратегий. Таким образом, эмоциональные напряжения, возникавшие у прегоминид в ситуациях такого рода рокового несовпадения сексуальных стратегий, вполне могли становиться содержанием первоначальной предметной активности австралопитековых по раскалыванию камней.
Одновременно скалывающая активность антропоидов может быть интерпретирована как начальный механизм того процесса возделывания мужской сексуальности, о котором шла речь в предшествующей части. Фрустрационный выход нереализованной сексуальной потребности в виде скалывающей активности может быть интерпретирован как элементарный сублимационный про-
цесс, в котором происходит первичное укрощение свободной сексуальности и возделывание принципиально новой сексуальной стратегии брачных партнеров, направленной на культурные формы управления сексуальным актом. Скалывание камня - это своего рода искусственная задержка свободного сексуального импульса, и эта элементарнейшая задержка свободного сексуального импульса может быть рассмотрена как наиболее ранняя манифестация феномена сексуальной культуры, а, вместе с тем, и культуры как таковой.
Таким образом, первоначальное значение деятельности по раскалыванию камней заключается в том, что она сублимирует свободную сексуальную энергию и является своеобразным способом торможения свободной сексуальности. Но это еще только предпосылка культуры, а не культура сама по себе. Это та точка перехода от биологического к социальному, в которой образ культуры едва только угадывается. Это та точка предкультуры, в которой нет еще ничего своего, позитивного, собственно культурного, а есть только негативная энергия торможения биологического. И, тем не менее, это уже точка начала культуры. И, во всяком случае, обуздание, сдерживание свободного сексуального импульса через элементарную сублимацию этого импульса посредством раскалывания камней может быть рассмотрено в качестве наиболее глубокого источника возникновения феномена каменной активности прегоминид.
Впрочем, сама по себе предметная активность по раскалыванию камней как способ снятия фрустрационного напряжения и одновременно как первичная модель укрощения свободной мужской сексуальности во имя ее культурного возделывания - это пока еще не меточная активность как таковая. Произвольный фрустрационный скол становится меткой лишь тогда, когда он становится ЗНАЧИМЫМ сколом, т.е. тогда, когда спустя какое-то время он оказывается способен актуализировать некое связанное с этим сколом эмоциональное переживание - то переживание, которое впервые возникло в условиях фрустрационного напряжения. А это, в свою очередь, оказывается возможно лишь в том случае, если скол ЗАМЕТЕН, и когда сделавшее его существо способно его УЗНАТЬ спустя достаточно длительное время. И понятно, что в первую очередь эффект такого рода узнаваемости возможен в отношении сколов, сделанных на поверхности гладких речных галек. Но как только эффект визуальной узнаваемости расколотых галек был обнаружен (а, судя по всему, ранние хабилисы - это и были те особые представители австралопитековых, которым оказалась доступна процедура визуальной узнаваемости расколотых галек), это с неизбежностью легло в основу совершенно новой формы меточной активности. Наряду с традиционными, физиологическими пометками, территория обитания хабилиса оказывается отныне помечена для него совершенно новым образом: с помощью визуальных меток-сколов на поверхности гладких скал или галечных камней. Но это уже не обыкно-
венные, не рядовые и повсеместные метки территории с помощью тех или иных физиологических выделений, свидетельствующие всего лишь об ареале обитания данного существа, а достаточно редкие метки неких экзистенциально значимых ситуаций - тех, например, в которых происходило преодоление фрустрационных напряжений. Иначе говоря, это уже не метки территории как таковой, а метки неких существенных СОБЫТИИ, некогда случившихся на этой территории - в частности, событий, связанных с описанным выше фрустрационным напряжением.
И вот эти, особым образом помеченные точки территории становятся отныне прообразом будущих культовых мест и одновременно - точками первичного бытия культуры. Передвигаясь по ареалу своего обитания, хабилис время от времени обнаруживает эти особые сколы-метки, которые актуализируют в нем экзистенциально значимые переживания прошлого и делают эти сколы-' метки СВЕРХзначимыми или КУЛЬТУРНО значимыми. Эту-то ситуацию, ситуацию обнаружения особого - назовем его "мифологическим" или "прамифологическим" - смысла некогда сделанного скола и можно охарактеризовать как элементарную ситуацию культуры. Каменные следы-отметины провоцируют в прачеловеке некие избыточные смыслы, каковые и являются не чем иным, как первичным мифологическим измерением этих следов-отметин и одновременно - элементарнейшей формой бытия культуры. Таким образом, некогда сколотые гальки приобретают совершенно исключительное - мифологическое! - значение в жизни нашего прачеловека, и он, относясь к ним как к сверхценным, создает первичное культовое пространство культуры, собирая и сохраняя эти особые гальки, несущие в себе некое особое мифо-семантическое содержание, либо создавая по поводу них первичные культовые (= первичные культурные) центры.
Все темы данного раздела:
Неправильная книжка
"Это очень, очень своевременная и правильная книжка!"
(В.И.Ленин. Фольклор)
Алексей Алексеевич Леонтьев, одним из первых прочитав
Парадокс мифа
Но самое удивительное заключается в том, что, употребляя слово "миф" в двух указанных и явно противоположных смыслах, мы говорим отнюдь не о разных явлениях, а об одном и
Миф, тождественный истине
Первое впечатление от приведенного фрагмента: это первобытное сознание! Как не похоже оно на наше! Но уже
следующая, ошеломительная мысль: а разве не точно так же обстоит дело с сознан
Тайный язык мифа
Начну с того, что люди, погруженные в один и тот же миф, понимают друг друга с полуслова. Им ничего не кажется странным в тех взглядах, которые они исповедуют - напротив, эти взгля
Культура как знак другого
Итак, первобытный человек весьма странным образом настаивает на том, что его культурно-племенная индивидуальность, отличающая его от представителей других культурно-племенных общн
Табу на совокупление культур
Вернемся к тому, что различие между любыми двумя культурами настолько же существенно и фундаментально, насколько
существенным и фундаментальным является различие между
Непереводимость культуры
Итак, когда один первобытный человек заявляет, что он суть кенгуру, тогда как представитель соседнего племени заявляет, что он суть крокодил, они тем самым заявляют принципиальную в
Обман, дарующий смысл
Итак, миф есть знак культурной самоидентификации человека в качестве особого культурного вида. Но почему этот знак культурно-видовой самоидентификации оказывается для человека более значим, нежел
Проблема жизни
Человек - странное существо. Ему мало просто жить. В какой-то момент своего существования он заглядывает за границу собственной жизни, в область смерти и задает себе невозможный во
Искушение культурой
Главная проблема, связанная с феноменом человека, заключается, по-видимому, в том, что помимо видового пространства жизни, в котором он живет как и любое другое живое существо, его окружает еще н
Испытание выбором
Таким образом, пространство культуры оказывается пространством, глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям челове
Все живое
Животное не выбирает - оно знает априорно. За него выбор уже сделан - на уровне генетической программы. Эта генетическая видовая программа является абсолютной точкой отсчета для всей его жизнедеят
Точки опоры
Что же касается человека, то здесь мы сталкиваемся с феноменом индивидуально-неодинаковой упорядоченности мира.
Казалось бы: все люди представляют один и тот же биологический вид, а, зна
Инобытие в культуре
Итак, первая фундаментальная функция мифа в культуре заключается в том, чтобы спровоцировать интерес человека к миру биологически нейтральных феноменов и предметов - тех феноменов и предметов, ко
Невозможное животное
Но благо это или зло - то, что благодаря мифу мир открывается перед человеком как бесконечный и веевозможностный? Ведь бесконечность открывающихся возможностей - это весьма и весьма нелегкое испы
Культура как творчество
Итак, поименовывая природный мир, культура в конце концов не просто удваивает природу, а придает каждому предмету природного мира бесконечное измерение. Бесконечное измерение, которое позволяет че
Миф как прообраз культуры
Разумеется, культурное творчество не существует в безвоздушном пространстве, а отталкивается от некоей предметности, которая явлена человеку как природная данность. Культура осуществляет свой де
Миф жребия
Каковы конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия?
Как пишет Выготский, человек овладевает буридано
Миф вкуса
Конечно же, жребий - это чистейшей воды условность, - ну, так ведь в искусственности и условности состоит сама суть феномена культуры. И любой миф, даже в самых его интеллектуальн
Миф эстетических предпочтений
Среди различных вкусовых пристрастий, манифестируемых человеческим существом в течение своей жизни, наиболее важными с точки зрения построения диалога со всевозможностным' миром яв
Миф как смысл
Впрочем, эстетическое отношение к действительности как основа априорного упорядочения человеческого выбора во всевозможностном мире культуры отнюдь не является единственной универсальной мифологич
Мифологические координаты рассудка
Итак, наряду с эстетической размерностью мира человек создает смысловую размерность, и эта смысловая размерность ничуть не в меньшей степени является размерностью мифологической.
Иерархия смыслов
Впрочем, проблема смысла в культуре имеет гораздо более обыденный характер, нежели экзистенциально-драматическая проблема смысла жизни. Смысл - это то, что принципиально волнует че
Кризис смысла
Парадокс, но чаще всего человек осознает то, что в жизни есть или должен быть смысл тогда, когда он его утрачивает. Когда тот предельный смысл, которого он не замечал, но который незримо присутств
Плата за свободу
Подводя итог вышесказанному, можно было бы заключить, что миф - это своеобразная плата, которую всевозможностный мир взимает с человека за право быть свободным.
Быть свобод
Свобода как театр
Но вернемся к странной и загадочной судьбе человека, который, пытаясь быть свободным, вынужден изобретать мифологический рамку несвободы, порабощает себя мифологической иллюзорностью, которая
Человек, возделанный мифом
Итак, миф - это то, что указывает границы человеческой свободы, и, тем самым, делает эту свободу впервые возможной. Свобода впервые является человеку в мифе и благодаря мифу. Лишь
Миф как имя сущего
Выше уже шла речь о том, что миф не тождественен культуре, а лишь является ее фундаментальным основанием и ее мировоззренческой рамкой. И, пожалуй, культура первобытного человека
Пространство человеческой субъективности
Ниже я приведу несколько достаточно ярких характеристик того, что можно было бы назвать пространством архаического мифа. Вместе с тем, хочу обратить внимание на то, что все эти хара
Как мыслит ребенок?
В свое время Л.С.Выготский, исследуя закономерности детского мышления в период, когда еще не сформировались понятийные структуры, определил это мышление как мышление в комплексах
Вероятностный мир
Разумеется, в повседневной, рационально размеренной жизни человека творческое начало не доминирует. И даже у так называемых творцов время инсайда, время творческого озарения, время вдохновения - э
Детский взрослый миф
Итак, существует естественное детское отношение к миру как к вероятностному - как к такому, о котором можно только догадываться. И потому это не вышколенное логикой мышление ребен
Человек рождающийся
Чтобы понять природу вероятностного мышления и причины того, почему мышление маленького ребенка формируется на вероятностной основе, обратимся к проблеме рождения ребенка в культур
Один на один с семантикой культуры
Ребенок рождается в мир уже существующего языка и существующей культуры. Однако и то, и другое ему являются как абсолютная загадка, которую он должен суметь расшифровать на свой с
Потребность в языке
Та потребность в языке, которая возникает у маленького ребенка - это вовсе не потребность в сигнальной коммуникации, знакомая любым представителям живого мира. Почему у животных в
Логика имени
О.М. Фрейденберг так описывает работу мифа в сознании первобытного человека: "Тотемистическое мышление не каузально; оно творит слова не в логической причинной связи с содержа
Проблема диалога
Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантических о
Искусство семантики
А вот, к примеру, как выглядит "миф происхождения" луны в мифологии маори, коренного народа Новой Зеландии.
"Давным-давно, когда дорога в нижний мир еще была
Некоммуникативная природа языка
Все сказанное позволяет существенно по-новому поставить вопрос о природе языка и о его генетической роли в культуре.
Существует широко распространенное (и кажущееся более ч
Ритуал и обряд как способ существования мифа
Миф нагружает мир смыслами (или, точнее, человек нагружает мир мифами) принципиально хаотично, случайно, без всякой видимой системы, по принципу "что под руку попадет, то и х
Структуры ритуала
Итак, ритуал в первобытном обществе - это и есть непосредственное бытие мифа. Ритуал - это и есть та структура, посредством которой происходит навязывание избыточных семантических
Тайна ритуала
Как тайна языка - символизация, а не коммуникация, так и тайна ритуала, который до кончиков пальцев существует по поводу языка, - это все та же символизация. Но если язык в своих генетически исход
Феномен слова
Итак, жест, ритуал, действо есть генетически исходная форма бытия мифа, совершенно не похожая на поздние формы его бытования в виде мифологического повествования. Архаический челов
Мир поименованный
Само собой разумеется, что за долгие тысячелетия существования первобытного общества каждый предмет окружающего мира нагружается огромным числом семантических полей и смысловых ас
Фаллические мотивы культуры
Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством кот
Загадка обожествленной сексуальности
Примеры, подобные тем, что приведены выше, можно множить и множить, но суть их сводится к тому, что для всех религий, которые принято называть языческими, характерно священно-религи
Сила фаллоса
Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присутствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает достаточно п
Парадоксы человеческой сексуальности
Возможно, что одна из самых загадочных особенностей человека как биологического существа заключается в характере его сексуальности, абсолютно выделяющей его по отношению к предста
По ту сторону эволюции
Вообще сексуальные инновации, связанные с феноменом человека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотик
Рождение культуры
Вернемся к ключевому для понимания феномена человека фактору несостыкованности мужской и женской сексуальной конституции, которую демонстрирует этот вид, т.е. к феномену различных
Фаллическая карта культуры
В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая
Фаллос, творящий Ойкумену
А теперь обратимся к примеру конкретного мифа, в котором действует мифологический фаллос, означивающий пространство первобытной Ойкумены. Речь пойдет о мифе, имеющем широкое распространение среди а
Посвящение в культуру
А теперь посмотрим, как миф - в частности, конкретный миф о приключениях Ньираны и его пениса Юланы - "работает" в первобытном обществе, выполняя конкретную педагогическую
Обряды, воистину безумные
По своему внешнему рисунку система инициационных обрядов заключается в том, что в течение достаточно долгого времени инициируемых мальчиков и девочек подвергают крайне болезненным
Фаллические игры на грани фола
Безусловным центром всей системы инициационных обрядов являются крайне болезненные операции, осуществляемые по отношению к половым органам мальчиков и девочек, и прежде всего - по
Укрощение фаллоса
Впрочем, главные, центральные инициационные обряды - это обряды обрезания и подрезания. Если в большинстве прочих обрядов фаллос, скорее, только подразумевается, то в обрядах обре
Культура возделанной сексуальности
Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному коитусу и э
Культура, построенная педагогикой
Итак, нельзя сказать, что миф вообще не соответствует реальной действительности. Он безусловно находится в соответствии с реальностью, но - в парадоксальном соответствии. В том соответствии, кото
По ту сторону фаллоса
В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос становился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Н
Женщина как миф
Итак, укрощение сексуального есть элементарная клеточка социального. И именно в этой точке обнаруживается исток эстетического созерцания. Ведь подросток, чья непосредственная секс
Мифологическая память культуры
Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естественного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции с
Фаллос как стержень мифологического познания
Драма инициации, драма обрезания и других сопровождающих его кровавых обрядов - это и есть тот шоковый сценарий, который предопределяет удивительную эффективность взаимоотношений
Педагогика в гениталъных тонах
Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей добиваться пор
Информационный Клондайк
Знание, информация - это то, что является условием выживания первобытного человека. Для того, чтобы выжить в условиях джунглей или пустыни с минимальным набором орудий труда и технологических умен
Магические инструменты познания
Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нанизываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса.
Сотворение знания
Впрочем, остается еще один чрезвычайно важный вопрос, касающийся мифологического знания. Ведь прежде чем складировать какие-то знания, прежде чем начать ими пользоваться, требует
Сила мифа
Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с мифом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более то
У истоков творчества
Ключ к пониманию того, как организовано мифологическое творчество, дает проанализированный в предшествующих главах принцип наоборотного упорядочения социальной жизни как основной п
Мускулатура мифа
То, что господствующая в первобытном мифе анархия возможностей являет собой прямое отражение открывающихся взору человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяснено на
Творчество: от абсурда к логике
Итак, с одной стороны миф - это абсолютная фантазия, где все может быть всем. Это фантазия без берегов, фантазия без границ, что делает пространство мифа чрезвычайно напоминающим пространство сна.
Двойной отщеп
Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа.
С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть ан
Загадка древнейшего производства
Почему первобытный человек производит так называемые "орудия труда"? Кто-то пожмет плечами: "Что за странный вопрос! Конечно, потому, что они ему нужны в повседневно
Парадокс хабилиса
Согласно современным археологическим данным, самые древние предметы, несущие на себе несомненные следы искусственной обработки, - это предметы так называемой "галечной культу
Проблема орудийности
Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искусственной обработки - состоит в том, что они являлись элементарн
Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предметов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок проходит весьма и весьма
Границы мозга
Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей принципиальной морфофизиологической границы, отделяющей ро
Опоры выбора
Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкреплений, не удается сформировать способность к изготовлению просте
Странный мир
Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразование как культура изобретается существами, чья морфофизиолог
Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происходит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внутренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо позитивным, либо нега
Рождение утилитарности
Итак, нами сформулирована гипотеза, что древнейшая каменная индустрия - это стихийное производство первичных знаковых систем, выступающих материальной основой формирования и существ
Знание на фундаменте мифа
Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношен
Магия орудийности
Итак, концепция знакового происхождения каменной индустрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенного куль
В начале было слово
Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточна
В преддверии языка
Итак, феномен культуры начинается с того, что некий случайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологической эт
Явление языка в обряде
Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, способно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немо
Восхождение к образцу
Идея культурного образца, мультиплицируемого во множестве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспроизведения в деятельности различных производителей - это чрезвы
Прыжок питекантропа
Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культуры, знающей только одну форму культурной трансляции - культовую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточных камне
Фактор отбора
Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно утилитарного измерения каменной индустрии. Главным содержанием ашел
Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключается в том, что он вырывается за границы свойственного питекантропам производственного культа, вырывается за границы жестких обрядовых предпи
Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурны
От истории культуры к истории детства
Изложенная в предшествующих главах гипотеза о происхождении человеческой культуры - при всей ее заведомой спорности - позволяет существенно по-новому взглянуть не только на
Миф метки
Начну с фактов общепринятых и общеизвестных.
Ребенок периода младенчества, начиная с ползункового возраста, осуществляет чрезвычайно интенсивные манипуляции со всеми попад
Собственно человеческое
Вопрос о том, когда и каким образом начинается генезис культурной позиции ребенка - это вопрос, которому были посвящены в XX веке многие сотни психологических исследований, но воп
Педагогика ритуала
Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами к
Мир категорий
Вообще использование любого предмета в соответствии со встроенной в него культурной схемой - это крайне нелегкое в интеллектуальном отношении занятие. Как уже отмечалось, вплоть до
Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот статус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятельность в соотве
Тайна поэзии
Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то см
Миф в зеркале слова
Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобытног
Рождение эпоса
Впрочем, это крайне непростое занятие - вербализация того мифологического содержания, которое в контексте ритуала выглядит семантически очевидным. Природой мифологических образов вовсе не предпол
Космос эпоса
Вне всякого сомнения, одно из сущностных звеньев описываемой мировоззренческой революции состоит в осознании фактора времени как некоей стратегической основы принципиально нового
Тайна жречества
Напомню, что доповествовательный миф носил, если угодно, характер естественно-сакрального. Он был естественно-эзотеричен: чтобы вызвать к жизни тайную мифологическую семантику, перв
Восстановление целого
Однако, похоже, что Фрейденберг излишне увлекается. "Не может быть речи о том, что формы, из которых религия строит свою систему, созданы впервые ею. Ее фактура вся сплошь при
Тайна школы
Если вернуться к той особой эпохе, когда семантический миф уже обрел свое повествовательное инобытие но еще не пережил процесса ресакрализации, то там всякая повествовательная инте
Проблема производства
Понятно, что было бы большой неосторожностью сводить причины происходящих на заре цивилизации культурных изменений исключительно к возникновению феномена повествовательного мифа. С
Производство из мифа
Напомню один из парадоксальных выводов предшествующего анализа: удивительнейшей особенностью древнейшего палео-
логического производства является то, что это производств
Земледелие: детерминация целью
Итак, сама суть производительной деятельности донеолитического человека, состоит в том, что она является странным образом нецелевой (в отличие от охоты и собирательства, которые не
Феномен труда
Итак, мировоззренческие последствия возникновения земледелия носят поистине ошеломительный характер. Но они будут выглядеть еще более значительно, если принять во внимание те жертв
Творение времени
Впрочем, радикальная новизна земледельческого производства состоит не только в том, что оно становится целесообразным и изнуряюще трудным. Земледелие - это первая форма производит
Загадка земледелия
Итак, подводя итог вышесказанному, мы должны сделать достаточно однозначный вывод, что распространенное представление о тяжелом повседневном труде как условии выживания первобытн
Злаковые оттенки земледелия
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, обращу внимание на еще одну странность. Но странность, как покажет дальнейший анализ, ключевую. Дело в том, что базовой земле-
Мировоззрение хлебной лепешки
Таким мощным фактором могло явиться символическое, мировоззренческое значение злаковых.
Дело в том, что злаки - это такой природный продукт, который, прежде чем стать приемлемым для ч
Глиняные маски истории
Если, таким образом, попробовать расставить какие-то исторические вехи, картина получится следующая.
Принципиальное использование диких злаков в пищу, судя по всему, уходи
История, выплавленная в тигле
Мы говорим по привычке: век каменный сменился веком железным, имея в виду, скорее, известные социологические схемы о значении, которое имеет для истории производительность труда. М
Жизнь внутри времени
Итак, появление огромного количества новых культурных предметов в эпоху неолитической революции приводит к неизбежному смещению традиционных обрядово-ритуальных семантических акце
Космологическая мифологема мифоведения
Другое общее место, другая фундаментальная мифологема современного мифоведения, самым тесным образом связанная с описанной выше, состоит в том, что первобытная мифология -вся, даже в наиболее ар
Ритуал: между педагогикой и космологией
Однако все встает на свои места, если мы строго разделяем две исторические формы ритуала: ритуал, поддерживающий семантическое пространство культуры, и специфически-религиозный ри
Фактор времени: культура и ребенок
Итак, специфика мифологии, характеризующей сознание до-неолитического человека, заключается в том, что она позволяет
586
осуществлять синхроническое упорядо
История, сочиняемая ребенком
Пройдет какое-то время, и уже в возрасте младшего школьника историческое сознание, измерение своей прошлой жизни меркой "раньше-позже" станет для того же ребенка чрезвыч
Теогенез истории
Что такое временная последовательность в теогониях ранних цивилизаций? Это твердое представление о том, какое мифологическое деяние было раньше, а какое - позже.
Разумеетс
Мифосемантика древних богов
Что представляет собой теогоническая последовательность появления богов у разных народов? По внешнему своему рисунку теогонический эпос - это генеалогия богов, более или менее подр
Пастбище для небесной коровы
Представление о том, что миф - это осмысление мира, что с помощью мифа древние люди пытались что-то понять и объяснить в окружающем их мире - это одно из самых давних и устойчивых п
Боги разных земель
Между прочим, тот факт, что древние боги вовсе не представительствуют предметную реальность (скажем, какие-то природ-
ные стихии или силы), а представительствуют что-то
Иллюзии космогенеза
Я уже писал в предшествующих главах о том, что в современном мифоведении довольно широкое распространение получила тенденция, которую можно было бы назвать тенденцией тотальной ко
Вкус философии
То, что в результате аллегорического истолкования мифов действительно можно создать ту или иную космогоническую модель вселенной - несомненно. Это видно хотя бы из того, что все др
Между небом, и землей
Возьмем в качестве примера отмечаемую В.Н.Топоровым "космогоническую акцию" по "установлению космического пространства", которую он обнаруживает практически во
Порядок богов
Итак, акция творения всего сущего, т.е. собственно космогоническая акция в древних теогониях - это лишь повод, позволяющий определенным образом выстроить последовательность богов.
Загадка хаоса
Вообще вопрос о том, что есть начало древних теогонии - вопрос чрезвычайно интересный. Существует убеждение, будто точка начала в разных теогониях принципиально совпадает, и что эт
Рождение богов
Но вот заканчивается время отсутствия и начинается время рождения богов.
Скажем, в теогоническом эпосе вавилонской литературы "Энума элиш" драматургия порождения богов выстрое
Возможность и драма образования
Как вообще оказывается возможен в истории культуры выход за границы тех или иных мифологических установок? Ведь безусловным фактом является то, что в ходе человеческой истории происходит измене
Дороги смирения
Итак, образованный человек - это человек, который так или иначе пережил травму образованием и научился дистанцироваться по отношению к тем знаниям, которые он получил. Ведь образов
Протестное пространство личности
И именно здесь находится ключ к тайне образования.
Десять или пятнадцать лет существования вне жизни, но внутри некоторого иллюзорного мира, называемого образованием, - это то, благодар
Миф на тропе войны
По своей сути образование есть не что иное, как выход за пределы всевозможностного сознания, которое в равной степени характеризует позицию первобытного человека и ребенка-дошкольн
Бес во Христе
Разумеется, речь не только о древнем греке.
Любая древняя цивилизация замешена на точно такой же, кровавой интерпретации закона исключенного третьего. И любая цивилизация о
Время еретичества
Понятно, что тоталитарный исход культуры, открывшей факт существования различных мифологий и не желающей с этим смириться, далеко не самое лучшее ее историческое разрешение. Ведь м
Платформа природы
Агрессивным богам всемирных религий недоступна идея того, что встречающиеся им необычные культурные миры - это вовсе не явление бесовщины, а просто явление иных природ. Что у каждой
Средневековье образования
Похоже, однако, что структуры европейского образования оказались менее всего готовы к встрече с идеей диалога. Открытая новоевропейской философией великая идея природы как предпо-
сылк
Образованный миф
Образование в его классических образцах создает лишь возможность индивидуально-личностного, протестного мышления. Однако в реальном образовании далеко не каждый человек эту принципиальную возможно
Между образованием и диалогом
Одна из важнейших ценностей, завоеванных культурой XX века - это ценность полимифии как важнейшего условия выживания культуры и цивилизации. Когда миф должен развиваться не за счет драматически
ЧАСТЬ 1. ОЧЕРТАНИЯ МИФА
ИСТОКИ МИФА . Мифологический кентавр ............................ 10
Парадокс мифа ........................................... 11
Миф, тождественный истине .......................
ЧАСТЬ 2. ИСКУШЕНИЯ МИФА
ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА
Фаллические мотивы культуры ................... 196
Загадка обожествленной сексуальности ....... 202
Сила фаллоса ...............................
ЧАСТЬ 3. ОСНОВАНИЯ МИФА
ГЛАВА 1.АРХЕОЛОГИЯ МИФА
Загадка древнейшего производства .............. 320
Парадокс "хабилиса" .................................. 326
Проблема
ЧАСТЬ 4. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1. ДИАЛОГ С МИФОМ
Тайна поэзии .............................................. 483
Пространство прозы .................................... 487
Миф в зеркале слова...
Новости и инфо для студентов