Работа сделанна в 2001 году
Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре - Реферат, раздел Культура, - 2001 год - Санкт-Петербургский Государственный Инженерно - Экономический Университет Фак...
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ р е ф е р а т ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРЕКРАСНОГО В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Выполнил студент I курса отделения культурологии вечерней формы обучения Пташинская Юлиана Сергеевна Научный руководитель Асс. Сурова Екатерина Эдуардовна САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2001г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации 1. Космичность чувства прекрасного 2. Совершенство, гармония, эталонность - основные ориентиры поиска прекрасного 3. Значимость личностного восприятия 10 4. Нравственное обоснование прекрасного 12 Глава 2. Сакральность красоты в средневековой культуре 1. Ментальность средневекового человека 2. Проявление эстетического чувства в искусстве 3. Красота человека душа и тело 4. Внецерковные тенденции восприятия красоты народные празднества и куртуазная любовь 28 Глава 3. Осознание прекрасного в культуре Нового времени 1. Предпосылки создания новой ментальности 33 2. Философское обоснование эстетики 3. Классицизм возвышение разума 4. Барокко апология чувственности 40 Глава 4. Эстетический мир современной цивилизации 1. Двадцатый век новая духовность 2. Бытие и феномен в западноевропейской культуре XX века 3. Представления о прекрасном в эпоху модерна и постмодерна 47 Заключение 55 Список использованной литературы 59 ВВЕДЕНИЕ. Во всём многообразии ныне существующих и подвергающихся философскому осмыслению понятий красота претендует на особый статус.
С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического рассмотрения остаётся подвижным.
Между тем, от человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на причудливые изгибы философской мысли, понятие красоты и её восприятие неизменно занимает достойное место в человеческом культурном наследии, варьируя собственное содержание и во многом определяя и другие культурные аспекты, на фоне которых оно проявляется.
В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению отношение человека к миру, его место в культуротворчестве, его роль в антропологической проблематике, поскольку в философских попытках познания человеческой сущности фактор конструирования такого понятия, как красота, всегда играл видную роль. Поскольку культурология - это интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда междисциплинарных областей социологической и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, истории и др анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок.
Один из этапов использования культурологических методов - сопоставление различных культур.
При этом культуролог чаще всего обращается к методам философии, психологии, социологии, истории.
Еще один этап культурологического анализа связан с выявлением синтетических, ведущих, т.е. определяющих особенностей культуры ее основной строй и устойчивость, важнейшие структуры и образцы. В предлагаемой работе я старалась рассмотреть проблему развития динамики канонов прекрасного в человеческом обществе.
Мне потребовалось обратиться за помощью к некоторым культурологическим методам и подходам, как, например - синтетически-культурологический метод исторический анализ эпох антропологический взгляд на проблематику отчасти герменевтический метод в частности, при сравнении культуры античности как языческой культуры и культуры христианства. В работе я использую подходы, которые, взаимодействуя друг с другом, способны помочь определить уровень актуальности темы работы.
В ходе исследования обнаружилось, что довольно большой круг авторов затрагивает данную проблематику. Многих выдающихся философов, культурологов интересовала проблема поиска значения таких понятий как прекрасное и красота. Используя те или иные культурологические методы, они рассуждали в своих работах о восприятии прекрасного через призму собственной концепции. Вопросы, касающиеся культурологической проблематики, и связанные с ними антропологические константы возникают фактически в каждую эпоху человеческой истории.
Но среди множества эпох и культурных типов следует выделить некоторое определяющее направление для исследования данной проблематики. Предлагаемая работа является историко-антропологическим рассмотрением указанного понятия и, что существенно, связанных с ним проблем в истории европейской философской мысли. При этом, поскольку рамки данной работы крайне ограничены, рассмотрению будут подвергнуты лишь несколько важнейших, можно даже сказать опорных эпох в истории западноевропейской культуры, что позволит далее в заключение работы на основании уже продуманного провести их сравнительный анализ.
Такими эпохами в данном случае будут выступать античность рассмотрение которой предполагается ограничить лишь анализом древнегреческой культуры, средневековье, Новое время XVII-XVIII вв. и современность двадцатое столетие. Данный выбор указанных эпох в качестве основных пунктов исследуемой традиции обусловлен, прежде всего, классическим характером и парадигмообразующим значением этих этапов становления западноевропейской культуры.
Помимо этого, его актуальность обусловлена следующим обстоятельством при первом рассмотрении способов и типов эстетического мировосприятия, культивируемых данными эпохами, бросаются в глаза многочисленные различия в их тематических горизонтах, терминологии, лексике, форме построения мысли - тогда как их концептуальная общность остаётся открытой проблемой.
Поэтому до сих пор не исчерпаны возможности ответа на вопрос были ли переходы от эпохи к эпохе эволюцией в осознании человеком прекрасного, эволюцией, определяющейся имманентными законами развития человеческой культуры, или же это был скачок, прерывание постепенности. Иными словами, являются ли античный, средневековый и т.д. варианты раскрытия смысла прекрасного различными совершенно независимыми друг от друга усилиями или же между ними существует какое-то родство? При этом следует учитывать, что если, например, учение о прекрасном в эпоху Нового времени относительно завершено в том смысле, что представлено в работах виднейших немецких философов как относительно завершённая понятийная система, то современное представление о прекрасном претерпело и продолжает претерпевать чрезвычайно существенные трансформации, в том числе и на методическом уровне, что требует, с одной стороны, обстоятельного анализа его структуры в исторической перспективе, с другой же стороны - выявления проблемных мотивов этих трансформаций.
В связи с этим данное исследование прежде всего будет посвящено выявлению и описанию различных пластов восприятия и осознания красоты в указанную эпоху, не претендуя на создание некой универсальной матрицы или шаблона средневековой эстетики, а, скорее, указывая на проблематичность и неоднозначность этого аспекта взаимодействия человека с природным и культурным универсумом.
Глава 1.
Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации . 1.
Феогнид В целом у Гомера переживание гармонии приобретает всеобъемлюще... Прекрасны одеяния, щиты, шлем, мечи, дома, кубки, чаши стол, ларец, со... Почитание атлетического, гармоничного мужского тела настолько глубоко ... Поэтому воспитание непоколебимых, бесстрашных, доблестных защитников о... Наиболее строгой и тщательно продуманной была система воспитания в Спа...
Одна из наиболее известных работ художника - Афродита Книдская, о кото... Над её покроем торжествует человек, она создаётся множеством свободно ... Складками своих одежд греки старались подчеркнуть простоту форм тела и... Художника уже интересует и влечёт красота не статичная, неизменная, не... Весьма драматична ещё одна скульптурная группа галл, не желающий сдава...
Такова знаменитая статуя Мирона Дискобол. Исключение составляет лишь искусство эллинистической эпохи. Можно отметить и тот факт, что тела многих греческих статуй необыкнове... Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, телесными, а с... Диоген полагал, что подлинную свободу и гармонию обретает лишь тот, кт...
Сакральность красоты в средневековой культуре . 1.
Ментальность средневекового человека. Средневековье породило универсал... Этот новый поворот в культуре можно рассматривать в качестве грандиозн... Внезапно нахлынув, они могли произвести какое-либо действие и тут же б... Всё это побуждало человека самозабвенно искать надёжную точку опоры. Человек остро переживал зыбкость, неустойчивость земного бытия, осозна...
Это так называемые подземные христианские кладбища, которые получили р... Красивое, кроме того это богатое. Весьма характерным является факт отсутствия какого-либо единого принци... Потусторонняя жизнь представлялась подобием земной жизни, только гораз... 3.
Соч. Желание приоткрыть какие-либо части тела рассматривалось как великий г... Были жесты покаяния когда ударяли себя в грудь, жесты благословения с ... Так, в романе У.Эко Имя розы два богослова ведут острый и весьма харак... 4.
И всё это проходило в атмосфере безудержного веселья, неумолкающих шут... Праздники проходили на площади перед городским собором, а иногда и в с... Поэтому специально для стоящих на страже религиозной морали была разра... То, что она была антиматримониальна - очевидно. Цивилизация средневекового Запала.
Осознание прекрасного в культуре Нового времени . 1.
Предпосылки создания новой ментальности. Знания рассматривались как путь к добродетели. Так, Ф.Бэкон мечтал не просто о возрастании роли познания, но о таком ... Претензия рационалистических, прагматических способностей человека на ... Это чувство неопределённости, которое ощущал человек, абсолютно доверя...
Эстетическое суждение свободно от интереса к приятному, хорошему, нахо... Однако, особенность эстетического суждения состоит в том, что оно, хот... Между тем само эстетическое чувство - сложная интеллектуальная способн... Способность гения превосходит всякую нравственную деятельность. Особо следует обратить внимание на утверждение Канта о том, что эстети...
Классицизм возвышение разума. Буало. Например, Дидро неоднократно подчёркивал моральное значение искусства,... Так реализовалась ведущая идея Лейбница о предустановленной гармонии, ... Всё это способствовало оптимистическому мировосприятию, согласно котор...
В отличие от классицизма, стиль барокко утверждал качественно иные при... Лихачёв Д.С. Для двух наиболее блистательных и несравненных барочных живописцев, Ти... Новое мироощущение возникло во Франции и первоначально проявило себя в... Вот почему для нового образа жизни стали характерны изящность, рафинир...
Эстетический мир современной цивилизации . 1.
М.Хайдеггер в так называемый поздний период своего творчества в работе... Надо вернуть человеку способность слышать бытие, но на это способен ли... Когда на скале ставится храм, она становится значимой для нас и перехо... Так человек изымает бытие из сокрытости. С позиций феноменологии они пытались рационализировать и систематизиро...
С.45. При всей эпатажности футуристических заявлений, их творчество свидетел... Прекрасное оценивается первоначально как внешняя особенность вещей, ка... Но главное, непреходящее, универсальное значение основных типов прекра... С одной стороны, средневековая культура была устремлена к миру метафиз...
Список использованной литературы 1. Августин А. Исповедь.
М 1991. 2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М 1997. 3. Анри Матисс. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. М 1993. 4. сб. Античная лирика. М 1968. 5. Античность как тип культуры. М 1988. 6. Аристотель. Поэтика. Соч. В 4-х тт. М 1983. 7. Асмус В.Ф. Платон эйдология, эстетика, учение об искусстве. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М 1984. 8. Барг М.А. Эпохи и идеи становление историзма.
М 1987. 9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М 1994. 10. Башляр Г. Мгновение поэтическое и мгновение метафизическое. Новый рационализм. М 1987. 11. Бессмертный Ю.А. Жизнь и смерть в средние века. М 1991. 12. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М 1991. 13. Бодлер Ш. Об искусстве. М 1986. 14. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М 1992. 15. Валери П. Об искусстве. М 1993. 16. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. М 1993. 17. Гадамер Х Г. Актуальность прекрасного.
М 1991. 18. Гомер. Илиада Одиссея. М 1987. 19. Дали С. Дневник одного гения. М 1991. 20. Жорж Дюби. Европа в средние века. Смоленск. 1994. 21. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М 1987. 22. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5т. Т. 1. М. 1962. 23. Каган М. Эстетика как философская наука. СПб 1997. 24. Кандинский В.О. О духовном в искусстве. М 1992. 25. Кант И. Критика способности суждения.
М 1994. 26. ж. Кентавр Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. М.1992. 27. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М 1992. 28. Лихачёв Д.С. Поэзия садов. Спб 1991. 29. Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. М 1995. 30. Лосев А.Ф Шестаков В.П. История эстетических категорий. М 1965. 31. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск. 1999. 32. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М 1990-1994. 33. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М 1992. 34. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.
М 1972. 35. Философия эпохи постмодерна. М 1993. 36. Фуко М. Слова и вещи. Санкт-Петербург, 1994. 37. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Современные концепции культурного кризиса на Западе. М 1976 38. Хайдеггер М. Искусство и пространство. М 1969 39. Хейзинга Й. Осень средневековья. М 1988. 40. Шпенглер О. Закат Европы. М 1993. 41. Эко У. Имя розы. М 1989.
– Конец работы –
Используемые теги: динамика, вос, ятия, прекрасного, западноевропейской, культуре0.09
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов