рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Краткая характеристика культуры Древнего Египта

Краткая характеристика культуры Древнего Египта - раздел Культура, Содержание Введение 1. Религия В Древнем Египте. А Представление О Сотворени...

Содержание Введение 1. Религия в Древнем Египте. а Представление о сотворении мира. б Пантеон богов. в Души египтянина. г Заупокойный культ. Книга мертвых. 2. Черты правовой системы. 3. Архитектура. а Храмовые сооружения. б Пирамиды. 4. Изобразительное искусство. 5. Язык. Письменность. Литература.Введение Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская.

Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений. Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную систему.

Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном и хеттами заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства. Разветвленная система пережила вторжения гиксосов и возродилась обновленной мощью. Древний Египет - первая древневосточная цивилизация, ставшая после веков забвения известной европейцам.

Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между пустыней, лишенной жизни, и цветущим оазисом, которым страна обязаны Нилу, может многое объяснить в миро представлении древнего египтянина. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали два урожая в год. Однако такой достаток локализовался лишь на территории по течению Нила, составляющей 3,5 территории всего Египта, остальная же территория представляет собой бесплодную пустыню.

В долине Нила и сейчас проживает 99,5 населения. Примерно такое же соотношение было и в эпоху фараонов - недаром египтяне называли свою страну даром Нила. Природные условия способствовали изоляции страны, что в свою очередь обусловило особенности картины мира древнего египтянина, в частности, характерный для него феномен этноцентризма в древнеегипетском языке слово люди означает только египтяне . 1.Религия в Древнем Египте Представление о сотворении мира. Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космологическую версию, обьявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов-созданными им или ведущими от него происхождение.

Общей для всех концепцией является только идея об изначалином Хаосе. Локальные божества-покровители городов или номов-считались творцами мира только в пределах своих культовых центров каждый из таких богов обычно отожествлялся с каким-либо богом, почитаемым во всой стране.

Глиопольская космогония. Политическим центром государства Гелиополь никогда не был, однако с эпохи Старого царства и вплоть доконца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Гелиопольская система, сложившаясь в 5 династию, была наиболее распространенной. Вначале был Хаос, который назывался Нун, бескрайняя холодная водная пустыня, объятая тьмой.

Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя Первозданный Океан оставался неподвижным. Но однажды из Океана появился бог Атум-первый бог во вселенной. Мир по-прежнему был скован холодом и погружён в беспроглядную тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твёрдое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм. Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом.

Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом. Обретя под ногами землю. Атум стал размышлять, что же ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других бопж Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра ведь только ветер сможет привести в движение этот мёртвый Океан Но если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено силами тьмы и вновь превратится в Хаос. Бессмысленно было творить что-либо, будь то горы, растения, птицы, животные или люди, до тех пор, пока в мире нет стабильности, и никто не стоит на страже законов мироздания. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо могущественную богиню, которая будет охранять и поддерживать миропорядок.

Тогда мир станет стабильным и будет защищён отныне и навсегда. Приняв поле долгих раздумий это решение, Атум, приступил к сотворению мира. Он создал Шу, бога ветра и Тефнут, богиню мирового порядка. Но свет ещё не был создан.

Повсюду, как и прежде, была тьма, и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. На поиски Шу и Тефнут Атум послал своё Око. Пока оно бродило по водой пустыне, бог создал новое Око и назвал его Великолепным. По одному из толкований этого эпизода, Атум отправил на поиски детей правой Око-Солнце, и пока оно отсутствовало, создал левое-Луну. Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.

Старое Око разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию - быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка. С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде кобры называется урей. Взирая на мир с божественной короны, у ре и испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов.

Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат. В некоторых варианах гелиопольского космогоничсского мифа упоминается изначальная божественная птица Бену никем не сотворённая, как и Атум. В начале мироздания Бену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен поэтому верба считалась священным растением. На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм города Гелиополя - храм Ра-Атума. Символами сотворённого Атумом Первозданного Холма стали обелиски.

Пирамидальные вершины обелисков, покрытые медью или золотом, сделались обителями Солнца и солнечного бога Ра в земных святилищах. Шу женился на своей сестре Тефнут. Они родили вторую пару богов бога земли Геба и богиню неба Нут. Нут родила Осириса, Хора, Сета, Исиду и Нефтиду. Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

Мемфисская космогония. По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил первый фараон Менес, объединивший Северный и Южный Египет. Мемфис был столицей всю эпоху Старого царства-до распада централизованного государства при 6 династии. В начале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть-тело и стал богом. Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и богов. Сперва он воздал их Ка и знак жизни анх. Этот иероглиф, означающий жизнь, был чрезвычайно популярен даже в христианскую эпоху он фигурировал наряду с христианским крестом.

Сам по себе иероглиф изображает завязку для сандалии, но он является звуковым передающим не понятие, а сочетание трёх согласных анх. Затем он создал творческую силу будущих небожителей, дабы они, родившись, сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Птах решил, что он создаст всё сущее из своей собственной плоти-из земли. Творение свершилось так в сердце великого бога возникла Мысль об Атуме, а на языке-Слово Атум бог произнёс это имя-и в тот же миг Атум родился из Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, но действовал не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, воплощая её. По воле Птаха Атум создал Великую девятку Птах же дал всем богам могущество и наделил их божественной мудростью. На том месте, где он творил мир, впоследствии возник священный город Мемфис.

После того как мир был сотворён, Птах создал волшебные слова-заклинания и установил справедливость на земле.

Птах построил города, основал номы, воздвиг святилища богов и установил там их каменные изваяния, учредил священные празднества и назначил обряды жертвоприношений. Боги вселились в свои статуи в храмах. Оглядев своё творение Птах остался доволен. Плоть и творческая сила этого величайшего бога пребывают во всём живом и неживом, что есть на земле. Египтяне почитают его как покровителя искусств, ремесел, кораблестроения и зодчества.

Птах, его жена-грозная богиня-львица Сохмет и их сын-бог растительности Нефертум составляют мемфисскую триаду. Гермопольская космогония. Гормополь, столица пятнадцатого верхнеегипетского заячьего нома, важным политическим центром не был. В эпоху старого царства назывался Унут-по имени богини-покровительницы нома, изображавшей в облике зайчихи. В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрешения Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма. В некоторых источниках к отрицательным изначальным силам Хаоса причеслябт три пары божеств Тенему и его женская параллель Тенемуит Мрак, Исчезновение , Ниау и Ниаут Пустота, Ничто , Герех и Герехт Отсутствие, Ночь. Разрешительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы-четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, Великая Восьмёрка, Огдоада.

Мужские божества Восьмёрки-Хух Бесконечность , Нун Вода , Кук Темнота и Амон Невидимый -то есть Воздух имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские пары Хаухет, Наунет, Каукет и Аамоунет-богини со змеиными головами.

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане Нуне. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм- Огненный остров. Итак, на острове, из Яйца вылупился бог утреннего Солнца Хепри. По другой версии, солнечное большинство, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса, выросшем на Изначальном Холме от радости младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди в последствии на Холме возник город Гермополь.

Эта версия получила распространения во всём Египте. В Книге Мертвых сохранились фрагменты ещё одной мифологической версии, связанной с касмогонической доктриной Гермополя но восходящей, очевидно, в древнейшем, архаическим представлениям Яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун-белая птица, которая влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса Нуна. Великий Гоготун изображался в виде булого гуся-священной птицы бога земли Геба. Ра создал Шу и Тефнут-первую пару богов.

От Шу и Тефнут произошли все остальные боги. Пантеон богов. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла. Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу в другой-огромный жук, катящий по небу солнечный диск иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой.

Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались Хепри-утренное солнце, Ра-дневное, Атум-вечернее.

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства 26-25 вв. до н.э происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер.

Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним Ра - Атум становится во главе Эннеады девятки богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница Тефнут-любимое око Ра, богиня влаги Хатор-солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски.

В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все боги ни считались дочерьми Ра, их объединяла иконография все они изображались в виде женщины с головой львицы. Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Амон возглавляет фиванскую триаду. Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает Угодный Атону и строит новую столицу Ахетатон Горизонт Атона, а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков законных фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами.

Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался днем виноградной лозы и полноты Нила. В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет когда Ра состарился и его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури, люди перестали почитать бога-царя и даже замыслили против него злые дела. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей.

На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.

Богом Нила был Хапи. Его символы - лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила. Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте. Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра. Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге.

Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах владычица плодородия, правительница закромов. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.

А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи - бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.

Сиа -богиня мудрости и познания, женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств. Заупокойный культ. Книга Мёртвых. Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя Рен, душа Ба, вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека Ка именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают поля блаженных поля Иару, на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.

Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы с ним связывали жизнь растений - умер Осирис -умерла природа расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд. Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера-бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию-ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах, омытое священной нильской водой затем бальзамировщики извлекают внутренности и опускают их в погребальные сосуды-каноны, заполненные отварами из трав и другими снадобьями.

Коноты изготовлены в виде богов-сыновей Хора Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса они-хранители сосудов с мумифицированными внутренностями Имсет-хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф-с желудком, Кебехсенуф-с кишками и Хапи-с лёгкими. Затем бальзамировщики приступают к самой мумификации. Египтяне считали, что все материалы, используемые бальзамировщиками, возникли из слёз богов по убитому Осирису, с которым отождествился теперь умерший.

Бог ткачества Хедихати и богиня Таитет изготавливали белое полотно, чтобы запеленать мумию. Бог виноделия Шесему даёт Анубису-Имиуту и сыновьям Хора масло и притерания для бальзамирования. После то, как умерший упокоится в своём вечном престанище, Шесему станет охранять его мумию от грабителей гробниц и заботиться о нём самом в Дуате. Родные и близкие усопшего должны внимательно следить, чтобы все обряды были надлежащим образом соблюдены.

Ка покойного не простит обиды за пренебрежение к себе и будет преследовать свой рад, насылая беды на головы потомков. Очень часто египтяне писали письма к умершим родственникам и оставляли их вместе с жертвенными дарами в гробнице. В них они просили об исцелении, даровании ребёнка и прекращении преследования Ка умершего. Если умерший был не богат, его мумию ложили в простой деревянный гроб. На стенках гроба с внутренней стороны писали имена богов, которые проводят покойного в Дуат, а на крышке-обращение к Осирису О Уннифер, дай этому человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу сосудов вина. Иногда изготавливали маленький гробик, в который вкладывали деревянное подобие мумий и закапывали поблизости от богатого погребения, чтоб Ка бедняка имел возможность питалться жертвенными дарами богача.

Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали ещё в каменный саркофаг.

Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами, переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаженные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю. Жрецы и Муу приводят процессию к гробнице. Здесь, совершив обряд отверзания уст, жрецы относят гроб с мумией в усыпальницу и устанавливают его в каменный саркофаг. У южной стороны погребальной камеры ставится канопа, изображающая Имсета, у северной-Хапи, у восточнй-Дуамутефа и у заподной-Кебехсенуфа.

Эти боги ассоциировались с Исидай, Нефтидой, Нейт и Серкет-защитницами и хранительницами умершего, изображавшимися на саркофагах в виде богинь с распростёртыми крыльями. Вход в гробницу тщательно заваливают глыбами и щебёнкой и замаскировывают, предварительно опечатав его печатью мекрополя. Меж погребальными пеленами бальзамировщиками ложится амулет в виде Ока Уджат, а на сердце -амулет в виде скарабея.

Без этих амулетов не воскреснуть для вечной жизни. Помогают воскрешению и амулеты в виде Ока Ра ведь покойный воскреснет подобно солнечному диску на востоке, рожденному богиней Нут. Чтобы умерший не задохнулся в Дуате, в гроб ложили деревянную статуэтку Шу. В воскрешении умершего примут участие все боги, связанные с деторождением Исида, Хатхор, Рененутет, Бэс, Таурт, Месхент и Хекет. Ка умершеко предстаёт перед судом Осириса. Здесь боги приступают к взвешиванию его сердца на Весах Истины.

На одну чашу Весов ложится сердце, а на другую-перо богини Маат. Умерший произносит Исповедь отрицания -перечесляет 42 преступления и клятвенно заверяет, что ни в одном из них он не виновет. 125-я глава Книги Мёртвых Исповедь отрицания Я не чинил зла людям. Я не нанёс ущерба скоту. Я не совершил греха а месте Истины. Я не творил дурного. Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами.

Я не угнетал раба пред лицом его господина. Я не был причиною недуга. Я не был причиною слез, Я не убивал. Я не приказывал убивать. я никому не причинял страданий. Я не истощал припасы в храмах. Я не портил хлебы богов. Я не присваивал хлебы умерших. Я не совершал прелюбодеяния. Я не сквернословил. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё. Я не убавлял от аруры. Я не обманывал и на пол-аруры. Я не давил на гирю. Я не плутовал с отвесом. Я не отнимал молока от уст детей.

Я ни сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил в силки птицу богов. Я не ловил рыбу богов в прудах её. Я не останавливал воду в пору её. Я не преграждал путь бегущей воде. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений. Я не распугивал стада в имениях бога. Я не чинил препятствий богу в его выходе. Я чист, я чист, я чист, я чист! Если во время исповеди стрелка Весов отклоняется, значит, покойный грешен и боги выносят ему оправдательный приговор.

Тогда грешное сердце отдают на съедение страшной богине Амт-чудовищу с телом гиппопотама, лапами и гривой льва, и пастью крокодила. Если же чаши Весов останутся в равновесии, покойного признают правогласным. Души египтянина Ка. Ах. Шуит. Ба. Сах. Ка-Двойник, подобие человека. Человек и его Ка похожи, как две руки , -поэтому слово Ка пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые к верху Ка рождается дважды в первый раз-вместе с человеком, и во второй-при его жизни, когда будет изготовлена гробничная статуя Ка и жрецы совершат над ней обряд отверзания уст и очей, который наделит статую способностью говорить, вкушать пищу и видеть свет. Ка будет обитать в своём вечном жилище-в своей гробнице туда ему будут приносить жертвенные дворы и совершать ради него заупокойные службы.

Проблемой Ка египтология занималось полтора века, и за это время учённые сделали множество ценных наблюдений, однако начиная с 1950-х годов работы о Ка практически перестали появляться в печати, и проблема Ка фактически была признана бесперспективной.

Лишь в 1987 г. эта проблема была разрешена русским египтологом А.О. Большаковым как реально существующий Двойник человека египтянами был истолкован образ этого человека, живущий в сознании других людей. Для оживления в памяти какого-то образа человеческому сознанию необходим внешний ассоциативный толчок, напоминание, этой целью у нас служат фотографии и этой же цели египтянам служили гробничные изображения, в частности-статую покойного.

В эту теорию очень хорошо вписывается ещё одна душа египтянина- Ах, буквально Светлый, Освещённый. Ах изображался в виде хохлатого ибиса Но это изображение лишь звуковой иероглиф, ни как не связанный с представлениями об Ах. До недавнего времени о значении Ах и о связанных с ним представлениях и верованиях египтологическая наука ничего определённого сказать не могла. В свете же теории А. Большакова Ах есть душа, которая, в отличии от Ка, не рождается вместе с человеком, но которую он обретает лишь после смерти путём ритуала отверзания очей. Зрение, при помощи которого оживает Ка, является необходимым условием потусторонней жизни, ибо слепая статуя не может кормиться жертвенными дарами.

Отсюда связь солярных божеств жизнью и воскресением, а сил тьмы со смертью и небытием отсюда и важность обряда отверзания очей возвращение способности видеть суть возвращения жизни. Эти представления позволяют объяснить один из ключевых эпизодов египетской мифологии, когда убиты Осирис воскресает благодаря тому, что его сын Хор даёт ему свой глаз. Поскольку у убитого Осириса оба глаза оставались на месте, передача ему глаза Хора не было компенсацией физического недостатка, ведущего к слепоте.

Осирис был слеп как всякий мёртвый, с глазом же Хора он обретал новой, искусственное зрение. Осирис, получивший глаз, оживает, так как становится зрячим. Впрочем, искусственный характер этого нового зрения всё -таки даёт себя знать обретая активность, Осирис становится царём мира мертвых, но в мир живых не возвращается.

Ах, таким образом, означает Зрячий. О значении души Шуит тень, к сожалению, ничего определённого сказать пока невозможно. Изображалась она в виде тёмного силуэта и некоторые посмертные наказания за грехи включали в себя уничтожения Тени грешника. Ба-сокол с человеческой головой жизненная сила человека человек умирает, когда Ба покидает тело, выливает через рот, и оживает после возвращения Ба в мумию. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного нетленным что бы Ба мог обрести смою мумию.

Мумию для Ба бальзамировщики изготавливают из Сах-мертвого тела, омытого водой Нила. Каждый, кто причинит увечье телу-Сах, подлежит каре и презрению, даже парасхит-вскрыватель трупов перед мумификаций. Он делает на теле умершего надрез кремневый ножов-и сразу обращается в бегство, а все присутствующие-жрецы-бальзамировщики и родственники покойного-преследуют его, осыпая проклятиями и швыряя в вдогонку камни. Дом парасхита- нечистое место, и всякий, кто войдёт в этот дом по какой либо причине, должен после этого пройти обряд очищения.

Стража фараона охраняет некрополи, но грабителям всё равно удаётся проникнуть в усыпальницы вельмож. И они не только забирают всё ценное, они уничтожают мумию, что бы не настигла и не отомстила. Ба лишался своей мумии, своего тела- Сах. Поэтому в гробнице должно быть подобие умершего-каменная статуя. А что бы Ба узнал свою статую, она должна иметь с умершим сходство. Что касается святотатцев-грабителей, им полагается жесточайшая кара заживо на съедение крокодилам или львам.

Их Ба не получает ни мумии, не скульптур, и они не могут воскреснуть в Дуате и сгинуть в небытие на веки вечные. 2.

Черты правовой системы

Черты правовой системы. Решению дел обычно предшествовало письменное производство жалоба и отв... Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух ... Ибо мы не знаем, была ли эта облицовка окончательной наружной отделкой... Удивительно, что при этой более дешевой системе строительства пирамид ...

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающ... Жизненность египетского портрета имеет сугубо религиозную природу и св... до н.э замечательный образец египетского реалистического портрета резк... Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок г...

Литература. Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и пошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают язык Древнего царства-язык древнеегипетский среднеегипетский-классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся в последствии образцами для подражания новоегипетский язык 16-8 вв. до н.э. демотический язык 8 в. до н.э. -5 в. н. э. коптский язык 3-7 вв. н.э Несмотря на различные преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за её пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства.

Египетский язык стал мёртвым то есть на нем не разговаривали уже в 3 веке нашей эры, когда на смену ему пришёл коптский язык. Для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древние египтяне создали своеобразную и сложную систему письменности, которая могла передавать разные оттенки мысли и сложные движения человеческой души. Египетская письменность зародилась в конце 4 тысячелетия до н. э прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства.

Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие например, солнце, дом или взятие в плен изображалось в виде соответствующих рисунков солнца, дома или людей со связанными руками. С течением времени по мере усложнения управления, необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий.

Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность - иероглифики. К середине 2 тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху - несколько тысяч.

Благодаря органическому сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа. Материалом для написания иероглифов служили камень стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи, глиняные черепки остраконы, дерево саркофаги, доски, кожаные свитки.

Широкое применение получил папирус. Папирусная бумага изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной так называемый Большой папирус Харрис. Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал.

Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской чернила. Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с оригиналом-образцом. Так получился своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой.

Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма. С 8 века до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и тем самым способствовало распространению письменности. Этот тип письма получил название демотики, демотического то есть народного письма. Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки.

По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо- понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть. Обучение разным видам иероглифического письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства.

Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ, всё это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приёмов многих литературных произведений.

Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом. Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых про цессов например, песнь погонщика быков, незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

Корни египетской литературы восходят к 4 тысячелетию до н. э когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений.

Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения художественного высочайшего уровня Рассказ Синухета, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации. Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является Поучение Птахотепа, визира одного из фараонов V династии.

Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара и Поучение фараона Аменемхета I ,в которых излагались правила управления государством, Поучение Ахтоя, сына Дуауфа о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями. Из поучений Нового царства можно назвать Поучение Ани и Поучение Аменемопе с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого жанра были Речение Ипусера и Речение Неферти. Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке.

Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока например, на цикл Тысяча и одна ночь. Наиболее известными примерами были собрание сказок Фараон Хуфу и чародеи , Сказка о потерпевшем кораблекрушение , Сказка о Правде и Кривде , Сказка о двух братьях, несколько сказок о фараоне Петубастисе.

В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами. Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть Рассказ Синухета и поэтическая Песнь арфиста. В Рассказе Синухета повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту.

Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью-такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы.

В Песне арфиста впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия. Следуй желаниям сердца, Пока ты существуешь, Надуши свою голову миррой, Облачись в лучшие ткани, Умасти себя чудеснейшими благовониями Из жертв богов. Умножай свое богатство Свершай дела свои на земле По велению своего сердца, Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей, Причитания никого не спасают от могилы, А потому празднуй прекрасный день. И не изнуряй себя. Видишь, никто не взял с собой своего достоянья. Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно. Перевод А. Ахматовой Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов.

Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. Кроме разнообразия жанров, богатство идей и мотивов, тонкость их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Всё это делает египетскую литературу одним их интересных явлений мировой литературы. Литература. И. В. Рак Египетская мифология Б. В. Тураев История Древнего Востока К. Михайловский Пирамиды и мастабы Н. А. Дмитриева Краткая история искусств.

– Конец работы –

Используемые теги: краткая, характеристика, культуры, Древн, Египта0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Краткая характеристика культуры Древнего Египта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Краткая характеристика культуры Древнего Египта
Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды… Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы,… Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Культура Древнего Египта
Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов.М 3. Культурология в вопросах и ответах. Под… М 5. Тайлор Э. Первобытная культура. М 6. Лихачев Д.С. Сочинения в 3-хорошо томах. М 7. Соловьев В. Сочинения в…

Культура Древнего Египта
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, … В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и… Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта.Для того чтобы раскрыть данную цель необходимо решить…

Культура Древнего Египта
Еще одной важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем одного этноса. В Древнем Египте объединенные хаттские племена сложились в могучий этнос и… Разветвленная система пережила вторжения гиксосов и возродилась обновленной мощью. 1. Религия в Древнем Египте…

Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта
Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся… В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы…

Художественная культура Древнего Египта
Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства… Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма…

Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни
Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют Миср. Название Египет происходит от… Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал… Его жизнь освещена в мифе Озирис и Исида. Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем в…

Проблема смерти в культуре Древнего Египта и её отражение в храмовой архитектуре и живописи
С детства тайны и загадки влекли меня к себе и именно по этому тема древних цивилизаций интересна мне, как никакая другая.Египетские пирамиды -… Древний Египет, на мой взгляд таит в себе больше загадок чем любая другая… Считается, что своему раннему благополучию Древний Египет целиком обязан реке Нил, вся долина которой представляет…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам