рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Россия в Истории Мировой Культуры

Россия в Истории Мировой Культуры - раздел Культура, Россия В Истории Мировой Культуры Резаков Максим Равильевич План Введение.гл...

Россия в Истории Мировой Культуры Резаков Максим Равильевич План Введение.Глава I. Культура России. Древняя Русь 989 - 1480. Глава II. Культура России. Московское царство 1480 - 1703. Глава III. Культура России. XVIII век 1703 - 1801. Заключение. Библиография. ВВВЕДЕНИЕ Россия в истории мировой культуры.Отношение к русской культуре у деятелей мировой культуры сложно и даже загадочно.

Самое интересное, что это отношение сложилось уже давно. Полтораста лет назад оно ощущалось уже настолько отчетливо, что один из самых образованных и приобщенных к европейской культуре поэтов России Федор Иванович Тютчев сформулировал это отношение и его причины в четверостишии Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать, В Россию можно только верить, Тютчев считал это отношение к России и ее культуре изначальным, иррациональным, доступным только вере и возникающим из непонимания, Еще раньше, в 1831 году Пушкин писал еще более резко в стихотворении Клеветникам России Оставьте нас вы не читали Сии кровавые скрижали Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага - И ненавидите вы нас Причину Пушкин видел в еще неостывшем пламени наполеоновских войн, Но в двух мировых войнах XX века Россия была союзницей Франции и Англии, была и союзницей СШA, а в спорах интеллектуалов России и Запада звучат те же знакомые ноты. Вместе с тем интерес к России и русской культуре огромен.

Он особенно ярко вспыхнул с русскими сезонами, плодившимися в Европе с 1907 года под руководством С.П. Дягилева.

Важную роль в ознакомлении Запада и Востока с Россией сыграли три потока эмигрантов из России. Первый поток был вызван Октябрьской революцией и гражданской войной. Второй составили высланные или бежавшие за границу диссиденты на закате советской власти, когда многие уже не могли и не хотели уживаться с лицемерием советского режима. Так или иначе в зарубежье оказались такие блестящие пропагандисты русской культуры, как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Георгий Лукомский, Александр Солженицын, Виктор Некрасов, Ефим Эткинд, Иосиф Бродский, Василий Аксенов.

Железный занавес, опущенный на границах СССР безжалостной рукой Сталина в I929-I953 годах, не помешал устраивать за рубежом прекрасные выставки, гастроли музыкантов, драматических и музыкальных театров, неизменно проходившие с большим успехом, часто о настоящим триумфом.

После короткой оттепели I953-I956 годов и особенно в восьмидесятых-девяностых годах выставки и гастроли МХАТ, театра Современник, Большого и Мариинского театров стали регулярными. Сейчас нельзя сказать, что русское искусства мало или недостаточно известно на Западе. Другой вопрос, хорошо ли понимают наше искусство, и здесь нет ясного ответа. Толстой и Достоевский стали знамениты и популярны во всем мире еще при их жизни, хотя степень их популярности стала вполне очевидно лишь сейчас.

Чехов стал популярен уже после смерти, но его слава все возрастала и сейчас все возрастает. При жизни был популярен Чайковский были популярны Рахманинов и Прокофьев, Стравинский и Шаляпин, но большая часть их жизни и творчества прошла на Западе, это же случилось с Буниным, Солженицыным, Бродским, Владимиром Набоковым. Особенно повезло тем писателям, которые писали на двух языках, как Набоков, Бродский, Лукомский, и музыкантам, певцам, артистам балета и цирка, язык которых понятен без перевода, Солнечный клоун Олег Попов был любимцем бельгийских детей.

Но не всем так повезло, что их понимают. Пушкин на Западе известен, он переведен почти полностью на основные европейские языки, но его биография известна больше, чем его творчество. Интерес к Пушкину - это результат интереса и уважения к русскому народу и российскому государству. В России есть давняя традиция изучения Данте, Гте, Шекспира, Диккенса, Бальзака и многих других писателей своими стали Лопе де Вега, Вольтер, Сервантес, они часть нашей национальной жизни, Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, король Лир, Кармен, Ромео и Джульетта, доктор Фауст, Сирано де Бержерак -это и наши национальные герои за каждым стоит большая традиция литературы, философии, театра, кино, балета, музыки в Севилье стоят памятники трем знаменитым севильянцам Дон Жуану, Фигаро, Кармен, с неменьшим основанием эти памятники могли бы стоять в русском городе, поскольку Владимир Высоцкий, Николай Баталов, Ирина Архипова, Майя Плисецкая и многие другие сделали эти образы понятными и близкими в России не меньше, чем в Андалусии.

Наши герои - это скорее экзотические персонажи для зарубежного читателя и зрителя, если опера и балет не сделали их ближе к понятнее.

Евгений Онегин куда более популярен, чем Печорин, но Пушкин и Лермонтов здесь ни при чем это заслуга Чайковского, Бориса Годунова сделали знаменитым Мусоргский и Шаляпин. Конечно, определенное расхождение русской культуры с западными культурами наметилось еще в Древней Руси из-за религиозных противоречий православия и католицизма.

Однако древнерусские государства и их культура были родственны соседям и соперникам в феодальном мире. В XII веке Андрею Боголюбскому, владимирскому князю и лидеру русских княжеств привел Бог изо всех земель мастеров, и нынешним историкам остается только гадать, откуда пришли во Церковь Покрова на Нерли. Фрагмент интерьера Владимир мастера белокаменной резьбы - из Северной Италии, с Балкан или с Кавказа, а возможно даже, что были мастера и европейские, и балканские, и кавказские.

Архитектура, монументальная и декоративная скульптура и живопись свидетельствуют, что Древняя Русь стояла на перепутье культурных связей между Византией, Балканами, Кавказом и западной Европой с ее романским стилем и зарождавшейся готикой. Но все изменила сложная ситуация, когда России оказалась между угрозами с Запада - мощными армиями Швеции, Литвы, Польши, грозной армадой Немецкого ордена, а с Востока - непреодолимой силой Золотой Орды монголов и татар.

Сдавленная, как в тисках, Россия имела единственную возможность освободиться единство населявших ее славянских, угро-финских, балтийских и тюркских племен. Идея единства, соборности, провозглашенная в XIV веке Сергием Радонежским, нашла самый широкий отклик в народе. Еще в XIII веке Корин П.Д. Александр Невский. Центральная часть триптиха Александр Невский отразил западные угрозы, в XIV веке Дмитрий Донской одержал первую победу над ордынским войском, а в ХV веке Иван III основал Российское царство, утвержденное на четырех неизменных принципах единодержавие, воплощенное в личности верховного правителя хотя бы номинально экстенсивное развитие общества и государства, основанное на присоединении все новых земель либо на покрытии расходов и убытков за счет всего населения, отношения господства и подчинения по всей вертикали с полной властью каждого, кому доверен большой или малый участок, абсолютное господство монополий, которые объединяют властные и силовые структуры с торгово-промышленными монополиями и идеологическим аппаратом изначально- церковью Эта система, постоянно поддерживаемая напряженностью на восточных и западных границах, пережила радикальные и беспощадные, как нигде, мятежи, реформы и революции, создала уникальную культурную ситуацию, просуществовавшую как и вея система половину тысячелетия.

В основе этой культурной ситуации - противостояние почвеннической, органической, славянофильский концепции, базирующейся на изначальной идее всенародного соборного единства, на примате патриархального деревенского хозяйства и на признании древнерусской средневековой культуры общей незыблемой основой всей культуры России и западнической, либеральной концепции, ставившей во главу угла перестройку России и российской культуры соответственно учению просветителей и революционеров, отмену дарового рабского, крепостнического, каторжного труда и просвещение патриархальной массы трудящихся.

В чистом виде каждое из этих направлений выступало редко среди правителей почвеннического направления - Алексей Михайлович и Александр III, среди правителей западнической ориентации - Дмитрий Самозванец и Михаил Горбачев, а деятели культуры тем и сильны, что в их творчестве традиционное, народное уравновешено с западным, современным.

Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Некрасов, Блок и Гумилев отразили этот спор, эту коллизию, которая проходит через их сердце, и это было драмой, как встреча западника Евгения Онегина с русской душой Татьяной.

Вожди западников Герцен и Белинский признавались, что славянофилы им близки, и в самом деле, в главном - в отношении к произволу самодержавии и крепостничества - они был и едины, и братья Киреевские утверждали немаловажную сторону их собственных убеждений.

И в наше время почвенник Василий Шукшин и западник Андрей Тарковский в главном -в отношении к обветшалому советскому отрою - были вполне едины. Понимание трагедии народа, трагедии культуры, трагедии личности еще впереди, стало быть и понимание русской культуры еще впереди - не только для западных и восточных читателей и зрителей, но и для нас самих.

Глава I. Культура России. Древняя Русь 989 - 1480. Период 989г 1480г. Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее отзвуки наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда коренной архаизм провинции встречается с воображаемым средневековьем романтизма.

Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века 989, когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром имел серьезные основания не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры. Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства - иконы и миниатюры манускриптов.

Вскоре после завершения главного храма Руси - Софии Киевской чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии - Константинополя было написано Слово о законе и благодати митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.

Основанная в Киеве митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху. Русские княжества были приобщены к византийской культуре в момент, когда точка высшего расцвета восточной империи была уже преодолена, но и закат ее был еще очень далек. Византия оставалась единственной прямой наследницей эллинистического мира, применившей художественные достижения античности к духовному опыту христианства ее культура, отличалась афинированностью и утонченностью, искусство - глубиной религиозного содержания и виртуозностью формальных приемов главным достижением византийской теологии были писания святых отцов церкви.

Столь высокий уровень учителей-греков ставил сложные задачи перед Киевской Русью. Однако искусство русских княжеств 10 века отличалось от Византийских прототипов того же времени. Особенности первых произведений, созданных греками масштаб и репрезентативность, демонстрируют амбиции молодого государства и княжеской власти. Кроме того, влияние Византии не могло быстро распространиться на столь обширную территорию христианизация русских земель затянулась на несколько столетий.

В Суздальских и Ростовских землях до 12 века происходили восстания, руководимые волхвами - языческими жрецами. Изучение языческой культуры древних славян основано на данных археологических раскопок. Интереснейшая находка Збручский идол фигура божества с четырьмя лицами под одной шапкой. К древнейшим временам восходят некоторые былины памятники устного повествовательного эпоса напр Добрыня и змий. Существуют различные представления о соотношении христианства и языческих верований в Древней Руси среди них концепция двоеверия - сосуществования и взаимопроникновения двух религий - народной и официальной.

Народная культура, особенно в отдаленных от Киева земляях, несомненно, долгое время определялась языческими верованиями, а впоследствии также как и в культуре Западной Европы упрощенным истолкованием христианства и суевериями.

Однако наши представления о народной культуре после христианизации во мнгом базируются на косвенных данных и предположениях. В то же время культура духовной и светской элиты известна по памятникам, которые не дают оснований для уверенных выводов о проникновении язычества в религиозные представления Древней Руси. Вернее говорить о параллельном развитии народной и элитарной культуры, не забывая о роли древних традиций восточнославянских и угро-финских племен, но и не преувеличивая их значение в формировании специфики культуры Древней Руси. С принятием христианства русские княжества были приобщены к книжной культуре.

Нельзя забывать, что развитие русской письменности, ставшее основой для возникновения литературы, также было связано с христианством хотя письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение и, что более важно основу в лице развитой культурной традиции восточного христианства.

Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для раннего периода характерно развитие таких жанров, как проповедь, жития святых среди них житие первых русских святых Бориса и Глеба, описания военных походов знаменитое Слово о полку Игореве тогда же берет начало русское летописание Повесть временных лет. Став частью христианского мира, русские княжества приобрели широкие возможности для развития политических и культурных связей не только с Византией, но и с европейскими странами.

Уже в конце 11 века становится заметным влияние романской архитектуры. Украшенные скульптурой белокаменные храмы Владимирского княжества появились благодаря приглашению Андреем Боголюбским мастеров со всех земель. Успенский собор во Владимире По сообщению русского историка Татищева жившего в XVIII веке зодчие были присланы во Владимир германским императором Фридрихом Барбароссой. Однако эти храмы не идентичны романским постройкам католической Европы они представляют собой своеобразный синтез византийской типологии крестово-купольного храма и романской техники белокаменного строительства и украшения.

Такое смешение греческих и западноевропейских традиций стало возможным только на русской почве, а одним из его результатов стал знаменитый шедевр владимирской архитектуры церковь церковь Покрова на Нерли сейчас известная всем как символ культурной самобытности Древней Руси. На стадии раннего средневековья русские княжества по типу культуры и направлению исторического развития были близки другим европейским государствам.

В дальнейшем пути России и Европы расходятся. Один из первых поводов для этого схизма, или разделение церквей на западную и восточную, произошедшее в 1054 году. Почти еще неощутимый в 11 веке, этот разрыв дал себя знать уже через два столетия в противостоянии новгородцев тевтонскому ордену. На середину 12 века приходится начало распада Киевской Руси далеко не все историки считают возможным называть ее государством в полном смысле этого слова на отдельные княжества.

В середине XII века Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир перевозя с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской. Почти в каждом княжестве начинают формироваться свои архитектурные и живописные школы. Поворотным событием для истории русской государственности и культуры стало Батыево разорение и последующее подчинение Орде. Фактическое вхождение в состав монгольского государства навязало русской истории иные, отличные от западноевропейских, принципы государственного устройства в частности, привило принцип всеобщего подчинения и единоначалия принципиально отличный от системы вассалитета, развившейся в Западной Европе. Разорение русских земель в начале 13 века, памятником которому стал Плач и пленении и конечном разорении русской земли, стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия один из примеров икона, называемая Ярославская Оранта.

С этого времени можно начинать отсчет собственного пути русской культуры.

Только к концу 13 века русские земли смогли оправиться от разорения. Первыми стали Новгород и Псков, до которых не дошли войска Орды. Эти торговые города-республики с вечевым управлением создали своеобразный вариант культуры, который сформировался не без некоторого участия их западных соседей балтийских стран. В северо-восточных землях в начале следующего 14 столетия главенствующая роль начинает переходить от Владимирского к Московскому княжеству, которому, однако, еще целое столетие пришлось отстаивать свое первенство у Твери. Москва входила с состав Владимирских земель, будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси. В 1324 году митрополит Петр покидает Владимир и обосновывается в Москве, перенеся сюда таким образом резиденцию главы церковной власти русских земель интересно, что переезд митрополита Максима из Киева во Владимир состоялся совсем незадолго до этого в 1299 году. В конце 14 века в Москву была перевезена главная святыня старой столицы - икона Владимирской Богоматери.

Владимир стал образцом для московского княжества.

Подчеркивая преественность, московские князья проявляют заботу о восстановлении Владимирских святынь в начале 15 века Андрей Рублеви Прохор с Городца расписывают древний Успенский собор, а в середине того же столетия под наблюдением Василия Дмитриевича Ермолина был отремонтирован т.е. собран заново из старых каменных блоков Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 начала 15 века, получившая название раннемосковского зодчества, наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением. Однако в знаменитых резных поясах звенигородского Успенского собора на Городке заметны балканские влияния многолепестковые розы на его фасаде и заостренная килевидная форма завершающих его объем закомар указывают на влияние готической архитектуры.

Килевидная форма арок позднее от XVI до XIX вв. станет знаком московского и шире русского направления в архитектуре. Живопись конца 14 начала 15 века освещена двумя крупнейшими явлениями русской и мировой культуры творчеством византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева.

Манера Феофана с которой мы знакомы по фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии учению исихазма.

Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности ближе к поздневизантийской живописи балканских стран 15 века. На конец 14 века приходится важнейшее событие русской истории в 1380 г. в битве на Куликовом поле объединенное князем Дмитрием Ивановичем под рукой Москвы воинство одержало первую серьезную победу над Ордой. Исключительную роль в этом сыграла деятельность игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского.

Имя преподобного Сергия, ставшего затем в сознании русских людей защитником и покровителем Московского государства, имеет огромное значение для культуры России. Сам преподобный и его последователи основали более 200 монастырей нового в то время для Руси общежительного устава, что стало основой для т.н. монастырской колонизации малоосвоенных северных земель.

Житие Сергия Радонежского было написано одним их выдающихся писателей того времени Епифанием Премудрым для собора Сергиева монастыря Андрей Рублев написал знаменитую икону Троицы величайший шедевр русского средневековья. Середина 15 века отмечена тяжелой междоусобной войной за московский великокняжеский престол. Только к концу этого столетия Ивану III удалось объединить русские земли вокруг Москвы что стоило разорения Новгороду и Пскову и окончательно покончить с подчинением Орде бескровное стояние войск на реке Угре 1480, получившей потом поэтическое имя пояса Богородицы, отметило появление самостоятельного государства во главе с московским князем.

Глава II. Культура России. Московское царство

Начинается долгая переписка между царем и мятежным князем, по праву во... для Михаила Федоровича в Кремле имеются в виду Христофор Галовей, укра... Типология ярославских, видимо, была определена первой каменной посадск... Затем кружок распадется, и часть из его членов станет вождями раскола ... Белорусские мастера были авторами резных иконостасов и изразцового дек...

Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие их которых сохранились в современном русском языке. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов. В трактате О пользе книг церковных в российском языке 1757 он использовал известную еще со времен античности схему деления литературного языка на три стиля высокий, средний и низкий.

Но его реформа сохраняла условность книжного языка, отличавшегося от разговорной речи. В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Однако, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, они ориентировались на язык салонов. Поэтому их нововведения не могли стать главным направлением формирования литературного языка. Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, которую отстаивал А.С. Шишков, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.

Основы теории русской литературы нового времени были заложены в трудах писателя и публициста Ф. Прокоповича О поэтическом искусстве, Риторика, обосновывавшего принципы раннего классицизма. Начало классической традиции в русской литературе связано с именем А.Д. Кантемира, поэта, который первым ввел в России выработанный классицизмом жанр стихотворной сатиры. Начиная с 30-х гг. в литературе проявилось влияние классицизма.

Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, ему были присущи и жесткая жанровая регламентация и выраженный интерес к античности. Большой популярностью пользовались переводы античных авторов особенно Анакреона и Горация. В поэзии и драматургии были распространены античные сюжеты. Национальной особенностью русского классицизма была его более тесная по сравнению с Западной Европой связь с идеологией Просвещения, определявшая высокий гражданский пафос искусства.

В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии.

Дописать Ломоносова Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам Недоросль Д.И. Фонвизина, Путешествие из Петербурга в Москву А.П. Радищева. Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин.

Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение высокого и низкого стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию. На рубеже XVIII XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, интересом к чувствам конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина Бедная Лиза и А.П. Радищева Путешествие из Петербурга в Москву, создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией И.И. Дмитриева.

Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств. XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр Комедийная хоромина. Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова. В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым.

В то же время действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу Марсово поле, впервые поставивший Недоросля и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова.

Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия Сумароков, Фонвизин, Херасков. Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши. Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России. В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера.

В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского. Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет.

Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия парсуна. Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов. В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И Г. Таннауэр и Л. Каравакк. Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи.

Складывается система жанров портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета портрет Измайловой.

Портреты Ф.С. Рокотоваотличаются интимностью, тонкостью и психологизмом портрет А.П. Струйской. Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского рубеж XVIII - XIX вв. связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах. В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев, возник интерес к ландшафтному пейзажу С.Ф. Щедрин, зародился городской архитектурный пейзаж Ф.Я. Алексеев. Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева Задунайского.

Появляются памятники в честь выдающихся деятелей Петру I Медный всадник Э. Фальконе, 1782В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли.

Новые постройки Петербурга и Москвы Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня, стали основой для европеизации русской архитектуры. Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название русского барокко в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов. Основоположниками русского классицизма стали В.И. Баженов, И.Е. Старов, создавшие архитектурную классику, основанную на использовании приемов французского неоклассицизма.

С именем М.Ф. КазаковаФ.С. Рокотова связано появление многих архитектурных памятников Москвы. XVIII столетие стало периодом необыкновенно интенсивного культурного развития страны, поскольку в это время. Россия открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении столетий начиная с эпохи Возрождения. В XVIII в. отечественная школа в литературе, театральном и изобразительном искусстве развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, подготавливая взлет национальной культуры в XIX в. Заключение.

Сегодня, оглядываясь назад, можно усмотреть в едином теле русской культуры множество разделительных линий и границ. На нашу культурную историю, конечно же, влияли политические, идеологические, эстетические пристрастия эпох. Но среди самодовольства пристрастий всегда оставался срединный путь мощное течение традиции, определявшей существование целого.

Частные, приватные пути не всегда совпадали с общим течением, уводя многих в культурные тупики, которые, как оказалось, более всего и впечатляют наших современников. Именно ереси и отклонения многочисленные перверсии пользуются спросом среди журналистов и исследователей. Культуротворчество сменилось интерпретаторством и культуропользованием. А золотой век отечественной культуры, последовавший за кратким и по историческим, и по человеческим меркам проблеском пушкинского гения, уже далеко за горизонтом. Тоска по мировой культуре, если она ещ и осталась, это ныне тоска по пушкинской эпохе.

Василий Макарович Шукшин так писал об отечественной культуре Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения человеческие качества, которые не подлежат пересмотру честность, трудолюбие, совестливость, доброту Именно такое понимание самобытности позволит нам, современникам сохранить свое собственное национальное самосознание и противостоять единообразию и унификации многоцветной оригинальности российского права, искусства архитектуры, живописи, музыки, литературы православия и национального характера.

Библиография. 1. Верещагин В.Ю. Лекции по русской культуре. 2. Махнач В.Л. Социальные традиции в русской культуре 3. Резаков М.Р. Византийское наследие в культуре Древней Руси. М Пальма, 2001 4. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь Рассказы о русской культуре. М ВЛАДОС, 1995 5. Фетисов А.В Пути русской культуры.

– Конец работы –

Используемые теги: Россия, истории, мировой, культуры0.084

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Россия в Истории Мировой Культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия символического мира человека, человек в мире культуры
Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря… Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием… Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка…

Место истории Древнего Египта в мировой истории
У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. … Материалы по истории открытия . Она содержит обширные сведения не только по… Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих…

Место истории Древнего Египта в мировой истории
У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. … Материалы по истории открытия . Она содержит обширные сведения не только по… Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих…

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Место истории Древнего Египта в мировой истории
У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. … Материалы по истории открытия . Она содержит обширные сведения не только по… Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих…

Россия в мировой истории
Повествование раннего русского историка монаха-летописца Нестора в Повести временных лет о призвании варягов на русскую землю для наведения порядка… Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков… В практической работе следует выявить своё отношение к двум полярным точкам зрения. Часть историков продолжает…

Мир исламской культуры. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.
Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная… Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых… Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких последователей пришлось…

Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры
Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...

0.042
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам