рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЧТО ТАКОЕ СТЕРЕОТИПЫ?

ЧТО ТАКОЕ СТЕРЕОТИПЫ? - раздел Образование, ХИЛАРИ ПАТНЭМ Я Ввел Понятие «Стереотип» В Лекциях, Прочитанных Мною В Университете Вашингт...

Я ввел понятие «стереотип» в лекциях, прочитанных мною в Университете Вашингтона и в Миннесотском Центре по философии науки в 1968 году. В опубликованной затем статье «Возможна ли семантика?» 21 эта тема развита дальше, а в настоящей статье я хотел бы вновь обсудить это понятие и ответить на некоторые возникшие в связи с ним вопросы.

В обыденном употреблении слово «стереотип» выражает общепринятое (часто предумышленное) представление (которое может быть совершенно неточным) о том, на что похож, чем является и как ведет себя X. Очевидно, что моя трактовка стереотипа включает некоторые черты обыденного употребления. Я не касаюсь предумышленных стереотипов (кроме тех случаев, когда сам язык таков); но меня интересуют общепринятые представления, которые могут быть неточными. Я думаю, что именно такое общепринятое представление связано со словами «тигр», «золото» и т. д., и, более того, это единственная доля истины в трактовке значения как «понятия».

С этой точки зрения тот, кто знает, что означает слово «тигр» (или, как мы решили говорить, — усвоил слово «тигр»), должен знать, что стереотипные тигры полосаты. Говоря точнее, лингвистическое сообщество, как таковое, требует от человека знание одного определенного стереотипа тигров (хотя человек может иметь и другие); от человека требуется, чтобы он знал этот стереотип и знал (имплицитно), что он обязателен. Этот стереотип должен включать признак полосатости, чтобы мы сочли человека усвоившим слово «тигр».

Включение какого-либо признака (например, полосатости) в стереотип, связываемый со словом «X», не означает, что аналитически истинно то, что все X обладают этим признаком, или что большинство X обладает этим признаком, или что все нормальные X обладают этим признаком, или что некоторые X обладают этим признаком 22.

Тигры с тремя ногами или тигры-альбиносы — это логически непротиворечивые существа. Если мы когда-нибудь установим, что наш стереотип основан на ненормальных или нетипичных представителях естественного вида, то это не будет обнаружением логического противоречия. Если бы тигры утратили свою полосатость, они от этого не перестали бы быть тиграми так же, как бабочки не перестали бы быть бабочками, если бы утратили свои крылья.

(Строго говоря, ситуация гораздо сложнее. Слову типа «бабочка» можно придать смысл, в каком бабочки, утратившие крылья, скажем вследствие мутации, перестанут быть бабочками. Таким образом, для слова «бабочка» можно найти смысл, в каком утверждение «бабочки имеют крылья» будет аналитической истиной. Думаю, однако, что более важным является тот смысл этого термина, в каком бабочки без крыльев не перестали бы считаться бабочками.)

Здесь у читателя может возникнуть вопрос — какую ценность представляют стереотипы для лингвистического сообщества, если «информация», содержащаяся в стереотипе необязательно является правильной. На самом деле это не такая уж и большая загадка. Большинство стереотипов действительно включают признаки, которыми обладают парадигмальные представители данного класса. Даже если стереотипы ошибочны, их ошибочность проливает свет на вклад, вносимый ими в коммуникацию. Стереотип золота, например, содержит признак желтизны, хотя химически чистое золото почти белое по цвету. Однако золото в ювелирных изделиях обычно бывает желтым (благодаря примеси меди), поэтому присутствие этого признака в стереотипе оказывается даже полезным в повседневных условиях. Стереотип, связываемый со словом ведьма, ошибочен в более серьезном отношении, по крайней мере, если речь идет о его экзистенциальной нагрузке. Если считать (с вытекающей экзистенциальной нагрузкой), что ведьмы находятся в сговоре с Сатаной и вызывают болезни и смерть и т. п., то этот стереотип облегчает коммуникацию только тогда, когда она не выходит за рамки учения о ведьмах. Это не облегчит коммуникацию в тех случаях, когда требуется не столько согласие с воззрениями других собеседников, сколько более адекватный взгляд на мир. (Строго говоря, я имею в виду стереотип, который существовал в Новой Англии триста лет назад; сегодня частью стереотипа о ведьмах является представление о том, что в реальности ведьм не существует, и тем самым сводятся на нет губительные последствия учения о ведьмах.) Но наличие в нашем языке некоторых стереотипов, которые скорее препятствуют, чем облегчают наше взаимодействие с миром и друг с другом, указывает только на то, что мы не являемся непогрешимыми, а иначе и быть не может. Между тем наша коммуникация вряд ли могла бы быть успешной, если бы большинство наших стереотипов не были настолько точными, насколько это возможно.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХИЛАРИ ПАТНЭМ

Источник сканирования Философия сознания пер с англ Макеевой Л Б Назаровой О А Никифорова А Л предисл Макеевой Л Б М Дом...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЧТО ТАКОЕ СТЕРЕОТИПЫ?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЗНАЧЕНИЕ И ЭКСТЕНСИОНАЛ
По крайней мере со средних веков авторы, пишущие по теории значения, стремились выявить двойственность в обыденном понятии значения и ввели пару терминов: экстенсионал и интенсионал, или Sinn

ИНТЕНСИОНАЛ И ЭКСТЕНСИОНАЛ
Изложение, аналогичное предыдущему параграфу, можно встретить в любом месте, где стандартным образом разъясняются понятие «интенсионал» и «экстенсионал». Но это изложение вовсе не является удовлетв

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ
Для доказательства этого нам нужно сначала прояснить традиционное понятие психологического состояния. В одной трактовке, это состояние представляет собой двухместный предикат, аргументами которого

НАХОДЯТСЯ ЛИ ЗНАЧЕНИЯ В ГОЛОВЕ?
Мы покажем, что психологическое состояние не определяет экстенсионал, прибегнув к небольшой научно-фантастической истории. Предположим, что где-то в галактике существует планета, которую мы будем н

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
Два последние примера указывают на важный для языка факт, который, как это ни удивительно, никогда прежде, кажется, не отмечался: существует разделение лингвистического труда. Мы вряд ли мог

ГИПОТЕЗА ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ТРУДА: Вкаждом лингвистическом сообществе имеет место описанное выше разделение лингвистического труда, то есть в любом таком

БУДЕМ РЕАЛИСТАМИ!
Теперь я хотел бы сопоставить свою точку зрения с достаточно распространенным, по крайней мере среди ученых, воззрением (сложившимся, по всей видимости, совершенно стихийно). В качестве примера тер

ДРУГИЕ СМЫСЛЫ
До сих пор мы анализировали основной смысл терминов естественных видов (или, скорее, их основной экстенсионал). Однако термины естественных видов, как правило, обладают некоторым множеством

ДРУГИЕ СЛОВА
До сих пор мы использовали в качестве примеров только термины естественных видов, но наши положения применимы и к многим другим категориям слов. Они применимы к подавляющему большинству существител

ЗНАЧЕНИЕ
Определим теперь нашу позицию в отношении понятия значения. Мы установили, что экстенсионал термина не фиксируется с помощью понятия, которое индивидуальный носитель языка имеет в своей голове, и э

СТЕРЕОТИПЫ И КОММУНИКАЦИЯ
Предположим, говорящий знает только, что слово «тигр» имеет в качестве экстенсионала множество физических объектов, но не более того. Если он владеет обычными познаниями о других аспектах языка, то

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ» СТЕРЕОТИПОВ
Возникает один сложный вопрос: в какой мере понятие стереотип «операционально определимо». Здесь нужно быть предельно осторожным. Известно, что в физических науках провалились попытки дать строг

К ВОПРОСУ О «ДВУХДОГМАХ ЭМПИРИЗМА» КУАЙНА
В своей работе «Две догмы эмпиризма» Куайн предпринял мощную и плодотворную атаку на модное сейчас различие между аналитическим и синтетическим. Эта антитеза стала настоящим пожирателем философов:

РАДИКАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД
Наша теория не решает, во всяком случае, автоматически поставленную Куайном проблему «радикального перевода» (т. е. перевода с чужого языка или с языка, принадлежащего к чужой культуре). Мы не може

КРИТИКА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЭВИДСОНА
В ряде публикаций Дональд Дэвидсон выдвинул интересную идею — сформулировать семантическую теорию естественного языка, взяв за образец то, что в математической логике называется определением ист

КРИТИКА КАЛИФОРНИЙСКОЙ СЕМАНТИКИ
Теперь я хотел бы рассмотреть подход к семантической теории, -впервые сформулированный поздним Карнапом. Чтобы не заниматься разбором текстов, я не стану приписывать указанную точку зрения какому-л

СЕМАНТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ
Если предложенный здесь подход верен, то предстоит проделать большую работу с тем, чтобы (1) определить, какого рода компоненты могут входить в стереотипы; (2) выработать подходящую систему предста

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги