рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К ВОПРОСУ О «ДВУХДОГМАХ ЭМПИРИЗМА» КУАЙНА

К ВОПРОСУ О «ДВУХДОГМАХ ЭМПИРИЗМА» КУАЙНА - раздел Образование, ХИЛАРИ ПАТНЭМ В Своей Работе «Две Догмы Эмпиризма» Куайн Предпринял Мощную И Плодотворную А...

В своей работе «Две догмы эмпиризма» Куайн предпринял мощную и плодотворную атаку на модное сейчас различие между аналитическим и синтетическим. Эта антитеза стала настоящим пожирателем философов: аналитическое отождествлялось с необходимым, необходимое отождествлялось с тем, что в принципе не подлежит пересмотру, а это последнее отождествлялось с любой истиной, какую отдельный философ не потрудился обосновать. Однако атака Куайна в некоторых аспектах зашла слишком далеко; на наш взгляд, можно сохранить некоторый ограниченный класс аналитических предложений 23. Более важно то, что позже и сам Куайн, и другие философы сочли результатом этой атаки ниспровержение не только различия между аналитическим и синтетическим, но и всего понятия значения. Как уже отмечалось, мы согласны с тем, что традиционное понятие значения сталкивается с серьезными трудностями, но наша задача в данной статье не деструктивная, а конструктивная. Наша цель — пересмотреть понятие значения, а не похоронить его. Поэтому будет полезно рассмотреть, какие возражения против возможности пересмотра этого понятия содержатся в аргументах Куайна.

В целом, аргументы Куайна против понятия аналитичности сводятся к следующему: этому понятию нельзя приписать никакого поведенческого значения. Согласно его аргументу (в чем-то упрощающему ситуацию), имеется, по существу, два кандидата на роль поведенческого показателя аналитичности, и оба совершенно неудовлетворительны, правда, по разным причинам. Первый поведенческий показатель — центральность (centrality): многие современные философы называют предложение аналитичным, если некоторое сообщество (скажем, преподаватели Оксфорда) считает, что оно не подлежит пересмотру. Но, как убедительно показывает Куайн, максимальная неподверженность пересмотру не является исключительной прерогативой аналитических предложений. Предложения, выражаю щие фундаментальные законы физики (например, закон сохранения энергии), также обнаруживают в своем поведении максимальную неподверженность пересмотру, хотя непривычно и необоснованно определять эти законы как аналитические. Однако Куайн исходит не только из того, что необоснованно считать аналитическими все утверждения, от которых мы крайне неохотно отказываемся; он отмечает, что в реальной истории науки «неподверженность пересмотру» проявляется в разной степени. В реальной практике рациональной науки не существует такой вещи, как абсолютная неподверженность пересмотру. Таким образом, отождествление аналитичности с неподверженностью пересмотру изменило бы это понятие в двух отношениях: аналитичность стала бы вопросом степени и не стало бы абсолютно аналитических предложений. Это настолько расходилось с классическим — в духе Карнапа, Айера, et al, — понятием аналитичности, что Куайну стало понятно: если это — именно то, о чем мы собираемся говорить, то было бы меньше путаницы, введи мы для этого другое понятие, скажем, понятие центральности.

Второй поведенческий показатель — это быть названным «аналитическим». По сути дела, для некоторых философов критерием аналитичности служит то, что предложение называют аналитическим специалисты (скажем, преподаватели Оксфорда). Этот показатель имеет следующие варианты: предложение должно выводиться из предложений некоторого конечного списка, в начале которого тот, кто унаследовал статус ученика Карнапа, начертал слова «Постулат Значения»; или предложение должно быть получено из теоремы логики путем подстановки синонимов на место синонимов. Последний из этих вариантов выглядит многообещающим, однако Куайн выдвигает против него вопрос «что считать критерием синонимии?». Такой критерий мог бы быть следующий: слова W1 и W2 —синонимы, если и только если эквиваленция (х) (х входит в экстенсионал слова Wl ≡ х входит в экстенсионал слова W2) является аналитически истинной; но здесь мы попадаем в порочный круг. Согласно другому критерию, слова W1 и W2 синонимичны, если и только если их называют синонимами специалисты; но это все тот же второй показатель, только в слегка измененном виде. Перспективным выглядит и такой критерий: слова W1 и W2 синонимичны, если и только если они взаимозаменимы salva veritate (т. е. их можно подставлять на место друг друга) в любых контекстах соответствующего класса. Однако Куайн убедительно показал, что и этот критерий ведет к порочному кругу. Таким образом, второй показатель сводится к следующему: предложение является аналитическим, если или оно само, или некоторое связанное с ним определенным способом выражение, или последовательность упорядоченных пар таких выражений, или множество таких выражений, принадлежат к классу, на всех членов которого специалисты ссылаются, произнося определенный звук: или звук АНАЛИТИЧЕСКОЕ, или звук ПОСТУЛАТ ЗНАЧЕНИЯ, или звук СИНОНИМИЧНОЕ. В конечном счете, при таком подходе «аналитическое» и т. п. остается неэксплицированным звуком.

Хотя Куайн не рассматривал этой возможности, однако ясно, что взяв пересечение классов предложений, выделяемых двумя неудовлетворительными поведенческими показателями, мы также не получим удовлетворительного результата; эксплицировать аналитичность предложения с помощью понятий «быть центральным» плюс «называться АНАЛИТИЧЕСКИМ» значит просто указать, что аналитические предложения образуют подкласс центральных предложений, не поясняя при этом, в чем состоит специфика этого подкласса. По сути дела, Куайн делает вывод, что аналитичность — это или ошибочно истолкованная центральность, или ничто.

Вопреки убедительным доводам Куайна, многие философы продолжают злоупотреблять понятием аналитичности, часто смешивая его с предполагаемой максимальной степенью центральности. Из альтернатив, указанных Куайной, они выбрали отождествления аналитичности с центральностью, и им пришлось в результате отнести такие синтетические по виду предложения как «пространство имеет три измерения» к разряду аналитических и признать существование в науке такой вещи, как абсолютная неподверженность пересмотру, несмотря на впечатляющие свидетельства в пользу обратного. Но этот подход можно опровергнуть, дополнив доводы Куайна важным аргументом Рейхенбаха.

Рейхенбах 24 показал, что есть некоторое множество принципов, каждый из которых Кант определил бы как синтетический a priori, но конъюнкция которых несовместима с положениями частной теории относительности и принципом общей ковариантности. (Это множество принципов включает обычную индукцию, непрерывность пространства и евклидово пространство.) Кантианец может последовательно держаться евклидовой геометрии, чего бы это ни стоило; однако последующий опыт может заставить его отказаться от обычной индукции или непрерывности пространства. Или же он может держаться обычной индукции и непрерывности пространства, чего бы это ни стоило, однако последующий опыт может заставить его отказаться от евклидовой геометрии (это имеет место тогда, когда физическое пространство даже не гомеоморфно какому-либо евклидову пространству). В другой статье 25 Рейхенбах формулирует по сути тот же самый аргумент, но в слегка измененном виде.

Применительно к нашему случаю, это доказывает, что существуют принципы, которые для философов, приверженных широкому понятию аналитичности и, в особенности, для философов, отождествляющих аналитичность с (максимальной) неподверженностью пересмотру, являются аналитическими, но конъюнкция которых имеет проверяемые эмпирические следствия. Стало быть, мы должны раз и навсегда отказаться от отождествления аналитичности с центральностью, иначе — мы вынуждены или отказаться от идеи, что конъюнкция сохраняет аналитичность, или же принять то неприятное следствие, что аналитическое предложение может иметь проверяемые эмпирические следствия (и, следовательно, аналитическое предложение может оказаться эмпирически ложным).

Кстати, не случайно, что предложения, которые Кант определил бы как синтетические a priori, сегодняшние эмпиристы сочли бы аналитическими; раздувая понятие аналитичности, они как раз и стремились к тому, чтобы устранить кантовскую проблему, отождествив априорность с аналитичностью, а затем отождествив аналитичность с конвенциональной истиной. (Этот последний шаг Куайн также подверг уничтожительной критике, но обсуждение этого вопроса отвлекло бы нас от нашей темы.)

Другие философы попытались возразить Куайну, используя раз личие между предложениями и утверждениями: да, они согласны, что все предложения подвержены пересмотру, а вот некоторые утверждения — нет. Пересматривая предложение, мы не изменим нашего мнения относительно утверждения, прежде выражаемого этим предложением, если предложение (понимаемое как синтаксический объект вместе с его значением) после пересмотра фактически окажется не синонимичным тому же предложению до пересмотра, т. е. если при пересмотре изменится значение, а не теория. Но, во-первых, это сразу возвращает нас к попытке эксплицировать аналитичность в терминах синонимии; и, во-вторых, одна вещь представляет несомненный вклад Куайна в философию, это — осознание того, что нельзя четко отделить изменение значения от изменения теории. Мы не согласны с Куайном, что изменение значения вообще нельзя определить, но отсюда не следует обоснованность дихотомии «или изменение значения, или изменение теории». Открытие, что мы живем в неевклидовом мире, могло бы изменить значение слова «прямая линия» (это случилось бы в том — маловероятном — случае, если бы стереотип прямизны включал в себя что-то вроде постулата о параллельных прямых), но это не было бы просто изменением значения. В частности, это не было бы изменением экстенсионала: так, было бы неправильно утверждать, что постулат о параллельных прямых был «истинным с учетом прежнего смысла слов». Из того факта, что отказ от предложения S предполагал бы изменение значения, не следует, что S истинно. Значения могут не соответствовать миру, а изменение значения может быть вызвано эмпирическими открытиями.

Хотя в нашей статье мы не пытаемся эксплицировать понятие аналитичности, но мы пытаемся эксплицировать понятие, которое может показаться тесно с ним связанным, т. е. понятие значения. Поэтому может показаться, что аргументы Куайна направлены и против того, что пытаемся делать мы. Давайте разберемся в этом.

По нашему мнению, в одном, совершенно правильном, смысле полосатость образует часть значения слова «тигр». Но из этого не следует, с нашей точки зрения, что утверждение «тигры полосаты» является аналитическим. Могло бы случиться, что в результате мутации все тигры стали альбиносами. Коммуникация предполагает, что мой стереотип тигров включает их полосатость, и ваш стереотип включает полосатость, и вы знаете, что мой стереотип включает полосатость, и вы знаете, что я знаю... (и так далее, в манере а-ля Грайс, до бесконечности). Но коммуникация не предполагает, что любой конкретный стереотип правилен, или что большинство наших стереотипов уже навсегда правильны. Лингвистическая обязательность не является показателем неподверженности пересмотру или даже истинности; таким образом, мы можем считать утверждение «тигры полосаты» частью значения слова «тигр» и не быть при этом втянутыми в проблемы, связанные с аналитичностью.

Итак, аргументы Куайна против отождествления аналитичности с центральностью не направлены против отождествления вхождения характеристик в состав «значения» слова X с ее обязательным включением в стереотип X. А аргумент Куайна о «звуках»?

Конечно, данные о том, что говорят люди, включая высказываемые ими металингвистические замечания, важны как для «семантики», так и для синтаксиса. Так, человек, указывающий на моллюска и спрашивающей «это тигр?», вызовет, видимо, у всех хохот. (Закончив хохотать), люди, возможно, скажут: «он не знает значения слова "тигр"» или «он не знает, что такое тигры». Такие комментарии могут быть полезны лингвисту. Но мы не определяем стереотип с помощью подобных комментариев. Когда мы говорим, что быть «похожим-на-большую-кошку» образует часть значения слова «тигр», мы имеем в виду не только то, что отнесение слова «тигр» к чему-то, что не похоже-на-большую-кошку (и не является тигром) вызывает произнесение определенных звуков. Мы имеем в виду, что люди, усвоившие слово «тигр», знают, что «тигры (стереотипно) похожи на больших кошек», и считают своим долгом передать это знание тем, кого они учат употреблению этого слова. Минимум навыков, которых требует принадлежность к лингвистическому сообществу, представляет собой важную информацию, но никакого круга, критикуемого Куайном, здесь не содержится.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХИЛАРИ ПАТНЭМ

Источник сканирования Философия сознания пер с англ Макеевой Л Б Назаровой О А Никифорова А Л предисл Макеевой Л Б М Дом...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К ВОПРОСУ О «ДВУХДОГМАХ ЭМПИРИЗМА» КУАЙНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЗНАЧЕНИЕ И ЭКСТЕНСИОНАЛ
По крайней мере со средних веков авторы, пишущие по теории значения, стремились выявить двойственность в обыденном понятии значения и ввели пару терминов: экстенсионал и интенсионал, или Sinn

ИНТЕНСИОНАЛ И ЭКСТЕНСИОНАЛ
Изложение, аналогичное предыдущему параграфу, можно встретить в любом месте, где стандартным образом разъясняются понятие «интенсионал» и «экстенсионал». Но это изложение вовсе не является удовлетв

И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ
Для доказательства этого нам нужно сначала прояснить традиционное понятие психологического состояния. В одной трактовке, это состояние представляет собой двухместный предикат, аргументами которого

НАХОДЯТСЯ ЛИ ЗНАЧЕНИЯ В ГОЛОВЕ?
Мы покажем, что психологическое состояние не определяет экстенсионал, прибегнув к небольшой научно-фантастической истории. Предположим, что где-то в галактике существует планета, которую мы будем н

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА
Два последние примера указывают на важный для языка факт, который, как это ни удивительно, никогда прежде, кажется, не отмечался: существует разделение лингвистического труда. Мы вряд ли мог

ГИПОТЕЗА ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ТРУДА: Вкаждом лингвистическом сообществе имеет место описанное выше разделение лингвистического труда, то есть в любом таком

БУДЕМ РЕАЛИСТАМИ!
Теперь я хотел бы сопоставить свою точку зрения с достаточно распространенным, по крайней мере среди ученых, воззрением (сложившимся, по всей видимости, совершенно стихийно). В качестве примера тер

ДРУГИЕ СМЫСЛЫ
До сих пор мы анализировали основной смысл терминов естественных видов (или, скорее, их основной экстенсионал). Однако термины естественных видов, как правило, обладают некоторым множеством

ДРУГИЕ СЛОВА
До сих пор мы использовали в качестве примеров только термины естественных видов, но наши положения применимы и к многим другим категориям слов. Они применимы к подавляющему большинству существител

ЗНАЧЕНИЕ
Определим теперь нашу позицию в отношении понятия значения. Мы установили, что экстенсионал термина не фиксируется с помощью понятия, которое индивидуальный носитель языка имеет в своей голове, и э

СТЕРЕОТИПЫ И КОММУНИКАЦИЯ
Предположим, говорящий знает только, что слово «тигр» имеет в качестве экстенсионала множество физических объектов, но не более того. Если он владеет обычными познаниями о других аспектах языка, то

ЧТО ТАКОЕ СТЕРЕОТИПЫ?
Я ввел понятие «стереотип» в лекциях, прочитанных мною в Университете Вашингтона и в Миннесотском Центре по философии науки в 1968 году. В опубликованной затем статье «Возможна ли семантика?»

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ» СТЕРЕОТИПОВ
Возникает один сложный вопрос: в какой мере понятие стереотип «операционально определимо». Здесь нужно быть предельно осторожным. Известно, что в физических науках провалились попытки дать строг

РАДИКАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД
Наша теория не решает, во всяком случае, автоматически поставленную Куайном проблему «радикального перевода» (т. е. перевода с чужого языка или с языка, принадлежащего к чужой культуре). Мы не може

КРИТИКА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЭВИДСОНА
В ряде публикаций Дональд Дэвидсон выдвинул интересную идею — сформулировать семантическую теорию естественного языка, взяв за образец то, что в математической логике называется определением ист

КРИТИКА КАЛИФОРНИЙСКОЙ СЕМАНТИКИ
Теперь я хотел бы рассмотреть подход к семантической теории, -впервые сформулированный поздним Карнапом. Чтобы не заниматься разбором текстов, я не стану приписывать указанную точку зрения какому-л

СЕМАНТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ
Если предложенный здесь подход верен, то предстоит проделать большую работу с тем, чтобы (1) определить, какого рода компоненты могут входить в стереотипы; (2) выработать подходящую систему предста

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги