Реферат Курсовая Конспект
Реферат на тему: «Гедонизм киренаиков». - Реферат, раздел Образование, Московский Государственный Университет Имени М. В. Ломоносова Факуль...
|
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Факультет высшая школа современных социальных наук
___________________________________________________________________________________________________________
Реферат
на тему: «Гедонизм киренаиков».
Выполнила:
Студентка 3 курса ВШССН
отделения социологии
Кашина А.С
Москва 2013.
Содержание.
Введение........................................................................................3
Глава 1. История изучения учения киренаиков , анализ проблемы соотношения долга и удовольствия.
1.1 Учение киренаиков: исторический путь развития .…………………..…7
1.2Анализ одной из центральных проблем в учении киренаиков «о соотношении долга и удовольствия».………………………………...14Заключение…………………………………………...………...26
Список используемой литературы……………….………….28
Введение.
Актуальность. Выбранная мной тема безусловно является актуальной для современного этапа развития человечества, так как каждый из нас конечно хоть раз в жизни задавался вопросом «Почему я не могу жить как мне хочется? Ведь если я буду радоваться жизни , то мир от этого станет только лучше».И правда размышляя в таком русле можно прийти к выводу , что мир был бы куда совершеннее , если бы в нем было немного больше места для удовольствия. Но с другой стороны иные могут сказать нам , что мы и так живём в эпоху бесконечного, ненасытного, нескончаемого гедонизма, в эпоху , в которой каждую минуту сотни тысяч товаров , которые счастливые обладатели так хотели заполучить, потребляются , но стал ли от этого кто-то счастливее- нет, а вот несчастнее – да , так как теперь человек вновь обречен пуститься в скачку за вожделенным объектом потребления.
Таким образом, освещение выбранной мной темы затронет не только исторический аспект , но и уделит внимание проблемам современности, в которой проблема соотношения долга и удовольствия приобретает особую остроту .
Разработанность. Впервые поставив проблему первичности удовольствий в жизни , киренаики заставили многих поразмыслить и критически осмыслить их учение , на протяжении существования данной школы мы можем увидеть множество представителей , отстаивающих весьма интересные точки зрения Аристипп ,Гегесий, Антипатр, Арета Киренская, Аристипп Младший, Феодор из Кирены, Анникерид. В последствии свое авторское толкование основ данного учения можно встретить у Лоренцо Вала в трактате «О истинном и ложном благе» у наших современников эта тема также является довольно актуальной ,трактовка и размышления на тему киренаиков представлена у таких авторов как Гуссейнова А.А, Богомолова А.С, Лосева А.Ф и других.
Цель:Проанализировать исторический путь развития данной школы, сделать своё заключение по данной проблеме, основываясь на работах референтных специалистов.
Задачи:
1)Сделать исторический анализ развития данной школы, разобрать идеи основных представителей
2)Всесторонне осветить проблему соотношения долга и удовольствия , руководствуясь работами предшественников
3) Проанализировать вышеуказанную проблематику и сделать свой вывод
Глава 1. История изучения учения киренаиков , анализ проблемы соотношения долга и удовольствия.
1.1 Учение киренаиков: исторический путь развития
Основная концепция
Киренская школа появилась примерно в 4 веке до нашей эры и была основана одним из учеников Сократа Аристиппом из Кирены. Киренская школа отрицала науки о природе (иногда также логику и диалектику) как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Этика Киренской школы состояла из 5 разделов: учение о том, что предпочитают и чего избегают, о внутренних состояниях-ощущениях, о поступках; физика же и логика фактически включались в этику на правах учения о причинах и о достоверности.
Киренаики утверждали несопоставимость внутренних состояний людей и непостижимость в них общего: общими бывают только имена вещей. Человеку явлено лишь его индивидуальное состояние оно очевидно, истинно и постижимо: «Ощущение, которое возникает для нас, не показывает нам ничего, кроме себя самого. Следовательно, только ощущение, по правде сказать, есть то, что нам является. А то, что вовне и способно вызывать ощущение, может быть, и существует, но это не то, что нам является» . Неприятных ощущений избегают, приятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как животным и детям, так и мудрецам.
В критерий истинности одни киренаики включали только непосредственную очевидность и ощущения, другие признавали участие ума и размышления. Ощущение мыслилось динамически как движение; киренаики не признавали эпикурейского отождествления наслаждения с отсутствием боли и страдания: поскольку удовольствие и боль - это «мягкое» и «резкое» движения, то отсутствие одного движения есть неподвижность, а не другое движение.Киренская школа признавала только положительное удовольствие без степеней и иерархии. Утверждение Киренской школы, что существуют только телесные удовольствия, основано на узком значении слова («чувственное наслаждение»), при онтологизации которого выходило, что не только слово, но и понятие «удовольствие» неприменимо к духовной сфере.
Воззрения основных представителей:
Анникерид причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и чувство благодарности, уважения, гордости за отечество и т. д. Возможно, в Киренской школе существовало представление об элементарных сильных наслаждениях и сложных (так, Аристипп Младший учит, что «чувство» складывается из многих «ощущений»), но не обладающих такой безусловной силой. Удовольствия по преимуществу — это телесные и сиюминутные, актуальные наслаждения. Хотя счастьем иногда считалась совокупность прошлых и будущих наслаждений, их накопление не цель, ибо со временем движение души угасает (Анникерид). «Жить с удовольствием» - цель, по Аристиппу Младшему, по Анникериду, искать счастья в непрерывных и всевозможных наслаждениях слишком утомительно и ведет к обратному результату, но чем человек мудрее, тем больше счастья в его жизни, хотя целью каждого поступка является не счастье, а частное конкретное удовольствие. По Феодору, мудрец радостен, а глупец печален; по Гегесию, из-за множества зол счастье вообще невозможно, так что мудрец только избегает зол и тем более в этом преуспевает, чем менее будет разборчив в источниках наслаждений.
Моральные запреты «радикальные» представители Киренской школы (Феодор, Гегесий) снимали, объявляя общепринятые ценности (а Гегесий и удовольствие) существующими не по природе. В Киренской школе не просто удовольствие объявлялось благом, но само совершенное благо, выступающее как цель, есть жизнь с удовольствием или просто удовольствие; соответственно все остальные блага, включая разумение и добродетель, являются благами в той мере, в какой служат этой цели. Феодор отрицал общепринятые ценности с высокомерием и дерзостью; Гегесий -с равнодушием и пессимизмом; Феодор не страшился смерти, Гегесий видел в ней полезное для мудреца (жизнь - выгода глупца); по Феодору, жертвовать собой за отечество - значит приносить пользу безумцам, по Гегесию, мудрец ничего не делает ради других, ибо никто его не стоит; Феодор ценил свободу высказывания («парресию») и считал отечеством весь мир, Гегесий выражал равнодушие и к свободе, и к отечеству. Особенность учения Феодора - выдвижение в качестве пределов не удовольствия и боли (им он отводил роль промежуточных состояний), а радостное и горестное расположение духа; благами он объявлял ум и справедливость, а злом -их противоположности. Феодор, автор книги «О богах», за свои воззрения был прозван «Безбожником», Гегесий, автор книги «О самоубийстве воздержанием от пищи», - за проповедь самоубийства «Учителем смерти». Анникерид, более «мягкий» представитель Киренской школы, не делал всех выводов из исходных посылок, избегал асоциальных крайностей своих проводивших жизнь на чужбине «единомышленников» и рисовал мудреца человеком, живущим в согласии с обществом, признающим его ценности и старающимся по возможности получать от жизни больше удовольствий, чем огорчений. Киренская школа испытала влияние Протагора, Демокрита и Эпикура и, в свою очередь, повлияла на учение последнего.
Заключение.
Соответственно, исходя из вышесказанного, можно заключить, что ,если человек приступает эту норму, то он чувствует неудовольствие , хотя может , если мораль данного индивида не так высока , то никаких угрызений не последует , а соответственно человек может поступать как ему заблагорассудится. Таким образом, можно сказать , что проблема соотношения долга и удовольствия у киренаиков обретает разные смыслы в зависимости от интерпретации того или иного человека, тот чья мораль высока сам по себе не приступит закона совести , ибо это есть страдание , а тот же кто имеет не такое обостренное чувство совести волен убивать и грабить. Можно сказать, что киренаики излагая своё учение надеялись на элементарную благоразумность человечества, на высокий стандарт внутреннего долга. исполняя, который никто не будет испытывать чувство неудовольствия , а наоборот лишь преумножит удовольствие сознанием своей полезность и нужности. Вера в способность общества самоорганизовываться –вот фундамент , на котором можно взрастить всеобщее счастье.
Список литературы:
1) Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008.
2) Гусейнов А.А. Киренаики // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001
3) Краткий очерк истории философии «ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН»
4) История античной эстетики, том II М.: "Искусство", 2003. Лосев А.Ф.
(под ред. М. Иовчука и др.). - М., 2001
5) Философская энциклопедия. - М., 2003.
6) Электронная библиотека http://philosophy.ru/library/losef/
7) Библиофонд http://www.bibliofond.ru/
– Конец работы –
Используемые теги: Реферат, тему, гед, киренаиков0.064
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реферат на тему: «Гедонизм киренаиков».
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов