рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Система открытого образования

Система открытого образования - раздел Образование, ...

Академия управления
при Президенте Республики Беларусь

Система открытого образования

 

 

Е.В. Беляева

 

Эстетика

 

Курс лекций

3-е издание

 

 

Минск


УДК 17 (075.8)

 
ББК 87.7 я 7

Б44

 

Серия основана в 2001 году

Р е ц е н з е н т ы :

профессор кафедры философских наук Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, доктор философских наук В.Ф.Берков

 

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

 

Беляева, Е.В. Б44 Эстетика: курс лекций. / Е.В. Беляева ‑ 3-е издание – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 70 с. ISBN 985-457-463-6   Учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Эстетика». Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой по курсу «Эстетика» для студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь, однако может быть использован всеми, кто изучает в вузе соответствующую дисциплину. Данный курс представляет собой вариант преподавания эстетики на базе обязательного набора дидактических единиц, зафиксированных в образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь. УДК 17 (075.8) ББК 87.7 я 7

 

 


ISBN 985-457-463-6 © Беляева Е.В., 2004
  © Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ 6

Лекция 1. Предмет и задачи эстетики 6

Введение в учебный курс «Эстетика» 6

Определения эстетики 6

Эстетика и другие науки 9

ТЕМА 2. иСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 10

Лекция 2. История эстетических учений 10

Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н.э.) 10

Эстетика пифагорейцев 11

Эстетика софистов 12

Эстетика Сократа 12

Эстетика Платона 13

Эстетика Аристотеля 14

Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном» 15

Эстетика Средних веков и эпохи Возрождения 16

Эстетика Византии (IV-XV вв.) 16

Эстетика европейского средневековья 17

Эстетика эпохи Возрождения 19

Эстетика Нового времени 20

Эстетика классицизма 20

Эстетика барокко 21

Эстетика французского Просвещения 22

Эстетика немецкого Просвещения и романтизм 24

Эстетика в немецкой классической философии 25

Эстетика И.Канта 25

Эстетика Г.В.Ф.Гегеля 26

Русская эстетика XIX-XX века 27

Основная проблема эстетики XIX века 27

Эстетика В.Г.Белинского (I) 29

Эстетика Н.Г.Чернышевского (I) 30

Эстетизм и символизм (II) 31

Европейские художественные направления в
XIX-XX веках 32

Натурализм 32

Элитарное и массовое искусство 33

Теория «искусства для искусства» 35

Модернизм 36

Постмодернизм 37

ТЕМА 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 38

Лекция 3. Эстетическое отношение к действительности 38

Понятие «эстетического» 38

Основные эстетические категории 42

Прекрасное и безобразное 42

Возвышенное и низменное 45

Трагическое и комическое 47

Основные сферы эстетической деятельности 48

Эстетика природы 49

Эстетика труда 50

Эстетика быта и человеческих отношений 53

ТЕМА 4. ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ 56

Лекция 4. Искусство как высшая форма
эстетической деятельности 56

Эстетическая природа и специфика искусства 56

Понятие «искусство» 56

Художественный образ 57

Функции искусства 58

Виды искусства 62

Архитектура 62

Изобразительные искусства 63

Декоративно-прикладное искусство 64

Литература 65

Музыка 66

Синтетические искусства 66

Контрольные вопросы по теме №4 67

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 68

ЛИТЕРАТУРА 69


ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ

Лекция 1. Предмет и задачи эстетики

Основные понятия:

Эстетика; прекрасное; искусство; эстетическое отношение к действительности; познавательное отношение к действительности; нравственное отношение к действительности; философия; культурология; психология; социология; искусствоведение; художественная критика.

Введение в учебный курс «Эстетика»

Учебный курс «Эстетика» имеет своей цельюприобщение к эстетической информации для последующего самостоятельного эстетического творчества. Освоение эстетических ценностей предполагает их переход в личностные смыслы.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые эстетические учения; специфику эстетического отношения к действительности; понятийно-категориальный аппарат эстетики; сущность искусства, его функции и виды.

В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:

· жирным подчеркиванием – подвопросы внутри вопроса лекции;

· жирным курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.

Определения эстетики

Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.

1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.

2. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.

3. Эстетика – это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций являются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте – не какой-то частный вопрос. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность понимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто может видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интерпретацией искусства.

4. Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные переживания, развиваемые с помощью изящных искусств. Философия XVIII века подразделяла способности человека на разум, волю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные философские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость выделить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в общественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только рационального, но и эстетического отношения к миру.

5. Эстетика – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное синтетическое определение показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.

Сущность эстетического отношения к действительности становится понятной в сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру.

Познавательное отношение характеризуется такими параметрами как: повторяемость и универсальность его результатов, доказательность знания. Объект познавательного отношения предстает безлично, и познающий субъект тоже абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этому эстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не только не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасного. Эстетическое отношение дает чувственное постижение закономерностей мира.

Нравственное отношение к действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), ригористичностью (правила морали не выбираются участниками, а предписываются им), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этого эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности.

Эстетика и другие науки

Приведенная схема показывает пересечение предмета эстетики с другими гуманитарными дисциплинами. Как уже отмечалось, эстетика – философское учение, она изучает эстетическое отношение как одно из фундаментальных особенностей человеческого бытия. Эстетика исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия. Эстетика включает также социологию искусства, анализ роли искусства в общественной жизни, а также интересуется социальными предпосылками тех или иных представлений о красоте. Эстетику и культурологию объединяет внимание к художественной культуре, выработанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом тенденций в художественном процессе, оно специализировано в соответствии с разными видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития. Наконец, художественная критика, которая разбирает конкретные произведения, поставляет эстетике конкретный материал для анализа, и в свою очередь, руководствуется общими эстетическими критериями.


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Лекция 2. История эстетических учений

Основные понятия:

Гармония; мера; космологическая эстетика; музыкально-числовая гармония; канон; антропологизм; субъективистский подход; релятивистский подход; гедонистический подход; целесообразность; калокагатия; первообраз; рационалистическая эстетика; идеалистическая эстетика; мимезис; трагедия; катарсис; возвышенное; религиозная эстетика; свет; цвет; символическая эстетика; икона; романский стиль; готический стиль; антропоцентрическая эстетика; пейзаж; перспектива; трагическое; метод идеализации; классицизм; барокко; синтез искусств; опера; вкус; романтизм; романтическая ирония; гений; символическое искусство; классическое искусство; символическое искусство; шеллигнианство; русский романтизм; реализм; критический реализм; народность; эстетизм; символизм; натурализм; раса; среда; момент; элитарное искусство; массовое искусство; аполлоновкое начало; дионисийское начало; теория «искусства для искусства»; импрессионизм; модернизм; авангард; «хепенинг»; «перформанс»; сюрреализм; постмодернизм; «двойное кодирование».

Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н.э.)

С эстетической точки зрения древний грек относился к миру как пластическому телу, скульптуре, поэтому предметом эстетики стала видимая форма, гармония и мера которой соответствовали гармонии мироздания. В результате вся философия была как бы эстетикой, древнегреческие философы считали, что сущность мира открывается в «созерцании» как высшей форме духовной деятельности.

Поскольку древние греки мыcлили мир как космос, который в противовес хаосу предполагает порядок, постольку ранняя греческая эстетика была космологической, т.е. красота, гармония, пропорция, мера, в первую очередь были свойствами мироздания.

Эстетика пифагорейцев

Пифагорейцы выявили связь музыки и математики, в частности, они установили соотношение между длиной струны и тоном звука и пришли к заключению, что… В эстетике Пифагора музыка оказалась также связанной с религией.… Учение пифагорейцев содержало также мысли о нравственном значении музыки: как хорошая (космически гармоничная) музыка…

Постмодернизм

ТЕМА 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Лекция 3. Эстетическое отношение к действительности

эстетика; предмет эстетики; эстетическое отношение к действительности; утилитарное отношение к действительности; научное отношение к… Понятие «эстетического» Предметом эстетики в широком смысле слова является эстетическое отношение к действительности и искусство как высшая…

Основные эстетические категории

 

 

 

Прекрасное и безобразное

Основные трактовки прекрасного: 1. Прекрасное есть воплощение Бога или абсолютной идеи в конечных вещах и… 2. Прекрасное – объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в древнегреческой…

Возвышенное и низменное

Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве. Создавая произведения, соответствующие категории возвышенного, человек тем самым роднится с… Возвышенное представляет высокую эстетическую ценность, и это сближает его с… Соотносительной категорией возвышенного является категория низменного. Низменное – эстетическая категория,…

Трагическое и комическое

В античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример – трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи… Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей… Противовесом трагического в жизни и в искусстве выступает комическое. Комическое– категория эстетики, отражающая…

Искусство; художественный образ; эстетическая функция; гедонистическая функция; функция социальной коммуникации; познавательная функция; функция предвосхищения; воспитательная функция; общественно-преобразующая функция; функция внушения; гуманизирующая функция; виды искусства; архитектура; архитектура малых форм; архитектура монументальных форм; садово-парковое искусство; жанр; изобразительное искусство; живопись; монументальная живопись; станковая живопись; пейзаж; натюрморт; сюжетно-тематическая картина; портрет; миниатюра; графика; станковая графика; прикладная-печатная графика; скульптура; монументальная скульптура; станковая скульптура; скульптура малых форм; барельеф; горельеф; контррельеф; фотография; декоративно-прикладное искусство; литература; эпос; лирика; драма; музыка; синтетические искусства; театр; кино.

Эстетическая природа и специфика искусства

Понятие «искусство»

1. В широком смысле слова понятие «искусство» означает всякое мастерство, искусно выполненную деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает их древнегреческого слова «тэхне» – искусство, мастерство.

2. Более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество, как было показано в предыдущей лекции, проявляется в различных сферах эстетической деятельности: в отношении к природе, на производстве и в быту.

3. Особым видом социальной деятельности является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности, – таков третий и самый узкий смысл слова «искусство». Он и станет предметом нашего рассмотрения.

Художественный образ

Специфика искусства определяется тем, что результатом деятельности в этой сфере является художественный образ. Когда мы общаемся с произведением искусств а, формы, краски и звуки воздействуют на органы чувств, т.е. на тело, влияние же на душу оказывает художественный образ. Образ – форма мышления в искусстве, он представляет собой единство чувства и мысли, это впечатление, оказываемое произведением искусства, его смысл.

С одной стороны, образ возникает как особое метафорическое, ассоциативное отражение действительности, когда сквозь единичный объект проступают типические черты явления. Такой плод вымысла получает самостоятельное существование, кажется живым и подлинным. Так литературные персонажи подчас воспринимаются как реальные люди, и даже автор романа с изумлением наблюдает, что «вытворяют» сотворенные им герои.

С другой стороны, создаваемые художественные образы несут на себе печать неповторимой индивидуальности их создателя, носят глубоко личностный характер. Такие личностные факторы как особенности и масштаб таланта, творческий опыт автора, связь с определенной культурной средой, мировоззрение художника детерминируют многие особенности художественной образности.

С третьей стороны, значимость образу придает не только индивидуально-личностная, но и общественно значимая его составляющая. В акте творчества духовная личность как бы отделяется от эмпирической личности, очищается от всего мелочного и случайного и становится выразительницей всеобщих человеческих ценностей и смыслов.

Итак, художественный образ – это конкретно-чувственное и, в то же время, обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора и имеющее общественную значимость.

Функции искусства

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил мировое наследие художественной культуры. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Люди ценят образы искусства за то, что они доставляют нам наслаждение: радуют глаз, ласкают ухо, но самое главное – радуют душу своей гармонией, возвышают ее, когда мы приобщаемся к творческому полету гения. В этом состоит самая приятная, гедонистическая функция искусства.

Искусство всегда было прекрасным общественным посредником, выполняло функцию социальной коммуникации. Художник стремится донести до людей свои переживания, при этом эстетический объект способен порождать множество «прочтений» своего смысла. Более того, многообразие возможных трактовок свидетельствует о глубине созданного художественного образа. В этом «секрет» произведений, ставших классическими. В их число попадают те, которые способны вновь и вновь пробуждать в людях эстетическое чувство; те, в которых любое поколение может открыть адекватные своим запросам смыслы. Искусство – посредник в коммуникации не только между автором и публикой. Люди с неподдельным интересом поддерживают между собой разговор о музыке, книгах, фильмах, что способствует общению и познанию внутреннего мира окружающих.

Искусство выступает специфической формой познания мира, «мышлением в образах». Выполняя познавательную функцию, искусство несет нам особое знание о мире. Это знание о социальных и духовных процессах подчас глубже научного. По крайней мере, литература знает о душе человека не меньше, а то и больше, чем специальная наука психология. Но дело не только в том, что искусство дает то же знание, что и наука, оно дает ценностно-окрашенное знание, сразу выделяет в нем важное и значимое для людей. Так, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждая об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на ум и чувства людей, воспитывая у нас представления о правильном положении вещей. Эстетически приятное становится для нас символом нравственно-положительного, художественное произведение исподволь внушает определенную ценностную ориентацию. Нельзя переоценить воспитательную функцию искусства.

В истории существовали группы деятелей искусства, которые сознательно стремились формировать общественное мнение и считали художественное творчество лучшей формой пропаганды общественных идей. Такова была литература эпохи «Бури и натиска» в Германии (60-70 гг. XVIII в.), когда романтизм как художественное направление стал средством критики косной немецкой действительности. Аналогичные задачи ставило перед собой русское товарищество художников-передвижников
(XIX в.), чьи полотна стали форменным обличением тяжелого положения простого народа.

Общество в целом также стремится поставить силу искусства на службу своим интересам. Военные марши должны приободрять солдат в трудных переходах (а раньше и на поле битвы). Красота соборов, музыка и пение во время церковной службы должны возвышать душу верующего и укреплять его религиозные чувства. Развешанные по городу плакаты призваны внушать его жителям различные идеи: от патриотических до коммерческих. Реклама так широко использует художественные средства, что сама уже стала претендовать на звание особого вида искусства.

Описанная выше позиция основана на убеждении, что искусство играет в обществе служебную роль, оно должно положительно воздействовать на жизнь, т.е. самая главная его функция – общественно-преобразующая. Те произведения, которые не выполняют этой задачи, не имеют ценности. Они бесполезны, а может быть даже вредны, так как не отвечают господствующим общественным интересам. Подлинное же искусство должно давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала.

Между тем социальные и нравственные идеи, «общественное благо» могут быть результатом художественной деятельности, но не должны быть ее главной целью. Если создатель начинает работать по теории, по заказу, по указке, произведение оказывается «правильным», но зачастую малоинтересным.

Поскольку искусство действует через чувства, разум при этом может и не заметить, какие ценности завладевают душой. Произведение искусства часто словно завораживает нас, выполняя функцию внушения, подсознательного сообщения идей и смыслов.

Страх перед неконтролируемым, «опьяняющим» действием искусства иной раз был так велик, что всякое общение с ним считалось безнравственным. Пуританская мораль (XVII-XVIII вв.) объявляла танцы «бесовскими», стремление украшать жилище – «суетным», отвергала любую литературу, кроме нравоучительной. В рассказе Л.Н.Толстого «Крейцерова соната» развивается идея о том, что иная музыка настолько чувственна, что развращает людей, например, подталкивает женщину к измене мужу. В современном обществе не раз ставился вопрос о том, как защитить нравственное и психическое здоровье людей от разрушительного воздействия иной аудио- и видео-продукции.

Чтобы художественное произведение было эстетически значимым, в нем должно быть запечатлено нечто великое и универсальное, что позволит произведению пережить свое время, а его создателю почувствовать себя творцом непреходящих ценностей. Такие работы оказываются наиболее соответствующим общественным интересам, только не сиюминутным задачам, а глубокой потребности человечества стать совершеннее. Из века в век, несмотря на смену направлений, стилей, приемов, гуманизм оставался смысловым стержнем искусства, искусство выполняет гуманизирующую функцию.

Виды искусства

Виды искусстваэто исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Виды искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительно-выразительных средств и приемов.

Архитектура

Архитектуравид искусства, целью которого является создание зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Архитектура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются польза и красота, техническое и эстетическое начала. Этот вид искусства использует исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов, включающую выбор архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений, формирующих архитектурный стиль той или иной эпохи или национальной культуры.

Наряду с жанрамигражданской и промышленной архитектуры в преобразовании предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных форм»: речь идет о мостах, триумфальных арках, телевизионных мачтах. В разработке пространства городов не меньшую роль играет и «архитектура малых форм» (киоски, урны, тумбы для рекламы, фонарные столбы и т.д.) Весьма привлекательные результаты дает и садово-парковое искусство, включающее в себя ландшафтную архитектуру (скамейки, беседки, гроты и т.п.).

Изобразительные искусства

Изобразительными искусствами называются виды художественного творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящие конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. Здесь художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве, но не во времени.

Живописьпредставляет собой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основным изобразительным приемом является колорит, система цветовых сочетаний. Живопись разделяется на монументальную (роспись фасадов зданий, стен, потолков) и станковую (собственно картины). Основными жанрами живописи являются:

· пейзаж – изображение природы, сельский, городской, индустриальный пейзаж;

· натюрморт – изображение естественных предметов (цветов, фруктов, дичи, рыбы, бытовых вещей);

· сюжетно-тематическая картина – исторического, батального, жанрово-бытового содержания;

· портрет – изображение человека.

Особое место в живописи занимает миниатюра – произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Миниатюры выполняются гуашью, акварелью, эмалью, маслом, лаком, темперой.

Графика основана на однотонном рисунке и использует в качестве изобразительных средств контурную линию, точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения графика делится на станковую, представляющую собой оригинальные произведения, имеющие самостоятельное значение, и на прикладную-печатную (гравюра, литография, офорт, карикатура и т.д.).

Скульптура воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах. Основные материалы, применяемые в скульптуре: камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию и трактовке образов скульптура делится на:

· монументальную (памятник, монумент, многофигурный рельеф);

· станковую (портрет, жанровые сцены, статуи);

· скульптуру малых форм (игрушки, медали, резьба по камню).

По форме изображения различают:

· объемную трехмерную скульптуру, допускающую измерение по высоте, толщине, ширине и обход со всех сторон;

· рельефно-выпуклые изображения на плоскости, которые подразделяются на:

- барельеф (низкий), применяемый на монетах и медалях);

- горельеф (высокий), используемый в монументальной и станковой скульптуре;

- контррельеф (вогнутый), применяемый на печатях и различных формах.

Фотография – один из новых видов искусства, порожденных техническим прогрессом. Современный фотографический снимок – это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф путем выбора объекта фотографирования, освещения, специального наклона аппарата может создать подлинно художественный образ.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство – один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных как для практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. Большим разнообразием отличаются технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и др.

Литература

Литератураписьменная форма искусства слова – является наиболее аналитическим из всех видов искусства. Литература при помощи своего главного изобразительного и выразительного средства – слова – создает «художественную действительность», живое бытие образов.

Литература делится на три рода:

· эпос;

· лирику;

· драму.

К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. Эти произведения сюжетны, в них действительность и человеческие судьбы раскрываются наиболее развернуто. Специфической чертой эпической литературы является повествование в сочетании с монологами и диалогами персонажей.

К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Предметом выражения в лирике являются внутреннее состояние, переживания и настроения человека. Субъективные переживания, хотя и связаны с мыслями и чувствами самого автора, в поэтическом тексте приобретают общезначимые характеристики.

Драма предназначена для сценического воплощения. Ее жанрами являются: собственно драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др.

Музыка

Музыкавид художественного творчества, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы. Музыкальный звук появился как результат творческой деятельности сознания и общего развития художественной культуры. Интонация является главным выразительным средством музыки. Другими компонентами музыкальной выразительности становятся: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, темп, динамические оттенки, инструментовка.

Жанровое многообразие этого вида искусства складывается из оперной, симфонической, камерной, инструментальной, вокальной, вокально-инструментальной музыки.

Синтетические искусства

Под синтезом искусств понимается органический союз равноправных, самостоятельных видов искусства.

Театр. Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театральный синтез искусства включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр объединяет самые разные жанры: драму и балет, оперу и пантомиму.

Истоки театрального искусства восходят к религиозным образам и карнавальным действиям. Как профессиональное искусство он сложился только в эпоху Возрождения, когда театр становится и зданием, где проводятся представления.

Долгое время главной фигурой в театре был актер, иногда объединяющим началом мог быть автор пьесы (Шекспир, А.Н.Островский). Зрелый режиссерский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко возник в России в самом конце XIX века. В ХХ веке театральная практика пополнилась множеством экспериментальных форм: появился театр абсурда, камерный театр, политический театр, театр улицы и.т.д.

Кино. Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями таких его выразительных средств, как киноизображение и монтаж. Исторически в кинематографе сложились три жанра: игровой (художественный), неигровой (документальный и научно-популярный) и мультипликационный.

В игровом кино художественный образ создается на основе сценария. С помощью специфических средств жизненный материал воспроизводится, создавая иллюзию безусловной реальности экранного действия. Неигровое кино выражает действительность, минуя фабулу и сюжет. Информация здесь обладает наибольшей степенью подобия, реалистичности. Основой поэтики мультипликационного кино являются метафоричность, иносказательность, позволяющие через условности графического или объемного (кукольного) образа создать иллюзию его прямого соответствия действительности.

Все виды и жанры искусств на современном этапе плотно взаимодействуют между собой, что является признаком живого художественного процесса.

Контрольные вопросы по теме №4

1. Какие определения искусства Вы знаете?

2. Каковы свойства художественного образа?

3. Какие функции искусства Вы знаете?

4. Какие виды искусства Вы знаете?

5. Каковы жанры архитектуры?

6. Каковы изобразительные средства графики?

7. Какие синтетические виды искусства Вы знаете?

8. Какой род литературы называется лирикой?

9. К какому виду искусства относится садово-парковое искусство?

10. В каких видах искусства различают монументальную и станковую разновидности?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

2. Эстетические учения Византии и в европейском средневековье. 3. Эстетические учения в эпоху Возрождения. 4. Эстетические учения Нового времени.

Беляева Елена Валериевна

 

Эстетика

3-е издание    

– Конец работы –

Используемые теги: система, открытого, образования0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Система открытого образования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Тема: Операционная система. Определение. Уровни операционной системы. Функции операционных систем. 1. Понятие операционной системы
Понятие операционной системы... Причиной появления операционных систем была необходимость создания удобных в... Операционная система ОС это программное обеспечение которое реализует связь между прикладными программами и...

Система открытого образования
Система открытого образования... С В Решетников В В Подкопаев Политология...

Система открытого образования
Система открытого образования... Н Б Антонова...

Реферат по дисциплине экономика в образовании на тему: Органы управления системой образования, их структура и функции
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Тульский государственный педагогический университет им Л Н Толстого... Реферат...

Открытие периодического закона дало Менделееву основу для системы классификации химических элементов и созданию Периодической системы
Периодический закон был открыт Менделеевым в г современная формулировка периодического за кона... Свойства элементов а также свойства образуемых ими простых и сложных веществ... Открытие периодического закона дало Менделееву основу для системы классификации химических элементов и созданию...

Система открытого образования
Система открытого образования... А С Головачев...

Система открытого образования
Система открытого образования... С В Лапина...

Система открытого образования
Система открытого образования... М Ф Чудаков...

Микропроцессорные системы: система ДЦ-МПК, система "Юг"
Использован практический опыт внедрения линейных пунктов управления (ЛПУ) на 60 станциях в увязке с ЭЦ-4, ЭЦ-9, МРЦ-12, МРЦ-13. Выполнен переход на… В состав аппаратуры центрального пункта управления (ПУ) входят IBM-совместные… Круглосуточный режим работы аппаратных средств ПУ обеспечивается источниками бесперебойного питания, а также системой…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам