рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские и психолого-педагогическиеосновы нравственно-эстетического направления формирования личности в рамках диалога культур

Философские и психолого-педагогическиеосновы нравственно-эстетического направления формирования личности в рамках диалога культур - раздел Педагогика, Содержание. Введение… ……….4 Глава I. Философские И П...

СОДЕРЖАНИЕ. Введение… ……….4 Глава I. Философские и психолого-педагогические основы нравственно-эстетического направления формирования личности в рамках диалога культур России и Японии.…23 Глава II. Диалог культур России и Японии в условиях глобализации (Молодёжные субкультуры: нравственно- эстетический аспект)…… … 60 Заключение…133 Список литературы… …….143 Приложения ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования.

Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна.Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура в целом находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы – где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические изыскания экономистов, социологов, психологов, педагогов и т.д. В конце концов, в своих поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они упираются в неразвернутость, неразвитость и недостаточную разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества. Одним из самых сложных, с точки зрения назревшей необходимости и возможности целостного осмысления, является круг проблем, напрямую связанных с феноменом молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности, социализацию человека.

Вне всякого сомнения, на данный момент, начало XXI века, проблемы молодежной культуры и формирования личности должны стоять первостепенными в повестке дня стран и сообществ, так как от их разрешения во многом зависит бытие человека. И тому немало объяснений.

Во-первых, потому, что проблемы, связанные с молодёжной культурой, в условиях глобализации обострены до предела; их потенциал, доныне прорывавшийся в локальных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразной социальной катастрофе.

Причём в целом ряде стран не только так называемого «третьего мира», но и во внешне вполне благополучных, развитых странах Западной Европы. Особо следует отметить актуальность и значимость данных проблем для современной России.Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей.

Для современной России, живущей в условиях демографического спада, стремительного падения авторитета, казалось бы, незыблемых ценностей, особенно в молодёжной среде, значимость этих проблем очевидна. Во-вторых, важность «молодёжной проблематики» особенно возрастает для стран с так называемыми «пограничными культурами», к числу которых относится и Россия.

Особенно в период кризисов. Сейчас, в начале XXI века, наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного, а если шире – то системного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача.В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра.

Наконец, в-третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.Следует отметить тот факт, что круг молодежных проблем находится в тесном взаимодействии с целым рядом историко-философских проблем, в частности – с вопросом о цивилизационной принадлежности той или иной страны.

Один из известных исследователей образования и общества К.Манхейм отметил теснейшую зависимость «статичных» (традиционалистских) обществ от скорости и условий, с которыми они проходят через те или иные преобразования.Им же были обозначены две модели реагирования общества и молодёжи, в частности, на изменения значимого характера.

Тем самым К.Манхейм справедливо связал проблемы социализации личности при участии молодёжных субкультур с культурной ориентацией страны.Следует отметить, что две группы стран, выделенных учёным, полностью совпадают с историко-философской классификацией, делящей цивилизации и страны, к ним относящиеся, на условно «западные» и «восточные». Как отмечал К.Манхейм: «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений.

Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.В противоположность таким статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью» . Таким образом, круг проблем, связанных с молодёжной субкультурой, является одним из самых сложных не только в отечественной культуре, но и для подавляющего большинства стран Запада.

Между тем, современное общество в должной мере еще не осознало ни масштабов этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений.Представляется, что одной из причин всё ещё недостаточного внимания к проблемам молодёжи является недостаточность целостного осмысления проблемы молодежных субкультур во всем её современном объеме.

Ведь молодёжные субкультуры оказывают сильное воздействие на все сферы жизни современной молодёжи: политическую, экономическую, нравственно-эстетическую и т.д. Однако в науке изучению этих сфер уделяется неодинаковое внимание.Так, нравственно-эстетической направленности формирования личности уделяется значительно меньше внимания, чем остальным сферам.

А между тем, очевидно, что в условиях глобализации именно эта сфера нуждается во всё более глубоком и разностороннем изучении.Проблемам молодежи посвящены исследования многих как отечественных, таки и зарубежных ученых: О.С. Богдановой, А.Ю. Гончарука, С.В. Дормадехина, И.П. Клемантович, Е.А. Левановой, А.В. Мудрика, Т.Л. Павловой, В.И. Петровой, Р.Г. Резакова, И. Таллмана, Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса и др. Несмотря на многочисленные исследования, многие проблемы остались неизученными. Так на сегодняшний день, начало XXI века, в наших гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на формирование личности проанализированы недостаточно.

И если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью концептуальных наработок.В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. К тому же практически неучтённым фактором остаётся влияние процессов глобализации на развитие молодёжных субкультур, как в России, так и во всём мире. Так, при рассмотрении влияния молодёжных субкультур на молодёжь неучтённым остаётся влияние иных, не отечественных, субкультур, которые зачастую не только типологически близки, но и оказывают непосредственное воздействие на родственные им отечественные молодёжные образования.

Зачастую подобное воздействие приобретает формы диалога, а если посмотреть на проблему шире, то «диалога культур». Поэтому «диалог культур» на уровне молодёжных субкультур – это фактор, без учёта которого невозможно адекватно оценить и осмыслить, как место, так и значение молодёжных субкультур.

Для России это тем более необходимо, если принять во внимание её нынешнее переходное состояние.Затянувшаяся нынешняя переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем молодежной культуры.

Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи, без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием.

И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать, руководствуясь не эмоциями, а стремлением к научной истине. Ведь при рассмотрении современных проблем молодежи всё чаще ключевыми словами становятся «крах идеалов», «катастрофа воспитания», «крах ценностей человека и человеческого», «крах гуманизма» и т.д выражающие определённое эмоциональное состояние, но не содержащие в себе научной объективности.Исходя из научно-практических потребностей и обозначенных противоречий, проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы ведущие теоретические и технологические основы, принципы и педагогические условия нравственно-эстетического направления формирования личности под влиянием такого явления как молодежные субкультуры в условиях диалога культур России и Японии? На сегодняшний день, начало XXI века, в наших гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью концептуальных наработок, что подчеркивает актуальность данного исследования.

Решение указанной проблемы составляет цель исследования: анализ нравственно-эстетического аспекта влияния молодежных субкультур России и Японии на формирование личности.

Неизученность концептуальных основ влияния молодежных субкультур на формирование личности человека обусловила выбор темы исследования «Влияние молодежных субкультур на нравственно-эстетическое формирование личности в России и Японии». Объект исследования – влияние молодежных субкультур России и Японии на формирование личности.

Предметом исследования выступает нравственно-эстетическая направленность влияния молодежных субкультур на формирование личности человека (на примере России и Японии). В соответствии с проблемой, определением цели, объекта и предмета сформулированы основные задачи исследования: 1. Определить место России и Японии в контексте историко-философского диалога Восток – Запад, их сходство и различия. 2. Выявить возможности нравственно-эстетического формирования личности как в системе традиционной культуры, так и в условиях перехода от традиционализма к новому мышлению, основанному на индивидуализме в России и Японии. 3. Рассмотреть феномен молодежных субкультур как характерную черту постиндустриального времени, глобальный характер современных субкультур как следствие влияния массовой культуры на молодёжь, а также возможные направления развития молодёжных субкультур в глобальном масштабе. 4. Раскрыть проблему возможности взаимодействия молодёжных субкультур России и Японии с учётом действия национально-исторических и глобализационных факторов. 5. Оценить возможности диалога молодежных субкультур России и Японии как основу дальнейших взаимоотношений.

Методология исследования.

Основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, социальной детерминированности и творческой сущности личности, выступающей субъектом исторического процесса.

Исходя из этого, ведущим методологическим ориентиром исследования выступает культурологический подход, позволяющий вскрыть единство аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов культуры и рассматривающий человека ее творцом.Исследуемая проблема, являясь междисциплинарной, требует интегративного подхода, системных представлений о человеке как субъекте культуры, творческой сущности личности.

Для более полного и всестороннего изучения поставленной проблемы, для наполнения её дополнительными смыслами и представления во всей многогранности необходимо использовать компаративистские методы. Компаративистика многократно доказывала и доказала свою перспективность применительно к таким сферам гуманитарного знания, как филология, культурология, культурная и социальная антропология и т.д. Применялась она и в педагогике: проводились и проводятся исследования, сравнивавшие педагогические системы разных стран, в том числе и по ценностным установкам.

Компаративистика может быть применена и применительно к нравственно-эстетическому аспекту молодёжных субкультур. Ведь несомненным достоинством данной методологии является объективный характер полученных результатов, широкая применимость полученных выводов.Как пример, можно привести ставшие классическими исследования Э.Т. Холла, М.Р. Холла, Г. Хофстеда, в которых был дан ценностный срез представителей различных социально-культурных групп . Однако возникает вопрос: какие молодёжные субкультуры могут и должны быть сопоставлены, каковы критерии отбора? Вне всякого сомнения, одной из выбранных стран, к которым относятся молодёжные субкультуры, должна быть Россия, которая может быть сопоставлена с какой-либо из близких и в то же время равноценных – по культурной, экономической и политической – значимости стран.

Своеобразной «парой» России должна стать страна, близкая к России по целому ряду типологических параметров.

Такой страной может стать Япония, как и Россия, относящаяся к странам с так называемыми «пограничными культурами». Кроме того, Россию и Японию сближает весьма сходное отношение к дихотомии Восток – Запад, одной из наиболее устойчивых парадигмальных оппозиций в мировой культуре.Немало общего и в истории развития контактов России и Японии с миром Запада: периоды сознательного изоляционизма сменялись временами ярко выраженной, а подчас и «слепой» ориентации на Запад; ведущая роль в преобразованиях принадлежала государству и т.д. Следует отметить, что при всеми признаваемой важности японской темы для России и русской культуры, современное состояние японской молодёжи – в рамках официального (образования, культура, социальные институты) и неофициального (молодёжные неформальные организации прозападного и патриотического толка) движения – одно из «белых пятен» отечественной науки. И это притом, что на протяжении более чем двух столетий постоянных контактов России и Японии было написано множество «больших» и «малых» работ по истории и культуре двух стран; сложилась школа российской японистики, представленная целым рядом блестящих имён. По сей день сохраняют свою актуальность и значимость работы Н.И.Конрада , ставшие классическими ещё при жизни автора. Вместе с тем новое постиндустриальное время диктует новые требования к анализу российско-японских отношений.

Современные отечественные исследователи и публицисты (роль которых значительно возросла в последние десятилетия XX века): Р. Баблоян, Ю. Берндт, Ю.В. Боярчук, Л.Д. Гришелёва, Ю.Д. Денисов, В.Н. Еремин, Л.М. Ермакова, А.Н. Игнатович, С.Б. Маркарьян, А.Н. Мещерякова, Н. И. Чегодарь, А.И. Фурсов и др. – отметили многие стороны современной японской действительности.

Однако вне их внимания остались вопросы формирования молодёжных субкультур в Японии, их влияния на изменение традиционного японского сознания.

Бесспорно, что данное явление (молодёжные субкультуры) активно изучается японскими учёными . Но авторы, намеренно или в силу специфики традиционной японской ментальности, изучая эту проблему, не исследуют её диалогический характер.

Может быть, (современные открытия учёных позволяют это допустить как возможное) для национального космоса японцев несвойственно, нехарактерно понятие «диалога». Напротив, русскому национальному сознанию с присущими ему космическими устремлениями , мессианизмом и т.д. свойственно представление о диалогическом взаимодействии.

Как пример, почитание икон как одного из посредников между Богом и человеком, позволяющее вступить в контакт с Богом . Поэтому можно предположить, что русское сознание было в большей степени, чем японское, подготовлено к появлению научного понятия «диалога». Однако это не отменяет и не ставит под сомнение его универсальный характер.С учётом стремительного нарастания контактов между народами значение и всеобщность понятия «диалог» будут только возрастать.

Поэтому данное понятие и будет использовано при анализе молодёжных субкультур.Вне зависимости от того, правы или нет учёные , утверждающие национально окрашенный характер научных изысканий, понятие «диалога культур» было разработано в России Бахтиным М.М великим русским учёным. Идеи замечательного литературоведа, философа, историка и теоретика культуры, культуролога могут и должны быть использованы в педагогике, в том числе и в рамках применения компаративистского метода.

Поэтому методология М.М.Бахтина вместе с компаративистской стала основой настоящего исследования. Применение бахтинского «диалогического» подхода к исследованию отношений молодёжных субкультур России и Японии позволило диалектически соединить усилия отечественных и японских учёных, увидеть данную проблему во всей сложности и многогранности, рассмотреть её во всей сложности и взаимообусловленности.С учётом глобализационных факторов «диалогичность» Бахтина М.М. может быть применена и к анализу японской специфики.

Таким образом, идеи Бахтина М.М. вместе с современными методами (компаративистскими и др.) могут стать основой для изучения ценностных основ современных молодёжных субкультур, находящихся в диалогическом взаимодействии, как, например, для России и Японии; помогут по-новому увидеть проблемы российской и японской молодёжи . Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составляют: общая теория культуры (А.И. Арнольд, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Л.Н. Михеева, В.М. Розин, Э.С. Соколов, М. Шелер и др.); педагогическая культурология (В.С. Библер, В.М. Борисов, С.И. Гессен, Н.Б. Крылова, Л.Н Михеева, Л.А. Рапацкая и др.). Принципиальное значение имеют труды классиков философии, социологии, педагогики, истории, психологии: Платона, Аристотеля, Боэция, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, М. Вебера, К. Ясперса, Э. Фромма, Э. Дюркгейма, К. Леви-Строса, Дж.Дж. Фрэзера, Л. Леви-Брюля, А.Д. Тойнби, О. Шпенглера, Н.А. Бердяева, У. Джемса, Дж. Де Во, М. Мид, Р.Бенедикт, А.Маслоу, В.Франкла, Л.Н.Гумилева и др. Существенное значение имеют исследования методологического характера, заложившие основы изучения проблем молодежи в нашей стране, методологические предпосылки анализа жизнедеятельности молодого поколения в обществе в целом (И.В. Бестужев-Лада, И.М. Ильинский, И.С. Кон, Е.А. Ливанова, В.Т. Лисовский, Л.А. Мудрик, Р.Г. Резаков, В.М. Соколов, В.Н. Шубкин и др.); труды, посвященные проблемам молодежи как особой социально-демографической группы (Н.М. Блинов, В.Н. Боряз, Ю.Е. Волков, И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, И.С. Кон, А.С. Капто, В.А Мансуров, Ф.Р. Филиппов, В.И. Чупрова и др.); исследования проблемы интереса (Е.А. Ануфриев, В.О. Бернацкий, Г.М. Гак, Г.Е. Глезерман, А.Г. Здравомыслов, Ю.С. Завьялов, Я. Кронрод, В.С. Морозов, В.Г. Нестеров, В.К. Борисов, Л.В. Сморгунов и др.). Существенное значение в концептуальном плане имеют исследования общих проблем социализации (Б.Г. Ананьев, Н.В. Андреенков, С.С. Батенин, Л.П. Буева, В.В. Москаленко, В.Г. Немировский, Б.Д. Парыгина и др.) Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в ряде работ (Ю.Н. Давыдова и И.Б. Роднянской, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, К.Г. Мяло, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина, О.И. Шкаратана и А.М. Коршунова и др.) Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Л.А. Антипова, Г.И. Гилинского, А.Я. Кузнецовой, И.С. Кона и др. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенковой, В.Я Титаренко и др. В целом основные направления исследования молодёжи в отечественной науке совпадают с западноевропейскими.

Можно отметить особое внимание «западных» учёных к проблемам социализации личности в столь характерных для Запада условиях динамичного общественного процесса. Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящены работы И.Таллмана, Р.Маротц-Бадена, П.Пиндаса и др. Следует отметить, что в 80-е – 90-е годы XX века широкое распространение получили сформировавшиеся ещё в середине XX столетия идеи учёных, утверждавших особое значение процессов энкультурации в человеческом обществе.

Исследователи исходили из того, что энкультурация – это вхождение индивида в конкретную форму культуры. К числу наиболее видных учёных, изучавших данные процессы, можно отнести М. Херсковица, С.А. Токарева, пусть и с некоторыми оговорками, Фернандеса и др. Взгляды М. Херсковица, С.А.Токарева , во многом разделявшего их, и других исследователей были основаны на тесной взаимозависимости и взаимообусловленности процессов социализации и энкультурации.

Важнейшим выводом из их исследований можно считать то, что нельзя рассматривать процессы социализации личности без учёта специфики энкультурации.

Поэтому при рассмотрении в данной работе проблем молодёжи процессы её социализации и энкультурации будут рассматриваться в их взаимообусловленности.

Несмотря на множественность направлений и подходов, разработка проблем социализации и энкультурации молодежи сегодня не только далека от завершения, а напротив, все более демонстрирует необходимость как переосмысления ранее исследованного, дополнительного изучения почти устоявшегося, так и открытия новых граней и полей изучения.

Это касается, к примеру, совершенно новых аспектов в традиционной проблеме взаимоотношений поколений, которая сегодня утеряла свою дихотомичную структуру, ввиду чего пространство требуемых ее решений значительно усложнилось, а современное общество оказалось к этому совершенно не готово – ни идейно, ни деятельностно.

То же касается и кризиса современного образования, этого устоявшегося и ставшего традиционным института социализации молодежи, оказавшегося не в состоянии квалифицированно осмыслить суть происходящих на излете ХХ века изменений и выработать адекватную им стратегию собственного развития.

Наконец, в этот же ряд можно поставить даже саму проблему социализации молодежи, которая сегодня подвержена настолько сильному давлению новых реалий третьего тысячелетия, что уже трудно сказать, что отныне имеется в виду, когда мы говорим о молодежи, и какое отношение к традиционному содержанию социализации имеет то, что становится ее смыслом теперь.

Конечно, нельзя в одной работе полностью охватить все современные проблемы социализации молодежи.

Но можно, выявив стержневые факторы, попытаться осуществить такое концептуальное видение этой проблемы в целом, из которого и стали бы понятны многие уже проявленные в событиях ее аспекты, подуровни или части, и сформировалась бы теоретическая платформа для дальнейших прогнозов, оценок и стратегий.

Представляется, что таким конституциональным фактором в проблеме социализации молодежи, особенно на современном этапе, является диалектическая взаимосвязь традиций и инноваций, или даже шире – традиционного и инновационного , в некотором смысле ставшая знамением времени, в большой степени определившая и обусловливающая изменения и характеристики многих современных процессов, проблем и затруднений.

Можно сказать, что процесс социализации и энкультурации поколений, входящих в общественную жизнь, по сути, представляющий процесс самовоспроизводства общества, тесно связан с традициями.А современный этап мирового общественного развития не менее тесно связан с инновациями. Эти два, казалось бы, взаимоисключающих обстоятельства, тем не менее, вынуждены совмещаться в одном современном социальном пространстве.

Это порождает не только объективные коллизии современной истории, но и все более настоятельно требует выработки знаний, принципов, правил и методов деятельности, способной учесть и эффективно выстроить их взаимодействие, избежав катастрофических противоречий.Следует отметить, что из высокоразвитых стран мира наиболее остро традиционный и инновационный пути развития совмещены в России и Японии . Именно поэтому проблема участия молодёжных субкультур в социализации и энкультурации личности столь актуальна для этих стран.

Для различных государств, с разными социально-политическими системами, одной из самых сложных является проблема влияния на молодёжь с целью формирования её нравственно-эстетических идеалов. Любое государство, являющееся «ответственным», т.е. осознающим свою ответственность перед своим народом, историей, культурой и т.д обязано заботиться о воспитании личности.Но период формирования человеческой личности – это огромное число конфликтов, конфликтных ситуаций, это и внутренний конфликт, и внешний, который в совокупности, а часто и в сочетании с нездоровой обстановкой человеческого общества создает огромную нагрузку на формирующуюся личность молодого человека, переходящего во взрослый мир и являющего будущим для всех соотечественников. Формирование личности человека в современных условиях представляет собой сложный и противоречивый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней.

Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека.

Каждый из них характеризуется своими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. В подростковом возрасте начинают доминировать социальные и мировоззренческие компоненты.Становление личности в рамках того или иного общества задается некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Схема эта оказывается довольно жесткой и специфичной, строго регламентированной во времени и пространстве и тем самым представляет собой как бы совокупность упорядоченных во времени звеньев. Такая упорядоченность регулируется и обеспечивается на социальном уровне традициями, привычками, ритуалами, образованием, то есть всем тем, что в совокупности составляет культуру.Глубокие преобразования в современном мире стали характерной чертой времени, активно влияющей на процесс формирования личности человека.

Ведущие ученые-педагоги, философы, психологи сходятся во мнении, что основа бытия и мышления человека XXI века – диалог, способный создать реальные условия для инновационного обновления обширного поликультурного пространства.Тенденция к глобализации мышления в современном мире делает актуальным рассмотрение, с одной стороны, проблем молодежных субкультур как новой социокультурной реальности, влияющей в дальнейшем на изменение в магистральном пути культуры, а с другой стороны – нравственно-эстетического аспекта формирования личности на примере диалога культур России и Японии.

И всё это с опорой на идеи М.М. Бахтина с использованием компаративистских методов.Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимопроверяющих и дополняющих методов исследования: Теоретические – теоретический анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы, ретроспективный анализ, теоретическое моделирование (аналитико-синтезирующий, индуктивно-дедуктивный, сравнительно-сопоставительный). Эмпирические – анализ передового опыта, опрос с использованием различных видов анкетирования, бесед и интервью.

Статистические – статистическая обработка результатов исследования с использованием методов математической разработки. Этапы исследования. Исследование проводилось с 1999 по 2002 г.г. и включало три этапа. Первый этап – поисково-теоретический.На основе теоретического анализа философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы осуществлялось изучения современного состояния разрабатываемой проблемы диссертационного исследования.

В результате выполненной работы был уточнен понятийный аппарат, определена методология исследования и разработана методика исследования. Второй этап – опытно-экспериментальный.В этот период осуществлялась систематизация и обработка теоретического материала по проблеме исследования; проведена опытно-экспериментальная работа в учреждениях культуры Управления культуры г. Жуковского Московской области, в средней общеобразовательной школе № 480 города Москвы, с российскими и японскими пользователями Интернета, сотрудниками иностранных фирм. Третий этап – обобщающий.

На этом этапе осуществлялась обработка, систематизация, анализ, обобщение и коррекция теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы.На последнем этапе были сформулированы основные выводы, оформлены результаты исследования в виде диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты вопросы взаимодействия молодежных субкультур России и Японии, в особенности в плане формирования личности человека, которые не были предметом специального анализа, если иметь в виду выявление ценностно-смысловых типологий и влияния молодежных субкультур на стиль культурной эпохи в целом.Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что: • внесен вклад в изучение проблемы влияния молодежных субкультур на формирования личности на современном этапе; • проведен сопоставительный анализ молодёжных субкультур России и Японии с точки зрения их ценностных ориентиров, позволяющий по-новому увидеть проблемы социализации и энкультурации личности, как в России, так и за её пределами.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в системе подготовки и повышения классификации педагогических кадров, в деятельности образовательных учреждений, в системе педагогического образования.

Достоверность и надежность результатов исследования определяются обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих междисциплинарную научно-теоретическую базу исследования – обращение к смежным отраслям знаний (философии, истории, психологии, социологии, педагогике); логичностью общей структуры исследования – его целей, задач, методов их решения; полнотой рассматриваемого объекта изучения, репрезентативностью объема выборки при осуществлении эксперимента; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования; многоаспектной верификацией основных теоретических положений и выводов, полученных в результате исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.Основные положения исследования неоднократно докладывались диссертантом на всероссийских и городских научно-практических конференциях (Москва, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.) Основные выводы исследования нашли отражение в методических рекомендациях. Результаты исследования были апробированы на кафедре теории и истории культуры МГОПУ им. М.А.Шолохова.

Результаты исследования получили подтверждение благодаря проведённой работе в учреждениях культуры Управления культуры г. Жуковского Московской области, в средней общеобразовательной школе № 480 города Москвы, с российскими и японскими пользователями Интернета, сотрудниками иностранных фирм. По проблеме исследования опубликовано 8 работ.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Россия и Япония находятся на стыке цивилизаций и принадлежат, к так называемым, «пограничным культурам», что и определяет черты сходства двух стран в контексте историко-философского диалога Восток-Запад. В этих условиях в России и Японии выявлено общие направления влияния молодежных субкультур. 2. Нравственно-эстетическая направленность формирования личности человека играет важнейшую роль как в системе традиционной культуры России и Японии, так и в условиях новых реалий перехода к мышлению, основанному на индивидуализме. 3. Молодежная субкультура – частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры.

Феномен молодежной субкультуры характерен для динамических обществ в период становления так называемой «техногенной цивилизации». 4. Молодёжные субкультуры России и Японии, имеющие общие черты и вследствие этого предрасположены к установлению контактов, прежде всего культурных, носящих по преимуществу неформальный характер, что может способствовать разрешению целого ряда проблем в российско-японских отношениях и сохранению традиционных ценностей.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей в себя 338 наименований. К работе дается одно приложение, состоящее из 3-х частей. Для удобства знакомства с исследованием было принято решение совместить ссылки на используемые источники с подстрочными комментариями.Ссылки на используемые в исследовании источники даются в виде сносок с порядковым номером источника в разделе «Библиография». Полный объем диссертации составляет 163 (с приложениями 174) страницы компьютерного набора.

Подобное деление на главы объяснимо особенностями данной темы, предполагающей осмысление ее в широком историко-философском контексте.Во введении обоснованы актуальность исследования, определены степень разработанности выбранной темы, объект и предмет исследования, сформулированы его научная новизна, цели и задачи, охарактеризованы исследовательские методы.

Первая глава призвана объяснить такое деление, вскрыть глубинные причины, обусловившие сближение России и Японии как стран с очень сложно определяемой цивилизационной принадлежностью. Вторая глава посвящена изучению проблемы влияния молодёжных субкультур на формирование личности с точки зрения нравственно-эстетических аспектов. Параллельно исследуются принципы, положенные в основу формирования диалога культур России – Японии.В заключении обобщены результаты исследования, содержатся его основные выводы.

В первой части приложения содержатся материалы по проведённым прикладным исследованиям восприятия Японии в отечественной молодёжной среде. Во второй – материал.

– Конец работы –

Используемые теги: Философские, психолого-педагогическиеосновы, нравственно-эстетического, направления, формирования, личности, рамках, диалога, культур0.109

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские и психолого-педагогическиеосновы нравственно-эстетического направления формирования личности в рамках диалога культур

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КУЛЬТУРА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР
I... Есть некий круг целостность явлений за которым закрепилось в сознании в... Назову несколько беспокоящих наше мышление признаков такого сдвига смещения...

Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует… На всем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со… Объектом исследования данной курсовой работы является целостный педагогический процесс. Предметом исследования работы…

Пути и направления формирования политической культуры
Нередко беседа, дискуссия по любой теме - желаем мы того или нет - приобре¬тают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто¬-нибудь… Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким… Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.

Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования.
Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные… Используя символическую коммуникацию, человек обменивается указаниями,… Однако использование письменности позволило практически неограниченно усложнять и развивать культуру, охватывая…

Формирование средневековой культуры. Поиск нового содержания, форм культуры
В Западной Европе господствовали сотни феодалов и королей. Замки доминировали над пейзажем, и все города были окружены крепостными… Большая часть искусства и архитектуры имела прямую связь с христианской церковью.Цель контрольной работы состоит в…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Физическая культура личности и ценности физической культуры
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду… Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода… Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

Социокультурные функции и роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности
Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». П. Ф. Лесгафт.*1 Процесс развития культуры состоит в том, что человек… И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности,… Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Физическая культура как вид культуры личности и общества Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули… Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных… В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников.
  • Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…
  • Кельтская мифология и формирование мировой культуры Несмотря на огромноеколичество исследований в этой области,предлагающих целый букетразличных систем и классификаций,практически любая… И несомненно наличие некоторой силы,ясности,увереннос-ти,которая мало кого… История кельтов по современным сведениям начина-ется примерно с 14 века д.н.э. на территории нынешних Баварии и…
  • Философское учение Н.А.Бердяева о личности Его сочинения переведены на многие языки и везде встречали к себе самое сочувственное, даже восторженное отношение.Когда нужно быстро разобраться в… Он разбирался во всем: от политики до любви. В его книге «Эрос и личность»… Но тема реферата направлена на понимание личности в философии Н.А.Бердяева, и я постараюсь соотнести ее с обществом и…
  • Политическая культура. Уровни и типология политической культуры Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…