рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекции по аналитической психологии

Лекции по аналитической психологии - Лекция, раздел Психология, Герхард Адлер ...

Герхард Адлер

Лекции по аналитической психологии

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К НОВОМУ ИЗДАНИЮ

Хотя эта книга была впервые опубликована 18 лет назад, она представлена здесь без изменений, за исключением добавленного предисловия профессора Юнга к немецкому изданию 1952 года.

Отсутствие изменений в этом издании продиктовано, главным образом, методическими соображениями. Основная масса опубликованного ранее материала представляется мне настолько же ценным, как и появившееся позже. При случае я мог бы предложить несколько иной подход к самой методике. Но здесь я хотел бы сместить акцент в сторону бо­лее строгой позиции. Когда-то я, например, утверждал, что двух-трех собеседований в неделю вполне достаточно, но последующий опыт убедил меня в том, что желательно про­водить минимум три-четыре еженедельных собеседования. В равной мере я теперь не уверен и в достаточно высокой цен­ности "пробного анализа", отчасти потому, что научился бо­лее точно оценивать для него показания и противопоказания с учетом аналитического лечения в каждом конкретном слу­чае; отчасти потому, что аналитическая психология с самого начала требует полного доверия. Если этот подход сработа­ет, то "пробный анализ" станет излишним, а если нет, то в любом случае ответ будет отрицательным. Ранее я считал срок лечения полгода-год как редкое исключение, но теперь я не хочу связывать себя никакими заявлениями относитель­но его продолжительности, скажу лишь, что, вероятнее все­го, на это уйдут годы. Затем я хотел бы обратить внимание на анализ перенесения, хотя я все еще полагаю, что именно анализ снов и является наиболее важным орудием, которым мы располагаем. Имеются и другие точки зрения в этой гла­ве, которые я мог бы сформулировать несколько иначе, например, как взаимосвязь между «редуктивной» и «конструк­тивной» интерпретациями, которые я предпочитаю теперь считать двумя течениями, существующими в рамках одного и того же процесса.

Но в целом все эти модификации не представляются мне чем-то нарушающим мой основной подход, вышедший из концепций Юнга о душе как о саморегулирующейся системе и о созидательной функции бессознательного. Наиболее полно и детально я развил эти взгляды в своей последней книге Living Symbol (Лондон, Нью-Йорк. 1961), в которой мною исследуются некоторые особенности процесса станов­ления индивидуации. В этой работе я показал, какую огром­ную пользу можно извлечь из интерпретации сновидений и активных образов для прояснения саморегулирующихся творческих процессов, происходящих в душе; поэтому я на­стойчиво рекомендую всем читателям, интересующимся дальнейшими исследованиями в этой области, обратиться к настоящему изданию

Г. Адлер Лондон. 1966

ПРЕДИСЛОВИЕ

С наибольшим удовольствием я услышал, что восхити­тельная книга д-ра Герхарда Адлера "Лекции по аналитичес­кой психологии" появилась теперь и в Германии. Автор - ис­кусный психотерапевт, который, основываясь на своем прак­тическом опыте, прекрасно справился с темой.

Это преимущество едва ли можно переоценить, посколь­ку лечебная работа означает не только ежедневное примене­ние психологического подхода и его методов к людям и, в частности, больным, но также учитывает и ежедневную кри­тику, которая в зависимости от успеха или неудачи, оказы­вает влияние на терапию и лежащие в ее основе предполо­жения. Мы вправе ожидать от автора хорошо продуманных суждений, обильно подкрепленных опытом. И в своих ожида­ниях мы не разочаруемся. Повсюду в этой работе нам встре­чается прекрасно взвешенное мнение, лишенное предрас­судков, слепой, фанатичной приверженности или насиль­ственных, вынужденных интерпретаций.

К счастью, автор выбрал среди огромного числа проблем лишь те, которые неизбежно привлекут внимание каждого мыслящего психотерапевта. Первое, и самое главное, чего он коснулся, что вполне понятно - это подчеркнул повышен­ную чувствительность аналитической психологии в сравне­нии с материалистической и рационалистической тенденций фрейдистской школы, которая, обнаруживая удовольствие в некоем сектантском уединении, все же не потеряла своей ак­туальности. И дело здесь совсем не в придирках или расхож­дении во взглядах, и уж тем более не в специалистах (это все было бы неинтересно широкой публике), а дело здесь - в принципе. Психология, которая хочет быть научной дисцип­линой, не может больше позволить себе основываться на та­ких философских предпосылках, как материализм или рацио­нализм. Она не должна выходить за рамки своей компетенции, нужно действовать только феноменологически, отбро­сив всякую предвзятость. Но мнение, что мы можем пре­даться трансцендентальным рассуждениям, столкнувшись с высокосложным материалом психологического опыта, уже настолько укоренилась, что до сих пор психоанализу вменя­ют в вину философские утверждения, хотя это демонстриру­ет полное непонимание феноменологической точки зрения.

Огромный интерес в психотерапии вызывает, по практи­ческим соображениям, психология снов, область, где теоре­тические предположения не только терпят сокрушительные поражения, но и само применение их наиболее одиозно. Анализ сновидений, проведенный в третьей главе, можно считать образцом подобного анализа. Весьма похвально и то, что автор уделяет должное внимание важной роли эго. Таким образом, он противоречит общепринятому мнению, что аналитическая психология интересуется только бессозна­тельным, давая поучительные примеры основных взаимосвя­зей между бессознательным и эго.

Спорной остается проблема, является ли терапевтически эффективным и, если да, то насколько, извлечение из созна­ния бессознательных компонентов а процессе соответст­вующего лечения. Хотя их осознанная реализация и является целебным фактором первостепенной важности, она отнюдь не единственная. Помимо первоначального 'признания'' и эмоционального "реагирования" мы должны также принимать во внимание трансференцию и символизацию, которые в на­стоящем издании прекрасно проиллюстрированы взятыми из историй болезней рисунками.

Особой похвалы заслуживает отражение автором религи­озных аспектов психических феноменов. Этот деликатный вопрос особенно сильно волнует философов. Но. полагаясь на здравый смысл и способность людей отказываться от своих убеждений, я и представить себе не могу, что кто-то из читателей может почувствовать себя оскорбленным мои­ми авторскими заметками, если только, подчеркиваю, он в состоянии понять феноменологический подход науки, К не­счастью, такое понимание, а я часто имел возможность в этом убедиться, распространено далеко не повсеместно и менее всего - в медицинских кругах. Теория сознания, конечно, не фигурирует в медицинских учебных планах, но она незаменима для изучения психологии.

За счет ясности изложения и богатства иллюстративного материала, почерпнутого из реальных историй болезней, эта книга заполнит пробел в психологической литературе. Она даст и профессионалу, и увлеченному психологией любите­лю желанный набор ориентиров в той области науки, где большинству людей вначале трудно сориентироваться.

Для объяснения примеров, взятых прямо из жизни, автор предлагает настолько простые подходы, что этим значитель­но облегчает их понимание. Мне от всего сердца хотелось бы предложить эту книгу всей читающей публике.

К.Г.Юнг Май: 1949

ВВЕДЕНИЕ

"Лекции по аналитической психологии" представляют со­бой собрание лекций, читавшихся в течение десятилетия: с 1936 по 1945. Все они были переработаны, дополнены и специально переписаны для этой книги. "Сравнительное ис­следование метода аналитической психологии" создано на основе лекций, которые читались на курсах усовершенство­вания в институте медицинской психологии (Тавистокская клиника) в Лондоне в 1937 и 1938 годах. Глава "Исследова­ние сновидений" основана на лекции, прочитанной в меди­цинской секции британского психологического общества в Лондоне в 1940 году, она была опубликована (в первона­чальном варианте) в Британском журнале медицинской пси­хологии, том XIX, часть I, 1941 г.

"Эго и цикл жизни" первоначально вышла в свет в 1939 го­ду, как публичная лекция, при содействии Клуба аналитичес­кой психологии в Лондоне, равно как и лекция по теме "Со­знание и лечение" (вышла в 1938 году). Последняя лекция бы­ла опубликована Союзом пастырской психологии в Лондоне, в 1939 году, а "Психологический подход к религии" читалась там же по просьбе Общества друзей (квакеров) в Междуна­родном (квакерском) Центре Друзей и в несколько изменен­ном виде повторялась в 1944 году в Клубе аналитической пси­хологии. Последняя статья - "Вклад К.Г.Юнга в современное сознание" - была написана в связи с семидесятилетним юбилеем профессора Юнга и вышла в свет в Британском журнале медицинской психологии (издана в томе XX, часть III, 1945) и была прочитана в честь этого дня в Клубе аналитической пси­хологии 26 июля 1945 г. Поскольку эта статья посвящалась профессору Юнгу, я не счел возможным вносить в нее значи­тельные изменения, как в другие статьи. В настоящее время она представляет собой более или менее очерченную схему исследования, которую, я надеюсь, сумею преподнести в го­раздо более доступной форме, детально обрисовав весь ма­териал, о котором в первоначальном варианте лишь вскользь упоминал.

Эта книга явилась результатом 15-летней практики врача-психотерапевта, почти ежедневно контактировавшего с паци­ентами. По этой причине я даже не пытался создать какое-ли­бо систематическое представление о концепции Юнга и тео­рии аналитической психологии (хотя я все же попытался это проделать в первой книге Die Entdeckung der Seele, Rascher, Zurich, 1934, которая представляет собой систематизирован­ный обзор и сопоставление фундаментальных концепций и теорий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером). Исследование каждой проблемы, об­суждающейся в этой книге, явилось результатом совместных усилий аналитика и анализируемого. Это в полной мере от­носится как к обсуждениям методического свойства, так и к теоретическим дискуссиям. В дискуссиях, для обоюдной пользы, психотерапевт объясняет пациенту, как проводятся исследования в области психоанализа, чтобы понять их со­причастность к процессу психологической интеграции.

Этот факт объясняет также отбор и порядок расположения разделов. Первый из них - техническое обсуждение методики самой процедуры аналитической психологии. Ее цель - разъ­яснение и аналитикам, и всем, интересующимся психологией, основополагающих различий между подходом аналитической психологии и подходом психоанализа З.Фрейда, и в меньшей степени индивидуальной психологией Альфреда Адлера. В ней также освещена необходимость ограничения чисто "техничес­кого" подхода к "пациенту" поскольку наступает момент, ког­да он перестает быть таковым, а просто открывает фундамен­тальные и обычно обоснованные проблемы, свойственные психическому развитию полностью "нормального" человека.

Первый раздел - "Исследование сновидений" служит примером фундаментальной концепции аналитической пси­хологии, концепции коллективного бессознательного и архе­типов, и показывает их практическое применение в актуаль­ном лечении. Концепция коллективного бессознательного, а именно - концепция общего субстрата главного психического наследия, которое нельзя объяснить с позиции индиви­дуального опыта, и концепция архетипов, то есть образов, в которых коллективное бессознательное и проявляет себя, является незаменимыми для понимания подходов в аналити­ческой психологии и в практическом, и в теоретическом ас­пектах. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, есть "всеконтролирующий отпечаток опыта предков, начиная с незапамятных времен, как эхо доисторических событий, к которому каждое столетие добавляло ряд своих изменений и отличий", это "вид вневременного миропредставления". (Jung. Contributions to Analytical Psychology. Kegan Paul, London. 1928, p.162 p 37)

Его сфера охватывает не только персональную психе -она шире - поскольку включает в себя и индивидуальное со­знание и личное бессознательное (т.е. бессознательное со­держимое создавалось во время персонального существова­ния индивидуума) и, следовательно, имеет в своем распоря­жении более мощную энергию, чем энергия персональной психе. Хотя концепция коллективного бессознательного про­ходит красной нитью через всю книгу, именно этот раздел поможет читателю более отчетливо понять ее практическую терапевтическую ценность.

Второй раздел - "Эго и жизненный цикл" - иллюстрирует психологические проблемы, свойственные различным фазам жизни. Он показывает как процесс психического становления и созревания, то есть процесс интеграции и индивидуации, представляет индивидуума в сильно отличающихся ситуациях и условиях, в соответствии с особыми моментами, с которы­ми он соприкасался в своей жизни. Если здесь процесс ин­дивидуации обрисован с практической точки зрения, то сле­дующий раздел - "Сознание и лечение" подходит к этой про­блеме с теоретической, даже с философской позиции. Начи­ная с конкретной проблемы, представленной в двух сновиде­ниях индивидуума, предпринимаются попытки понять силу воздействия психологического лечения к моменту исцеления. Эта сила определяется как бессознательное, априорный об­раз психической "целостности" психе, которая действует в направлении своей собственной реализации и актуализации. Хотя эти исследования являются теоретическими, тем не ме­нее, они имеют важное практическое значение, так как аналитик и анализируемый постоянно сталкиваются с проблемой поиска путей излечения, а понимание силы этого воздействия неизбежно отражается на практической работе.

В четвертом разделе осуществлена попытка определить отношение аналитической психологии к религии. Это, опять же, может показаться более или менее теоретическими рас­суждениями, но, по сути дела, - это чисто практический мо­мент, так как множество конфликтов и проблем наших паци­ентов оказались именно проблемами духовными, даже в са­мом широком смысле этого слова, религиозным кризисом. Термин "религиозный" используется для того, чтобы охва­тить все врожденные и непреодолимые импульсы в челове­ке, которые побуждают его искать ответы на вопросы духов­ного свойства и задумываться о смысле его жизни. Необхо­димо сказать, что психология в чисто аналитическом и редуктивном аспектах - первом и главном аспекте в психоана­лизе - зачастую не в состоянии ни распознать, ни просто посмотреть в лицо этой реально существующей проблеме.

Вместо того, чтобы поверить в подлинность мучительной остроты религиозных порывов человека, психология, непра­вильно определившая свое поле деятельности и задачи, и пытающаяся ограничить psyche человека рамками личности и, в узком значении этого слова, инстинктивными побужде­ниями, делает попытку унизить религию до "аппарата для бегства о г действительности".

Врожденные и непреодолимые духовные и религиозные импульсы уменьшены, таким образом, до уровня частного аспекта в "семейной повести", а Бог - до уровня напыщен­ного отца главного героя. (Юнг указывает на важный факт, что фрейдистское "суперэго" - это проекция бессознательного образа на "Я". Коллективное нравственное сознание - это совесть, которую и представляет суперэго, по Фрейду оно низведено до детского страха перед родителями, отражает наши взаимосвязи с родителями и является "наследником эдипова комплек­са" по сути (см Freud, "The Ego and the id". Hogarth Press, London, 1927, P-177). Эта точка зрения упускает из виду тот факт, что наша "совесть" наши внутренние моральные и этические законы, наш внутренний голос или как бы мы еще не называли эти созидающие силы, должны прини­маться a priori условиями человеческой души, которые не приобретают­ся в период нашего персонального существования, а лишь в нем проявляются, становятся зримыми. Иными словами, они являются проявлени­ями не-эго, или "я", и пока мы ведем бессознательную жизнь, спроеци­рованы в наше окружение (т.е. в родителей). По мере увеличения интег­рации "я" эта проекция удаляется, и "моральный закон" выражается как a priori состояние нашей психе (См. Jung. Das Wandlungssembol in dei Messe в "Erenos jarbuch 1940-41". Zurich, 1942, p. 136ft. Collective Work (далее CW). vol 11, p, 238ff)

Это породило неловкую ситуацию, в которой люди, хотя и осознают свои глубокие духовные проблемы и потребности, но не связывают эти крайне важные вопросы с психологией

и не ожидают, от нее ответа. Из-за того, что психологию ошибочно идентифицировали с однобоким подходом редуктивных школ, она стала считаться просто психопатологией. Психоанализ и другие чисто редуктивные направления со­временной психологии слишком замкнулись исключительно на патологических проявлениях психе, тем самым загоняя в тупик человека с его неврозом.

Тем более важным представляется расширение понятия "терапия" через уяснение того, что психотерапия - это не только "умственное излечение", а и гораздо более доступ­ный путь самопознания.

Естественно, это включает духовную сторону человека точно в такой же степени, как и биологическую; на самом де­ле, духовная сторона должна восприниматься как по-настоя­щему убедительное проявление (гак как это характеристи­чески человеческое проявление) психического процесса. Только когда люди осознают, что психология не пытается свести их духовные проблемы к чему-либо подобному сексу­альным, властолюбивым или каким-то еще побуждениям, а воспринимает их как неизбежное и созидательное устремле­ние отыскать ответ на вопрос о смысле своей жизни, психо­логия только тогда сможет выполнять свои прямые обязан­ности - заниматься всей человеческой жизнью.

В связи с этим, в последнем разделе "Вклад К.Г.Юнга в со­временное сознание" дается попытка определить историчес­кую ситуацию, в которой и находится психология. Это попыт­ка проследить участие психологических образов в формиро­вании современного сознания; другими словами, связанный с архетипом аспект рассматривается в историческом развитии. Здесь я постарался показать особенную позицию психоанали­за в современном сознании; как благодаря проделанной Юнгом работе был подготовлен путь для синтеза между раци­ональной и научной стороной человека с западным ментали­тетом с одной стороны, и его иррациональной и религиозной стороной, с другой. "Мужской" и "женский" аспекты обсуждаются в рамках их важности как архетипа, приводящие к воз­можной и действительной необходимости их соединения, что будет означать настоящую целостность человека. Только в на­ши дни, омраченные нависшей угрозой атомной бомбы, ста­новится очевидным, как остро нуждается научная и рациона­листическая сторона человека в сбалансированности с ее но­вым восприятием религиозных и связанных с ними ценностей. Их утрата в огромной степени произошла из-за воздействия на человека научно-рационалистических тенденций, которые по своей незрелости стремились отрицать право существова­ния иных подходов, насмешливо называемых "ненаучными". (Не следует это воспринимать как отрицание или критику науки как та­ковой, имеются в виду лишь ее преувеличенные притязания. Юнг чет­ко сформулировал эту точку зрения, когда говорил, что "наука лучшее орудие западного сознания, которым можно открыть больше дверей, чем голыми руками. Таким образом это - неотъемлемая часть нашего понимания, но она затмевает наше видение, если предъявляет свои исключительные права быть единственным способом познания (The Secret of the Go/den Flower. Kegan Paul. London. 1931, p.78.CW vol 13)). Важным шагом в развитии психологии было применение Юнгом научного подхода к собственно человеческой приро­де, он открыл в человеческой психе образы коллективною бессознательного, архетипов как "a priori детерминируемые составные части всего жизненного опыта". Они "задей­ствованы в личных качествах живого организма и, следова­тельно, являются непосредственными выражениями жизни, чье естество не может быть далее объяснено.

Открытие архетипов показало, что чисто рационалисти­ческая и персоналистическая концепция человеческой психе совершенно неудовлетворительна и искусственна, поскольку они трансцендируют и личный жизненный опыт и ограничен­ность интеллекта. Например, Юнг показывает архетип Бо­жества в человеческой психе как a priori "условие иррацио­нального" надличностного опыта.

Архетип Божества в человеческой психе Юнг назвал тер­мином "Самость". Это имманентная цель становления лич­ности, и в то же время это сила, которая влечет человека к достижению его интегрированной индивидуальности. Цель эту можно достичь лишь вечно растущим сознанием, которое, благодаря постоянному применению и соответствующей осведомленности о психическом процессе, пытается найти обратный путь к своему собственному источнику. Современ­ному человеку достаточно непросто поверить в то, во что другие люди верили до него без расспросов и сомнений, ему нужны непосредственные знания, которые он может получить только через персональный опыт, накопленный в результате беспристрастного исследования.

Это возлагает совершенно новую ответственность на че­ловеческое сознание. Если открытие архетипов, как a priori детерминируемых составных частей всего жизненного опыта означает, что действительность существует в тесной связи с бессознательным, с другой стороны это также означает, что индивидуум, посредством его сознательной мысли должен воспринимать, познавать, выбирать и решать сам за себя.

"Быть сознательным' становится принципом и мерилом психологической зрелости и достижений. Это состояние "осоз­нанности" нуждается, однако, в ясном определении. Значение слова "сознающий", как сказано в "Кратком оксфордском сло­варе английского языка", подразумевает, что "он отдает себе полный отчет в том, что делает, либо намеревается сделать". Такая осведомленность возможна лишь при условии достаточ­ного знакомства с собственной психологией, которое предпол­агает более или менее ясное восприятие и оценку своих со­бственных мотивов и условий запуска выработанных рефлек­сов. Правда и то, что именно это знание получить сложнее все­го. Хотя кажется, что большую часть времени мы действуем как совершенно "сознательные" люди, мы, тем не менее, движи­мы в большей степени "бессознательными мотивациями", то есть импульсами, которые нами не осознаются, и хотя нам мо­жет показаться, что мы проявляем себя более-менее четко оп­ределенными личностями, мы, тем не менее, бессознательно идентифицированы, солидаризированы с данными обстоятель­ствами или другими людьми и, таким образом, не являемся полностью независимыми "индивидуумами".

Быть индивидуумом, обладать индивидуальностью, под­разумевает какое-то отличие от остальных: "психологичес­кий индивидуум характеризуется своими особенностями и, в определенном отношении, уникальной психологией". Хо­тя каждый обладает такой индивидуальностью in potentia, фактически необходима полная осведомленность о чьих-то специфических характеристиках, личной "уникальности", еще до того, как индивидуальность утвердиться. До тех пор, пока я сам не осознал свою собственную психологию, я вынужден "проецировать" ее на других людей или на предметы. Процесс проекции есть один из фундаменталь­ных психических механизмов. В психологии примитивных существ (и детей тоже), у которых например, существуют основы веры в духов, особенно достойны внимания такие психические явления, как страхи или желания, которые не испытываются и не познаются примитивным человеком как часть его собственной психе, но спроецированы на его ок­ружение и объектифицированы в виде демонов или злых духов. Таким образом, примитивное существо (и ребенок) отождествляет себя с окружающей средой, поскольку она содержит значительную часть их собственной психологии.

Что верно для примитивного человека, то верно, хотя и в меньшей степени, для человека цивилизованного, до тех пор, пока он "не осознает" своей собственной психе. С одной стороны, проекция является первым и неизбежным шагом на пути к сознанию, потому, что все во мне, чего я не осознаю, проецируется, и поэтому посредством проекции я впервые встречаюсь с внутренним психическим содержимым. С другой стороны, до тех пор, пока не сделан следующий шаг, до тех пор, пока проекция не возвращена из объекта в субъект, состояние проекции представляет опасность для психического равновесия и стабильности, поскольку представляет собой состояние, в котором психе человека расколота на много частей и в большей или меньшей степени привязана к окружающей ее среде. На­пример, до тех пор, пока я не осознаю существование своей "те­ни", то есть, "темной" и низшей стороны моей психологии, я об­речен проецировать ее на кого-то другого, и то же самое можно сказать о потенциальной "целостности" моей психе, в случае с • которой я могу наделить кого-нибудь другого сверхчеловечески­ми и почти магическими способностями. Любая проекция явля­ется своего рода колдовскими чарами, поскольку я привязан к тем частям своей психологии, которые я проецирую; в случае с проекцией "тени" я связан с другим человеком ненавистью, в случае с проекцией "спасителя" я связан с другим человеком слепым некритичным обожанием. Трагическим примером первого случая является маниакальное отношение нацистов к евре­ям, а примером второго - почти что божественная власть, ко­торую они делегировали своему "фюреру". Если вернуться на несколько столетий назад, то процессы над ведьмами являют собой еще один убедительный пример, как проекции "тени", так и проекции "анимы"; в этом случае мужчины проецировали свою мощную и примитивную, а потому внушавшую им страх, женс­кую сторону своей природы на ведьму, а женщины бессозна­тельно нашли "козла отпущения", ответившего за их собствен­ную "темную" сторону.

Другими словами, до тех пор, пока я "не осознан", пока я "проецирую", я идентифицирую себя с иными людьми или вещами, будь то через "любовь" или через "ненависть". Я живу в состоянии participation mystique (мистическое соучастие). Конечно, это состо­яние, в котором ни одна индивидуальность существовать не может. Такая индивидуальность может развиваться только при условии осознания своей собственной психологии и умения ассимилировать свое бессознательное содержание. Ассимиляция содержимого личного бессознательного всегда является первым шагом на пути к полной интеграции.

Это содержание в большой степени существует благода­ря "репрессиям", поскольку они представляют собой те желания, страхи или иные устремления моей психики, кото­рые несовместимы с моей Эго-личностью, либо из-за их сильной неразвитости, либо из-за их неприятного свойства, либо по какой-то другой причине. Интеграция личного бес­сознательного всегда является, следовательно, сложным процессом и требует значительной моральной смелости. Без этого, однако, интеграция позитивного и конструктивного со­держания коллективного бессознательного невозможна.

"Осознавать" - это первое и главное требование для пси­хологической интеграции. Оно подразумевает удаление (вы­теснение) личных проекций и превращение в "деидентифицированного". Стать сознающим, следовательно, не является интеллектуальным действием, а подразумевает эмоциональ­ное качество реализации, в которое вовлечена вся личность целиком. Может быть, кто-то и осознает свои проблемы на интеллектуальном уровне, он может даже предоставить более или менее полный психологический анамнез своего невроза, но он не излечится до тех пор, пока не произойдет эмоцио­нальная реализация всей его личности в целом. Подлинная осознанность означает постоянную ответственность по отно­шению к центру, который представляется и воспринимается как "истина", быть же "бессознательным, не сознавать" зна­чит попасть в ловушку идентификаций и скрытых мотивов.

Ввиду двусмысленности значения терминов "сознательное" и "бессознательное" необходимо сделать дополнение. Как уже говорилось, в интегрированной личности инициатива распола­гается в области бессознательного, тогда как осознанный разум должен выбирать и решать. Очевидно, что термин "бессозна­тельное" имеет здесь другое значение, чем в заявлении о том, что "быть бессознательным - значит попасть в ловушку иденти­фикаций". В первом предложении слово "бессознательное" имеет положительное, прогрессивное значение, во втором же случае - отрицательное, регрессивное. Лучше всего это состо­яние можно описать как "бессознательное состояние", которое следует отличать от "бессознательного" как базиса психической жизни, на который ссылается "бессознательное состояние". Бессознательная психе по Юнгу является матрицей для созна­тельной психе. Первая гораздо старше и более обширна пос­ледней. Сознательную психе, представителем которой и высту­пает "эго", можно сравнить с незавидным положением верхуш­ки пирамиды, у которой отняли ее основание. Будучи гораздо старше и более обширнее сознательной, бессознательная пси­хе содержит образы и потенциальные воплощения, полные ин­стинктивной мудрости; они являются теми предметами, которые необходимо научиться воспринимать и интегрировать созна­тельной психе. В этом смысле термин "бессознательное" (более точно - коллективное бессознательное, или не-эго) дополни­тельно означает еще постоянную матрицу и питающий источник для сознательной психе. С другой стороны, Юнг определяет со­знательное мышление как "функционирование или активность, которая поддерживает связь психического содержимого с эго». (Jung, Psychological Types, p.536.)

В этом смысле "осознавать, быть осознающим" является непременной предпосылкой для психической интеграции, а "быть бессознательным" - значит не отдавать себе отчет о своем психическом содержимом и, следовательно, быть предоставленным их милости.

Из всего сказанного становится очевидным, что термин "со­знательное" также имеет двойной смысл. Если, с одной сторо­ны, "осознавать, быть осознанным" является условием психи­ческой интеграции и "осознанности" достижения этого, то, с другой стороны, не следует забывать, что "сознательная пси­хе" - только значительно меньшая часть целой психики. Осоз­нанное, сознательное мышление не идентично психе, поскольку психе - это общность всего психического содержимого, как со­знательного так и бессознательного. Ведь личность, идентифи­цирующая свое психическое содержимое только с сознательной психе, в большей или меньшей степени, но отсекает себя от ос­нования и корней своего бессознательного состояния, и пытает­ся осуществить общеизвестную операцию - отпилить сук, на ко­тором сидит. Когда сознательная психе отчуждается от своего базиса, то это обязательно приводит к дисбалансу и, следова­тельно, спустя определенное время, к деструкции. Таким обра­зом, только именно в тесной взаимосвязи сознательной и бес­сознательной психе можно понять их ценность и функции. Ког­да личность только "слишком сознательна", то она каким-то па­радоксальным образом пребывает в бессознательной действи­тельности бессознательного, то есть связь с инстинктами и веч­ными основами теряется и обратный путь вниз к истокам бессо­знательного должен открываться заново. Когда же, с другой сто­роны, в своей жизни личность слишком погружается в бессозна­тельное и когда она во многом идентифицирует себя с коллек­тивными образами, тогда сознательная сторона эго должна раз­виваться. (Эта проблема рассматривается детально в разделе "Эго и цикл жизни"). В целом, проблема реализации зависимос­ти от бессознательного и его творческой ценности, особенно в более глубоком безличностном коллективном слое становится главнейшей проблемой западного человека, с его всевозраста­ющей расчлененностью сознательного мышления и настойчи­вым требованием всемогущества. Восточная цивилизация едва ли осведомлена о существовании эго в нашем западном смыс­ле. Сознательное мышление западного человека, кажется толь­ко для того и существует, чтобы отделять себя от природы. По этой же причине особой задачей для Запада является соединение с внутренней природой, то есть с коллективным бессозна­тельным. Короче говоря, следует различать "сознательное мыш­ление" и "сознание, осознанность". В узком смысле слова "со­знательное мышление" - это та ограниченная часть психе, кото­рая противостоит бессознательной части психе и дополняет ее так, что они вдвоем создают цельную психе. "Сознание, осоз­нанность", с другой стороны, является результатом становления сознательного, большей или меньшей частью целой психичес­кой ситуации, охватывающей и бессознательную, и сознатель­ную части психе; таким образом, оно имеет более широкое зна­чение, чем термин "сознательное мышление", поскольку являет­ся наложением последнего на бессознательную основу психи­ческой ситуации. "Стать сознательным" в конструктивном смыс­ле этого слова - значит интегрировать и ассимилировать все больше и больше содержимое бессознательного, не упуская из виду фундаментальную взаимозависимость бессознательной и сознательной частей психе, что в результате приведет к более или менее полной осознанности. Иначе говоря, соединение с коллективным бессознательным постепенно приведет к более устойчивому и обширному сознанию. "Сознательная ассимиля­ция бессознательного содержимого" означает, таким образом, "взаимопроникновение сознательного и бессознательного со­держимого, а не - как многие думают - однобокую оценку, то есть интерпретацию и деформацию бессознательного содержи­мого сознательным мышлением". (Jung, Modem Man in Search of a Sou/, CW vol 16, p. 152.).

Решающая концепция аналитической психологии состоит в том, что психе является "саморегулирующейся системой", которая означает, что "бессознательные процессы... содер­жат все те элементы, которые необходимы для саморегуля­ции цельной психе». (Jung, Two Essays on Analytical Psychology, p. 189 CW vol 7 p. 175.)

Когда эти процессы саморегуляции понимаются надлежа­щим образом, когда сознательное и бессознательное рабо­тает вместе В конструктивном направлении, тогда цель индивидуации и интеграции личности может быть достигнута. Эта книга - попытка описать эту фундаментальную идею о пси­хе, как саморегулирующейся системе, стремящейся к индивидуации и интеграции личности.


БЛАГОДАРНОСТИ

Терпеливый и вдумчивый пересмотр английского текста мисс Моникой Кертис оказал огромную помощью во время всего последнего этапа составления этой…  

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Вторым ограничивающим фактором является то, что аналитическая психология - лишь одна среди многих школ современной психотерапии, каждая из которых… Третье и самое главное ограничение в том, что одним из основных отличий между… Такая концепция вызывает существенные ограничения главного метода, ведь сутью всего метода как раз и являет­ся в…

ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

Возьмем, к примеру, сновидение тридцатилетнего мужчи­ны, адвоката, однобоко развитого интеллектуала с интуицией как вспомогательной функцией. Он… Из приведенных выше симптомов видно, что пациент об­ладал во многих отношениях… Во время анализа открылось, что, за исключением их пер­вой встречи двенадцать лет тому назад, его так называемые…

Эго и цикл жизни

Мы не оставим исканий, И поиски кончатся там, Где начали их; оглянемся,

СОЗНАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ

Для нас, психотерапевтов, этот вопрос важен в такой же мере, как и для пациентов. Не напоминает ли это старую сократову задачу: "Можно ли… Мне бы хотелось, чтобы с самого начала было всем ясно, что мои попытки дать… В качестве иллюстрации я решил избрать два сна, которые приснились сорокалетней женщине, уже довольно долго…

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ

С другой стороны, религия, по мнению многих психоло­гов, едва ли заслуживает рассмотрения, поскольку, как счи­тают они, она является всего лишь… Нужно указать, что утверждение, будто религиозный опыт происходит из… Религиозная действительность - это высшая форма ду­ховности, следовательно, религиозная активность не являет­ся…

ВКЛАД К.Г.ЮНГА В СОВРЕМЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Вот вопрос, представляющий наибольший интерес, что же означают труды К.Г.Юнга для современного чело­века, каков его вклад в современное сознание и… Никто лучше не осознает духовные обязательства, за­ключенные в психологии, чем… Задание, возложенное на Юнга этой осведомлен­ностью в духовных обязательствах психологии, не было легким. Это привело…

Словарь

Апперцепция - психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько сливается с уже име­ющимся, что его обозначают как понятие… Ассимиляция - усвоение нового содержания сознания с уже имеющимся обработанным… Дифференциация - развитие отличий, выделение частей из целого. Д. состоит в обособлении одной функции от других…

– Конец работы –

Используемые теги: Лекции, аналитической, психологии0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекции по аналитической психологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

Лекции по статистике Лекция . Предмет, метод и задачи статистики. Аналитическая статистика
Лекция Предмет метод и задачи статистики... Статистика это общественная наука которая присущими ей методами изучает... Общая теория статистики отрасль статистической науки о наиболее общих принципах правилах и законах цифрового...

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет психологии. 1.3. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и... Ход занятия...

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение... Глава Дискуссия о предмете социальной психологии в е годы Глава Современные представ ления о предмете соци альной психологии...

Лекции по аналитической психологии
Лекции по аналитической психологии... ПРЕДИСЛОВИЕ К НОВОМУ ИЗДАНИЮ...

ЛЕКЦИИ Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Библиотека
Библиотека... Учебной и научной литературы...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам