рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности изображения пейзажа в "Тихом Доне" М. Шолохова

Особенности изображения пейзажа в "Тихом Доне" М. Шолохова - раздел Литература, Особенности Изображения Пейзажа В «Тихом Доне» М. Шолохова Белов Андрей (Чер...

Особенности изображения пейзажа в «Тихом Доне» М. Шолохова Белов Андрей (Череповец) Пейзажные зарисовки занимают значительное место в структуре «ТД», причем они служат не только для создания фона, на котором развивается сюжетное действие, и не только для передачи местного колорита, но также для раскрытия образов персонажей и общего идейного содержания романа.Описания природы являются настолько характерной частью «ТД», что они порою используются в качестве одного из аргументов для подтверждения/опровержения пинадлежности авторства романа Шолохову.

Напр Рой Медведев в статье «ЗАГАДОК СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ (ОТВЕТ ПРОФЕССОРУ ГЕРМАНУ ЕРМОЛАЕВУ)» пишет: …конечно, в «Поднятой целине» можно встретить 4—5 раз те несравненные описания донской природы и донского села, которые напоминают нам аналогичные страницы «Тихого Дона». Однако сама малочисленность подобных зарисовок невольно наводит на размышления. Можно предположить, как это и делает Ермолаев, что растущие политические требования к литературе или вступление Шолохова в ряды ВКП(б) помешали расцвету его драматического таланта, столь сильно проявившего себя в первых книгах «Тихого Дона». Но каким идеологическим давлением можно объяснить нам столь явное оскудение Шолохова-живописца, рисующего волнующие картины природы и быта Донского края? В «Тихом Доне» мы встречаем такие картины почти в каждой главе, а в «Поднятой целине» для этого нужно перелистать едва ли не сотню страниц.

В большинстве случаев пейзажные вставки встречаются в началах главок, т. е. описание природы, как правило, предшествует описанию действий человека.

Достаточно часто изменение в природе предвосхищает будущие изменения в жизни людей. Так, например, мы видим предзнаменование Первой мировой войны в следующем фрагменте: "Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи.По ночам над колокольней ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми, затравевшими могилами Худому быть пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски Война пристигнет". Имея в виду подобные фрагменты романа, Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут, что «историческое, социальное сопрягается у Шолохова с природным - "степным космосом". Эпическое время и эпическое пространство в первой книге "Тихого Дона" шолоховеды вслед за Бахтиным определяют как "идиллический хронотоп", когда жизнь казачества подана в ее естественных, близких природе проявлениях, а бытовой уклад жизни неразрывно связан с природным циклом». Перекличка между событиями мира природы и событиями мира людей нередко выражается в романе в форме прямого параллелизма или сравнения: «Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло», «как выжженная черными палами степь, черна стала жизнь Григория». Еще один пример взаимовлияния – то, как военные события сказываются на мире природы (5 ч. ): «Желто-бурая худая коза выскочила из поросшего татарником и тернами буерака, несколько секунд смотрела с пригорка на порубщиков, напряженно перебирала тоненькими, точеными ногами <…> - Что это за штука роняя топор, спросил Матвей Кашулин.

С ничем не объяснимым восторгом Христоня рявкнул на весь завороженно-молчаливый лес: - Коза, стал быть! Дикая коза, растуды ее милость! Мы их повидали в Карпатах! - Значит, война ее, горемыку, загнала в наши степя? Христоне ничего не оставалось, кроме как согласиться». И, в целом, война в «ТД» нарушает ту гармонию, которая, по мысли Шлохова, должна существовать между человеком и природой.

Шолохов неоднократно противопоставляет мир войны и смерти естественному миру природы (конец 2 кн после описания похорон): «И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение.

А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом». После похорон деда Сашки – фрагмент, в котором показано «кипение жизни» + образ неба (перекличка с «В. и М.»): «Удрученный воспоминаниями, Григорий прилег на траву неподалеку от этого маленького дорогого сердцу кладбища и долго глядел на величаво распростертое над ним голубое небо. Где-то там, в вышних беспредельных просторах, гуляли ветры, плыли осиянные солнцем холодные облака, а на земле, только что принявшей веселого лошадника и пьяницу деда Сашку, все так же яростно кипела жизнь: в степи, зеленым разливом подступившей к самому саду, в зарослях дикой конопли возле прясел старого гумна неумолчно звучала гремучая дробь перепелиного боя, свистели суслики, жужжали шмели, шелестела обласканная ветром трава, пели в струистом мареве жаворонки, и, утверждая в природе человеческое величие, где-то далеко-далеко по суходолу настойчиво, злобно и глухо стучал пулемет». Пейзаж в «ТД» нередко служит для характеристики внутреннего состояния героев.

Так, подавленное состояние Аксиньи сравнивается с примятым полем: «Всходит остролистая зеленая пшеница, растет; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосет из земли соки, выколосится; потом зацветет, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком.

Выйдет хозяин в степь - глядит, не нарадуется.

Откуда ни возьмись, забрел в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья.

Там, где валялись круговины примятого хлеба дико и горько глядеть.

Так и с Аксиньей: на вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком.Испепелил, испоганил - и все. Пусто и одичало, как на забытом затравевшем лебедою и бурьяном гумне, стало на душе у Аксиньи после того, как пришла с мелеховского огорода, из подсолнухов». Описание «снежной громадины, влекомой вниз из-за единственного толчка, сокрушающего все на своем пути» параллельно описанию много лет непроявлявшегося чувства в Аксиньи, которое вдруг прорывается при единственной встрече с Григорием: «Сахарно искрящаяся на солнце, голубая в сумерки, бледно-сиреневая по утрам и розовая на восходе солнца повиснет над обрывом снежная громадина.

Будет она, грозная безмолвием, висеть до поры, пока не подточит ее из-под исподу оттепель или, обремененную собственной тяжестью, не толкнет порыв бокового ветра. И тогда, влекомая вниз, с глухим и мягким гулом низринется она, сокрушая на своем пути мелкорослые кусты терновника, ломая застенчиво жмущиеся по склону деревца боярышника, стремительно влача за собой кипящий, вздымающийся к небу серебряный подол снежной пыли Многолетнему чувству Аксиньи, копившемуся подобно снежному наносу, нужен был самый малый толчок». Поклятию Натальи вторит гроза: «Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. <…> Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки. Несколько секунд Ильинична с суеверным ужасом смотрела на сноху.

На фоне вставшей вполнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной». Трагедия Мелехова передается во многом через описание «черного небо и ослепительно сияющего черного диска солнца»: «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце.

Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца» (кн. 4). Особую значимость в романе имеют весенние пейзажи: изменения в природе почти всегда в «ТД» сопровождаются изменениями в судьбах героев.

Описание преображающейся природы предшествует картине Верхнедонского восстания, в разлив едва не утонул Григорий, в ледоход пытается покончить с собой Наталья.

Одни из ключевых и наиболее часто встречающихся природных образов в «ТД» - образы Дона и земли (степи), которые появляются уже в эпиграфе, и уже в эпиграф мы видим их неоднозначность: с одной стороны – тихий Дон, а с другой – он оказывается «мутнехонек», «наполнен слезами», земля же – «засеянной казацкими головами». Т. е. уже здесь Шолохов показывает противоественность войны.

Основное худ. средство, используемое автором для создания пейзажа – метафора.Как отмечает исследователь А. А. Смирнов: «Собственно говоря, практически любые описания в первой части «Тихого Дона» построены на метафоре, в этом отношении текст приближается к лирическому, особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений». Ярким примером этого могут служить описания дождя и грома в 1ч.: «За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром. …и отягощенную внешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя. <…> Дождь спустился ядреный и частый.

Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон. <…> …слышно было, как ставни царапал дождь следом ахнул гром». В целом можно сказать, что мир природы в «ТД» выступает как некий идеал, к единению с которым и должен стремится человек.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, изображения, пейзажа, Тихом, Доне, Шолохова0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности изображения пейзажа в "Тихом Доне" М. Шолохова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова
Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Роль моральной оценки в характеристике героев "Тихого Дона" М. А. Шолохова
Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие… Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом…

Вечные законы человеческого бытия в романе Шолохова "Тихий Дон"
Вечные ценности определяютжизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, которыйотразил Шолохов в романе.Любовь к родной… У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными. Кпримеру, с малых лет… Нонеобходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана.Исторически основную массу казачества…

Роль казачьего движения в ходе Гражданской войны в оценке автора "Тихого Дона"
Связь казачества с белым движением Белое движение глазами Шолохова Белое движение в изображении Шолохова было тесно связано с казачеством. Казаки… Почему же всё-таки им не удалось повлиять на отрицательный исход революции? … Листницкий, убеждённый монархист, обличает подданных царя, брошенного, преданного всеми своими соотечественниками. …

Тема войны и революции в романе "Тихий Дон" М.А. Шолохова
Я много до этого читала о войне и революции, но Михаил Александрович отобразил это по-своему! Главная тема романа - тема судьбы народа в годы… По-разному они отражены и в литературе. После 1914 года тема войны становится… Шолохов, восприняты эту традицию, обогатил новыми достижениями.

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"
Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества от фольклора до самых… О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут, как уже было… В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о сочетании в женщине идеала мадоннского и…

Образы женщин-казачек в романе М. Шолохова "Тихий Дон"
В молодости она былакрасивой и статной, но раньше времени состарилась от тяжелой работы и из-закрутого нрава своего мужа, Пантелея Прокофьевича, в… Она не одобряет связи Григория с Аксиньей До каких пормне такую страму на… Всю жизнь она, нещадя своего здоровья, работа ла, наживая по крупицам добро.

Дифракционная структура изображения. Критерии качества оптического изображения
Критерий Релея гласит, что при провале в распределении интенсивности в изображении двух близких точек в 20% точки будут восприниматься как… Разрешающая способность R определяется как максимальная пространственная…

Фразеологизмы и слова-символы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"
Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. Язык романа-эпопеи «Тихий Дон» самобытен и уникален. Детально воспроизведенный быт,… Цель работы – раскрыть значение фразеологизмов и слов-символов в романе М.А.… Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются основные идеи романа-эпопеи М.А.…

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Дон Жуана в пьесе Жан-Батиста Мольера "Дон Жуан" Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества и лицемерия. Дон Жуан - герой мировой литературы. Предыстория этого героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о грешнике, одержимом тягой к…
  • Психофизиологические особенности неслышащих и их возрастные особенности. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром.Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что… Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и… Особенности развития детей раннего возраста.Проблема развития детей раннего возраста с нарушенным слухом является…
  • Судьба деревни в изображении М.Шолохова Федора Абрамова часто называют писателем “де-ревенской тематики”.Безграничное уважение к нелегкому крестьянскому труду присуще как его романам , так… По-разному раскрылись в войну люди. Анфису Петровну Минину общая беда… Чудом уцелев после тяжелого ранения под Ленинградом, после блокадного госпиталя, летом 1942 года во время отпуска по…
  • Стремя "Тихого Дона" После смерти Горького Шолохов числился Первым Писателем СССР, мало что член ЦК ВКП(б) – но живой образ ЦК, он как Голос Партии и Народа выступал на… Методически никто не работал над тем. Но до всех в разное время доходили… Там сказали: а пришли-ка нам этого человека, с его бумагами. И – тот человек, и те черновики исчезли навсегда.И самый…
  • Особенности лицензирования изображений Существует две основных разновидности лицензирования фотоизображений: Royalty-Free и Right-Managed. Подробнее о каждом из направлений и пойдет речь… Это могут быть, к примеру, календари, открытки, марки и другие товары, которые… Покупка прав полной эксклюзивности предусматривает остановку продажи изображения на определенный срок в определенном…