рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова

Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова - Дипломная Работа, раздел Литература, Министерство Образования Российской Федерации Шадринский Государственный Педа...

Министерство образования Российской Федерации Шадринский Государственный Педагогический Институт Филологический факультет Кафедра литературы ГАЛАНИНА Ольга Фёдоровна Роль моральной оценки в характеристике героев Тихого Дона М. А. Шолохова Дипломная работа Содержание I Введение II Основная часть. 1. Общие принципы моральной характеристики героев. 2. Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова. 3. Ильинична как воплощение материнства. 4. Петро Мелехов. 5. Дарья Мелехова. Трагедия ее бесплодной жизни. 6. Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой. 7. Аксинья - тип настоящей русской женщины. 63 8. Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова. 9. Федор Подтелков - человек особой, правильной породы . 10. Бунчук - герой, сломанный революцией. 11. Григорий Мелехов - образ мятущегося человека - правдоискателя . III Заключение 107 Библиография. I ВведениеЖизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова совпали с одним из трагических периодов в истории нашей Родины.

Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе.

Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь жестокие требования относились, конечно, к наиболее талантливой части русских художников.

Они клеймились попутчиками, подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП Российская ассоциация пролетарских писателей, которая занималась завоеванием гегемонии пролетарской литературы. Федь Н. Художник и власть. Молодая гвардия. -1994 3 с. 191. Представители пролетарского искусства, поддерживаемые новой властью, заполонили литературу. Это отвечало идее перековки общества. Н. И. Бухарин говорил У нас еще нет коммунистического общества, а если нет коммунистического общества, то на нас лежит обязанность заботится о судьбах страны.

Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, будем вырабатывать их, как на фабрике. Процесс штамповки интеллигенции сопровождался жестоким преследованием вплоть до физического уничтожения национальной духовной элиты. Там же, с. 192. Но как ни старались люди изуродовать ту землю, на которой они жались как ни забивали ее камнями, чтобы ничего не росло на ней, как они не счищали всякую пробившуюся травку Весна была весною, солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахнущие листья Толстой Л. Н. Собрание сочинений В 22-х т Т13 М. Худ. лит 1983 с.5. Отечественная литература стойко переносила невзгоды. Есенин, Горький, Вересаев, Серафимович, Макаренко продолжали классическую традицию, и уже начинали заявлять о себе писатели, которым выпал тяжкий жребий Фурманов, Островский, Булгаков, Шолохов, Леонов, Волошин, Платонов и многие другие.

Русская литература несмотря ни на что, продолжала жить. Но пора перековки, переделки человека, пора воспевания личности требовала оптимизма, героизма, прометеизации главного действующего лица. А. Фадеев, обосновывая главную идею романа Разгром говорил В гражданскую войну происходит отбор человеческого материала Происходит огромнейшая переделка людей, и чтобы ни у кого не возникло сомнения на этот счёт добавлял Переделка людей происходит успешно потому, что руководят большевистской идеей переделки такие, как Левинсон человек особой, правильной породы. Федь Н. Художник и власть.

Молодая гвардия 1994 3 С.203. Роман Фадеева был объявлен новым и этапным произведением метода социалистического реализма. После этого советская литература оказалась сплошь усеянной подобными сочинениями, но им не доставало мастерства, настоящего показа противоречивых взаимоотношений человека и окружающего мира. Давал о себе знать и избыток ложного героического пафоса, декларативности. Конечно сейчас об этой литературе можно говорить, что угодно, но только не о ее равнодушии, ведь люди свято верили в то, о чем они писали.

И у Михаила Александровича Шолохова были такие герои - особой, правильной породы. В литературу он вошел со своими повестями Батраки , Путь - дороженька, сборники рассказов Донские рассказы 1926 и Лазоревая степь 1926 . Долгие годы при оценке этих рассказов преобладал восторг, молодому автору было уготовано место в группе революционных, пролетарских писателей, писавших о счастье идти сквозь револьверный лай, и никакой тоски, раздвоенности, сострадания.

Но к осени 1927 года появляется рукопись первой книги Тихого Дона, и автор решает попытать счастья в Гослитиздате. Но книгу не принимают, приходится искать нового издателя.

В журнале Октябрь роман прочитали, посоветовались и потребовали больших сокращений.

Отпугивала не только острота и непривычность темы, но и жестокие установки на развитие пролетарской литературы. И все-таки Октябрь начинает публиковать роман в январе-апреле - первую, а с мая по октябрь 1928 г вторую книгу. Успех романа у читателей был ошеломляющим. А вскоре на Первом съезде пролетарских писателей произведение Шолохова было отнесено к числу лучших в советской литературе. В печати выходят статьи, анализирующие роман. Но талант Шолохова был не удобен. 11 декабря 1928 года в краевой ростовской газете Молот рапповец Ю. Юзовский ехидничал Шолохов - это наша большая задача, и тут же добавлял И такой размах - в двадцать три шолоховских года В этом восклицании - удивлении главная суть великое произведение написано юношей - возможно ли такое? Федь Н. Художник и власть.

Молодая гвардия 1994 3 С.199. Начинается травля писателя, ему и отказывают в авторстве, а он продолжает работу над эпопеей. Тихий Дон сначала выходит частями, а затем отдельно в четырех томах в течение двенадцати лет 1928-1940 . Хотя причина длительного перерыва в 7 лет между публикацией третьего и последнего томов точно неизвестны, несомненно, что свою роль сыграли возражения некоторых членов Союза писателей и самого Сталина по поводу отдельных политических аспектов романа.

Известно, что на Шолохова пытались давить такие литературные авторитеты, как Александр Фадеев, Федор Панферов, пытавшиеся убедить его сделать Григория Мелехова своим. Шолохов писал Фадеев предлагает сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы никак.

Он говорит, ежели я Григория не сделаю своим, то роман не может быть напечатан Делать Григория окончательным большевиком я не могу Заявляю это помимо своего желания в ущерб и роману, и себе И пусть Фадеев не указывает мне, что закон художественного произведения требует такого конца, иначе роман будет объективно рациональным Круглов Ю. Великий писатель Земли русской.

Слово 2000 4 С.12. Предполагалось, что Шолохов приведет своего героя на сторону большевиков или даст ему погибнуть в рядах Красной Армии, совершить подвиг в искупление участия в казачьем мятеже и белом движении, но писатель был против, так как это противоречило бы всему развитию характера главного героя. Встреча со Сталиным произошла в начале 1931 года на даче у Горького. Когда я присел к столу вспоминал Шолохов Сталин со мной заговорил Говорил он один, Сталин начал разговор со второго тома Тихого Дона вопросом Почему в романе так мягко изображен генерал Корнилов? Надо бы его образ ужесточить. Писатель объяснил Сталину свою позицию.

Затем речь зашла о третьей части романа. Сталин сказал А вот некоторым кажется, что третий том Тихого Дона доставит много удовольствий белогвардейским эмигрантам. Что вы об этом скажете? Шолохов ответил Хорошее для белых удовольствие. Я показываю в романе полный разгром белогвардейщины на Дону и Кубани. Помолчав, подумав, раскурив трубку, Сталин ответил Да, согласен.

Изображение хода событий в третьей книгу Тихого Дона работает на нас. И подвел итог третью книгу Тихого Дона печатать будем! Круглов Ю. Великий писатель Земли русской. Слово 2000 4 С.13. Но Шолохова продолжали обвинять в идеализации кулачества и белогвардейщины. Слишком беззлобно изобразил он ряд персонажей не нашего лагеря - Калмыкова, пана Листницкого, его сына Евгения, семью Коршуновых исключая Митьку. Изображение казачьих генералов, атаманов, рядовых повстанцев - казаков не укладывалось в традиционные представления о них. Возможно ли было, что о Каледине, покончившим самоубийством, кто-то из авторов написал так На походной офицерской койке, сложив на груди руки, вытянувшись, лежал на спине Каледин.

Голова его была слегка повернута набок к стене белая наволочка подушки оттеняла синеватый влажный лоб и прижатую к ней щеку. Глаза сонного полузакрыты, углы сурового рта страдальчески искривлены. У ног его билась упавшая на колени жена. Вязкий одичавший голос ее был режуще остр. На койке лежал кольт.

Мимо извилисто стекала по сорочке тонкая и веселая черно-рудная струйка. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8-ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С.612. Вряд ли оставят кого-либо равнодушными сцены, когда Мелеховы хоронят Петра, Лукинична провожает арестованного Мирона Коршунова или трагическая сцена развала фронта. Вот, например, казачий офицер Листницкий видит царя сквозь стекло уезжающего автомобиля За стеклом, кажется, Фридерикс и царь, откинувшийся на спинку сиденья, обуглившееся лицо его с каким-то фиолетовым оттенком.

По бледному лбу косой, черный полукруг папахи, формы казачьей конвойной стражи. Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края папахи царская рука, отдававшая честь, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчаньем провожавшей последнего императора. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8-ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С.179. В 20-30е годы такие интонации, такое сожаление толпы, унизительно молчавшей по поводу такой персоны, как царь было просто немыслимым, так как в то время и в жизни и в литературе царствовал закон кто не снами, тот - наш враг. Но у Шолохова другое у него главное - правда, человечность.

И Михаила Александровича продолжали шельмовать за беспристрастность в описании борьбы против контрреволюции, за неспособность показать механизм классовой борьбы. Что же касается героев, то они страдают умственной неразвитостью, дикой необузданностью и примитивизмом.

Даже лучший, Григорий - тугодум. Мысль для него непосильное бремя восклицал В. Кирпотин. В общем Григорий и его близкие - односторонние и узкие люди, бедные разумом, лишенные духовной жизни Федин К. Слово о Шолохове М. Правда, 1973 С.19. Действительно, героям Михаила Александровича чужды интеллектуальные споры, глубокомыслие, подкрепленное высказываниями мудрецов разных стран. Но оказалось, что полуграмотная казачка Аксинья Астахова способна любить не менее глубоко и страдать не менее сильно, чем Анна Каренина, что метущаяся душа Григория Мелехова не менее сложна, чем душа Андрея Болконского Федин К. Слово о Шолохове М. Правда, 1973 С.19. Умение Шолохова понять и глубоко раскрыть человеческую душу сделали его любимым писателем народа, миллионы людей зачитывались и зачитываются Тихим Доном, следят за судьбами его героев, потому что у Шолохова ни одной единицы толпы - всегда лицо, независимый характер, даже если ему досталось всего две-три строчки. Палиевский П. Шолохов сегодня.

За строкой учебника М. Молодая гвардия, 1989 С.232. Автор Тихого Дона, кого бы он ни изображал - белогвардейца или коммуниста, казака или интеллигента стремился как можно глубже погрузиться, в его человеческую природу, постичь характер изнутри, выяснить, какое же сердце бьется под генеральским мундиром или кожаной курткой, казацким зипуном или рабочей блузой Бирюков Ф. Г. Художественные открытия М. Шолохова М. Современник, 1976 С.99. Настоящему писателю противопоказана избирательность, так как его должен интересовать человек, а не то, какие у него достоинства или недостатки, или то, к какому лагерю он принадлежит.

Но в процессе работы, ведя героя через все перипетии его жизни, он делает свой выбор, выявляя в той или иной форме свое отношение к мыслям и действиям персонажа - положительное или отрицательное, хотя поначалу автор, наверное, не ставит перед собой такую цель, но по ходу создания произведения все ярче становится очевидно - кому симпатизирует автор, а кому - нет. Какую же роль при характере героев играет моральная оценка образов? Данный вопрос является целью нашей работы 1. Проанализировать с точки зрения моральной оценки героев романа. 2. Сопоставить разные образы героев. 3. Рассмотреть, как развивается характер героев в ситуации бурных перемен.

II Основная часть.1.

Общие принципы моральной характеристики героев

Ведь лепка человеческих характеров, создание художественного образа бо... Так например, черные глаза Аксиньи изображаются не только в цвете, они... Русская речь 1 С.31. Мелехов же с его тонкой душой понимает многое, от этого его сомнения, ... Правда, 1975 С.111.

Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова

47. Григорий говорит Дуняшке О Мишке Кошевом с нонешнего дня и думать поза... Комизм возникает из того, что Пантелей Прокофьевич как будто не может ... Он вне себя от гнева и возмущения. 3.

Ильинична как воплощение материнства

Собрание сочинений В 8- ми т Т. Шолохов М. Собрание сочинений В 8- ми т Т. Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось... Правда, 1975 С.

Петро Мелехов

Собрание сочинений В 8- ми т Т. Шолохов М. Собрание сочинений В 8- ми т Т. Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихвачен... Правда, 1975 С.

Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой

Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой. Когда Григорий, приехавший в дом Коршуновых сватать Наталью, взглянул ... Правда, 1975 С. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла н... Гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от Григория, нарушивш...

Аксинья - тип настоящей русской женщины

1 М. 3 М. 44 После ссоры с Мелеховым она не здоровается с ним, с сатанинской гор... 159 Или вот другой раз она встретилась с ним, осыпая его поцелуями, у ... 3 М.

Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова

Собрался свято соблюсти старинный обычай Он отвинтил с углов кровати п... 4 М. А. Когда он, жестоко избитый повстанцами, узнал от матери о восстании, об... Дайреджиев в своей книге О Тихом Доне пишет Коммунисты Тихого Дона не ...

литература 20-30х годов.

К этому времени писатели уже располагали опытом исследования психологии вожаков - это всегда были люди слова, дела, большого мужества, несгибаемой воли. Михаил Александрович внес свои черты в складывающуюся традицию изображения характера большевика.

Эта черта состоит в его реалистичности, объективности. Важнее для него не перечислять достоинства, а постичь человеческую природу героя. Достигает он этого различными приемами и средствами, используя в том числе, прием зеркального отражения, когда то или иное событие или действующее лицо дается через восприятие разных людей, что служит средством характеристики, как воспринимаемого, так и воспринимающего и создает ощущение объемного изображения. Хватов А. На стрежне века М. Современник, 1975 С. 112. Так, например Федора Подтелкова дан Шолоховым в восприятии Григория Мелехова В комнате сидел здоровый, плотный казак Ссутулив спину, он широко расставил ноги в черных суконных шароварах, разложив на круглых широких коленях такие же широкие рыжеволосые руки На большом, чуть рябоватом выбритом лице его светлели заботливо закрученные усы, смоченные волосы были приглажены расческой Он бы производил приятное впечатление, если бы не крупный приподнятый нос за глаза.

На первый взгляд, не было в них ничего необычного, но, присмотревшись, Григорий почти ощутил их свинцовую тяжесть.

Маленькие, похожие на картечь, они светлели из узких прорезей, как из бойниц, приземляли встречный взгляд, влеплялись в одно место с тяжелым упорством Подтелков почти не мигал разговаривая, он упирал в собеседника свой невеселый взгляд, причем куценькие обожженные солнцем ресницы его все время были приспущены и недвижны.

Изредка лишь он опускал пухлые веки и снова рывком поднимал их, нацеливаясь картечечками глаз, обегавшими все окружающее. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 402. Глаза-картечины не только доносят силу воли, упорство Подтелкова, но и вносят ощущение тяжеловесности, злобы. В вся его портретная характеристика говорит о том, что в этом человеке скрыты портретные черты.

Рисуя Федора Подтелкова в начале повествования, Шолохов намечает яркого, волевого, смелого человека, способного на дружбу, умеющего ответить шуткой на шутку, не роняющего своего достоинства перед белыми генералами. Но постепенно автор показывает, как хмелем била власть в голову простого от природы казака. Мужество, высокомерие, месть переплелись в этом человеке. Власть дала ему чувство превосходства, безнаказанности, и он сознательно идет на террор, оправдывая свои действия целесообразностью Лес рубят - щепки летят крови боятся нечего, ежели ты революционер Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 579. Облик этого человека раскрывается в сцене убийства пленных офицеров. Подтелков, тяжело ступая по проваливающемуся снегу, подошел к пленным.

Стоящий впереди всех Чернецов глядел на него, презрительно щуря светлые отчаянные глаза, вольно отставив левую ногу, покачивая ею, давил белой подковкой верхних зубов прихваченную изнутри розовую губу. Подтелков подошел к нему в упор. Он весь дрожал, немигающие глаза его ползали по изрытвленному снегу, поднявшись, скрестились с бесстрашным, презирающим взглядом Чернецова и обломились его тяжестью ненависти - Попался гад клокочущим низким голосом сказал Подтелков и ступил шаг назад щеки его сабельным ударом располосовала кривая улыбка Изменник казачества! Под-лец! Предатель сквозь стиснутые зубы зазвенел Чернецов.

Подтелков мотал головой, словно уклоняясь от пощечин чернел в скулах, раскрытым ртом всасывая воздух.

Последующее разыгралось с изумительной быстротой. Оскаленный, побледневший Чернецов, прижимая к груди кулаки, весь наклоняясь вперед. Шел на Подтелкова. С губ его, сведенных судорогой, соскакивали невнятные, перемешанные с матерной руганью слова. Что он говорил - слышал один медленно пятившийся Подтелков Придется тебе ты знаешь резко поднял чернецов голос. Слова были эти услышаны и пленными офицерами, и конвоем, и штабными Но-о-о-о - как задушенный захрипел Подтелков, кидая руку на эфес шпаги.

Сразу стало тихо. Отчетливо заскрипел снег под сапогами Минаева, Кривошлыкова и еще нескольких человек, кинувшихся к Подтелкову. Но он опередил их, всем корпусом поворачиваясь вправо, приседал, вырвал из ножен шашку и, выпадом рванулся вперед, со страшной силой рубанул Чернецова по голове Подтелков рубанул его еще раз, отошел постаревшей грузной походкой, на ходу вытирая покатые долы шашки, черневшие кровью.

Ткнувшись о таганку, он повернулся к конвойным, закричал выдохшимся, лающим голосом - Руби-и-и их такую мать Всех! Нету пленных в кровину, в сердце Лихорадочно застукали выстрелы. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 267-268. Автор Тихого Дона максимально обострил эпизод гибели Чернецова, сделал противостояние жестче, чем оно было в действительности. Ведь исторически Чернецов фактически погиб при попытке к бегству, а большинство его дружинников спаслось.

В Тихом Доне Чернецов никак не мог надеяться спастись от вооруженного Подтелкова, и расправа над ним и всеми сорока офицерами здесь выглядит лишенной всякой рациональной основы. Соколов Б. В. Донская волна в Тихом Доне. Вопросы литературы 1990 5 С. 14. Действия Подтелкова не сглаживаются автором, он осуждает их и в чертах портрета щеки его сабельным ударом располосовала кривая улыбка и в натуралистической детализации описания расправы над пленными. Если через эту смертельную схватку можно разглядеть какие-то человеческие черты в образе Чернецова, то Подтелкову здесь присущи злобы, мстительность.

Шолохов изображает Федора в острых ситуациях, наполненных драматизмом, когда проверяются его человеческие качества. Такой сценой является эпизод гибели отряда Подтелкова, захваченного белоказаками. В этой ситуации герой проявляет твердость духа. Даже люди мужественные и смелые в последнюю минуту надламывались. Когда стали подводить к яме, то один из красноармейцев запрокидывался, чертил землю безжизненно висящими ногами и, цепляясь за волочивших его казаков, мотая залитым слезами лицом, вырываясь, хрипел - Пустите, братцы! Господи неповинный я! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 694. Подтелков же не дрогнул пред смертью, лишь поседел.

Так, Лагутин, вглядываясь в него говорит - Поседел ты за эти деньки Ишь песик-то тебе как покропило - Небось поседеешь трудно вздыхает Подтелков вытирая пот на узком лбу, повторяет - Небось поседеешь от такой приятности Бирюк - и то в неволе седеет, а ить я - человек. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 696. Сцена казни Подтелкова и Кривошлыкова, их соратников выглядит, как своего рода возмездие.

И не случайно с той же интонацией и почти в тех же выражениях несколько месяцев спустя другие судьи решают судьбу героя Февралев, старик - старообрядец Милютинской станицы, вскочил, как подкинутый пружиной Расстрелять! Всех Он по-оглашенному затряс головой оглядывая всех изуверским косящим взглядом, давясь слюной закричал - Нету им, христопродавцам, милости! Жиды какие из них есть - убить! Убить! Распять их! В огне их! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 687. Шолохов правдиво показывает жестокость того и другого лагеря, будь то фанатизм казака-старовера или фанатизм большевика, он не приемлет их в обеих случаях, т.к. это порождает нетерпимость, стремление убить того, кто думает не как ты. Неслучайна предсмертная речь Подтелкова Мы за трудовой народ, за его интересы дрались с генеральской псарней, не щадя живота, и теперь вот гибнем от вашей руки! Но мы вас не клянем! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 700. Перед смертью герой приходит к мысли о необходимости прощения, а не мести.

Нет сомнения, что эта мысль совпадает и с мыслью автора. 10. Бунчук - герой, сломанный революцией. Одним из убежденных идейных борцов против старого режима является Илья Бунчук.

Он предан своему делу до последнего вздоха, и это отражается даже в его внешнем облике, в котором будто сосредоточились приметы многих его предшественников - железных комиссаров загнутые челюсти глаза, ломающие встречный взгляд Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 483 Автор передает серость, будничность героя все было обычно в нем Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 483 выделяет его среди других только упрямство и какая-то злость.

И дальше, по мере развертывания сюжета даны некоторые штрихи, которые дополняют его портрет жестокий взгляд, сумрачный вид, земляной румянец лица, виски со вздувшимися венами, в штатском чувствовал себя неуверенно и неуютно Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 533 Так мелкими мазками художник создает яркий тип рабочего-революционера, отвыкшего от мирной жизни, для которого все сосредоточено на классовой борьбе.

Зная идейную непоколебимость Бунчука, бросают на него самые опасные и трудные дела агитацию среди бурлящих солдатских масс, боевую подготовку ополченцев на фронте, наконец, назначают комендантом Революционного трибунала, осуществляющего расстрелы классовых врагов. Во имя торжества революционной идеи он был готов на любое дело. Ненависть к старому режиму не беспочвенна у Бунчука.

Так Илья вспоминает встречу в Петрограде с тринадцатилетней дочерью своего друга, убитого на войне Вечером иду по бульвару.

Она - этот угловатый, щуплый подросток - сидела на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ноги, покуривая. На увядшем лице ее - усталые глаза, горечь в углах накрашенных, удлиненных преждевременной зрелостью губ. Не узнаете дяденька хрипло спросила она, улыбаясь с профессиональной заученностью, и встала, совсем по детски беспомощно и горько заплакала, сгорбясь, прижимаясь головой к локтю Бунчука. Он чуть не задохнулся от хлынувшей в него ядовитой, как газ, ненависти, бледнея, заскрипел зубами, застонал Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 500 Бунчук верит в то, что советская власть принесет будущее его земле, по которой может, сын мой будет ходить, которого нет Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 635 поэтому он с таким фанатизмом отстаивает ее. Терпеливо герой сносит все оскорбления, которыми осыпает его арестованный офицер - корниловец Калмыков - Подлец! Бунчук, уклонившись от плевка взмахом поднял брови, долго сжимал левой рукой кисть правой, порывавшейся скользнуть в карман Иди - насилу выговорил он - Ты предатель! Изменник! Ты поплатишься за это выкрикивал он, часто останавливаясь, наступая на Бунчука Иди! Прошу - всякий раз уговаривал тот. Но только Калмыков начинает порочить имя Ленина, герой не выдерживает и, протяжно заикаясь, кричит Становись к стенке! С безжалостной яростью, почерневшим лицом стреляет он в офицера. Пуля вошла ему в рот. За водокачкой, взбираясь на ступенчатую высоту, взвилось хриплое эхо. Споткнувшись на втором шагу, Калмыков левой рукой обхватил голову, упал. Выгнулся дугой, сплюнул на грудь черные от крови зубы, сладко почмокал языком.

Едва лишь спина его выпрямилась, коснулась влажного щебня, Бунчук выстрелил еще раз. Калмыков дернулся, поворачиваясь на бок, как засыпающая птица, подвернул голову под плечо, коротко всхлипнул Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 505 Как страшна эта картина! Смерть всегда неприглядна у Шолохова, кто бы ни умирал.

А если это - смерть насильственная, то в натурализме ее описания всегда содержится немой укор убийце.

Объясняя затем свою беспричинную жестокость, ярый революционер говорит - Они нас или мы их! Середки нету. На кровь - кровью.

Кто кого Понял? Таких как Калмыков, надо уничтожать, давить как гадюк! Злым будь! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 506. А затем, наблюдая, как двое красноармейцев расстреливают пленного офицера, герой говорит чуть вызывающе - Вот это мудро! Убивать их надо, истреблять без пощады! Сгребать с земли эту нечисть! И вообще - без сантиментов, раз дело идет об участи революции Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 553 Для Бунчука не может быть метаний, нет середины, нет отдельных людей, главное для него - конечный результат.

После этих злобных слов идут авторские слова На третий день он заболел Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 553 Будто заболел герой не от тифа, а от накопившейся в нем ярости, ненависти и как-будто в наказание.

Анна Погедко, которую Илья встретил в пулеметной команде, ухаживает за ним во время болезни. Между ними возникает любовь, основывается она не только на взаимной симпатии, но и на их общем стремлении к победе советской власти. Причастность к делу революции налагает на них некую ответственность, они сдерживают свои чувства. Так, например, первый раз поговорив с Анной, Илья думает о ней не иначе, как о умной девушке, хорошем товарище Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 545 встретясь после долгой разлуки, они начинают говорить не о том, как они соскучились друг по другу, а о делах О мы там качнули дело! Сколотили целый отряд в двести одиннадцать штыков. Вели организационную и политическую работу Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 603. В советской критике установилось мнение, что чувству, зародившемуся между героями, не хватает того полного изображения, с которым выписаны отношения Григория и Аксиньи, Григория и Натальи Якименко Л. Г. Тихий Дон М. Шолохова М. Советский писатель, 1958 С. 297. Действительно, мало между влюбленными чувственности, порывистости.

Выздоровев, Бунчук вновь возвращается в строй, и партия, выказывая ему полное доверие, назначает его на новую должность - коменданта при трибунале Донского ревкома.

Председатель предупреждает его Работа грязная, но нужно сохранить и в ней целенькое сознание человечность Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 632 Целеньким сохранить сознание на этой работе трудно, и за неделю Бунчук высох и почернел, словно землей подернулся.

Провалами зияли глаза, неровно мигающие веки не прикрывали их тоскующего блеска. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 633. Анна просит Илью Уйди оттуда! Погибнешь ты на этой работе Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 635 В последующем за этим разговоре проявляется весь фанатизм Бунчука Истреблять человеческую пакость - грязное дело. Расстреливать, видишь ли, вредно для здоровья и души На грязную работу идут либо дураки и звери, либо фанатики.

Так, что ли? Всем хочется ходить в цветущем саду, но ведь - черт их подери прежде чем садить цветы и деревца, надо грязь чистить! Руки надо измарать! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 635. В этом монологе, сказанном, по сути, для себя, он пытается оправдать свои действия. Но, истребляя человеческую пакость, уничтожая клещей, гадов, герой испытывает угрызения совести вот вчера пришлось в числе девяти расстреливать трех казаков тружеников Одного начал развязывать Тронул его руку, а она проросла сплошными мозолями Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 635. Осознает Бунчук, что его работа не до конца правая, и то, что он делает -страшный грех. С большим удовлетворением уходит он из ревтрибунала, так как чувствует, что еще немного и он сломается.

Но революция уже опустошила и раздавила его. Гибель Анны Погудко становится последней каплей, после этого несчастья герой не может найти в себе силы жить дальше.

Смерть становится для него счастливым случаем, чтобы избавиться от страдания Меньше всего пугали его думы о смерти. Он не ощущал, как бывало, невнятной дрожи позвоночного столба, сосущей тоски при мысли о том, что к него отнимут жизнь усталость так велика, так ноет тело, что волновать уже ничто не в состоянии. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 645. 11. Григорий Мелехов - образ мятущегося человека - правдоискателя. Образ Григория Мелехова вобрал в себя правду времени. В том, как раскрывается личность этого героя, проявляется духовность прозы, художественное мастерство Михаила Александровича Шолохова.

Уже на первых страницах романа происходит неназойливое выделение персонажа из яркой казачьей среды. Иногда это всего лишь один эпитет.

Так Аксинья Астахова стразу приметила черного ласкового парня Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 26 Или, казалось бы, бытовой эпизод во время косьбы Мелехов случайно зарезал косой утенка. Григорий положил на ладонь прирезанного утенка. Изжелта-коричневй, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринки глаз хитро прижмурены, мелкая дрожь горячих еще лапок.

Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 42. Ни один из многочисленных персонажей романа не способен на такую острую жалость, отзывчивость к красоте природы. На протяжении всего повествования Мелехов словно окружен пейзажем, в то время как многие герои живут, действуют будто в пустоте. Вот, например, Григорий перед проводами брата Петра в летние лагеря повел к Дону поить коня. По Дону наискось - волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном - туман, вверху звездное просо.

Конь позади строжко переставляет ноги. К воде спуск дурной. На этой стороне утиный кряк, возле берега в тине взвернул и бухнул по воде омахом охотящийся на мелочь сом. Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце Григория сладостная пустота. Хорошо и бездушно. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 18. Здесь пейзаж дан как бы в восприятии Григория.

Он в привычном, обыденном мире, герой гармонично слит с природой. Писатель точно и убеждающе доносит восприимчивость Мелехова. Много также говорит о чутком сердце Григория рассказ о том, как красиво и вдохновенно он дишканит, как льется его голос, словно нить серебряная, как может расплакаться, слушая задушевную песню. Огромное впечатление производит сцена, когда в ночной кубанской степи Григорий слушает, как поют отступающие белоказаки Ой, как на речке было, братцы, на Камышинке, На славных степях, на саратовских Словно что-то оборвалось внутри Григория Внезапно нахлынувшие рыдания потрясли его тело, спазма перехватила горло.

Глотая слезы, он жадно ждал, когда запевала начнет, и беззвучно шептал вслед за ним знакомые с отроческих лет слова Атаман у них - Ермак, сын Тимофеевич, есаул у них - Асташка, сын Лаврентьевич. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 526. Песня сопровождает героя в самые сложные периоды его жизни.

Вот один из таких эпизодов До имения Ягодного осталось несколько десятков верст. Григория, будоража собак, шагал мимо редких деревьев, за приречными вербами молодые ребячьи голоса вели песню А из-за леса блестят копии мечей Неизъяснимо родным, теплым повеяло на Григория от знакомых слов давнишней казачьей и им не раз игранной песни. Щиплющий холодок покалывал глаза, теснил грудь Давно играл я, парнем, а теперь высох мой голос и песни жизнь обрезала.

Иду вот к чужой жене на побывку, без угла, без жилья, как волк буерачный Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 352. Песня здесь вошла в сознание героя, соединила его прошлое и настоящее. Всей душой Григорий любит свои песни, своих женщин свой дом, свою Родину - все казацкое. Но главное для него, крестьянина - это земля. Находясь в Ягодном, работая наймитом, он тоскует по своему кусочку земли жирным косым квадратом лежала деляна, та, что осенью пахал от с Натальей. Григорий нарочно направил жеребца через пахоту, и за те небольшие минуты, в которые жеребец, спотыкаясь и качаясь, пересекал пахоту, в сердце Григория остывал охвативший его охотничий пыл. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 195. Водоворот гражданской войны сделал его мечту о мирном труде чем-то нереальным Ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щек наносное серебро паутины и неторопливо пить винный запах осенний, поднятой плугом земли.

А взамен этого - разрубленные лезвиями дорог хлеба. По дорогам толпы раздетых трупно - черных и пыли пленных. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 114. В романе наиболее поэтичными являются именно такие, овеянные извечной тоской человека по мирному быту страницы.

Писатель придавал им особо важное значение, считая из ключевыми, обнаруживающими источник мучений, первопричину трагедии Григория Мелехова. Кулинич А. В. Классовое и общечеловеческое в романе Тихий Дон. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР 1991 2 - С. 31. После семи лет войны, после очередного ранения, во время службы в Красной Армии главный герой строит планы на будущее сниму дома шинель и сапоги, обуюсь в просторные чирки хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой запах взрыхленной земли Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 592. Сбежав из банды Фомина и собираясь на Кубань, он твердил Аксинье Никакой работой не погнушаюсь.

Моим рукам работать надо, а не воевать.

Вся душа у меня изболелась. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 678. Именно за нее, за землю, готов сражаться Мелехов до последнего Колчака разбили мы. Краснова вашего копнем как следует - и все. Во как! А там ступай пахать, земля целая пропастина, бери ее, заставляй родить.

А кто поперек станет - убить. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 178. Спор о новой власти сводился для нее к тому, кто будет владеть землей. В этой мысли еще раз утверждается Григорий, скрываясь зверем в кизячном логове, и ему начинает казаться, что за его плечами будто и не было поисков правды, шатаний, внутренней борьбы, что всегда была и будет борьба за кусок хлеба, за право на жизнь, за землю. Путь казачества скрестился с путями мужиков, биться с ними насмерть решает Мелехов Рвать у них из-под ног тучную донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 146 И мало-помалу стал проникаться злобой Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли бьемся за нее будто за любушку. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 140. Григорий заметил, что такое же чувство завладевает и остальными казаками, которым тоже казалось, что только по вине большевиков идет эта война И каждый, глядя на неубранные волны пшеницы, на полегший под копытами нескошенный хлеб, на пустые чумна вспоминал свои десятины, над которыми хрипели в непосильной работе бабы, и черствел сердцем, зверел. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 194. А ведь в начале первой мировой войны Григорий остро переживал первую от его руки смерть.

Даже во сне являлся к нему убитый им австриец.

Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 307 - жалуется он брату Петру. В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков Гаранжи, Подтелкова, у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. Земли даете? Воли? Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать.

Атаманов сами выбирали, а теперь сажают Казакам эта власть окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть им она и нужна.

Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы - одно ярмо. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 161. Григорий хорошо понимает трагизм своего положения, осознает, что его всего - лишь используют в качестве винтик спутали нас ученые люди стреножили жизню и нашими руками вершают свои дела. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 211. Душа Мелехова страдает, по его словам, оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 296. судя по его поступкам, он был склонен искать мирные пути решения жизненных противоречий.

Он не хотел отвечать жестокостью на жестокость приказывал отпускать пленного казка-хопреца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать Котлярова и Кошевого, первым протянул руку Михаилу, но тот не принял его великодушия - Враги мы с тобой - Были Да видно и буде Не понимаю.

Почему Ненадежный ты человек Григорий усмехнулся - Крепкая у тебя память! Ты брата Петра убил, а я тебе что-то об этом не напоминаю Ежели все помнить - волками надо жить Ну, что ж, убил, не отказываюсь! Доведись бы мне тогда тебя поймать я и тебя бы, как миленького! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 596. И выплескивается у Мелехова наболевшее Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно.

Все мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай бы все это Нехай оно все идет пропадом! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 597. Это человек устал от горя утрат, ран, метаний, но он намного добрее Михаила Кошевого, Штокмана, Подтелкова. Григорий не растерял человеческого, его чувства, переживания всегда искренние, они не притуплялись, а пожалуй, обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения.

Героя потрясает зрелище убитых обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно объезжает он мертвого старика, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду. Встречаясь со множеством маленьких правд, готовый принять каждую, Григорий попадает в банду Фомина. Пребывание в банде - одна из самых тяжелых и непоправимых его ошибок, герой сам ясно понимает это. Вот, как Михаил Александрович Шолохов передает состояние героя, лишившегося всего, кроме умения наслаждаться природой.

Шумела вода, прорываясь сквозь гряду вставших на ее пути старых тополей, и тихо, певуче, успокоенно лепетала, раскачивая верхушки затопленных кустов. Погожие и безветренные стояли дни. Лишь изредка в ясном небе проплывали белые, распушившиеся на вышнем ветру облака, и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали, коснувшись дальнего берега. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 626. Мелехов любил смотреть на разметавшуюся у берега, бешено клокочущую быстрину, слушать разноголосый шум воды и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем, что причиняет страдания Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 626 Глубина переживаний Григория соединена здесь с эмоциональным единством природы.

Это переживание, конфликт с самим собой разрешается для него отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, тщательно вытер руки о полу шинели. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 687. В конце произведения Григорий отказывается от всей своей жизни, обрекает себя на тоску и страдания.

Это тоска человека, смирившегося с поражением, тоска покорности судьбе. Федь Н. Обреченная любовь. Слово 1998 3 С. 57. Кто же он, Григорий Мелехов, главный герой романа? Сам Шолохов отвечая на это вопрос, говорил Образ Григория - это обобщение исканий многих людей образ мятущегося человека - правдоискателя несущего в себе отблеск трагизма эпохи. Федь Н. Обреченная любовь. Слово 1998 3 С. 60. И права была Аксинья, когда в ответ на жалобу Мишатки, что ребята не хотят с ним играть, потому что он - сын бандита, говорит Никакой он не бандит твой отец. Он так несчастный человек. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 683. Только эта женщина всегда понимала Григория.

Их любовь - самая замечательная история любви в современной литературе.

В этом чувстве раскрывается душевная тонкость, деликатность, страстность героя. Безоглядно отлается он любви к Аксинье, воспринимая это чувство как дар, как рок. Поначалу Григорий еще будет пытаться разорвать все связи, соединяющие его с этой женщиной, с неприсущей ему грубостью и резкостью скажет ей он известную поговорку. Но ни эти слова, ни молодая жена не смогут его оторвать от Аксиньи. Не будет он таить своих чувств ни ль Степана, ни от Натальи и на письмо отца ответит прямо Вы спрашивали, чтоб я прописал, буду я аль нет жить с Натальей, но я вам, батя, скажу, что отрезанную краюху не приклеишь. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 53. В этой ситуации основное в поведении Григория - глубина, страстность чувства.

Но такая любовь несет людям больше душевных страданий, чем любовных радостей. Драматизм еще и том что любовь Мелехова к Аксинье - это причина страданий Натальи. Григорий отдает себе отчет в это, но уйти от Астаховой, избавить от мучений жену - на это он не способен. И не потому, что Мелехов - эгоист, просто он - дитя природы, человек плоти и крови, инстинкта.

Природное переплетается в нем с социальным, и для него такое решение немыслимо. Аксинья манит его знакомым запахом пота, дурнопьяна, и даже ее измена не может вырвать любовь из его сердца. Он пытается забыться от терзаний и сомнений в вине и разгулье, но и это не помогает. После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь.

Единственно, что оставалось ему в жизни это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 674. Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория бегство на Кубань заканчивается смертью героини и черным диком солнца. Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу.

Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 685. Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григория. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни. Автор оставляет героя на грани, черте между светом и тьмой, черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира. Судьба казака, воина, проливающего свою и чужую кровь, мечущегося между двумя женщинами и разными лагерями - становится метафорой удела человеческого. Сухин И Одиссея казачьего Гамлета.

Звезда 2000 10 С. 220. III ЗаключениеВремя вносит свои поправки в образ Шолохова - художника и человека, вносит оно изменения и в трактовку героев его произведения. Но какова бы ни была эпоха, ясно одно - Тихий Дон - это шедевр русской литературы.

А великие произведения обладают вечно неиссякаемой способностью удивительного обновления заключенного в нем смысла не только в не только перед каждым новым поколением читателей, но и перед каждым читателем в отдельности. Небольсин С. Шолохов, Пушкин, Солженицын. Наш современник 1992 5. С. 184. Эта книга останется вечной и актуальной из-за правдивости Шолохова - писателя. Он был большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений, Михаил Александрович выступает лишь как заинтересованный наблюдатель людей и событий.

Но позиция автора видна через моральную оценку героев, которую он доносит посредством портретной характеристики, внутреннего монолога, диалога героев, косвенной, или несобственно-прямой речи, а чаще всего с помощью их поступков. Причем писатель всегда объективен. Его полная объективность - нечто несвойственное советскому писателю - напоминает раннего Чехова. Но Шолохов идет дальше Стремление Чехова дать возможность персонажам говорить от своего имени не исключает права автора комментировать происходящее Шолохов же как бы дает отчет о своих персонажах, никогда не отождествляет себя сними.

Он избегает ассоциировать себя с их поступками или философским размышлениям по поводу их мыслей и переживаний Он отступает от русского классического реализма назад в 18 век Симмонс Э. Он избрал свой путь. Вопросы литературы 1990 5 С. 191. Автор предоставляет право самим героям рассказать о себе, раскрывать свои сильные и слабые стороны в поступках.

И они делают это, обнажая нравственные качества, присущие им, в ситуации бурных перемен, по мере того, как история все больше приникает в их устоявшийся быт. Вот, например, Пантелей Прокофьевич - старый казак, несносный, грозный в быту. Не будь войны остался бы он крепким хозяином, держащим в узде весь дом, но она безжалостно врывается в его жизнь, и уже не только интонация юмора, но и некое раздумье, жалость господствует над этим героем. Сначала он еще пытается скрепить кусочки своего старого быта, вести борьбу за сохранение своего дома, но постепенно им овладевает равнодушие, и Пантелей Прокофьевич начинает хулить свое же, недавно утраченное - полушубок ли, поросенка ли смутно догадываясь какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 175. Гибель героя на чужбине - трагедия не просто семьи Мелеховых, но всего народа.

Ильинична - покорная, сдержанная женщина, во всем повинующаяся своему мужу, в годину смертей превращается в величавую старуху, отстаивающую нормы нравственности, живущей идеей дома, материнским долгом.

Ведут свой сложный поединок с судьбой и друг с другом Наталья я Аксиньей, но общие беды, разлука с любимым человеком делает их добрее. Уже и Аксинья иначе видит свою соперницу уже можно сказать, что когда вернется Григорий, он сам выберет ту, которую любит. Женщины в детях, рожденных от другой, видят лицо любимого.

Жизнь изменилась в их восприятии, они начали забывать себя в новой любви. Война, Революция раскрывает героях то, что было заложено в них, но могло бы остаться и в дремлющем состоянии - при ровном течении жизни, не перерытой испытаниями в Дарье - цинизм, испорченность, душевную пустоту в Степане - приспособленчество, стяжательство, лесть. И лишь Григорий - единственный человек, спасшийся от всеобщего похабства, посрамления нравственных устоев в хаосе гражданской войны. Все же, кто самоуверенно говорил, что середки нет, что вся Россия - лишь два ожесточенных лагеря, гибнут или теряют смысл жизни. Так гибнет после работы в ЧК Бунчук, мужественно в личном плане гибнут Штокман, Подтелков.

Но они так и не обретают полного понимания событий, не постигают всей катастрофы. И главный герой вплоть до последних финальных страниц романа интуитивно различает добро и зло. Он - человек совести, поставлен в такие условия, что вынужден постоянно соприкасаться с жестокостью, но автор через отдельные поступки героя показывает, что Григорий Мелехов, в отличие от других, не растерял своего нравственного потенциала.

Таким образом, герои Шолохова выражают сложность народной души в переломные периоды в ней есть и непреклонность, и чуткость, и самоотверженность, и гибкая приспособляемость, но обо всем этом писатель повествуем честно и прямо. Он принимает жизнь такою, какая она есть на самом деле. Библиография.1. Барог Л. Г. О мастерстве пластического изображения человека в романе М. А. Шолохова Тихий Дон. Ученые записки.

Выпуск 8. Серия филологическая 2. Уфа, 1956 С. 36-74. 2. Бекедин П. В. Проверяйте литературу жизнью. О некоторых эстетических принципах М.А. Шолохова. Творческие взгляды советских писателей Л 1981 С. 46-70. 3. Бирюков Ф. Г. Мастер речевых характеристик. Русская речь 1987 1 С.31-40 4. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия М. Шолохова. Современник, 1976 5. Дайреджиев Б. О Тихом Доне М. Советский писатель, 1962 6. Круглов Ю. Великий писатель Земли русской.

Слово 2000 4 С.9-14 7. Кулинич А. В. Классовое и общечеловеческое в романе Тихий Дон. Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР 1991 2 С.29-34 8. Небольсин С. Шолохов, Пушкин, Солженицын. Наш современник 1992 5 С.177-186 9. Палиевский П. Шолохов сегодня. За строкой учебника М. Молодая гвардия,1989 С.230-238 10. Симмонс Э. Он избрал свой путь. Вопросы литературы 1990 5 С.40-62 11. Соколов Б. В. Донская волна в Тихом Доне. Вопросы литературы 1990 5 С.3-24 12. Сухих И. Одиссея казачьего Гамлета.

Звезда 2000 10 С. 220-224. 13. Толстой Л. Н. Собрание сочинений В 22-х т Т.13 М. Худ. лит 1983. 14. Федин К. Слово о Шолохове М. Правда, 1973. 15. Федь Н. Обреченная любовь. Слово 1998 3 С. 89-106. 16. Федь Н. Парадокс гения. Молодая гвардия 1995 3 С. 254-264. 17. Федь Н. Художник и власть. Молодая гвардия 1994 3 С. 191-203. 18. Хватов А. На страже века М. Современник, 1975. 19. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1-4 М. Правда, 1975. 20. Якименко Л. Г. Тихий Дон М. Шолохова М. Советский писатель, 1958. 21. Якименко Л. Г. Избранные работы в 2-х т Т.2 М. Худ. лит 1982.

– Конец работы –

Используемые теги: Роль, моральной, оценки, характеристике, Героев, Тихого, Дона, Шолохова0.11

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Роль моральной оценки в характеристике героев "Тихого Дона" М. А. Шолохова
Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Роль казачьего движения в ходе Гражданской войны в оценке автора "Тихого Дона"
Связь казачества с белым движением Белое движение глазами Шолохова Белое движение в изображении Шолохова было тесно связано с казачеством. Казаки… Почему же всё-таки им не удалось повлиять на отрицательный исход революции? … Листницкий, убеждённый монархист, обличает подданных царя, брошенного, преданного всеми своими соотечественниками. …

Особенности изображения пейзажа в "Тихом Доне" М. Шолохова
Напр Рой Медведев в статье «ЗАГАДОК СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ (ОТВЕТ ПРОФЕССОРУ ГЕРМАНУ ЕРМОЛАЕВУ)» пишет: …конечно, в «Поднятой целине» можно встретить… В большинстве случаев пейзажные вставки встречаются в началах главок, т. е.… Достаточно часто изменение в природе предвосхищает будущие изменения в жизни людей. Так, например, мы видим…

Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.
К примеру, законом устанавливаются приоритетность области образования Гл.1,Ст.1 принципы государственная политики в области образования Гл1,Ст.2 1… Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных… Автономность образовательных учреждений. задачи законодательства Российской Федерации в области образования 1…

Стремя "Тихого Дона"
После смерти Горького Шолохов числился Первым Писателем СССР, мало что член ЦК ВКП(б) – но живой образ ЦК, он как Голос Партии и Народа выступал на… Методически никто не работал над тем. Но до всех в разное время доходили… Там сказали: а пришли-ка нам этого человека, с его бумагами. И – тот человек, и те черновики исчезли навсегда.И самый…

История развития пассажирского автомобильного транспорта. Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика. Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики... От его четкости и надежности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности строительства и сельского...

Характеристика опционов, стратегии использования, оценка стоимости
Лицо, которое продало опцион, и отвечающее на решение покупателя, называется продавцом опциона. Существует большое разнообразие контрактов, имеющих черты опционов. Много разновидностей можно найти даже среди широко распространенных финансовых инструментов.

Основные средства, их классификация, оценка, учет и выбытие основных средств. Документация ее роль и значение в бухучете
Оглавление 1. Основные средства, их классификация, оценка - 2 стр. 2. Учет поступления основных средств - 3 стр. 3. Учет выбытия основных средств -… В зависимости от назначения, с учетом натурально-вещественных признаков… Основные средства подразделяются на - активные которые непосредственно участвуют в процессе производства - станки,…

Анализ и оценка технико-эксплуатационных характеристик дисплеев
Прохождение производственно-технологической практики осуществлялось в плановом отделе ООО «Управляющая компания «Служба заказчика по… Целью прохождения практики является — закрепление и углубление теоретических… Практику проходила в плановом отделе ООО «УК «Служба заказчика по многоквартирному дому»», где установлены устаревшие…

Образ Дон Жуана в пьесе Жан-Батиста Мольера "Дон Жуан"
Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества и лицемерия. Дон Жуан - герой мировой литературы. Предыстория этого героя уходит в средние века и связана с многочисленными легендами о грешнике, одержимом тягой к…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам