рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культурное наследие Древней Индии

Культурное наследие Древней Индии - раздел Искусство, Содержание Введение Глава 1.генезис Древнеиндиской Цивилизации 4 Глава 2.рели...

Содержание Введение Глава 1.Генезис древнеиндиской цивилизации 4 Глава 2.Религия,философия ,духовная культура Древней Индии 1. Древние боги 2. Ритуалы 3. Духовная культура индийского ареала 4.Религия 5.Философия Глава 3.Литература, искусство, архитектура Древней Индии 1.Литература 2. Архитектура 3.3 Искусство Заключение Список использованной литературы Введение С самой зари цивилизации умы Индии занимала своего рода мечта о единстве.

Это единство не воспринималось как нечто навязанное извне, как стандартизация всех верований. Она была глубже, и под сенью этой мечты практиковалась широчайшая терпимость ко всем обычаям и верованиям, каждая разновидность которых принималась с уважением и даже одобрением. Дж. Неру История Древнего Востока. Издание третье переработанное. Под редакцией Кузищина авторы А . А . Вигасин , М . А . Дандамаев , М . В . Крюков, Москва,2003 - 327 С. Многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой, как для учёных, так и для широких масс людей во всем мире. Культурное наследие, оставленное нам Древними индийцами огромно это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства.

Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность.

Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране.

Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран. Среди этой дивной природы, так и тянет стряхнуть с себя земные оковы, обобщиться с нею жизнью беспреградною, и сама смерть в Индии кажется привлекательною. Е.П. Блаватская. Индия открывает перед нами уникальный религиозный символизм, выходящий за рамки пространства и времени, который существует еще с давних времен в виде различных звеньев одной и той же цепи. Хотя самые известные священные писания Индии, например, Веды, были собраны и записаны сравнительно поздно, религиозные памятники письменности существовали уже в V тысячелетии до н.э. Это подтверждают астрономические данные, встречающиеся в Махабхарате Эдвардс М.Древняя Индия. Быт, религия и культура.

Пер. с англ. С.К. Меркулова М. ЗАО Центрполиграф, 191 С Традиция, которую сегодня называют брахманизмом, говоря о смене временных циклов - пралайи и манвантары, рассказывает о возникновении Вселенной, по крайней мере, о возникновении нашей Солнечной системы.

В те времена, когда Европа пребывала в неолите, Индия обладала разработанным и завершенным религиозным символизмом и уже имела философские школы. Религиозный опыт Индии является самым полным и всеобъемлющим среди известных сегодня. И тот факт, что в большинстве своем этот опыт пришел к нам в неизменном виде, сохранив черты, присущие ему в древности, сам по себе представляет несомненный феномен и заслуживает большого внимания. Некоторые черты индийской традиции и культуры поражают западного человека, поскольку они свойственны восточному мировосприятию, но несвойственны западному менталитету Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация М 55 С Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней. Культура Индии кажется совершенно безмятежной и умиротворённой, ведь индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть.

Издавна они вели оседлый образ жизни, щедрая природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны - Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, с других сторон - моря. Все это способствовало тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений.

Когда нет необходимости тратить много сил на борьбу за существование, люди могут позволить себе жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство.

Тему своей курсовой работы, связанной с Индией я выбрала потому, что мне очень интересны традиции и обычаи этой страны. Я считаю что, для того чтобы понять эту культуру, необходимо рассмотреть Индию, как страну в целом где она находится, религиях, о традициях и достижениях в науке, архитектуре, философии и искусстве.

Древняя Индия - относится к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н. э. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до н. э 1-й половине 2-го тыс. до н. э. Хараппская цивилизация Бонгард-Левин Г.М Ильин Г.Ф. Индия в древности М 1985 79 С Ни в одной другой цивилизации религия не играла такой глубокой роли и не проникала буквально в каждую пору общественной жизни, как в Индии. Она имела и имеет огромное значение для развития социума и формирования его структуры.

В основе индийского общества лежала концепция неравенства и неравноправия людей с момента рождения. Существует жесткое деление на общественные сословия, каждому из которых предписаны определенные обязанности, и представители того или иного сословия должны им строго следовать в течение всей своей жизни.

Положение человека в обществе являлось следствием действия кармы, которая, в свою очередь, действовала на основе дхармы - универсального Священного Закона, определяющего всю жизнь и социума, и отдельного че- ловека, закона, который невозможно обойти или избежать последствий его действияДхарма - закон благочестия в Древней Индии он в ос- новном понимался как правила поведения человека и праведный об- раз жизни именно следуя всем его предписаниям, можно было наде- яться на лучшую долю как в настоящей, так и в последующих жизнях Если человек родился в рамках определенного сословия, это означало, что таково действие кармы и что человек обязан выполнять в течение своей жизни все обязанности, которые налагаются на представителя данного сословия.

Уйти от этого можно было лишь через смерть и перерождение.

Первоначально арии, заявляя о божественном происхождении деления общества на сословия, руководствовались сугубо расистскими мотивами Древняя Индия. Быт, религия, культура Пер. с англ. С.К. Меркулова М. ЗАО Центрполиграф, 2005 - 53С Позднее, конечно, эта концепция оправдывала существование привилегированных слоев общества и вызывала естественные протесты - наиболее мощной и в известной степени успешной формой такого протеста стал буддизм. Но именно благодаря тому, что она поддерживала и оп- равдывала существование привилегированных общественных групп, классов и сословий, эта концепция выжила и сохранилась.

Изучению индийского искусства посвящено множество научных работ и большое количество познавательной и научно-популярной литературы. Следует отметить, что, хотя произведения искусства Древней Индии и создавались внутри существующей системы предписаний, разработанных представителями жреческого сословия, эти произведения творили живые люди, которые всегда в основном шли от жизни. Художники и ремесленники не были жрецами, они жили в мире обыкновенных людей и в своих произведениях отражали то, что видели вокруг.

Именно благодаря этому древнеиндийское искусство с его неуемной жизненной силой отражает не столько глубины духа, сколько повседневную жизнь простых людей. Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению характеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требует поиска новых путей. Тема культурного наследия Индии действительно актуальна.

Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью - вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направление будущего развития индийской культуры.

Традиции древнеиндийской цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие индийского общества и культуры в целом. Поистине огромен клад древней Индии в общую сокровищницу мировой цивилизации. В связи с этим я и провожу данную работу, целью которой является изучить все аспекты культурного наследия ранней Индии. Задачами моей работы являются изучение теоретических источников по культуре Индии. Объектом данной работы является культурное наследие ранней Индии. Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех главы, заключения и списка используемой. Общий объём работы без приложения составил 31 страница. Глава 1. Генезис древнеиндийской цивилизации Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии. Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности, возможно, были покрыты лесами.

Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения земледельцев, а в III тысячелетии до х.э древнейшая в Южной Азии городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния.

Во II тысячелетии до х.э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I тысячелетии до х.э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то македонским наместникам, то греческим или скифским сакским правителям. Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав Кушанской державы История и культура древней Индии Тексты сост. А. А. Вигасин М. изд - во МГУ, 1990 112 С Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной землей ариев Арьяварта. Между бассейнами великих рек и в верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до х.э. древнеиндийская цивилизация.

С различными районами этой обширной равнины связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме Махабхарата. Северо-восток - средняя и нижняя часть бассейна Ганга - район повышенной влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена.

Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой, примитивным земледелием лишь к середине I тысячелетия до х.э. в упорной борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие политические и культурные центры древней Индии. Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от п-ова Декан древнеинд. Дакшина - юг. Декан представляет собой плоскогорье, сложный рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов.

Переход к цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга Культурология. История мировой культуры Хрестоматия Cogito ergo sum. Бородина С.Д Маркова А.Н Скворцова Е.М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008 - 322 С Центральную часть о-ва Шри-Ланка Цейлон составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной низменности, покрытой густыми лесами.

Соперничество между этими двумя основными областями характеризует политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало тесные связи с южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в начале христианской эры - также с Юго-Восточной Азией, Аравией и Египтом.

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной расе, однако народности южной части полуострова Индостан и Шри-Ланки по некоторым расовым признакам темный цвет кожи и волос и др. близки к австралоидам. Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен северо-востока относится к южномонголоидной расе. На севере ныне преобладают индоевропейские языки хинди, бенгальский и др на юге - дравидийские например, тамильский, ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая языки тибето-бирманские и мунда. Большая часть антропологически однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском сингальском языке, меньшая - на дравидийском тамильском. Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков арии проникли в Индию во II тысячелетии до х.э. Возможно, в древности дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда - на северо-востоке.

Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тысячелетия до х.э появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии преимущественно в начале христианской эры. В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

Всю древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие периоды Древнейшая цивилизация Индская датируется примерно XXIII- XVIII вв. до х.э. возникновение первых городов, образование ранних государств. Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев.

Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до х.э. именуется ведийским - по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа ранний XIII-Х вв. до х.э. характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний - социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств IX- VI вв. до х.э главным образом в долине Ганга. Буддийский период V-III вв. до х.э время возникновения и распространения буддийской религии.

Памятники, связанные с буддизмом, являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения социально-экономической и политической истории данный период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

II в. до х.э V в. х.э. можно рассматривать как классическую эпоху древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии. Южная Азия - одна из тех областей древнего мира, для которых особенно характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные отношения кастовый строй, так и культурные традиции.

Многие произведения на литературных языках древней Индии санскрите, пали до сих пор почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали. Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран Ближнего Востока памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой письменности и реконструкции мертвого языка.

Фонд письменных источников, находящихся в распоряжении соврмененного индолога, поистине необозрим, поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным образом грамматики Панини IV в. до х.э. Однако, с другой стороны, возникают значительные сложности при исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими поколениями в качестве священного наследия.

Литература представлена главным образом религиозными гимнами Ригведа и другие веды и ритуальными комментариями, эпическими поэмами Махабхарата и Pa-маяна, сборниками назиданий и притч. Для изучения общественных отношений в качестве основных источников приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге так называемые Законы Ману, о политическом искусстве Артхашастра или о любви Камасутра. Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер.

К тому же практически все эти произведения многослойны, время и место их составления не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя непредвзятой интерпретации древнего текста. Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно в полулегендарных повествованиях.

Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья, кусочки ткани или бересты в жарком и влажном тропическом климате они не могли сохраниться.

Вместе с документами пропали, видимо, и многие литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века особо почитали и хранили, постоянно переписывая. Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях Индской цивилизации III-II тысячелетия до х.э то первые эпиграфические памятники относятся лишь к эпохе Маурьев надписи Ашоки III в. до х.э Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием.

Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют об их благочестивых деяниях - дарениях жрецам и монастырям, строительстве водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и победах в них говорится редко. Монеты в Северной Индии появились в середине I тысячелетия до х.э но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры, нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.

Длительное использование в качестве строительного материала дерева а не кирпича или камня, немногочисленность погребений вследствие распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началось сравнительно поздно, в основном лишь в XX столетии.

До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии последовательности археологических слоев на городищах. Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями Глава 2. Религия и философия Древней Индии 2.1.

Древние боги

Полагали, что жертвы вместе с дымом уносятся на небеса, а насытившиеся... В них принимали участие целые группы жрецов, каждый из которых выполня... Порой настойчиво повторяется имя бога, с тем чтобы получить над ним ма... Необходимо лишь осознать, выразить и воспользоваться этим тождеством. Форма брахманической прозы, перемежающей текст с комментарием, стала о...

Духовная культура индийского ареала

Атман же представляет собой индивидуально-субъективную душу. В частности, из Вед родилась мысль о том, что в мире существует вечный... редактор А.А. Ведизм О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской ... Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумб...

литература.

Монахи - теологи разрабатывают логические обоснования главных религиозных догм, нередко именуемые философией буддизма. Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам.

Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. путь, который может привести каждого к прекращению страданий. Этот путь и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа.

Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как чань и дзен. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.

Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными оча-гами распространения религии. К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие.

Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви Хинаяну малая повозка и Махаяну большая повозка было вызвано, прежде всего, различиями в социально-по-литических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связан-ная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасе-нию, которое счи-тается достижимым только через уход от мира - монашество.

Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, при-чем упор сделан на активную проповедническую деятель-ность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.

Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множе-ство толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия. Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него. Ранний Буддизм отличается простотой обрядности.

Её главным элементом является культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется нирваной. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать восьмеричному пути - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.

В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя восьмеричному пути человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении неспособность отказаться от мирских желаний.

Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного я можно достичь нирваны. 2.5.Философия В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно живые плоды, продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск света, который идет с Востока, истины о происхождении рода человеческого, которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией.

Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических.

Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем или школ и деление их на две большие группы первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед Веданта IV-II в.в. до н.э Миманса VI в. до н.э Санкхья VI в. до н.э Ньяя III в. до н.э Йога II в. до н.э Вайшешика VI-V в. до н.э Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед Джайнизм IV в. до н.э Буддизм VII-VI в. до н.э Чарвака-Локаята. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята.

Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика.

Школа Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или всеобщей пустоты, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции. Джайнизм Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений мудрецов. Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам.

По-скольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение жи-вых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда пре-обла-дали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростов-щики. Эти-ческие предписания джайнизма включают обеты прав-дивости, сдер-жанности, бесстрастности, строгий запрет воров-ства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель Джина. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.

Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна.

Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания душа скованная телом несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили отсюда Джина - Победитель собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий.

Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма. ЙогаЙога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает сосредоточение, ее основателем считается мудрец Патанджали II в. до н.э Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации.

В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности. Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится.

Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни прежде всего, это мясо. Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям. Глава 3. Литература, искусство и архитектура Древней Индии 3.1. Литература Из того, что уже было сказано, ясно, что центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы.

Древнейшие из них - веды - не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в древней Индии. Огромное внимание, которое уделялось точности передачи и истолкованию священных ведийских текстов, привело, в конечном счете, к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика.

Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений за небесными светилами, а строительство сложных алтарей - познаний в геометрии.

Так уже в поздневедийской литературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам. Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. В своем окончательном виде Махабхарата и Рамаяна стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение.

Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы - Типитаки школы тхеравады. Сочинения других школ буддизма - великой колесницы - сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском, тибетском переводах История и культура древней Индии Тексты. Пер. А.А.Вигасина и др М 1990 - 56 С Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров.

Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и для городского театра. Огромной популярностью пользовался сборник басен Панчатантра. Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод Панчатантры известен под названием Калила и Димна. Новеллы Панчатантры и самый способ построения литературного произведения оказали в средние века влияние на многие национальные литературы Тысяча и одна ночь , Декамерон и др Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников дидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу.

Большое количество стихов вошло и в трактат о политике - Артхашастру. Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей - потенциальными союзниками государя, стремящегося к завоеваниям. Из произведений научной и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н. э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая в себя несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками христианской эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории.

Впрочем, главной целью философии в древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения. Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса V в. н. э прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург.

До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является Шакунтала. Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев.

Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танны и пение имеются персонажи самые различные - от небожителей до низших слоев общества.

Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины - на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами.

Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы Мегхадута Облако-вестник. Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки - многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи.

Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее Панчатантры и Хитопадеши, с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок Тысяча и одна ночь. Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках.

Древнейшим её памятником является Курал -сборник нравоучительных изречений на тамильском языке составление его приписывается Тируваллувару - ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст. Количество дошедших до нас литературных памятников только незначительная часть того, что существовало в действительности, разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах - например в храме Аджанты штат Хайдерабад, состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э. 3.2. Архитектура Кто же создатель знаменитых ин дийских памятников? По воле прави телей в Индии строили храмы и воз водили мощные крепости. Для этого приглашали множество специалис тов, но им приходилось руководство ваться трактатами по архитектуре, а индивидуальное творчество допус калось в самой незначительной мере. История искусств возносит похвалы правителям, художественные стили, как правило, носят имена династий, а художники остаются неизвестными.

Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху.

Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом например, пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах. Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь.

От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II - I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства.

Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню. Наиболее распространенным типом архитектурного сооружения до начала нашей эры были ступы, созданные по образцу индоевропейских курганов. Ступы - это буддийские сакральные постройки, предназначенные для хранения священных реликвий, а позже интерпретированные как символическое воплощение космоса. Древнейшая ступаэпохи раннего буддизма находится в Санчи III в. до н.э Также в предшествовавшую нашей эре эпоху в монолитных скалах вырубали культовые пещеры Западные Гаты. В первую очередь возникли буддийские пещерные храмы с великолепными колонными залами! Своды с искусно и тонко обработанными каменными балками наводят на мысль, что в те времена была развита и деревянная архитектура.

Индусы и джайны также создали грандиозные культовые пещеры. В апсидах чайтъя молельня и вихара зал для собраний находились, как правило, монолитные ступы или статуи Будды. На стенах индусских храмов сохранились скульптурные изображения богов.

С точки зрения истории искусств наиболее интересны храмы на Элефанте, в Эллоре и Аджанте. Переход от пещерного храма к отдельно стоящему сооружению можно наблюдать на примере Махабали-пурама. Здешние уникальные творения VI в. еще созданы из единого монолита и по красоте и размерам уступают только храму Кайлаш в Эллоре. 3.3. Искусство В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары Северо-Запад Индии, региона Матхуры центральная часть Северной Индии и одной из областей Декана школа Амаравати. Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати.

Именно на их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма великой колесницы способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв.

Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом. Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте Западная Индия. Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени.

Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке. Несмотря на отсутствие политического единства, различие языков и верований народов Индии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохраняла сложившееся в древности единство культуры. Господствующая в Индии религия - индуизм - освящала традиционность повседневного уклада жизни.

Влияние буддийской религии, литературы, философии и искусства прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству. Заключение Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов.

В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия М 1977. Необычайно разнообразны природа и климат страны здесь живут многочисленные народности со своими верованиями, языками и культурой.

Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре - это и религиозно-философские системы буддизм и др и древнеиндийская литература, которая воздействовала на восточные и европейские страны. Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной взаимности, впервые сформулированный в Махабхарате, этика ненасилия, получившая дальнейшее развитие в творчестве Л.Н.Толстого, и многое другое.

Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению характеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи, требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью - вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей.

От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу, зависит направление будущего развития индийской культуры. Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Прежде всего, необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла большую часть своей культуры из Индии. В этом регионе сложились могущественные державы с великими культурами, оставившие такие замечательные памятники своего величия, как буддийская ступа Боро-бодур на Яве или шиваитские храмы Ангкора в Камбодже.

Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета Поликарпов В.С. Лекции по культурологии М. Гардарика , Экспертное бюро , 1997 . Сильное влияние культура Индии оказала на Запад Гете и многие другие писатели начала XIX в. читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

Начиная с Гете, большинство великих немецких философов были осведомлены в какой-то мере об учениях индийской философии. Шопенгауэр, оказавший большое влияние на литературу и психологию, открыто признавался, что находится под влиянием индийской мысли, и придерживался истинно буддийских воззрений, монистические учения Фихте и Гегеля никогда не приняли бы своей формы, если бы не существовало перевода Упани-шад. В англоязычном мире самое сильное влияние Индии испытала Америка, где Эмерсон, Торо и другие писатели Новой Англии жадно изучали индийскую религиозную литературу они оказали огромное воздействие на своих современников и последователей, особенно на Уолта Уитмена.

Через посредство Карлейля и других мыслителей немецкие философы оказали воздействие на Англию так же, как американцы - через посредство многих писателей конца XIX в таких, как Ричард Джефрис и Эдуард Карпентер. Весьма тонким и действенным оказалось влияние Махариши Ганди через посредство многих друзей Индии на Западе, на которых произвег ли впечатление его пламенная искренность и энергия оно было действенным, в частности, благодаря успеху его политики ненасилия в завоевании независимости Индии. В конце XX в. на Западе пользуются большой популярностью религиозно-философские концепции Индии рационализированные методы йоги, приемы и идеи индийского мистицизма.

Не говоря уже о том, что Упанишады, как все подлинно великие творения человеческой культуры, вызывают ответные раздумья и переживания у людей, отделенных от них сотнями и тысячами лет, проживают жизнь в мыслях, поступках, творениях своих читателей, в том числе и наших современников. Список использованной литературы Ш Столяров Д.Ю Кортунов В.В. Культурология Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей М. ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. Ш Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация М 1993. Ш Бонгард-Левин Г.М Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии Мифы и история М 1983. Ш Бонгард-Левин Г.М Ильин Г.Ф. Индия в древности М 1985. Ш Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия М 1977. Ш Индуизм, джайнизм, сикхизм.

Словарь М 1996. Ш История Востока Восток в древности М 1999. Т. 1. Ш Лысенко В.Г Терентьев А.А Шохин В.К. Ранняя буддийская философия, философия джайнизма М 1994. Ш Васильев Л. С. История религий Востока Л. С. Васильев М 1998. Ш История и культура древней Индии Тексты сост. А. А. Вигасин М. изд - во МГУ, 1990. Ш Религия в истории и культуре Учебник для вузов М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др. под ред. проф. М. Г. Писманика М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

– Конец работы –

Используемые теги: культурное, наследие, древ, Индии0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурное наследие Древней Индии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия Древней Индии и Древнего Китая
В их воображении эта страна с е роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным… Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное… Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого…

Источником политической и правовой мысли древней и последующей Индии являются Веды” ведать
С Ригведы берет начало концепция божественного закона риты который представляет собой космический порядок установленный изначально на небесах... Дхарма прежде всего обязанность Понятие прав личности в индийской... В Ведах Махабхарате Законах Ману и других древнеиндийских источниках говорится о делении общества на четыре...

Музыкальная культура древней Индии
Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством… Она считалась первым языком мира, на котором говорят и человек, и звери, и… Интервал терция воспринимался сакрально, так как цифра “3” обозначала триаду главных божеств: Брахма – создатель,…

Общественный и государственный строй в Древней Индии
Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие… Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость:… Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых…

Философия, литература, лингвистика Древней Индии
Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией.Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с… И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал… Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской…

Этика древней Индии
В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого бога. И… Конечной целью этого поиска являлись освобождение от тягот бренной жизни,… Однако эта песчинка, ее внутреннее «я», ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же…

Философия Древней Индии и Древнего Китая
В их воображении эта страна с е роскошной растительностью и почвой, скрывающей в своих недрах неиссякаемый источник плодородия, казалась земным… Китайская же народность, представляющая собой загадочное и своеобразное… Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого…

Культура Древней Индии
Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его… Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их… Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в…

Религии в Древней Индии
ПРЕДИСЛОВИЕ... ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ... ГЛАВА РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН...

Культура Древней Индии
Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на… Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным,… В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления Однако этапесчинка, ее внутреннее я , ее духовная субстанция очищенная от вульгарнойтелесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только… Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалыжертвоприношений… В брахманах-коментариях делалсяакцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с однойстороны, и…
  • Основные принципы философского мышления в Древней Индии Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм. Для джайнизма, как и… Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который… Жизнь надо Прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.…
  • Воспитание в Древней Греции и Древнем Риме Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.С семи лет мальчики-спартиаты,… К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду,… Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные…
  • Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и направления Однако этапесчинка, ее внутреннее я , ее духовная субстанция очищенная от вульгарнойтелесной оболочки столь же вечна, как и весь мир. И не только… Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалыжертвоприношений… В брахманах-коментариях делалсяакцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с однойстороны, и…
  • Культура Древней Индии Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и… Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека…