рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Крестовый поход детей

Работа сделанна в 1998 году

Крестовый поход детей - Курсовая Работа, раздел История, - 1998 год - Смоленский Государственный Педагогический Университет Кафедра Всеобщей Истор...

Смоленский Государственный педагогический университет Кафедра всеобщей истории Студент 4 курса факультета История и право . Купченко Константин Владимирович.Курсовая работа на тему Крестовый поход детей . Научный руководитель д.и.н профессор Ивонин Ю.Е. Смоленск 1998. Содержание Введение. 3 Крестовый поход, называемый детским, 1212 год 3 Причины крестовых походов. 4 Глава 1. Юный проповедник крестового похода детей - Стефан из Клуа. 11 Глава 2. Крестный путь германских детей. 15 Глава 3. Крестный путь французских детей. 21 Глава 4. Трагический финал. Что осталось в памяти европейцев о крестовом походе детей. 23 Заключение. 26 Список литературы. 28 Знойным засушливым летом 1212 г. произошло событие, которое известно нам как детский крестовый поход.

Хронисты XIII в. подробно описывали феодальные свары и кровавые войны, но не удостоили пристальным вниманием эту трагическую страницу средневековья.

О детских походах упоминают иногда кратко, одной-двумя строчками, иногда отводя их описанию полстранички свыше 50 средневековых авторов из них только более 20 заслуживают доверия, поскольку они либо собственными глазами видели юных крестоносцев, либо, опираясь на рассказы очевидцев, вели свои записи в годы, близкие к событиям 1212 года. Да и сведения этих авторов очень отрывочны.

Вот, например, одно из упоминаний о крестовом походе детей в средневековой хронике Крестовый поход, называемый детским, 1212 год В означенную эпоху была предпринята смехотворная вылазка дети и несмышленые люди поспешно и необдуманно выступили в крестовый поход, движимые скорее любопытством, нежели заботой о спасении души. В эту экспедицию отправились дети обоего пола, отроки и отроковицы, да не только малые дети, но и взрослые, замужние женщины и девицы - все они шли толпами с пустыми кошельками, наводнив не только всю Германию, но и страну Галлов и Бургундию.

Ни друзья, ни родственники никоим способом не могли удержать их дома они пускались на любые уловки, чтобы отправиться в путь. Дело дошло до того, что повсюду, в деревнях и прямо в поле люди оставляли свои орудия, бросая на месте даже те, что были у них в руках, и присоединялись к шествию. Поскольку, встречаясь с подобными событиями, мы нередко являем собой крайне легковерную толпу, многие люди, усмотрев в сем знак истинного благочестия, исполненного Духа Божия, а не следствие необдуманного порыва, спешили снабдить странников всем необходимым, раздавая им продовольствие и все, в чем они нуждались.

Клирикам же и некоторым иным, обладавшим более здравым суждением и обличавшим сие хождение, которое они находили совершенно вздорным, миряне давали яростный отпор, упрекая их в неверии и утверждая, что они противились этому деянию более из зависти и скупости, нежели ради истины и справедливости.

Между тем всякое дело, начатое без должного испытания разумом и без опоры на мудрое обсуждение, никогда не приводит ни к чему благому. И вот, когда эти безумные толпы вступили в земли Италии, они разбрелись в разные стороны и рассеялись по городам и весям, и многие из них попали в рабство к местным жителям. Некоторые, как говорят, добрались до моря, и там, доверившись лукавым корабельщикам, дали увезти себя в другие заморские страны. Те же, кто продолжил поход, дойдя до Рима, обнаружили, что дальше идти им было невозможно, поскольку они не имели поддержки от каких-либо властей, и им пришлось наконец признать, что трата сил их была пустой и напрасной, хотя, впрочем, никто не мог снять с них обета совершить крестовый поход - от него были свободны лишь дети, не достигшие сознательного возраста, да старики, согбенные под тяжестью лет. Так, разочарованные и смущенные, пустились они в обратный путь. Привыкнув когда-то шагать из провинции в провинцию толпой, каждый в своей компании и не прекращая песнопений, они теперь возвращались в молчании, поодиночке, босоногие и голодные.

Их подвергали всяческим унижениям, и не одна девушка была схвачена насильниками и лишена невинности. Жорж Дюби Европа в Средние Века. Смоленск Полиграмма , 1994г стр. 68-69. Самое детальное повествование о детских крестовых походах содержаться в хронике цистерцианского монаха Альбрика де Труафонтэн аббатство Шалона на Марне, но это-то повествование, как выяснено учеными, является и наименее достоверным.

Сколько-нибудь связное освещение фактическая история детских крестовых походов получила только в произведениях, написанных 40-50 лет спустя после описываемых в них событий в компилятивном сочинении французского монаха-доминиканца Винцента из Бовэ Историческое зерцало, в Большой хронике английского монаха из Сент-Олбанса Матвея Парижского и в некоторых других, где исторические факты, однако, почти целиком растворяются в авторской фантазии.

Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М Главная редакция восточной литературы издательства Наука , 1980г стр. 259. Религиозные авторы последующих веков по понятным причинам обходили молчанием страшный сюжет. А просвещенные светские писатели, даже самые злоязычные и беспощадные, считали, по-видимому, напоминание о бессмысленной гибели почти ста тысяч детей ударом ниже пояса, недостойным приемом в полемике с церковниками.

Маститые же историки видели в нелепом предприятии детей лишь очевидную бесспорную глупость, на исследование которой нецелесообразно затрачивать умственный потенциал. И потому детскому крестовому походу уделяются в солидных исторических исследованиях, посвященных крестоносцам, в лучшем случае считанные страницы между описаниями четвертого 1202-1204 и пятого 1217-1221 крестовых походов.

Единственным основательным исследованием детского крестового похода остается книга Джорджа Забриски Грея, изданная в 1870 г. и переизданная сто лет спустя.

Американский католический священник польского происхождения был безмерно удивлен почти полным забвением столь значительного события, и это подвигло Грея на создание его первой и последней книги, для написания которой пришлось буквально по крохам собирать сведения о крестовом походе детей, рассеянные в хрониках XIII в. Грей грешил лирическими отступлениями, многословием и излишней для историка сентиментальностью. Но прошло вот уже более ста лет, а книга писателя-дилетанта по-прежнему вне конкуренции.

Достойного соперника и опровергателя ее не нашлось. Не по нехватке талантов, а по недостатку рвения. А между тем наш век бросил страшный отсвет на ту давнюю трагедию. Нет, новые средневековые документы о детском крестовом походе не обнаружены, но сегодня он видится нам другим, увы, уже менее исключительным. В. Задорожный Игра, ставшая трагедией. Атеистические чтения. М Издательство политической литературы, 1990г 20. Так что же произошло Знойным засушливым летом 1212 г Для начала обратимся к истории, рассмотрим причины крестовых походов вообще и поход детей в частности.

Причины крестовых походов. Уже довольно давно Европа с тревогой смотрела на то, что происходило в Палестине. Рассказы возвращавшихся оттуда в Европу паломников о претерпеваемых ими в Святой Земле преследованиях и оскорблениях волновали европейские народы. Мало-помалу создалось убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни.

Но для того, чтобы на это предприятие Европа в течение двух столетий высылала многочисленные полчища разнообразных народностей, надо было иметь особые основания и особую обстановку. Причин было в Европе немало, которые помогали осуществлению мысли о крестовых походах. Средневековое общество вообще отличалось религиозным настроением поэтому подвиги за веру и на благо христианства были особенно понятны в то время. В XI веке усилилось и получило большое влияние клюнийское движение, которое вызвало еще большее стремление к духовным подвигам.

По мнению Жоржа Дюби, крестовые походы были своеобразной формой паломничества. Ибо паломничество было формой покаяния, испытания, средством очищения, подготовкой к Судному дню. Это был также и символ отдать швартовы и взять курс на Ханаан было как бы прелюдией к земной смерти и обретению другой жизни. Паломничество было и удовольствием путешествие по далеким странам доставляло развлечение удрученным серостью этого мира. Путешествовали группой, компанией приятелей.

И, отправляясь в Сантьяго-де-Компостела или в Иерусалим, рыцари брали с собой оружие, рассчитывая слегка потеребить неверных в ходе таких путешествий и оформилась идея священной войны и крестовых походов. Паломничество мало чем отличалось от путешествий, периодически предпринимавшихся рыцарями, спешившими на службу при дворе сеньора. Только на этот раз речь шла о службе другим сеньорам - святым. Жорж Дюби Европа в Средние Века. Смоленск Полиграмма , 1994г стр. 61-62. Большое значение для крестовых походов имело и возвышение папства. Папы понимали, что если они станут во главе движения в пользу освобождения Гроба Господня и освободят его, то их влияние и величие достигнут необычайных размеров.

Уже папа Григорий VII мечтал о крестовом походе, но привести его в исполнение не смог. Кроме того, для всех классов средневекового общества крестовые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения.

Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом.

Итак, наряду с религиозным одушевлением, охватившим Европу, были и другие, чисто мирские, материальные причины для выполнения крестового похода, ибо земля та на Востоке, у неверных течет медом и млеком. В. Задорожный Игра, ставшая трагедией. Атеистические чтения. М Издательство политической литературы, 1990г 20. Опасное положение Византии также действовало на Запад, особенно на папство хотя византийская церковь и отделилась от западной, тем не менее она оставалась главным оплотом христианства на Востоке и первая принимала на себя удары врагов - нехристиан.

Папы, поддержав Византию, в случае успеха крестового похода могли рассчитывать на соединение ее с католической церковью. Настроение в Западной Европе было подготовлено к крестоносному предприятию. Умоляющие послания византийского императора Алексея Комнина о помощи доведенный до отчаяния, стесненный положением своего государства, которое стояло на краю гибели, он обратился с посланиями в Западную Европу, в которых умолял о помощи против неверных дошли до западноевропейских государей и папы как нельзя более вовремя.

Папою в конце XI века был Урбан II, француз по происхождению. На соборе в Плаценции теперь Пиаченца, в северной Италии, под его руководительством разбирались вопросы о Божьем мире Божий мир - обязательное прекращение на сравнительно длительный срок до 30 лет военных действий в той или иной стране области Западной Европы, предписывавшееся католической церковью в конце Х - XII вв. и о других полезных церковных делах.

В это самое время в Плаценцию были доставлены просьбы Алексея Комнина о помощи. Папа ознакомил собор с содержанием византийского послания собравшиеся сочувственно отнеслись к сообщению и выразили готовность пойти в поход на неверных. Р.Ю. Виппер История средних веков. М. Республика, 1993г стр.357-358. Через несколько месяцев в 1095 году Урбан II переехал во Францию, где в городе Клермоне, в южной Франции, был созван новый собор. На этот собор съехалось очень много народу.

В городе не нашлось ни одного здания, которое могло бы вместить всех присутствовавших на соборе. Огромная толпа людей разных сословий, собравшаяся под открытым небом собравшиеся с нетерпением ожидала сообщений о важных событиях. Наконец, 26 ноября Урбан II обратился к собравшимся с пламенной речью. Вот как описывают собор в Клермоне летописцы В год от воплощения Господня тысяча девяносто пятый, в то время, когда в Германии царствовал император Генрих Генрих IV 1050 - 1106 , германский король и император Священной Римской империи с 1056 а во Франции - король Филипп Филипп I 1052 - 1108 , король Франции с 1060 , когда во всех частях Европы произрастало многообразное зло и вера колебалась, в Риме был папа Урбан II, муж выдающегося жития и нравов, который обеспечивал святой церкви самое высокое положение и умел обо всем распорядиться быстро и обдуманно.

Видя, как вера христианская безгранично попирается всеми - и духовенством, и мирянами, как владетельные князья беспрестанно воюют меж собой, то одни, то другие - в раздорах друг с другом, миром повсюду пренебрегают, блага земли расхищаются, многие несправедливо содержатся закованными в плену, их бросают в ужаснейшие подземелья, вынуждая выкупать себя за непомерную плату, либо подвергая там тройным пыткам, то есть голоду, жажде, холоду, и они погибают в безвестности видя, как предаются насильственному поруганию святыни, повергаются в огонь монастыри и села, не щадя никого из смертных, насмехаются над всем божеским и человеческим услышав также, что внутренние области Романии В эпоху крестовых походов Романией назывались малоазийские территории Византии и другие области захвачены у христиан турками и подвергаются опасным и опустошительным нападениям, папа, побужденный благочестием и любовью и действуя по мановению божьему, перевалил через горы и с помощью соответствующим образом назначенных легатов распорядился созывать собор в Оверни Овернь - историческая область Франции в пределах Центрального Французского массива. в Клермоне - так называется этот город, где собрались триста десять епископов и аббатов, опираясь на свои посохи Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов М. Политиздат, 1991г стр. 8-9. Такую торжественную и, по средневековым понятиям, аргументированную увертюру к крестовым походам дает в своей Иерусалимской истории французский священник и хронист Фульхерий Шартрский, сопровождавший в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского во время похода к Эдессе.

Уже ранней весной 1096 г. войска крестоносцев выступили в поход.

Их путеводной звездой стал Святой город - Иерусалим.

Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов М. Политиздат, 1991г стр. 10-14. Разнесенная по городам и весям и многократно повторенная армией епископов, священников и монахов Клермонская проповедь с ее идеей освобождения Гроба Господня от неверных и обещанием участникам похода полного прощения грехов вызвала всеобщий духовный подъем и широчайший отклик во всем западном мире. Массы простого народа, охваченные порывом религиозного энтузиазма, устремились в святое паломничество, опередив рыцарей, которым требовалось время на подготовку снаряжения и улаживание семейных и имущественных дел. Аббат Гвиберт Ножанский пишет в своей Истории Каждый, кому быстрая молва доставляла папское предписание, шел к своим соседям и родичам, увещевая их вступить на стезю Господню, как называли тогда ожидаемый поход.

Уже возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедняков воспламенилась столь великим рвением, что никто из них не обращал внимания на скудость доходов, не заботился о надлежащей распродаже домов, виноградников и полей всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу, и дело шло о скорейшем выкупе Что сказать о детях, о старцах, собиравшихся на войну? Кто может сосчитать девиц и стариков, подавленных бременем лет Все воспевают войну, коли и не принимают в ней участия все жаждут мученичества, на которое идут, чтобы пасть под ударами мечей, и говорят Вы, молодые, вступайте в бой, а нам да будет дозволено заслужить пред Христом своими страданиями. Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-ти частях.

Часть вторая Европейский мир X-XV вв М. Интерпракс 1994г стр. 164-165. Некоторые бедняки, подковав быков, как то делают с лошадьми, и запрягши их в двухколесные тележки, на которых помещался их скудный скарб вместе с малыми детьми, тащили все это с собою когда дети эти лицезрели попадавшийся им на пути какой-нибудь замок или город, они вопрошали, не Иерусалим ли это, к которому стремятся Пока князья, нуждавшиеся в больших средствах на содержание тех, кто составлял их свиту, долго и мешковато подготовлялись к походу, простой народ, бедный средствами, но многочисленный, собрался вокруг некоего Петра Пустынника и повиновался ему, как своему предводителю Он обходил города и села, повсюду ведя проповедь, и, как мы сами видели, народ окружал его такими толпами, его одаряли столь щедрыми дарами, так прославляли его святость, что я не припомню никого, кому бы когда-нибудь были оказываемы подобные почести.

Петр был очень щедр к беднякам, раздавая многое из того, что дарили ему Вот этот-то человек, собрав многочисленное воинство, увлеченное отчасти общим порывом, а отчасти его проповедями, решился направить свой путь через землю венгров Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах.

М 1977. С. 54-57 Попутно толпы бедноты и отдельные отряды рыцарской вольницы грабили местных жителей, устраивали погромы и сами несли немалые потери.

Дошедшие летом до Константинополя крестьянские отряды были предусмотрительно переправлены в Малую Азию и в октябре 1096 г. полностью истреблены сельджуками.

В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать и крестоносные отряды феодалов.

После многочисленных стычек и долгих уговоров, обязавшись вернуть византийскому императору те земли, которые будут отвоеваны ими у турок, крестоносцы переправились в Малую Азию. На захваченных крестоносцами землях к началу XII в. было образовано четыре государства Иерусалимское королевство, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское, в которых были воспроизведены феодальные порядки, господствовавшие в Западной Европе, в более чистом, классическом виде. Огромную роль в этих государствах играла католическая церковь и специально созданные ею организации - духовно-рыцарские ордена, имевшие чрезвычайно широкие привилегии.

Успехи крестоносцев на Востоке в значительной мере обусловливались отсутствием единства в рядах самих мусульман, борьбой между мелкими местными правителями.

Как только началось сплочение мусульманских государств, крестоносцы стали терять свои владения Эдессу уже в 1144 г. Призванный поправить положение Второй крестовый поход 1147 - 1149 гг вдохновленный Бернаром Клервоским и возглавленный французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, оказался неудачным.

В 1187 г. Саладину, объединившему под своей властью Египет и Сирию, удалось овладеть Иерусалимом, что послужило причиной Третьего крестового похода 1189 - 1192 гг во главе которого стояли три европейских государя германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце.

В этом походе с небывалой силой проявились растущие англо-французские противоречия, парализовавшие военный потенциал крестоносцев после гибели Фридриха и ухода немецких отрядов. Взятая после долгой, двухлетней, осады Акра стала столицей Иерусалимского королевства. Иерусалим же остался в руках мусульман. Ричард I, не завершив свой обет, был вынужден покинуть Палестину предварительно договорившись с Саладином о разрешении паломникам и купцам в течение трех лет посещать Иерусалим после того как Филипп II, внезапно уехавший в Европу, заключил там союз против него с новым германским императором Генрихом VI. В начатом по призыву папы Иннокентия II Четвертом крестовом походе 1202 - 1204 гг пожалуй, впервые отчетливо проявились как расхождения между мирскими и религиозными устремлениями его участников, так и рост универсалистских притязаний папского престола в условиях резкого обострения отношений с Византией.

Выступив в поход против мусульман Египта, крестоносцы, задолжавшие венецианцам за перевозку по морю, вернули свой долг, завоевав соперничавший с Венецией христианский купеческий город Задар, сюзереном которого был король Венгрии, а завершили поход штурмом и разграблением Константинополя, беспощадными расправами с его жителями и уничтожением многих произведений искусства. Обоснования такого радикального изменения направленности похода самими крестоносцами не оставляют сомнения в том, что оно было далеко не случайным, хотя, возможно, и не предрешенным.

Гунтер Пэрисский так объясняет мотивы участников похода в своей Истории завоевания Константинополя Они знали, что Константинополь был для святой римской церкви мятежным и ненавистным городом, и не думали, что его покорение нашими явилось бы очень уж неугодным верховному понтифику или даже самому Богу. В особенности же к этому побуждали крестоносцев венецианцы, чьим флотом они пользовались для плавания венецианцы действовали так отчасти в надежде получить обещанные деньги, до которых народ этот весьма жаден, отчасти - потому, что город этот, сильный - множеством кораблей, притязал на главенство и господство во всем этом море Была, однако, как мы верим, и другая причина, намного более древняя по происхождению и важная чем все эти, а именно - совет благости господа, который намеревался таким образом унизить этот народ, преисполнившийся гордыней из-за своего богатства, и привести его к миру и согласию со святой вселенской церковью.

Казалось соответствующим предначертаниям божьим, чтобы народ этот, который нельзя было исправить иным способом, был бы наказан смертью немногих и потерей мирских благ, коими он владел в изобилии, и чтобы народ пилигримов обогатился добычей, взятой у гордецов, а вся их земля перешла бы в наше владение, и чтобы западная церковь украсилась священными реликвиями, которые присвоили себе недостойные греки, и вечно радовались бы им. Особенно важно еще и то, что этот часто упоминаемый нами город, который всегда был вероломен по отношению к пилигримам, поменяв, наконец, соизволением божьим, своих жителей, пребудет верным и единодушным единоверным и сможет оказывать нам тем более постоянную помощь в одолении варваров, в завоевании Святой земли и овладении ею, что находится в большой близости к ней Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М 1977г С. 232-233. В письме неизвестного рыцаря, участника событий, мы находим более лаконичное объяснение Мы выполняли дело Спасителя, такое, чтобы восточная церковь, столицей коей был Константинополь, с императором и всею своею империей признала бы себя дочерью своего главы - римского первосвященника и преданно повиновалась бы ему во всем с надлежащим смирением Там же. С. 242. После захвата половины Византийской империи планы дальнейшего похода на Восток и освобождения Гроба Господня были отставлены.

На завоеванной территории крестоносцы основали так называемую Латинскую империю в отличие от Греческой - Византийской, которая просуществовала недолго.

В 1261 г. греки снова овладели Константинополем и восстановили Византийскую империю, правда, последней так и не удалось никогда оправиться от того разгрома, которому подвергли ее христианские рыцари. Разруха, усобицы и изнурительные крестовые походы опустошали европейские города и деревни.

Люди не хотели даже думать об очередной кровавой бойне за Гроб Господень. Не унималась лишь папская курия.

Папа Иннокентий III непрестанно рассылал своих легатов, чтобы те воодушевляли массы и баронов на новый поход против неверных.

И народы воодушевлялись.

Но лишь на словах. Никто не торопился стяжать воинскую славу и сложить голову за второй рай утех даже ради того, чтобы сразу попасть в первый. Папа разражался угрозами опалы и отлучения, священники изощрялись в красноречии, а народ, надрывая глотки в криках одобрения, упрямо не желал пополнять ряды крестоносного воинства.

Как же все-таки выбить искру и разжечь пожар священной войны в столь тяжелые для церкви времена? Народ, прежде бывший что порох тогда еще не изобретенный, теперь словно мокрый валежник! Что ж, иного народа не предвидится и надобно искать кресало поискристей прежнего! Идея священной войны во имя освобождения Иерусалима от неверных, не угасала в Европе, несмотря на постигшие крестоносце в неудачи во время третьего крестового похода. После захвата рыцарями Константинополя во время четвертого крестового похода идея освобождения Гроба Господня получила новый импульс Божье дело будет успешным, если оно окажется в руках тех, кто менее всех погряз в грехах и корысти.

Так, Петр Блуасский, написавший трактат О необходимости ускорения иерусалимского похода, порицал в нем рыцарей, превративших крестовый поход в мирскую авантюру такая авантюра, утверждал он, обречена на провал. Освобождение Иерусалима удастся лишь беднякам, сильным своей преданностью Богу. Алан Лильский в одной из своих проповедей сокрушаясь о падении Иерусалима, объяснял его тем, что Бог отступился от католиков.

Он не находит себе прибежища ни у священников, ибо тут нашла себе прибежище симония продажность, ни у рыцарей, ибо для них прибежищем служат разбои, ни среди горожан, ибо у них процветает ростовщичество, а среди купцов - обман, ни у городской черни, где свило себе гнездо воровство. И - опять тот же рефрен Иерусалим спасут бедняки, те самые нищие духом, о которых говорится в Евангелии от Матфея.

Бедность рисовалась источником всех добродетелей и залогом грядущей победы над неверными. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М Главная редакция восточной литературы издательства Наука , 1980г стр. 257-258. На фоне таких проповедей многие люди того времени пришли к убеждению если обремененные грехами взрослые люди не могут вернуть Иерусалим, то невинные дети должны исполнить эту задачу, так как им поможет Бог. И тут, к радости папы во Франции появился пророк-отрок, начавший проповедовать крестовый поход.

Глава 1.

Юный проповедник крестового похода детей - Стефан из Клуа

Нет нужды ни в мечах, ни в доспехах - для покорения мусульман, будет д... И вот уже игры в рыцарей и оруженосцев заброшены, французские ребятишк... И в прежних крестовых походах участвовали дети, старики, орды магдалин... Разумеется, все это должно зажечь сердца баронов и рыцарей праведным г... М Издательство политической литературы, 1990г 20.

Крестный путь германских детей

Кельн - религиозный центр германских земель, куда стекались тысячи пал... Взрослые германцы умилялись детскому многоголосому пению Пройдем по мо... Кельнцы расходятся - гордые они вот снарядили своих детей в путь, а фр... Ведь явились те, чьи отцы терзали набегами эти изобильные земли, оскве... Правда, папа благословил поход, но вдруг эти дети выполняют коварный з...

Крестный путь французских детей

Рядом с повозкой гарцевали малолетние высокородные адъютанты вождя. Дети если и умирали в походе, то почти исключительно от солнечных удар... Задорожный Игра, ставшая трагедией. И снова ребята теснились вокруг своего кумира, снова норовили урвать л... Кораблей было семь.

Трагический финал. Что осталось в памяти европейцев о крестовом походе детей

Чарующим пением они завлекали мореплавателей к своему острову, усыплял... Четырем сотням монахов и священников, которых вместе с детьми привезли... Они видели величественные стены Иерусалима. Они прошли через Назарет, ... Третий, безымянный, вожак детей-крестоносцев растворился в безвестност... В.

Заключение

Заключение. Лишь немногие идеалисты хранили в XIII веке былой крестоносный дух. К ним относился и Людовик Святой. Повергая в ужас большинство членов своей семьи, начиная с матери Бланки Кастильской, и своих советников, он сумел увлечь армию крестоносцев, большая часть которых последовала за ним из любви скорее к нему, нежели к Христу, первый раз в 1248г. в Египет, где он попал в плен к неверным, а во второй раз в 1270г. в Тунис, где он и умер. До конца XV века и даже позднее разговоры о крестовом походе возобновлялись часто.

Но в поход никто не отправлялся. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М 1992г стр. 70. Каковы же последствия крестовых походов, как их оценить? Жак Ле Гофф утверждает, что недолговечные учреждения крестоносцев в Палестине были первым опытом европейского колониализма, и в качестве прецедента он для историка многозначителен.

Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М 1992г стр. 67. Не менее многозначителен и другой опыт крестовых походов Средневековый человек был убежден, что цель его земной жизни - подготовка к переходу в Царствие Небесное, в мир без скорби и страдания. И чем больше страданий он вынесет в земной жизни, тем больше блаженства его ожидает за гробом. Крестовые походы были своеобразной формой паломничества.

Ибо паломничество было формой покаяния, испытания, средством очищения, подготовкой к Судному дню. Это было как бы прелюдией к земной смерти и обретению другой жизни. Но неужто невинные дети должны выносить те страдания, которые выпали на их долю в благочестивом походе ко Гробу Господню? Ведь поход этот, как и все крестовые походы, по убеждению их современников, предпринимались по воле Господней. Еще одно наказание Господне за грехи человеческие? Но почему ответили безгрешные дети? Может быть, за то наказал Господь людей, отняв у них будущее на земле, что слишком часто люди пренебрегают жизнью земной, данной им от Бога? Может быть, для того и дал Господь людям земную жизнь и для того принял Христос крестную муку за людей, чтобы они достойно и радостно могли пройти свой земной путь. Как же должен человек - Венец Творения понимать Божью волю? В чем она? Как знать не память ли о трагедии потери стольких детей обратила лучший умы Европы к земной жизни тех, кого Господь сотворил по образу и подобию своему? Не память ли об этой боли утраты десятков тысяч детей ускорила приход Европы к Гуманизму и Возрождению? На мой взгляд, крестовые походы имели самое важное последствие.

Наиболее точно о нем высказался У.М. Уотт Важнейшим следствием Крестовых походов, в том числе и похода детей, было то, что именно в них Западная Европа обрела свой дух. И этот положительный результат значением намного превысил политическое и военное поражение европейцев. Уотт У. Монтгомери. Влияние ислама на средневековую Европу. М 1976г стр. 79. Несмотря на поражение, Европа продолжала прогрессировать.

Невозможно отрицать воздействие на умы слушателей - и общественное сознание в целом - рассказов многочисленных крестоносцев-пилигримов, возвращавшихся из трудных походов, в которые Запад высылал целые армии одну за другой в течение двух столетий, многое повидавших и переживших, ставших по сути уже другими людьми, с новыми идеями и требованиями к жизни.

Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-ти частях.

Часть вторая Европейский мир X-XV вв М. Интерпракс 1994г стр. 170. В умах европейцев рождались новые мысли о связях человека с Богом, о месте человека в Божьем мире. За эпохой крестовых походов наступала эпоха Возрождения.

Список литературы

Список литературы .1. Жорж Дюби Европа в Средние Века. Смоленск Полиграмма , 1994г. 2. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М Главная редакция восточной литературы издательства Наука , 1980г. 3. В. Задорожный Игра, ставшая трагедией. Атеистические чтения. М Издательство политической литературы, 1990г 20. 4. Р.Ю. Виппер История средних веков. М. Республика, 1993г. 5. Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов М. Политиздат, 1991г. 6. Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-ти частях.

Часть вторая Европейский мир X-XV вв М. Интерпракс 1994г. 7. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах.

М 1977. 8. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М 1992г. 9. Уотт У. Монтгомери. Влияние ислама на средневековую Европу. М 1976г.

– Конец работы –

Используемые теги: Крестовый, поход, детей0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Крестовый поход детей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История болезни (гепатит B, дискенезия желчевыводящих путей у детей, ИБС, неонатология, пневмония у детей, сахарный диабет у детей)
Диагноз направившего учереждения острый аппендицит. Жалобы Больная поступила с жалобами на слабость, постоянные боли в эпигастральной области и… Анамнез заболевания Начало заболевания постепенное. Боли у больной появились в… Боли купировались. 12-03-2000 больная обратилась к участковому педиатору с жалобами на умеренные, тупые боли в…

4 крестовый поход и завоевание Константинополя по хронике Робера де Клари "завоевание Константинополя"
К тому же Робер де Клари является рядовым участником крестового похода и поэтому его хроника отображает поход на Восток глазами непринужденного и не… Также в этом мероприятии приняла активное участие Венеция. Но, к сожалению,… По моему мнению, именно Венеция повлияла на изменение первоначальных целей крестового похода. Какие - же это были…

Книга Игоря Мельника. Крестовый поход. Часть 1. Ветхий Завет
На сайте allrefs.net читайте: "Книга Игоря Мельника. Крестовый поход. Часть 1. Ветхий Завет"

Установление происхождения детей, права детей
Правовая связь ребёнка с матерью возникает в силу кровного родства с ней независимо от того, состоят ли родители ребёнка в зарегистрированном… Если ребёнок родился после расторжения брака, признания брака… При рождении ребёнка от родителей, не состоявших в зарегистрированном браке, отцовство может быть установлено путём…

Крестовый поход солнца
Но, с другой стороны, быть может, именно в ней многие вопросы, оставшиеся без ответа и уточнений в предыдущих схемах, смогут найти свое полное и… Если бы мы не обнаружили следы невидимой борьбы этих двух мировоззрений в… И тем не менее, так как речь идет о глубоких метафизических проблемах, мы вынуждены будем сделать определенный экскурс…

Книга Игоря Мельника. Крестовый поход. Часть 2. Новый Завет
На сайте allrefs.net читайте: "Книга Игоря Мельника. Крестовый поход. Часть 2. Новый Завет"

Тема: «Введение в гигиену детей и подростков. Актуальные проблемы современной гигиены детей и подростков»
Челябинская государственная медицинская академия... Кафедра общей гигиены Раздел Гигиена... Актуальные проблемы гигиены детей и подростков На современном...

Византия и второй крестовый поход
Крестоносное движение охватило почти два столетия, причем столетия решающие для развития этого типа общества, аккумулировавшие наиболее значимые и… В данной работе более подробно рассмотрен второй крестовый поход. Он оставил значительный след в мировой истории. Эта тема представляет собой интерес прежде всего потому, что второй…

Плодовитость как способность к рождению детей следует отличать от фактического деторождения, которое характеризуется числом рожденных детей
Демографическое понятие рождаемости... Рождаемость массовый статистический процесс деторождения в совокупности... Демографическое употребление слова рождаемость имеет отношение прежде всего к числу рождений живых детей которые...

Особенности физического воспитания глухих и слабослышащих детей детей
Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования…» В.И. Флери Физиология глухонемых детей Известно,… В многочисленных работах по этому во¬просу указывается на значительную роль… Даже незначительные нарушения в ра¬боте вестибулярного аппарата вызывают су¬щественные изменения моторики глухих.

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Гигиена детей и подростков – это раздел профилактической медицины об охране и укреплении здоровья детей Тема ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ... Гигиена детей и подростков это раздел профилактической медицины об охране и укреплении здоровья детей...
  • Развитие у детей познавательной активности (на материале обучения детей составлению загадок) Содержание и методика опытной работы 2.1 Особенности познавательной активности у старших дошкольников 2.2 Формирование познавательной активности… Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением… Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению…
  • Принципы питания здоровых и больных детей старшего взраста(старше 1 года) Величины физиологических потребностей детей различных возрастных групп в пищевых веществах установлены с учетом функциональных и… Отклонение от этих принципов отрицательно сказывается на развитии детей. Ряд… Для детей незаменимыми являются следующие 9 аминокислот: - триптофан - лизин - метионин - треонин - гистидин -…
  • Показатели физического развития детей дошкольного возраста Измерение детей первого года жизни проводится в положении лежа горизонтальным ростомером. Ребенок укладывается на спину таким образом, чтобы голова… Правой рукой под¬водят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая… Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха на¬ходятся в одной…
  • Закаливание детей в возрасте до года Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой… Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся… Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма. Воздух, солнце и вода – это те естественные…