рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИНДИИ

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИНДИИ - раздел История, ИСТОРИЯ Ученые До Сих Пор Ведут Полемику О Возникновении И Основных Этапах Развития Ф...

Ученые до сих пор ведут полемику о возникновении и основных этапах развития феодализма в Индии1. Расхождения в периодизации объясняются тем, что вызревание феодальных отношений в Индии шло постепенно, неравномерно, нередко замедленно. Однако большинство авторов согласны с тем, что в IV—VI вв. н. э. происходит массовое формирование частного феодального землевладения большей части Индии, а с VIII до конца XVIII в. развитой феодализм характерен для всей Индии.

Замедленность и постепенность развития феодальных отношений обусловлены особенностями сложившегося еще в древности общественно-экономического уклада. Во-первых, неравноправие варново-кастового строя, унаследованного от древности, как бы «маскировало» процесс формирования классов феодального общества. Во-вторых, прочность сельской—соседской— общины, сохранявшейся на протяжении всего периода феодализма, уклад которой не менялся при различных формах правления. Феодальная рента была максимально приближена к прибавочному продукту, что лишало крестьян возможности расширенного, а нередко и простого воспроизводства, и не вызывало у феодалов стремления вкладывать средства в земледелие. При этом экономически целесообразной была натуральная рента, вследствие чего феодальная собственность типа домена или поместья не получила широкого распространения. Как правило, феодал не вмешивался в дела общины, ограничиваясь получением ренты.

В раннее средневековье преобладала государственная фео-

1 Подробнее об этом см.: История Индии в средние века. М., 1968; Ашрафян К.З. Феодализм в Индии. М., 1977; Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1977; Узловые проблемы истории Индии. М., 1981.

дальная собственность, ко времени развитого феодализма — многообразные формы феодальных владений, возникших в результате пожалований за несение службы, царских дарений знати, монастырям и .храмам, а также присвоения земли верхушкой общины. В ряде случаев возникала и своеобразная форма коллективной феодальной собственности—в брахманских, позже—в раджпутских общинах. О формах и способах дарения можно судить по одной из них, так называемой брахмадейе —владении населенной территорией с правом получения с подчиненного населения земельного налога и различных податей. Дарственная грамота делала феодала фактически не зависимым от государя, что нашло точное выражение в словах мыслителя V в. Буддхагхоши о брахмадейе: «Дарение брахману—это лучшее дарение, он пользуется им, подняв зонт (т. е. символ власти), как если бы был царем»2.

Варново-кастовое деление сохранялось, претерпевая лишь внутренние изменения, становясь более дробным и запутанным, особенно в городах. Касты ремесленников и торговцев разделялись на более или менее привилегированные. Основания выделения новых каст были многообразны. Чаще всего это происходило по профессиональному признаку, но нередко—по религиозному (приверженцы одной секты); иногда—по этническому признаку. Часто эти признаки усиливали друг друга, порою один, начальный, вытеснялся другими, как было с возникновением объединения сикхов. Сохранение варново-кастовой системы было проявлением и следствием устойчивости родовых, патриархальных и рабовладельческих отношений, усложненных этнической и религиозной разобщенностью: «Сословно-кастовая неоднородность стимулировала внутриклассовые конфликты, препятствовала формированию более или менее единых с классовой точки зрения течений и движений. Официальной, феодальной по сути, идеологии долго не противостояла идеология крестьянства. Генетическая связь значительной его части со свободным крестьянством, высокими и средними землевладельческими кастами (раджпуты, гурджары) содействовала длительному сохранению пережитков общинной идеологии...»3.

Постепенность создания и последующая устойчивость социально-экономических отношений феодализма обусловила определенную преемственность и постоянство в развитии духовной культуры. Достижения духовной культуры Древней Индии получают развитие, оформление, канонизируются. Многое в них переосмысливается, но не испытывает «коренных ломок».

В области философии окончательно оформляются и закрепляются возникшие в древности философские школы. Однако, тенденция их развития отвечает интересам господствующего

2 Цит. по: Узловые проблемы истории Индии, с. 113.

3 Ашрафян К.З. Феодализм в Индии, с. 210.

класса: усиливается идеалистическая аргументация при разработке проблем онтологии и гносеологии; этические учения даже таких школ, как буддизм и джайнизм, далеких в свой ранний период от религиозной традиции вед, приобретают ярко выраженный религиозно-этический характер. Это приводит к их сближению с брахманистской концепцией, получившей развитие уже во II—I вв. до н. э. в форме индуизма, а к XIII в., когда и джайнизм и буддизм утрачивают былое влияние, индуизм становится безраздельно господствующим направлением.

Оппозицию традиционному индуизму представляют разнообразные, усиливающиеся по мере развития феодализма и роста городов, религиозно-реформаторские учения, подобные учению бхакти, особенно в поздний период (XVII—XVIII вв.). Достаточно сильны оппозиционные настроения в литературе. Мыслители-гуманисты, поэты, писатели и драматурги, обращаются к трактовке буддийских и джайнистских источников, используют сюжеты «Махабхараты» и «Рамаяны».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А А ЖДАНОВА... В Г Иванов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИНДИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этика позднего буддизма
Процесс преобразования раннего буддизма начался в древности и, как отмечают исследователи, был связан с изменением положения монашеской общины — сангхи4. В раннем буддизме монах, посвятивш

Этика индуизма
.Упадок буддизма исследователи объясняют совокупностью социально-экономических, политических, идеологических и культурно-исторических причин. Утрата поддержки правителей могущественных империй, под

Религиозно-этическое учение бхакти
Учение бхакти возникло как одна из форм индуизма. Однако по мере развития оно наполнялось оппозиционным индуизму содержанием. В фундаментальной монографии Н. Р. Гусевой «Индуизм» дана кратка

Потустороннему нравственному идеалу
Сохранившиеся отрывки из произведений последовательных материалистов школы локаяты «свидетельствуют о том, что они... опровергают идеализм со всеми его аксессуарами: религиозностью, верой в священн

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИТАЕ
Крушение Ханьской династии после четырех столетий ее господства (II в. до н. э.—нач. III в. н. э.) в огне мощного народного восстания «Желтых повязок» и последовавшей за ним борьбы между военачальн

Конфуцианства и даосизма в эпоху Хань
В первые десятилетия правления императоров династии Хань необходимость организации управления многомиллионным населением империи потребовала системы отбора и подготовки чиновников-администраторов.

Борьба с официальной идеологией неоконфуцианства
Борьба с официальным, ортодоксальным неоконфуцианстжом в эпохи Мин и Цин принимала разнообразные формы. В образованных кругах общества велась критика философами-материалистами идеализма чжусианства

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
Развитие феодальных отношений в странах Ближнего и Среднего Востока началось в III—IV вв. н. э. Оно протекало неравномерно. На Аравийском полуострове ломка патриархального уклада, усугубленная экон

Религиозно-этическая концепция ислама.
Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания. К. Маркс подчеркивал, что «с

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ВИЗАНТИИ
Тысячелетняя история Византии (IV—XV вв.)—от возникновения раннефеодальных отношений до развитого феодализма—отличается остротой классовых столкновений, внутриполитической борьбой и почти непрерывн

Развитие византийской этики в условиях раннефеодальных отношений
(середина VII—середина IX в.) Постепенный процесс феодализации, выразившийся в переходе от «городского» общества к «деревенскому», привел к существенным переменам в социал

Религиозная и светская этика в Византии Х—XV вв.
Подъем экономики Византии в IX—XII вв., обусловленный укреплением феодальных отношений, усилением новой провинциальной знати способствовал политической стабилизации. В эпоху правления Македонской д

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ
Переход от эпохи родового строя к феодализму на землях, населенных славянскими племенами, совершался между VI и IX вв. «Киевская Русь IX—Х вв.—первое государство восточных славян, объединившее боле

Родо-племенные обычаи славян и традиции язычества
Тысячелетия родо-племенных отношений определили характер обычаев и традиций древних славянских племен, отразились в языческих верованиях. Близость к природе рождала противоречивость осмысления связ

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Развитие феодальных отношений в Западной Европе охватывает период с V по Х—XI вв. Оно совершалось на основе своеобразного синтеза отношений позднеантичного общества и экономического уклада родо-пле

Общий взгляд на этику средневековья
Многообразие этических учений эпохи феодализма при сравнительном анализе может быть сведено к трем типам: религиозно-ортодоксальному, религиозно-еретическому и светскому. Главенствующее по

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Абеляр Пьер (Петр) (1079—1142).— 7, 237, 259—260, 267. Абу Бекр Абдаллах (572/573— 634).—99. Авантиварман (Х в.).—42. Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354—430).—161

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги