рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?

Работа сделанна в 1997 году

Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? - раздел Социология, - 1997 год - Молодежь Новой России Какая Она? Чем Живет? К Чему Стремится? Содержание Введ...

Молодежь новой России Какая она? Чем живет? К чему стремится? Содержание Введение I. Молодежь о своем материальном положении 2. Работа в жизни молодых россиян 3. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи 4. О политической самоидентификации молодого поколения 5. Российская молодежь о политических лидерах страны и своей готовности к социальному протесту 6. О национально-этнических установках молодых россиян 7. Религиозность российской молодежи 8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов Основные выводы Введение Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре-декабре 1997г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему Молодежь новой России Какая она? Чем живет? К чему стремится? Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете формализованное интервью , включал две группы основную , собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно всего опрошено 1974 чел. и контрольную , представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет всего опрошено 774 чел. Принятый интервал между возрастными группами обоснован задачами исследования и прежде всего необходимостью выявить характер и особенности воздействия на изменение интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций поколений детей и отцов не только возрастных, но и социальных институциональных условий и факторов, действующих в современном российском обществе.

По этой же причине возрастные границы молодежи выбирались с учетом её включенности в общественное разделение труда начиная со студентов вузов. В контрольную же группу были включены только те представители старшего поколения, которые продолжают работать и не идентифицируют себя со статусом пенсионера.

С учетом характера формирования основного и контрольного объектов исследования сопоставительный анализ полученных данных осуществлялся, с одной стороны, на примере той части российской молодежи, у которой взросление и вхождение в общественное разделение труда происходило в годы перестройки и начала рыночных реформ.

А с другой стороны, на примере той части старшего поколения, гражданское становление которой пришлось на хрущевский и брежневский периоды советской истории.

Исследование проведено в 12-ти территориально-экономических районах РФ согласно районирования ГКС России, а также в Москве и Санкт-Петербурге по квотной выборке с соблюдением общероссийских параметров квот по полу, возрасту, национально-этническому составу и социально-профессиональной принадлежности с учетом данных ГКС РФ на 1.01.1997 г В соответствии с имеющимися статданными и задачами исследования, опрос проводился среди следующих социально-профессиональных групп молодежи рабочие предприятий, шахт и строек инженерно-техническая интеллигенция гуманитарная и творческая интеллигенция работники сферы бытовых и интеллектуальных услуг кадровые офицеры армии и милиции предприниматели малого и среднего бизнеса студенты вузов и молодежь села. В целях осуществления межпоколенческого анализа результатов исследования, в составе старшего поколения были опрошены представители тех же социально-профессиональных групп за исключением студентов. Хотя основным объектом проведенного исследования выступала молодежь нового формирующегося российского общества, и главная задача состояла в выявлении её реального социального портрета, в представленном аналитическом докладе дается сопоставительный межпоколенческий анализ.

При этом вовсе не преследуется цель противопоставить жизненные позиции, интересы и устремления детей и родителей, людей сложившихся в разных социально-экономических и политических условиях.

Основной смысл данного подхода - более рельефно высветить специфические качества современной российской молодежи, выявить те жизненные зоны, в которых начинает утрачиваться связь поколений, а также те зоны, где эта связь воспроизводится с прежней социально-нравственной и духовной направленностью.

I. Молодежь о своем материальном положении Материальное положение населения России - основа настроений и политических установок масс, её симпатий и антипатий к политикам, претензий к официальным органам власти.

Проблема материального обеспечения населения страны в последние годы составляет источник головной боли правительства, предмет острейших дебатов вокруг федерального бюджета, повод для выражения недовольства различными социальными группами.

Чем же отличается материальное благосостояние молодежи и людей старшего поколения? Как показало проведенное исследование, материальное положение молодежи достаточно далеко от уровня её запросов, но все же гораздо лучше, чем у представителей старшего поколения. Судя по данным, свое материальное положение со знаком плюс оценили 66,0 молодежи и лишь 44,5 представителей старшего поколения.

Более того, динамика оценки материального положения также свидетельствует об относительно благоприятном положении молодежи. Если у старшего поколения за последний год материальное положение ухудшилось почти у половины, а улучшилось - лишь у каждого десятого, то среди молодежи группа улучшивших свое положение преобладает над группой тех, у кого оно ухудшилось. Кроме того, в старших возрастных группах в отличии от молодежных в два раза больше людей, у кого уровень материального благосостояния снизился.

А среди молодежи в сравнении со старшим поколением почти в три раза больше тех, у кого этот уровень повысился Заметные различия в самооценках нынешнего уровня материальной обеспеченности молодежными и старшими возрастными группами, накладывают свой отпечаток и на ожидания его изменений в будущем. Так, число молодежи ожидающей дальнейшего улучшения своего материального положения, втрое больше, чем ожидающих его ухудшения.

У старшего поколения ситуация прямо обратная, хотя, как показывают предыдущие исследования РНИСиНП и других социологических центров, уровень притязаний молодежи выше, чем у старшего поколения. А следовательно, использование механизма самооценок лишь смягчает реальные различия в материальном положении. Таким образом, благосостояние молодежи явно предпочтительнее, чем благосостояние старшего поколения. Связано это, как свидетельствуют данные нашего исследования, с тем, что основная масса молодежи и профессионально, и организационно, и психологически легче адаптировалась к новым общественно-экономическим отношениям и быстрее нашла способы зарабатывать на жизнь, чем старшее поколение.

И хотя 51,0 обследованной молодежи проживает с родителями, в связи с чем, казалось бы, часть её материальных забот ложится на их плечи, однако заметного влияния на положение молодежи совместная жизнь с родителями не оказывает. Оценили свое материальное положение как удовлетворительное или благополучное 64,5 молодежи, проживающей с родителями, 68,4 - имеющих свою семью и проживающих отдельно от родителей, и 65,1 - не имеющих своей семьи, но также проживающих отдельно от родителей.

Тот факт, что молодежи удалось быстрее адаптироваться к рыночным отношениям, чем старшему поколению, особенно наглядно подтверждают данные, представленные на рис. 4, где сопоставлена доля неудовлетворенных своим материальным положением в составе представителей молодого и старшего поколения в одних и тех же социально-профессиональных группах.

На плохое материальное положение жалуется прежде всего та часть молодежи, которая работает на государственных предприятиях - 36,2 и на приватизированных предприятиях - 36,3 . Меньше доля жалующихся на плохое материальное положение среди молодежи, занятой на акционерных частных - 22,4 и частных предприятиях - 17,9 . Более того, динамика изменения материального положения лишь закрепляет эти различия. Наиболее велика доля тех, чье материальное благосостояние улучшилось за прошедший год, в составе молодежи, занятой на частных предприятиях - 48,6 ухудшилось у 14,3 . Меньше всего в составе занятых на государственных предприятиях - 18,7 ухудшилось у 23,9 . Не случайно из числа тех, кто уже работает на частных предприятиях, вернуться на государственные предприятия хотели бы всего 7,7 молодежи, а из состава молодежи, работающей на государственных предприятиях, уйти работать на частные предприятия хотел бы каждый второй.

Существенные различия по данным исследования проявляются и в динамике самооценок процесса улучшения или ухудшения материального благосостояния населения по социально-профессиональным группам. Рост материального благосостояния молодежи настраивает представителей практически всех её групп на оптимистический лад по поводу своих перспектив.

Считают, что в течение ближайшего года их материальное положение улучшится 27 молодежи и всего 9,1 старшего поколения что материальное положение ухудшится - 9,0 молодежи и 20,4 старшего поколения.

Способы, при помощи которых молодое поколение старается повысить свое материальное благосостояние, в целом не отличаются от тех, которые использует старшее поколение для достижения аналогичной цели. Разница только в том, что пятая часть молодежи значительная часть которой - сельская живет преимущественно на средства родителей. В целом же как для молодого, так и для старшего поколений основные способы улучшения своего материального положения - приработки, занятие мелким бизнесом, помощь от родственников и друзей. Таким образом, материальное положение молодежи заметно лучше, чем положение старшего поколения. Динамика изменения материального положения молодых россиян и их отцов лишь закрепляет и усиливает эту тенденцию.

Все это свидетельствует о том, что переход к рыночной экономике даже в тех варварских формах, в которых он происходит сейчас в России, в определенном смысле восстановил историческую справедливость. В обществе советского типа одним из главных критериев, определявших положение человека, был трудовой стаж, тесно связанный с возрастом.

Фактически происходила своеобразная дискриминация молодежи, недополучавшей за свой труд, и перераспределение доходов в пользу старших возрастов. В этом смысле можно согласиться с распространенной характеристикой существовавшего в прежней России общества как геронтологического. В ходе рыночных реформ произошла своеобразная инверсия. На формирующемся рынке труда молодежь заняла более выгодные позиции, что крайне болезненно воспринимается поколением отцов. Последнее оказалось дискриминированным дважды - будучи молодыми, они жили в советском обществе и недополучали как молодежная возрастная группа, а когда они дошли до возраста 35-40 лет и начали, наконец, пользоваться преимуществами советской системы, началась перестройка, а затем рыночные реформы, и они опять оказались в невыгодном положении. 2.

Работа в жизни молодых россиян

Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее престижными те п... Так, склонны работать на государственных предприятиях почти половина 4... Правда, 44,7 его представителей также хотели бы работать в частном сек... А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально, практ... И не случайно в первых трёх и седьмой парах ценностных суждений, отраж...

О политической самоидентификации молодого поколения

1,8 33,4 Политикой не интересуются 20,6 100 Итого 100 Другая точка зре... табл. Внимательно следят за информацией о политических событиях в стране 16,... Но национал-патриотизм значительной части современной молодежи - не им... Соответственно, 33,2 и 32,3 из их числа причислили себя к сторонникам ...

Российская молодежь о политических лидерах страны и своей готовности к социальному протесту

На открытый вопрос Есть ли среди российских политиков человек, котором... Немцова, Ю. Кого-то другого 1,8 3,9 3,4 11,2 ИТОГО 100 100 100 100 Что касается А. Понятно, что от гипотетической готовности взяться за оружие до реально... Из данных можно сделать вывод, что при определенных условиях к радикал...

О национально-этнических установках молодых россиян

Считают, что брак следует заключать только с представителем своей наци... Западно-Сибирский 24,1 15,9 7. Таблица 20 Какие государства россияне считают дружественными и какие в... Так, Германия и Япония попадают в список враждебных государств, но к н... табл.

Религиозность российской молодежи

Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъ... Разжиганию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлен... Анализ религиозности российской молодежи позволяет прежде всего конста... Религиозность российской молодежи.

литература, пользующаяся повышенным спросом, особенно среди молодежи и женщин. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих считает себя сторонниками традиционных религий. Сказывается здесь среди прочих причин тесная связь религиозного и национального самосознания.

Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, скажем, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни русский - поэтому православный, татарин - поэтому мусульманин. Так, к православным отнесли себя не только 56,2 колеблющихся, 24,1 верующих в сверхъестественные cилы, но и 8,8 индифферентных и даже 2,1 неверующих молодых людей. Особо подчеркнем и то, что само мировоззрение, в том числе и религиозное, многих молодых людей далеко от монолитности, его характеризует довольно сложная структура и размытость.

Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7 православных, 30,0 мусульман, 14,3 протестантов к верующим в сверхъестественные силы 6,5 православных, 6,7 мусульман, 6,3 католиков, 10,0 иудеев, а также 37,7 верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.

Уважение к своим национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не переходит в готовность слепо и беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных руководителей.

Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Тем интереснее проследить, каким видится место религиозных организаций нынешней молодежи в новых условиях общественно-политической жизни России. Так, на вопрос Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4 молодых респондентов.

Значительно больше 24,0 считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина 49,2 молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения соответственно 7,0 24,0 59,7 . Популярность этого тезиса в общественном мнении молодежи подтверждает и то, что в поддержку духовно-нравственной деятельности религиозных организаций выступают представители всех мировоззренческих групп верующие в Бога - 56,1 , колеблющиеся - 52,4 , верующие в сверхъестественные силы - 58,4 , индифферентные - 35,0 , неверующие - 34,2 , а также конфессиональных групп православных - 56,0 , мусульман - 60,0 , католиков 75,0 , протестантов - 64,3 , буддистов - 50,0 . Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции. Эти настроения и мнения, кстати, воплощаются также в гражданские действия, политическое поведение населения, что можно проиллюстрировать, например, на отношении верующих к политическим объединениям на конфессиональной основе.

Напомним, что на парламентских выборах в декабре 1995 года Христианско-демократический союз - христиане России набрали лишь 0,3 голосов электората, общероссийское мусульманское движение Нур 0,6 , а общественно-политическое движение Союз мусульман России даже не смогло собрать подписи для участия в выборах. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и другую, пока недостаточно проявляемую тенденцию наличие хотя и малого числа респондентов в мировоззренческих и конфессиональных группах, выступающих за активную роль конфессий в собственно мирской сфере - общественно-политической жизни среди верующих в Бога 10,9 , верующих в сверхъестественные силы - 3,7 , православных - 8,0 , мусульман - 10,0 . Подобные, по сути клерикальные настроения и ориентации, могут при определенных условиях ущемление национальных чувств, нарушение конституционных принципов, в первую очередь равенства религиозных организаций перед законом, использование религиозных чувств экстремистскими лидерами и т.д. расшириться.

Современная жизнь увы! дает основания для таких мрачных предположений.

Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет к разным аспектам политического бытия конфессий, в том числе государственно-церковным отношениям. Интересно в этой связи проследить, насколько уважительно в стране, где Конституция провозглашает светский характер государства, равенство конфессий перед законом, верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма.

Разумеется, тут перекрещиваются интересы различных религиозных организаций, поэтому восприятие и трактовка этой проблемы не могут быть одинаковыми.

И все же главное, как показало исследование, то, что, в отличие от некоторых религиозных руководителей, население, в том числе молодое, не соглашается с идеей исключительности одной религии.

Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5 молодых респондентов и 16,3 взрослых. Равенство религий перед законом, независимо от их вероучения и истории, поддержали 40,0 молодых и 40,8 взрослых.

Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2 и 28,2 . Как видим, хотя в нашем обществе несколько поутихли дискуссии, связанные с миссионерской деятельностью зарубежных религиозных организаций, как и доморощенных новых конфессий, но в общественном мнении разделяемом почти четвертью опрошенных существует на этот счет устойчивый иммунитет.

Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога 17,4 , а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные силы 5,7 . За равенство религий выступает большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными показателями - около среднего значения по молодежной выборке 40,0 . Знаменательно, что аналогичный показатель также среди взрослого населения - 40,8 . Среди сторонников оказывать предпочтение традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0 верующие в Бога до 18,5 неверующие. В конфессиональных группах государственный статус православия готовы поддержать 18,4 православных и 5,6 буддистов при полном отказе от этого респондентов-мусульман, католиков, протестантов, иудеев.

Идея равенства религий нашла более значительную и довольно дружную поддержку, хотя и с разными показателями, у 37,0 православных, 44,0 буддистов, 57,1 протестантов, 70,0 иудеев, 80, мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались, естественно, представители этих же конфессий - православные 24,2 , мусульмане 20,0 , буддисты 22,2 и только 14,3 протестантов.

Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны толкования ею нравственных сдержек, характера возможных действий в различных жизненных ситуациях, в том числе неординарных. Вниманию молодежи был предложен перечень действий, не поощряемых общественной моралью, тем более религиозной. Сравнение ориентаций и действий верующей молодежи с общими данными по выборке наглядно показывает, как это ни парадоксально, что в отношении к сомнительным мирским развлечениям, и даже к девиантным формам поведения, нет принципиальной разницы в ответах верующей молодежи со средними данными по выборке.

Убедиться в том, что отношение к религии, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы и по другим позициям. Так, на вопрос Чем Вы занимаетесь в свободное время? лишь 3,2 опрошенных ответили посещаю церковь религиозные объединения. При этом среди конфессиональных групп наиболее склонны посещать религиозную обитель молодые мусульмане 13,3 и протестанты 57,1 . Менее популярным у молодежи в плане проведения досуга, чем посещение церкви, является только посещение политических организаций 0,4 . Заметим, что, хотя к православным себя относят 46,3 опрошенной молодежи, около 4,0 из них посещают церковь.

На вопрос Каков Ваш обычный круг неформального общения? только 4,4 ответили единомышленники, разделяющие мои религиозные и политические взгляды. Рассматриваемая проблема очевидного обмирщения ценностей и предпочтений молодежи может быть раскрыта и путем анализа ответов на вопрос об ее идеалах.

Так, если только у 22,0 опрошенных в жизни есть идеал, которому бы хотелось подражать, то из них лишь у 11,4 в качестве идеала для подражания выступает духовный наставник.

На вопрос С кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными мыслями? лишь 3,4 опрошенных назвали духовного наставника. Небезынтересно, что среди верующих в сверхъестественные силы этот показатель составил 6,9 , то есть в два раза больше, чем в среднем. Видимо, это говорит о том, что в их жизни большую роль играют новоявленные идолы, гуру, современные колдуны и т.д. Обратимся далее к кругу вопросов, раскрывающему взаимоотношения конфессионально-мировоззренческих факторов с социально-экономическими, политическими установками и ориентациями молодежи.

В частности, ответы во всех мировоззренческих группах будь то верующая, колеблющаяся, индифферентная или неверующая молодежь - выявили одну общую тенденцию тех, кто считает, что проиграл от проводимых в России реформ, значительно больше, чем тех, кто считает, что выиграл от них. Однако среди верующих в Бога это противоречие менее острое выигравших - 13,6 , а проигравших - 20,4 , среди неверующих соответственно 12,5 и 33,8 . Ещё более разительные ответы получены на вопрос проводятся ли нынешние реформы в России в интересах молодежи, будущего страны.

В различных мировоззренческих группах ответы отличаются значительной убежденностью в том, что реформы не соответствуют интересам молодежи, будущего страны. Так считают 46,6 верующих в Бога уверены в таком соответствии только 12,3 , 43,6 колеблющихся считают, что соответствуют, 12,2 , 49,0 верующих в сверхъестественные силы считают, что соответствуют, 11,8 , 53,7 неверующих считают, что соответствуют, 11,0 . Примечательно, что на фоне отсутствия оптимизма среди значительной части молодежи относительно судеб своей страны все же верующие чуть менее пессимистично оценивают перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет. Более сдержанная позиция молодых верующих проявляется и по другим позициям.

Например, в ответах на вопрос, нравится ли им в целом сегодняшняя жизнь в России, безоговорочное да высказали 9,2 верующих и 6,8 неверующих.

Сравнительно большая склонность и тяга верующей молодежи к спокойному образу жизни, вечным жизненным ценностям проявилась и в том, что среди достижений желаемого в различных сферах наибольший интерес у нее, впрочем, как и у всей молодежи, вызывают получение хорошего образования, создание счастливой семьи, занятие любимым делом. Определенные различия между верующей и неверующей молодежью сказываются и в степени проявления интереса к политике среди группы неверующих в 1,5 раза больше, чем в группе верующих, тех, кто внимательно следит за политической информацией в стране, а также в степени участия в работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т.д. в течение последнего года группа неверующих в два раза больше участвовала в подобных акциях. Исследование также показало, что верующие менее склонны к открытым формам протеста.

Показательна в этой связи возможная реакция мировоззренческих групп в случае значительного ухудшения жизни молодежи и их семей.

Готовы при таком повороте событий принять участие в различных акциях протеста 8,2 верующих в Бога, 4,9 колеблющихся, 4,1 верующих в сверхъестественные силы, 9,5 безразлично относящихся к религии и 15,7 неверующих. В группе верующих больше проявляется и патриархальное, исконно русское понимание правильности справедливости норм социального общежития, что продемонстрировали ответы на вопрос о том, как надо относиться к Закону. Среди склонных его соблюдать во всех случаях, даже если он не вполне соответствует сегодняшним реальностям, верующих в Бога и в сверхъестественные силы меньше, чем безразличных и неверующих 7,9 и 8,2 против 13,9 и 11,0 . Значительно ближе для верующих идея не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет главное, чтобы это было справедливо соответственно 36,5 и 42,4 против 28,1 и 28,8 . Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру.

При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть более 50 неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи.

Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке. 8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов В ходе анализа результатов исследования была предпринята попытка типологизации современной молодежи по трём составляющим социальной жизни человека межличностное общение, развлекательно-рекреационные контакты помимо линии семья-учеба-работа и общественная деятельность, прежде всего - политическая или религиозная.

Все эти разновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений.

Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом. Первый тип условно назван нами СЕМЬЯНИН . Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях - с коллегами по работе учебе, а также простые и домашние формы досуга чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых. Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12 респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире около 30 молодежи - Общительный, который, в отличие от более замкнутого семьянина, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга - компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип примерно 25 респондентов подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ . Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым.

Среди развлекающихся наиболее высока доля поклонников современной музыки. Четвертый тип молодёжи можно определить как СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ . Он объединяет около 25 молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат материального, физического и интеллектуального плана, что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей.

Социально-активный тип - один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе речь идет о представителях среднего класса. Пятый тип - ОДУХОТВОРЁННЫЙ - живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно- родственными связями.

Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. Одухотворённые насчитывают в общей сложности менее 5 респондентов.

Шестой тип - ГАРМОНИЧНЫЙ - означает полноценность социальных связей и охватывает около 4 молодёжи. Наряду с социально-активным типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов. Прежде чем перейти к развернутой характеристике каждого типа, заметим, что молодежь все-таки в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью.

В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам см. табл. 22 связаны как с социально-экономическими факторами состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения, так и с культурными традиции, взгляды, предпочтения. В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.

Таблица 22 Распределение типов социальной коммуникации молодёжи по территориально-экономическим районам, в Территориально- Типы социальной коммуникации экономические районы Семьянин Общительный Развлекающийся Социально-активный Одухотворенный Гармоничный Итого Москва 25,6 25,0 23,6 17,9 3,6 4,3 100 С. -Петербург 8,3 17,4 20,1 47,2 0,7 6,3 100 Калининградская обл. 11,4 25,0 35,0 15,0 7,9 5,7 100 Северо-Западный 7,8 31,0 23,9 26,8 4,9 5,6 100 Центральный 9,4 31,9 27,6 21,7 4,3 5,1 100 Центрально-Черноземный 20,1 25,2 28,8 22,3 3,6 0,0 100 Северо-Кавказский 7,9 30,0 40,6 14,3 2,9 4,3 100 Северный 6,4 32,1 27,2 28,6 4,3 1,4 100 Волго-Вятский 7,0 30,3 23,9 27,6 7,7 3,5 100 Поволжье 14,4 30,9 18,0 26,6 7,2 2,9 100 Урал 7,8 34,7 27,7 22,0 5,7 2,1 100 Западно-Сибирский 16,6 40,7 18,6 19,3 3,4 1,4 100 Восточно-Сибирский 9,1 32,8 23,1 28,7 2,1 4,2 100 Дальневосточный 10,0 37,1 11,4 28,6 2,9 10,0 100 Отдельно хотелось бы остановиться на религиозном и политическом участии молодежи.

В целом, такой тип социальных связей охватывает 8,5 молодых людей. Однако, как уже отмечалось, только половина этой группы в действительности регулярно посещает церковь или религиозные собрания, а уж о политических тусовках и говорить не приходится участие в них молодёжи - практически единичные случаи.

Общественная деятельность больше накладывает отпечаток на предпочтения молодежи в выборе друзей, замену принятого в молодежной среде круга общения на единомышленников, возрастание роли наставников и духовных учителей в качестве идеала и человека, которому можно доверить самое сокровенное и т.п чем формирует особый образ жизни.

Среди одухотворенных и гармоничных скрыта немалая доля приверженцев нетрадиционных эзотерических культов, которые постепенно набирают популярность в молодежной среде. Вообще, в трактовке политического и религиозного облика современной молодежи следует придерживаться известной доли осторожности, ни в коем случае не переоценивая значимость этих сторон её жизни.

Религиозное или политическое участие пока в основном концентрируется вне сферы основных повседневных интересов молодого россиянина. Чем же социальная жизнь людей одного типа отличается от социальной жизни других, и какие факторы в конце концов определяют само попадание молодого человека в тот или иной тип? Начнем с первых двух групп молодежи, ориентированных либо на семью, либо на друзей. В массе своей семьянин - это молодой человек, состоящий в браке до 70 группы и имеющий детей 61,0 , который чаще проживает отдельно от родителей с собственной семьей 60,5 при 31,7 в среднем по массиву. Общительный состоит в браке и имеет собственных детей реже фактически в два раза и проживает, как правило, совместно с родителями.

Тем не менее, больше всего женатых и замужних именно среди тех, кто ограничился семейно-дружеским кругом общения. Среди погруженных в среду семья-друзья доминируют представители более старших молодежных возрастов 24-26 лет, которые в основном имеют законченное среднеспециальное или высшее образование.

В социально-профессиональном плане в этих группах заметно больше рабочих, военнослужащих и работников сферы услуг при явном меньшинстве студенчества и гуманитарной интеллигенции. Значительная часть семейных заявила о том, что материально обеспечена плохо 39,9 при 29,8 в среднем по массиву. Общительных собственное материальное положение скорее удовлетворяет сказывается меньшая семейная нагрузка и отсутствие детей. Однако доля хорошо обеспеченных была минимальной именно в этих двух группах, выключенных из активного социального участия. Много молодежи, замкнутой в устоявшемся круге родственно-дружеских связей, выявилось в Москве, а также в Кемерово, Воронеже, Казани, Владивостоке.

Проблема мегаполиса, когда одиночество или, напротив, переизбыток общения вынуждают молодежь ограничиваться только межличностными контактами, проявила себя в полной мере - доля ведущих семейный образ жизни в столице в два раза опережает среднероссийские показатели. Таким образом, одним из главных факторов, ограничивающих спектр социальной жизни современной молодежи общением преимущественно с родственниками или друзьями, а также домашними формами досуга, является наличие семьи и детей.

По сравнению с теми, кто ориентирован только на семью или друзей, молодежь, избирающая более динамичные типы социальной жизни, несколько иная. До 74 её представителей не состоят в браке, и только пятая часть имеет детей. Возраст молодежи практически не влияет на интенсивность социальной коммуникации.

Развлекающийся молодой человек может иметь любое образование, в то время как для социально-активного характерен более высокий образовательный уровень. Как правило, представители этих типов проживают с родителями, а иногда отдельно, но без семьи, что сильно отличает их от типа семейной и общительной молодёжи. Среди развлекающихся заметно выделяются жители села 16,3 при 9,2 в среднем по массиву, а среди социально- активных - гуманитарная интеллигенция 17,0 при 11,8 в среднем по массиву. Развлекательный досуг реже всего прельщает молодых военных, а социально-активный тип мало распространен среди рабочих и сельской молодёжи. Наиболее явно в этих двух группах представлено студенчество.

Представители социально-активного и развлекающегося типов больше склонны к оценке своего материального положения со знаком плюс, что безусловно, влияет на активность социальной жизни, по крайней мере на доступность тех или иных форм общения и досуга.

Направляющими факторами в выборе развлекательного или развивающего типа времяпровождения в немалой степени становятся род занятий и уровень материального благосостояния молодежи. В региональном плане наибольшее распространение подобные типы общения получили в Санкт-Петербурге причем в развивающей его разновидности - 47,2 при 24,8 в среднем по массиву. Это лишний раз подтверждает репутацию города как культурной столицы России.

Отличилась и южная Россия правда, уже с явным уклоном в развлекательность. Популярность молодёжного досуга в виде танцев и дискотек, присущего, по данным исследования, жителям сельской местности, подтверждает Ставропольский регион, имеющий тесные связи с сельской культурой. Активный образ жизни, содержательный досуг, широкий круг общения, наличие развивающих и рекреационных затрат в случае дополненности общественной компонентой понимаемой нами как религиозное или политическое участие дает наиболее полноценный тип социальной жизни - гармоничный. Социально-демографический портрет гармоничного молодого человека максимально приближен к социально-активному типу, однако именно гармоничные реже всего состоят в браке чаще это молодые мужчины, чем женщины, и - что, наверное, наиболее важно - здесь шире всего представлены предприниматели.

Позиции этой группы хотя и сравнительно малочисленной по многим проблемам окружающей действительности достаточно специфичны и нередко отличны от мнений остальных.

Менее всего выявилось гармонично общающейся молодежи в Кемерово, Сыктывкаре, Воронеже. Наконец, остановимся на группе одухотворенных - людях, избегающих общепринятых в молодежной среде форм социальных контактов как развлекательного, так и рекреационного плана, но зато имеющих в своей жизни ярко выраженную доминанту религиозного или - заметно реже - политического участия. Если гармоничная молодежь во многом похожа на социально-активную, то представители одухотворенных избирают скорее семейный тип общения правда, в несколько специфичном варианте - контакты в основном ограничены единомышленниками, разделяющими их взгляды, и ближайшими родственниками. Семейное, возрастное, а также материальное положение в этих группах фактически идентичны, однако наблюдаются существенные различия в образовательно-профессиональных характеристиках. Одухотворенные в большинстве имеют среднее образование, а доля высокообразованной молодежи здесь минимальная по массиву.

Заметно преобладание служащих и технического персонала хотя изоляцию от социума в принципе могут избирать представители любых профессиональных групп, включая студенчество. В России в целом этот тип социальной жизни распространен не очень широко.

Минимальное количество его представителей оказалось в Санкт-Петербурге. Дополнить социально-демографические портреты различных групп молодёжи целесообразно хотя бы краткой содержательной характеристикой досуга, запросов и ожиданий молодого поколения России, что прояснит контуры каждой из описанных групп.

Чем же заполнен досуг молодежи? Помимо общераспространенных встреч с друзьями 61,5 , пальму первенства безусловно держит телевидение 55,4 , ставшее доминирующей формой проведения свободного времени практически для всего населения России. Молодежный рейтинг телевизионных программ представлен в таблице 23. Добавим, что наименьшая доля тех, кто любит проводить свободное время у телевизора, в группе одухотворенных, а наибольшая - в группе гармоничных. Не менее интересными выглядят и читательские предпочтения различных групп молодежи см. табл. 24 . Чтение является третьей по популярности формой времяпровождения 45,6 . Заметим, что девять из десяти респондентов все-таки что-то читают, что отрадно само по себе в век телевидения и компьютеров.

Более того, социально-активный, одухотворенный и гармоничный типы коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет перед телевидением, оттесняя его на второй план. В представленной таблице очень наглядно проступает влияние типа социальной жизни на интеллектуальные запросы молодого человека.

Заметим однако, что выделенные читательские предпочтения вовсе не означают, что не попавшие в какой-либо список группы молодежи не читают тот или иной вид литературы совсем. В данном случае важна сама тенденция, проступающая в общей сумме выборов, где позиции одних групп существенно отличаются от позиций других.

Специфика молодежи, по-разному заполняющей свой досуг, прослеживается и на более глубоком, мировоззренчески-ценностном уровне. Судя по основным ожиданиям, жизненным целям и планам, идеалам и приоритетам, следует вести речь не просто о молодежи как однородной демографической группе, а о принципиально различных типах современной российской молодежи внутри одного поколения. Таблица 23 Интерес к телевизионным программам в различных группах молодёжи, в ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОГРАММЫ Смотрят часто Никогда не смотрят Кто предпочитает при просмотре 1. Зарубежные художественные фильмы 52,7 3,1 развлекающиеся общительные 2. Музыкально-развлекательные программы 49,5 6,7 развлекающиеся 3. Отечественные художественные фильмы 45,6 4,7 все типы 4. Информационные программы 29,5 8,2 гармоничные социально-активные семейные 5. Спортивные программы 26,5 28,1 социально-активные семейные развлекающиеся 6. Программы о путешествиях 23,6 12,2 все типы, но реже замкнутые на личностном общении 7. Игровые программы 18,4 25,0 развлекающиеся семейные 8. Мультфильмы 17,9 25,1 те, кто имеет детей 9. Аналитические программы 13,8 33,5 гармоничные социально-активные 10. Эротические программы 13,7 18,8 развлекающиеся общительные семейные 11. Исторические программы 12,0 25,3 гармоничные социально активные 12. Научно популярные программы 11,6 22,6 одухотворенные гармоничные 13. Программы о культуре и искусстве 8,7 30,3 гармоничные социально активные одухотворенные Таблица 24 Читательские предпочтения различных групп молодёжи, в ВИД ЛИТЕРАТУРЫ Читают Кто предпочитает при чтении 1. Детективы 48,4 все группы, но меньше те, кто увлекается религией или политикой 2. Научная фантастика 30,1 все группы, но больше социально-активные, общительные, гармоничные 3. Любовные романы 28,1 развлекающиеся одухотворенные 4. Проза русских и советских писателей 23,0 социально активные гармоничные 5. Книги о жизни известных людей 22,9 гармоничные социально-активные 6. Проза зарубежных писателей 15,9 социально активные гармоничные 7. Научно-популярная литература 13,0 гармоничные социально-активные одухотворенные 8. Русская и советская поэзия 12,6 гармоничные социально активные 9. Эротические произведения 9,3 развлекающиеся 10. Другой вид литературы 8,5 гармоничные одухотворенные 11. Политические мемуары 8,0 гармоничные 12. Зарубежная поэзия 4,4 гармоничные 13. Книги читать не любят 9,4 семейные общительные развлекающиеся Так, каждый четвертый семьянин считает, что вряд ли ему удастся получить хорошее образование доля тех, в чьих жизненных планах это не значилось, в два раза опережала показатели остальных типов. В то же время, здесь гораздо выше была установка собственно на семью.

Напротив, только один из десяти социально-активных молодых людей отказывал себе в возможности иметь хорошее образование меньше сомнений вызывало и то, что в будущем удастся получить престижную работу не уверены в этом были только 4,9 представителей данной группы в отличие от трети семейных или четверти общительных. В жизненных планах развлекающихся явственно звучал мотив стать богатым, в то время как свыше трети гармоничных не прочь были прославиться 4,9 в среднем по массиву. Мотив одиночества и неуверенности в себе прослеживался в группе одухотворенных. По сравнению с остальной молодежью, они чаще сомневались, что им удастся создать счастливую семью, побывать в разных странах мира многие из этой группы не ставили перед собой цель иметь престижную работу, разбогатеть таких устремлений среди одухотворенных было меньше всего. В целом, полнота социальной жизни зачастую увязывалась с ориентацией на активно-достиженческие установки в работе карьера - 20,0 гармоничных 11,2 по массиву профессиональный рост - 41,3 гармоничных и 33,7 социально-активных 24 по массиву инициативность - 30,0 гармоничных и 23,1 социально-активных 16,8 по массиву. Молодежь же, ведущая более скромную социальную жизнь, в основном ориентировалась на заработок и комфортность в работе.

Развлекающиеся желали ещё и того, чтобы работа была престижной и оставляла им больше свободного времени.

Под престижностью профессии понималась в основном юридически-финансовая сфера, однако развлекающаяся и общающаяся молодежь дополняла свои приоритеты коммерцией, а социально-активная - медициной, госслужбой, творчеством.

К слову сказать, молодежь, обогащающая свою социальную жизнь содержательным досугом, не только более интеллектуальна, но и более функционально грамотна. Компьютерные навыки социально-активных опередили всех и в полтора раза превысили показатели семейных, а иностранным языком не владела из них только треть.

В социально продвинутых группах доля тех, кто уже побывал за границей или планирует это сделать, максимальна.

Ценностные предпочтения социально-активного молодого человека оказались очень близки к стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества.

В совокупности с остальными жизненными установками, целями и планами они составляют костяк образа жизни представителя формирующегося среднего класса России.

В отличие от большинства остальных, социально-активная часть молодого поколения 90-х гораздо определеннее ориентирована на постиндустриальные ценности интересную работу, свободу, яркую индивидуальность.

Именно молодежь, живущая богатой социальной жизнью, чаще считает, что следует иметь только те доходы, которые заработаны честным путем, не переступать моральные нормы, а преуспев, проявлять гуманность, помогая тем, кто менее удачлив.

Все это явно в традиции скорее западного, чем нынешнего российского менталитета.

В отличие от данного типа молодежи, которая в действительности живет не только сегодняшним, но и завтрашним днем и активно готовит себя к нему, замкнутые в круге преимущественно межличностных связей концентрируют внимание на насущных проблемах своей семьи, а одухотворенные вообще живут скорее идеалами и мечтами, чем реальной жизнью. Свыше половины из них при 20-25 у остальной молодежи имеют идеал, который далек от их непосредственного окружения - это духовные наставники, артисты, литературные герои, руководители высокого ранга и т.п. Свои сокровенные мысли они тоже готовы доверить скорее духовному пастырю, чем друзьям или родственникам.

Вместе с тем, эти молодые люди очень нуждаются в понимании и доброте среди человеческих качеств, которые одухотворенные больше всего ценят в людях, доброта опередила ум, а отзывчивость набрала максимальную по массиву популярность, что сильно отличает эту группу от остальной молодежи.

В то же время, для семейных важна ещё и обязательность, для развлекающихся - чувство юмора и уверенность в себе, для социально-активных - воспитанность, а для гармоничных - целеустремленность во всех случаях эти качества набрали максимум по сравнению с другими типами. В заключении можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов и образа жизни становятся серьезной основой для тенденций развития социальной структуры российского общества и действия факторов, предопределяющих стратификационные процессы.

Потенциальный средний класс ближайшего будущего страны может составить до трети нынешнего молодого поколения. ОСНОВНЫЕ выводы 1. Как показало проведенное исследование, российская молодежь в своём подавляющем большинстве плоть от плоти своих родителей, и преемственность этих поколений достаточно очевидна. Она проявляется и в жизненных планах, и в ценностных ориентациях, и в отношении к национальным проблемам и религии.

И хотя, разумеется, у поколений отцов и детей есть определенные отличия, но они не настолько серьезны, чтобы можно было говорить о каком-то конфликте этих поколений. Отличительные особенности молодежи касаются в основном её качеств как работников, тесно связанного с этим материального положения молодежи, её морального облика и особенностей поведения, а также роли политики в её жизни. Молодежь выгодно отличается от старшего поколения уровнем квалификации, наличием тех знаний и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда, характером трудовых мотиваций, а также готовностью учитывать требования рынка, включая переквалификацию, если это необходимо.

Частным случаем этой готовности выступает активность, с которой молодежь приобретает новые знания. 2. Материальное благосостояние молодежи становится всё лучше в отличие от благосостояния поколения их отцов, и не удивительно, что молодые люди гораздо оптимистичнее оценивают для себя последствия нынешних экономических реформ.

Главная причина этого в том, что основная масса молодежи и профессионально, и организационно, и психологически легче адаптировалась к новым общественно-экономическим отношениям и быстрее нашла способы зарабатывать на жизнь, чем старшее поколение. При этом на плохое материальное положение жалуется прежде всего молодежь, работающая на государственных и приватизированных предприятиях. Наилучшее положение у молодежи, занятой на частных предприятиях. Различия между благополучной и неблагополучной молодежью углубляются и закрепляются.

У молодежи, занятой на частных предприятиях, материальное благосостояние улучшается, а у занятых на государственных предприятиях ухудшается. Не случайно из числа тех, кто уже работает на частных предприятиях, вернуться на государственные предприятия не хотел бы почти никто, зато половина молодежи, работающей на государственных предприятиях, хотела бы уйти на частные. Фактически среди работающих на госпредприятиях идет формирование новых низов общества, концентрация неблагополучной молодежи.

В целом относительно благоприятное положение молодежи в сравнении со старшим поколением не означает, что она всем довольна и у неё нет никаких проблем. Больше всего молодежь боится сегодня остаться без средств к существованию. Страшится она и разгула преступности, потери работы и невозможности найти её после окончания учебных заведений. Боится остаться без друзей, а также возможных попыток властей ограничить свободу её действий. 3. В своих стремлениях, ценностях и жизненных целях молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить скорее о преемственности, чем о кризисе ценностей и какой-то особой меркантильности современной молодежи.

Особенно наглядно это проявляется в том, что касается базовых ценностей что важно в жизни, и к чему в ней следует стремиться обязательно, а чем можно и пожертвовать. Наиболее важными для современной молодежи оказываются возможность заниматься любимым делом и создать счастливую семью.

При всей близости базовых ценностей молодежи и старшего поколения ряд инструментальных ценностей, отвечающих не столько на вопрос что в жизни важнее, сколько на вопрос в каких условиях и как реализовать эти жизненные цели, демонстрируют основное направление изменений ценностных систем поколения, выросшего в условиях рыночных реформ. Главное в реальном ценностном сдвиге - слом коллективистско- патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, и формирование индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания - человек сам себя делающий, а следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий. 4. В группе ценностей морального плана, при достаточно большой преемственности, наблюдаются определенные изменения, которые не могут не насторожить.

В целом, опрос показал, что представления о тотальном аморализме современной молодежи и широкой распространенности различных негативных форм поведения сильно преувеличены.

Достаточно широко распространены среди молодежи курение, употребление крепких спиртных напитков, вступление в добрачные половые связи и обман ради достижения собственных целей. Что касается форм бытовой и экономической девиации употребление наркотиков, гомосексуализм, дача взяток и т.д то они затронули небольшую часть молодых россиян. Однако тревожно весьма толерантное отношение к ним в молодежной среде.

Даже к наркомании, которая из всех форм девиантного поведения встречает наибольшее осуждение среди молодежи, лояльно относится около 20 молодых россиян. Распределение различных форм девиации по группам молодежи неравномерно. Наименее распространены они среди женщин из гуманитарной интеллигенции, а шире всего - среди той относительно небольшой части молодежи, которая происходит из низших слоев общества и не смогла получить даже среднего образования. Каждая из форм отклоняющего поведения имеет свои особенности распространения и свои группы риска. При этом многие из форм бытовой девиации концентрируются в среде сельской молодежи. 5. Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет её частная жизнь, где попытки выжить и как-то упрочить свое положение дополняются активным общением с друзьями, семейными проблемами, развлечениями и саморазвитием.

Как показало исследование, следует вести речь не просто о молодежи как однородной демографической группе, а о принципиально различных типах современной российской молодежи внутри одного поколения.

Попытка типологизации с учетом особенностей межличностного общения, развлекательно-рекреационных контактов и общественной деятельности позволила выделить шесть основных типов молодых россиян, различающихся характером, интенсивностью и направленностью их социальных связей. Один из этих типов, составляющий примерно треть современной молодежи России, очень близок по характеру своего досуга и предпочтений к стандартам жизни представителей среднего класса развитых западных стран. 6. В трактовке политического облика современной молодежи следует придерживаться известной доли осторожности.

Политическое участие главным образом концентрируется вне сферы основных повседневных интересов молодого россиянина. В то же время аполитичность молодежи носит не столь тотальный характер, как это может показаться на первый взгляд. Больше половины молодых россиян хотя и эпизодически, но все же следят за происходящими в стране событиями.

Кроме того, по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта, интерес молодежи к политике растет. Формированию мнения о политике как о сфере чуждой и далекой от интересов молодежи в немалой степени способствуют ее представления о низких профессиональных и моральных качествах тех, кто сегодня находится во власти. Картина конкретных политических установок и ориентаций молодежи весьма пестрая, но при всех издержках современной жизни и убеждении, что реформы проводятся отнюдь не в её интересах, молодежь все-таки не склонна к полному отрицанию сегодняшней российской действительности, в равной степени как и тех событий, которые отделяют старое время от нынешнего. При этом относительно благополучная молодежь тяготеет к либерально-рыночным ценностям, менее благополучная - к национал-патриотическим, неблагополучная - к социалистическим. 7. Менее ярко выражены, по сравнению с более старшими возрастными группами, предпочтения молодежи в отношении основных идейно-политических течений.

Лишь треть молодых россиян смогла как-то себя индентифицировать в системе координат современного идеологического и идейно-политического спектра.

Остальные отнесли себя либо к сторонникам сочетания различных социальных идей либерализма, социализма, русской самобытности, либо не симпатизируют ни одному идейно-политическому течению. Архаичное деление общества на коммунистов и реформаторов в меньшей степени соответствует ментальности современной молодежи, нежели более политизированного старшего поколения. 8. В целом, в молодежной среде господствует плюралистическое и толерантное отношение не только к различным стандартам поведения, но и к разным типам идеологий, включая религиозные взгляды. Экстремизм, нетерпимость, агрессивность, являющиеся питательной основой фашистской идеологии, у подавляющей части российской молодежи отсутствуют.

Несмотря на наличие отдельных очагов, где имеются сторонники фашистской идеологии среди молодежи, сколь-либо серьезной социальной базы в России у этого явления в настоящее время нет, и вряд ли она появится в ближайшем будущем. 9. Подавляющее большинство среди молодежи - это те, кто коллективным формам социального протеста предпочитает индивидуальную адаптацию к возможному ухудшению условий жизни.

Однако в некоторых социальных группах молодежи уровень протестного потенциала относительно высок. Это, прежде всего, жители села, офицеры армии и милиции, работники сферы услуг и торговли, гуманитарная и творческая интеллигенция.

Причем, это не только те, кто не вписался в нынешние реалии, но и те, кто считает свое сегодняшнее материальное положение вполне благополучным, и кому уже есть, что терять. И тем не менее, даже при ухудшении социального фона, вероятность резкой радикализации значительной части молодежи сравнительно невелика, прежде всего, из-за низкого уровня ее самоорганизации, отсутствия субъектов, способных консолидировать хотя бы наиболее активную её часть. 10. Чувство национализма в целом не свойственно молодежи как и старшему поколению России.

Если и есть отдельные его проявления, то они выступают скорее следствием противоречий, порожденных происходящими в России социально-экономическими и политическими изменениями, чем собственно этническими фобиями. Основная мишень для россиян сегодня в плане этнической неприязни - представители национальностей, населяющих Кавказ, и, прежде всего, чеченцы. 11. По отношению к религии молодежь мало отличается от старшего поколения.

При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Вместе с тем, растет её увлечение различными формами нетрадиционной религиозности, новыми паранаучными верованиями. Большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, предпочло бы, чтобы они четко определили свое место в общественной жизни и функционировали в рамках своей компетенции.

При этом, в отличие от некоторых религиозных руководителей, молодежь, как, впрочем, и старшее поколение, не соглашается с идеей исключительности одной религии. За равенство религий выступает большинство во всех возрастных группах. В заключение можно сказать, что в молодежи 90-х годов заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь.

И, как показали результаты проведенного исследования, в большинстве своем молодежь готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить в ходе глобальной трансформации российского общества.

– Конец работы –

Используемые теги: Молодежь, новой, России, она, чем, живет, чему, стремится0.108

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тверская область — самая большая среди центральных областей России. Её площадь — 84,1 тыс. кв. км. Но выделяется она среди других
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ ВЕЛИКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ ТР Х МОРЕЙ...

Модернизация России как построение нового государства
Такую же примерно роль 20 лет назад играло слово «демократия». Модернизация сейчас, как демократия тогда, должна, согласно распространенным… В то же время, единого понимания модернизации в элитах нет. И очень важно,… Для значительной части экономической и административной элиты модернизация – это просто совокупность программ,…

Рыночная экономика в России и вхождение России в мировой рынок
Перед этим реферат стоят следующие задачи 1. Что такое рыночная экономика 2. Как она развивается в России 3. Россия, как один из участников на… Сравнить ее с другими развивающимися странами. Это нужно и необходимо делать,… Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. Макроэкономическая…

Царство, разделившееся в себе (о России и русских в новом зарубежье)
Таким образом, в одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире. Мощные миграционные потоки охватили все постсоветское пространство.… Мир теперь — в первую очередь совокупность диаспор, а не национальных… В восточных и северных районах Казахстана, восточных областях Украины, в Крыму русское население расселялось ранее…

Итальянская кухня нового времени, конечно, резко отличается от древней. Она более демократична, проста и рациональна
Своего рассвета кулинарное искусство в Италии достигло во вре мя Древнего... Именно в Древнем Риме впервые стали готовить салаты...

Деловая карьера, ее планирование и развитие. Освоение новой работы и адаптация в новом трудовом коллективе.
Типы поведения человека в организации… 22 2.2.3. Роль руководителя в адаптации новых сотрудников …. 3. Практическая часть …. 4. Заключительная… Кадровая политика включает в себя следующие направления работы: побор и… В деятельности руководителя трудно провести однозначную грань между управлением деятельностью организации и…

Поэт в России - больше, чем поэт
Но во все времена средипоэтов были те, кто стремился перомбороться за свободу и права человека против рабства и тирании.В России, лишенной свободной… ДалееЕвтушенко обращается к другим поэтам .Да, русские поэты были больше,… Они были совестью страны,властителями дум, выразителями народных чаяний. Иправительство воспринимало их не только как…

Формирование новой модели социального страхования в России
К их числу, несомненно, относится страхование, в том числе и социальное. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью анализа новых социальных… За последние полтора десятка лет в стране появились сотни частных страховых компаний, предлагающих своим клиентам…

МЫ И ОНИ. Краткий курс выживания в России Мы и Они. Краткий курс выживания в России
Мы и Они Краткий курс выживания в России... Владимир Соловьев...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам