рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина - раздел Социология, План. Введение.биография. 1. Современная Любовь Глазами Русско-Американского...

План. Введение.Биография. 1. Современная любовь глазами русско-американского социолога. 2. Сущность теории альтруизма: 2.1 Альтруизм, как новая область исследования; 2.2 Многообразие творческой любви; 2.3 Энергия неэгоистической любви, её производство, накопление и распределение; 4. Методы альтруистической трансформации; 3. Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму. Заключение.

Библиографический список. Введение. Что такое любовь? Этим вопросом задавались философы, поэты, прозаики, художники, театральные деятели и, наконец, люди не творческих профессий. В своей книге «О русской общественной мысли» П. А. Сорокин не раз акцентирует наше внимание на том, что тема эта не нова и рассматривалась, наверное, всеми художниками русского слова. Одним из них, без сомнения, является Ф. М. Достоевский. Анализируя одно из самых гениальных произведений писателя «Преступление и наказание», Сорокин приходит к выводу: «Убийство кого бы то ни было, даже ростовщика и грабителя, во имя какой бы то ни было идеи и цели, вплоть до самой высокой, не дозволено; ни на йоту не увеличивает счастья человечества, ни на атом не уменьшает море человеческого горя и нужды, ни на шаг не приближает к лучшей жизни - таков вывод из романа.

На пути насилия и вражды нет спасения. Без любви, без нравственного совершенствования людей не спасёт и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений». (4, 147) Сорокин обращает наше внимание на призывы писателя: «Смирись, гордый человек!» Оставь свой ложный путь, обратись на путь великой любви и любовного единения, иначе погибнешь!». (4, 148) Ещё один великий классик русской литературы - Л. Н. Толстой, рассуждает о любви так: «для того, чтобы наверное быть счастливым, надо только одно: люби, люби всех - и добрых и злых. Люби не переставая, и не переставая будешь счастлив». (4, 161) Но не только писатели обращали свой взор к теме любви.

Интересовались ею и социологи.

Так, например, Я. У. Астафьев анализирует формы любви, существовавшие на протяжении всей человеческой истории. Отношения между мужчиной и женщиной он описывает с позиций экономической антропологии, и здесь он выделяет следующие типы: военная экономика, экономика богатства, буржуазная экономика и экономика потребления. Военная экономика. В архаических обществах выделялась военная свита вождя. Любовь воспринималась, как нечто не достойное воина.

Женщина с точки зрения военных могла служить лишь продолжением рода. (5, 128) Экономика богатства. В средние века большое распространение получила так называемая «куртуазная любовь», где объектами поклонения были наиболее знатные аристократки, а воздыхатели, напротив, бедные рыцари. «Куртуазность» была не чем иным, как узаконенной неверностью. (5, 129) Буржуазная экономика. Здесь любая женщина являлась товаром. Соответственно, расцвет капитализма в Европе совпал с расцветом публичных домов и проституции. (5, 131) Экономика потребления.

Взаимодействуя с партнёром, человек с необходимостью потребляет его. Это может вызвать конфликты, непонимание и отторжение. Поэтому в современной культуре существенную роль начинают играть взаимодействия со своим «другим я», т. е. гомосексуализм, лесбийская любовь и т. д. (5, 132) Итак, актуальность данной темы на лицо. Мой интерес к изучению этого вопроса обусловлен, прежде всего, тем, что ранее я уже была знакома с некоторыми социологическими взглядами Питирима Сорокина, и они мне показались достаточно доказательными и реальными.

Теория альтруистической любви, в этом плане, не стала для меня исключением. Несмотря на то, что термин «альтруизм» был введён О. Контом (как противоположный по смыслу термину "эгоизм"), наиболее полно и глубоко раскрыл тему любви и альтруизма человек, посвятивший рассмотрению этого вопроса последние годы своей научной жизни, создатель Гарвардского исследовательского центра креативного альтруизма, один из самых выдающихся учёных мировой социологии - Питирим Александрович Сорокин.

Биография. СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 21 января 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. В десятилетнем возрасте вместе с братом Василием покинул свой дом и в течение многих лет зарабатывал на жизнь ремеслом, скитаясь по сёлам Коми края. Вскоре поступил в школу «второй ступени» в селе Гам, которую закончил в возрасте 14 лет, после чего поступил в Хреновскую учительскую семинарию Костромской губернии.

Но за революционную деятельность был арестован и исключён из семинарии. Осенью 1907г. уехал в Санкт-Петербург, а осенью 1909г после окончания Черняевских курсов, поступил в Психоневрологический институт. Из-за нежелания «быть призванным в царскую армию» (2, 58) перешёл из частного института в государственный Санкт-Петербургский университет и в 1910г. поступил на юридический факультет.

Будучи студентом третьего курса, Сорокин публикует свою работу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913). Октябрь-ноябрь 1916г успешно сдал экзамены на степень магистра, но диссертацию защитил лишь 22 апреля 1922г. из-за начавшейся революции. Вскоре Сорокин был избран членом исполкома и делегатом в комиссию по выработке закона о выборах в Учредительное Собрание. А в июле 1917г. стал секретарём премьер-министра Керенского. 2 января 1918г арестован большевиками и отправлен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости.

После освобождения, П. А. Сорокин не закончил с революционной деятельностью, и длительное время скрывался в лесах Устюга, Вологды и Архангельска, подготавливая почву для свержения власти большевиков. Когда такой изнуряющий образ жизни ему изрядно надоел, Сорокин сдался ЧК и вновь оказался в тюрьме. Был приговорён к смертной казни, но приказом Ленина перевезён в Москву и вскоре отпущен. После этого Питирим Александрович вернулся в Петроград, где вновь занялся преподавательской деятельностью и одновременно восстановлением рукописи «Система социологии». В 1920г. публикует оба тома. 23 сентября 1922г. Сорокин покинул пределы России в числе прочих профессоров и научных деятелей, и переехал в США. Сначала он читал лекции в университетах Висконсина и Иллинойса, а затем 6 лет трудился в университете штата Минесота.

За это время издал труды: «Отрывки из русского дневника» (1924), «Социология революций» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928). Весной 1929г. получил приглашение из Гарварда прочитать свои лекции, а в сентябре получил предложение возглавить кафедру социологии Гарвардского университета, руководителем которой являлся 12 лет. 1937г были опубликованы первые 3 тома книги «Социальная и культурная динамика», а в 1941г последний четвёртый том. В период с 1940-1950гг. публикует работы: «Человек и общество в условиях бедствий» (1942), «Социокультурная причинность, пространство и время» (1943), «Россия и Соединённые Штаты» (1944), «Общество, культура и личность: их структура и динамика», «Система общей социологии» (1947). В январе 1955 в возрасте 66 лет ушёл на пенсию, но продолжал свою работу в Гарвардском исследовательском центре по креативному альтруизму. Уже, будучи на пенсии, Сорокин опубликовал книги: «Причуды и недостатки современной социологии» (1956) и «Власть и нравственность» (1959), а также принимал активное участие в Международных социологических конгрессах в Нюнберге и Мехико, ездил со своими лекциями по США и другим странам. (2) 11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался.

Питирим Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чьё имя становится символом избранной им науки.

На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером и другими мэтрами социологии. 1.

Современная любовь глазами русско-американского социолога

Интеллигенту кроме жены и спутника нужна - Мадонна. В данном аспекте альтруистическая любовь, наряду с истиной и красотой,... Наиболее очевидное проявление биологической любви-энергии - родительск... 2) Во всех этих взаимодействиях производство любви происходит, по боль... В течение веков эта энергия изливалась и распространялась среди миллио...

выводы были сделаны Сорокиным на основании проведённых исследований в Гарвардском исследовательском центре по креативному альтруизму. 3. Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму.

Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму был официально открыт в феврале 1949г. В основу создания Центра были положены два основных предположения: 1. Ни один из существующих рецептов, как избежать международных военных конфликтов и гражданских войн, не может не только уничтожить, но даже заметно уменьшить эти конфликты. (2, 215) Под такими рецептами Сорокин подразумевает, прежде всего, политические средства. «Даже если завтра весь мир станет демократическим, всё равно войны и кровавые стычки не исчезнут, поскольку демократии оказываются не менее воинственными и неуживчивыми с соседями, чем автократические режимы». (2, 216) То же самое относиться и к образованию.

Сорокин отмечает, что с ростом цивилизации число учебных заведений, процент грамотных и количество научных открытий лишь увеличивалось. Однако войн не становилось меньше. Напротив, в XX веке они достигли самого высокого уровня за все предшествующие 25 веков.

То же можно сказать и о религии: даже если всех обратить в веру, то лишь единицы изменят своё поведение в сторону большей альтруистичности. (2, 215-216) 2. «Бескорыстная, созидательная любовь, о которой мы знаем всё ещё очень мало, потенциально является огромной энергией - настоящей тайной великой и завораживающей - при условии, что мы знаем, как производить её в изобилии, как аккумулировать и как использовать». (2, 217) Исходя из таких двух гипотез, Центр начал научное изучение этой мало известной энергии.

Сорокин понимал всю сложность предстоящей работы. Из-за несоответствия между сложностью изучаемой проблемы и ограниченными возможностями в материальном плане, т. к. правительство, крупные фонды и фирмы выделяют финансовые средства только на исследование тех вопросов, которые интересуют их самих, весь вклад в изучение этой проблемы становился лишь каплей в море. Тому, что Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму просуществовал достаточно длительное время и достиг в изучении этого вопроса некоторых успехов, Сорокин по большей части был благодарен главе крупнейшей фармацевтической корпорации Эли Лилли, который совершенно безвозмездно пожертвовал на нужды центра несколько сотен тысяч долларов. (2, 217-224) За время существования Центра все исследования велись в двух основных направлениях: 1) описание и формулирование рабочего определения бескорыстной созидающей любви и выяснении, каково положение с изучением данной проблемы в современной науке.

Эти труды были опубликованы в книгах: «Разработки в области альтруистичной любви и альтруистичного поведения: сборник статей» (1950), «Восстановление гуманности» и «Альтруистическая любовь» (1950). В сборнике статей описываются основные аспекты, формы и наблюдаемые проявления любви показано место данной проблемы в современной науке и философии.

А книга «Альтруистическая любовь» вобрала в себя характеристики всех христианских святых и пятисот современных американцев, которых люди считают «хорошими соседями». На этом же этапе были проведены исследования по проблеме энергии любви. Результаты были опубликованы в книге «Виды любви и её сила; типы, факторы и технические приёмы нравственного перевоплощения» (1954). Основной мыслью книги является утверждение, что бескорыстная, созидающая любовь - это сила, которая, если ею пользоваться с умом, способна: остановить агрессивные стычки между людьми и группами людей и превратить отношения из враждебных в дружеские.

В ходе исследования было доказано, что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть. (2, 224-227) 2) были проанализированы и проверены экспериментально эффективность различных методов воспитания альтруизма, начиная с древних приёмов йоги, буддизма, дзен-буддизма, суфизма, православной соматофизики, заканчивая приёмами, изобретёнными отцами великих религий и основателями монашеских орденов, как западных, так и восточных и методами различных наук. (2, 227-230) Пытаясь выяснить загадку, как и почему происходит альтруистическое перевоплощение личности, исследователи Центра провели детальный анализ этого процесса в жизни великих апостолов бескорыстной любви - Будды, Иисуса, св. Франциска Ассизского, Ганди и др. Поскольку им удалось стать живыми воплощениями любви, постольку совершенно очевидно, что они разгадали тайну альтруистической трансформации.

В Центре изучались и использовались иудейские, христианские, мусульманские и буддистские пути повышения духовной и альтруистической потенции. Как методы развития характера они мотивировали людей преодолевать эгоизм и быть альтруистами.

Техника альтруизации могла также улучшить более широкий социальный контекст отношений.

Так, Марк Томпсон изучал развитие враждебности в студенческих группах. Он показал, что поддержка доброты по отношению к противнику преобразует враждебные отношения в благоприятные. Такие отношения изучались в психиатрической лечебнице, где в фокусе были пациенты и сёстры. Неизбежно напряжённость в ходе лечения снижалась, когда каждая сторона училась исполнять роль другой.

Соучастие росло, и сёстры сменили клиническое бесстрастие на сострадание. Такие же усилия пациентов вели к снижению враждебности и лучше сказывались на лечении. Чем больше это длилось, тем лучше делалось состояние пациентов. Названные работы лишь примеры, далеко исчерпывающие размах трудов Центра и его вклад в эти проблемы. Сам Сорокин расширил и углубил обсуждение этих методик в нескольких книгах, включая «Пути и сила любви». Исследования Центра подтвердили существование закона поляризации: люди преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности.

Либо с одной стороны, ростом творческих усилий (как у Бетховена после наступления глухоты), альтруистическим перевоплощением (св. Франциск Ассизский) - это называется позитивной поляризацией. Либо, с другой стороны, люди реагируют самоубийствами, умственными расстройствами, ростом эгоизма, покорностью судьбе и т.д это негативная поляризация.

Процесс альтруистического перевоплощения проходит очень трудно и болезненно, занимая длительное время, и практически никогда не происходит внезапно. (2, 231) Глубокое понимание природы бескорыстной созидающей любви невозможно без адекватных знаний об обществе, культуре, системе ценностей, в которых живут люди. Это объясняет, почему, помимо изучения основных проблем альтруизма, исследователи центра были вынуждены изучать структуру и динамику социокультурных и ценностных систем. «Помимо того, что большое внимание было уделено этим вопросам в моих ранее вышедших книгах - «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура, личность», «Социальная мобильность», «Кризис нашего века» мне пришлось вернуться к исследованию отдельных аспектов этих проблем при работе в Центре.

Результаты моих трудов напечатаны в книгах: «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Причуды и недостатки в современной социологии» (1956), «Власть и нравственность» (1959). (2, 234) Для Сорокина и его соратников люди делаются альтруистичнее, практикуя любовь в своих социальных отношениях и позволяя сверхсознательному (Душе) всё более контролировать интеллект.

Системы норм управления этими действиями дают великие мировые религии. В западном христианстве такие нормы восходят к Десяти заповедям, Блаженствам Нагорной проповеди. Для Сорокина общество - результат объединительного действия миллионов индивидов. Если каждый из нас не будет исполнять свои функции корыстно, то мир будет лучше. И если бы каждый из нас вёл себя альтруистично, мир был бы богаче.

Для примера исключительно альтруистических сообществ можно найти в исследованиях Центра по менонитам и гуттеритам. Менониты были прекрасным выбором, занимая высокие позиции на сорокинской шкале Любви. Масштаб их альтруизма выходил далеко за пределы сообщества - к нациям и миру. Он был интенсивным и чистым, означая, что менониты осуществляли крупные акции помощи, не ожидая вознаграждения. Такое поведение было институционализировано и внедрялось в личность молодых в ходе социализации, когда альтруизм становился стабильным элементом культуры.

Убеждения менонитов связывают их, распространяя их альтруизм на всех, кто испытал утраты и страдания. Они содержат больницы, детские приюты, кредитные союзы, дома для престарелых, банки, кооперативы, страховые компании и похоронные бюро в равной мере для менонитов и неменонитов. Что заставляет людей совершать такие поступки и как альтруизм институционализируется и передаётся новым поколениям? Основательно разработан ответ на этот вопрос в статье Э. Арнольда о гуттеритах в Парагвае.

Как и менониты, они - прямые потомки швейцарских анабаптистов и учат молодых, что их время и ресурсы должны использоваться в божьем труде. Роли взрослых демонстрируют модели безэгоистичного поведения, личной ответственности, кооперации и христианской любви, подкрепляются старшими детьми, которые также отвечают за младших членов семей.

Старшие группы никого не отвергают, обеспечивая нормативные референтные точки и санкционируя поведение. Но они всегда оставляют открытыми пути, по которым непокорные могут вернуться к полному членству. Семья, однако, важнейший агент социализации. Там дети учатся всем необходимым жизненным навыкам. Старшие подростки покидают сообщество, получают образование, иной опыт, расширяющий горизонты их развития. После этого каждый свободен решать, возвращаться ли в сообщество. Большинство возвращаются и занимают ролевые позиции как образцы следующему поколению. (7, 21-22) Важнейшие разработки в области альтруизма, сделанные Гарвардским центром помогают лучше разобраться в самом понятии «альтруизм» и понять важность рассмотрения данного вопроса именно в наше время, полное разрушительных, кровавых войн и военных столкновений, эгоизма в отношениях людей.

Заключение. Прошедшие десятилетия, крупные перемены на рубеже нового тысячелетия подтвердили истинность и глубину гениальных прозрений Питирима Сорокина.

Всё более широкое признание встречает его исходное положение о том, что корень основных перемен в обществе следует искать в человеке, в изменении его духовной сферы. (8, 12) Хотя о силе или энергии «благодати любви» знали с древних времён, тем не менее, это знание редко соединялось с практикой повседневной деятельности, и за последние столетия эта практика имела тенденцию к сокращению. Внимание к этой проблеме явилось логическим результатом изучения характера современного кризиса, его причин, следствий и средств преодоления.

Что касается последнего, то Сорокин не раз акцентирует наше внимание на том, что ни политические, ни экономические средства, ни образование, ни религия - ни один из существующих и применяемых ныне способов не является эффективным. А тот факт, что в повседневной жизни не редко любовь применяется для прекращения или ослабления агрессии, натолкнул его на мысль о необходимости увеличения любви в поведении, межличностных и межгрупповых взаимоотношениях, институтах и культуре в целом, и только так можно достичь мира. Для своего исследования он впервые в социологии провёл количественный анализ социометрических характеристик известных христианских святых и современных «носителей энергии любви» (простых американцев). Для изучения проблемы собирались исторические и личные свидетельства и экспериментально проверялись гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы, нескольких группах взаимно антагонистичных индивидов.

Результаты исследования позволили сделать выводы, что альтруистическая любовь имеет целительную, умиротворяющую, гармонизирующую и облагораживающую силу, которая увеличивает здоровье и долголетие индивидов, институтов и обществ, и потому спасение человечества состоит в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством творческой любви. (1, 339-340) Однако доказательность великих прозрений российско-американского учёного, одного из крупнейших мыслителей XX в пока ещё очевидна для немногих - тех, кто смог познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач обществоведов - перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина в России.

Это важно не столько для того, чтобы заполнить пробелы в мировоззрении учёных, сколько - и это самое главное - для того, чтобы новые поколения, силы позитивной поляризации могли взять на вооружение его разностороннее учение, предвидение главных тенденций нашего времени. (8, 13) Необходимо отметить, что работы Питирима Сорокина, запрещённые в своё время советским правительством, приобретают всё больший интерес в нашей стране и постепенно возвращаются на родину, а имя учёного занимает достойное место среди имён классиков социологии.

Так, 4 февраля 1999г. в Москве начал работу симпозиум, посвящённый 110-летию со дня рождения учёного Питирима Сорокина.

В нём приняли участие более 700 учёных, специалистов, аспирантов, студентов из 14 стран, в частности, из США помимо его сына Сергея Сорокина приехали видные учёные-социологи Э. Тирикьян - профессор Дьюкского университета, любимый ученик Сорокина; Б. Джонстон - профессор, декан факультета социологии Иллинойского университета, американский биограф Сорокина; Г. Браун - профессор университета Северная Каролина и др. (6, 138) Тирикьян ярко и убедительно показал значение его предвидений. «Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения в социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого подчеркнул Тирикьян он хотел, чтобы социология сыграла конструктивную роль в перестройке российского общества в этот переходный период на основе того, что он сам знал и испытал на себе… Чтение трудов Сорокина сегодня является как бы стимулом для нашего восприятия, потому что так много его работ предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния». (6, 139) Академик Российской Академии наук Ю.В. Яковец в своём сообщении также подчеркнул непреходящую ценность идей и прозрений великого учёного, и в частности, он не обошёл вниманием и создание Сорокиным основ новой этики, базирующейся на творческом альтруизме. (6, 139) Идеи производства, накопления и распределения любви индивидами, группами, институтами, всей культурой - как у современников Сорокина, так и в наше время - вызывают иронические усмешки, многим теория альтруизма кажется утопичной.

И, тем не менее, приведённые Сорокиным убедительные свидетельства существования энергии любви, заставляют пересмотреть многие стереотипы мышления современного человечества. Для меня, теория альтруизма стала настоящим открытием и ещё больше утвердила гуманистическую направленность решения любого вопроса, научила относиться к людям с большим терпением, уважением и пониманием.

Библиографический список. 1. П. А. Сорокин «Главные тенденции нашего времени», Москва, «Наука», 1997г.; 2. П. А. Сорокин «Долгий путь», Сыктывкар, 1991; 3. П. Сорокин «Общедоступный учебник социологии», Москва, «Наука», 1994г.; 4. П. Сорокин «О русской общественной мысли», Санкт-Петербург, «Алетейя», 2000г.; 5. Я. У. Астафьев «Экономика любви: формирование гендерных стереотипов»// Социологические исследования, 2002г №11; 6. В. М. Бондаренко «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени.

К 110-й годовщине со дня рождения»// Социологические исследования, 1999г №7; 7. Б. В. Джонстон «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени// Социологические исследования, 1999г №6; 8. Ю. В. Яковец «Великие прозрения Питирима Сорокина»//Социологические исследования, 1999г №6.

– Конец работы –

Используемые теги: Любовь, альтруизм, социологии, Сорокина0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции
Предметом социологии являются социальные факты существующие вне индивида и... Задачи социологии понять что побуждает людей жить сообща почему для них стабильный социальный порядок выступает...

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции
Предметом социологии являются социальные факты существующие вне индивида и... Задачи социологии понять что побуждает людей жить сообща почему для них стабильный социальный порядок выступает...

П.А. Сорокин - крупный социолог XX века
К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой “десятке” ведущих… Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в… Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных…

Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения
Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве -… Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается… Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях.Как выше уже…

П. А. Сорокин - крупный социолог XX века
К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов… Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в… Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных…

Лекция 1: Позитивистская традиция в социологии. 1. О.Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии
Цель изучить историю формирования социологии как науки ее позитивистские... План О Конт и его роль в возникновении позитивистской социологии...

Сорокин П.А. – крупный социолог XX века
В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами… Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению… В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт.

Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии, и ее функции
Российская социологическая энциклопедия под общей ред Г В Осипова М С... Радугин А А Радугин К А Социология курс лекций е изд перераб и... Фролов С С Основы социологии Учебное пособие М Юристъ с...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Модуль 1 Лекция № 1. Предметная область социологической науки Определение социологии, ее объекта и предмета. Структура социологии
Модуль... Лекция Предметная область социологической... Определение социологии ее объекта и предмета...

ЛЕКЦИИ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА О границах социологии и ее истории
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ХРЕСТОМАТИЯ по СОЦИОЛОГИИ Часть I... ЛИЧНОСТЬ VERSUS ОБЩЕСТВО... Раздел Общество в личности личность в обществе...
  • Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины Предисловие... Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА... Глава Открытие социологии как научной дисциплины Возникновение социологии как науки Объект и предмет...
  • ЛЮБОВЬ — ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ На сайте allrefs.net читайте: ЛЮБОВЬ — ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ. Дети с небес...
  • ИСТОРИЯ социологии Психология манипуляции феномены механизмы и защита М ЧеРо Издательство МГУ с ISBN... Научная монография посвящена межличностной манипуляции Проблема... Будет интересна не только для психологов но и для психотерапевтов политологов философов Окажется полезной также...
  • История западной социологии ББК Б... Бачинин В А Сандулов Ю А... Б История западной социологии Учебник СПб Издательство Лань с Мир куль туры истории и...